Интерактивные методы на уроках музыки. Интерактивные приемы на уроках музыки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение муниципального образования Плавский район

«Молочно-Дворская средняя общеобразовательная школа»

Методическая проблема:
«Интерактивные технологии обучения на уроках музыкального искусства как необходимое условие формирования творческой активности и самореализации личности»

Педагогический опыт работы учителя музыки

Шендриковой Елены Владимировны

Декабрь 2013

Музыкальное искусство – предмет особый. В нем переплетаются множество линий образовательного процесса. Основными задачами интегрированного предмета «Музыкальное искусство» является приобщение учащихся к духовным ценностям, формирование личности с творческим мышлением, усвоение школьниками ценностей музыкальной культуры, воспитание эстетического отношения к действительности. Я уверенна, эстетическое воспитание должно быть неразрывно связано с нравственным. Эстетика без этики мертва. В связи с этим считаю, что задачи эстетического и нравственного воспитания особенно актуальны сейчас, в наше время. И в выполнении этих задач, мне как учителю эстетического цикла, отводится особая роль.

Задачи и современной школы, и предмета «Музыкальное искусство» серьезные, трудные. Как их «исполнить, как к ним приступить?». Ведь мы, учителя, особенно остро ощущаем, что в наше время произошел невиданный разрыв между культурой и образованием. «За годы учебы выпускник должен не только подготовиться к взрослой жизни, но и догнать человечество в его культурном развитии, а затем создать себя по законам культуры», - пишет В.А. Доманский, доктор педагогических наук, в статье «Жить не только в социуме, но и в культуре».

В XXI веке изменился подход к современной школе. Вопросы активизации обучения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем образования в настоящее время и помогают разрешить некоторые задачи не только в обучающем, но и в воспитательном процессе школьников. Я хочу, чтобы урок музыки не был исключением, поэтому выбрала данную методическую проблему.

Основная цель заключается в формирование творческой активности личности учащихся и её самореализации. На мой взгляд, это поможет детям выбрать правильные ориентиры в будущем, проявить свою индивидуальность и занять достойное место в жизни.

Для реализации и достижения результатов по данной проблеме ставлю перед собой такие задачи:

  1. Создание условий для творческой активности школьников;
  2. Развитие познавательного интереса и побуждение к самостоятельной

деятельности учащихся;

3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог);

4. Формирование общечеловеческих ценностей;

5. Организация атмосферы для самореализации личности.

В последнее время распространены технологии интерактивного обучения, которые стали приоритетными для меня в настоящее время и лежат в основе моей работы с учащимися. Применяя их, каждый раз убеждаюсь в том, что они помогают увидеть и раскрыть потенциал каждого ученика, дают возможность повысить его активность, способствуют здоровьесбережению школьников.

Интерактивное обучение на уроках музыкального искусства отчасти решает еще одну существенную проблему сегодняшнего времени – загруженности учащихся. Поток информации, техногенные коммуникации, компьютеризация оказывают огромное давление на наших детей.

На своих уроках я стараюсь помочь справиться с этой проблемой учащимся. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и настоящего живого общения между учениками.

«Интерактивный» (от английского inter - взаимный, act -действовать) - это обучение, погруженное в общение. Сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока.

Схема интерактивного метода

В своей работе я стараюсь использовать именно интерактивные методы. Конкретные рекомендации можно увидеть в составленных мною разработках уроков музыкального искусства, представленных ниже, и видеофрагментах. Все разработки включают в себя применение различных интерактивных технологий на разных этапах урока.

В своей работе я опираюсь на научные достижения и опыт знаменитых педагогов, музыковедов, психологов. Готовясь к своим урокам, изучаю технологии:

Гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;

Интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;

Проблемного обучения А.М. Матюшкина.

Обращаюсь к трудам Д.Б. Кабалевского, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Завадской. Эти педагоги акцентируют внимание на значимости уроков музыки как источника для сотворчества учеников и учителя.

На мой взгляд, интерактивные методы и приемы – это один из главных способов по развитию личностных ориентаций школьников.

«Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие» Галилео Галилей.

Я уверенна, для того чтобы поднять значимость предмета «Музыкальное искусство» в современной школе, вызвать интерес у детей к искусству, необходимо искать новые методические подходы к преподаванию предмета в условиях стремительного развития современной молодежи.

Система творческого взаимодействия на уроках требует и от меня высокого педагогического мастерства. Я нахожусь в постоянном поиске новых идей. Работаю над собой, чтобы сохранить психологическое равновесие и эмоциональное состояние для своих учеников. Стараюсь быть открытой, толерантной, придерживаться демократического стиля общения с детьми.

Поддерживаю эмоциональную окраску на протяжении учебного процесса, в зависимости от темы урока.

  1. Самым простым и распространенным способом «достучаться» до

каждого ученика служит простое введение: «Представьте себе, что…».

Чтобы создать непринужденную, доверительную атмосферу на уроке, часто использую фразы: «Я приглашаю вас, юные друзья, в …» или «Сегодня мы в гостях …»

Эти приемы использую и при интерпретации музыкальных произведений. Это позволяет ребятам творчески мыслить, анализировать, фантазировать и раскрывает эмоциональную сторону учащихся.

  1. «О, эврика!» (эвристическая беседа). Этот метод побуждает

учеников к самостоятельной деятельности. Вопрос может быть поставлен как проблемный в начале урока. Проблема может быть сформулирована перед слушанием и интерпретацией музыкального произведения, перед ознакомлением с новой песней. А также учащимся можно предложить сделать вывод в конце урока. В любом случае ученик должен сделать шаг в своем развитии.

  1. Работа в парах. Одним из способов вовлечения каждого

ученика в работу является организация вопросов друг другу . Это активизирует интерес, вызывает дух соревнования, усиливает мотивацию к обучению.

Другой вид работы в парах - обсуждение проблемной темы развивает навыки успешного общения между сверстниками, с другой стороны, развивает умение отстаивать свое мнение. Например, урок в 8 классе в разделе «Музыка в диалоге с современностью» по теме «Наши великие современники». Название темы является основной проблемой урока.

Ключевые слова для обсуждения в парах: 1. «Наши» (Что значит слово «наши»?); 2. «Великие» (Почему «великие»?); 3. «Современники» (Кого можно считать «современниками»?).

  1. «Батл». Если предыдущую технологию использовать в работе

малых групп, тогда можно назвать ее « Батл ».

  1. Работа в группах. Эта технология помогает наладить

коммуникацию среди учащихся и приводит к единому мнению. Здесь часто использую прием: «Кто дружнее - тот быстрее!».

  1. «Мозговой штурм» развивает умение мыслить, находить

нестандартные решения учебных и творческих задач.

Например, в 5 классе по теме «Музыка и искусство слова» на уроке «Литература и музыка о Крыме» после прослушивания сюиты «Крымские эскизы» А. Спендиарова демонстрирую название всех частей сюиты и предлагаю выбрать ребятам название прозвучавшей части, аргументируя свой ответ.

1часть 2 часть 3 часть 4 часть

Плясовая Элегическая песенка Застольная Хайтарма

  1. Метод художественно-педагогической драматургии

позволяет объединить другие методы и приемы и плавно переходить от одного этапа работы к другому так, как строится музыкальное произведение. Художественное название урока помогает глубже проникнуть в тему семестра, настроить эмоционально учеников. А эпиграф к уроку является его идейным зерном.

  1. Активно-ролевая (игровая) организация обучения.

Моим любимым методом, является игра , так как служит отличным средством включить в работу весь класс, снимает у учащихся боязнь неправильного ответа, раскрепощает учеников.

Психологи считают: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Благодаря разнообразности игр, этот метод можно использовать не только в начальном звене, но и в средней школе. На своих уроках использую такие разновидности игр: сюжетные, ролевые, имитационные, драматизация. Все виды игр выполняют здоровьесберегающую функцию.

Интерактивные дидактические игры в своей работе использую как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому раздаточному материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определённое русло. На уроках использую игры разные по характеру педагогического процесса:

Образовательные

Суть образовательного лото: прочитав вопрос, необходимо выбрать на табло образовательной игры правильный ответ и закрыть его фрагментом рисунка. Если все ответы будут верными – сложится картинка. Эта технология помогает ученикам закреплять и обобщать изучаемый материал и снижает эмоциональную тревожность при ответах.

Познавательные

Например, поиск нужной информации в учебниках или дополнительных источниках или самостоятельное составление вопросов по предложенному материалу. Это может быть работа индивидуальная, в парах или в малых группах. Это вызывает интерес к самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В 8 классе , изучая тему I семестра «Отражение эпох в музыкальном искусстве», нужно найти нужную информацию и придумать к ней вопросы (работа в парах). А задание следующее: доказать принадлежность Бетховена своей эпохе (XVIII-XIXвв.), и направлению «венский классицизм». Эту технологию можно отнести к элементам проектной деятельности.

Творческие

Это создание собственных вариантов завершения сказки, сочинение мелодий или стихов (для младших школьников может быть задание сочинить две строки к двум предложенным строкам), составление ритмических упражнений.

Обобщающие

Использование и обсуждение сюжетных иллюстраций и рисунков к урокам музыки. «В гости к ослику», «А вы не были…?» (герой из мультипликационного фильма – попугай). «Новый год собрал друзей» и др.

Развивающие

Используя сюжетные иллюстрации, стараюсь развивать мышление, воображение, память учеников начальной школы. Например, предлагаю ребятам запомнить музыкальных друзей ослика (музыкальные средства выразительности) или выбрать картинку, к которой можно отнести ритм, метр (барабан), регистр (птичка).

Таким образом, любого вида интерактивная игра имеет определенный результат, который является её финалом. Для меня результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или усвоения знаний, а также умение применять эти знания на других школьных предметах и, конечно, в жизни. На каждом уроке убеждаюсь в этом. Дети с огромным удовольствием принимают участие в разнообразных видах игр.

Именно в активной игровой деятельности происходит взаимопроникновение форм, методов и приемов интерактивного обучения.

А следующие методы , применяемые мною, позволяют создать на уроке ситуацию успеха учащихся. Подготовительная работа этих методов занимает около двух-трех недель. Зато насколько трудоемка работа перед уроком, настолько велико чувство удовлетворения после него. А ребята испытывают настоящий творческий подъем!

  1. Выступление ученика в роли аккомпаниатора или ведущего

Этот метод помогает проявить самостоятельную активность ребят. Раскрывает творческие и исполнительские возможности учеников. Помогает им увереннее чувствовать себя в классе и на сцене.

  1. Инсценировки позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают творческий потенциал.
  2. Выставки-презентации помогают «проявить себя» ученикам

на уроках. Демонстрация собственных работ повышает авторитет ребенка,

его уверенность в своих силах, самооценку.

12. Метод проекта . Как правило, на своих уроках удается использовать только часть проектной деятельности, ее элементы. При этом проект может иметь долгосрочное действие, иметь свое продолжение и стать творческим домашним заданием для учеников.

  1. Интегрированные уроки помогают раскрыть и найти разные стороны личности учащихся. Например, бинарный урок по музыкальному искусству и географии разрешает проблему школьников негуманитарной направленности, помогает проявить свои способности и знания по дисциплине естественных наук.

Выводы:

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроках музыкального искусства, самостоятельному осмыслению музыкального материала.

Помогают решать задачи эстетического и нравственного воспитания.

Формируют творческую активность учащихся в учебной и во внеурочной деятельности.

Являются условием для самореализации личности учащихся в современном мире.

Таким образом, достигается цель данной методической проблемы. Ребята с удовольствием принимают участие в школьной жизни: реализуют свои способности не только на уроках музыкального искусства, но и во внеклассных мероприятиях, участвуют в районных конкурсах. Ученики используют некоторые приемы и игровые моменты, взятые из уроков музыкального искусства на классных часах, которые готовят самостоятельно. И это здорово! Провожу работу с творческими и одаренными детьми. Являюсь руководителем вокального кружка, где с удовольствием встречаюсь вновь со своими учениками. Наблюдая за учениками на протяжении школьной жизни, отмечаю рост успешности ребят к старшей школе. Я искренне радуюсь за них, видя высокие результаты, и испытываю восторг от радости и улыбок на лицах своих воспитанников!

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. «Психология игры: современный подход» - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  2. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта» - М., Владос, 2002.
  3. Аржаникова Л.Г. «Профессия - учитель музыки» - М., Просвещение, 1985.
  4. Бугаева З.Н. «Веселые уроки музыки» - М., Аст, 2002.
  5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» - М., Просвещение, 1989.
  6. Критская Е.Д., Школяр Л.В. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» - М., 1999.
  7. Лакоценина Т. П. «Современный урок» Часть 5. Инновационные уроки. «Учитель», 2007.
  8. Латышина Д.И. «История педагогики» - Гардарики, 2005.
  9. Ляудис В.Я. «Инновационное обучение и наука» - М., 1992.
  10. Ромазан О.А. «Уроки музыки в общеобразовательной школе» - Симферополь: «Атиква», 2011.
  11. Смолина Е.А. «Современный урок музыки» - Ярославль, Академия развития, 2006.

Интернет – ресурсы:

  1. http://900igr.net/datas/stikhi/V-gostjakh-u-skazki.files/0032-032-Skazka-o-tsare-Saltane.jpg
  2. http://www.balletart.ru/rus/news/2006/img/b06_06_3.jpg
  3. http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/dioseya.26/0_482c4_4f175f16_L
  4. http://www.operaballet.net/content/files/photoalbums/77/image.image8420.jpg
  5. http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/55/2204055/f_13187638.jpg
  6. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/23/69023861_1294607115_IMG_4240_.jpg
  7. http://www.kordram.ru/spektakli/schelkunchik/afisha.jpg

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

Городского округа Саранск Республики Мордовия

Статья
«Интерактивные методы обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе »

подготовила

учитель музыки

Чарина Ольга Владимировна

г.о. Саранск
2014

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки обучающихся в современной школе. Говоря простым языком, учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений . Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться. Учиться учитель должен всегда, чем больше опыта, тем больше вопросов. Уместно привести однажды прочитанную беседу философа с учеником.

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. «Скажи мне, — спросил юноша, — почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мой – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, — неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя вопросов».

Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.

Ребенок для учителя – это та «лакмусовая бумага», которая окрашивается не по его желанию, а по «реакции взаимодействия».

По моему мнению, никогда нельзя научить тому, во что не веришь сам, и того, кто не верит тебе. Доверие – сотрудничество – понимание друг друга, вот что должно быть у учителя и ученика.

Интерактивный метод («Inter» — это взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.

Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между самими учащимися.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

    пробуждение у обучающихся интереса;

    эффективное усвоение учебного материала;

    самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

    установление воздействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.

Интерактивные технологии обучения — это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Основными требованиями , обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:

    Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

    Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.

    Индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).

    Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).

    Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.

Вот примеры некоторых методов интерактивного обучения используемых на уроках музыки.

«Мозговой штурм»

«Мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») – это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.
«Мозговой штурм» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи.

Алгоритм проведения:
1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.
После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные.
«Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:
– обсуждения спорных вопросов;
– стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
– сбора большого количества идей в течение короткого периода времени;
– выяснения информированности или подготовленности аудитории;
– работа в малых группах.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
— не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
— продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
— постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Затем учащиеся обмениваются своими идеями при работе в парах, делятся ими со всем классом и фиксируют их на доске и в тетрадях.

«Синквейн»

Что же представляет собой это необычное задание? Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. Но это не так. В переводе с французского это слово означает стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, написанное по определенным правилам. Чтобы составить синквейн , ученик должен уметь находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразительности.
Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

Примеры синквейна «МУЗЫКА»:

Музыка
красивая, разная
окрыляет, возбуждает, успокаивает,
Музыка жизнь человека украшает
Язык звуков

Музыка
Нежная, умиротворяющая
Нахлынет, успокоив, очарует
Она царица моего сердца
Радость

Музыка

Быстрая, медленная,

Льется, летит, бежит

Смысл окружающего мира отражает

Вслушайся!

Круги Эйлера

Если вы думаете, что ничего не знаете о кругах Эйлера , вы ошибаетесь. На самом деле вы наверняка не раз с ними сталкивались, просто не знали, как это называется.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить и/или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.

Именно поэтому круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ.

Учащиеся в процессе работы с кругами Эйлера не только знакомятся с новыми понятиями и терминами, но и находят взаимосвязи между ними, что способствует оптимальному изучению и запоминанию.

Использование в работе технологии интерактивного обучения дает ученику :

    развитие личностной рефлексии;

    осознание включенности в общую работу;

    становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

    развитие навыков общения;

    принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

    повышение познавательной активности.

классу :

    формирование класса как групповой общности;

    повышение познавательного интереса;

    развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

учителю :

    нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

    формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.

Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели урока, к созданию ситуации успеха на уроке.

Любой человек стремиться к успеху (С. Френе)

    Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то значит, что урок, возможно был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило

    Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущения успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения

    Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учащихся

    Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.

Список используемой литературы

    Гавронская Ю. А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю. А. Гавронская // Высшее образование в России. – 2008. – № 7. – С. 104.

    Гейхман JI. K. Интерактивное обучение общению: (Общепедагогический подход) / Л. К. Гейхман. – Екатеринбург, 2003. – С. 34 .

    Кларин М. В. Интерактивное обучение инструмент освоения нового опыта / М. В. Кларин // Педагогика. – 2000. – № 7. – С. 12–18.

    Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие / Г. П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2010. – С. 87 .

Форма урока: образовательная квест-игра.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Задачи:

- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках, обобщить материал как систему знаний.

- воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, воспитывать умение учащихся работать в команде.

- развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Методы : игровой, словесный, беседы, звуковой и зрительной наглядности, моделирования художественно-творческого процесса, музыкального и танцевального общения.

Форма работы: групповая

Методическое оснащение: фортепиано, компьютер, проектор, экран.

Используемые ЦОР: Зрительный ряд - компьютерная презентация, видеоклипы.

Структура квеста:

1. Организационный момент

2. Введение (сюжет)

3. Задания (этапы, вопросы, ролевые задания)

4. Оценка (итоги, награды, эмоции)

Этапы и ход урока:

1. Учитель приветствует учащихся и просит занять места за партами. Для каждой парты специально приготовлена карта путешествия в бумажном варианте.

2. Введение (слайды 1-5)

Учитель рассказывает о том, что на уроке предстоит увлекательное путешествие в Музыкоград, в этом городе присутствует огромное количество культурных заведений, которые предполагается посетить. Демонстрируется карта путешествия, на которой ребята рассматривают остановки, начало и окончание маршрута.

3. Этапы квеста.

Первая остановка - музей - слайды 6 - 11. Обобщаются знания учащихся о том, что такое музей, какие бывают музеи, как музеи связаны с музыкой. Для того чтобы двигаться дальше, школьники должны выполнить задание на слайдах 12-13. Учащимся предлагается задание на внимание и знание музыкальных инструментов. После того, как задание выполнено, класс получает награду - нотку-медальку (располагается на слайде 14, можно также сделать нотку-медальку в бумажном варианте). На карте рассматривается дальнейший маршрут путешествия.

Вторая остановка - библиотека, что мы можем узнать в библиотеке о музыке (слайды 15-17). Предлагается отгадать загадки о композиторе, исполнителе и слушателе (слайды 18-21). Класс получает очередную медальку-награду (слайд 22). На карте рассматривается дальнейший маршрут путешествия.

Третья остановка - цирк, музыка в цирке (слайды 23-24). Учащимся предлагаются задания (слайды 25-26): определить по картинке, какой жанр музыки (песня, марш, танец) изображён. Второе задание - выбрать из трёх предложенных названий танцев тот, который, по их мнению, танцует на картинке клоун (проводится в интерактивном варианте: неправильные ответы при нажатии на них мышкой исчезают, а правильный - увеличивается в размере). На слайде 27 изображена очередная медалька-награда и дальнейший путь.

Четвёртая остановка - музыкальная школа (слайд 28). Рассказывается, какие знания и умения может получить здесь каждый ребёнок (слайды 29-31). Учащимся предлагается задание: станцевать весёлый танец, сделанный в форме видеоклипа-физминутки (слайд 32, видеоклип «Танец маленьких утят»). На слайде 33 изображено дальнейшее направление маршрута и медалька-награда.

Пятая остановка - кинотеатр (слайды 34-35).Ребятам предлагается ответить на вопросы: на каких музыкальных инструментах играли герои сказок и фильмов? (слайды36-39). На слайде 40 изображено дальнейшее направление маршрута и медалька-награда.

Шестая остановка - музыкальный театр (слайд 41). Задание: отгадай загадки о музыкальных спектаклях (слайды 42-45). Загадки содержат вопросы об опере, оркестре, солисте, хоре. Слайд 46 - очередная медаль и направление маршрута путешествия.

Седьмая остановка - концертный зал (слайд 47).

4. Оценка. Окончание игры-путешествия (слайды 47-48). Подводятся итоги путешествия, учитель даёт оценку работы учеников, отмечает наиболее активных. Подсчитываются заработанные медали. Так как все задачи были решены, ребят ожидает награда - побывать на концерте (видеофрагмент детского концертного номера). Слайды 49-50 - заключительные слова учителя.

Дзюба Елена Николаевна, МБОУ «СОШ» г. Котовска Тамбовской области, учитель музыки

Чтобы скачать материал или !

Мы живем в стремительно развивающемся обществе. В связи с этим предъявляются особые требования к системе образования. В последнее время большое внимание уделяется внедрению инновационных технологий в образовательно-воспитательный с целью улучшения качества образования, создания комфортных условий обучения при активном взаимодействии всех обучающихся. Определяющими факторами результативности образования становятся умения оперировать информацией и самостоятельно организовывать познавательную деятельность. Особенно остро эта задача встает перед учителем, который должен организовать такую деятельность учащихся. С применением новых технологий меняется и методика преподавания. Современная педагогика использует интерактивные методы, которые должны способствовать оптимизации процесса обучении школьников. Недостаточная разработанность применения интерактивных методов в музыкальном обучении определяет ее актуальность.

Актуальность данной проблемы вызвана также противоречием между социальным заказом воспитания творческого, активного члена общества и реальным преобладанием в школьном образовании традиционных способов передачи учащимся готовых знаний. Разрешение этого противоречия мы видим в разработке и применении интерактивных методов отражающих специфику музыкально-образовательной деятельности учащихся на уроках музыки.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает достижения обучающимися метапредметных, предметных и личностных результатов. Если метапредметные и предметные результаты могут быть получены отчасти путем передачи готовой информации, то личностные результаты обучения возможны только путем применения интерактивных методов и форм, где каждый учащийся имеет возможность высказать самостоятельное суждение, участвовать в поиске знаний, быть активным соучастником формирования своих умений и навыков.

Интерактивное обучение по мнению А. Пометун и Л. Пироженко - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет конкретно предполагаемую цель - создать комфортные условия обучения, в которых каждый ученик должен чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Сущность интерактивного обучения заключается в том, что активность преподавателя уступает место активности обучаемых, но роль преподавателя при этом не падает, а возрастает. Преподаватель должен быть инициатором, а обучающийся должен сам управлять своим учением, сам выбирать траекторию учения, темп учения.

Спектр современных методов и технологий обучения чрезвычайно широк. В педагогике существуют многочисленные, взаимно переплетающиеся классификации методов обучения. Традиционно они подразделяются на пассивные, активные и интерактивные методы.

1. Пассивные методы - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет свои преимущества. Это возможность преподнести большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока, а также относительно быстрая подготовка к уроку со стороны опытного учителя. Поэтому многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Лекция - самый распространенный вид пассивного занятия. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

2. Активные методы - это форма активного взаимодействия учащихся и учителя, при которой они находятся на равных правах. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

3. Интерактивные методы («inter» - взаимный, «act» - действовать) - означают взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не столько закрепляют уже изученный материал, сколько самостоятельно изучают новый.

С. С. Кашлев классифицирует интерактивные методы по их ведущей функции в педагогическом взаимодействии на каждом этапе:

  1. Методы создания благоприятной атмосферы, благодаря которым выстраиваются доверительные отношения друг к другу.
  2. Методы организации обмена деятельностями, объединение учащихся в творческие группы для совместной деятельности
  3. Методы организации мыследеятельности и смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися и педагогом нового содержания, своего индивидуального смысла, обмен этими смыслами, обогащение своего индивидуального смыслового опыта.
  4. Методы организации рефлексивной деятельности направлены на самоанализ участниками своей деятельности, ее результатов, для фиксации состояния своего развития.

Методика интерактивного музыкального обучения опирается на систему принципов, разработанных в музыкальной педагогике Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским, Н. Я. Брюсовой; на творческое наследие К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, на концепцию преподавания искусств Д. Б. Кабалевского, Б. М. Неменского, Л. В. Горюновой и других.

При интерактивном обучении в системе музыкального образования следует говорить о наглядно-слуховом, двигательно-слуховом, музыкально-игровом методе обучения.

Наглядно-слуховой метод реализуется в процессе контакта обучающегося с музыкальным произведением. По содержанию этот метод опирается на сформулированный Б. Асафьевым «метод наблюдения за музыкой», который формирует способность осмысленно воспринимать музыкальное произведение, наблюдая и усваивая изменения его интонации.

Двигательно-слуховой метод нацелен на развитие музыкально-пластической деятельности. Музыка и пластика имеют общую интонационную основу. Как в музыке, так же как и в искусстве движения, носителем смысла является интонация. Но если в музыке это - музыкальная интонация, то в искусстве движения - ритмопластическая интонация. В силу этого характеристика музыкально-пластической деятельности опирается на характер взаимосвязи музыкальной и ритмопластической интонаций.

Музыкально-игровой метод представляет собой синтез музыки, пластики и театрального действия. Этот метод находит свое воплощение не только в различных жанрах хореографического искусства, но и в драматических постановках.

Интерактивные технологии предусматривают различные формы организации взаимодействия учащихся в учебной деятельности: работа в парах, малых и больших группах с использованием метода проектов. На уроках музыки в общеобразовательной школе с целью формирования навыков общения и взаимодействия целесообразно чередовать перечисленные формы совместной деятельности учащихся в зависимости от поставленных дидактических и воспитательных задач. Групповая и коллективная работа естественно возникает в исполнении народных обрядов, в процессе разыгрывания театрализованных диалогов.

Метод проектов применяется на этапах ввода в тему (преимущественно информационный тип), раскрытие основного содержания темы (исследовательский и информационный типы), в ходе обобщения темы (игровой или художественно-творческий типы). При формировании малых и больших групп целесообразно учитывать специальные способности и эстетические интересы учащихся, их предыдущий художественный опыт и знания из различных видов искусств.

Подчеркнем, что постепенно, от класса к классу, увеличивается удельный вес групповой работы, ведь ученики приучаются работать в команде, получают элементарные коммуникативные навыки. Работа в группах способствует воспитанию у учащихся толерантности, коллективизма, взаимопомощи, она стимулирует процесс художественного познания

Основополагающим принципом организации интерактивного взаимодействия в системе музыкального обучения является паритетное равенство всех составляющих учебного процесса, которое позволяет соединить традиционность и инновационность в педагогическом процессе и направить его на личностный рост и творческое саморазвитие обучающихся в условиях сегодняшнего дня. В условиях интерактивного обучения акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его эффективности.

Интерактивные методы обучения прошли длительный путь становления. Главное требование гуманистической идеи состоит в том, чтобы обеспечить единство педагогического взаимодействия, опирающегося на дидактические принципы, и внутреннего состояния саморазвивающегося ученика, которое соответствует новым методам организации педагогического процесса.

Литература

Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика, конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина - М.: Глобус, 2008. - 170с.

Кашлев С. С., Интерактивные методы обучения [Электронный ресурс] / С. С. Кашлев. - Минск: Тетра Системс, 2011. - 223 с. - 978-985-536-150-4. Режим доступа:

Сергеева, Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учеб. пособие / Г. П. Сергеева. - М. : Педагогическая академия, 2010. - 87 с.

Статья «Интерактивные игры на уроках литературы».

Описание материала: Предлагаю Вам статью «Интерактивные игры на уроках литературы». Данный материал будет полезен преподавателям литературы 5 - 11 классов, также информацию можно использовать во время проведения предметной недели по литературе и русскому языку. Играя, ученик невольно проникается духом времени, глубже начинает понимать литературные процессы, происходящие в то или иное время, увлекается чтением художественных произведений.
Цель: Расширить представление участников об интерактивных играх на уроках литературы и их роли в образовательном процессе.

Задачи:
1.Продемонстрировать эффективные приемы проведения интерактивных игр для учащихся среднего звена и старшеклассников.
2. Сформировать представление о позитивном влиянии игры на усвоение литературного материала учащимися.

Игра, как всем известно, самое увлекательное занятие. Именно в процессе игры проявляются индивидуальные способности ребенка, скромные могут раскрепоститься, а активные – проявить свой незаурядный талант еще больше, а главное - абсолютно все учащиеся подходят к процессу игры творчески, часто привносят что-то свое в правила, тем самым еще быстрее достигается цель каждого учителя литературы - увлечь детей чтением.
Интерактивные игры необходимо использовать в процессе преподавания литературы, ведь они формируют у учащихся умение правильно формулировать и обосновывать собственную точку зрения, умело вести дискуссию, находить компромиссы в подходе к тому или иному поступку литературного персонажа. А в итоге ученики на таких уроках не только вспоминают факты из текста произведения, но и сами готовятся к реалиям самостоятельной жизни.

Примеры интерактивных игр.

"Что ответил писатель?"
Ведущий сообщает учащимся какой-то занимательный факт из жизни выдающегося писателя. Задача участников игры – придумать или вспомнить ответ, прозвучавший на эту реплику, более достоверный вариант будет признан победителем.
Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ.
Что ответил американский писатель анониму?
Правильный ответ: «Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма».
«Продолжите фразу».
Эту игру можно применять после изучения биографии литератора, чтобы убедиться, что фактический материал усвоен хорошо.
Ученикам предлагается продолжить фразу типа:
Я знаю о Владимире Маяковском, что он …. .
Выдающееся событие в жизни Александра Блока произошло, когда он…..
Меня очень поразил тот факт, что Михаил Булгаков….
Получает пятерку ученик, обладающий самой полной информацией об известном авторе.

«Задай вопрос другу, а он – тебе».
Работа происходит в парах. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини?
Ученики обмениваются вопросами с другой парой, получают ответы и сами оценивают работу свою и товарищей.

«Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например: после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» шестиклассники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, мечтают о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
В 10 классе особенно девушки обращаются к Наташе Ростовой, предлагая ей помощь в нелегком выборе между князем Андреем и Анатолем Курагиным.

«Коллективное творчество»
На уроках обобщения изученного материала хорошо проходит такая игра. Учитель предлагает определенные условия, время, список действующих лиц, а дети коллективно должны придумать историю, причем каждый говорит только одно предложение, связывая его со словами предыдущего выступающего.

«Виртуальная встреча»
Учащиеся называют литературных героев 19 и 21 века, представляют, как они встретились, какие проблемы обсудили, что смогли рассказать о себе собеседнику.
Например: разговор любимого всеми детьми Гарри Поттера и Маленького принца; душевная беседа Евгения Онегина и Пьера Безухова.

«Таинственный сундук»
Называя предметы, лежащие в сундуке, учитель предлагает угадать, какому герою принадлежат названные вещи.
Например: Лягушечья кожа, каравай, вышитая скатерть (Василиса Премудрая).
Желтые мимозы, метла, волшебный крем (Маргарита из романа М. Булгакова).

«Интерьер»
Назовите автора и само произведение, из которого взято описание внутреннего помещения в здании.
«Изба состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок, лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». (И.С. Тургенев «Бирюк»).
«У меня дом первый в Петербурге. На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа, открою крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий раз на балах». (Н.В. Гоголь «Ревизор»).

«Пословицы – перевертыши»
Замените каждое слово антонимом – и вы узнаете русскую пословицу.
Украденной кобыле глядят в затылок. - (Дареному коню в зубы не глядят).
Мужик на сани – коню тяжелее. – (Баба с возу – кобыле легче).
Иной страус чужую пустыню ругает. – (Всяк кулик свое болото хвалит).
Жара велика, нет прыгать разрешает. – (Мороз невелик, да стоять не велит.)

«Дальше, дальше, дальше».
Класс делится на группы. Каждой предлагаются 9 - 10 вопросов, кто больше ответит за 1 минуту, тот и победит. Если ответа нет, то нужно говорить – дальше.
1. Воинское звание героя сказки С-Щедрина. (Генерал).
2.Крупное стихотворное произведение. (Поэма).
3. Имя и отчество Некрасова. (Николай Алексеевич).
4.Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения. (Псевдоним).
5. Автор рассказа «Лошадиная фамилия». (А. Чехов).
6. Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж).
7. Какими словами начинается сказка А.С. Пушкина «О царе Салтане…»?
(«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»)
8. Кто нарисовал картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»:
И. Репин или В. Васнецов? (И.Е. Репин.)
9. С каким животным ассоциируется полицейский надзиратель Очумелов?
(Хамелеон).
"Пантомима".
Еще одна групповая игра. Ребята получают иллюстрацию к художественному произведению и изображают без слов то, что на ней нарисовано. Другая команда - соперница старается угадать, что это за произведение?

Итак, подводя итог, хочется отметить, что интерактивные игры прочно заняли достойное место на уроках в школе, потому что в процессе самой игры расширяется кругозор учащихся, приобретаемые знания становятся значимыми, так как ученик побывал в роли литературного персонажа.
На уроке создается атмосфера доверительности, свободного мышления, учитель в роли зрителя равняется в правах с учеником. Коллективная работа помогает учащимся лучше узнать друг друга, вовремя прийти на помощь товарищу.