Купидон и Амур. Боги древней греции Ящик Персефоны и свадьба Амура и Психеи

Эрот (Эрос) — в греческом мифологии бог любви, понимавшийся как особое мировое божество и как безотлучный спутник и помощник Афродиты. Согласно Гесиоду является одним из пяти богов, рожденных Хаосом (Теогония, 116-122). Согласно изложения мифографа 5-го века до н. э. Акусилая, Эрот был внуком Хаоса, рожденным его детьми Никтой и Эребом.

Традиция греческой классической поэзии представляет Эрота сыном (Еврипид, Ипполит, 533), порождением Ириды и Зефира (Алкей, Фрагменты, 80). В позднейших преданиях Эрот обыкновенно называется сыном Афродиты и Ареса, так что он постепенно принимает черты «златокрылого» бога, знаменуя постепенный переход к изящному, легкому и капризному Эросу эллинистической поэзии.

Он стал, как отмечено у Аполлония Родосского, прекрасным своенравным и жестокосердным мальчиком, полным хитрости и лукавства, жестоким мучителем богов и людей. Он повсюду летает на своих золотых крыльях, бездумно пуская стрелы, возбуждающие любовь не только между мужчиной и женщиной, но и однополую. Эрот господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее - со стрелами любви или пылающим факелом.

Художественное развитие тип Эрота получил под резцом ваятелей младшей аттической школы - Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопасу принадлежала статуя Эрота, находившаяся в Мегарах; Пракситель изваял Эрота для мизийского города Пария при Геллеспонте и - шедевр греческой скульптуры - для Феспий, где находилась также статуя Эрота работы Лисиппа.

Культ Эрота существовал в Парии и главным образом в Феспиях, где первоначально грубый камень служил изображением бога. В Феспиях через каждые четыре года устраивались в честь Эрота празднества - Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Кроме того, Эрот, как бог любви и дружбы, соединявший юношей и мужчин, пользовался почитанием в гимназиях, где его статуи ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла (Павсаний, IX 27, 1-3). Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эроту жертву; лучший фиванский отряд воинов имел в Эроте своего покровителя и вдохновителя; самийцы посвятили Эроту гимназий и праздновали в честь его свои элевтерии. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антэрота, находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображала Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга.

Позднейшему времени принадлежит возникновение симбиоза Эрота и Психеи (Любви и плененной ею Души). Похожее символическо-аллегорическое изображение Эрота дается Апулеем в его сочинении «Метаморфозы».

Оригинальный миф об Эроте не божестве, а демоне, спутнике Афродиты, выражающем вечное стремление к прекрасному, дается Платоном. У него Эрот является сыном Бедности и Богатства, зачатым в день рождения Афродиты и получившим в наследство от родителей жажду обладания, тягу к странствиям, стойкость и отвагу. В римской мифологии Эроту соответствуют римские боги Амур и Купидон.

ЭРОС, БОГ ВСЕПОБЕЖДАЮЩИЙ
(Отрывок из трагедии «Антигона» — Софокл)

Эрос, бог всепобеждающий,
Бог любви, ты над великими
Торжествуешь, а потом,
Убаюканный, покоишься
На ланитах девы дремлющей,
Пролетаешь чрез моря,
Входишь в хижину убогую.
Ни единый в смертном племени,
Ни единый из богов,
Смерти чуждых, не спасается,
Но страдают и безумствуют,
Побежденные тобой.

* * *
Миф ЭРОС и ПСИХЕЯ

Как-то Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки по имени Психея. Богиня, охваченная ревностью, повелела сыну пронзить сердце девушки золотой стрелой, чтобы та влюбилась в самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но, увидев Психею, сам влюбился в неё.

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно прилетал к ней, правда, только по ночам и в темноте, при этом предупредив свою возлюбленную о том, что она не должна вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Психея полюбила Эроса, несмотря на то, что даже не видела его. Однако, ревнивые сёстры всячески пытались убедить девушку, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Так потихоньку они привели её к мысли об убийстве своего мужа.

В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх, и Психея решила спрятать у себя в спальне масляную лампу вместе с ножом. Когда Эрос заснул, она зажгла огонь в светильнике, готовясь увидеть монстра, но вместо этого увидела необыкновенно красивого юношу, спящего на её кровати.

При виде его красоты Психею охватила трепетная дрожь — так, что несколько капель раскалённого масла со светильника попали на его кожу. Эрос проснулся от боли и заметил нож в руках любимой. Увидев такое предательство, он сразу улетел… Психея же в отчаянии отправилась искать своего возлюбленного по всему свету.

Эрос вернулся к своей матери, которая излечила его раны, но вконец измучила бедную Психею. После нескольких трудных заданий Афродита приказала Психее спуститься в Нижний Мир, чтобы взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты. Психея и не ведала о намерениях богини, которая надеялась на то, что девушка просто не выдержит столь опасного пути. Однако, несмотря ни на что, ей удалось достичь цели, благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счёты с жизнью. Получив шкатулку у Персефоны, Психея открыла её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погрузилась в глубокий сон, подобный смерти.

Эрос, уже исцелившийся от ран, затосковал по своей возлюбленной и стал повсюду её искать. Найдя Психею, он разбудил её уколом своей стрелы и сразу улетел к Зевсу, чтобы попросить Отца людей и богов встать на его сторону в споре с рассерженной Афродитой. В конце концов, Афродиту удалось умиротворить, и Зевс, благословив Психею и Эроса, превратил девушку в богиню, подарив ей бессмертность.

Многих интересует вопрос, как зовут бога любви у римлян, поскольку существует много разных версий. На самом деле Амур, Купидон, Эрос и Эрот это все одно божество, которое известно не только в римской культуре, но и по всему миру. Его изображения используются в различной сувенирной продукции, которая особенно популярна в День Влюбленных. Амур является символом неотвратимой и страсти. С латинского языка его имя переводится, как «вожделение».

История бога любви в древнеримской мифологии

Амур – сын Венеры и Вулкана. Хотя в некоторых источниках есть и другая информация, согласно которой этот бог появился из золотого или серебряного яйца. Представляли бога любви юношей или ребенком с копной золотых волос. На спине у него находились крылья, которые позволяли поражать свои цели с любого удобного места. Всегда с собой бог Амур носил лук и золотые стрелы, которые поражали сердца людей. Людям, которые отказывались от собственных чувств, бог любви заставлял страдать. Что интересно, стрелы не только посылали, а и убивали чувства. Иногда Амура изображали с завязанными глазами, что символизировало случайность выбора. Есть информация, что именно отсюда пошло выражение – «любовь слепа».

Купидон был помощником Афродиты, и только он пользовался настоящим божественным поклонением. Стрелам бога любви в римской мифологии не могли противостоять не только обычные люди, но и боги. Сам Зевс признал, что любовь является непобедимой силой. Почитали Купидона не только, как бога влюбленных, но и как покровителя мужской дружбы. В учебных заведениях его часто помещали между статуями Гермеса и Геракла. Приносили ему жертвы перед битвой, чтобы сплотиться и подкрепить верность друг к другу.

Миф об Амуре и Психее

Венера завидовала неземной красоте Психеи, которая была смертной. Она приказала сыну, чтобы он ее наказал. Вместо этого, увидев красавицу, бог любви Амур сделал ее своей женой. Поскольку смертные не могли смотреть на богов, девушка даже не знала, как именно выглядит ее супруг. Все было хорошо до тех пор, пока сестры Психеи не уговорили ее проследить за Купидоном и посмотреть на него. Это разозлило бога, и он бросил ее, забрав с собой все блага созданные для любимой. Девушка долгое время страдала и решилась пойти в храм Венеры и обратиться к матери возлюбленного. Богиня сказала, что расскажет о Купидоне, но только после того, как Психея пройдет многочисленные испытания. Девушка решили во что бы то не стало доказать свою любовь, поэтому приняла предложение. Последняя задача заключалась в том, чтобы доставить Ящик Пандоры в преисподнюю. Было важное условие – не открывать его. Любопытство все-таки победило, и из Ящика Пандоры вырвался мертвый сон, и Психея погибла. Купидон нашел возлюбленную и вернул ее к жизни. Силой этой пары восхищались не только люди, но и боги.

Бог любви у римлян в искусстве

Как уже было сказано, образ Амура используется в изготовлении различных сувениров, причем они могут отличаться действиями и внешним видом бога. В общем, каждое из воплощений имеет определенный смысл, который следует знать и учитывать. Амур может быть представлен в таких образах:

  1. С пылающим сердцем в руках – это знак любви, а сердце горит от чувств к объекту обожания.
  2. С рукой закрывающей огонь факела – это указание, что если пренебрежительно относиться к чувствам другого человека, то любовь может исчезнуть.
  3. Ударяющим по сердцу молотом – это символ того, что стоит умерить свой пыл и все делать осмысленно.
  4. С удочкой в руках – это указание на то, что человек часто проглатывает любовную приманку, и оказывается пойманным, а это приносит много проблем и огорчений.

КУПИДОН

Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως, также Эрос, Амур, у римлян Купидон) - бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

Эрот и Психея

Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
- Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
- По Алкею, сын Зефира и Ириды.
- По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
- По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
- По Акусилаю, сын Эреба и Нюкты.
- По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
- По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
- По Пармениду, создание Афродиты.
- По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
- По Павсанию, сын Илифии.
- У Платона - сын Пороса и Пении.
- Сын Хаоса.
- По некоей версии, сын Геи.
- Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

Согласно речи Котты, их было три:
- Сын Гермеса и первой Артемиды.
- Сын Гермеса и второй Афродиты.
- Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
- Согласно Нонну, родился у города Берои.

Эрот - мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее сострелами любви или пылающим факелом. В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество - Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критянеобыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

В искусстве

Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.

В астрономии

В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид (763) Купидон (англ.) русск., открытый в 1913 году.

Купидон (франц. Cupidon, от лат. Cupido; Cupiditas - "страсть, влечение, томление") - в древнеримской мифологии - божество любовной страсти, безудержного желания. Этим он отличается от более сдержанного Амура. Купидон - воплощение эротики, его спутник - Йокус, олицетворениенизменной страсти. Амур стремится соединить влюбленных, он не терпит одиночества и отсутствия любви. В средневековом искусстве изображение Купидона, спящего на потухшем факеле любви, символизировало сладострастие, приводящее к пресыщенности. Позднее значение этих персонажей - Амура, Купидона, Эрота и Антэрота - нивелировалось, что искажало и запутывало содержание мифологических сюжетов.
В честь бога любви назван спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.

АМУР


Амур в образе ребёнка (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

Амур (франц. Amour от лат. Amor - "любовь") - в древнеримской мифологии - бог любви. Символизировал не платоническую, а чувственную любовь между мужчиной и женщиной.
Амур был сыном Венеры и Марса.
Изображался в образе крылатого мальчика с луком и стрелами, поражающими сердца.

"Амурчиками" часто называют изображения множества маленьких эротов, с самыми разными атрибутами, музыкальными инструментами, развлекающих себя шалостями. Подобные изображения характерны для искусства эллинистического времени, в частностиалександрийской школы. В эпоху Итальянского Возрождения этот мотив появился снова, но в нем античные эроты (чтобы отличить их от Ангелов) стали изображаться без крыльев и получили новое название: путти, или путто (итал. putto - "младенец").
Позднейшее французское название амура - купидон .

С эротической культурой связано также слово "амуре́тт" (франц. Amourette - "легкая, мимолетная любовь"). Но термином "амуретт" именуют и черное дерево (паслен) и древесину акации, которые применяют для инкрустации (маркетри) мебели. "Аморетто" (итал. Amoretto) - "маленький купидон".
В изобразительном искусстве часто использовался сюжет, сочиненный Апулеем: "Амур (Купидон) и Психея" (ок. 150 г. н. э.; см. Психея).


Амур и Психея. Антонио Канова, 1786-93 г. Париж

Еще одна, итальянская, персонификация этого божества - Амор (от итал. Amore - "любовь"). В представлении итальянских поэтов XIII-XIV вв. Амор - это "молодой сеньор светского обхождения".

"Стрелы Амура" (франц. "flèches d’Amour") - название драгоценного камня, разновидности горного хрусталя и разновидности аметиста.
С образом Амура связана сложная и разнообразная символика куртуазной культуры. Она отражена, в частности, в популярной книге "Избранные эмблемы и символы" («Emblemata et Symbola Selecta"), изданной И. Камерарио в 1668 г. в Майнце, многократно переиздававшейся, в том числе и в России.


Амур с пылающим сердцем в руке - символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту.


Амур, прикрывающий рукой зажженный факел, - если с пренебрежением относиться к любви, которую мы зажгли в сердце другого человека, она может погаснуть.

Амур, как кузнец, ударяющий по сердцу на наковальне, - необходимо усмирять наши страсти, а порывы сердца согласовывать с благими устремлениями.

Амур, улетающий с одним из выбранных сердец, - одного правильно выбранного сердца вполне достаточно.

Амур, удящий рыбу, - проглотив по неосторожности приманку любви, мы слишком легко можем оказаться пойманными сами, что создаст беспокойство и трудности.
Амур с завязанным ртом - символ интимности в любовных делах, любовь должна быть немой, или тайной, но не слепой.
Амур, ухаживающий за деревом, - необходимо заботиться о росте взаимной любви, приносящей плоды.
Амур, оставивший свое оружие в погоне за сердцем, - ради любви к другому мы должны жертвовать всем.
Амур, плачущий у надгробия, - у двух любящих одно сердце, они вместе живут и вместе умирают.
Амур, льющий воду на пылающее сердце, - истинную любовь ничем не погасить.
Амур с луком, но без стрел, - я позаимствую стрелы у глаз прекрасной.
Амур, стреляющий в сердце, расположенное на высокой колонне, - не воображай, что находишься вне досягаемости стрел любви, и не полагайся на собственную силу и власть.
Амур, уносящий сердце прочь от чудовища, - подлинная любовь вопреки зависти и злословию всегда восторжествует.

Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

Все в нашей жизни не имеет особого смысла, если событие не сопровождается хорошими эмоциями. Человек так устроен, что он может радоваться, смеяться, а главное, испытывать чувство любви.

Что-то внутри

Мы порой не можем объяснить, что же именно с нами происходит, но душа словно поет, а в животе «летают бабочки». Это чувство обычно называют влюбленностью или говорят: «В меня попали стрелы Купидона». Мы настолько привыкли к такому выражению, что никогда даже не задумываемся, откуда оно пошло, и какое значение изначально в него вкладывалось. Давайте же с вами вместе немного копнем историю…

Древняя мифология

Еще в древности, как известно, люди поклонялись богам, которых наделяли сверхсилой и невероятным могуществом. Богам приносили жертвы и искали их расположения. С самого детства людей воспитывали с чувством глубокого почитания и преклонения перед богами, ведь если их прогневить, то на человека обрушится их немилость. Во всяком случае, так считали в древности. С особой нежностью девушки относились к Афродите - богине красоты, ведь именно она была олицетворением всего прекрасного на Земле, и от нее зависело, когда придет старость, а человеческое лицо покроется морщинами. А вот Амур, Эрос, или, как его называли древние римляне, Купидон - это божество, во власти которого были любовные обеспечивающие продление жизни на Земле.

Миф о любви

Существует трогательная и нежная история любви между земной девушкой Психеей и богом Купидоном, которая легла в основу легенды. Венера была матерью Купидона, и однажды послала его наказать Психею только за то, что ей пришлась не по душе ее неземная красота. Вместо этого Купидон влюбился в красавицу и стал для нее мужем. Однако, по преданию, люди не могли смотреть на богов, поэтому Психея понятия не имела, как выглядит ее возлюбленный. Купидон - это был возлюбленный, о котором можно только мечтать, настоящее воплощение любви и нежности, и девушка была абсолютно счастлива. Но сестры надоумили ее проследить за мужем и посмотреть на него. Это очень разозлило Купидона, он покинул Психею и наказал за непослушание: следом за ним исчезли их волшебные сады, чудесный замок и все, что было у них ранее.

Девушка осталась совсем одна и горько плакала о любимом. Мучаясь от одиночества, она решилась на отчаянный поступок и отправилась в храм Венеры. Вымаливая помощь у матери Купидона, она согласилась на задания, которые та ей приготовила. Венера, не любившая Психею, решила таким образом избавиться от девушки и погубить ее, поэтому придумала для той невыполнимые задания, которые оказались одно сложнее другого. Однако ничто не смогло сломить влюбленную девушку, ради своего любимого она успешно преодолела все трудности и козни, которые ей уготовила коварная Венера. Последнее задание, которое должна была выполнить Психея, - это доставить в преисподнюю ящик Пандоры, хранивший в себе красоту жены Плутона. Как и положено в таком путешествии, отчаянную девушку ждали разные трудности, но она не должна была ни при каких обстоятельствах открывать заветную посылку. К сожалению, осторожность проиграла любопытству, и Психея заглянула в ящик. Хитрая Венера это предвидела и упрятала туда мертвый сон, который поразил девушку.

Влюбленный Купидон (это был отчаянный и решительный юноша) отыскал свою возлюбленную, которая лежала на земле, снял с нее чары и действие мертвого сна, ведь любовь оказалась сильнее, и он простил ее. Боги были восхищены любовью Психеи и в награду сделали ее богиней.

Купидон в наше время

На сегодняшний день всем известно, что Купидон - это Мы, конечно, не почитаем его, как это делали жители Греции в древности, и не приносим ему жертв, но именно с ним у нас ассоциируются романтические встречи, свидания, первая симпатия. Мы предполагаем, что в сердце попали стрелы Купидона, когда шутим по поводу влюбленности. Считается, что у этого бога любви всегда в руках есть лук и стрелы, которыми он стреляет в сердца, чтобы человека посетила любовь.

Изображение амура

Чаще всего Купидона представляют в виде милого светловолосого мальчика с крылышками, такого чудесного ангелочка. мальчуган летает между людьми и высматривает тех, кого пора поразить стрелами любви. В скульптуре и живописи любимым персонажем и ярким примером, который олицетворяет самые светлые человеческие чувства, был именно Амур. Купидон изображался с улыбкой на лице, в белых и золотых цветах, а в руках у него было «орудие любви» - лук и стрелы.

Лук Купидона

Ассоциация этого персонажа с самыми нежными и трогательными чувствами настолько плотно вошла в нашу жизнь, что в самых различных областях можно встретить названия, так или иначе связанные с этим божеством. Ну, например, женские губы, форма которых имеет четкие границы и напоминает букву «М», получили название «лук Купидона». Опрошенные социологами мужчины заявили о том, что таких женщин они считают невероятно сексуальными, а такая форма верхней губы их очень возбуждает. Действительно, четко очерченные женские губы - это очень красиво, и многие женщины с завистью смотрят на счастливых обладательниц такого чувственного ротика.

День святого Валентина

И хоть среди праздников, которые издавна присутствовали в нашем календаре, нет Дня святого Валентина, в последние годы эта дата приобретает все большую популярность. Молодежь с восторгом приняла идею празднования и теперь каждый год 14 февраля по улицам любого города гуляют а счастливые девушки шагают с букетами цветов. В магазинах появляются разные мигающие и поющие «Я люблю тебя» красные сердечки, всевозможные сувениры и романтические и еще бесконечное множество всевозможных атрибутов для праздника. Не говоря уже о том, что в этот день продавцы шампанского, шоколадных конфет и цветов реализуют невероятное количество своего товара.

Согласитесь, день Купидона - это лишний повод оказать знак внимания своей любимой и напомнить ей о своих чувствах. Нет ничего плохого в том, что в нашем календаре появился еще один праздник, который хоть и не является красным днем календаря, стал настоящим торжеством, и влюбленные парочки его проводят весело.

Купидон – маленький крылатый хулиган, за спиной которого колчан стрел, поражающих в самое сердце. Его изображение встречается на картинах различных эпох, а легенда бога любви уходит корнями в древнюю мифологию.

История происхождения

У Купидона несколько имен. Божественное существо также называют Амур, в древнегреческом варианте – Эрот. Персонаж древнеримских мифов, он является покровителем любви. Рожденный богиней , малыш предстает в облике озорного ангела, норовящего пронзить стрелой влюбленности сердце первого встречного или неугодного ему героя ради шалости. Его сопровождают важные атрибуты: колчан, лук и стрелы, которыми он поражает, заставляя влюбляться. Стрелам Купидона были подвластны и простые смертные, и боги.

Этот персонаж знаменит трогательной любовной историей, связывающей его с простой земной девушкой по имени . Мать Купидона, богиня Венера, велела сыну наказать не приглянувшуюся ей красавицу. Но сын прельстился Психеей и, влюбившись, стал ей мужем. Девушка не знала, кто стал ее избранником, так как простые смертные не позволяли себе поднимать взор на богов. Семейная идиллия казалась восхитительной до тех пор, пока сестры не спровоцировали Психею подсмотреть за Купидоном. Послушавшись родственниц, девушка привела Купидона в гнев. Он покинул возлюбленную, уничтожив все, чем они жили в браке.

Психея убивалась по супругу и, находясь в отчаянье, отправилась в храм Венеры. Моля свекровь о прощении, она отважилась пройти поставленные перед ней препятствия в виде сложных заданий. Венера думала извести девушку и избавиться от нее, но Психея преодолела трудности с помощью любви.


Финальным испытанием стало перемещение в преисподнюю ящика . Внутри него таилась красота супруги бога Плутона. Важным условием задания был запрет на вскрытие коробки. Психея вновь не устояла перед искушением. Внутри ящика оказался мертвый сон, сразивший красавицу. Купидон отыскал возлюбленную и помог прийти в себя. Герой простил девушку. Боги, увидевшие силу любви молодых людей, сделали Психею богиней.

Древнегреческая мифология раскрывает аналогичный сюжет. Он стал источником вдохновения для деятелей искусства, поэтому образ Купидона, он же Амур, он же Эрот, воспевался в литературе, изобразительном искусстве, скульптуре и архитектуре.


Мифологический персонаж предстает в образе светловолосого ангела, олицетворяющего возвышенные чувства. Личико мальчонки украшают румянец и шаловливая улыбка, вокруг него часто находятся прекрасные цветы пастельных оттенков. Любопытно, что с оружием Купидона нередко сравнивают женские губы из-за схожести форм.

В День образ Купидона пользуется чрезвычайной популярностью, хотя римское божество, равно как греческий бог Эрот, слыли порождением хаоса из-за своего вольнолюбивого нрава. Праздник всех влюбленных сопровождается тематической атрибутикой, на которой принято изображать маленьких ангелочков, выпускающих стрелы в сторону безнадежных скептиков.

Купидон в культуре

Помощник в греческой культуре и сын Венеры в римской не считался ключевой фигурой мифологии. Но он часто воспевался в эпоху эллинизма и во времена Ренессанса. К его изображению прибегали, используя героя в качестве символа. Ему не нужно быть активным действующим лицом, чтобы присутствовать на холсте или в скульптурном ансамбле. Купидона изображали, чтобы намекнуть о наличии любовного лейтмотива в описываемом сюжете.


Юнца часто изображают на картинах, описывающих соблазнение прекрасных дев. Купидон также появляется перед публикой в сюжетах, где взаимодействуют Венера и Адонис. Посланец любви играет с орудиями и дубиной , вызывая ассоциацию с обезоруживающими чувствами.

Разочаровавшиеся в мальчугане строго наказывали его. Так поступали и Минерва, чьи образы олицетворяют целомудрие.


Образ Купидона воспевался в эпоху Возрождения. Изваяния, посвященные ему, часто становились украшениями для надгробий и фамильных склепов. Купидон (или Амур в альтернативной интерпретации) – герой картины художника Лезюэра. На ней изображена Венера в окружении трех Граций, одна из которых протягивает богине малыша Купидона.

По легенде, Эрот не рос до тех пор, пока у него не было друга, способного любить его. Им стал Антэрот, в противовес Эроту отвечающий за взаимную любовь.


Поэт Анакреон посвятил несколько стихотворений популярной легенде о том, что Юпитер приказал убить Купидона его матери. Венера спрятала дитя в лесу, где его воспитали дикие звери. Это предание описано в картинах Прюдона. Он же запечатлел на холсте любовные приключения Купидона.