Лев Николаевич Толстой Автобиографическая трилогия «Детство. Отрочество.Юность» - презентация

Л.Н.Толстой«Юность»:

нравственные идеалы

Я был бы не счастливейший

из людей, ежели бы я не нашел

цели для моей жизни - цели

общей и полезной.

Л. Н. Толстой.

Из дневника юношеских лет. .


Цели: 1. углубление знаний об особенностях автобиографической литературы;

2. обучение анализу художественного произведения, работе с текстом.

3. развитие навыка осмысленного чтения.

4. нравственное развитие, воспитание стремления к самопознанию и самосовершенствованию.



Автобиографический. Связанный с жизнью автора; являюется автобиографией.

Трилогия. Три литературных или музыкальных произведения одного автора, объединенные общей идеей и преемственностью сюжета.


«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь ХIХ век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Ги де Мопассан.

Автобиографическая трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857).

Охарактеризуйте каждый период. С какой целью Л. Толстой пишет данные произведения? Какие вопросы поднимает в трилогии?


Главный вопрос- каким надо быть? К чему стремиться?

Процесс умственного и нравственного развития человека.



1. Анализ главы «Comme il faut».

1) Беседа .

– В чем состоит идеал человека «комильфо»?

– Как Толстой оценивает это понятие? Как автор характеризует время, потраченное на приобретение качеств человека «комильфо»?

– Что было главным злом этого увлечения?


Работа в группах .

Вопрос 1-й группе. Как вы оцениваете такую участь героя?

Вопрос 2-й группе. Есть ли качества, привлекающие вас в перечне признаков, которыми руководствовался рассказчик?

Вопрос 3-й группе. Напомнила ли эта глава что-то из вашей жизни? Нет ли подобных увлечений у ваших друзей? Стоит ли их переубеждать?


2. Работа над главой «Я проваливаюсь».

1) Беседа .

– Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

– Каково состояние внутреннего мира Николая во время сдачи экзамена?

– О чем он думал после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

– Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

– Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

– На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

– Что значит «я проваливаюсь», вынесенное в название главы?


Примерный план сочинения«Диалектика души в повести Л. Н. Толстого «Юность».

I. Автобиографическая проза – одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности.

II. Духовное становление человека на примере повести Л. Н. Толстого «Юность».

1. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и борьба с собственными недостатками.

2. Подлинные и мнимые ценности жизни героя.

3. Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту.

4. «Диалектика души» и чистота нравственного чувства в повести.

5. Особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

6. К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

III. В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Юность» Л.Н.Толстой

Лев Николаевич Толстой Родился 28 августа 1828 года в родовом имении Ясная Поляна под Тулой. (7) 20 ноября 1910 года великий писатель Лев Николаевич Толстой умер на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область). Был похоронен в Ясной Поляне.

О трилогии Появление в 1852 г. на стра­ницах журнала «Современник» по­вестей Л. Толстого «Детство», а затем «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857) стало знаменательным событием в русской литературной жизни. Автобиографическая трилогия Толстого не была предназначена для детского чтения. Скорее, это книга о ребенке для взрослых. Уже в автобиографической трилогии отчетливо виден напряженный интерес Толстого не к внешним событиям, а к подробностям внутреннего мира, внут­реннего развития героя, его «диалектики души ». Первые повести Толстого обратили на себя внимание Герцена: по его инициативе «Детство» и «Отрочество» были переведены в 1862 году в Лондоне. Это была первая публикация Толс­того за рубежом.

«Жизнь Л. Н. Толстого –это целая эпоха, почти весь Х I Х век, вместившийся в его жизнь, и в его произведения». Г и де М опассан Главный герой трилогии – Николенька Иртеньев Главный вопрос повести - каким надо быть? К чему стремиться? Процесс умственного и нравственного развития человека.

Детство В детстве, избавляясь от пелены, закрывавшей его глаза, приобретая способность анализировать и рассуждать, Николенька видит неблагополучие в семейных отношениях родителей, развенчивает образ отца, холодного игрока, проматывающего наследство детей, рано узнает правду о материальном положении семьи. Теряет мать. Осознает, что не все люди равны.

Из отзывов «Ты уже из 2-го моего письма можешь видеть, какое впечатление произвело на меня «Детство». Ты прав - это талант надежный. В одном упоминании женщины под названием Ратаноте, которая появляется в конце повести,- целая драма. Пиши к нему - и поощряй его писать. Скажи ему, если это может его интересовать,- что я его приветствую, кланяюсь и рукоплещу ему». Из письма Тургенева к Некрасову 28 октября 1852 г

Отрочество В «Отрочестве» герой выходит из семейного мира в мир людей, которым он безразличен. Для Николеньки это самый тяжелый период его жизни. Он чувствует разобщенность людей, горько воспринимает жестокость и несправедливость. Умирает его бабушка. Потрясением для него становится опять же обнаружение этих качеств в его родных.

Юность «Юность» предстает как обновление и более зрелое возвращение к детству, через понимание драматизма жизни. В этой повести тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Он ищет в жизни свое место: «Надо скорей, скорей, сию же минуту сделаться другим человеком и начать жить иначе». Опять Николенька сталкивается с противоречием между мечтой и действительностью. Он мечтает о том, как станет лучшим студентом, а потом - великим ученым, но внезапно для себя осознает, что им движет тщеславие, и стыдится этого.

Юность Николенька сам невольно разоблачает идеал комильфо. Отличный французский язык, длинные ногти, умение кланяться, танцевать и разговаривать, равнодушие ко всему, презрительная скука и манера одеваться - это не назначение человека. Он находит в себе такой недостаток, как самолюбование, а слишком рациональная программа приводит героя к раздвоению: он тянется к светским развлечениям и не в силах соблюдать жесткие требования программы. Николенька-первокурсник проваливается на экзамене по математике. После он решает, что с праздным времяпровождением покончит. Он осознал противоречия, которые мешают его духовному росту. Однажды поздно вечером Николай достаёт тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

Из отзывов «Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиономию. Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым… …избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками. Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“. Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете » А.В. Дружинин

«Кавказский пленник рассказ» - Физкультминутка. …мне досадно, что нам почти нечего противопоставить маленькому классическому рассказу - скажем, "Кавказскому пленнику" или чеховским "Ваньке" и "Мальчикам". Рисунок Хайруллиной Гулии. Сюжет рассказа прост: попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог.

«Кавказский пленник Толстого» - Лев Толстой Кавказский пленник. Цель наша проста и ясна. Наша цель. Загадка рассказа. Рассказ написан боевым офицером. История создания рассказа. Мы учимся читать книгу!

«Писатель Толстой» - Наташа Ростова – олицетворение молодости, радости. В 1857 г. написана повесть «Юность». «Я решился снова писать правила жизни». Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. Жизнь и творчество Л.Н. Толстого неразрывно связана с Москвой. Толстой обвиняет среду, в которой жила Анна. Писатель показывал войну как явление, противоестественное человечеству.

«Годы жизни Толстого» - Спешили, боялись погони… Портрет Толстого., 1873 г. Толстой в Ясной Поляне. 1908. Бойся лжи и тщеславия… Правила исправления: Бойся праздности и беспорядка… Дневниковые записи. Спустился, разбудил своего домашнего врача, уложил вещи. Получить некоторые познания в естественных науках. 11. Родовое гнездо.

«Жизнь и творчество Толстого» - Школа для крестьянских детей в Ясной Поляне. «Азбука». Могила Толстого. Л.Н. Толстой, начинающий писатель. Жизнь есть творчество, то есть образование высших форм… Таблица «Жизнь есть увеличение своей души». «Детство». «История моего детства». Л. Н. Толстой на пашне. Л. Н. Толстой. Иллюстрация А. Ф. Пахомова.

«Кутузов и Наполеон» - Мы чувствуем, как страдает Кутузов, видя бегущих с поля боя русских воинов. Кому принадлежит победа в войне 1812 года? В образах Наполеона и Кутузова Толстой изобразил идею войны и мира. Наполеон жесток и вероломен. Образ Наполеона. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Большое место в романе “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона.

Всего в теме 30 презентаций

Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). Вскоре после начала Крымской войны Толстой написал последнюю часть трилогии "Юность" (), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве... Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.




С марта 1847 года Толстой начал вести дневник. Он надеялся, что дневник поможет ему изменить самого себя, сделаться совершенным и найти путь совершенствования человечества. В записи от 2 января 1852 года Толстой так определил время юности: «У всех молодых людей есть время, в которое они не имеют никаких твёрдых понятий о вещах – правил, и составляют как то, так и другое. В это время они обыкновенно чуждаются интересов практических и живут в мире моральном. – Эту переходную эпоху я называю – юность.- У иных людей юность продолжается больше, у других меньше. Даже есть люди, которые всегда остаются юны, а другие, которые не были юными…Поэтому все мы, выходя в практическую жизнь, начинаем действовать, основываясь на тех несовершенных и недоконченных правилах и понятиях, на которых застала нас необходимость».


В чём прелесть и важность для человека времени юности? Почему плохо, если у человека не было юности т.е. того особого состояния, которое должен пережить каждый? Почему, наконец, плохо, если человек на всю жизнь так и останется юношей-мечтателем? Вот вопрос, над которыми повесть «Юность» заставляет задуматься читателей. Рассказывая о юности Николая Иртеньева, Толстой говорит о том, что в той или иной мере присуще всем юным во все времена. Повесть Толстого помогает нам познать нам самих себя, а это столь же важно, как и познание окружающего мира. Толстой придавал большое значение литературе именно как средству самовоспитания человека, которое не может быть осуществлено без самопознания



Повесть «Юность» небогата событиями. Интерес Толстого сосредоточен прежде всего на изображении меняющего внутреннего мира героя Николая Иртеньева, от лица которого ведётся повествование. Юный Николай Иртеньев действует, размышляет, мечтает, взрослый Николай Иртеньев, вспоминая это, оценивает и судит. При этом и герой и рассказчик составляют единый образ, хотя Толстой не даёт читателю забыть, что время действия повести и время, когда о нем рассказывается, не совпадают. Один из основных принципов Толстого в изображении человека, выработанным им уже во время создании трилогии, был впоследствии так сформулирован в его дневнике: «Одно из величавших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, есть текучее вещество» Эту «текучесть» писатель открывает и в главном герое повести, и в некоторых других её персонажах. Образ Иртеньева не может быт понятен без уяснения обстоятельств, в которых формировался характер юноши, без внимания к историческим приметам м деталям быта.


Идет шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своем предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Но ночью он вдруг вспоминает один свой стыдный грех, который скрыл на исповеди. Он почти не спит до утра и в шестом часу спешит на извозчике в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Радостный, Николенька возвращается обратно, ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Он не удерживается и рассказывает о своей исповеди извозчику. И тот отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». Радостное чувство улетучивается, и Николай даже испытывает некоторое недоверие к своим прекрасным наклонностям и качествам. Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролетка и гнедой Красавчик. Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения. Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную, сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьет шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорбленным, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.


На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принужденных бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. По дороге друзья беседуют на разные темы, Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Ему нравится в Дмитрии спокойная рассудительность без оттенка назидательности, свободный и благородный ум, нравится, что Нехлюдов простил постыдную историю в ресторане, как бы не придав ей особенного значения. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление не простое изменение во времени, а медленное становление души. Он восхищается другом все больше и, засыпая после разговора в доме Нехлюдовых, думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия. На другой день Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своем будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы. Отец в сорок восемь лет женится во второй раз. Дети мачеху не любят, у отца с новой женой через несколько месяцев складываются отношения «тихой ненависти». С началом учебы в университете Николаю кажется, что он растворяется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он мечется от разговоров с Нехлюдовым до участия в студенческих кутежах, которые осуждаемы его другом. Иртеньева раздражают условности светского общества, которые кажутся в большей своей части притворством ничтожных людей. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Небрежность в учебе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий посещает его, но из-за охлаждения, которое наступает в их дружбе, сочувствие Нехлюдова кажется Николаю снисходительным и поэтому оскорбительным. Однажды поздно вечером Николай достает тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.


«Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимается в душе вашей вопросы: кто я такой, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены вам в детстве, будут несогласны и с той жизнью, в которой вы найдёте себя живущими вместе со всеми людьми, окружающими вас..»


«Автобиографичность присуща не только изображенным в «Юности» событиям, но и тем душевным противоречиям и нравственным поискам, которыми мучается Иртеньев. Л.Толстой начал свою сознательную жизнь с попытки решить вопрос о том, как каждый отдельный человек и всё человечество в целом могут достигнуть своего совершенства, учитывая при этом всю сложность установившихся человеческих отношений. Эти искания и составили главную задачу Толстого-художника, неотделимую от его моральной проблематики».

Презентация на тему "Лексические и грамматические средства языка как способ раскрытия внутреннего мира героев повести Л.Н. Толстого «Юность»" по литературе в формате powerpoint. В данной презентации для школьников анализируются следующие главы повести: "Правила", "Исповедь", "Поездка в монастырь", "Вторая исповедь". Автор презентации: учитель русского языка и литературы, Полатовская Светлана Юрьевна.

Фрагменты из презентации

Анализ эпизода

  • В первой части главы «Правила» автор показывает, как Николай Иртеньев пытается составить правила жизни, чтобы измениться в лучшую сторону. Он достает лексикон и разлиновывает бумагу, но у него получается плохо. Герой не отступает от задуманного и продолжает действовать. Николай очень серьезно обдумывает свои обязанности и делит их на три рода. Но записи на бумаге получаются некрасивыми, и он недоволен собой.
  • Чтобы подчеркнуть серьезность намерений героя, автор использует книжные слова с высокой окраской («обязанности к ближним, Богу», «душа»,«правила жизни», «расписание обязанностей», лексикон»). Его активность и настойчивость описывает при помощи однородных членов и деепричастных оборотов: «достал лист и хотел приняться», «взял другую бумагу и разлиновал», «проведя пером и отодвинув его».
  • А результат действий и самооценку героя изображает, используя эмоционально- оценочную лексику, эпитеты и метафору («продолговатая лужа чернил», «написаны криво и неровно», «разорванное расписание», « уродливое заглавие», «разлиновал кое-как», «долго мучился»). Для того чтобы показать переживания героя и подчеркнуть контраст между его мечтами и реальностью, автор-рассказчик употребляет внутренний монолог и антитезу: «Зачем все так прекрасно, ясно у меня на душе и так безобразно на бумаге и вообще в жизни?»
  • Таким образом, можно сделать вывод о том, что автор хочет рассказать читателям о внутреннем мире подростка, его размышлениях, переживаниях и применяет для этого различные языковые средства.

Выводы

  • Главное о увлечение Николеньки - стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком.
  • Л.Н.Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это - внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важна речевая характеристика героев трилогии.
  • Итак, мы видим, что повесть «Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека.
  • Чтобы показать «диалектику души» героя, писатель использует различные лексические и грамматические средства языка.
  • Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс.