Основные темы и жанры русской поэзии начала XIX века. Основные темы и жанры русской поэзии начала XIX века Тема образования в русской поэзии

Пояснение.

В стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник» звучит тема образования. Лирический герой стихотворения с гордостью ставит в пример мальчику великого русского учёного Ломоносова. При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться. Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

У Ломоносова в «Оде на день восшествия…» Просвещенный монарх Петр I развивал «божественны науки», Россия ожидала «полезны видеть их плоды». Продолжать его дело – значит, строить новую Россию, и главная роль в этом великом процессе принадлежит, по мнению Ломоносова, молодому поколению, тем, «которых ожидает Отечество от недр своих», кто должен доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

О просвещённом монархе Петре I пишет и Пушкин в стихотворении «Стансы», в котором звучит тот же мотив: Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье...

По мнению Пушкина, Петр - «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»- был «вечным» работником - в этом его заслуга перед Отечеством.

Таким образом, произведения Некрасова, Ломоносова, Пушкина, в которых раскрывается тема просвещения, образования, глубоко патриотичны. На благо Родины, для славы России нужно думать о просвещении, чтобы двигать страну вперёд. В отличие от Ломоносова и Пушкина, в творчестве Некрасова эта тема преломляется через призму социального неравенства. Поэт понимает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями, но верит, что за такими детьми будущее России.


Тема образования является одной из "вечных" тем в русской литературе. Ее насущность вызвана тем фактом, что образование, воспитание является основой жизненного пути каждого человека. Так, к этой теме обращались писатели как XVIII, так и XIX веков, например, Д. А. Державин и И. С. Тургенев.

Пороки, заблуждения, сущность жизни поместных, провинциальных дворян собраны в образе Митрофанушки, героя пьесы Фонвизина "Недоросль".

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Его воспитание связано с окружением, в котором он рос: невежество, жадность и высокомерие. Митрофан даже не умеет читать, но не сетует на это, ведь, как ему известно от матушки, неумение читать есть черта настоящего дворянина. Произведение Фонвизина, как и стихотворение Некрасова, посвящены теме образования, но комедия "Недоросль" призвана обличать сущность дворянства - "тупость", "холодность", "напыщенность" его представителей, в то время как стихотворение "Школьник" восхваляет стремление сельских жителей к образованию с самых малых лет.

Тему образования затрагивает и И. С. Тургенев "Отцы и дети". Так, главный герой произведения, Евгений Базаров представляет собой новое поколение, хоть и воспитанное в консервативно настроенных семьях, но приверженное совершенно другим взглядам. Базаров узнал о новых для того времени идеях об устройстве мира, о самой жизни в университете, поэтому он так выделяется как среди представителей своей семьи, так и среди Кирсановых: им всем непонятны взгляды Евгения-нигилиста, но кто-то из консерваторов пытается смириться с новым поколением, а кто-то - изо всех сил бороться. В произведении И. С. Тургенева, в отличие от некрасовского стихотворения, рассматривается иная сторона темы образования: Тургеневу важно показать роль образования в выборе жизненного пути человеком, а Некрасову - убедить людей в необходимости обучения.

Так, тему образования, поднимаемую на протяжении веков, несомненно, можно назвать одной из самых животрепещущих тем в литературе.

Обновлено: 2017-05-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В статье представлена небольшая подборка стихотворений, посвященных теме поэзии и судьбы поэта, и их краткий анализ. Данная подборка поможет выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, при написании развернутого ответа в задании 16, где необходимо сопоставить приведенный отрывок из лирического текста с другими стихотворениями со схожей тематикой и процитировать их.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…

Стихотворение Некрасова построено на антитезе. Первая часть посвящена поэтам, которые не затрагивают актуальные, злободневные темы, не использует в своем творчестве сатиру и, таким образом, находят большое количество почитателей своего творчества: «И современники ему при жизни памятник готовят…». Вторая же часть стихотворения отражает творческую жизнь поэта-бунтаря, того, кто пишет остро, искренне, не старается понравиться. Он остается честным с читателями и, прежде всего, с самим собой, а в своих произведениях показывает правду жизни без прикрас. Несмотря на то, что такой поэт не находит признания при жизни («И каждый звук его речей плодит ему врагов суровых»), Некрасов отмечает, что после его смерти великие произведения будут поняты и оценены даже теми, кто ранее их критиковал. Таким образом, автор стихотворения отражает следующую точку зрения: гениальным поэтом является тот человек, который не боится в стихотворениях выразить свою гражданскую позицию, не боится быть не понятым и не стремится к славе, и который видит смысл своей жизни в возможности говорить через свое творчество.

Маяковский «Необычайное приключение…»

Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами.

Автор изображает диалог между поэтом и солнцем, тем самым как бы уподобляя человека, создающего стихотворения, светилу, проливающему свет на землю. Стихотворец так же, как и звезда, рассеивает тьму, но только делает это в душе каждого отдельного читателя. Важным является посыл Маяковского: необходимо много и упорно трудиться, и тогда приозведения могут стать для людей тем самым солнечным светом, согревающим и освещающим жизненный путь:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»

Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В большинстве своих стихотворений Твардовский призывает людей всегда быть честными, говорить только то, что думается. Он изображал современную ему жизнь и русского человека с открытой душой. Лирическое произведение «Вся суть в одном единственном завете…» не стало исключением, но здесь Твардовский обращает внимание на особое предназначение поэта. Единственной целью творчества для него является выражение мыслей и чувств через свои строки. Творец должен говорить открыто и напрямую, без лжи и фальши – это единственно возможное условие существования искусства. Произведение построено как монолог-декларация, то есть как провозглашение своей правды, которая для лирического героя является неоспоримой истиной.

Пушкин «Поэт»

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

В представлении Пушкина, поэт – это создание возвышенное, небесное – именно таким его описывает Александр Сергеевич в своих произведениях. Поэтому в начале стихотворения отражена жизнь творца в обыденном мире, в котором нет места возвышенным идеям и мечтам. Он задыхается и чувствует себя никчемным, являясь частью этой рутинной и прозаичной жизни: «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Вторая же половина стихотворения посвящена самому моменту творчества, когда к поэту приходит муза и он становится не причастен к миру обычных людей. Автор подчеркивает, что творческий человек не может жить без вдохновения, только в присутствии него он становится по-настоящему свободным и счастливым, ему чужда привычная земная жизнь. И именно в момент создания своих произведений он может находиться наедине со своим искусством.

Бальмонт «Выше, выше»

Выше, выше, все за мной,
Насладитесь вышиной,
Попадитесь в сеть мою,
Я пою, пою, пою.

В стихотворении «Выше, выше» Бальмонт описал творческий процесс. Он изображает поэта как творца, создателя, который касается души каждого, кто читает его стихотворение: «Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих». Ещё один образ, на который нас наталкивает метафоричность Бальмонта – это лирик как музыкант, который с помощью слов создаёт произведение, которое играет на струнах души человека. Стихотворение можно рассматривать также и как процесс чтения этого произведения: «Трепетаньем звонких крыл отуманил, опьянил». Ведь действительно, с каждой прочитанной строкой все больше погружаешься в художественный мир Бальмонта и сам неосознанно становишься его частью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«школьного сценария» рассказы цикла выстраиваются в последовательность со сквозной и незавершенной фабулой обучения в школе бытия и подготовки к новым экзаменам (уже за пределами собственно школьной и университетской жизни), которые приносят герою чувство удовлетворения и в то же время стимулируют к получению новых знаний и умений. «Школьный сценарий» в «Записках юного врача» М. А. Булгакова играет роль метафоры жизни. Юный Врач выражает свое кредо:

Сотни раз теряться и вновь обретать присутствие духа и вновь окрыляться на борьбу.

Эти слова напоминают знаменитое высказывание Л. Н. Толстого: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться...»

ЛИТЕРАТУРА Исупов К. Г. Культурный концепт «учитель/ученик» на фоне русской «правды» Ц Диалог в образовании: Сб. материалов конференции. Серия «Symposium». -Вып. 22. - СПб., 2002.

Яблоков Е. А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). - Тверь, 2002.

ЗАГАДКИ ТЕКСТА

А. Л. ГОЛОВАНЕВСКИИ

Архаизмы в русской поэзии XIX в.: Ф. И. Тютчев -А. С. Пушкин

Анализ архаизмов в поэзии Пушкина и Тютчева помогает при решении серьезных задач текстологического характера.

Ключевые слова: лексические архаизмы; семантические дублеты; поэтический образ; параллельные морфологические формы.

спользование архаизмов в русской поэзии не всегда обусловлено только факторами стилистического характера и влиянием традиций предшественников. Предпочтение, отдаваемое архаическим средствам, часто объясняется особенностями мировоззрения автора, которое, как известно, не всегда остается постоянным. Так, в ранние, детско-юношеские периоды творчества Тютчева и Пушкина комплекс архаических элементов в их поэзии связан с влиянием предшествующих традиций. Мы имеем в виду прежде

Работа выполнена при финасовой поддержке РГНФ: проект 11-14-3200 (а/ц).

Голованевский Аркадий Леонидович, доктор филол. наук, профессор Брянского гос. университета им. акад. И. Г. Петровского. E-mail: [email protected]

всего одические традиции Г. Р. Державина. Начальный период творчества Тютчева, как и Пушкина, относится к тому времени, когда русский литературный язык, и в особенности язык художественной литературы, находился в поиске новых средств выражения мысли, в процессе переоценки прежних литературных традиций, отбора и использования наиболее устойчивых из них. О сосуществовании различных стилистических систем в поэзии Пушкина писали многие исследователи, прослеживая эволюцию пушкинских «поэтических вольностей». Г. О. Винокур, например, обращал внимание на I) усечение прилагательных и причастий; 2) окончания -ыя @-ия) в родительном падеже единственного числа прилагательных и местоимений женского рода;

3) звук [е] вместо [о] после мягких согласных в рифме; 4) полногласие и неполногласие [Винокур 1991: 246]. В. В. Виноградов рассматривал эволюцию пушкинского стиля как освобождение языка поэта от фонетико-морфологичес-ких архаизмов церковно-книжной речи [Виноградов 1982: 253].

Об архаичности языка поэзии Тютчева с различных позиций писали так называемые «формалисты» Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов, В. Брюсов и др. Л. В. Пумпянский, один из первых исследователей системных методов, на которые опирался Тютчев в своей поэзии, так оценивал их роль в языке поэта: «Имя Державина в связи с Тютчевым впервые отчетливо произнесено было формалистами... Все же "доктрина" помешала и здесь, ибо отношение Тютчева к Державину понято было прежде всего как отношение в области вопросов поэтического языка (Тютчев -поэт "высокого" языка на фоне пушкинской поэзии и пр. ...)» [Пумпянский 1928: 37]. Упреки Пумпянского в адрес «формалистов» кажутся нам не совсем справедливыми. Ибо отрицать, что язык Тютчева в сравнении с языком Пушкина более архаичен, бессмысленно. Другое дело - понять, как это связано с влиянием Державина. Скорее всего, надо с большой осторожностью сопоставлять использование архаической лексики в поздней поэзии Тютчева с державинскими традициями. Несомненно, здесь на первое место следует поставить мировоззренческие позиции поэта, обусловленные принципами славянофильской теории, в первую очередь ориентацией на исконные средства русского языка. Интересно проследить, как в поэзии Тютчева представлена лексика иноязычного происхождения, как она соотносится с исконной лексикой, существовала ли для поэта проблема выбора: «свое - чужое». Но ясно одно: Тютчев чаще, чем Пушкин, предпочитал современному архаическое.

Известно, что лексические архаизмы встречаются в языке художественной литературы чаще, чем другие виды архаизмов. Но в поэзии Тютчева и Пушкина не им принадлежит ведущее место. Основные приметы архаичности у них можно

найти в области семантики и словообразования. Надо сказать, что классификация архаической лексики, как и любая классификация, не может быть жесткой, однозначной. Лексические архаизмы могут усложняться словообразовательными архаическими компонентами, словообразовательные - морфологическими и т.п. Типологию архаической лексики, в основном разработанную Н. М. Шанским [Шанский 1954], можно представить в таком виде: архаизмы собственно лексические, архаизмы фонетические, архаизмы семантические. Собственно лексические архаизмы - это семантические дублеты слов с различной стилистической окраской. В поэзии Тютчева и Пушкина они, к примеру, представлены такими словами: браш-но, брашник (1-1), вретище (1-1), ков (10), крин (1-0), лепта (1 - лепт-1), обитель (8-26), тать (1-0), уповать (1-0), упование (2-6) и нек. др.

Брашно - яства, пища, кушанье:

Возженны не льстеца рукой, Душистый анемон и крины Лиют на брашны аромат... (Тютчев. Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду).

Брашна - яства, кушанья:

Сидят три витязя младые; Безмолвны за ковшом пустым, Забыли кубки круговые, И брашна неприятны им. (Пушкин. Руслан и Людмила).

Брашник - распорядитель пира:

Старец Нестор днесь, маститый Брашник, кубок взяв, встает И сосуд, плющом обвитый, Он Гекубе подает. (Тютчев. Поминки).

Вретище - убогая одежда:

Жертвой мести - купим друга. Пурпур -вретища ценой. (Тютчев. Песнь Радости. Из Шиллера).

У Пушкина эта лексема не встречается.

Ков - заговор, злой умысел:

Сын царский умирает в Ницце - И из него нам строят ков... (Тютчев. Сын царский умирает в Ницце.).

У Пушкина это слово отсутствует.

Лепта - посильное пожертвование:

Тут и она - та старица простая. Что принесла, крестясь и воздыхая, Вязанку дров,

как лепту, на костер. (Тютчев. Гус на костре).

Ср. у Пушкина (о ничтожно малой сумме):

Вдовы Клико или Моэта Благословенное вино В бутылке мерзлой для поэта На стол тотчас принесено. .. .за него Последний бедный лепт, бывало, Давал, я... («Евгений Онегин»).

Почему Пушкин употребил это слово в мужском роде? По словарям лепта (именно в такой форме лексема употреблялась в древнерусском языке) - «мелкая медная монета», а для Пушкина - это то же самое, что грош.

В языке Пушкина мы не встретим многих архаизмов, используемых Тютчевым, в их числе собственно лексических; ср.: ларвы (в римской мифологии - души безвременно умерших или погибших насильственной смертью, скитающиеся по ночам в виде привидений), штуцер - вид оружия (у Тютчева - символ устрашения), уже упоминавшийся брашник (у Тютчева - «распорядитель пира»).

Тать - вор, грабитель:

Какие песни в той стране... где эта мысль, лишась прямых путей, По закоулкам татем бродит, От грубых прячась сторожей. (Тютчев. Какие песни, милый мой.).

В языке Пушкина слово тать не употребляется, в то время как вор - довольно часто (48 раз).

Уповать, упованье - надеяться (надежда) на обязательное исполнение своих чаяний:

О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! (Тютчев. 14 декабря 1825 г.); Познал я новую печаль; Для первой нет мне упований, А старой мне печали жаль. (Пушкин. Евгений Онегин).

Как разновидности собственно лексических архаизмов мы рассматриваем лек-сико-словообразовательные и лексико-морфологические архаизмы. Лексико-словообразовательные архаизмы - это самая значительная по количественному составу группа архаизмов в языке поэзии Тютчева и, возможно, Пушкина. Приве-

дем некоторые примеры с указанием употребленных словоформ (вначале у Тютчева, затем у Пушкина):

велелепный (1-0), вероломец (1-0), возглавие (1-0), воздымать (1-1), вопрошать (1-10), воскрылие (1-0), воскрыляться (1-0), вра-титься (1-0), вратящийся (1-0), дружество (123), заржавый (1-8), злоречье (1-7), игралище (1-4), иноземие (1-9), казать (1-8), обстать (1-0), презритель (1-0), приноситель (1-0), промыслитель (1-0), соревновать (1-0), соревнователь (0-1), таинственник (1-0), усопший (2-6) и др.

Большая часть подобных слов относится к моносемичной лексике и является общей для Тютчева и Пушкина. Но здесь мы рассмотрим только лексику, встречающуюся у Тютчева.

Велелепный - великолепный, блистающий красотой:

Пусть велелепные столпы, Громады храмин позлащенны Прельщают алчный взор не-смысленной толпы. («Послание Горация к Меценату...»).

Вероломец - наделенный свойствами вероломного (прилагательное вероломный у Тютчева отсутствует):

Правоправящий Кронид Вероломцу страшно мстит - И семье его и дому. («Поминки»).

Возглавие - передняя часть могилы, где находится изголовье гроба:

И над могилою, раскрытой, В возглавии, где гроб стоит, Ученый пастор сановитый Речь погребальную гласит. («И гроб опущен уж в могилу.»).

Воскрыляться - возноситься:

И Дух во мне, оживши, воскрылялся И к солнцу, как орел, парил... («Кораблекрушение. Из Гейне»).

Вратиться - вращаться, безостановочно двигаться. Вратящийся - безостановочно вращающийся:

И быстро, с быстротой чудесной, Кругом вратится шар земной. («Из "Фауста" Гете»); .И по течению вратящихся времен, Как капля в океан, Он в вечность погрузился! («На новый 1816 год»).

ПЛУЖНИКОВА ДИАНА МИХАЙЛОВНА - 2013 г.

План

Пути развития поэзии для детей во второй половине Х1Х века

Лекция №7

1. Пути развития поэзии для детей: поэзия «чистого искусства» (А. Фет, А. Майков, Ф. Тютчев, А.К. Толстой) и «некрасовская школа» (А. Плещеев, И. Никитин, И. Суриков).

2. Характеристика детской лирики представителей «чистого искусства».

3. Творчество поэтов некрасовской школы в детском чтении.

4.Н.А. Некрасов в детском чтении. Произведения, написанные специально для детей и вошедшие в круг детского чтения. Социальные мотивы в стихотворениях «Плач детей», «Соловьи», «Дядюшка Яков». Проблемы воспитания в стихотворениях «Железная дорога», «Дедушка». Поэтический образ ребенка из народа («Крестьянские дети»). Народность, национальный характер стихов.

Литература

Бегак Б. Классики в стране детства. - М.: Дет. лит., 1983.

Зуев Н. «Крестьянские дети» Некрасова//«Жизнь и поэзия - одно»: Очерки о русских поэтах XIX-XX вв. - М.: Современник, 1990.

Русская поэзия детям/Вступ. статья, составление, подго­товка текста, биографические справки и примеч. Е.О.Пути­ловой. - Л.: Сов. писатель, 1989. (Б-ка поэта. Большая сер.).

Лирика второй половины XIX столетия - замечательный период в истории нашей отечественной поэзии. В эти годы заявило о себе крупное созвездие поэтов, внесших богатей­ший вклад в русскую классику. Это период, когда русские поэты обратили внимание на мир детства с его особой этикой и эстетикой. В детских журналах, альманахах появляют­ся имена А. Фета, А. Майкова, И. Никитина, позже А.Плещее­ва, И.Сурикова, стихи Ф.Тютчева, А.Толстого, Я.Полонско­го. Стихи выдающихся русских лириков открывают юным читателям разнообразный и неповторимый мир природы, кра­соту родной земли. Каждый автор вносит свои краски, свои штрихи в огромный портрет родной природы, «в слове яв­ленный». В целом поэзия для детей стала более демократичной по форме и содержанию, в нее начали входить доступные для детского ума и чувства сложные философские, социальные, психологические, эстетические идеи.

Во второй половине Х1Х века сосуществовали и постоянно противостояли друг другу две поэтические школы: «некрасовкая» школа (И.Никитин, Дрожжин, Плещеев, Суриков и др.) и школа «чистой поэзии» (Фет, Майков, А. Толстой, Я. Полонский, в некоторой степени Ф. Тютчев. Обе они создали целый поэтический мир для детей.

«Некрасовская» школа: демократизм идей, гражданственность, социальная проблематика, использование разговорной, просторечной лексики. Тема деревни, крестьянской жизни. Формировали активную жизненную позицию. Прямое обращение к читателю. Поэзия гражданской мысли.



Школа «чистой поэзии»: Развивали романтическую традицию русской поэзии, культ красоты, близкий к античному, созерцательное отношение к миру. Подчеркнутый отказ от изображения «грязи» и злобы дня. Книжная, приподнятая лексика, сложные синтаксические фигуры, изощренная образность. Поэзия сердца, чувства.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

И. Никитин

Душный воздух, дым лучины,

Под ногами сор,

Сор по лавкам, паутины

По углам узор.

Закоптелые полати,

Черствый хлеб, вода,

Кашель пряхи, плач дитяти,

О нужда, нужда!

Мыкать горе, век трудиться,

Нищим умереть.

Вот где нужно бы учиться,

Верить и терпеть.

2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - современник Пуш­кина, поэт-романтик. Романтична, таинственна природа в его стихах, сложно и драматично связанная с миром человека.

Характерная примета лирики Тютчева - пейзажи, яркие, выразительные. Особенно привлекательны картины измен­чивых, переходных состояний природы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом...

(Весенняя гроза)

Словно специально создано для детей стихотворение «Зима недаром злится», рисующее смену времен года как противо­борство молодой Весны и уходящей Зимы - «ведьмы злой»:

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Образ природы у Тютчева романтичен, зрим, одушевлен. Поэт показывает природу в движении, в смене явлений, в борьбе противоположных сил света и тьмы. Часто показывает бурные проявления стихии («минуты роковые»). Поэт часто использует принцип параллелизма для изображения сложного мира человеческих чувств путем сопоставления с природой.

Певцами природы называют А.К.Толстого (1817-1875), А.А.Фета (1820-1892), А.Н.Майкова (1821-1897). В пейзаж­ной лирике они достигли высочайшего мастерства. Майков писал: «Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцани­ем, везде одно... У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами». Это высказывание Майкова - своего рода эпиграф к его сти­хам и стихам его современников.

В хрестоматии, сборники стихов для детей младшего школьного возраста вошли стихотворения Алексея Констан­тиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Колокольчики мои, цветики степные», «Где гнутся над омутом лозы», «Край ты мой, родимый край», «Звонче жаворонка пеье». А.К. Толстой – поэт-романтик, отчасти мистик. Он отличается непосредственностью чувств, мажорные интонации у него сочетаются с элегическими, задушевными. Точность и ясность деталей, умение выделить наиболее яркий признак описываемого, созвучие картин природы человеческому настроению. Наивность детского восприятия сочетается с глубокой мудростью обобщения. Для поэтики А.Толстого характерна песенная образность, свободное использование просторечных слов, общепринятых эпитетов. У поэта встречаются мистические мотивы, для него характерна любовь к простору, свободе.

Афанасий Афанасьевич Фет представ­лен непревзойденными по чистоте и прозрачности слога сти­хами «Ласточки пропали...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Знаю я, что ты, малютка…». В творчестве Фета появляется герой-ребенок («Мама! глянь-ка из окошка...»), возникают сценки домашней жизни:

Кот поет, глаза прищуря, На дворе играет буря,

Мальчик дремлет на ковре. Ветер свищет на дворе...

Эти поэтические миниатюры отличаются особенно теп­лой, мягкой интонацией и в первую очередь привлекают ма­леньких читателей.

Его стихи проникнуты культом неуловимого, недосказанного. Восхищался мгновением, мимолетным впечатлением, прекрасным и исчезающим. Более всего его интересуют собственные чувства, настроения, ощущения. В природе его привлекают «тихие явления», неясные состояния (переход от зимы к весне, от лета к осени), полутона, оттенки, неуловимые сочетания. Часто он показывает не сам пейзаж, а его отражение в воде или небесах. Описания природы детализированы, конкретны. Каждая птица, каждое насекомое, каждое дерево показаны в своей неповторимости. Поэзия его музыкальна и напевна.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу («Вечер»).

Лирический герой, как правило, находится «за кадром», он созерцатель, повествующий об увиденном.

Природы праздный созерцатель,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой

Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила –

И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье

И та же темная струя, -

Не таково ли вдохновенье

И человеческого я?

Приметой детской поэзии Аполлона Николаевича Майко­ва стали стихотворения «Сенокос», «Осень» («Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»), «Весна» («Уходи, Зима седая»), «Летний дождь» («Золото, золото падает с неба...») Особой оригинальностью отличается его «Колыбельная песня», в которой покой младенца оберегают сказочно могучие силы природы:

Спи, дитя мое, усни! В няньки я тебе взяла

Сладкий сон к себе мани: Ветер, солнце и орла.

Неповторимое своеобразие имеет творчество Ивана Сав­вича Никитина (1824-1861), выходца из мещанской среды (родился и жил в Воронеже), поэта некрасовской школы. Бли­зость поэта к народной жизни, к русской природе сказалась в его поэзии. В стихах Никитина звучит открытое чувство горя­чей любви к родной земле, восхищения силой и стойкостью народного характера. Достоянием детской литературы стали такие стихотворения Никитина: «Утро» («Звезды меркнут и гаснут. В огне облака...»), «Дедушка» («Лысый, с белой боро­дою, дедушка сидит...»), «Утро на берегу озера», «Жена ямщи­ка», «Помню я: бывало, няня...». Произведения поэта орга­нично включают мотивы и образы народных лирических пе­сен. Не случайно на стихи Никитина создано более 60 песен и романсов. Среди них «Русь», «На старом кургане, в широкой степи...». Особенно широко известной стала детская песня «Встреча зимы» («Здравствуй, гостья-зима!»).

В русле некрасовских традиций развивалась поэзия для детей А.Н.Плещеева (1825-1893) и И.З.Сурикова (1841-1880). В их творчестве соединились мотивы русской природы и крестьянского труда, зазвучала тема деревенского детства. Оба поэта проявляли интерес к современной им детской ли­тературе, активно участвовали в работе журналов «Детское чтение», «Семья и школа», «Детский сад», «Игрушечка».

Алексей Николаевич Плещеев, известный поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик, к детской ли­тературе обратился в 70-е годы. Он составил и издал для де­тей несколько сборников своих произведений, среди них «Подснежник» (1878) и «Дедушкины песни» (1891). Его сти­хи полны любви к детям и не могут не вызывать ответного чувства. Вот маленький попрошайка, которого пожалел и на­кормил собрат по несчастью («Нищие») , больной мальчик, мечтавший о весне, о тепле, о маме («Ожидания»). Дети, раз­ные, кроткие и живые, шумные, любознательные, - главные персонажи поэтических произведений Плещеева. Маленькие герои окружены, как правило, любящими их людьми - па­пами, мамами, дедушками и бабушками, нянями. Поэт рисует запоминающиеся картины семейной жизни: возвращение детей из школы, встреча с барбоской у крыльца, расспросы родных («Из жизни»), восторженный рассказ кудрявого Вани о школе («Бабушка и внучек»), разговоры деда с маленькими внуками, сказки «про лису, про колобка, да про квакушку-лягушку, да про мышкин теремок» («Ненастье»).

Глазами ребенка Плещеев видит природу. В его стихах все подвижно, изменчиво: «Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/ Ласточка с весною/ В сени к нам летит», поют соловьи и жаворонки, бегут ручьи, разговаривают дождевые капли. «Краски плещеевского пейзажа скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж его прост и про­зрачен, высоко эмоционален и часто контрастен, сопостав­ляя бурю и тишину, спокойствие и тревогу». Стихи Плещее­ва музыкальны и так же, как и никитинские, многие из них стали популярными песнями и романсами.

Под влиянием Плещеева обратился к поэзии для детей Иван Захарович Суриков, талантливый поэт-самоучка, родив­шийся в крестьянской семье на Ярославщине. В деревне про­шли первые счастливые 8 лет его жизни, в целом суровой и нерадостной (умер он в 39 лет от чахотки). Впечатления дере­венского детства, светлые воспоминания о тепле родительско­го дома, о счастливых днях, проведенных в поле, в ночном, на рыбалке, питали творчество поэта. Это главная тема его чис­тых и бесхитростных стихотворений: «Детство», «В ночном», «На реке», «Зимой». Стихотворение «Детство», пожалуй, самое известное у Сурикова, стало главной приметой его поэзии.

Вот моя деревня; Вот качусь я в санках

Вот мой дом родной; По горе крутой...

Стихотворение при кажущейся простоте написано рукой мастера. Всего две картины рисует поэт: веселые забавы с друзьями мальчишками и вечер дома:

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

А «бабушка седая» внуку сказку говорит:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал...

Внешних событий мало, но они так эмоционально напол­нены, что день, как это бывает только в детстве, кажется безграничным:

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

Воспоминания одного дня вырастают в обобщенный об­раз детства.

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

Стихи поэтов 60-70-х годов прошлого столетия при всем разнообразии мотивов, интонаций удивительно добры и че­ловечны. Они воссоздают гармоничный мир единения чело­века и природы, теплоту семейных отношений, передают веру в доброе начало, стремление к знанию, к счастливой жизни.

Лучшие стихи поэтов этого времени хорошо знакомы и любимы многими поколениями россиян, бережно передава­лись от старших к младшим, без преувеличения можно ут­верждать, вошли в генетическую память народа, стали бес­ценным национальным культурным богатством.