Перекрытие погреба в гараже диаметр арматуры. Железобетонный пол над подвалом

Погреб заглубленного типа строится ниже уровня поверхности земли. Подобная конструкция хороша тем, что не занимает свободное пространство вашего земельного участка.

Такой погреб не промерзает даже в период самых лютых зимних холодов. Именно поэтому очень важно знать, как перекрыть погреб правильно, чтобы он стал надежным хранилищем продуктов, закаток и иных вещей.

Когда котлован подвала залит, а его пол и стены обустроены, самое время задуматься о том, как сделать перекрытие погреба? Какие материалы для этого используются и какова цена этих материалов?

Чтобы понять в какую сумму вам обойдется перекрытие, необходимо разобраться в том, какие виды перекрытий существуют.

Монолитная плита

Одним из вариантов перекрытия является использование монолитной плиты. Такая плита перекрытия для погреба делается с использованием арматурного каркаса и бетона ().

Инструкция создания бетонной монолитной плиты состоит из следующих этапов:

  • Перекрытие должно обладать такими параметрами, чтобы при установке оно располагалось на стенах помещения. Эти самые стены и будут служить опорой.
  • Нужно установить специальные опорные балки для опалубки. Они позволят удержать целостность конструкции во время заливки бетоном и на время его застывания.
  • Доски опалубки перед заливкой необходимо хорошо герметизировать, чтобы избежать вытекания раствора во время заливки.
  • Только после того, как будет произведен полный монтаж опалубки следует приступать к вязанию каркаса арматурной сетки. Во время сооружения арматурной сетки важно соблюдать правильное расстояние между стержнями, которое должно составлять около 20 см. Полученный железный каркас должен выступать по краям плиты на 4 см с каждой стороны.
  • После того как сетка будет готова, можно приступать непосредственно к бетонированию. Высота монолитной плиты должна составлять около 20 см.
  • Бетон следует заливать равномерно и беспрерывно, до окончания формирования всего изделия.
  • Чтобы избежать возникновения внутренних полостей следует жидкий раствор подвергнуть процессу вибрации. Делается это с помощью специального оборудования или обыкновенного бруса.

Совет: Одного слоя арматурной сетки будет вполне достаточно, но для большей надежности конструкции лучше произвести двойное армирование.

После того как процесс заливки будет окончен следует дать бетону затвердеть и просохнуть. Этот процесс обычно занимает около месяца.

На вопрос чем лучше перекрыть погреб, многие профессионалы ответят, что именно монолитной бетонной плитой, потому что такое решение является самым надежным, практичным и высокопрочным. Поверхность данного перекрытия может быть использована как фундамент для возведения различных строений.

Сборно-монолитные плиты

При помощи сборно-монолитных плит также можно создать перекрытие в погребе. Но при сооружении такой конструкции обязательно нужно учесть необходимость использование в процессе строительства крана ().

Монтаж сборно-монолитного перекрытия производится с помощь подъемного крана. Данный процесс занимает немного времени.

Но в подобной технологии существует один печальный недостаток. Плиты изготавливаются стандартных размеров, и в конкретном случае могут просто не подойти.

Наибольшая длина сборно-монолитной плиты составляет 9- 12м. Пред тем как начать монтаж с помощью данных изделий надо убедиться в подходящих параметрах строения.

Обратите внимание! Ширина подвала не должна превышать ширины монтируемой плиты.

Если все параметры сходятся, при помощи крана производится установка.

  • Сборно-монолитные плиты соединяются между собой при помощи стальных балок.
  • Полые части таких соединений заполняются теплоизоляционным материалом. Теплоизоляция позволяет удерживать теплый воздух внутри помещения.
  • После утепления, места стыковки заливаются бетоном;
  • Поверх готового перекрытия укладывается слой гидроизоляции (рубероид на битумной мастике).

Сборно-монолитные плиты считаются наилучшим материалом, чтобы создать перекрытие погреба в гараже. Данная конструкция обладает наименьшими сроками постройки и цена материала не велика.

Перекрытие из дерева

Перекрытие погреба своими руками вы можете произвести с использованием деревянных балок.

Для этого необходимо, чтобы соблюдалась следующая инструкция:

  • Произвести установку деревянных балок на поверхность стен подвала.
  • К боковой части балок прикрепить небольшого размера бруски для создания опоры досок наката.
  • Уложить деревянный накат с помощью саморезов.
  • Создать пароизоляционный слой, который сверху укрыть слоем теплоизоляции.
  • На получившуюся конструкцию нашить фанеру. Фанеру обрабатывают специализированными антисептиками.
  • Конструкцию промазать мастикой или покрыть рубероидом и засыпать сверху землей, если над подвалом не планируется возведение какого-либо строения.

Обратите внимание! Дерево как материал для строительства обладает одним очень существенным недостатком – древесина поддается гниению.

Перекрытие с несущими балками

Как правильно перекрыть погреб, используя конструкцию несущих балок? Для этой цели наилучшим образом подойдут обычные железнодорожные рельсы.

Купить такие рельсы можно в пункте приема металлолома. Также вы можете подобные изделия из стали заказать в специализированных цехах.

Чтобы произвести монтаж балок в стенах вашего подвала должны быть обязательно предусмотрены специальные постели, которые создаются для надежной фиксации стальной конструкции. Стальные балки должны быть плотно зафиксированы в стенах и не выскакивать при возникновении какой-либо нагрузки. Для стальных балок стены становятся своего рода фундаментом.

Инструкция создания перекрытия с несущими балками гласит:

  • Между стальными балками укладываются железные пруты арматуры и крепятся к балкам при помощи вязальной проволоки.
  • После создания арматурной сетки между балками, приступают к созданию деревянной опалубки. На опалубку укладывается слой гидроизоляции.
  • Под опалубкой устанавливаются каркасы для удержания бетонной массы.
  • Когда каркас готов, приступают к заливке конструкции бетоном.
  • Бетон можно приготовить самостоятельно, либо заказать готовый у строительной организации.
  • Заливка производится непрерывно и равномерно.
  • Полученное перекрытие для погреба необходимо утеплить. Для утепления подойдет любой утеплительный материал, например рубероид.

Утепление потолка подвала

Такие параметры как температура и влажность подвального помещения напрямую зависят от того, как было проведено утепление потолка.

Большинство владельцев автомобилей предпочитают иметь в гараж с подвальным помещением из бетонных блоков. В таком гараже можно хранить продукты, запасные части и оборудование. Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, находясь в гараже, следует при сооружении погреба соблюдать некоторые основополагающие условия. Основное внимание при устройстве подвального помещения нужно обратить на конструкцию перекрытия погреба. Она может быть разнообразной и зависеть от размеров гаража, размеров подвального помещения и от количества автомобилей, оставляемых в гараже. Лучше всего предусмотреть в плане подвальное помещение перед началом строительства гаража. Тогда в ходе организации последовательности работ можно оптимальным образом выполнить все требования к конструкции. При обустройстве погреба, после того как гараж построен, возникают неудобства, требующие затраты времени и сил.

Схема погреба в гараже.

Основное внимание должно быть уделено прочности бетонных перекрытий над подвалом. На его прочность оказывает большое влияние опора этого перекрытия. При комплексном устройстве гаража с подвалом в качестве перекрытия чаще всего применяют стандартные бетонные плиты. В таком варианте стены погреба оказываются несущим фундаментом для всего гаража и одновременно опорой, на которую кладется перекрытие. На стены подвала в процессе эксплуатации начинают действовать горизонтальные силы со стороны окружающего грунта. Эти силы стремятся деформировать стены подвала. Поэтому толщина стен должна возрастать пропорционально глубине подвала. Дно вырытого котлована покрывается слоем щебня 10 см и песка 5 см. Затем делается ленточный фундамент. На этот фундамент будет действовать гараж всем своим весом, стены погреба и перекрытие. Стены подвала лучше соорудить из бетонных блоков. Но если это дороговато, то вместо бетонных блоков можно сделать стены бетонными, применяя скользящую опалубку.

Схема расположения погреба в гараже.

Если все делать как следует, то нужно заказать изыскательские работы на месте постройки. Это позволит узнать, нет ли внизу подземных коммуникаций, например, электрического или телефонного кабеля, или близко расположенных грунтовых вод. Если гараж стоит на почве, насыщенной влагой, то нужно делать круговую дренажную систему для отвода влаги из прилегающей к гаражу территории. В любом случае нужна гидроизоляция фундамента и блоков подвала снаружи. Если стройка на сухом грунте, то достаточно промазывания блоков снаружи горячим битумом в два слоя. Если грунт влажный, то требуется оклейка блоков рубероидом на битумной мастике. Хорошим утеплительным и в то же время водонепроницаемым материалом является пенополистирол. У этого материала высокая стойкость к плесени и гниению. Монтаж такого утеплителя делается простым оклеиванием блоков снаружи. Размер плит должен быть тщательно подогнан друг к другу. Стыки тоже проклеиваются.

Схема подвала.

Если подвал сооружается в построенном гараже, то в качестве перекрытия стандартные бетонные плиты использовать невозможно, потому что их монтаж производится грузоподъемным краном. Перекрытие делается с помощью укладки несущих балок. Лучше всего применять балки двутаврового сечения. Автомобилисты используют для этой цели куски железнодорожных рельсов, приобретенных в пунктах приема металлолома. Шахтные рельсы для несущей балки будут слабоваты. Их можно применять как поперечные элементы, уложенные перпендикулярно несущим балкам. Для концов несущих балок предусматривают постели на стенах подвала. В целом стены подвала выполняют функцию фундамента для всего гаража. В пространство между несущими балками укладывается арматура. Устанавливается нижняя опалубка, на которую укладывается бетон. Получается самодельная железобетонная плита.

Если размер погреба в плане невелик, по сравнению с площадью гаража, то может быть другой вариант перекрытия над подвалом. Если автомобиль ставится в место, под которым подвал отсутствует, то на месте его установки устраивается только смотровая канава. Подвал будет находиться в месте, где нет нагрузки от веса автомобиля и перекрытие его можно сделать облегченным. Во всех случаях перекрытие над подвалом требует утепления. Утепление обеспечивает отсутствие влажного конденсата и поэтому напрямую влияет на предохранение металлических конструкций от коррозии. Большое значение для отсутствия влажности отводится вентиляции погреба и гаража. Утепление и вентиляцию нужно рассмотреть подробнее.

Утепление потолка, стен и блоков

Схема утепления пола погреба.

Перекрытие погреба можно утеплить несколькими способами. Один из них состоит в том, что в 15 см от потолка устанавливаются горизонтально трубы диаметром 25 мм с шагом крепления около 60 см. Эти трубы можно прикрепить к стенам или к потолку. Перпендикулярно к трубам крепятся арматурные стержни из проволоки диаметром 8-10 мм. Их крепят мягкой проволокой. Всю конструкцию лучше окрасить окисью хрома, суриком или другой водостойкой краской. В пространство между потолком и полученной конструкцией закладываются мешочки из полиэтилена. Предварительно в мешочки закладывают лесной мох или измельченную солому и заклеивают утюгом. Мешочки укладывают без зазора друг на друга и плотно между собой. Сверху укладывают листы из оцинкованного железа, водостойкую фанеру или полиэтиленовую пленку. Они используются в качестве зонта, с которого по заранее устроенным желобкам конденсат должен стекать в ведро или какую-нибудь другую емкость.

Можно для утепления потолка использовать строительный раствор с добавлением цемента и опилок. Слой такого раствора может достигать 20 см. После полного высыхания через несколько дней наносят штукатурный раствор. Таким же методом можно утеплить и стены подвала. Пол утепляют с помощью стекловаты или другого утеплителя, уложенных между лагами под отделочным покрытием. Если уровень грунтовых вод высок, то следует устроить вокруг гаража дренажную систему. Дно погреба углубляется на 30 см от предполагаемого уровня пола. На выровненную почву насыпается слой щебня около 10 см. На щебень насыпается песок слоем 5 см. Все слои утрамбовываются. Крышка входа в подвал делается с решеткой или сеткой, чтобы и вентиляция была лучше, и мелкие животные не могли проникнуть. На зиму крышка закрывается утеплителем.

Схема утепления погреба.

Лучшим утеплителем для пола, стен и потолка будет пенополиуретан. Его наносят методом напыления непосредственно на поверхность утепления. Пеной задувают всю внутреннюю поверхность подвала. Утеплитель заполняет все щели, проникая в недоступные места. При быстром затвердевании образуется ровная поверхность без швов и пустот. Пенополиуретан обладает очень низкой теплопроводностью. Он практически невесом, поэтому не будет дополнительно нагружать несущие конструкции. Таким методом подвал утепляется очень быстро, и единственный недостаток – это высокая цена материала.

Вентиляция пространства

Схема вентиляции пространства погреба и гаража.

Правильное устройство вентиляции – гарантия того, что в подвале не будет задерживаться влага. При хорошей вентиляции сырость не повредит запас продуктов. Зная, насколько опасными могут быть выхлопные газы в гараже, вентиляция должна быть на высоте и в основном помещении гаража. В большинстве случаев применяется естественная вентиляция, в которой движение воздуха осуществляется за счет разницы температур поступающего воздуха и имеющегося внутри. Если смена воздуха делается в недостаточном объеме, то есть смысл поставить вентилятор. В такое время года, когда температура воздуха снаружи и в помещении погреба выравнивается, вентиляция прекращается. Вентиляции не будет и когда температура наружного воздуха выше, чем в подвале. Искусственная и естественная вентиляция может осуществляться по одному каналу. Искусственная вентиляция может быть с одним отверстием.

Вентиляция в гараже защищает не только продукты и поверхности стен, но и сам автомобиль. Когда зимой ставят машину в гараж, то на колесах и кузове остается снег. После оттаивания воздух становится сильно влажным, что повышает вероятность коррозии металлических частей.

Условия для работы

Схема вентиляции погреба и гаража.

Отверстие приточной трубы устраивают на расстоянии 10-15 см от пола погреба. Над землей всасывающее отверстие должно быть на высоте 30-40 см. Оно снабжается сеткой от проникновения маленьких животных. Отверстие должно быть защищено так называемым дефлектором. Это устройство состоит из листа, изогнутого дугой и прикрепленного в виде грибка к всасывающему отверстию. Дефлектор предназначен для защиты от осадков.

Для действия естественной вентиляции должна быть разница по высоте между всасывающим и выходным отверстиями в вентиляционных трубах. Минимальная величина такой разницы, обеспечивающая перепад давления, – 3 метра.

Приточную трубу следует располагать так, чтобы на нее постоянно воздействовал ветер. Недостаток естественной вентиляции проявляется в сильные морозы, когда труба может перекрыться инеем. Для предотвращения этого недостатка нужно утеплить трубопроводы. Периодически трубы следует очищать от снега и инея.

Схема вентиляции погреба.

Получается, что естественная вентиляция может иметь сбои, не справляясь с работой круглогодично. Поэтому в вытяжную трубу можно вставить вентилятор. Он выталкивает в трубу отработанный воздух и создает условия для притока свежего. Недостаток в том, что в холодное время года подвал и гараж могут переохлаждаться. Есть системы с вентиляторами на входе и на выходе, причем на выходе ставят двухскоростной вентилятор. Система управления вентиляцией оснащается датчиками температуры и уровня загазованности. Когда гараж наполняется выхлопными газами, включается вторая скорость вытяжного вентилятора. Современные системы в европейских гаражах оснащаются вентиляторами с расчетом потребности оптимального климата в гараже. Управление всеми переключениями и скоростями вентиляторов осуществляется компьютерной программой. Мы рассматриваем простейшие устройства и обычный гараж нашего отечественного автомобилиста для того, чтобы хозяин гаража хорошо представлял влияние вентиляции и вовремя принимал меры для устранения сбоев.

Результаты внедрения

Схема гаража с погребом.

Гараж с погребом из бетонных блоков – достаточно надежное сооружение. Никто не отрицает полезность и функциональность такого сооружения. Однако при устройстве перекрытия погреба в гараже следует предусмотреть все нюансы, связанные с распределением нагрузок на стены из бетонных блоков, влиянием утепления и вентиляции на состояние конструкции и атмосферы гаража. При планировании нужно так организовать последовательность работ, чтобы для их выполнения предоставить максимальные удобства. Лучше всего гараж спроектировать полностью с подвалом из бетонных блоков, чтобы была обеспечена функциональность всех устройств. Пренебрежение утеплением может вывести из строя перекрытие из-за повышенной конденсации влаги с последующей коррозией несущих конструкций.

Значение вентиляции также велико для недопущения ненужного конденсата. Недостаточная гидроизоляция стен и фундамента, а также отсутствие круговой дренажной системы могут привести к затоплению подвала. Такой гараж превратится в рассадник комаров с болотным запахом.

Вы вполне можете сделать погреб в гараже своими руками, чтобы хранить в нем разнообразные варенья и соленья. Гаражный подвал – очень полезное хозяйственное помещение, поэтому имеет смысл заняться его строительством и грамотным обустройством.

Виды погребов – какими они бывают?

Подвалы в гаражах отличаются друг от друга показателем их заглубления в землю. Наиболее распространенным вариантом считается погреб с глубиной от 1,6 до 3 м. Такой тип «гаражной ямы» называют полностью заглубленным. В нем можно хранить любые запасы, заготовленные на зиму рачительными хозяйками.

Немного реже строятся полузаглубленные подвалы. Их углубляют в грунт не более чем на метр. При желании можно сделать и так называемый наземный погреб – выкопать небольшую яму на полу гаража и поместить в нее какую-либо пластиковую емкость.

При выборе вида гаражного подвала следует принимать во внимание глубину залегания почвенных вод в конкретной местности. Специалисты советуют строить погреба, основания которых от источника влаги удалены хотя бы на 0,5 м.

Заглубленные хранилища обычно возводятся под капитальными гаражами с относительно большими площадями. Размеры таких подвалов, в принципе, могут быть любыми. На практике роют ямы шириной не более 2,5 м и глубиной около 2 м. Все работы ведутся по заранее составленному плану (чертежи постройки, схемы тепло- и гидроизоляции, набор используемых материалов и так далее).

Заглубленные подвалы лучше всего делать одновременно с возведением самого гаража. Но вполне можно построить погреб и в готовом сооружении – технология выполнения строительных мероприятий будет одинакова. Просто в уже эксплуатируемом гараже нельзя будет пользоваться специальной техникой для рытья котлована. Работы придется выполнять при помощи лопаты и другого инструмента, не надеясь на помощь машин.

Несколько важных советов, помогающих правильно построить подвал в гараже своими руками:

  • Если почва на вашем земельном участке очень влажная либо грунтовые воды поднимаются высоко, яму требуется возводить из монолитного бетона, который обладает большой плотностью и влагонепроницаемостью.
  • При строительстве одновременно гаража и подвала лучше всего делать ленточный фундамент – он станет «заменой» части стен погреба.
  • В сухих почвах допускается строительство облегченных подвальных стен из кровельного асбестоцементного шифера.

Принципы обустройства напольного основания в гаражном подвале

После того как будет вырыт котлован, необходимо тщательно выровнять его дно и затем утрамбовать его. Уровень дна всегда берется на 25–30 см меньше отметки, на которой будет располагаться будущее напольное покрытие.

На утрамбованный пол укладывают подушку из . Делается несколько слоев таким образом, чтобы толщина песчаного пласта составляла не менее 20 см. Каждую часть подушки следует трамбовать, используя в случае потребности воду. Профессионалы, кроме того, рекомендуют обустраивать дополнительно гравийный слой аналогичной толщины.

После этого выбираем вид пола, который мы хотим построить. Он может быть бетонным, грунтовым или глиняным. При укладке бетонного основания обязательно нужно применять арматурные прутки. Металлические изделия обеспечат поверхности высокую прочность. Полы с арматурой практически не боятся сдвигов грунта. Прутки заливают бетоном, толщина поверхности должна составлять около 7,5 см.

Затем выполняется гидроизоляция бетонного слоя при помощи рубероида (желательно сделать двухслойные изделия, склеив расплавленным битумом два листа материала). Изоляция изготавливается так, чтобы за фундамент края рубероида выступали сантиметров на 12–14.

Вместо бетонного раствора при обустройстве дна погреба допускается применять готовые плиты из железобетона. В этом случае вам предстоит очень точно выровнять основание ямы, используя лазерный либо обычный строительный уровень. Плиты устанавливают на 15-сантиметровый слой щебня и 5-сантиметровый песка.

Грунтовые основания делать не рекомендуется. К такому варианту разумно склоняться только тогда, когда почвенные воды на участке располагаются на низком уровне. Грунтовые основания обустраиваются на гравийно-песчаной подушке. Их в обязательном порядке защищают от влаги.

Самым же экономичным и при этом экологичным является глиняное основание. Его делают из двух слоев. Сначала укладывают один пласт глины (он должен быть достаточно толстым), затем – рубероид, который будет выполнять функцию гидроизолятора, а на него – снова глиняный слой. На такое основание в большинстве случаев впоследствии монтируют деревянные доски. Их установка осуществляется после полного высушивания глины.

Стены подвала – как сделать их надежными?

Для возведения стеновых поверхностей в погребе запрещается применять легкие строительные материалы – ДСП, листы фанеры и так далее. Необходимо использовать крепкие и надежные изделия. Стены можно построить из бетона, хорошо обожженного красного полнотелого кирпича либо из популярных в наши дни пеноблоков.

При использовании кирпича вам придется серьезно потратиться. Этот материал достаточно дорогой. После монтажа кирпичных стен их поверхность, кроме того, нужно будет хорошо оштукатурить. Работать с пенобетонными изделиями намного проще. Их достоинство – отсутствие необходимости выполнять мероприятия по гидроизоляции полученных поверхностей.

Чаще же всего стенки погреба делают из бетона. Пошагово такой процесс выглядит следующим образом:

  1. Накладываем арматурную сетку на стены. Ее изготавливают из обрезков отслуживших свое труб или из толстых металлических стержней, которые скрепляются между собой отожженной проволокой. Арматуру нельзя сваривать, так как бетон при скачках температуры будет растрескиваться.
  2. Строим опалубку из кусков фанеры, реек большой толщины либо другого древесного материала. Опалубка обустраивается отдельными (40-сантиметровыми по высоте) секциями, которые послойно заполняются бетонным раствором. Отдельные элементы конструкции соединяются обычными гвоздями.
  3. Замешиваем бетон (рекомендуется использовать материал с маркировкой М400) и заливаем его слоями по 25–30 см в опалубку.

Как видим, инструкция по возведению бетонных стен для подвала проста. Особых премудростей в ней нет. Справиться с такими работами сможет любой домашний умелец. Обратите внимание на то, что готовые стенки из бетона нежелательно высушивать при помощи фенов и других тепловых устройств. Правильно будет подождать, пока они высохнут естественным образом.

Перекрытие потолка – по-настоящему важный этап работ

Если вы решили сделать совсем небольшой подвал, вполне допустимо изготавливать его перекрытие из деревянных досок. Нужно лишь утеплить его изнутри, используя подручные материалы. В остальных случаях перекрытие следует делать надежным и массивным. Не забывайте, что оно должно будет выдерживать массу вашего автомобиля, стоящего в гараже.

Прочное перекрытие обычно делается из бетонной плиты. При этом нужно применять для нее специальный армирующий «скелет». Оснащается люком с двойной крышкой. Приобрести такой лючок любых необходимых размеров совсем несложно. При большом желании его можно сделать и самому. Люк устанавливается в отверстие, которое нужно проделать в бетонной плите. В этом месте у вас будет находиться вход в погреб. Размеры его выбирайте сами.

Перекрытие с внутренней стороны всегда обрабатывается горячим битумом и утепляется после остывания битумной смеси. В качестве утепляющего материала обычно используется стекловата либо более дорогой (но, заметим, и более эффективный) пенополистирол в пластинах. Его маркировка – ПСБ-С-25. Таким пенополистиролом можно теплоизолировать не только перекрытие, но и стены, и внешние части подвального фундамента.

Свежий воздух для погреба – обустраиваем вентиляцию

Сохранность фруктов и овощей в подвале в течение длительного времени обеспечивается грамотной организацией его вентиляционной системы. Ее можно сделать естественной или принудительной.

Естественная подача свежего воздуха обустраивается просто:

  • Одна труба (ее называют приточной) монтируется от пола погреба на высоте около 25 см и выводится на улицу. Защиту наружной части приточной трубы выполняют при помощи металлического колпака.
  • Вторая труба (вытяжная) устанавливается ниже на 25 см от потолка погреба, где всегда присутствуют наиболее влажные и теплые воздушные массы, которые постоянно нужно выводить для обеспечения требуемого микроклимата в подвале. Ее выводят над кровлей гаража примерно на 50 см.

Эффективность естественной вентиляции невысока. Летом она часто просто-напросто не функционирует (воздух на улице и в подвале имеет одинаковую температуру), а зимой система может забиваться инеем и снегом, от которых вентиляцию приходится постоянно очищать.

Принудительные системы воздухообмена в разы современнее и эффективнее. Но их монтаж требует финансовых затрат на приобретение специальных вентиляторов, работающих от бытовой электросети. Эти устройства монтируют в вентиляционные трубы, которые устанавливаются так же, как и при организации естественной вентиляции. Возможна и схема с использованием одной двустворчатой трубы.

Принудительные системы от климатических условий почти независимы. Они гарантируют оптимальный микроклимат в погребе. Если же вы хотите создать самую надежную вентиляцию в своем подвале, покупайте специальный моноблок, управляемый мини-компьютером. Такая техника будет сама высчитывать требуемое количество свежего воздуха, подаваемого в погреб, а также вытягивать из него необходимый объем влажных и теплых потоков.

И не забудьте сделать лестницу в свой гаражный погреб. Она может быть и самой простой – приставной, и стационарной, сделанной из металла, прочной древесины либо бетона.