Познание как предмет философского анализа. Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию

Бытие определяет сознание… Многие люди слышали это выражение. Впервые оно было использовано в работах Карла Маркса. Однако еще до этого философа подобные мысли были и у Гегеля. Попробуем вникнуть в суть этого выражения.

Каждый человек обусловлен в той или иной степени. На ребенка оказывает огромное влияние его окружение. Так прививаются базовые принципы, мнения, суждения, жизненные установки. Стоит помнить, что человек не может быть абсолютно автономным. Общественное бытие и оказывают огромное влияние на жизнь каждого. Человек в значительной степени зависит от той среды, в которой существует. В совокупности, все материальные аспекты жизни (окружение, работа и т.д.) составляют Сознание же человека - это духовная сторона существования, то есть мысли, убеждения, верования, принципы и т.д.

Выражение «бытие определяет сознание» подразумевает под собой то, что условия жизни индивидуума непосредственным образом влияют на его мышление. Несомненно, что миллионер и человек без определенного места жительства мыслят по-разному. Подавляющее большинство людей не в силах подняться над особенностями своего существования и взглянуть на жизнь объективно. С этой задачей наиболее успешно справляются философы.

Подтверждение тезису «бытие определяет сознание» легко можно найти в нашем современном мире. К примеру, для некоторых абсолютно нормально выдавать замуж девочку, не достигшую и шестнадцати лет. Для большинства развитых государств этот факт является неприемлемым.

В прошлых веках повсеместно было распространенно рабовладельчество. Этот факт считался абсолютно нормальным и будничным. Для современного же человека использование в качестве рабочей силы рабов кажется диким.

Верно и обратное утверждение. определяет его бытие. То есть, развитие личности в материальных аспектах зависит от того, как мыслит индивидуум, какие приоритеты и цели перед собой ставит. Обратный тезис легко доказуем на простых Если бы исключительно бытие определяло сознание, человечество остановилось бы в своем развитии. В мире не происходило бы никаких глобальных изменений. Однако мы видим другую картину. С ростом сознания человечества изменяется и преобразуется мир. Повышается людей, больше уважения проявляется к интересам личности, важными качествами индивидуума становятся толерантность и терпимость.

Однако, несмотря на все положительные изменения в мире, до сих пор существуют определенные проблемы бытия. Жизнь человека, относительно к прошлому и будущему всей земли, ничтожно коротка. Но так или иначе, преобладающему большинству личностей приходилось задумываться о дальнейшем развитии окружающего мира и о его сегодняшних проблемах. Вопросы, которые стоят перед философами, пытающимися постигнуть бытие, многочисленны и разнообразны. Однако один факт того, что люди задумываются над подобными абстрактными проблемами, позволяет сказать, что сознание человека не перестает изменяться. А это, согласно обратному тезису, изложенному выше, ведет к трансформации уже существующего бытия.

В подведение итогов можно заметить, что выражение «бытие определяет сознание» свидетельствует о том, что мышление человека достаточно субъективно. Оно не стоит «над» окружающей действительностью, но находится в прямой зависимости от нее. Однако сознание человека постоянно развивается, пытается подняться «над» бытием, а это ведет к изменениям во всем мире. Чаще всего такие трансформации носят эволюционный, а не революционный характер. То есть, они происходят медленно, но их вхождение в повседневную жизнь человека практически необратимо.

Отправной пункт действительного понимания в противоположность философскому (иллюзорному и спекулятивному) - деятельная жизнь людей, взятых в исторически конкретных условиях своего существования.

Мы остановимся на одном из центральных моментов материалистического понимания истории - трактовке бытийной обусловленности сознания.

Формула Маркса - сознание не может быть ничем иным как осознанным бытием - предполагает ряд уточнений. Для Маркса бытие в первую очередь не открытый человеку мир, который он созерцает и осмысливает.

Это - деятельное бытие самого человека, которое в качестве жизненной целостности навязывает человеку соответствующие формы сознания.

Внешнее бытие, бытие существующее вне и независимо от самого человека осознается, осмысливается, подвергается теоретизации именно в этих общественно обусловленных формах сознания и мысли. Они могут быть уподоблены кантовским априорным формам рассудка, с тем, правда, принципиальным отличием, что представляют собой исторически и социально обусловленные, а потому временные, преходящие, трансформирующиеся в иные формы сознания и мысли.

Отличая себя от представителей предшествующего материализма, в том числе от Фейербаха, он указывал, что для него "предмет, действительность, чувственность" должны быть взяты как "человеческая чувственная деятельность, как практика", "субъективно". Эта субъективность, вопреки употреблению этого слова в обычном смысле, указывает не на зависимость сознания от его конкретного индивидуального носителя и свидетельствует не о капризности или произволе восприятия реальности той или иной личностью, но лишь об этой исторической и социальной обусловленности сознания формами деятельного бытия человека, исторически определенных форм его практической деятельности.

Маркс обозначал эти формы как "общественно значимые, следовательно, объективные мыслительные формы". Вне этих форм не может сколько-нибудь успешно протекать сама практическая деятельность. Рожденные ею, они и призваны ее обслуживать, обеспечивая ее реализацию. Их ограниченность свидетельствует и об ограниченности и несовершенстве соответствующих форм практической жизнедеятельности, возможностей деятельного бытия человека, и наоборот.

Несовершенство исторически данных типов ума, чарующая наивность или шокирующая примитивность человеческих представлений о мире и о самих себе находят свое естественное объяснение в уровне развития этой практики, степени ее неразвитости, бедности возможностей и т.п. Само пространство познания, основные координаты картины мира и бытия задаются, согласно его воззрению, исторически обусловленными фазами развития практически-деятельного бытия человека. Ключ к тайнам человеческого познания и психологии, росту их сложности и умножению возможностей следует искать именно в этом источнике.

Совокупность ключевых понятий, в которых Маркс резюмировал существо своих воззрений на развитие общества было дано им в предисловии к первому его значительному труду по политической экономии "К критике политической экономии" (1859).

"В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот их общественное бытие определяет их сознание".

Согласно концепции Маркса, развитие производительных сил приводит со временем к их противоречию с существующими производственными отношениями, юридическим выражением которых являются определенные отношения собственности. Последние превращаются из форм развития производительных сил в их оковы. "Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке... Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно также нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями".

По Марксу, "ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне старого общества. Поэтому человечество ставит себе только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления".

В качестве основных способов производства Маркс выделял азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства, рассматривая их "как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения, это - последняя антагонистическая форма общественного процесса производства, антагонистическая не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Этой общественной формацией завершается поэтому предыстория человеческого общества".

Разумеется, приведенная характеристика дает самое общее и принципиальное представление о том инструментарии, который был использован Марксом в его социально-экономическом анализе, и опускает целый ряд понятий и концепций, развитых им специально. Многое из этого инструментария в том или ином виде было воспринято и ассимилировано в последующем развитии социальных наук. Вместе с тем, необходимо отметить, что экономический редукционизм Маркса, его идея, согласно которой все многообразие форм социальной жизнедеятельности, включая сюда сознание, различные виды духовной деятельности, могут быть выведены из экономического базиса, не выдержала испытания временем. Еще при жизни Маркс и Энгельс смягчили это требование указанием, что такое выведение (или сведение) может быть осуществлено лишь "в конечном счете" в силу значительного числа посредующих звеньев, связывающих базис и надстройку общества. Однако такого рода оговорки, а также признание "обратного действия" надстройки на базис свидетельствовали скорее о желании дистанцироваться от примитивно-прямолинейного применения их идей, но никоим образом не ставили под сомнение принципиальную разрешимость подобной задачи. Вся серьезность попыток К. Маркса и Ф. Энгельса истолковать отношение материальных и "идеальных" компонентов социума посредством словаря причинных зависимостей говорила о неосознанной зависимости от тех способов мышления, критике которых они сами посвятили так много сил. Позднейшие попытки истолковать трактовку Марксом этих связей в свете более изощренных способов анализа, приобретенных развитием философии и науки в XX веке, делает честь скорее этим интерпретаторам, но вряд ли может быть оправдано в качестве описания того, что было сделано самим Марксом. Материалистическое понимание истории при всей своей привлекательности не стало тем новым способом, который позволил бы реализовать провозглашенную Марксом декларацию: понимать вещи такими, каковы они в действительности.

Определяет ли бытие сознание? Прав ли Маркс?

У животных бытие определяет сознание. У людей сознание определяет бытие. Шучу. А теперь подробнее, фраза "бытие определяет сознание" - это полуправда. То есть по сути - ложь. Софизм. Жизнь диалектична. И в определенные периоды времени "бытие определяет сознание", а в другие "сознание определяет бытие". Как бытие влияет на сознание, так и сознание влияет на бытие. А фразу Маркса " в печку", как сказал бы профессор Преображенский.
А вот посыл, что материя первична, а сознание вторично, с точки зрения материалиста верен. Но это не то же, что бытие определяет сознание. Это разные вещи. Ибо после того, как сознание возникло, оно начинает во многих случаях определять бытие. И чем выше у человека сознание, тем в большей степени оно бытие определяет.

Если кратко: "Бытие полностью определяет сознание только у мертвеца. Ибо у того нет сознания. А если сознание есть, то оно начинает определять бытие. И чем выше сознание у человека, тем в большей степени оно определяет бытие".

Рассмотрим с ракурса экономики. Сначала об определениях. Под термином "Бытиё" будем понимать объективную экономическую реальность, в которой живёт среднестатистический индивид. А под термином "Сознание" будем понимать экономические ценности данного среднестатистического индивида. В этом случае именно сознание определяет бытиё этого индивида. Поскольку, когда ценностями этого индивида являются стабильность, безопасность, работа (индивид является рабочим или служащим), то свою энергию и время он обменивает на деньги и карьеру. Деньги он зарабатывает лишь в том случае, когда работает, а при достижении определённого возраста он выходит на государственную пенсию. Если же ценностями индивида являются деньги, квалификация, мастерство - индивид является представителем малого бизнеса и бытиё его может быть в разы лучше предыдущего индивида (вплоть до $75000 за год - примеры тому частные врачи, нотариусы, перевозчики, лавочники и т.п.). Если же индивид желает улучшения бытия (благосостояния), то обязательным условием будет трансформация сознания к новым ценностям - времени и системности действий (примером тому представители крупного бизнеса - Microsoft, Amazon, Zara, Facebook, Ford и т.д.) И денежный поток такой индивид получает не за работу, а из грамотно созданных активов и инвестиций.

В общем случае Бытиё определяется не только Сознанием (ценностями, которые можно изменить), но и окружением (вы есть среднеарифметическое между теми пятью индивидами, с которыми чаще всего общаетесь), а также квазистатическими факторами (способ восприятия информации - конкретика или обобщение, как индивид принимает решения - рационально или эмоционально, способ подготовки решений - планирование или ориентируясь по обстоятельствам).

Ответить

Прокомментировать

СОЗНАНИЕ есть инструмент самосозидания или самопродуцирования МАТЕРИИ путем вложения СЕБЯ в более совершенную субстанцию развития поКРИТЕРИЮ ДОБРА. СОЗНАНИЕ вмещает все принципы вложения МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА ВСЕЛЕННОЙ . Оно служит идее ДОБРА на всех ступенях эволюционного развития ЖИЗНИ во ВСЕЛЕННОЙ .


Какая материальная сфера СОЗНАНИЯ ? Есть ли она в целом или, может быть, СОЗНАНИЕ - это лишь свойства живого осмысливать свою историю? В Природе живет много разновидностей живого, одновременно эволюционирующих, не влияющих друг на друга. Почему? Чем ЧЕЛОВЕК лучше СОБАКИ или КОШКИ ? Что принципиально отличного в низших популяциях животного мира в сравнении с венцом творении в Природе- человеком?


СОЗНАНИЕ есть главный корень человеческой эволюции. Сознание созидает материальный мир по критерию ДОБРА , переводя эволюционное развитие мира с одной ступени на другую, более совершенную. Где же его обитель в Природе7 Человек имеет разный уровень сознания и особые его состояния.

САМОСОЗНАНИЕ- познание мира через себя

ПОДСОЗНАНИЕ- интуитивная сфера человека

СВЕРХСОЗНАНИЕ- вложение своего Я в ПРИРОДУ

ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ - транс, шок, обморок,созерцание, нирвана, божественный экстаз, потеря сознания.


Что мы знаем о СОЗНАНИИ, кроме названного смысла?. Материальный облик мира постоянно видоизменяется под руководством СОЗНАНИЯ , котороеоблагораживает его развитие идеей ДОБРА иСОВЕРШЕНСТВА . Может ли в таком с лучае СОЗНАНИЕ быть вне обьема материального мира Вселенной7 Смогло ли бы оно тогда так своевременно и активно выполнять свою гуманную задачу в грубом мире Природы7 Природа удерживает курс и направление эволюции в фарватере ДОБРА благодаря работе сферы СОЗНАНИЯ.


В И Вернадский очень тонко подметил когда то, что с ростом стажа эволюционного развития Природы ее биосфера все более ОЧЕЛОВЕЧИВАЕТСЯ и преобразуется в разумную сферу ЖИЗНИ , названную имНООСФЕРОЙ . Наше СОЗНАНИЕ есть главной причиной этого процесса перехода БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ в НООСФЕРУ . Вспомним наше определение СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ есть механизм перевода облика Природы на следующую ступень эволюции, более совершенную, сверхматериальную.


СОЗНАНИЕ есть ДЫХАНИЕ Природы, есть ПУЛЬС ее материальной жизни. Где же оно ТАИТСЯ 7 Этот голос молчит, но это не значит,что человек его не слышит и не чувствует. СОЗНАНИЕ не тревожит человека попусту. Оно лишь подталкивает человека к делам и поступкам высокодуховным или Божьим. Не надо путать различного рода ПОДСКАЗКИ и КОНТАКТЫ людей с какими либо мирами с работой своего СОЗНАНИЯ. .

Главный отличительный критерий работы СОЗНАНИЯ- ЭТО ДУХОВНОСТЬ или РАЗУМ БОГА проявленный вДЕЛАХ . Мы иногда бываем смешны и парадоксальны, когда переходим от слов к поступкамБЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ . Примеров таких много. Один из них.


Больной, нуждающийся, обиженный человек обращается к здоровому за помощью. Здоровый человек, зная.что просьба больного является в обществе антигуманной, отказывает в помощи больному. Кто из двоих нарушает принцип ДОБРА ?- Здоровый человек. Он равнодушен к боли другого и противопоставляет себя больному своим отказом в помощи.


Мы люди часто берем на себя роль Бога и Творца, и, засучив рукава, пытаемся ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ людей по своему образцу, распространяя на людей свою заразу в виде нетерпимости и враждебности, лицемерия и трусости, тщеславия и бахвальства, предательства и стяжательства на заступничестве БОГА. Этого мало. Мы все люди слепо разрушаем ДУХОВНОСТЬ человеческой природы, попирая ее СВЯТЫНИ и Бога: любовь к ближнему, сострадание, милосердие, самопожертвование, сопереживание.

Человек не должен забывать о своем ДОСТОИНСТВЕ ни на минуту, ни на мгновение- это его преимущество и ответственность перед миром низшей ступени и Богом. Если СОЗНАНИЕ меняет облик человека, тогда этоНАДЛИЧНОСТНАЯ сфера человека. Она человеком движет и она же в нем продуцирует самого себя.

Человек меняет свой облик. изменяя свое СОЗНАНИЕ через ДУХОВНОСТЬ БОГА. СОЗНАНИЕ не отьемлимо отБЫТИЯ ЖИЗНИ. Сфера БЫТИЯ человека необходимаСОЗНАНИЮ для продуцирования в человеке всех уровней самосозидания МАТЕРИИ. СОЗНАНИЕ преображает личность, одухотворяя его поступки.СОЗНАНИЕ есть способ воспроизводства в грубом МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ идеии ГАРМОНИИ и ДОБРА, СОВЕРШЕНСТВА И ПОРЯДКА.

Бытие это сфера самореализации мира. для человека это его социальный выбор. Бытие есть способСАМОУТВЕРЖДЕНИЯ личности, а СОЗНАНИЕ есть рычаг обуздания гордыни самой личности. СОЗНАНИЕ -единственно возможная сфера достижения человекомСТУПЕНИ БОГА _ надличностной ступени в человеческой природе. СОЗНАНИЕ требует подчинения личности ВЫСШЕЙ ИДЕИ ДУХОВНОСТИ или БОГУ.

Когда человек начинает жить по правилам и законамВСЕЛЕННОЙ и Бога через СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ, его поступки контролируются РАЗУМОМ, ЛЮБОВЬЮ и ДОБРОМ этими тремя постулатами на которых построен фундамент Вселенной и Бога. В СОЗНАТЕЛЬНОМ взаимодействии с ОТЦОМ БОГОМ и МАТЕРЬЮ ПРИРОДОЙ то есть со своими небесными родителями человек становится их ребенком или их душой.

Такой человек трудится над НЕСОВЕРШЕНСТВОМ жизни мира в своем маленьком телесном обьеме как клетка живого человеческого организма и Вселенной, помогая Природе и Богу.. Человек становится частичкой Вселенной и ее микромоделью. Он страдает за все и вся в мире как страдает клетка тела. Он учит свое тело и дух приобретать духовные качества своих небесных родителей воздействуя на Вселенную своим СОЗНАТЕЛЬНЫМ примером созидания ДОБРА.

БЫТИЕ решает ЗЕМНУЮ задачу в человеке. СОЗНАНИЕ - НЕБЕСНУЮ, ДУХОВНУЮ, БОЖЬЮ или НАДЗЕМНУЮ.

Бытие определяет сознание

Бытие определяет сознание
Из предисловия к «К критике политической экономии» (1859) Карла Маркса (1818-1883): «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».
Иносказательно: оправдание чьих-либо настроений, пристрастий или недостатков (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Бытие определяет сознание" в других словарях:

    Филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… … Философская энциклопедия

    - (бытиё разг.), бытия, мн. нет, ср. 1. Существование, реальность. Бытие определяет сознание. «Движение форма бытия материи.» Ленин. 2. Жизнь, существование (устар., теперь ирон.). Скоро кончится его счастливое бытие. ❖ Книга Бытия (церк. лит.)… … Толковый словарь Ушакова

    бытие - БЫТИЕ1, я, ср Условие, совокупность условий материальной жизни общества; Син.: действительность. Бытие определяет сознание. БЫТИЕ2, я, ср Существование кого, чего л., полнота проявления физических и духовных сил; Син.: жизнь. Радости бытия …

    бытие - , ия, ср. ** Бытие определяет сознание. // Из работы К.Маркса “К критике политической экономии”/. ◘ Разумеется, бытие определяет сознание. Однако сколько раз, наоборот, настырное вороватое сознание определяло бытие? Пр., 31.12.85. Почему… … Толковый словарь языка Совдепии

    Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? сознания, чему? сознанию, (вижу) что? сознание, чем? сознанием, о чём? о сознании 1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность. Развитие,… … Толковый словарь Дмитриева

    сознание - я, только ед., с. 1) филос., психол. Способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности; психическая деятельность как отражение действительности. Сознание функция мозга. Сознание субъективный образ… … Популярный словарь русского языка

    бытие - бытиё; (разг.) см. тж. бытийный 1) филос., только: бытие/ Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от сознания человека. Объективное, реальное бытие/. 2) Совокупность условий материальной жизни общества. Общественное… … Словарь многих выражений

    сознание - СОЗНАНИЕ1 и {{stl 8}}СОЗНАНЬЕ{{/stl 8}}, я, ср Спец.. Свойство человека, проявляющееся в его способности к воспроизведению действительности в мышлении. Бытие определяет сознание. СОЗНАНИЕ2 и {{stl 8}}Сознанье{{/stl 8}}, я, ср Состояние человека в … Толковый словарь русских существительных

    Многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия

    СОЗНАНИЕ - СОЗНАНИЕ. В эмпирической психологии под С. понимается такая связь одновременных и сменяющих друг друга во времени псих, процессов, к рая ведет к познанию действительности и регулированию взаимоотношений личности с окружающим миром (о… … Большая медицинская энциклопедия

Книги

  • Пророки и поэты (комплект из 8 книг) , И. Гарин. Сознание определяет бытие никак не меньше, чем бытие определяет сознание. Без высокой культуры невозможна сильная экономика, ибо с пещерным сознанием можно строить лишь пещерное общество.…