Праздник "осенние казачьи посиделки". Казачьи посиделки.docx - Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"

МБДОУ №8 ВИНОГРАДИНКА»

«Казачьи посиделки»

(Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)

Цели и задачи.

    Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.

    Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.

    Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.

    Побуждать детей и родителей к активному участию.

    Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное творчество.

    Развивать музыкальные способности детей.

Предварительная работа

Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.

Подбор литературного материала.

Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.

Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.

Подготовка выставки.

Оформление музыкального зала в казачьем стиле.

Приглашение гостей. (школьники, коллектив «Хуторянка», юртовой атаман)

Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи костюмы для детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала,

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.

Зал украшен в донском стиле: курень, колодец, лошадь, самовар на столе с угощением. Стоит казачка, ждёт гостей.

Хозяйка. Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки. Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, пели песни, обсуждали станичные новости. Итак, у хозяюшки нашей посиделки. А вот они и едут, ведерниковские казачата. Встречайте.

Под песню «Ой, при лужку» в музыкальный зал заходят дети, встают вокруг хозяйки полукругом.

Гости. Здорово дневали, хозяюшка!

Хозяйка. Дорогие казаки и казачки! Гости дорогие! Слава богу на многие лета! Милости просим в наш курень! Собирайся, народ, в наш весёлый хоровод.

Песни петь да плясать, Всех вокруг собирать.

1-й ребёнок . Тихий Дон – река героев, счастье новой жизни.

Тихий Дон – казачья слава, милая отчизна!

2-й ребёнок . От Азовского сиденья вплоть до нынешних боёв

Прогремела в поколеньях слава донских казаков.

3-й ребёнок . Вспомним всех героев Дона, почесть предкам воздадим.

И на их делах достойных славу Дона возродим.

4-й ребёнок . Вольный Дон – любовь казачья, синегрудые ветра.

И вода твоя прозрачна и волна твоя остра…

5-й ребёнок . Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли,

И эту степь, и это поле, и эту песню соловья.

Хозяйка. Встречайте наших гостей – казачат из Ведерниковской казачьей школы.

В зал под музыку заходят школьники в казачьих костюмах, встают полукругом за детьми старшей группы. Исполняют песню «Мы с тобой казаки». После песни дети из старшей группы садятся на стулья. Школьники исполняют песню «А у нас на Дону» (руководитель Жиров А.И.) После песен под аплодисменты выходят из зала.

Мальчик. Девочки-казачки! Чем вы побелилися?

Девочки. Мы вчера спустились к Дону

И водой умылися!

Мальчик. Разлюбезные казачки! До чего ж вы хороши.

Ваши щёчки заалели,

Словно мака лепестки.

Мальчик. Как у нас на Дону – зорьки ясные,

Как у нас на Дону – ветры ястребы,

Как у нас на Дону – дали синие,

А казачки у нас говорливые.

Девочки-казачки исполняют песню «Вечер, вечер матушка».

Хозяйка. Ох, молодушки мои, хороша песня! Но казачка не только песней славится, но и пляской.

Девочки танцуют «Танец с коромыслами».

Хозяйка. Казачки, а знаете ли вы казачьи потешки?

Ребёнок . Запряжу я кошку в дрожки,

А дрожки в тарантас,

Повезу свою казачку

Всем соседям на показ.

Девочка. А я умница, разумница.

Про то знает вся улица:

Петух да курица, кот да кошка,

Сосед Ерошка, да я немножко.

Девочка . Иди, Женя, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

Так возьми – разуйся.

Казачата выходят с конями, рассказывают пословицы.

1-й казачок . Казак без коня не проживёт и дня.

2-й казачок . Казак сам не поест, а коня накормит.

3-й казачок . Не конь казака красит, а казак – коня.

4-й казачок . Казак без коня, что солдат без ружья.

Исполняют танец казачат с конями. После танца садятся.

(Показывается казачок. Девочка приглашает его погутарить.)

Девочка. Приходи, Игнашка, трошки погутарим с тобой.

Игнат. Меня маменька не пущает.

Девочка. А что такое?

Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.

Девочка. А ты другие портки надень.

Игнат. Вечерять кличут. Опосля приду.

Девочка. Ну ладно, опосля дак опосля. (уходит)

Стук в дверь. Заходят казачки из хора «Хуторянка». Кланяются, приветствуют.

Казачки . Здорово дневали, казаки и казачки!

Все. Слава Богу!

1-я казачка. Мы шли по вашей станице

Мимо вашего куреня,

Услыхали такое веселье,

Что ноги сами сюда привели.

2-я казачка. Не могу их удержать,

Так и хочется плясать.

Казачка. Примите нас в свой карагод.

Хозяйка . А мы сейчас посмотрим какие вы казачки, знаете ли наши сказания, пословицы.

Казачки по очереди говорят пословицы и поговорки.

Казаку всегда мила родная сторона.

По казаку и Дон плачет.

Каков казак отец, таков и сын молодец.

Казак без коня, что воин без ружья.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Ну а ваши казачата знают казачьи пословицы?

Хозяйка . А как же.

1-й ребёнок . Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

2-й ребёнок . Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.

3-й ребёнок . Казачья смелость порушит любую крепость.

4-й ребёнок . Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.

5-й ребёнок . Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся.

6-й ребёнок . На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.

Хозяйка . Молодцы! Ну понравились вам наши станичники? Примите их в свой карагод?

Все. Милости просим.

Хор «Хуторянка» исполняют песни «Виноград да на веточке» и «Казанники мои».

Ведущая. А знаете ли вы, как раньше было?

На степях было, на Саратовских

На реке, на Камышинке,

Там жили люди вольные

Люди вольные, роскошные,

Донские, гребенские и яицкие.

Был у них атаман, а у атамана свой помощник.

Назывался он есаул.

Собирались они во единый круг,

И думу думали, где зимовать.

Решили идти на Тихий Дон.

И прибегали на Тихий Дон мужики из России.

Они стали называть себя казаками, а войско своё – Донским.

Кто бы ни прибился к войску Донскому – становился вольным казаком.

Мальчики-казачки исполняют песню «Шашка».

Хозяйка. Молодые казаки-станичники, буйные головушки, кто охоту имеет свою удаль показать, нас старых казаков позабавить.

Игры .

Ведущая. На посиделках устраивали состязания.

А может на наших посиделках устроить состязания? Давайте попробуем.

    Сбивание друг друга подушками.

    Папаха. Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует. После игры дети садятся на стулья.

    А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – современное значение и звучание. (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать – болеть, квёлый – слабый, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать могёт – может, буханка – булка, баз - сарай, взвар – компот.)

Хозяйка. А какие же это посиделки без девичьей пляски? Казачки свою удаль показали, а чем же им казачки ответят?

Девочки исполняют танец казачек.

Хозяйка. Ой, хороши казачки. Ребята, а давайте станцуем пляску хороводную и гостей наших с собой позовём .

Дети вместе с приглашёнными гостями исполняют хороводную пляску «Ярмарка» (руководитель Федина О.П.)

1-й ребёнок . На Дону гуляют волны,

Гребешками пенятся.

Мы умеем веселиться

И в труде не ленимся.

2-й ребёнок . Начинается песней могучею

Наша родная река.

Житом, пшеницей пахучею,

Добрым трудом казака.

3-й ребёнок . Ах ты, Дон, ты наш родимый Дон,

Как много ты для нас всех значишь!

Прими от нас земной поклон,

Земной поклон тебе казачий.

4-й ребёнок . В родной степи шумят моря и реки,

Цветут сады, колышутся поля.

Очаровала ты меня навеки,

Моя Донщина, Родина моя.

5-й ребёнок . Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье,

Приходите в другой раз.

Дети исполняют песню «Казачата».

Хозяйка. На посиделки молодёжь приносила с собой еду. Казаки питались хорошо и разнообразно, пекли пироги, готовили казачье блюдо – тюря, варили уху, так как Дон без рыбы – это не Дон, ну а какой казачий стол без рыбы. А у меня уже и пироги поспели!

Все было: игрища, песни, пляски. Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь и гостей потчевать время настало!

Дети садятся за стол, едят пироги с взваром.

Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы (ведущие - казак Григорий и казачка Аксинья)

Цель: продолжать знакомить детей с Донским краем, своеобразием жизни людей на Дону, познакомить с особенностями донского женского костюма; вызвать интерес к созданию казачьего костюма средствами художественно-продуктивной деятельности воспитывать гордость за свой народ.

Предварительная работа: Рассматривание альбомов о донском казачестве, заучивание поговорок, пословиц. Чтение казачьих сказок. Слушание песен донских казаков.

Музыкальный зал оформлен в виде казачьего куреня. Посередине накрытый стол с блюдами казачьей кухни, вокруг стола стоят лавки. В переднем углу висит икона Божьей Матери. Вокруг рушники, одеяло в лоскутной технике, на ковре висит макет сабель и другого оружия. Несколько детей мальчиков и девочек одеты в казачьи костюмы. Дети рассаживаются на лавки вокруг стола.

Ход и руководство:

Звучат казачьи песни. Появляются казачка Аксинья и казак Григорий.

Здорово дневали! Мы с вами живём в богатом и славном традициями и людьми крае. С давних времён по окончании бабьего лета (после 8 сентября), когда заканчивались все работы в поле, казаки собирались на посиделки, казачки ткали, пряли, вышивали, пели песни, хороводы водили…

Мы приглашаем вас поиграть в казачьи посиделки «Урожай - в закромах, кони - в вольных табунах!»

Казак Григорий:

Казаки на Дон пришли очень давно. Удивительные края, дремучие леса и бескрайние степи. Ни одного человека не встретишь, зато зверей и птиц великое множество (рассказ сопровождается показом слайдов)

А знаете, как называлось сооружение для жилья казаков? (курень) - А что из украшений держали в курене казаки и почему? (кинжалы, шашки, дорогое оружие, добытое как трофей в сражениях)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья». А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

Дети:

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Казак скорее умрёт, чем сродной земли уйдёт. Кто пули боится, тот в казаки не годится. Донской казак честь не кинет, хоть с головушкой сгинет. В стремя ногой - расстанься с головой.

Казачка Аксинья (показывает костюм казачки и называет предметы одежды)

Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофтах, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шёлка или шерсти. Сверху надевали запон - фартук с растительным узором. На ногах полусапожки. На руках кольца из золота и серебра. Головной убор- полушалок (небольшая шаль,) файшонка кружевная. Для девочек шили сарафаны из ситца. Голову украшали ленты, венец или обруч. Посмотрите, какие красивые костюмы у казачек.

Демонстрация одежды казачек. (Показывают заранее подготовленные дети)

Казак Григорий: » А вот что казачья форма нам расскажет«…(Демонстрация слайдов.)

Раньше носили казаки служебную форму, фуражки и папахи с красным верхом и военную синюю шинель, мундир синего сукна и шаровары также синего сукна с красными лампасами. А что такое лампасы? Зачем они нужны казаку? (Ответы детей.) Вот послушайте старинную легенду о лампасах.

«Царь присылал жалованье казакам на военную службу: порох, хлеб, оружие, сукно - обычно красное и синее. Однажды станица, вернувшаяся из Москвы, привезла на Дон жалованье. Все казаки собрались на Круге, чтобы поделить его поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего сукна привезли достаточно, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумел круг, но всё- таки решили всё поделить поровну, и когда подели, то синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по небольшой ленте, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами»

Вот и стали казаки с тех пор нашивать на штаны красные лампасы. Всё это-форму, фуражку и папаху с красным верхом военную синюю шинель, мундир синего сукна с красными выпушками и шаровары также синего сукна с красными лампасами называют «казачья справа». Казака» справляли» задолго до того, как он шёл служить. Отец говорил ему: » Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед Богом за тебя не ответчик» А теперь посмотрите на ребят в казачьей форме.

У вас есть куклы-мальчики и девочки (силуэты, вырезанные из бумаги) Они очень хотят носить красивую и удобную народную одежду. Я предлагаю вам стать модельерами. На столах лежат цветная бумага, выкройки одежды, цветные карандаши и фломастеры. Давайте нарядим кукол в казачьи костюмы. Дети наряжают силуэтных кукол в нарядную одежду, показывают друг другу и педагогу.

Посмотрите, как много появилось кукол в красивой и удобной одежде. Как вы думаете, им будет удобно? Им нравится новая одежда? А вам? Почему? В таких нарядах только на праздник можно идти! А теперь можно и повеселиться!

Казак Григорий и Казачка Аксинья вместе с детьми исполняют песню » Пчёлочка златая»

Казак Григорий:

Вот и закончились наши посиделки. В конце занятия проводится выставка- презентация детских работ.

Анна Горьковская
Сценарий праздника «Казачьи посиделки» (для старших и подготовительных групп)

Сценарий праздника "Казачьи посиделки "

Ведущий :

Средь донских степных полей

И белесых ковылей,

Воды Дона где текут

Казаки давно живут .

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет :

Храбрость, мужество, отвагу

На своих плечах несет.

Честью с детства дорожат,

Любят холить жеребят,

Из лозы корзины вьют,

Песни звонкие поют.

Память предков охраняют,

Веру в Бога почитают,

И обычаи свои

Сохраняют на Руси.

Всех обычаев не счесть :

Казаку превыше честь ,

Сабля – гордость казака ,

Не прожить им без коня,

Без ухи и без добычи,

Уж такой у них обычай.

И готов любой казак

За Россию постаять.

Нет на свете плясок краше,

Если вдруг казак запляшет ,

Если хором запоет –

Удивит любой народ.

Есаул, односельчане,

Атаман и хуторяне –

Все равны перед законом

И разумным Божьим словом.

Православный, удалой,

Наш казак всегда герой .

А казачка – вот краса :

Стройный стан и плюс коса.

Независимый, свободный

Род казачий очень гордый .

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки .

Что же,гости дорогие,

Посидим и мы рядком ,

Да поговорим ладком,

И на жизнь казачью вместе

Подглядим одним глазком .

Дети входят в зал под звон колоколов с двух сторон и здороваются :

1ребенок :Здорово дневали, станичники!

Все :Слава богу!

2 ребенок :Здорово дневали, хуторяне!

Все :Слава, богу!

Поворачиваются к гостям :

Ведущий :

Здорово дневали гости дорогие!

Собрались мы сегодня не просто так, а на праздничке повеселиться !На людей посмотреть, да себя показать !

А на у нас нынче праздник-то какой ?

1 ребенок : Пасха! Светлое Христово Воскресение!

2 ребенок : Ну, давайте похристосуемся!

Дети : Христос Воскресе!

Родители : Воистину Воскресе!

3 ребенок : А вы, станичники,откуда путь держите?

4 ребенок : В церковь ходили, куличи, да яйца святили!

1 ребенок (девочка) :То-то я гляжу, Любушка, ты такая разнаряженная! Монисты новые, кичка!

2 ребенок (девочка) :Так это мне батюшка с похода привез!

1 ребенок :Не иначе перед кем рядишься!

2 ребенок :Так, али я в невесты не гожусь?

1 ребенок :Ой, мала еще в невесты!

5 ребенок :Ой, девоньки, хватит вам попусту гутарить, давайте лучше песню заиграем!

6 ребенок : Ну, давайте заиграем! Да только какую?

Все : А про Любушку!

Песня " Пчелочка златая "(Садятся)

Мальчик : Казачьи песни слушать , что мёд ложкой кушать!

Ох и любо, девоньки поете, ох и любо! Да только и мы не прочь вас ради праздничка порадовать , пляской веселой позабавить!

Танец " Казачья плясовая "(под песню " Растворите мне темную темницу. ")

Ведущий :

Славно пели и плясали, может ноженьки устали?

Предлагаю отдохнуть, ну, а чтобы не уснуть

О казаках пословицы сейчас мы будем вспоминать.

Я скажу начало, а вам конец пословицы придется досказать !

Пословицы (дети договаривают окончания пословиц) :

Не плачь казак ., атаманом станешь!

На казаке . и рогожа пригожа!

Тот не казак ., что боится собак.

Казак молчит ., а все знает.

Без атамана. казак сирота .

Казак голоден ., а конь его сыт.

Где казак ., там и слава.

Ох, и молодцы наши ребята, но мы еще и по-казачьи гутарить можем !

Игра "Скажи по-казачьи " (можно доставать из казачьей фуражки картинки , изображающие предметы быта казаков , а дети называют слова по-казачьи )

Ведущий : А повеселиться не хотите?

Тогда мам и пап скорее пригласите. Игра " Заря -зарница"

Ведущий : Славно поиграли! Какие же ребята у нас ловкие да умелые. Настоящие казаки ! Теперь и наших пап проверить в ловкости не помешало бы.

Эстафета для пап "Казак на коне "

Ведущий :Удалые казаки наши папы ! Да, теперь понятно в кого у нас казачата такие ловкие ! Готовы послужить России -матушке, да Дону-батюшке!

Сценка "Проводы казака в Армию ".

1 казак : По станице разговоры, скоро казакам на сборы .

2 казак : Кто из молодых ребят едет в этот раз в отряд?

Казачка : Да Громовых сын – Андрюшка!

Открывается занавес. На сцене казачий курень : Мать накрывает на стол, за прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке – вяжет носки, отец с Андреем чинят портупею.

Урядник : Здорово дневали! Это Громовых курень?

Мабуть не ждали вы гостей? Да серьёзных новостей.

Атаман меня прислал, да наказ свой передал.

Казаку уж восемнадцать – пора службой заниматься.

Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу.

Прощевайте, я пошел…

Мать : Может сядете за стол? (кланяется, отобедаем гуртом.

Урядник : Это как – нибудь потом. Много дел у нас в управе – ну до встречи на заставе.

Мать : (причитает) Ой, ты жалочка, сыночек, драгоценный голубочек,

Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать.

Отец (строго) : Полно мать, уже не птенчик – а орлом пора взлетать, саблей вострою махать.

Сестра (ласково) : Ой, ты родненький мой братка

Будет там тебе не сладко

Потемнеет белый день, опустеет наш курень!

(обнимает брата) .

(задумчиво) .

Я вон деда провожала, и во след ему бежала.

Не велел мне горевать, говорил : «Так надо, мать!»

Входят 3 казака и казачка (друзья Андрея) .

Казачка : Здорово, дневале, отчего Андрюш не весел, отчего ты нос повесил?

Иль за мною заскучал? Да чуть плакать не начал. (смеется) .

Андрей : Эх, вы девки, тарахтелки, расставляйте – ка тарелки, отобедаем гуртом.

Казачка : Да уж это мы могём! (помогает накрывать на стол)

1 Казак : Слышно всем издалека провожают казака .

Ты, Андрюха не журись, да домой скорей вернись

Чтоб станицы охранять – должен на коне скакать,

А, коня –то тебе батя справил?

Андрей : А как же, славный конь, боевой. Вон, качает головой. (Конь из-за ширмы ржет)

3 казак : Это уж точно говоришь : верный друг казака – конь .

Я слыхал, что казак сам не поест , а коня накормит!

Мать : Ну вот уж, все и собрались, пожалуйте гостёчки дорогие, за стол.

Отец : Чем богаты, тем и рады.

Слушай меня, Андрюша, сынок. Береги честь смолоду.

Мать : Помни, сынок, по тебе судят обо всём казачестве .

Рушничок я вышивала, да Андрюшу вспоминала.

В добрый час тебе сынок, не оставит тебя Бог.

Бабушка : Поди сюда, жалочка моя.

Чти внучок старших - уважай старость .

Вот внучок твово деда папаха – надевай не ведай страха.

Дай тебя я обниму, дюже я тебя люблю!

2 казак : Андрюха, друг. Погибай, а товарища выручай. Так всегда было у казаков .

Казачка : Помни Андрюшенька и меня в походе (скромно улыбается) .

Отец : Да, сынок. Казаком надо родиться ,

казаком надо стать , казаком надо быть ! Вот тебе сабля сынок!

Помни : такая доля казака – разить врага наверняка.

Андрей : Благодарствую на том, поклонюсь перед отцом, (поклон)

Перед матерью, сестрой, перед бабушкой родной. (поклон)

Честь семьи я соблюду, деда я не посрамлю.

Отец : Что ж, сынок сбирайся в путь, всё, что слышал - не забудь.

Да ещё у ворот конь ретивый тебя ждёт.

(Дети выстраиваются полукругом и исполняют песню. )

Песня «Там за Доном, за рекой»

Мальчики читают стихи о Доне

1. Мы донские казачата ,

Очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить,

Дону - батюшке служить!

2. Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3. А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Ведь не зря все дончаки

Дону – батюшке верны.

4. Вот такие мы ребята –

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Ведущий : Ну что ж, пора заканчивать наши казачьи посиделки . Но вы не грустите без нас, не скучайте, а лучше почаще в гости приглашайте. Прощевайте, гостечки дорогие!

Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званые, да желанные!
Милости просим в гости.
Проходите, проходите,
Да на лавочки садитесь.
Самовар кипит, уж давно пыхтит,
Дорогих гостей чаем напоит!
Ведущий: Все в горницу приглашаются: и барышни – вертушки, и матрешки – хохотушки, и казаки служивые, и дедуси ворчливые, а пуще всех зовем ребятишек, девчушек да мальчишек! Будем петь да плясать, старину вспоминать.


Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки. А в роли казаков будут наши дети. Встречаем их.


Ведущий .


У каждого человека есть своя малая Родина. Это то место, где он родился и вырос, где жили его предки, где живут его дети. Занавес веков скрывает от нас судьбы тысяч людей, связавших свои жизни с этой землей.


Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать о том, кто его предки, какими они были, что ценили, как относились к родине и семье, должен знать историю своего края, гордиться ею, любить свою малую Родину.

Ведущий


Дорогие гости, мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей, познакомимся с их фольклором.

Как у наших ворот


Собирался народ,


Собирался народ


На весёлый хоровод!


Заведём нашу, казачью!


Хоровод «калинка».

Ведущий: Поглядите-ка на наших казачат, приоделись они, приосанились. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям)
А давайте-ка, сядем, казачата посидим, побеседуем, да былое вспомним.
Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.


Ведущий : Сотни тысяч лет назад начиная с каменного века, здесь поселился человек. Одни племена сменялись другими, потом много воин разных было. Ох! Натерпелась наша Верхнемамонская земля!
Жизнь здесь никогда не текла вяло и однообразно. Всегда было место подвигам.
У казаков был атаман и есаул, его помощник. Один раз в год весной на казачьем «Кругу» проходили выборы атамана. Все казаки ему и подчинялись. Так оно и по сей день


Ведущий : Казаки любили собираться на казачьи гуляния, турниры, праздники, ярмарки. Веселились, играли, состязались, выбирали себе невест.


– Кто не знает группу нашу?
Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши,
Казачата – удальцы.
– Дом казачий есть у нас,
В нем старинные предметы:
И кувшин, кровать и таз
Помнят дедовы заветы.
– Казаком я смелым буду,
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
– Вольный ветер, степь без края,
Дым до неба у костра.
Жизнь походная такая
У лихого казака.
– Мы казачки не простые,
Просим помнить это вас.
Все казачки – «Расписные»,
Садик «Теремок» у нас.
– Мы и пляшем и поем,
Моем и стираем.
В группе чисто приберем,
А потом играем.
– Вот такой у нас уклад.
И растут ребята,
Все любимые подряд
В группе казачата.
Ведущий: Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!


Давайте споем песню «Казачата»


Ведущий: Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.


Ведущий: А у нас казачки есть,


Что не можно глаз отвесть.


А как песни запоют,


Сразу ноги в пляс идут.


Ведущий: Во станице погулять
Вышли казачата.
Веселятся от души
Парни и девчата.


Танец « катюша»


Ведущий:
В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!


Проводится игра «Кто быстрее намотает клубок» под фонограмму.


Ребенок:
А я ложки вырезаю,
Ложки всем нужны, я знаю.
Ложки сам я разукрашу,
Не найдете ложек краше.


Ведущий :
Слава нашим ложкарям!
Заиграйте ложки нам!


Дети исполняют танец с ложками.


Ведущий: О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?
Дети:
«Дело мастера боится»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Есть терпенье – будет и уменье»
«Кто летом не ленится – тот зимой отдыхает»
«Потрудиться – так и хлеб поесть»
«Труд казака кормит, а лень – портит»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи».


Воспитатель: Раньше водопровода не было, и люди ходили за водой к колодцу или к реке. А что они брали с собой мы сейчас отгадаем в загадке.


Загадка: Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысла)



Воспитатель: Наши посиделки продолжаются и без веселого танца здесь не обойтись.

ТАНЕЦ «С коромыслом»


Ведущий:
А вы знаете что «: Казак с конем и ночью и днем. Жизнь казака без коня немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром об этом пословицы сложены.


1) Казак без коня, не проживет и дня.


2) Казак сам не поест,а коня накормит.


3) Не конь казака красит, а казак коня.


4) Казак без коня, что солдат без ружья.


А не сыграть ли нам в игры – забавушки. Озорные да распотешные?
А где же казаки, ваши кони быстрые?
Дети выходят на игру.


Игра: «Наряди казачку».
Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку. Кто быстрее.
Ведущий: Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет!


Ребенок Мы – малые казачата,
Мудрых прадедов внучата
С острой шашкой и конем
Мы в бою не подведем!


Танец с конем


Ведущий :
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Ведущая:


Сейчас у нас идет пасхальная неделя. Я хочу поздравить всех с наступившей Великой Пасхой! Знаменуется она веселыми празднованиями и гуляниями.



1 ребенок: Из страны далекой ласточки летят,


Весело щебечут: «Люди пробудитесь к вам весна идет!


А с весной и Пасха радость нам несет!»


2 ребенок: Колокольный звон воскресный достигает до небес


Вторя тысячам признаньям, говорим: «Христос Воскрес».


3 ребенок: Прославляют праздник люди


На селе и в городах


Сколько радости на лицах,


Сколько нежности в глазах!


4 ребенок: Даже матушка природа


Дарит нам подарок свой,


День овеянный любовью


И весенней теплотой.


5 ребенок: Веселитесь люди «Наш Христос Воскрес!»


Есть спасенье людям и надежда есть!


Ведущий: Существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались увидеть это мгновенье. Ранним утром в первый день Пасхи в старину знающие люди выходили смотреть на «игру солнца», а потом предсказывали, какой в этом году будет урожай. А вы поговорки по Пасху знаете?
Дети: На Пасху небо ясное и «солнце играет» – к хорошему урожаю.
На святой день дождь – будет добрая рожь.
На святой день гром – будет богатый урожай.
Ведущий: Правильно, ребята. Наши предки наблюдали за погодой и состоянием природы и на второй день Пасхи. Если на второй день была ясная погода, то ждали дождливого лета, а если небо хмурилось, лето ожидалось сухое. Всего Пасху праздновали семь дней. В старину люди верили, что если водить хороводы. Просить у природы хороший урожай, то она им поможет.


Ведущий: Обратимся к нашему солнышку со словами


Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись.
Красное, нарядись.


Выход Солнышка


Ведущий: На праздник Пасхи всегда пели, танцевали, водили хороводы, проводили игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем как в старину.
Проводится игра «Солнышко-ведрышко».
Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:
Гори, солнце, ярче.
Лето будет жарче.
А зима теплее,
А весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.


Ведущий: Принято на Пасху Христосоваться: обмениваться крашенными яичками, трижды целоваться приговаривая: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Этому обычаю уже много лет. Христос дал нам жизнь, а яйцо символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожаров


помощь людям и скоту от болезней.

1 ребенок: День светлой Пасхи наступил


Христово Воскресение!


И славит праздник наш народ


И верит он в спасение.


2 ребенок: Разрисовал вчера мой друг


Пасхальные яички,


И я подарок дорогой


Несу своей сестричке.


3 ребенок: А дома верба, куличи, да радостные лица


И перед образом Христа лампадочка светится.



ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ ПРОКАТИТ ЯЙЦО «


Ведущий: Ребята, а в какой сказке есть упоминание о яйце


Дети: Курочка Ряба!


Инсценировка по сказке «Курочка ряба»


Ведущий: Жарко солнышко печет,


Река Дон течет,течет,


А по Тихому по Дону


Сказка в гости к нам плывет.


Ведущая: На пригорке виден дом


Бабка с дедом в доме том.


У них курица живет,


Яйца каждый день несет.


Было так… Яйцо на днях


Снесла курица в сенях


То яичко не простое,


Честно слово, золотое.


Дед: Пойду-ка, я к курочке посмотрю, не снесла ли она яичко. Ну-ка, курочка, ответь, есть яичко, или нет?


Курочка: Ко-ко-ко, дедушка, снесла, как раз к празднику успела.


Дед: Умница, Рябушка, спасибо тебе! Баба, иди сюда скорее, посмотри, какое яичко курочка наша снесла.


Баба: Вот так яичко! Такой красоты вовек не видала. Золотое, расписное!


(кладет яйцо на стол, любуется)


Ведущая: Бабка песенки поет,


Дед медок от счастья пьет.


Но яичко золотое


Было прочное такое


Баба била, била, била


Но яичко не разбила,


Взялся дедка за яйцо


Да как стукнет о крыльцо!


И яичко покатилось,


Но разбиться не разбилось.


Баба: Ладно, дед, пускай лежит, у меня мука закончилась. Бери ведерко пойдем в амбар, принесем муки, я куличей напеку к празднику.


Дед с бабой уходят.


Ведущая: Ушли дед с бабой, а в это время мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Заходят дед с бабой, подходят к столу и видят на полу разбитое яйцо.


Бабка: Остались мы на праздник без яичка. (садятся и плачут)


Ведущая: Плачет дед и плачет баба, к ним бежит скорее Ряба.


Курочка: Вы не плачьте, баба, дед


Я снесу вам на обед


Но яичко не златое,


А обычное – простое.


Курочка садится опять на гнездо.


Ведущая: Давайте станцуем для стариков, что бы они не плакали.


Танец «С цветами»


Баба: Спасибо вам, ребятки, порадовали стариков. Только все равно яичко жалко, очень красивое было.


Входит курочка несет лукошко пасхальных яичек.


Курочка: Не плачьте, не грустите, сюда посмотрите, сколько я вам яичек принесла. Вот их целая корзина, не волшебных, золотых, а красивых расписных. Угостим гостей на славу, ребятишкам на забаву.


Ведущий:


Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье, приходите в другой раз!


Ведущий:


Всех поздравляю с Великим праздником Пасхи Христовой!


Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия!