Праздник "осенние казачьи посиделки". Казачьи посиделки.docx - Внеклассное мероприятие "Казачьи посиделки"
МБДОУ №8 ВИНОГРАДИНКА»
«Казачьи посиделки»
(Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)
Цели и задачи.
Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия.
Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.
Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.
Побуждать детей и родителей к активному участию.
Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное творчество.
Развивать музыкальные способности детей.
Предварительная работа
Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.
Подбор литературного материала.
Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.
Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.
Подготовка выставки.
Оформление музыкального зала в казачьем стиле.
Приглашение гостей. (школьники, коллектив «Хуторянка», юртовой атаман)
Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи костюмы для детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала,
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
Зал украшен в донском стиле: курень, колодец, лошадь, самовар на столе с угощением. Стоит казачка, ждёт гостей.
Хозяйка. Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша донская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки. Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, пели песни, обсуждали станичные новости. Итак, у хозяюшки нашей посиделки. А вот они и едут, ведерниковские казачата. Встречайте.
Под песню «Ой, при лужку» в музыкальный зал заходят дети, встают вокруг хозяйки полукругом.
Гости. Здорово дневали, хозяюшка!
Хозяйка. Дорогие казаки и казачки! Гости дорогие! Слава богу на многие лета! Милости просим в наш курень! Собирайся, народ, в наш весёлый хоровод.
Песни петь да плясать, Всех вокруг собирать.
1-й ребёнок . Тихий Дон – река героев, счастье новой жизни.
Тихий Дон – казачья слава, милая отчизна!
2-й ребёнок . От Азовского сиденья вплоть до нынешних боёв
Прогремела в поколеньях слава донских казаков.
3-й ребёнок . Вспомним всех героев Дона, почесть предкам воздадим.
И на их делах достойных славу Дона возродим.
4-й ребёнок . Вольный Дон – любовь казачья, синегрудые ветра.
И вода твоя прозрачна и волна твоя остра…
5-й ребёнок . Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли,
И эту степь, и это поле, и эту песню соловья.
Хозяйка. Встречайте наших гостей – казачат из Ведерниковской казачьей школы.
В зал под музыку заходят школьники в казачьих костюмах, встают полукругом за детьми старшей группы. Исполняют песню «Мы с тобой казаки». После песни дети из старшей группы садятся на стулья. Школьники исполняют песню «А у нас на Дону» (руководитель Жиров А.И.) После песен под аплодисменты выходят из зала.
Мальчик. Девочки-казачки! Чем вы побелилися?
Девочки. Мы вчера спустились к Дону
И водой умылися!
Мальчик. Разлюбезные казачки! До чего ж вы хороши.
Ваши щёчки заалели,
Словно мака лепестки.
Мальчик. Как у нас на Дону – зорьки ясные,
Как у нас на Дону – ветры ястребы,
Как у нас на Дону – дали синие,
А казачки у нас говорливые.
Девочки-казачки исполняют песню «Вечер, вечер матушка».
Хозяйка. Ох, молодушки мои, хороша песня! Но казачка не только песней славится, но и пляской.
Девочки танцуют «Танец с коромыслами».
Хозяйка. Казачки, а знаете ли вы казачьи потешки?
Ребёнок . Запряжу я кошку в дрожки,
А дрожки в тарантас,
Повезу свою казачку
Всем соседям на показ.
Девочка. А я умница, разумница.
Про то знает вся улица:
Петух да курица, кот да кошка,
Сосед Ерошка, да я немножко.
Девочка . Иди, Женя, танцевать,
На меня не дуйся,
Если жаль тебе сапог,
Так возьми – разуйся.
Казачата выходят с конями, рассказывают пословицы.
1-й казачок . Казак без коня не проживёт и дня.
2-й казачок . Казак сам не поест, а коня накормит.
3-й казачок . Не конь казака красит, а казак – коня.
4-й казачок . Казак без коня, что солдат без ружья.
Исполняют танец казачат с конями. После танца садятся.
(Показывается казачок. Девочка приглашает его погутарить.)
Девочка. Приходи, Игнашка, трошки погутарим с тобой.
Игнат. Меня маменька не пущает.
Девочка. А что такое?
Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.
Девочка. А ты другие портки надень.
Игнат. Вечерять кличут. Опосля приду.
Девочка. Ну ладно, опосля дак опосля. (уходит)
Стук в дверь. Заходят казачки из хора «Хуторянка». Кланяются, приветствуют.
Казачки . Здорово дневали, казаки и казачки!
Все. Слава Богу!
1-я казачка. Мы шли по вашей станице
Мимо вашего куреня,
Услыхали такое веселье,
Что ноги сами сюда привели.
2-я казачка. Не могу их удержать,
Так и хочется плясать.
Казачка. Примите нас в свой карагод.
Хозяйка . А мы сейчас посмотрим какие вы казачки, знаете ли наши сказания, пословицы.
Казачки по очереди говорят пословицы и поговорки.
Казаку всегда мила родная сторона.
По казаку и Дон плачет.
Каков казак отец, таков и сын молодец.
Казак без коня, что воин без ружья.
Дон тихий, а слава о нём громкая.
Ну а ваши казачата знают казачьи пословицы?
Хозяйка . А как же.
1-й ребёнок . Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
2-й ребёнок . Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою.
3-й ребёнок . Казачья смелость порушит любую крепость.
4-й ребёнок . Казак костьми ляжет, а путь на Дон не укажет.
5-й ребёнок . Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся.
6-й ребёнок . На Дону закон такой: всех врагов с земли долой.
Хозяйка . Молодцы! Ну понравились вам наши станичники? Примите их в свой карагод?
Все. Милости просим.
Хор «Хуторянка» исполняют песни «Виноград да на веточке» и «Казанники мои».
Ведущая. А знаете ли вы, как раньше было?
На степях было, на Саратовских
На реке, на Камышинке,
Там жили люди вольные
Люди вольные, роскошные,
Донские, гребенские и яицкие.
Был у них атаман, а у атамана свой помощник.
Назывался он есаул.
Собирались они во единый круг,
И думу думали, где зимовать.
Решили идти на Тихий Дон.
И прибегали на Тихий Дон мужики из России.
Они стали называть себя казаками, а войско своё – Донским.
Кто бы ни прибился к войску Донскому – становился вольным казаком.
Мальчики-казачки исполняют песню «Шашка».
Хозяйка. Молодые казаки-станичники, буйные головушки, кто охоту имеет свою удаль показать, нас старых казаков позабавить.
Игры .
Ведущая. На посиделках устраивали состязания.
А может на наших посиделках устроить состязания? Давайте попробуем.
Сбивание друг друга подушками.
Папаха. Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует. После игры дети садятся на стулья.
А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – современное значение и звучание. (раззявил-раскрыл, чувяки-тапочки, хворать – болеть, квёлый – слабый, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать могёт – может, буханка – булка, баз - сарай, взвар – компот.)
Хозяйка. А какие же это посиделки без девичьей пляски? Казачки свою удаль показали, а чем же им казачки ответят?
Девочки исполняют танец казачек.
Хозяйка. Ой, хороши казачки. Ребята, а давайте станцуем пляску хороводную и гостей наших с собой позовём .
Дети вместе с приглашёнными гостями исполняют хороводную пляску «Ярмарка» (руководитель Федина О.П.)
1-й ребёнок . На Дону гуляют волны,
Гребешками пенятся.
Мы умеем веселиться
И в труде не ленимся.
2-й ребёнок . Начинается песней могучею
Наша родная река.
Житом, пшеницей пахучею,
Добрым трудом казака.
3-й ребёнок . Ах ты, Дон, ты наш родимый Дон,
Как много ты для нас всех значишь!
Прими от нас земной поклон,
Земной поклон тебе казачий.
4-й ребёнок . В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки,
Моя Донщина, Родина моя.
5-й ребёнок . Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье,
Приходите в другой раз.
Дети исполняют песню «Казачата».
Хозяйка. На посиделки молодёжь приносила с собой еду. Казаки питались хорошо и разнообразно, пекли пироги, готовили казачье блюдо – тюря, варили уху, так как Дон без рыбы – это не Дон, ну а какой казачий стол без рыбы. А у меня уже и пироги поспели!
Все было: игрища, песни, пляски. Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь и гостей потчевать время настало!
Дети садятся за стол, едят пироги с взваром.
Сценарий досуга для детей старшей и подготовительной группы (ведущие - казак Григорий и казачка Аксинья)
Цель: продолжать знакомить детей с Донским краем, своеобразием жизни людей на Дону, познакомить с особенностями донского женского костюма; вызвать интерес к созданию казачьего костюма средствами художественно-продуктивной деятельности воспитывать гордость за свой народ.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов о донском казачестве, заучивание поговорок, пословиц. Чтение казачьих сказок. Слушание песен донских казаков.
Музыкальный зал оформлен в виде казачьего куреня. Посередине накрытый стол с блюдами казачьей кухни, вокруг стола стоят лавки. В переднем углу висит икона Божьей Матери. Вокруг рушники, одеяло в лоскутной технике, на ковре висит макет сабель и другого оружия. Несколько детей мальчиков и девочек одеты в казачьи костюмы. Дети рассаживаются на лавки вокруг стола.
Ход и руководство:
Звучат казачьи песни. Появляются казачка Аксинья и казак Григорий.
Здорово дневали! Мы с вами живём в богатом и славном традициями и людьми крае. С давних времён по окончании бабьего лета (после 8 сентября), когда заканчивались все работы в поле, казаки собирались на посиделки, казачки ткали, пряли, вышивали, пели песни, хороводы водили…
Мы приглашаем вас поиграть в казачьи посиделки «Урожай - в закромах, кони - в вольных табунах!»
Казак Григорий:
Казаки на Дон пришли очень давно. Удивительные края, дремучие леса и бескрайние степи. Ни одного человека не встретишь, зато зверей и птиц великое множество (рассказ сопровождается показом слайдов)
А знаете, как называлось сооружение для жилья казаков? (курень) - А что из украшений держали в курене казаки и почему? (кинжалы, шашки, дорогое оружие, добытое как трофей в сражениях)
Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья». А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?
Дети:
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах. Казак скорее умрёт, чем сродной земли уйдёт. Кто пули боится, тот в казаки не годится. Донской казак честь не кинет, хоть с головушкой сгинет. В стремя ногой - расстанься с головой.
Казачка Аксинья (показывает костюм казачки и называет предметы одежды)
Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофтах, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шёлка или шерсти. Сверху надевали запон - фартук с растительным узором. На ногах полусапожки. На руках кольца из золота и серебра. Головной убор- полушалок (небольшая шаль,) файшонка кружевная. Для девочек шили сарафаны из ситца. Голову украшали ленты, венец или обруч. Посмотрите, какие красивые костюмы у казачек.
Демонстрация одежды казачек. (Показывают заранее подготовленные дети)
Казак Григорий: » А вот что казачья форма нам расскажет«…(Демонстрация слайдов.)
Раньше носили казаки служебную форму, фуражки и папахи с красным верхом и военную синюю шинель, мундир синего сукна и шаровары также синего сукна с красными лампасами. А что такое лампасы? Зачем они нужны казаку? (Ответы детей.) Вот послушайте старинную легенду о лампасах.
«Царь присылал жалованье казакам на военную службу: порох, хлеб, оружие, сукно - обычно красное и синее. Однажды станица, вернувшаяся из Москвы, привезла на Дон жалованье. Все казаки собрались на Круге, чтобы поделить его поровну. Когда очередь дошла до сукна, то выяснилось, что синего сукна привезли достаточно, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумел круг, но всё- таки решили всё поделить поровну, и когда подели, то синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по небольшой ленте, которой хватило только для того, чтобы синие штаны отделать красными лампасами»
Вот и стали казаки с тех пор нашивать на штаны красные лампасы. Всё это-форму, фуражку и папаху с красным верхом военную синюю шинель, мундир синего сукна с красными выпушками и шаровары также синего сукна с красными лампасами называют «казачья справа». Казака» справляли» задолго до того, как он шёл служить. Отец говорил ему: » Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я боле перед Богом за тебя не ответчик» А теперь посмотрите на ребят в казачьей форме.
У вас есть куклы-мальчики и девочки (силуэты, вырезанные из бумаги) Они очень хотят носить красивую и удобную народную одежду. Я предлагаю вам стать модельерами. На столах лежат цветная бумага, выкройки одежды, цветные карандаши и фломастеры. Давайте нарядим кукол в казачьи костюмы. Дети наряжают силуэтных кукол в нарядную одежду, показывают друг другу и педагогу.
Посмотрите, как много появилось кукол в красивой и удобной одежде. Как вы думаете, им будет удобно? Им нравится новая одежда? А вам? Почему? В таких нарядах только на праздник можно идти! А теперь можно и повеселиться!
Казак Григорий и Казачка Аксинья вместе с детьми исполняют песню » Пчёлочка златая»
Казак Григорий:
Вот и закончились наши посиделки. В конце занятия проводится выставка- презентация детских работ.
Анна Горьковская
Сценарий праздника «Казачьи посиделки» (для старших и подготовительных групп)
Сценарий праздника "Казачьи посиделки "
Ведущий :
Средь донских степных полей
И белесых ковылей,
Воды Дона где текут
Казаки давно живут .
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет :
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
И обычаи свои
Сохраняют на Руси.
Всех обычаев не счесть :
Казаку превыше честь ,
Сабля – гордость казака ,
Не прожить им без коня,
Без ухи и без добычи,
Уж такой у них обычай.
И готов любой казак
За Россию постаять.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет ,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Есаул, односельчане,
Атаман и хуторяне –
Все равны перед законом
И разумным Божьим словом.
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой .
А казачка – вот краса :
Стройный стан и плюс коса.
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый .
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки .
Что же,гости дорогие,
Посидим и мы рядком ,
Да поговорим ладком,
И на жизнь казачью вместе
Подглядим одним глазком .
Дети входят в зал под звон колоколов с двух сторон и здороваются :
1ребенок :Здорово дневали, станичники!
Все :Слава богу!
2 ребенок :Здорово дневали, хуторяне!
Все :Слава, богу!
Поворачиваются к гостям :
Ведущий :
Здорово дневали гости дорогие!
Собрались мы сегодня не просто так, а на праздничке повеселиться !На людей посмотреть, да себя показать !
А на у нас нынче праздник-то какой ?
1 ребенок : Пасха! Светлое Христово Воскресение!
2 ребенок : Ну, давайте похристосуемся!
Дети : Христос Воскресе!
Родители : Воистину Воскресе!
3 ребенок : А вы, станичники,откуда путь держите?
4 ребенок : В церковь ходили, куличи, да яйца святили!
1 ребенок (девочка) :То-то я гляжу, Любушка, ты такая разнаряженная! Монисты новые, кичка!
2 ребенок (девочка) :Так это мне батюшка с похода привез!
1 ребенок :Не иначе перед кем рядишься!
2 ребенок :Так, али я в невесты не гожусь?
1 ребенок :Ой, мала еще в невесты!
5 ребенок :Ой, девоньки, хватит вам попусту гутарить, давайте лучше песню заиграем!
6 ребенок : Ну, давайте заиграем! Да только какую?
Все : А про Любушку!
Песня " Пчелочка златая "(Садятся)
Мальчик : Казачьи песни слушать , что мёд ложкой кушать!
Ох и любо, девоньки поете, ох и любо! Да только и мы не прочь вас ради праздничка порадовать , пляской веселой позабавить!
Танец " Казачья плясовая "(под песню " Растворите мне темную темницу. ")
Ведущий :
Славно пели и плясали, может ноженьки устали?
Предлагаю отдохнуть, ну, а чтобы не уснуть
О казаках пословицы сейчас мы будем вспоминать.
Я скажу начало, а вам конец пословицы придется досказать !
Пословицы (дети договаривают окончания пословиц) :
Не плачь казак ., атаманом станешь!
На казаке . и рогожа пригожа!
Тот не казак ., что боится собак.
Казак молчит ., а все знает.
Без атамана. казак сирота .
Казак голоден ., а конь его сыт.
Где казак ., там и слава.
Ох, и молодцы наши ребята, но мы еще и по-казачьи гутарить можем !
Игра "Скажи по-казачьи " (можно доставать из казачьей фуражки картинки , изображающие предметы быта казаков , а дети называют слова по-казачьи )
Ведущий : А повеселиться не хотите?
Тогда мам и пап скорее пригласите. Игра " Заря -зарница"
Ведущий : Славно поиграли! Какие же ребята у нас ловкие да умелые. Настоящие казаки ! Теперь и наших пап проверить в ловкости не помешало бы.
Эстафета для пап "Казак на коне "
Ведущий :Удалые казаки наши папы ! Да, теперь понятно в кого у нас казачата такие ловкие ! Готовы послужить России -матушке, да Дону-батюшке!
Сценка "Проводы казака в Армию ".
1 казак : По станице разговоры, скоро казакам на сборы .
2 казак : Кто из молодых ребят едет в этот раз в отряд?
Казачка : Да Громовых сын – Андрюшка!
Открывается занавес. На сцене казачий курень : Мать накрывает на стол, за прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке – вяжет носки, отец с Андреем чинят портупею.
Урядник : Здорово дневали! Это Громовых курень?
Мабуть не ждали вы гостей? Да серьёзных новостей.
Атаман меня прислал, да наказ свой передал.
Казаку уж восемнадцать – пора службой заниматься.
Завтра двинемся в дорогу, собирайтесь понемногу.
Прощевайте, я пошел…
Мать : Может сядете за стол? (кланяется, отобедаем гуртом.
Урядник : Это как – нибудь потом. Много дел у нас в управе – ну до встречи на заставе.
Мать : (причитает) Ой, ты жалочка, сыночек, драгоценный голубочек,
Не хочу тебя пускать, саблей вострою махать.
Отец (строго) : Полно мать, уже не птенчик – а орлом пора взлетать, саблей вострою махать.
Сестра (ласково) : Ой, ты родненький мой братка
Будет там тебе не сладко
Потемнеет белый день, опустеет наш курень!
(обнимает брата) .
(задумчиво) .
Я вон деда провожала, и во след ему бежала.
Не велел мне горевать, говорил : «Так надо, мать!»
Входят 3 казака и казачка (друзья Андрея) .
Казачка : Здорово, дневале, отчего Андрюш не весел, отчего ты нос повесил?
Иль за мною заскучал? Да чуть плакать не начал. (смеется) .
Андрей : Эх, вы девки, тарахтелки, расставляйте – ка тарелки, отобедаем гуртом.
Казачка : Да уж это мы могём! (помогает накрывать на стол)
1 Казак : Слышно всем издалека провожают казака .
Ты, Андрюха не журись, да домой скорей вернись
Чтоб станицы охранять – должен на коне скакать,
А, коня –то тебе батя справил?
Андрей : А как же, славный конь, боевой. Вон, качает головой. (Конь из-за ширмы ржет)
3 казак : Это уж точно говоришь : верный друг казака – конь .
Я слыхал, что казак сам не поест , а коня накормит!
Мать : Ну вот уж, все и собрались, пожалуйте гостёчки дорогие, за стол.
Отец : Чем богаты, тем и рады.
Слушай меня, Андрюша, сынок. Береги честь смолоду.
Мать : Помни, сынок, по тебе судят обо всём казачестве .
Рушничок я вышивала, да Андрюшу вспоминала.
В добрый час тебе сынок, не оставит тебя Бог.
Бабушка : Поди сюда, жалочка моя.
Чти внучок старших - уважай старость .
Вот внучок твово деда папаха – надевай не ведай страха.
Дай тебя я обниму, дюже я тебя люблю!
2 казак : Андрюха, друг. Погибай, а товарища выручай. Так всегда было у казаков .
Казачка : Помни Андрюшенька и меня в походе (скромно улыбается) .
Отец : Да, сынок. Казаком надо родиться ,
казаком надо стать , казаком надо быть ! Вот тебе сабля сынок!
Помни : такая доля казака – разить врага наверняка.
Андрей : Благодарствую на том, поклонюсь перед отцом, (поклон)
Перед матерью, сестрой, перед бабушкой родной. (поклон)
Честь семьи я соблюду, деда я не посрамлю.
Отец : Что ж, сынок сбирайся в путь, всё, что слышал - не забудь.
Да ещё у ворот конь ретивый тебя ждёт.
(Дети выстраиваются полукругом и исполняют песню. )
Песня «Там за Доном, за рекой»
Мальчики читают стихи о Доне
1. Мы донские казачата ,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Дону - батюшке служить!
2. Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
3. А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону – батюшке верны.
4. Вот такие мы ребята –
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Ведущий : Ну что ж, пора заканчивать наши казачьи посиделки . Но вы не грустите без нас, не скучайте, а лучше почаще в гости приглашайте. Прощевайте, гостечки дорогие!
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званые, да желанные!
Милости просим в гости.
Проходите, проходите,
Да на лавочки садитесь.
Самовар кипит, уж давно пыхтит,
Дорогих гостей чаем напоит!
Ведущий:
Все в горницу приглашаются: и барышни – вертушки, и матрешки – хохотушки, и казаки служивые, и дедуси ворчливые, а пуще всех зовем ребятишек, девчушек да мальчишек! Будем петь да плясать, старину вспоминать.
Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки. А в роли казаков будут наши дети. Встречаем их.
Ведущий .
У каждого человека есть своя малая Родина. Это то место, где он родился и вырос, где жили его предки, где живут его дети. Занавес веков скрывает от нас судьбы тысяч людей, связавших свои жизни с этой землей.
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать о том, кто его предки, какими они были, что ценили, как относились к родине и семье, должен знать историю своего края, гордиться ею, любить свою малую Родину.
Ведущий
Дорогие гости, мы с вами живем в богатом славными традициями и людьми крае. И сегодня мы познакомимся с одной страничкой его истории – жизнью и бытом донского казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о нравах и обычаях этих героических людей, познакомимся с их фольклором.
Как у наших ворот
Собирался народ,
Собирался народ
На весёлый хоровод!
Заведём нашу, казачью!
Хоровод «калинка».
Ведущий:
Поглядите-ка на наших казачат, приоделись они, приосанились. Поглядите, какие они удалые, нарядные да молодые. (обращается к детям)
А давайте-ка, сядем, казачата посидим, побеседуем, да былое вспомним.
Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей.
Ведущий
: Сотни тысяч лет назад начиная с каменного века, здесь поселился человек. Одни племена сменялись другими, потом много воин разных было. Ох! Натерпелась наша Верхнемамонская земля!
Жизнь здесь никогда не текла вяло и однообразно. Всегда было место подвигам.
У казаков был атаман и есаул, его помощник. Один раз в год весной на казачьем «Кругу» проходили выборы атамана. Все казаки ему и подчинялись. Так оно и по сей день
Ведущий : Казаки любили собираться на казачьи гуляния, турниры, праздники, ярмарки. Веселились, играли, состязались, выбирали себе невест.
1й
– Кто не знает группу нашу?
Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши,
Казачата – удальцы.
2й
– Дом казачий есть у нас,
В нем старинные предметы:
И кувшин, кровать и таз
Помнят дедовы заветы.
3й
– Казаком я смелым буду,
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
4й
– Вольный ветер, степь без края,
Дым до неба у костра.
Жизнь походная такая
У лихого казака.
5й
– Мы казачки не простые,
Просим помнить это вас.
Все казачки – «Расписные»,
Садик «Теремок» у нас.
6й
– Мы и пляшем и поем,
Моем и стираем.
В группе чисто приберем,
А потом играем.
7й
– Вот такой у нас уклад.
И растут ребята,
Все любимые подряд
В группе казачата.
Ведущий:
Казачьи песни наши слушать - что мёд ложкой кушать!
Давайте споем песню «Казачата»
Ведущий: Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.
Ведущий: А у нас казачки есть,
Что не можно глаз отвесть.
А как песни запоют,
Сразу ноги в пляс идут.
Ведущий:
Во станице погулять
Вышли казачата.
Веселятся от души
Парни и девчата.
Танец « катюша»
Ведущий:
В старину на посиделках люди не только пели и плясали, но и рукодельничали: пряли, вышивали, плели кружева. Ну-ка, рукодельницы, покажите ваши уменья!
Проводится игра «Кто быстрее намотает клубок» под фонограмму.
Ребенок:
А я ложки вырезаю,
Ложки всем нужны, я знаю.
Ложки сам я разукрашу,
Не найдете ложек краше.
Ведущий
:
Слава нашим ложкарям!
Заиграйте ложки нам!
Дети исполняют танец с ложками.
Ведущий:
О трудолюбивых мастерах раньше и пословицы слагали. Кто знает такие пословицы?
Дети:
«Дело мастера боится»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Есть терпенье – будет и уменье»
«Кто летом не ленится – тот зимой отдыхает»
«Потрудиться – так и хлеб поесть»
«Труд казака кормит, а лень – портит»
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи».
Воспитатель: Раньше водопровода не было, и люди ходили за водой к колодцу или к реке. А что они брали с собой мы сейчас отгадаем в загадке.
Загадка: Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысла)
Воспитатель: Наши посиделки продолжаются и без веселого танца здесь не обойтись.
ТАНЕЦ «С коромыслом»
Ведущий:
А вы знаете что «: Казак с конем и ночью и днем. Жизнь казака без коня немыслима. О коне они заботились больше, чем о себе. Недаром об этом пословицы сложены.
1) Казак без коня, не проживет и дня.
2) Казак сам не поест,а коня накормит.
3) Не конь казака красит, а казак коня.
4) Казак без коня, что солдат без ружья.
А не сыграть ли нам в игры – забавушки. Озорные да распотешные?
А где же казаки, ваши кони быстрые?
Дети выходят на игру.
Игра: «Наряди казачку».
Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку. Кто быстрее.
Ведущий:
Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет!
Ребенок
Мы – малые казачата,
Мудрых прадедов внучата
С острой шашкой и конем
Мы в бою не подведем!
Танец с конем
Ведущий
:
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Ведущая:
Сейчас у нас идет пасхальная неделя. Я хочу поздравить всех с наступившей Великой Пасхой! Знаменуется она веселыми празднованиями и гуляниями.
1 ребенок: Из страны далекой ласточки летят,
Весело щебечут: «Люди пробудитесь к вам весна идет!
А с весной и Пасха радость нам несет!»
2 ребенок: Колокольный звон воскресный достигает до небес
Вторя тысячам признаньям, говорим: «Христос Воскрес».
3 ребенок: Прославляют праздник люди
На селе и в городах
Сколько радости на лицах,
Сколько нежности в глазах!
4 ребенок: Даже матушка природа
Дарит нам подарок свой,
День овеянный любовью
И весенней теплотой.
5 ребенок: Веселитесь люди «Наш Христос Воскрес!»
Есть спасенье людям и надежда есть!
Ведущий:
Существует поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались увидеть это мгновенье. Ранним утром в первый день Пасхи в старину знающие люди выходили смотреть на «игру солнца», а потом предсказывали, какой в этом году будет урожай. А вы поговорки по Пасху знаете?
Дети:
На Пасху небо ясное и «солнце играет» – к хорошему урожаю.
На святой день дождь – будет добрая рожь.
На святой день гром – будет богатый урожай.
Ведущий:
Правильно, ребята. Наши предки наблюдали за погодой и состоянием природы и на второй день Пасхи. Если на второй день была ясная погода, то ждали дождливого лета, а если небо хмурилось, лето ожидалось сухое. Всего Пасху праздновали семь дней. В старину люди верили, что если водить хороводы. Просить у природы хороший урожай, то она им поможет.
Ведущий: Обратимся к нашему солнышку со словами
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись.
Красное, нарядись.
Выход Солнышка
Ведущий:
На праздник Пасхи всегда пели, танцевали, водили хороводы, проводили игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем как в старину.
Проводится
игра «Солнышко-ведрышко».
Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:
Гори, солнце, ярче.
Лето будет жарче.
А зима теплее,
А весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.
Ведущий: Принято на Пасху Христосоваться: обмениваться крашенными яичками, трижды целоваться приговаривая: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!» Этому обычаю уже много лет. Христос дал нам жизнь, а яйцо символ новой жизни, светлой, чистой, символ надежды. Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожаров
помощь людям и скоту от болезней.
1 ребенок: День светлой Пасхи наступил
Христово Воскресение!
И славит праздник наш народ
И верит он в спасение.
2 ребенок: Разрисовал вчера мой друг
Пасхальные яички,
И я подарок дорогой
Несу своей сестричке.
3 ребенок: А дома верба, куличи, да радостные лица
И перед образом Христа лампадочка светится.
ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ ПРОКАТИТ ЯЙЦО «
Ведущий: Ребята, а в какой сказке есть упоминание о яйце
Дети: Курочка Ряба!
Инсценировка по сказке «Курочка ряба»
Ведущий: Жарко солнышко печет,
Река Дон течет,течет,
А по Тихому по Дону
Сказка в гости к нам плывет.
Ведущая: На пригорке виден дом
Бабка с дедом в доме том.
У них курица живет,
Яйца каждый день несет.
Было так… Яйцо на днях
Снесла курица в сенях
То яичко не простое,
Честно слово, золотое.
Дед: Пойду-ка, я к курочке посмотрю, не снесла ли она яичко. Ну-ка, курочка, ответь, есть яичко, или нет?
Курочка: Ко-ко-ко, дедушка, снесла, как раз к празднику успела.
Дед: Умница, Рябушка, спасибо тебе! Баба, иди сюда скорее, посмотри, какое яичко курочка наша снесла.
Баба: Вот так яичко! Такой красоты вовек не видала. Золотое, расписное!
(кладет яйцо на стол, любуется)
Ведущая: Бабка песенки поет,
Дед медок от счастья пьет.
Но яичко золотое
Было прочное такое
Баба била, била, била
Но яичко не разбила,
Взялся дедка за яйцо
Да как стукнет о крыльцо!
И яичко покатилось,
Но разбиться не разбилось.
Баба: Ладно, дед, пускай лежит, у меня мука закончилась. Бери ведерко пойдем в амбар, принесем муки, я куличей напеку к празднику.
Дед с бабой уходят.
Ведущая: Ушли дед с бабой, а в это время мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Заходят дед с бабой, подходят к столу и видят на полу разбитое яйцо.
Бабка: Остались мы на праздник без яичка. (садятся и плачут)
Ведущая: Плачет дед и плачет баба, к ним бежит скорее Ряба.
Курочка: Вы не плачьте, баба, дед
Я снесу вам на обед
Но яичко не златое,
А обычное – простое.
Курочка садится опять на гнездо.
Ведущая: Давайте станцуем для стариков, что бы они не плакали.
Танец «С цветами»
Баба: Спасибо вам, ребятки, порадовали стариков. Только все равно яичко жалко, очень красивое было.
Входит курочка несет лукошко пасхальных яичек.
Курочка: Не плачьте, не грустите, сюда посмотрите, сколько я вам яичек принесла. Вот их целая корзина, не волшебных, золотых, а красивых расписных. Угостим гостей на славу, ребятишкам на забаву.
Ведущий:
Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье, приходите в другой раз!
Ведущий:
Всех поздравляю с Великим праздником Пасхи Христовой!
Желаю вам крепкого здоровья, счастья, благополучия!