Требования к будущим первоклассникам. Что должен уметь и знать будущий первоклассник

Что должен знать и уметь первоклассник при поступлении в 1 класс школы.

Будущий первоклассник должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40…), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее составляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и …? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (<), равно (=), уметь пользоваться ими.

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавливать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.
Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориентироваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».
На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклашкам, выросли. Если раньше в первый класс с большим удовольствием принимали детей, не умеющих читать и писать, чтобы впоследствии не пришлось их переучивать, то сегодня для поступления в школу подобные навыки приветствуются или обязательны. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек.


Как определить уровень подготовки ребенка к школе?

Начнем с возраста. На момент поступления в 1 класс школы ребенку должно быть не менее 6,5 лет. По утверждениям специалистов, ребенок, не достигший этого возраста, еще не обладает необходимым для обучения в школе уровнем зрелости.
Узнайте заранее, есть ли у школы, в которую вы хотели бы отдать своего ребенка на обучение, особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей.
В возрасте 5 лет обязательно посетите узких специалистов – логопеда, психолога, невролога.


Ребенка считают неготовым к школе, если он:


настроен исключительно на игру;
недостаточно самостоятелен;
чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
имеет серьезные нарушения речевого развития;
не умеет общаться со сверстниками;
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Примерный перечень вопросов и заданий, определяющие уровень готовности дошкольника к школе.

Проверь свои знания. Закончи фразы, ответь на вопросы, выполни задания.

  1. Назови свое имя, фамилию.
  2. Сколько тебе лет? Обведи соответствующую цифру (цифры в рамках вперемешку: 6, 5, 7, 4,8)
  3. Назови дату своего дня рождения
  4. Наша страна называется…
  5. Раскрась флаг России (заготовка флага)
  6. Столица России – город…
  7. Обведи герб России красным карандашом (фломастером, ручкой), а герб Москвы- синим.
  8. Назови свой домашний адрес
  1. Сколько человек в твоей семье? Перечисли
  2. Мою маму зовут…моего папу зовут…Как зовут других членов семьи?
  3. Где и кем работают мама и папа?
  4. Какие профессии ты знаешь?
  5. Что такое домашний труд. Назови предметы, которые помогают в домашнем труде и объясни как ими пользоваться.
  6. Как люди отдыхают?
  7. Какие праздники ты знаешь? Перечисли.
  8. Солнце – это…
  9. Дом всех людей - планета….
  10. Зачеркни предметы, которые не относятся к природе Земли. (даются картинки: Солнце, туча, радуга, птица, насекомое, рыба, дикий зверь, домашнее животное, дерево, цветок, ягода, стул, ботинок, дым). Найди объекты неживой природы. Что относится к неживой природе. Найди растения и обведи их зеленым цветом. Какие еще растения ты знаешь? Найди животный и обведи их красным цветом. Каких животных ты еще знаешь.
  11. Я знаю пять названий деревьев.... Я знаю пять названий цветов….
  1. Дикие животные – это те животные, которые живут…

Домашние животные - это те животные, которые живут…

Я знаю пять названий птиц…

Я знаю пять названий насекомых…

Я знаю пять названий зверей…

  1. Назови времена года. Сколько в году месяцев. Назови зимние месяцы, весенние месяцы, осенние месяцы, летние месяцы.
  2. Расставь рисунки в том порядке, в каком появлялись эти создания на земле. (Рисунки: первобытный человек, современный человек, динозавр)
  3. Назови части тела человека
  4. Какой из этих мальчиков заботится о своем здоровье, а какой нет (рисунок: идет дождь. Идут два мальчика, один под зонтом, другой- без зонта)
  5. Я знаю правила пешехода… Что обозначают цвета не светофоре?
  6. Рукотворный мир- это предметы, которые …

Я знаю пять названий видов транспорта…

Я знаю пять названий предметов мебели

Я знаю пять названий предметов одежды…

Я знаю пять названий игрушек…

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ К ПЕРВОМУ КЛАССУ.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения.

  1. Первыми здороваться со взрослыми и сверстниками
  2. Вежливо прощаться
  3. Благодарить за оказанную помощь
  4. Говорить тихо, не привлекая к себе внимания
  5. Вежливо обращаться с просьбой
  6. Не перебивать говорящего
  7. Не вмешиваться в разговор старших
  8. Соблюдать порядок, чистоту.

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Наша СТРАНА

  • Наша страна называется Российская Федерация (РОССИЯ)

НАШ ФЛАГ. Цвет флага:

  • белый
  • синий
  • красный

НАШ ГЕРБ

  • Двуглавый орел

НАША СТОЛИЦА

  • Город Москва

НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА

  • Рубль
  • Разменная монета-копейка

МАЛАЯ РОДИНА.

  • У каждого человека есть малая родина. Это место, где человек родился и живет. Кто-то родился в городке, кто-то в селе, кто- то живет в центре России, кто-то на ее окраинах. Место жительства определяет адрес.

  • О всенародных праздниках
  • О труде людей в городе и сельской местности
  • Должны уметь рассказать о своей семье

ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Дети должны иметь представление:

  • Об условиях необходимых для роста растений
  • О лесных ягодах и грибах
  • Об овощах и фруктах
  • О деревьях, кустарниках и цветах

Дети должны уметь:

Различать и назвать деревья по коре, листьям, плодам.

ЖИВОТНЫЙ МИР.

Дети должны иметь представление:

  • О домашних и диких животных
  • О перелетных и зимующих птицах
  • О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Дети должны:

  • Иметь представление о сезонных изменениях в природе
  • Определять состояние погоды: солнечно, ветрено, дождливо, выпал снег
  • Уметь вести календарь природы с помощью взрослого

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • Рисование с натуры
  • Сюжетное рисование
  • Гжель
  • Городецкая роспись
  • Хохломская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Филимоновская игрушка

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Правильно произносить все звуки родного языка
  • Различать и называть слова с определенным звуком
  • Уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец)
  • Подбирать синонимы, антонимы
  • Пересказывать знакомые сказки и рассказы
  • Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

МАТЕМАТИКА

Дети должны знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц)
  • Состав чисел из двух меньших

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • Называть числа в прямом и обратном порядке
  • Соотносить цифру и число предметов
  • Правильно пользоваться количественным и порядковым числительными
  • Сравнивать числа в пределах 10
  • Устанавливать, какое число больше (меньше) другого
  • Уравнивать неравное число предметов способами (добавить, убрать)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА

  • Не разговаривать с посторонними людьми
  • Не входить в лифт с незнакомыми людьми
  • Не открывать дверь чужим людям
  • Не показывать ключ от дома
  • Не баловаться спичками
  • Не вставать на подоконник

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ:

учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний)
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)

Поступление ребенка в первый класс – важное событие в жизни каждой семьи. Столько всего нужно подготовить перед 1 сентября: школьную форму, тетради и ручки, дневник. Самое главное в этом процессе – это подготовленность будущего первоклассника к началу насыщенной школьной жизни.

Неважно, в какую школу пойдет ребенок - в гимназию или общеобразовательную. При приеме будут оценивать его умения и навыки, насколько он осведомлен в той или иной области знаний. Такое тестирование, или как его еще называют - собеседование, проводится, чтобы определить уровень знаний ученика.

Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребенок был примерным учеником. Малышу будет легко на «старте» учебы, если в первый класс он пойдет с определенным багажом знаний

Что должен знать и уметь ребенок, который идет в школу?

Есть вполне конкретные критерии, по которым определяют подготовленность детей к первому классу. По ним проводят психологическую диагностику. Для некоторых учебных заведений список может быть несколько расширен согласно программе учреждения.

Обычно собеседование проводится в форме беседы с ребенком, в которой участвуют учитель, психолог и завуч школы. Малышу задают несколько вопросов и дают задания. Диагностика проводится в основных направлениях:

  • общие познания о мире вокруг;
  • математические знания и умение производить простые вычисления;
  • навыки чтения и письма, моторика;
  • знания о природе, животных, растениях.

Ребенок поступает в учебное заведение, где он будет не только получать знания, но и проводить большую часть своего времени, взаимодействовать с другими людьми – учениками и учителями.


Очень облегчают задачу подготовительные курсы в школе и занятия в выпускной группе детского сада

Он должен быть подготовлен психологически и обладать социальными навыками:

  • знать и соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, надевать обувь, застегивать пуговицы и молнии;
  • вежливо общаться, без агрессии или замкнутости;
  • понимать, что на уроке нужно сидеть спокойно, не перебивать учителя, не капризничать;
  • представлять, что такое школьная жизнь и уроки, что от него требуется.

Сейчас родителям часто предлагают пройти школу выходного дня в том же учебном заведении, куда планируют отправить будущего первоклассника. Она длится 1 год. В такие группы дошкольной подготовки принимают детей 6-7-летнего возраста по месту жительства и из числа желающих поступить именно в эту школу.

На курсах ребенок получит представления о школе, научится выполнять требования, предъявляемые к ученикам, привыкнет к урокам и познакомится со своим будущим учителем и одноклассниками. Такая практика помогает ребенку быстрее адаптироваться в новом для него месте и коллективе, легче вникнуть в учебу. На курсах малыша подготовят к собеседованию. После них ребята обычно хорошо проходят тесты.

Общие знания

Какие знания и умения необходимы ребенку, поступающему в первый класс:

  • знать свои именные данные - фамилия, имя и отчество полностью без сокращений;
  • кратко рассказывать о себе, о своих интересах и увлечениях, домашних питомцах;
  • называть имена своих родителей и близких родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер);
  • знать, сколько ему полных лет;
  • назвать места работы и должности родителей;
  • знать точный адрес, где живет его семья, с указанием номера дома и квартиры;
  • суметь назвать страну и город своего проживания;
  • рассказать, для чего он идет в школу;
  • составить рассказ из нескольких предложений по картинкам;
  • рассказывать короткие стихи и сказки;
  • по описанию характеристик угадать предмет;
  • знать элементарные правила дорожного движения;
  • понимать значения право и лево;
  • отличать разные по свойствам или противоположные понятия (например, дикие – домашние животные, фрукты – овощи и т. д.) и знать из названия.

Все необходимые знания ребенок должен получать в игровой форме!

Развитие устной речи, подготовка к освоению грамоты

В первом классе ребятам предстоит изучать русский язык. К поступлению у них должна быть некоторая подготовка. Комиссия на собеседовании оценивает, как ребенок выполняет задания и может ли он:

  • знать согласные и гласные звуки;
  • понимать различия буквы и звука;
  • подбирать несколько слов, начинающихся на одну букву;
  • определять, в какой части слова находится названная буква;
  • делить слово на слоги;
  • грамотно говорить, уметь сформулировать мысль.

Математика: устный и письменный счет

Будущий первоклассник должен оперировать простыми цифрами и иметь некоторые математические понятия:

  • уметь считать от 0 до 10;
  • знать цифры и уметь писать их от 0 до 9;
  • сравнивать между собой числа – больше, меньше или равно;
  • называть соседние цифры в пределах от 0 до 10;
  • различать и называть простые фигуры: треугольник, круг, квадрат;
  • уметь вычитать и складывать простые числа;
  • распределять предметы на группы по одинаковым или схожим признакам.

В 6-7 лет каждый ребенок обязан считать до 10 и уметь правильно писать цифры (рекомендуем прочитать: )

Моторика и навыки письма

Писать и рисовать тоже предстоит много, поэтому руку ребенка необходимо подготовить к большой нагрузке. Малыша надо научить:

  • правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер или кисть (рекомендуем прочитать: );
  • обводить фигуры по контурам;
  • дорисовывать изображение по образцу;
  • рисовать простые фигурки, разные линии;
  • аккуратно раскрашивать рисунки.

Должен ли будущий первоклассник уметь читать?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, здесь не сходятся даже педагоги и психологи. В России жесткого требования к умению читать нет, все зависит от конкретного учебного заведения. Отказать в поступлении по причине неумения читать не могут.

Однако, идя в первый класс, ребенок сталкивается с насыщенной и сложной для него программой. С умением читать ему будет гораздо легче учиться и адаптироваться в новой для него роли. Будет хорошо, если он научится читать 20-30 слов в минуту. Сейчас многие дети учатся этому еще в детском саду в подготовительной группе.

Однозначно можно сказать, что приучать ребенка к чтению нужно как можно раньше. Начинать читать лучше вместе с родителями. Доказано, что, читая, ребенок усваивает правильное написание слов и переносит его потом на письмо.

Если же ребенок противится, не стоит его принуждать к этому. Возможно, он еще не готов или у него просто нет мотивации. Правильнее будет эту мотивацию создать, сконцентрировать его внимание на том, что он получит после достижения результата (интересную книгу или другой желанный приз) (рекомендуем прочитать: ).

Не стоит забывать и о том, что многие дети учатся читать самостоятельно. Если же родители заставляют читать, малыш будет только отказываться, и впоследствии у него может сформироваться стойкое неприятие чтения.

Знания об окружающем мире

У первоклассника должны быть сформированы основные понятия о природе, времени, человеке. Ребенку необходимо:

  • знать времена года, количество и названия месяцев в году;
  • различать, сколько дней в неделе, и уметь назвать каждый;
  • знать явления природы;
  • уметь назвать части тела человека (рука, нога, голова и т. п.);
  • различать и уметь назвать растения, деревья, овощи, фрукты, ягоды;
  • понимать, у какого животного какой детеныш, и знать, как он называется.

Хороший багаж знаний об окружающем мире - заслуга его родителей

Что еще должен уметь ребенок 6-7 лет при поступлении в школу?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Кроме основных понятий, будущий первоклассник должен обладать еще некоторыми знаниями и навыками:

  • понимать и выполнять задания, состоящие из нескольких команд учителя;
  • выполнять работу под диктовку (например, рисовать фигуры, линии);
  • понимать связь причина - следствие;
  • находить различия в двух похожих картинках;
  • отгадывать несложные загадки и головоломки, логические задачи.

Большое внимание следует уделять развитию памяти ребенка, ведь на уроках ему предстоит усваивать немалый объем новой информации. Полезно заучивать вместе хорошие стихи, которые нравятся малышу.

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Список требований к идущему в школу ребенку достаточно велик. Ошибочно полагать, что такой большой объем знаний малыш приобретает за один год подготовительных курсов. Не стоит ограничиваться развивающими занятиями в детском саду, желательно еще заниматься подготовкой самостоятельно.

Лучше начинать готовить ребенка к школе с 4-5 лет, чтобы к 6-летнему возрасту он обладал полной готовностью к освоению школьной программы.

Попробовать определить, готов ли ребенок к школе, можно и в домашних условиях по специальным методикам. Однако разумнее оставить эту обязанность за психологом детского сада или школы. Он проводит диагностику подготовки детей к школе. Будет оцениваться развитость мышления, полнота знаний, эмоциональная зрелость и социальная готовность ребенка к школе, по итогам которой родителям дадут советы и рекомендации, какие стороны стоит подтянуть, на что обратить внимание. Где-то может понадобиться коррекция.

Самостоятельно определить степень готовности можно, проведя подобие собеседования по вопросам этой памятки. Если на большинство из них малыш может ответить и выполнить задания, то он готов к школе. Если нет, то нужно с ним еще поработать и восполнить пробелы в знаниях.

Конечно, если собеседование будет провалено по причине незнания или стрессовой ситуации, в приеме в школу или лицей отказать не могут. Однако, имея полезные умения и навыки, обладая большим багажом знаний, самому ребенку будет легче успевать за школьной программой. Он покажет себя с лучшей стороны и сможет держать успеваемость на высоком уровне.

Для родителей

Что должен уметь ребенок при поступлении в школу?

Множество мнений учителей, психологов, тестов. Ваш ребенок может пройти одни тесты и не пройти другие. Как оценить готовность ребенка к школе? Эксперты считают, что самым важным показателем является психоэмоциональная зрелость ребенка.

Психоэмоциональная зрелость ребенка при поступлении в школу определяется следующим образом.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

Назови свои фамилию, имя, отчество.

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?

Что бывает раньше – обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)

Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

Каких животных ты знаешь? Назови 3 домашних животных и 3 диких? Чем они отличаются?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Также необходимо :

выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;

знать понятия «больше-меньше-поровну»;

знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;

уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;

решать простые арифметические задачки;

уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части

Важно, чтобы ребенок:

отличал буквы от звуков, гласные от согласных;

мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;

подбирал слова на заданную букву;

делил слово на слоги;

читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Для успешного начала учебы в школе требуется:

правильно держать ручку и карандаш в руке;

проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;

обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;

уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;

копировать с образца геометрические фигуры;

уметь продолжить штриховку рисунка;

уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

Требования для поступления в школу

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских садах администрации детских учреждений уделяют большое внимание детям подготовительных групп – с ними занимаются психологи, логопеды. Несмотря на это, родителям следует обратить внимание, проконсультироваться с воспитателем детского сада о необходимости дополнительных занятий, о проблемах ребенка над которыми нужно поработать. Особого внимания заслуживают дети, не посещающие детские сады, а также ребята, которым в детских садах не обеспечивают подготовку к школе ввиду недостатка квалифицированных кадров. Таким детям рекомендуется обязательно посещать воскресные школы, где они смогут научиться правильно сидеть, слушать преподавателя, научатся мыслить логически, размышлять. Посещать такие школы можно с пяти лет, некоторые принимают детей и более младшего возраста. С ними рисуют, поют, играют.

Как правило, детские сады и воскресные школы не ставят перед собой задачи научить ребенка читать и писать. К поступлению в школу ребенок должен иметь навыки самообслуживания причесаться, самостоятельно одеться-раздеться, оправиться, подготовиться к уроку, уметь попросить помощи взрослого в случае необходимости . Кроме того, обязательными являются знания личного характера – имя, фамилия, возраст, домашний адрес (город, улица, дом, квартира), имя и профессия папы, мамы. Ребенок должен иметь понятия о временах года, времени суток (день, вечер, утро, ночь), днях недели, домашних и диких животных. Кроме всего прочего ребенок должен понимать, зачем нужно ходить в школу, зачем нужно учиться.

Особое внимание следует уделить развитию памяти, внимания и логического мышления ребенка. Например, из названных 10 слов, он должен повторить через некоторое время как можно больше (от 6 до 10), можно в другой последовательности или суметь повторить по клеточкам рисунок, обобщить предметы по их признакам, собрать пазлы, рассказать стихотворение наизусть.

Сегодня существует огромный ассортимент литературы для родителей дошкольников – прописи, тетради, учебники. Однако, не стоит торопить события и учить ребенка всему и сразу. Во-первых, не учите ребенка читать и писать самостоятельно. Конечно, такие умения приветствуются школьными преподавателями, однако, научив ребенка читать или писать неправильно, вам и его будущим преподавателям будет очень трудно его переучить. И в то время, когда его менее умеющие одноклассники будут шагать вперед, ваш ребенок будет стоять на месте в своем развитии. Выучите с ребенком буквы, научите его складывать слоги, остальное доверьте профессионалам. Уделите внимание развитию памяти, моторики, внимания.

Вот несколько примеров для занятий:

  1. Учите стихотворения наизусть и просите повторить их через некоторое время (неделю, месяц).
  2. Во время прогулки обратите внимание ребенка на количество машин во дворе или голубей возле скамейки. А через несколько часов спросите, сколько их было. Это позволяет развивать память и внимание.
  3. Назовите ребенку несколько слов и через 10-15 минут попросите их повторить. Начинать можно с 5-6 слов, постепенно увеличивая их количество.
  4. Покажите ребенку несколько картинок или предметов, затем попросите его отвернуться и уберите какой-нибудь из них или замените. Ребенок должен назвать недостающий предмет.
  5. Разложите на столе несколько одинаковых по значению предметов или картинок одного рода (овощи, фрукты, животные и т.д.) и добавьте к ним один (одну), не относящуюся к ним. Ребенок должен назвать лишний предмет (картинку) и сказать, почему он так считает.
  6. Займите ребенка творчеством – вырезать из бумаги и картона, лепить из пластилина, собирать пазлы, бусы из бисера или крупных бусин – это хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Чем бы вы не занимались с ребенком, не забывайте, что он всего лишь ребенок, не стоит требовать от него высоких показателей, точного исполнения заданий. Любое знание и умение достигается постоянными занятиями и терпением. Не настаивайте на занятиях при плохом самочувствии ребенка, не заставляйте делать его что-то насильно. Главное правило, заинтересовать ребенка, не отпугивая его от знаний.

И еще - занятия должны быть недолгими, 15-20 минут, лучше, если они будут проходить в игровой форме . Если ребенок быстро утомляется, сократите время занятий – лучше меньше, но регулярно .


Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию и тем увереннее будет чувствовать себя на собеседовании с директором школы.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Мы предлагаем вам список вопросов, по которым обычно определяется уровень развития ребенка при зачислении в первый класс начальной общеобразовательной школы.

Имейте в виду, что ребенку следует не только знать ответы на эти вопросы, но и уметь озвучить их перед незнакомым взрослым человеком, который будет проводить отбор в классы. Мягко объясните малышу, что его ждет на собеседовании. Постарайтесь, чтобы ребенок не испугался непривычной официальной обстановки и не забыл от волнения все, что знает.

А знать ребенку нужно следующее:

Свое полное имя, отчество и фамилию;

Свой возраст и дату рождения;

Фамилию, имя и отчество родителей, их профессию;

Свой домашний адрес: название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры;

Основные достопримечательности своего города (поселка, деревни);

Название своей страны и ее столицы;

Последовательность дней недели, месяцев, времен года; основные приметы каждого времени года, загадки о временах года;

Домашних животных и их детенышей;

Диких животных различных природно-климатических зон, их повадки, детенышей;

Растения различных природно-климатических зон;

Части тела человека;

Профессии;

Русские народные сказки;

Великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева) и их основные детские произведения.

Также ребенок должен уметь:

Различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное число; утро, день, вечер и ночь; одежду, обувь и головные уборы; птиц, рыб, зверей, насекомых; овощи, фрукты, грибы, ягоды; наземный, водный и воздушный транспорт; посуду, мебель и т.д.;

Различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, иметь представление о понятиях "право" - "лево", "верх" - "низ" и т.д.;

Рассказать наизусть небольшое стихотворение;

Полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ;

Придумать рассказ по картинке;

Запомнить и назвать по памяти 6-10 предметов, картинок, слов;

Разделять слова на слоги с помощью хлопков или притопов;

Различать гласные и согласные звуки;

Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп", "дубы", "сани", "зубы", "осы";

Правильно держать карандаш, ручку, кисточку;

Без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы; аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

Хорошо владеть ножницами (разрезать лист бумаги на полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать различные фигуры по контуру);

Делать аппликации из цветной бумаги;

Лепить из глины и пластилина;

Соотносить цифру и количество предметов;

Внимательно, не отвлекаясь, слушать в течение 30-35 минут;

Сохранять правильную осанку в положении сидя в течение 30-35 минут;

Играть в спортивные игры, выполнять различные физические упражнения

Но главное - психологическая готовность ребенка к школе, отсутствие страха и неприязни перед занятиями. Не паникуйте, если ваш малыш чего-то не знает или не умеет. Спокойно, без спешки начните с ним заниматься.

Ни в коем случае не ругайте ребенка за неудачи, учитывайте его настроение и самочувствие. В обучении задействуйте игровые приемы и художественные образы.

Речь, логика и память ребенка должны быть достаточно развиты, чтобы он мог без труда выражать свои мысли, улавливать суть заданного вопроса и правильно строить фразы при ответе. Малыш может не знать каких-то фактов, но, если он четко, без смущения высказывает и обосновывает свою точку зрения, это вызывает только уважение.

Полный ответ всегда предпочтительнее краткого. Ответы "да", "нет", "не знаю" лучше не использовать. Отвечая на вопрос "Как тебя зовут?", не стоит называть свое уменьшительно-ласкательное, "домашнее" имя (Леночка, Толик и т.д.). Нужно сказать: "Меня зовут /Лена Петрова/, /Толя Иванов/". Часто интересуются и отчеством.

Учтите, что вопросы на собеседовании бывают не только на эрудицию, но и на смекалку. Предположим, шестилетнего ребенка могут спросить не сколько будет 6+2, а сколько лет ему будет через 2 года. Последовательность месяцев (дней недели, цифр) нужно уметь воспроизвести начиная с любого месяца (дня, цифры).

Ребенок должен быть готов к следующим "каверзным" вопросам: "Кто старше, ты или твоя сестра (брат)? Почему снег бывает зимой, а не летом? Что бывает раньше - обед или ужин? Кем ты будешь, когда вырастешь, - тетей или дядей? У кого больше лап - у собаки или у петуха? Кто больше - корова или коза? Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?" и т.п.

Не забывайте, что ребенок должен уметь общаться, не бояться задавать вопросы, если ему что-то не понятно, и не теряться, когда вопрос задают ему. Позаботьтесь о том, чтобы ваш малыш знал основные правила поведения в обществе и нормы этикета.

В норме к началу школьного обучения ребенок должен:


Правильно произносить все звуки;

Четко и ясно произносить слова, не переставляя и не пропуская слоги;

Иметь достаточный словарный запас;

Согласовывать слова в роде, числе и падеже;

Точно спрягать знакомые глаголы;

Строить различные по конструкции предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные);

Свободно пользоваться монологической речью (рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины);

Хорошо слышать различные звуки речи, выполнять задания, связанные с выделением слогов, звуков, слов из ряда похожих и т.д.

Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.


будущий первоклассник?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Этим вопросом задаются все родители. Ведь хочется подготовить малыша как можно тщательнее, чтобы он не уступал в знаниях другим детям. Но тут важно найти золотую середину. Ведь если ребенок знает всю программу первого, а то и второго класса, то ему будет скучно на уроках, он перестанет слушать объяснения учителя и упустит момент, когда пора включаться в общий процесс обучения.

Родители, готовя ребенка к школе, часто сосредотачиваются на том, чтобы научить читать, писать, считать, говорить на английском, дать ребенку энциклопедические знания. Это все похвально, если обучение для ребенка происходит не «из-под палки», а в процессе игры.

Очень важно подготовить ребенка к работе в коллективе. Помните, что учитель должен быть авторитетом для детей. Не осуждайте учителя в присутствии ребенка. Ребенок не должен стесняться говорить перед публикой. Почаще просите малыша рассказать что-нибудь в присутствии родственников, друзей... Желательно научить ребенка дружить, делиться, отстаивать свою точку зрения, в то же время, уметь признавать свои ошибки.

Физическая подготовка также очень важна. Хорошо, если ребенок посещает спортивную секцию. Нужно укреплять мышечный корсет, чтобы сохранить осанку. Есть мнение, что если начали выпадать молочные зубы, это значит готовность скелета выдержать нагрузку от неподвижного сидения в течение получаса.

Что же должен знать и уметь первоклассник?

  • В первую очередь, нужно развивать у ребенка словарный запас и речь. Он должен выговаривать все звуки, говорить полными предложениями, связанно рассказывать о чем-то, пересказать прочитанный вами (или самостоятельно) текст, уметь описать предмет как можно подробнее.
  • Во-вторых, нужно развивать мышцы кисти, пальцев (моторику). Это не значит, что нужно корпеть над прописями, достаточно много лепить, раскрашивать, рисовать. К тому же, это развивает воображение. Руку для письма должен поставить учитель младших классов. Доверимся профессионалу:).
  • В-третьих, ребенок должен обладать навыками самообслуживания (одеваться, обуваться). Иметь понятие о гигиене и безопасности.

Родителей часто мучает вопрос «Должен ли уметь читать ребенок к началу 1 класса?». Такого требования к детям школа не ставит. И к концу первого класса практически все читают примерно одинаково. Но в начале года навык чтения очень помогает детям на других уроках. Например, когда можно прочитать еще раз условие задачи, если не запомнил и. Это дает некий бонус и уверенность в своих силах.

Итак, вот примерный список того, что должен знать и уметь первоклассник, на который нужно ориентироваться при подготовке к школе и что может быть на собеседовании в школу:

Будущий первоклассник должен знать:

  1. Свои ФИО.
  2. Свой возраст и дату рождения.
  3. ФИО родителей.
  4. Кем работают родители.
  5. Сколько братьев/сестер, их имена, понятие старше/младше.
  6. Адрес проживания.
  7. Название страны проживания, столицы, как выглядит флаг.
  8. Знать основные геометрические фигуры.
  9. Знать цвета. Какой цвет получится, если смешать, к примеру, красный и синий, желтый и синий, желтый и красный, белый и...
  10. Знать диких/домашних животных. Чем они отличаются.
  11. Знать домашних птиц.
  12. Знать зимующих\перелетных птиц.
  13. Знать распространенные виды деревьев / цветов.
  14. Знать овощи/фрукты/ягоды.
  15. Знать времена года, месяцы по порядку.
  16. Знать дни недели, какие из них будни, а какие выходные.
  17. Знать виды транспорта (воздушный, наземный, водный, подземный) привести примеры.
  18. Знать правила дорожного движения для пешеходов.
  19. Знать профессии.
  20. Знать виды спорта.
  21. Знать цифры в пределах 20, состав числа 2-10.
  22. Знать буквы алфавита, различать согласные и гласные буквы.
  23. Разбивать слова на слоги на слух.
  24. Знать несколько стихов, песен, загадок.

Будущий первоклассник должен уметь:

  1. Уметь концентрировать внимание в течение 30 минут.
  2. Уметь ориентироваться в сутках (утро, день, вечер, ночь).
  3. Уметь обобщать группы предметов (фрукты, мебель, одежда...).
  4. Уметь из предложенных однотипных картинок найти лишний предмет, обосновать.
  5. Находить отличия и общие черты у двух предметов, если таковые имеются.
  6. Пересказать прочитанный взрослым отрывок текста.
  7. Уметь составить краткий рассказ по серии картинок.
  8. Уметь называть предметы в единственном и множественном числе.
  9. Уметь различать мужской и женский род.
  10. Уметь подбирать слова со схожим и противоположным значением.
  11. Ориентироваться в пространстве и на плоскости (право, лево, центр...). Например: отступи две клетки вправо и одну клетку вниз. (Хорошо помогают графические диктанты).
  12. Уметь аккуратно раскрашивать, вырезать, штриховать.
  13. Считать в порядке возрастания и убывания.
  14. Называть цифры «соседи» (например, для «5» это «4» и «6»).
  15. Совершать арифметические действия в пределах 10.
  16. Сравнивать числа (больше, меньше, равно).
  17. Умение читать желательно.

При собеседовании в школу кроме общих вопросов на оценку кругозора ребенка, часто встречаются такие задания:

Копирование – нужно изобразить написанное слово или фразу. Их пишут прописными буквами или на иностранном языке. Ребенку нужно не понять и написать, а именно скопировать, срисовать как можно точнее. Еще вариант – скопировать рисунок из точек.

Задания на логику. Ребенка просят продолжить логический ряд картинок или геометрических фигур (круг, ромб, звезда, круг, ромб, ...). Определить лишний предмет среди четырех однотипных (персик, яблоко, шапка, банан) и т.п.

Задания на память и внимательность. Учитель показывает несколько картинок, ребенок запоминает и отворачивается. Учитель убирает одну или добавляет лишнюю, ребенок смотрит, находит изменения. Найти отличия на двух картинках.

Психологический тест – ребенка просят нарисовать мужчину (именно мужчину). Обращают внимание, нарисовал ли ребенок черты лица, уши, сколько пальцев, одежду... Психолог также обращает внимание на размер рисунка. Чем крупнее человек, тем больше у ребенка уверенности в себе.

Кроме того, учитель проверяет способность ребенка концентрировать внимание. Когда ребенок выполняет задание, он должен сконцентрироваться на нем и не обращать внимание на окружение (на разговоры взрослых). Это важно для работы в большом шумном коллективе.