Закон о продаже алкоголя в россии. Правила продажи алкогольной продукции

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.11.96 N 1364, от 14.07.97 N 867, от 13.10.99 N 1150, от 02.11.2000 N 840)

1. Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции.

В настоящих Правилах под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, под покупателем - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий алкогольную продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино.

3. Продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Продавец обязан представить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

4. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся до сведения покупателей.

5. Продажа этилового питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

6. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

Информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

наименование и цена алкогольной продукции;

данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции;

наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;

государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

объем алкогольной продукции в потребительской таре;

наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

противопоказания к применению алкогольной продукции;

дата изготовления и срок годности.

Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.

7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.

8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.

9. Не допускается продажа алкогольной продукции:

1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;

2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

5) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

6) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

7) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

10. Запрещается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

11. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.

13. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.

14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 л и 0,1 литра (в отношении вин).

На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно - кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

17. Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли - продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить товар с недостатками.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку отсутствие таких документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение настоящих Правил несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции

Реализация алкогольной продукции с давних времен считается одним из наиболее рентабельных видов бизнеса. Что нужно иметь в виду предпринимателю, начиная торговлю спиртными напитками в России? Ответ – в нашей статье.

Кто может торговать алкоголем

Прежде всего, следует определиться, какую именно продукцию предполагается выставлять на реализацию. Ведь от этого напрямую зависит, какую организационно-правовую форму может выбрать субъект предпринимательской деятельности.

Так, в общем случае, продажа спиртного может осуществляться только организациями (но не ИП).

Однако некоторыми алкогольными напитками не запрещено торговать и индивидуальным предпринимателям. К такому алкоголю относятся (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ):

· пиво и пивные напитки;

· медовуха.

Всегда следует помнить, что реализация алкогольной продукции несовершеннолетним лицам запрещена. Если у продавца возникли сомнения в возрасте покупателя, то он имеет право попросить документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).

Обратите внимание: продажа несовершеннолетнему лицу алкогольной продукции влечет:

· административную ответственность по части 2.1 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях – штраф от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (для компаний);

· уголовную ответственность (при многократном нарушении) по статье 151.1 Уголовного кодекса – штраф до 80 тыс. руб. или исправительные работы на срок до одного года (возможно – с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Для спиртных напитков есть ограничения и по времени их реализации. Так, их продажа не допускается во временной промежуток: 23-00 – 8-00 по местному времени. На предприятия общепита и магазины беспошлинной торговли эти положения не распространяются.

Российские субъекты имеют право установить дополнительные ограничения на (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ):

· время продажи алкоголя;

· условия реализации спиртного;

· места продажи продукции.

Имейте в виду: региональные органы власти могут наложить полный запрет на реализацию спиртной продукции в своем субъекте.

Нарушение правил продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях .

Указанная норма предусматривает следующие наказания:

· для должностных лиц – штраф от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;

· для юридических лиц – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Помимо этого, существуют зоны, где продажа спиртных напитков запрещена как таковая. Их перечень приведен в пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ . Сюда входят:

· детские и образовательные организации (с прилегающими территориями);

· медицинские учреждения (с прилегающими территориями);

· спортивные объекты (с прилегающими территориями);

· организации сферы культуры (за исключением реализации предприятиями общественного питания);

· общественный транспорт городского и пригородного сообщения, на его остановки;

· автозаправочные станции;

· оптовые и розничные рынки (с прилегающими территориями);

· вокзалы, аэропорты, другие места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности (с прилегающими территориями);

· объекты военного назначения (с прилегающими территориями);

· нестационарные торговые объекты.

Что нужно иметь для торговли спиртным

Для того чтобы продавать алкогольную продукцию, у хозяйствующего субъекта должны быть:

· стационарные торговые объекты;

· складские помещения;

· исправная контрольно-кассовая техника.

Имейте в виду: указанный «комплект» не обязательно иметь тем компаниям и индивидуальным предпринимателям, которые реализуют пиво (пивные напитки), сидр, пуаре и медовуху во время оказания услуг общественного питания. Такое исключение предусмотрено пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ .

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ , розничная продажа алкогольной продукции относится к лицензируемым видам деятельности.

Обратите внимание: за торговлю алкоголем без лицензии предусмотрена ответственность по части 3 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях . А именно – штраф в размере от 200 тыс. руб. до 300 тыс. руб. с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Резюме:

1. В общем случае, продажа спиртного может осуществляться только организациями. Но есть и исключения.
2. Реализация спиртных напитков несовершеннолетним находится в России под запретом.
3. Для торговли спиртным есть ограничения по времени ведения деятельности.
4. На определенных территориях реализация алкогольной продукции запрещена как таковая.
5. Хозяйствующий субъект, занимающийся реализацией спиртного, должен отвечать определенным требованиям к организации своей деятельности.
6. На розничную торговлю алкоголем необходимо иметь лицензию.

Грядущий, 2019 год будет отличаться от 2018 года вступлением в силу новых «алкогольных» законов и более суровой ответственности за нарушения в этом плане.

Законодатели вовсю стремятся продемонстрировать заботу о будущем российской нации. Госдума приняла несколько сотен поправок к Закону 171 ФЗ. Большие «алкогольные» перемены ожидают производителей, реализаторов, потребителей.

С первого января 2019 года начинается отсчет льготного периода, предоставленного производителям и реализаторам алкогольных напитков. За это время им предстоит привести свой бизнес в соответствие с новыми поправками к Закону о производстве и продаже спиртного. Полугодовая отсрочка предусматривает отсутствие санкций за нарушение обновленных законодательных актов. Санкции возымеют силу с первого июля 2019 года.

Данные изменения не останутся незамеченными российскими покупателями. По словам народных избранников, новые законы направлены на борьбу с теневым производством спиртных напитков, организацию прозрачной системы контроля производства и реализации. И, конечно же, на борьбу с алкоголизмом, который достиг масштаба национального бедствия.

Что ожидать в 2019 году

Перемены коснутся производителей, розничных реализаторов и покупателей алкогольной продукции. Им предстоит освоить новый формат бизнеса и потребления спиртного. Контролирующим органам добавится забот, ведь закон коснулся не только реального сектора бизнеса и жизни, а и глобальной сети.

С первого января 2019 года начнут действовать следующие поправки и дополнения :

  • Запрещено рекламировать продажу алкоголя в Интернете;
  • Введена строгая регистрация оборудования, производящего спирт;
  • Физлицу запрещается перевозить более десяти литров немаркированной спиртосодержащей продукции;
  • Начнет действовать система ЕГАИС, которая обеспечит новый принцип контроля за реализацией алкоголя;
  • Наказание за нарушение «алкогольных» законов стало намного суровее и предусматривает не только огромные штрафы.

Изменения в федеральном законе получили соответствующее отражение в Кодексе об админ нарушениях (КоАП). Важно помнить, что данные акты могут быть дополнены местными властями в регионах России.

Закон о спиртных напитках в Интернете

Начиная с первого января грядущего года запрещается рекламировать продажу алкогольных напитков на просторах Рунета. КоАП предусматривает ответственность за нарушение ограничения в виде штрафа:

  • Физлица – три-пять тысяч рублей;
  • Должностные лица – 25-40 тысяч рублей;
  • Юрлица – 100-300 тысяч рублей.

Закон 149 ФЗ в новой редакции предусматривает блокировку интернет-ресурсов, размещающих на своих страницах рекламу о продаже спиртосодержащей продукции, алкогольных напитков.

Данная мера призвана ограничить распитие алкогольной продукции на территории России.

Одновременно с этим Минфин РФ разрабатывает законопроект о порядке онлайн-реализации алкоголя, который начнет действовать с первого июля 2019 года. В настоящее время продажа спиртосодержащих товаров в Рунете официально запрещена. Ведомство считает, что запрет является фикцией, поскольку алкоголь продолжает продаваться в сети. Законопроект предусматривает систему контроля онлайн-продаж алкогольной продукции.

Дистанционная торговля алкоголем возможна только через ресурс в зоне egais.ru. Торговые площадки, размещенные в другой зоне, будут блокироваться.

О регистрации спиртопроизводящего оборудования

«Алкогольные» поправки в КоАП предусматривают ответственность граждан за владение, использование не зарегистрированного технического оборудования, с помощью которого получают спиртосодержащие напитки.

С первого января 2019 года штрафы за незаконное спиртопроизводящее оборудование коснутся и физлиц.

Отсутствие регистрации влечет к штрафу и конфискации данного оборудования:

  • Физлица – три-пять тыс. рублей;
  • Должностные лица – 20-50 тыс. рублей;
  • Юрлица – 100-150 тыс. рублей.

Также вводятся штрафы за использование фармацевтического этилового спирта при производстве алкогольной продукции.

Согласно статьи 14.17.2 КоАП, с первого января 2019 года ограничивается перевозка физлицами немаркированного алкоголя, не зависимо от места его производства. Нарушение ограничения влечет к штрафным санкциям в размере три-пять тыс. рублей, изъятию перевозимой продукции.

Допустимый объем перевозимого физлицами немаркированного алкоголя по территории России составляет десять литров на одного человека.

ЕГАИС – новый формат контроля реализации алкоголя

Успешное завершение тестирования и внедрения Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) привело к законному переходу к глобальной форме контроля за оборотом алкогольной продукции. Это позволит исключить из розничной торговли нелегальный алкоголь.

По оценкам аналитиков, две трети реализуемого в России алкоголя производится нелегально, что ставит под удар здоровье граждан и приводит к огромным потерям в бюджете.

ЕГАИС позволит создать единую базу отечественного, импортного алкоголя. Для этого на каждой кассе должен присутствовать специальный сканер, связанный с базой посредством Интернет-соединения. Сканер считывает данные с акцизной марки. Эта информация отражается в чеке.

Большой плюс ЕГАИС состоит в том, что покупателям станет доступна информация о происхождении каждой бутылки алкоголя.

Также обсуждается законопроект о внедрении специального ГОСТа для бренди. Такая необходимость вызвана небывалым оборотом нелегального коньяка. Соответствующая поправка в 171 ФЗ позволит выделить бренди в отдельную категорию алкогольной продукции. Это повысит доступность качественного алкоголя и облегчит работу контролирующих органов.

Ужесточение наказаний за нарушение «алкогольного» закона в 2019 году


Административный и Уголовный кодексы РФ получили множество новых статей и поправок касательно ответственности россиян за нарушения «алкогольных» законов. К несоразмерным штрафам добавились арест, общественные работы, лишение свободы.

Уголовный кодекс пополнился двумя статьями о «Незаконном производстве спиртосодержащей продукции» и «Незаконной продаже алкогольной продукции».

Первая статья предусматривает взыскание штрафа в размере двух-трех млн. рублей или принудительным работам на одни-три года, лишению свободы до трех лет. Коллективное нарушение закона ведет к многократному ужесточению наказания:

  • Штраф три-четыре млн руб;
  • Принудительные работы – пять лет;
  • Лишение свободы – пять лет.

Вторая статья о незаконной продаже ведет к взысканию штрафа в сумме 50-80 тыс руб. Поддельные акцизные марки приведут к лишению 300-500 тыс рублей, принудительным работам или заключению до восьми лет. И это только вершина айсберга, поскольку тяжесть наказания должна быть соразмерна нанесенному ущербу.

КоАП России ожидают изменения в плане коллективной ответственности за спаивание подростков и молодежи. Согласно мнению социологов, большинство подростков впервые пробуют алкоголь в компании старшего поколения. Сейчас ответственность за продажу алкоголя малолетним накладывается только на представителей розничной торговли.

В скором времени родители и опекуны школьников, употребляющих алкоголь, будут привлекаться к административной ответственности. Кроме того, новый законопроект содержит перечень ответственных лиц. Сердобольные граждане, поддавшиеся на уговоры купить для подростка алкоголь, табак, оказались в этом списке. Законодатели не обошли вниманием общительных собутыльников, предлагающих малолетнему «выпить рюмочку», которых также предлагается привлекать к ответственности.

Власти остаются непоколебимы относительно, ранее введенных, дней трезвости. К тому же регионы уполномочены расширять антиалкогольный календарь. В настоящее время алкоголь повсеместно не продают:

  • В последний день учебы школьников;
  • Во время выпускных балов;
  • Первого июня, когда отмечают день защиты детства;
  • 27 июля, когда молодежь празднует свой день;
  • В первый учебный день школьников;
  • 11 сентября – Всероссийский День трезвости.

В Ульяновском регионе местные власти расширили перечень, добавив к нему:

  • Выходные дни;
  • 12 июня – празднование Дня России;
  • 12 сентября – День, посвящаемый празднованию семьи.

Пункт пятый статьи 18-ой в Законе 171 ФЗ, накладывающий ограничение на время реализации алкоголя, остался без изменений. Учитывая пролонгацию закона, следует ожидать в 2019 году повсеместный запрет на продажу спиртосодержащих напитков после 23.00. Возобновление реализации алкоголя разрешается только с восьми утра.

Многие регионы внесли собственную лепту в расширение трезвого периода суток. Так, в Подмосковье и Санкт-Петербурге торговлю алкоголем начинают только с 11.00. В Якутии, Тульской области продажа алкоголя разрешается с 14.00. В Саратовской, Астраханской, Кировской областях реализация алкоголя начинается в 10.00

На рассмотрение Госдумы неоднократно поступали законопроекты об изменении ныне действующих возрастных ограничений. Эксперты ссылаются на международную практику развитых стран и неутешительную статистику потребления алкоголя в России.

Так, 99 из сотни старшеклассников имеют опыт алкогольного опьянения. Каждый день в России треть юношей и четверть девушек употребляют спиртосодержащие напитки различной крепости. Только четыре процента шестиклассников не знают вкус алкоголя.

Учитывая успешный опыт развитых стран в борьбе с алкоголизмом, очередной законопроект предполагает изменить с 18 лет на 21 год. Главным инициатором законопроекта выступает российский Минздрав. Пока законопроект находится на рассмотрении Госдумы.

С первого января 2019 года возрастное ограничение на продажу алкоголя, табака остается на отметке 18 лет.

законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140), Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4553) и регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем <*> при продаже алкогольной продукции в розничной торговле.

<*> Под продавцом понимается организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, реализующие покупателям товары по договору розничной купли - продажи.

Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

2. К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции.

3. Розничная торговля алкогольной продукцией осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке.

4. Реализация алкогольной продукции может осуществляться исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления.

Покупателю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию (путем вывешивания в торговом зале или другими способами).

5. Не разрешается в розничной торговле продажа спирта этилового из всех видов пищевого и непищевого сырья, спирта этилового с неденатурирующими добавками, спирта питьевого (за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), в том числе импортного, алкоголесодержащей продукции по фармакопейным статьям, алкоголесодержащих вкусоароматических биологически активных пищевых добавок, спиртованных соков, плодовых сброженно-спиртованных виноматериалов, спиртосодержащих полуфабрикатов.

6. Продаже подлежит алкогольная продукция, соответствующая по качеству обязательным требованиям стандартов, технических условий, медико-биологическим требованиям и гигиенического заключения (сертификата). Продавец этой продукции, в том числе импортной, должен иметь товарно-транспортную документацию, заверенную подписью и печатью изготовителя или поставщика и содержащую сведения о наличии сертификата соответствия по каждому наименованию продукции с указанием учетного и регистрационного номеров, срока его действия и органа, выдавшего сертификат. Указанная информация должна быть предоставлена покупателю по его требованию.

Сертифицированная продукция маркируется знаком соответствия в порядке, установленном Правилами сертификации для групп однородной продукции.

Реализуемая на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортная, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, коде изготовителя или его адресе, знаке соответствия, наименованиях государственных стандартов или других нормативных документов, обязательным требованиям которых эта продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, составе, сроке годности, содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и противопоказаниях к применению.

Кроме того, на импортную алкогольную продукцию продавец обязан предоставлять по требованию покупателя копию справки к грузовой таможенной декларации с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.

7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.

8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией о настоящих Правилах, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.

10. Не допускается розничная реализация алкогольной продукции:

полученной от изготовителя или оптового продавца, не имеющего соответствующей лицензии на производство и оборот этой продукции;

без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной в установленном порядке знаком соответствия;

с истекшим сроком годности, а также алкогольной продукции, на которую должен быть установлен срок годности, но не установлен;

без четкой маркировки, позволяющей установить предприятие - изготовитель;

без копии справки к грузовой таможенной декларации (на импортируемую продукцию);

забракованной по показаниям качества и безопасности;

в упаковке, не соответствующей требованиям нормативной документации;

с объемным содержанием этилового спирта более 18 процентов в полистироловых стаканчиках, жестяных банках и тетрапаках (с 1 января 1997 г.);

иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей (с 1 января 1997 г.);

в бутылках без этикеток, грязных (внутри или снаружи), с явными признаками боя (скол горла, трещины), с поврежденной укупоркой, имеющей общее помутнение, посторонние включения, осадок (кроме коллекционных вин);

при отсутствии на импортной продукции марок акцизного сбора и специальных марок (кроме пива), нанесенных в соответствии с установленным порядком <*>

<*> В отношении алкогольной продукции отечественного производства с момента введения такого порядка.

лицам, не достигшим возраста 18 лет;

в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

с объемным содержанием этилового спирта более 12 процентов в неспециализированных организациях в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в необорудованных торговых палатках, киосках, павильонах и в других не приспособленных для продажи этой продукции помещениях, в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления с учетом требований соответствующих служб.

от 16.11.96 N 1364)

11. Запрещается реализация алкогольной продукции с объемным содержанием спирта этилового более 12 процентов в организациях мелкорозничной торговой сети (ларьках, киосках, палатках, павильонах, не имеющих торгового зала) и на оптовых продовольственных рынках.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.97 N 867)

12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.

13. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.

14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин и пива в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 л и 0,1 литра (в отношении вин).

На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов (кроме пива).

15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

17. Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли - продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение Правил розничной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют Министерство внешних экономических связей Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике, Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и их территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы в пределах своей компетенции.

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 августа 1996 г. N 987

В Российской Федерации закон о продаже спиртных напитков существует и работает еще с 90-х годов. Нормативно-правовой документ регулирует отношения между юридическими лицами, являющимися продавцами алкоголя, с физическими лицами, покупателями. Последние нововведения произошли в январе 2019 года. В закон о реализации спиртной продукции внесены поправки, которые ужесточают описанные выше отношения. Всем реализаторам спиртного требуется знать основные правила продажи алкогольной продукции, чтобы в будущем избежать наложения на предпринимательство высоких штрафов.

Закон о продаже алкоголя

Еще 19 июля 1995 года был принят, а 15 ноября того же года одобрен Советом Федерации Федеральный Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В законную силу вступил лишь 22 ноября 1995 года и успешно работает по настоящее время. Последняя редакция действующего Федерального Закона №171 была проведена 3 июля 2016 года.

Основная цель такого нормативно-правового документа – охрана нравственности, поддержание здоровья, соблюдение прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Что касается официальной документации, закон необходим для представления и соблюдения экономических интересов РФ. Конструктивно, этот документ состоит из 4 глав и 27 статей, при четком следовании которым продажа алкоголя становится регламентированным и весьма прибыльным процессом.

Правила продажи алкоголя

Несоблюдение основных правил реализации алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность и наложение штрафов в фиксированной денежной валюте (суммы немаленькие). Основополагающие моменты при желании заняться реализацией спиртного, представлены ниже:

  1. Введен запрет на выпуск и реализацию алкогольной продукции, расфасованной в ПЭТ-тару емкостью от 1,5 литра и больше.
  2. Запрещено продавать спиртные напитки несовершеннолетним лицам, иначе сумма штрафа самая высокая.
  3. У юридического лица должна находиться официальное разрешение на реализацию алкоголя, причем такая документация имеет свои временные рамки, действует не бессрочно.
  4. Определенные требования выдвигаются к пунктам, где будет осуществляться продажа алкогольной продукции (так называемым точкам).
  5. Реализация спиртных напитков не может осуществляться дистанционно, без соответствующей лицензии и при отсутствии документа со штрих-кодом, содержащим сведения о конкретной продукции, для предоставления покупателю по первому же требованию.

Время продажи

На всей территории Российской Федерации предусмотрены временные ограничения, когда продавать спиртное категорически запрещено, строго преследуется согласно действующему законодательству. Это часовой интервал с 23.00 до 8.00 следующего дня по местному времени независимо будни это или же праздники. Важно запомнить, что имеются категории так называемых продавцов, которые официально считаются исключением из правила.

Не исключены региональные коррективы указанного временного интервала. Например, в Московской области нельзя продавать алкогольную продукцию с 22.00 вечера до 11.00 следующего утра. Другие регионы тоже внесли поправки в действующий закон уже на местном уровне. В итоге предусмотрены такие временные рамки, когда продавать алкогольную продукцию категорически запрещается:

  • в Якутии с 00.00 до 14.00;
  • на территории Астраханской и Псковская области с 00 до 10.00;
  • в Калмыкии с 00 до 8.00;
  • на территории Кабардино-Балкарии, Татарстана, Удмуртии, Саратова с 00 до 10.00;
  • в Адыгее, Мордовии, Санкт-Петербурге с 00 до 11.00;
  • на Алтае с 00 до 10.00.

Продажа алкоголя в ночное время

Согласно действующему законодательству, с 23.00 до 8. 00 нельзя продавать алкоголь и спиртосодержащую продукцию. Если предприятия общественного питания (рестораны, бары, кафе, пабы) имеют официальное разрешение на ночную реализацию спиртного, указанное выше правило не распространяется. Это касается магазинов беспошлинной торговли (DUTY FREE), аптечных средств и медицинских препаратов.

До 2013 года на пиво временной запрет продажи алкоголя не распространялся. Это касалось и слабоалкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 5%. Купить такие напитки можно было после 23.00 без особых сложностей. С 2013 года слабоалкогольная продукция была приравнена к алкогольной, и отныне ее продажа после 23.00 категорически запрещена. В противном случае, действующим законодательством предусмотрен штраф в размере 100 000 рублей и изъятие из точки всей алкогольной продукции без исключения.

Запрет продажи в жилых домах

Розничная продажа алкогольной продукции разрешена в точках общепита. К таким заведениям предъявляются определенные требования, несоблюдение которых грозит штрафными санкциями и лишением лицензии на право реализации сертифицированных спиртных напитков. Например, нельзя продавать спиртное поблизости со спортивными и культурными учреждениями, на заправках, остановках, вокзалах, рынках и других местах повышенного скопления людей.

Что касается жилых домов, законодательством не предусмотрено никаких ограничений и запретов. Мало того, правительство не поддержало предложенный КПРФ законопроект о внесении поправок в 171-ФЗ. В его содержании было запретить реализацию алкоголя в жилых домах, например, на цокольных этажах многоквартирных домов и на придомовой территории. Поправки были внесены на местном уровне, например, на Амуре с апреля 2016 года запрещено торговать спиртным в барах, кафе и магазинах, расположенных в жилых домах, до 21 часа, а в придомовых точках общепита - до 23 часов.

Лицензия на продажу алкогольной продукции

Лицензия на алкоголь представляет собой нормативно-правовой акт, который разрешает деятельность по обороту алкоголя с содержанием спирта от 5% и выше. Такое письменное разрешение имеет годовой или пятилетний срок (в зависимости розничная или оптовая торговля), после требуется его повторное получение в установленном действующим законодательством порядке. Государственный орган, который осуществляет выдачу лицензий, называется Федеральной службой Росалкогольрегулирования.

Ежегодная пошлина по действующему документу составляет порядком 65 000 рублей на год для розничной торговли и примерно 800 000 рублей для оптовиков. Если у продавца в наличии несколько торговых точек, можно получить официальное разрешение на каждую, но это необязательно. В любом случае, в полученном на руки документе (лицензии) будет отражено количество точек реализации спиртных напитков.

На розничную

Реализация спиртных напитков по лицензии условно делится на оптовую и розничную. В последнем случае речь идет о предприятиях общепита, кафе, барах, ресторанах, магазинах. Лицензия выдается сроком на один год, а заплатить за нее придется порядком 65 000 рублей в качестве государственной пошлины. Чтобы получить необходимую документацию, требуется подробней определиться с услугой (процент этилового спирта, торговля на разлив или на вынос), проверить соответствие лицензионным требованиям, подать необходимые документы. Это:

  • копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации;
  • оригинал документа об оплате госпошлины;
  • ксерокс справки о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • заключение МЧС и Роспотребнадзора о соответствии требованиям;
  • заверенная справка об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
  • документ на наличие уставного капитала;
  • ксерокс регистрации ККТ;
  • документы на право собственности или аренды нежилого помещения.

Штрафов и задолженностей по налогам в период оформления лицензии на продажу спиртного быть не должно. Подать требуемый пакет документов можно по почте, дистанционно (через интернет) либо при личной явке в соответствующий орган. Заявитель после отметки даты приема документации получает на руки (или другим использованным способом) второй экземпляр со входящим номером. Вся информация о выданных лицензиях пополняет Государственный сводный реестр.

На оптовую

В данном случае, согласно действующему 171-ФЗ, продажа спиртосодержащей продукции оптом осуществляется в таком порядке: закупка, хранение, поставка алкоголя оптовыми партиями. Чтобы получить лицензию сроком на 5 лет, компания, помимо предоставления требуемой документации, должна ежегодно оплачивать государственную пошлину в размере 800 000-900 000 рублей. Сразу после ввоза и перед отправкой закупленной партии спиртного оптовики должны проверить соответствие тары законодательным нормам. На упаковке указывается:

  • место изготовления;
  • пищевая ценность алкогольной продукции;
  • информация о продукции со списком ингредиентов;
  • дата производства;
  • срок годности.

Отдельно стоит уточнить по расценкам. Если это оптовая продажа спиртосодержащих напитков собственного приготовления, то для вина и винной продукции госпошлина на получение лицензии составляет 800 000 рублей, для этилового спирта – 950 000 рублей. Любое закупленное спиртное попадает под государственную пошлину в размере 800 000 за год. Цены завышены, то это специальный маневр и контроль со стороны государства, чтобы на рынок пропускать только добропорядочных поставщиков, которые могут обеспечить высококачественной алкогольной продукцией.

Как получить лицензию для ИП

Первым делом требуется определиться с видом услуги. Классификация лицензий на продажу спиртного для индивидуального предпринимательства (в дальнейшем ИП) такова:

  • магазинная реализация (только розничная торговля);
  • реализация в общественных местах (показатель спирта до 15%);
  • магазинная продажа спиртных напитков (показатель спирта до 15%);
  • продажа в местах общепита (розничная торговля, употребление по месту приобретения).

На получение лицензии у индивидуального предпринимателя уходит примерно месяц, главное – отсутствие штрафов, задолженности и пени перед государством. Обязательный пакет документов представлен таким списком:

  • государственная регистрация ИП;
  • индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
  • устав предприятия;
  • контракт на аренду или свидетельство о праве собственности нежилого помещения;
  • технический паспорт помещения;
  • сведения из БТИ, ЕГРЮЛ;
  • прошлая лицензия, срок годности которой подошел к концу;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Все документы необходимо предоставлять в оригиналах при наличии ксероксов. Если в данном вопросе возникли определенные сложности, копии должны быть нотариально заверенными. В противном случае, в предоставлении лицензии будет отказано. Чтобы выдача лицензии прошла гладко и без отказа, вот какие моменты важны для ИП:

  • уставной капитал – более 10 000 рублей;
  • наличие кассового аппарата и квалифицированных работников для выдачи товарного чека потребителю;
  • наличие нежилого помещения для дальнейшего складирования запаса продукции с фиксацией по накладной;
  • свидетельство о регистрации юридического лица для дальнейшей предпринимательской деятельности;
  • возможность использования охранной сигнализации, соблюдение требований по пожарной безопасности.

Госпошлина для ИП составляет 65 000 рублей ежегодно. При желании продавать алкоголь на протяжении пяти лет, лицензию можно ежегодно продлевать, каждый раз оплачивая фиксированную выше сумму. Кроме того, начиная с 1 января 2016 года все поставщики алкогольной продукции обязаны подключиться к Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системе (сокращенно ЕГАИС), где специальной программой отражены подробные сведения о каждой бутылке спиртного: состав, крепость, возраст и объем.

Для ООО

Чтобы избежать наказания за незаконную продажу алкоголя, требуется все сделать по правилам. Если речь идет о ООО (общество с ограниченной ответственностью), собранный пакет документов необходимо направить в Росалкогольрегулирование. Расценки стандартные в зависимости от уровня торговли. Если фирма реорганизована, дополнительно за переоформление лицензии и внесение изменений ООО, предстоит доплатить еще 3 500 рублей. Чтобы получить необходимые документы на руки и заняться реализацией спиртных напитков, последовательность действий такова:

  • включение кода ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности) на торговлю алкоголем в список своей деятельности;
  • подготовка помещения для реализации и хранения алкогольной продукции;
  • выполнение всех требований и получение соответствующих разрешений от надзорных организаций;
  • подача требуемой документации в Росалкогольрегулирование для получения официального разрешения;
  • ожидание 30 дней с момента подачи требуемой документации.

Алкогольная лицензия для кафе

Незаконная реализация алкогольной продукции влечет за собой серьезные административные взыскания, поэтому лучше не шутить с 171-ФЗ. Если продажей алкоголя планируется заниматься в кафе, представлены такие требования для беспрепятственного оформления и получения официального разрешения:

  1. Площадь кафе не должна быть менее 50 квадратных метров, поэтому требуется заранее подготовить и посмотреть технический паспорт помещения, который будет это подтверждать.
  2. Алкогольные напитки разрешено продавать в стационарных объектах торговли, специально для этого оборудованных, связанных с землей фундаментом.
  3. При кафе необходимо наличие водоснабжения, отопления, водоотведения, электроснабжения.
  4. Расстояние от кафе до спортивных, образовательных и медицинских учреждений должно составлять не менее 100 метров.
  5. Пакет документов стандартный, размер государственной пошлины – 65 000 за год, получать или продлевать полученное официальное разрешение предстоит ежегодно по истечении срока годности предыдущего.

Дополнительные правила, если официальное разрешение все же будет получено, представлены ниже. Их несоблюдение влечет за собой штрафы, угрозу аннулирования лицензии на реализацию спиртного:

  1. Запрещено использовать внутреннюю или наружную рекламу алкогольной продукции, иначе на хозяина кафе будет наложен штраф в несколько десятков тысяч рублей.
  2. Федеральный Закон запрещает продажу спиртосодержащих напитков покупателям младше 21 года, областные нормативные акты регламентируют временной интервал на запрет такой торговли. За нарушения продавца ждет солидный штраф.
  3. Вся продукция должна быть сертифицированной, при отсутствии штрихкода покупатель имеет все основания обратиться в общество по защите прав потребителей с претензией.

После получения разрешения на продажу алкогольных напитков данные направляются в Государственный сводный реестр для учета. Все физические и юридические лица имеют бесплатный доступ к такой важной информации, получают ее через интернет. Если после внеплановой проверки на фирму был наложен штраф, или задействованы другие санкции, действие лицензии временно приостанавливается. Кроме того, она может быть вообще аннулирована. В любом случае, решать возникшую проблему приходится уже индивидуально.

Возможные причины отказа в получении лицензии

Продавать слабоалкогольные и крепкие напитки могут далеко не все желающие юридические лица. При отсутствии официальной документации такие действия считаются противоправными, строго караются законом. В данном случае речь одинаково идет о реализации игристых вин и более крепкой спиртной продукции. Если в получении разрешения при собранном пакете документов отказано, потенциальные причины таковы:

  • просроченные документы;
  • неправильное оформление пакета документации;
  • неуплата госпошлины;
  • предоставление фиктивных данных о соискателе;
  • наличие задолженностей по налогам.

Важно отнестись с максимальной ответственностью к подготовке и оформлению требуемого пакета документов. Никто из соискателей не будет освобождаться от проверки предоставленных данных. Вот тут чаще и возникают сложности. После отказа соискателю никто не вернет документацию, да и госпошлина оплачена зря. Получается, что деньги подарены государству. Придется начинать все по-новому, включая оплату государственной пошлины в полном объеме. До этого времени имеется официальный запрет на продажу алкоголя, соискатель теряет деньги.