Бинарный урок окружающего мира на тему "Деревья леса. Что человек делает из древесины"

Когда-то леса покрывали почти две трети земной суши, но сегодня из-за самых разных причин это соотношение изменилось, и леса занимают лишь треть суши. Из-за интенсивного сельского хозяйства леса растут в основном в горных или отдаленных районах,

Канады, северной Европы, Скандинавии и России, а также в гористых районах мира. Во многих тропических областях Америки, Африки, Азии и северной Австралии раскинулись густые тропические леса. Все они с давних времен используются человеком.

Давайте разберем, что можно сделать из древесины . Именно
хвойные леса обеспечивают треть мировой потребности в древесине . Они дают мягкую древесину, необходимую для строительства, производства тары и изготовления бумаги. Для того чтобы изготовить 270 экземпляров 190-страничной книги, требуется целое дерево!(заметка сайт) Вот почему ученые многих стран разрабатывают проекты рационального вторичного использования дерева или далее замены его другими материалами.

Тропические леса дают в основном твердую древесину. Она идет на производство мебели и строительство. Ежегодно каждый житель Америки использует такое количество деревянных изделий, что по объему оно равно дереву высотой в 30 метров и 41 сантиметра в диаметре. В целом же в мире ежегодно расходуется более 230 миллионов деревьев. Примерно 2500 миллионов людей, половина населения Земли, использует дерево для отопления и приготовления пищи.

Однако из хвойных деревьев можно получить и использовать не только древесину, но и массу полезных и необходимых предметов. Зачастую мы и не догадываемся, что исходным сырьем для них послужило дерево. Так, для изготовления многих лекарств (например, хинина и аспирина) используется кора тропических деревьев. Резина, лаки, смолы, воск и красители также изготавливаются в результате переработки различных веществ, получаемых из деревьев.

Из древесины изготавливают целлюлозу, это одна из главных областей применения деревьев. А целлюлоза, в свою очередь, дает нам бумагу, взрывчатые вещества, лекарства,
целлофан и ткани. Вот почему ученые так интенсивно ищут и находят способы замены натуральной древесины.

Все мы с вами используем бумагу, жизнь без бумаги была бы не полноценной. Бумага используется везде и повсюду. Маленькие дети рисуют и пишут в школе, студенты чертят в институте, взрослые распечатывают договора, счета на работе. Все это на бумаге! Но никто не задумывался, как бумагу изготавливают. Вот по этому, я советую посмотреть небольшое видео, как из леса делают целлюлозу, а потом всеми нам знакомую бумагу.Данный пост старался написать небольшой, но емкий. Если будут вопросы, задавайте не стесняйтесь, постараюсь ответить на все вопросы.

Дерево окружает нас повсюду. Деревья растут рядом с нами. Стулья, столы, кровати, мебель — это все наши ежедневные спутники по жизни. Спектр применения дерева широк.

Когда-то дерево было самым распространенным строительным материалом. Из него строили корабли и пускали их в плавание по всему мировому океану. Русские зодчие строили из дерева дома и церкви без единого гвоздя. Памятники этого архитектурного наследия сохранились и до наших дней, хоть и в незначительном количестве. Но до сих пор поражают воображение людей своей красотой, несмотря на ветхость.

Что делают из дерева сейчас? В сравнении с другими современными строительными материалами древо менее долговечно. Кирпич и бетон имеют большую прочность и долговечность. И тем не менее, деревянный дом по-прежнему привлекает многих своей уникальной атмосферой. Иногда о деревянном доме говорят: «Дом дышит». В нем и дышится легко, и спится слаще.

Из дерева выпускают сегодня различные пиломатериалы. Это и доску обрезную, не обрезную, брус, брусок, рейку, бревно оцилиндрованное и не оцилиндрованное. А так же изготавливают различную продукцию и строительные материалы. Древесина является сырьём для производства фанеры, древесно-стружечных плит, бумаги, картона, биотоплива в виде топливных брикет и пеллет, спичек.

Для отделки деревянных домов из древесины изготавливают вагонку, имитацию бруса, блок-хаус, плинтуса, наличники. Не потеряли своей актуальности и деревянные полы. Деревянные половые покрытия выпускаются в вид доски пола, паркета.

В мебельном производстве дерево применяется в виде массива и в виде мебельного щита, шпона. В основном для производства мебели берутся ценные породы деревьев: бук, дуб, орех, красное дерево.

Не удалось полностью заменить деревянные шпалы и столбы электропередач на бетонные. Они по-прежнему востребованы и необходимы.

Много домашней утвари и сувениров изготавливается из дерева. Это и знаменитые русские матрёшки, различны ложки, шкатулки, миски, кадушки и много другое.


Деревянные рамы начинают вытеснять в домах пластик. Двери из натурального дерева значительно надежнее и респектабельнее по внешнему виду, чем двери из МДФ или ПВХ.

По-прежнему нам приятно посидеть в деревянной беседке, попариться в деревенской баньке, порыбачить на лодочке с удочкой на какой-нибудь тихой, заповедной речке.

Ну и наконец, какой деревянный дом не украсит деревянная лестница с резными болясинами.

Находит применение древесина и в медицине. Используются в ней не только берёзовые почки, но и хвоя, кора дуба. Музыкальные инструменты, скипидар, целлюлоза, различная тара и упаковка - все это тоже связанно с древесиной. Перечень можно продолжать и продолжать. Дерево было и остается восполняемым ресурсом земли, повседневную жизнь без которого трудно себе представить.

Урок окружающий мир во 2 классе «А».

Тема: Деревья леса. Что человек делает из древесины.

Цели урока : создание условий для формирования у младших школьников представления о деревьях леса, о использовании человеком древесины.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; обратить внимание на острую экологическую проблему – уничтожение лесов.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

    развивать познавательный интерес к новой информации, побуждать к изучению нового, обратить внимание на острую экологическую проблему –уничтожение лесов.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения : ИКТ, словесный, наглядный, практический

Основной метод : проблемный

Форма организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board компьютер, документ камера, слайды по теме: «Из чего что сделано», аудиозапись с голосами птиц;учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»: 2 класс, ч. 2, тетради на печатной основе, гербарий деревьев Волгоградской области, индивидуальные карточки с заданиями, комплект картинок в конвертах для групповой работы, различные предметы из дерева, куски древесины.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверьте, ребятки

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Т.М. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, удивлены, что по расписанию у нас окружающий мир, а приготовились мы ещё и к уроку технологии, пригласили учителя биологии. Представляю преподавателей, которые проведут для вас этот урок.

Е.В.Я учитель биологии. Ребята!Вас ждут на этом уроке необычные открытия.

В.Б. Я учитель технологии. Удивительные сюрпризы.

Т.М. Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы.

Е.В . Внимательно слушать учителей и ответы товарищей.

В.Б . Помогать друг другу, выполняя практические задания.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

О лесе, о деревьях леса.

Слайд № 2 на тему: «Лес»

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём.

Т.М. Ребята, скажите, а все ли знаете о деревьях?

Уч-ся: Нет!

Т.М Как вы считаете, нам надо пополнить знания о деревьях леса?

Уч-ся: Да!

Т.М С чего начнём наш урок?

Уч-ся: С планирования.

Т.М. В начале урока мы всегда что делаем?

Уч-ся: Вспоминаем пройденное.

Т.М. На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, значит дальше мы будем…

Уч-ся: узнать новое

Знания не будут прочными, если их не ….

Уч-ся: закрепить

Т.М. А также обязательно любую работу надо…

Уч-ся: проверить и оценить.

(На доске появляется картинный план).

Т.М. Ну а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у нас все получится.

Посмотрите, кто опять пришёл нам в гости.

Слайд № 3.

Уч-ся: Ле-со-ви-чок! Приглашаю поиграть в лесную игру «Да», «Нет».

Т.М. Поиграем? Приготовьте карточки.

Индивидуальная работа по карточкам «ДА», «НЕТ».

а) Дереву этому не страшны морозы, жара, засуха. Ему нужно много света и солнца.

А отвар этого дерева используется для лечения зубов и дёсен. Это – сосна ? +

б) Если залить кипятком высушенные цветки этого дерева, то получится очень вкусный, ароматный, лечебный чай от простуды. Полезен и ароматный, светлый мёд этого растения.

Это берёза? (Нет, липа ).

в) Мощный ствол, толстые ветви, на которых расположены жёсткие листья. Дерево – долгожитель. У многих народов это дерево считалось самым красивым.

(Это тополь?) -, дуб.

г) Лиственное дерево, которое может достигать 30-метровой высоты. Листья сидят на длинном черешке, имеют округлую форму и состоят из пяти пластинок. Плоды этого дерева очень интересные – похожи на маленькие вертолётики. (Это клён?) +

д) Хвойное дерево, возраст которого может достигать до 600 лет. Листья видоизменены в хвоинки-иголки длиной 3 см, могут держаться на дереве от 6 до 8 лет. Иногда эта лесная красавица украшает дома людёй в новогодние праздники.

Это сосна? -, ель.

Т.М. С Лесовичком поиграли. Что посоветуем ему?

Уч-ся: Быть внимательнее и больше читать.

2. Групповая работа по карточкам.

Т.М. Ребята, вы знаете, деревья не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще всего они собираются компаниями. Чтобы выполнить следующее задание вам тоже надо объединиться в группы. (Садятся по группам).

Руководители групп получите задания. (Задания разноуровневые).

(Держу конверты веером).

Т.М. Распределите обязанности в группе.

Прочитайте задание и приступайте к работе. В уголке листа поставьте ретроспективную оценку работы. (Л )

(Дети работают. После выполнения обводят оценку цветным карандашом).

Е. В . Проверка на документ камере .

Проверка работы в группах.

Наша группа подготовила интересное сообщение о …

Все ребята в нашей группе помогали найти правильные ответы на вопросы.

Мы смогли без ошибок составить ответы на вопросы.

Я очень доволен работой группы.

( Группы рассказывают о проделанной работе при помощи экрана).

Работа над новым материалом

Е.В . А хотите узнать, какие интересные деревья существуют?

Уч-ся: Да!

Слайд № (Рассказ учителя).

Они живут в жарких странах. А более подробно вы узнаете о них, когда начнёте изучать биологию.

Е.В. Ребята, а в нашей Волгоградской области есть тоже интересные деревья – долгожители. Это знаменитый тополь и дуб.

Слайд№

Е.В. На нашей выставке представлены книги, из которых вы можете узнать много нового и интересного о растениях Волгоградской области.

(Выставка: Толковые словари, справочники и т.д.)

На память о нашем уроке учащиеся 11 класса дарят вам буклеты о растениях Волгоградской области.

(Учащиеся 11 класса раздают буклеты).

III. Сообщение темы и цели урока.

Т.М. Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево.

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

Уч-ся: Изучать, что можно сделать из дерева.

Т.М. Где можно проверить наше предположение?

Уч-ся: В учебнике.

Т.М . Откройте учебник, стр.48.

Прочитайте тему нашего урока.

Совпало наше предположение?

В.Б .Ребята! А что такое древесина?

Ответы детей.

Слайд №

В.Б. Древесина – это плотная часть дерева, находящаяся под корой. (Словарь).

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише =

Деревцо всё выше.

IV. Работа по теме урока.

1.Работа с учебником. Чтение текста.

В.Б - В учебнике рассмотрите рисунок – схему. Прочитайте о том, как человек использует древесину, запомните, что узнали нового и скажите все мне по одной фразе,

(Ответы детей).

В.Б. И это правильно.

Слайд №

В.Б. Человек давно-давно начал использовать древесину для своих нужд. Много лет на Руси служило дерево людям. Плотники ставили избы, столяры мастерили шкафы, скамьи, колыбельки для детей, миски, ложки. Умельцы вырезали из дерева игрушки, плели лапти.

И сейчас деревья иг рают огромную роль в жизни людей. Вокруг нас множество разных предметов, сделанных из древесины (на столе разложены разные предметы из дерева).

2.Практическая работа.

В.Б. А сейчас мы с вами попробуем что – то сделать из дерева.

В.Б. У вас на столах лежат конверты (пластинка из дерева, наждачная бумага, шаблон листочка дерева).

Учитель рассказывает о художественной обработке изделия.

А сейчас давайте попробуем применить на практике работу с древесиной.

(Учитель изначально демонстрирует учащимся задание и на примере показывает, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении практической работы).

3.Работа на интерактивной доске.

Т.М. Составим «Синквейн» по теме урока.

Какое главное слово было на уроке?

Древесина

Какая? Твердая, крепкая, вязкая, мягкая.

Что делают? Пилят, рубят, стирают, строгают.

Изделия из дерева: книга, труба, тетради, шкафы, парты, ручка, скалки, ножницы, лыжи.

V. Домашнее задание.

Т.М . Дома вы выполните задание по выбору:

1.Составьие паспорт дерева. Учебник, стр.50

2.Чтение текста: стр. 48 – 49.

VI. Итог урока.

1. Заключительная беседа. Рефлексия.

Т.М. Мы благодарим всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен.

Если были какие-то затруднения, нерешённые вопросы не переживайте, вы ведь учитесь и всё у вас получится.

Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4», «3»? (Самооценка учащихся.). Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!

Бывая в лесу, мы всегда должны помнить, что наше право - пользоваться его дарами,

а наша обязанность – охранять его.

В.Б.«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».

В нашей стране разнообразно и зависит, в подавляющем случае, от породы древесины. Далее в статье будет рассмотрены основные породы и использование древесины этих пород в промышленности и производстве.

Хвойные породы. Около 75% лесов нашей страны состоят из хвойных пород. Древесину хвойных пород наиболее широко используют в промышленности, особенно сосны и ели, затем, в порядке убывания, лиственницы, пихты, кедра.

  • Сосна — используется при строительстве домов, ферм, мостов; для изготовления шпал, столбов, мачт, рудничной стойки, вышек для нефтяной промышленности; в производстве обозов, судов, сельскохозяйственных машин, вагонов, столярно-мебельном, слоистых материалов, целлюлозы, бумаги.
  • Ель — как и сосна, используется во всех перечисленных областях производства. Кроме того, высокие резонансные свойства обусловили ее применение в музыкальной промышленности. За белый цвет древесины она высоко ценится как сырье в целлюлозно-бумажном производстве. Кора ели используется для изготовления дубильных веществ.
  • Лиственница — материал с повышенной прочностью и стойкостью к гниению. Она особенно пригодна для изготовления изделий, эксплуатирующихся в условиях повышенной влажности: гидротехнических сооружений, столбов, шпал, при обустройстве подвалов, погребов. Благодаря красивой текстуре лиственницу применяют в производстве мебели, декоративного шпона, паркета. Она пригодна для использования в гидролизной и целлюлозно-бумажной промышленности.
  • Пихта сибирская, кавказская, дальневосточная. Древесину кавказской пихты используют так же как и древесину ели в том числе и в производстве музыкальных инструментов). Древесина остальных видов пихты имеет несколько пониженные механические свойства, ограничивающие ее применение, если изделиям необходимо воспринимать значительные нагрузки.
  • Кедр — применяется в столярно-мебельном производстве, пригоден он и для изготовления рудничной стойки, шпал, столбов. Однородность строения и легкость резания в различных направлениях обусловили его преимущественное использование в карандашном производстве.

Лиственные породы. На территории нашей страны лиственные породы занимают около четверти всех лесов. Древесину лиственных пород наиболее широко используют в мебельном производстве. По твердости древесины их делят на твердые (дуб, ясень, вяз, бук, орех, клен) и мягкие (береза, осина, ольха, липа, тополь).

  • Дуб — отличается высокой прочностью, стойкостью к гниению, хорошо изгибается, имеет красивую текстуру. Его используют в столярно-мебельном и паркетном производствах; вагоно- , обозо- судо- , сельхозмашиностроении, для изготовления бочек под виноградные вина. Древесина и кора дуба служат для выработки дубильных веществ.
  • Ясень — используют в основном так же, как древесину дуба. Кроме того, его применяют для изготовления спортинвентаря (лыж, клюшек, весел), перил, ручек для инструмента.
  • Вяз — основное применение в обозном производстве. Кроме того, его используют в мебельном производстве, машиностроении.
  • Бук — имеет красивую текстуру, по прочности близок к дубу, легко изгибается, но подвергается гниению. Его широко используют при изготовлении гнутой мебели и бочек под сливочное масло, а также в мебельном, паркетном, колодочном производствах, в музыкальной промышленности. Отходы и низкосортная древесина бука служат сырьем для сухой перегонки.
  • Орех — имеет красивую текстуру. Главное использование — для облицовывания мебели и панелей, токарных и резных изделий, лож охотничьих ружей.
  • Клен также имеет красивую текстуру. Применяют его для изготовления мебели, музыкальных инструментов (скрипок, гитар), а также обозных изделий, колодок.
  • Береза — самая распространенная среди лиственных пород и занимает первое место (среди лиственных) по использованию. Березу широко используют для изготовления слоистых материалов (фанеры, клееных деталей из шпона). Ее применяют в производстве древесно-стружечных и древесноволокнистых плит, мебели, целлюлозы, паркета, стройдеталей. Она служит сырьем для химической переработки. Из карельской березы, обладающей красивой текстурой, изготавливают шпон и сувенирные изделия.
  • Осина — основное сырье для спичечной промышленности. Ее используют также для производства целлюлозы, недорогой мебели, игрушек, фанеры, древесноволокнистых плит.
  • Ольха — применяется в фанерном, столярно-мебельном, тарном производствах.
  • Липа — древесина легкая, мягкая, легко режется, мало трескается и коробится. Применяют древесину липы для изготовления чертежных досок, карандашей, резных изделий, тары (кадок под мед), игрушек. Из коры делают мочало, рогожи, кули, веревки.
  • Тополь — используют в основном в целлюлозно-бумажном производстве.

Мягкие лиственные породы и их применение в строительстве

ЛИПА является лучшим материалом для резьбы самых разных изделий. Распространена она почти повсеместно - и в европейской, и в азиатской частях России, а на Дальнем Востоке сосредоточено более половины отечественного запаса липы.
Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, имеет белый цвет, отличается чистотой и однородностью, легко поддается обработке, хорошо режется, широко используется и в токарном деле.
Из-за недостаточной твердость липа не годится для производства мебели, зато в изготовлении сувениров, игрушек, резного декора для украшения дома, различной деревянной посуды она незаменима. Из нее до сих пор делают семеновские и загорские матрешки, резные богородские игрушки, точат хохломскую посуду и еще многое другое. Благодаря своей мелкослойности, легкости в обработке липа используется в производстве бочек. Более мягкой липа становится после распаривания, а высыхая, приобретает высокую прочность.
Это дает возможность выгибать из тонких липовых дощечек решета, коробейки, обивать тонкими липовыми досками изделия со сложными криволинейными поверхностями. Из распаренной древесины липы намного проще вырезать столовую утварь: ложки, миски, ковши, братины.
Очень ценными свойством липы является ее вязкость. Многие мастера делают из липы доски, на которых режут кожу, вырезают берестяные кружева, мозаичные элементы из шпона, не боясь затупить нож. Чертежные доски также делают из липы. Такие доски хорошо держат кнопки, а оставшиеся после них вмятины быстро сглаживаются. Из-за легкости обработки, способности почти не усыхать и не поддаваться короблению модели для литья в основном делают из липы.

Широко используют луб - кору липы. Вымоченный в воде луб превращается в мочало - прочный и дешевый материал, идущий на изготовление решет, лукошек, коробков, кулей, рогож. В дореволюционной России крестьяне плели из коры молодых лип (липового лыка) незатейливую обувь - лапти.
ИВА (плакучая, белая, чернотал, краснотал, верба, ветла) широко используется в хозяйственной деятельности. Древесина ее мало чем уступает липе, она легкая, мягкая, вязкая, эластичная. Иву используют при изготовлении различного инвентаря, ракеток для тенниса, протезов; она - лучший материал для дуг, обручей и много другого. Стволы крупных деревьев идут на , распиловку досок. Из неочищенного прута плетут корзины, а также верши для рыбалки. Из белого прута изготавливают мебель, различные подставки. Кора ивы используется на кожевенных заводах для дубления кож; красящее вещество, полученное из коры, находит применение при окрашивании шерсти, шелка и кожи в коричневый и черный цвета. Из луба делают волокно для производства канатов.
В современных условиях, когда уделяется большое внимание охране окружающей среды, ценность ивы еще более возрастает. Ее хорошая приживаемость на различных почвах, дымо- и газоустойчивость, способность к очищению атмосферы от углекислоты и обогащению ее кислородом делают иву незаменимой в озеленении.

В строительстве наиболее широко используют хвойные породы деревьев: сосну, ель, лиственницу, пихту и кедр. Из них изготавливают преимущественно несущие деревянные конструкции. Самое широкое применение имеет сосна. Древесина ели содержит меньше смолистых веществ, чем сосна, и поэтому легче загнивает в условиях высокой и попеременной влажности.

Древесина лиственных пород обладает меньшей стойкостью и однородностью. Наибольшую ценность из лиственных пород имеет которого ценятся твердостью и прочностью.

">Объемный вес древесины колеблется от 400 до 1100 кг/м3. Пористость древесины различных пород колеблется от 30 до 80%. Влажность древесины влияет на все ее важнейшие свойства и изменяется в зависимости от влажности и температуры воздуха. Древесина легко поглощает влагу из воздуха, которая накапливается в стенках клеток (такая влага называется гигроскопической). Если влага накапливается в межклеточном пространстве, размеры и механические свойства древесины не изменяются (этот называют капиллярной, или свободной).

В зависимости от влажности различают древесину:
абсолютно сухую - влажность 0%;
комнатно-сухую - влажность 8-14%;
воздушно-сухую - влажность 15-20%;
влажную - влажностью более 20%;
свежесрубленную - влажность более 35%.

ПРИМЕНЯЮТ древесину для устройства стен и перегородок, покрытий и перекрытий, изготовления погонажных и столярных изделий. Эффективно используются также отходы древесины: из опилок и стружек, наряду с фиброилитовыми и ксилитовыми изделиями, изготавливают с применением различных органических клеев прессованные плиты, доски и т.п.

Древесину используют также для производства целлюлозы, этилового и бутилового спиртов, бумаги, картона, органических кислот, канифоли и других продуктов для народного хозяйства.

Применение древесины и конструкций из нее в строительстве обусловлено ее доступностью, простотой обработки и основными положительными качествами.

Сосна
В зависимости от условий произрастания сосна бывает двух видов: рудовая, растущая на возвышенных песчаных местах, и мяндовая, растущая в низменных местах. Рудовая сосна имеет плотную мелкослойную смолистую древесину.
Мяндовая сосна имеет более слабую, широкослойную древесину, малое ядро и широкую заболонь.

ПРИМЕНЯЮТ сосну для рубки стен жилых домов, постройки мостов, эстакад, для изготовления оконных переплетов, дверей, полов, свай, шпал, столярных изделий, фанеры и т.д.

Ель
Различают два вида ели - европейскую и сибирскую. Древесина ее имеет однородный белый цвет со слабым желтоватым оттенком, она мягкая, как у сосны, но с меньшим содержанием смолистых веществ, что снижает сопротивляемость загниванию.
ПРИМЕНЯЮТ ель для тех же целей, что и сосну, но с учетом ее пониженной стойкости к загниванию.

Лиственница
Прочность, плотность и твердость лиственницы примерно на 30% выше, чем у сосны. Лиственница очень стойка к загниванию, обладает высокой твердостью. К недостаткам лиственницы относят ее склонность к растрескиванию при сушке. Лиственница обрабатывается с трудом и засмаливает подошву инструмента.
ПРИМЕНЯЮТ лиственницу для изготовления столбов и балок в основном в гидротехническом строительстве, из нее изготавливают также шпалы и рудничные стойки.

Кедр
Имеет ядро светло-бурого цвета и широкую заболонь, мало отличающуюся от ядра. Древесина кедра мягкая и легкая. Ее механические свойства ниже, чем у сосны.
ПРИМЕНЯЮТ кедр в виде круглого леса и пиломатериалов для строительных изделий - чаще всего, декоративной фанеры.

Пихта
Древесина пихты и ели очень похожи по своему строению, разница лишь в том, что первая не имеет смоляных ходов.
ПРИМЕНЯЕТСЯ наравне с елью в сухих проветриваемых местах, так как легко поддается загниванию.

Дуб
Древесина дуба прочная, плотная и упругая, самая стойкая к загниванию, но так же, как и древесина лиственницы, склонна к растрескиванию. Древесина дуба при тангентальном разрезе имеет хорошо видимые поры, а при радиальном - сердцевидные лучи, хорошо морится в воде (настоящий мореный дуб, пролежавший долгое время в воде, имеет окраску от коричнево-зеленой до черной). В обработке долотом дуб хрупок, требует твердого и острого инструмента.
ПРИМЕНЯЮТ древесину дуба для изготовления паркета и столярных изделий. Широко распространено применение дуба в отделочных работах в судостроении. На обработку дуба уходит значительно больше времени, чем любого другого вида древесины.

Ясень
Древесина ясеня очень похожа на древесину дуба, но несколько светлее. Сердцевинных лучей нет. При морении и окраске приобретает неприятную седину, поэтому применяют его обычно в натуральном виде. Распаренный ясень хорошо гнется. Древесина его прочна, вязка и с трудом обрабатывается вручную.
ПРИМЕНЯЮТ для изготовления паркета и столярных изделий. Он хорошо сохраняется на воздухе и в воде, однако быстро загнивает в условиях переменной влажности, что следует учитывать при его применении.

Береза
Береза имеет древесину белого цвета с легким желтоватым или красноватым оттенком, твердую, прочную, но легко загнивающую, особенно в условиях повышенной влажности.
ПРИМЕНЯЮТ березу для изготовления фанеры, токарных изделий, мебели, а также для устройства подсобных сооружений (ограждений, подмостей и т.п.). Карельскую березу, имеющую свиливатое расположение волокон, используют в отделочных работах и мебельном производстве (древесина карельской березы очень дефицитна).

Осина
Осина - заболотная порода, легкая, мягкая, белого цвета. В сухой среде осина прочная, хорошо колется и обтачивается на токарном станке, мало коробится и мало трескается при высыхании.
ПРИМЕНЯЮТ для производства фанеры, устройства кровель, а также для возведения временных сооружений.

Бук
Бук - спелодревесная порода. Древесина бука белого цвета с красноватым оттенком, с красивым рисунком на , хорошо гнется, но поддается загниванию в условиях повышенной и переменной влажности. При сушке поддается короблению и растрескиванию.
ПРИМЕНЯЕТСЯ в основном для изготовления фанеры и паркета, а также в мебельном производстве.
Бук легко впитывает атмосферную влагу, поэтому изделия из него необходимо покрывать лаком или красить.

Ольха
Ольха - заболотная, мягкая порода, ломкая и сильно коробящаяся. На воздухе ольховые доски быстро темнеют.
Обрабатывается легко, дощечки из ольхи имитируют красное дерево.
ПРИМЕНЯЮТ как и березу. Кроме этого, используют как отделочный материал в виде облицовочных досок, применяя при этом специальные пропитки.

Клен русский
Клен русский имеет плотную серо-розовую древесину. Хорошо полируется и принимает протравы. Сушат клен в коре или распиленным на доски по 50-60 мм.
ПРИМЕНЯЮТ в основном для изготовления фанеры. Способность клена легко полироваться и впитывать протравы дает возможность использовать его для имитации редких пород древесины. Древесину клена употребляют также для изготовления подошв строгального инструмента.

Клен американский
Древесина по структуре напоминает древесину ясеня, но более плотная и с более мелкими порами. Тяжело обрабатывается и полируется. ПРИМЕНЯЮТ там же, где и русский клен.

Тополь
Тополь имеет мягкую белую древесину, которая при высыхании мало трескается и легко поддается резанию.
ПРИМЕНЯЮТ главным образом как материал для временных построек и подсобно-вспомогательных изделий. Часто применяют тополь при декоративных работах, связанных с резьбой по дереву.

Липа
Липа имеет мягкую белую древесину, хорошо поддающуюся резанию и пилению.
ПРИМЕНЯЕТСЯ при отделочных работах (бани, сауны и т.д.), в художественной резьбе по дереву, а также как материал для временных сооружений.

Груша
Имеет древесину розового цвета с нежными линиями годовых слоев, которая хорошо полируется и окрашивается.
ПРИМЕНЯЮТ в основном как поделочный материал для самых разнообразных изделий.

Акация белая
Древесина со спутанными волокнами, в сухом состоянии с трудом поддается ручной обработке, во влажном - склонна к хрупкости. Хорошо полируется.
ПРИМЕНЯЮТ для изготовления инструмента, инкрустации и т.п.

Лесоматериалы круглые
Бревна строительные из хвойных и лиственных пород должны иметь толщину на верхнем торце не менее 14 см и длину 4-6,5 см.
Различают бревна строительные общего назначения, для свай, для линий электропередач, для изготовления шпал, для переводных брусьев.
Для гидротехнических сооружений и элементов мостов применяются бревна из хвойных пород толщиной 22-34 см, длиной 6,5-8,5 м.
Для линий электропередач и связи применяются бревна хвойных пород толщиной 20-32 см длиной 6,5-18 м.
Для шпал железных дорог - бревна хвойных и лиственных пород толщиной не менее 24 см и длиной 2,7-5,4 м.
Для несущих конструкций зданий и пролетных строений мостов влажность круглых лесоматериалов не должна превышать 25%.
Бревна должны быть очищены от сучьев заподлицо с поверхностью, торцы - опилены под прямым углом к продольной оси. Бревна, предназначенные для антисептирования, необходимо очищать от коры и луба.
Помимо бревен применяют тонкий кругляк: подтоварник (диаметр 8-13 см) и жерди (3-7 см).

ПРИМЕНЯЮТ круглые лесоматериалы в зависимости от качества древесины и дефектов обработки. Круглые материалы разделяют на четыре сорта. В строительстве используют преимущественно бревна 2-го и 3-го сортов, которые применяют при сооружении элементов мостов, линий электропередач, подпорных элементов и временных сооружений. Круглые лесоматериалы применяют также для выработки пиломатериалов.

Пиломатериалы
Пиломатериалы получают распиловкой древесины на пластины, четвертины, брусья, бруски, доски, горбыль.
Брусья имеют толщину до 100 мм и ширину не более двойной толщины; доски - толщину до 100 мм и ширину более двойной толщины.
По характеру обработки пиломатериалы делят на обрезные и не обрезные (у не обрезных пиломатериалов кромки не пропилены).
По степени обработки пиломатериалы разделяют на нефрезерованные и фрезерованные (строганые).Тонкие пиломатериалы - толщина до 32 мм. Толстые пиломатериалы - толщина более 32 мм. Пиломатериалы из хвойных пород изготавливают длиной 1-6,5 м с градацией 0,25 м. Доски и бруски разделяют на пять сортов (отборный, 1-й, 2-й, 3-й и 4-й). Брусья отборного сорта не имеют.
Пиломатериалы лиственных пород разделяют на три сорта. Сорт пиломатериалов определяют по видам и качеству пороков.
Расчет потребности круглого леса для выработки пиломатериалов можно определить с помощью таблиц.
Пиломатериалы для клееных конструкций должны иметь влажность не более 15%, а для пролетных строений мостов и других несущих конструкций - не более 25%.

ПРИМЕНЯЮТ пиломатериалы почти во всех областях строительства. Из пиленых материалов изготавливают строительные полуфабрикаты и изделия. К ним относятся доски, строганные по кромкам в четверть, шпунт и гребень, половая рейка, рейка для облицовки, специально обработанные брусья, бруски и шпалы, профильные (погонажные) изделия - наличники, плинтусы, поручни для ограждений лестниц и т.д.

Заготовки - это доски и бруски, прирезанные применительно к заданным размерам и качеству древесины, используемой для изготовления деталей с припусками на механическую обработку и усушку.
Заготовки по видам обработки различают на:
пиленые - полученные путем пиления;
клееные - полученные склеиванием более мелких заготовок;
калиброванные - обработанные по заданным размерам.

ПРИМЕНЯЮТ заготовки из дерева для изготовления из них строительных материалов. После механической обработки на специальных деревообрабатывающих станках заготовки превращаются в соответствующий строительный материал, готовый к применению (половая шпунтованная доска, вагонка, плинтус, брус, наличник и т.п.).