Готовые эссе по социологии егэ. Комментарий эксперта ЕГЭ

Написание грамотного мини-сочинения по обществознанию в крайне важно на тестировании ЕГЭ. Более того, важно не столько само написание, сколько в принципе умение писать сочинения. Вы должны понимать, что этот навык важен для выполнения в принципе 2 части теста ЕГЭ. Ну, сможете ли вы к примеру выполнить задание 25, если не владеете терминами? Нет. Так и в эссе по обществознанию надо уметь использовать термины.

В ноябре 2015 года мы проводили , в материалах которого содержится методика написания эссе. Она же есть и в видеокурсе «Обществознание. ЕГЭ на 100 баллов» .

Ну, а если вы хотите проверить существующее ваше эссе, или попрактиковаться в его написании, равно как и попрактивоваться в других заданиях: милости просим получить материалы .

Ниже приводится пример эссе по обществознанию, написанный по всем правилам и канонам. Более того, пример этого эссе отличается от того, которое я приводил . Синим отмечена объяснение проблемы, а также ее аспекта; красным — теоретическая аргументация, зеленым - фактическая аргументация, коричневым — выводы. Пример эссе был написан мною вчера на наших курсах подготовки к ЕГЭ с детальным объяснением ученику, как конкретно, что надо делать.

«Большинство имеет за собой власть, но не право: меньшинство всегда имеет за собой право»

В данном высказывании поднимается проблема соотношения влияния большинства (например проголосавших за что-либо) и учета мнения меньшинства при реализации власти; а также проблема реализации прав. Данная проблема актуальна как для демократических режимов, так и для недемократических.

Рассмотрим данное высказывание с позиций теории элит. Согласно этой теории общество делится на элиту (организованное меньшинство) и класс управляемых, к которому относится большинство людей. Большинство людей может либо поддерживать существующую элиту, и тогда она имеет право принимать государственные решения. В этом случае политологи говорят о легитимности власти. Или же большинство может не поддерживать существующую элиту, и тогда можно говорить о кризисе легитимности. В любом случае данное высказывание имеет под собой реальную основу: большинство имеет власть выбирать себе ту или иную политическую элиту, и вместе с этим передавать ей (элите) право принимать государственно значимые решения.

Выше мы писали, что данное высказывание может быть справедливо как для демократического режима, так и для недемократического режима. Разберем некоторые примеры.

Так, современные США проводят явную внешнюю политику, направленную на дестабилизацию равновесия в мире. Примерами этой политики могут служить «арабская весна» в Ливии в 2011 году, когда там был свергунт Муамар Каддафи, или двумя годами позже та же участь постигла Египет.

Если говорить о недемократических государствах, то примером может служить политика нацистской Германии в период с 1933 по 1945 годы, которая де-факто поддерживалась большинством немцев.

С другой стороны, в данном высказывании есть ещё один аспект, который актуален только для демократического режима. А именно при голосовании над принятием какого-либо решения большинство имеет и власть и право принять его. Но при этом учитывается мнение меньшинства, у которого есть на это право.

Например, при избрании в парламент страны, большее количество мест занимает победившая на выборах партия. Но партии, получившие меньше голосов избирателей, тоже получают места в Парламенте. В этом и кроется право меньшинства на учет его мнения.

Но для недемократических режимов данная ситуация не применима, так как после принятия решения, если меньшинство заявляет какие-то права на его пересмотр, оно (меньшинство), как правило, подвергается репрессиям. Так происходило и в нацистской Германии, и в СССР периода сталинизма и в Комбодже при Поле Поте.

Таким образом, заявленное в теме эссе высказывание справедливо лишь отчасти: при рассмотрении политической жизни с точки зрения теории элит, если понимать под большинством граждан государства, а под меньшинством – элиты, тогда высказавание справедливо: большинство имеет власть, а меньшинство право. Но при рассмотрении высказывания с позиций избирательных технологий оно справедливо только для демократии, и не справедливо для недемократических режимов.

Что может быть прекраснее школьного времени? Но, несмотря на это, приходится сталкиваться со многими трудностями. Самое большое препятствие, которое придется пройти каждому, кто решил окончить 11 классов, - это единый государственный экзамен.

Практически во всех вузах и на всех направлениях нужно сдавать предмет под названием обществознание. Самая тяжелая часть экзамена - сочинение. Поэтому перед написанием нужно составить план эссе по обществознанию и следовать ему строго по пунктам. Только так можно написать красивое сочинение. План эссе по обществознанию, так же как и по другим предметам, должен содержать три главные части: вступление, основную часть и заключение. На каждом пункте мы остановимся подробно.

Зачем нужно уметь писать сочинения?

Все заставляют нас излагать свои мысли последовательно, правильно и аргументированно. Это обязательно пригодится в жизни. Даже если просто вести дружескую беседу, то и здесь будет уместна не насыщенная жаргонизмами и другим «мусором» русского языка.

Также написание сочинений учит нас выявлять основную мысль, которую хотят до нас донести, анализировать, высказывать свое личное мнение о проблеме.

Если говорить об экзаменах, то перед написанием следует разработать подробный план написания эссе по обществознанию. Это поможет вам не заблудиться в собственных мыслях, не отойти от основной проблемы. Некоторым писать сочинения очень нравится, им достаточно составить по обществознанию в голове. Остальным же лучше воспользоваться черновиком, чтобы план всегда находился перед вами.

Вступление и заключение - это короткие части, которые состоят примерно из трех-четырех предложений каждая. Все части отделяются абзацем. Не стоит писать сплошным полотном, это очень тяжело воспринимается читающими. За такую "простыню" вы много баллов не заработаете.

ЕГЭ по обществознанию

Тестовая часть экзамена по обществознанию довольно простая. Нужно ответить на тестовые вопросы, все они имеют 4 варианта ответов. Вторая часть немного труднее. Здесь предлагают дописать пропущенные слова, дозаполнить таблицу или соединить соответствующие пункты.

Самая тяжелая часть - С. Здесь нужно выбрать выражение (цитату) знаменитой личности из нескольких предложенных вариантов. Далее - написать сочинение-рассуждение, посвященное теме высказывания. Для того чтобы справиться с работой и получить хороший балл, нужно составить план эссе по обществознанию. ЕГЭ довольно просто сдать, если немного к нему подготовиться.

Стоит выделять хотя бы по часу в день для самостоятельной подготовки либо нанять репетитора или посещать специализированные курсы для подготовки. Особо обратите внимание на творческую часть. Возможно, составить такой план эссе по обществознанию (ЕГЭ), чтобы использовать его для абсолютно всех тем. Этим мы и предлагаем вам заняться прямо сейчас. Мы выделим основные части, которые должны содержаться в вашем сочинении, приведем основные клише. Все это значительно упростит вашу работу во время единого государственного экзамена.

План

План эссе по обществознанию практически ничем не отличается от такового для других творческих работ. Сейчас мы приведем подробный план сочинения, достаточно подробно распишем, что должно входить в каждую часть. Итак, план эссе по обществознанию выглядит следующим образом:

  1. Вступление . Стоит сразу сказать, что нет никаких жестких требований к данной работе. Главное, чтобы тема была раскрыта. Нужно продемонстрировать свое знание теории и подтвердить фактами из истории, литературы или жизни. Вступление является не обязательным, но желательным. Многие школьники не могут представить себе сочинение без введения. Если для вас сложно начать эссе сразу же с размышлений, сделайте небольшое введение (2-3 предложения). Здесь можно четко сформулировать проблему. Если вступления нет, баллы за это не снижаются.
  2. Смысл цитаты. Эта небольшая часть состоит не более чем из пяти предложений. Совсем не обязательно приводить высказывание полностью. Будет достаточно и ссылки на автора, а далее - трактовки своими словами. Здесь многие используют клише, например: «В высказывании философа Фейербаха рассматривается (или описывается) явление (процесс или проблема) …» или «Смысл высказывания … заключается в том, что…». В примерах вы посмотрите, как правильно пользоваться этими формами.
  3. Теория . В этой части вы должны написать, согласны вы с мнением автора или нет. В большинстве случаев школьники подтверждают мнение и просто переписывают цитату с помощью специальной терминологии. Также в этой части вы можете приводить примеры в защиту своей точки зрения.
  4. Факты . Лучше избегать каких-либо общих фраз, нужно приводить конкретные примеры («как мы знаем из курса химии…», «как говорил известный философ…» и подобные формы).
  5. В заключении нам надо подытожить все, что мы сказали ранее. Школьники часто пользуются такой формой: «Таким образом, приведенные примеры позволяют утверждать, что…» Вместо троеточия нужно вставить переформулированную основную мысль высказывания.

Вступление

Эссе по обществознанию (план, клише мы уже предоставили) должно быть коротким, но отражать основную мысль. В этой части мы вам приведем примеры возможных вступлений.

  1. "Фейербах - это известный немецкий философ, который утверждал, что теория и практика взаимосвязаны и дополняют друг друга".
  2. "Наиболее интересной для меня цитатой стало высказывание американского писателя Л. Питера, который говорил о высоком предназначении экономической культуры".

Смысл высказывания

  1. "Смысл высказывания очень прост - нужно уметь экономить и правильно распределять ресурсы, что поможет остановить голод во всем мире".
  2. "Поднимая эту проблему, автор говорит о том, что молодое поколение мало что понимает во взрослой жизни. Они как будто иностранцы, не знающие обычаев, образа жизни жителей этой страны."

Теория

Посмотрим на план составления эссе по обществознанию. Дальше мы должны продемонстрировать наши теоретические знания, полученные на уроках обществознания в школе. Приведем некоторые примеры:

  1. "Поведение каждого отдельного человека имеет большое значение для всего общества. Это обособленная, но связанная с миром группа. Именно социальный статус определяет модель поведения каждого отдельного человека. Если кто-то выделяется своим поведением, и это неприемлемо в обществе, то подключаются службы социального контроля…"
  2. "Мое мнение таково: я полностью согласен с позицией автора. Действительно, законы играют большую роль в жизни человека. Они помогают и оберегают от дурных, аморальных поступков…"

Факты

Как писать эссе по обществознанию, мы почти разобрались, осталось понять, какие примеры можно приводить в следующем пункте. Факты могут быть подобного рода:

  1. Литературные . Например: "Хотелось бы привести пример из книги «Богатый и бедный папа», где автор Р. Кийосаки говорит о том, что экономическая свобода очень важна…"
  2. Из образования, науки, СМИ и так далее. «В качестве аргумента можно привести историю развития науки химии. Как люди получили знания о возможных реакциях? Конечно, из опытов…»

Заключение

Последняя часть состоит из 1-2 предложений, например:

  1. «Я полностью согласен с высказыванием, ведь только… может привести к...»
  2. «Таким образом, философ… высказал довольно умную мысль… которая требует анализа и размышлений».

Считают задание №29 – сочинение или эссе.

Чтобы выполнить его на максимальное количество баллов (6), необходимо:

  • раскрыть смысл одного из 5-ти высказываний;
  • теоретически обосновать его;
  • привести примеры из реальной жизни;
  • корректно и логично вести рассуждения и приводить понятия.

Мы собрали для вас лучшие эссе, которыми поделились с нами выпускники.

29.2 Экономика

«Частная собственность – главная гарантия свободы, причем и для тех, кто ею владеет, и для тех, кто ею не владеет» – Ф. Хайек.

Ф. Хайек размышляет в русле такой общественно важной науки, как экономика.

Он утверждает, что частная собственность гарантирует свободу того, кто владеет ею. И в то же время она гарантирует независимость остальных людей, не относящихся к этой собственности. А значит, наличие частной собственности в государстве – главный гарант экономически свободного общества.

Я согласен с мнением Ф. Хайека и считаю, что такая свобода гарантируется и наличием частной формы, и типом экономической системы государства.

Важно отметить, что собственность – формат имущественного отношения человека или группы людей к экономическим благам, факторам производства. Обычно выделяют: частную собственность (принадлежность физически и юридическим лицам) и государственную (органам госуправления). Собственность может быть индивидуальной (1 человек владеет) или коллективной (для группы людей). Соответственно, если население может иметь что-либо в своей собственности, это означает, что люди обладают правами и свободами. А показатель этих свобод населения – тип экономической системы. Этот термин означает совокупность методов и правил, регулирующих экономические отношения в государстве. Приведу классификацию: традиционная (общинная собственность, организация соответствует принятым обычаям и традициям), плановая (государственная форма, директивное планирование процесса производства), рыночная (частная форма, что и как производить решают предприниматели), смешанная (оба вида собственности, но преобладает государственная, производители и потребители экономически независимы, государство производит общественные блага и финансирует социальную сферу).

Из истории нам известно, что в Союзе Советских Социалистических Республик существовала плановая экономика. Предпринимательская деятельность ограничивалась планами производства. Потребители не были свободны: практически отсутствовал выбор в магазинах, порой особенно ценные товары выдавались в порядке живой очереди, поэтому на всех не хватало; иногда то же происходило с продуктами питания. Итак, нельзя утверждать, что в тот период при такой экономической системе население, производители и потребители, было свободным. Причем не только в экономической сфере общества.

Сейчас, благодаря различным экономическим телепередачам, известно, что в России смешанный тип экономики. Предприниматели сами решают, что производить, в их владении факторы производства. А в государственной собственности – природные ресурсы, памятники культуры, социальные учреждения. Это порождает свободу потребителей: выбор подходящего производителя, количества товаров. Можно утверждать, что в современной России общество экономически свободно по причине многообразия свобод, которыми обладает население.

Таким образом, наличие и преобладание частной собственности, безусловно, является гарантом независимости общества. И отражается это в свободе всех, кто ею владеет, и остальных, кто ее не имеет, но может. Что во многом обусловлено типом экономики – рыночной.

Второй пример сочинения по обществознанию, получившее высокий балл на ЕГЭ:

29.3 Социология, социальная психология

«Достичь старайся славы и признанья, но не казною, а ценою знанья» – Анвари.

Анвари рассуждает о специфической роли знаний в судьбе человека.

В погоне за счастьем, что для многих является популярность и признание, мы прилагаем все усилия. Однако автор убежден в том, что достичь это надо путем использования не денежных средств, а знаний, которыми мы обладаем.

Знание, о котором говорит Анвари – совокупность информации об окружающих объектах и мире. Эти знания являются результатом познания – процесса духовного освоения человеком материального мира. Он нескончаем, длится до смерти человека. Выделяют множество видов знания, но основными считают: обыденное (о повседневной жизни), научное (касается различных наук), религиозное (связанное с верой в божество). Сведения могут быть получены посредством чувственной или рациональной формы познания. К первому типу относят этапы: ощущение – сознательное отражение отдельных свойств объекта, воздействующих на органы чувств человека; восприятие – отражение предмета, основываясь на том, как он воздействует на органы чувств, в разуме; представление – возникновение целостного образа объекта в сознании, основанное на воздействии его на органы чувств. К рациональной форме относят: понятие – любое утверждение о предмете; суждение – анализ приведенного утверждения, умозаключение – вывод о верности или неверности факта с рядом доказательств. Также выделяют эмпирические (практические) или теоретические (понятийные) методы познавания мира. Процесс познания во многом непростой, поэтому все имеющиеся знания настолько ценны. Человек, обладающий ими, прошедший этот «путь» и обретший истину, должен ими пользоваться, дабы достичь славы и признания.

В качестве примера ценности знаний я бы хотел привести историю известного ученого-химика – Д. И. Менделеева. Существует версия: таблица химических элементов была увидена им во сне. Не столько имеет значение, как создалась эта таблица, сколько то, что она была сделана. Он смог структурировать свои научные сведения в области химии и квантовой физики, что приобрело вид строк и столбцов и что используется во всем мире. Ценою своих знаний Менделеев открыл для человечества новый путь развития науки, получил мировое признание как один из величайших химиков.

В нашем мире есть множество образцов людей, достигших славы и уважения благодаря своему интеллекту. Например, Президент Российской Федерации Владимир Путин, согласно многим экспертам, итогам голосований и социологическим опросам, не только в России, но и за рубежом признан самым влиятельным человеком, уважаемой персоной. Это не осуществилось бы, если бы Владимир Владимирович не изучал общество, его нужды, ситуацию на мировой арене. Проводится успешная социальная политика в государстве и поднимается уровень жизни населения. Такая известность является итогом успешной внешней и внутренней политики.

Таким образом, только посредством своих знаний человек достигает по-настоящему ценные славу и уважение. Его выделяют за то, что он прошел непростой процесс познания и обладает знаниями, которыми не обладают другие. В наших знаниях наша сила.

Надеемся, вы внимательно изучили представленные мини-сочинения. Не забывайте о критериях оценки сочинения и получайте хороший результат!

Обществознание Слов 294

Выборы- этот процесс очень важен в современном мире, где основным политическим режимом является демократия. Идея высказывания Маккензи состоит в том, что роль выборов в жизни общества велика. Смысл высказывания вижу в следующем: именно благодаря выборам человек может осуществить одно из важнейших своих прав- право выбирать власть, выбирать тех кому он доверяет свое будущее, будущее своих детей, родных и страны.

Обществознание Слов 301

В своём высказывании В.Г.Белинский утверждает, что важную роль для реализации личности играет правильный и верный выбор жизненного пути. Нельзя не согласится с данным мнением автора.

Обществознание Слов 319

Основная идея данного высказывания в том, что именно в рыночной экономике происходит диссонанс между ценой и ценностью вещи. Смысл данного высказывания вижу в следующем: под понятием «цена» подразумевается реальная стоимость товара, которую установил производитель или продавец. Ценность же можно сравнить со значимостью продукта в денежном эквиваленте, т.

Обществознание Слов 233

Смысл высказывания заключается в том, что люди не рождаются личностью, а остановятся в процессе социализации.

Социализация-процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Каждый человек является индивидом(единичным представителем человеческого рода), становится личностью через процесс социализации.

Обществознание Слов 204

В своём высказывании А.Солженицын утверждает, что богатство человечества составляют малые нации, которые несут особые краски в наш мир. Нельзя не согласится с данным мнением автора. Действительно, нации и малочисленные народы всегда украшали нашу Землю своими красками: традициями, песнями, ритуалами.

Обществознание Слов 436

В своем высказывании автор говорит о том,что свобода предполагает ответственность человека за свои действия перед законом и государством.То есть,человека в его действиях ничто не ограничивает,кроме права.Я полностью согласна с этим высказыванием,потому что если у человека есть права и свободы,то должны быть и обязанности,ведь человек живет не один,а в обществе,у членов которого тоже есть свои права.

Обществознание Слов 54

Философия- специфическая форма духовной культуры, которая пытается охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека.Также существует научное определение философии, философия- это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Однако существует и другое толкование слова философия - это размышления людей об объектах философии как науки в повседневной жизни.

Культура.
«Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе» (Н. В. Гоголь)
«Искусство - диалог, в котором собеседник молчит». (Г.Ландау)
«Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше)
«Поэт бесконечно уступает художнику в изображении видимого, и музыканту - в изображении невидимого». (Леонардо да Винчи)
«Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». А. Шопенгауэр.
«У искусства есть враг, имя которому - невежество». (Д. Кеннеди)
«Цивилизация есть стадия умирания культуры». (О. Шпенглер)

Философия.
«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас)
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
«Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения». (Д. Дьюи)
«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля. Они его иногда топят, но без них он не может существовать» (Вольтер)
«Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней».
(А. Пуанкаре)
«Я видел дальше других только потому, что стоял на плечах гигантов» (И. Ньютон)
«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (Карл Краус)
"Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только свои"
«Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они в ней создаются». (Б. Теплов)
«Объявить себя гением легче всего по радио». Дон Аминадо
«Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое». Л.Левинсон.

Политика.
«В нынешние времена – все политика» (С. Къеркегор) "Власть, лишенная авторитета, хуже, чем явное безвластие".
«Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью -
национализм» (И.Н. Шевелев)
«Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж. Патрик)
"Демократия - это система, при которой у власти можно находиться лишь в результате конкурентной борьбы за мнение большинства". (Круглов)
«История сама по себе не может заставить человека совершить грязное дело…» П. Сартр.
"Когда народ много знает, им трудно управлять" (Лао-Цзы)
«Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев)
«Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика - это выбор между гибельным и неприятным». (Джон Гэлбрейт)
«Партия есть организованное общественное мнение». (Б. Дизраэли)
«Революции – варварский способ прогресса». Ж. Жорес
«Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью» Роберт Оуэн

Правоведение.
«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд)
«Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» Ш. Монтескье
«Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует». (Сенека)
«Подчинившись закону толпы, мы возвращаемся в каменный век» С. Паркинсон
«Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден». (Изречение римского права) "Свобода есть право на неравенство".
«Что есть право и в чем состоит правонарушение, это должен определить закон» (Латинское юридическое изречение).
"Есть 2 мирные формы насилия: закон и приличия" И. Гете.
"Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек -
своего позвоночника" Б. Шоу
«Законы обязаны своей силой нравам» К. Гельвеций
«Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им» (Вольтер)
«Имею право или обязан?»
«Когда гремит оружие, законы молчат». Цицерон
"Совесть есть закон законов". Ламартин
“Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам” (Сократ)
«Щадя преступников, вредят честным людям» (Сенека)

Экономика.
«Деньги - это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)
«Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». (Ф. Хайек)
«Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие
качества людей» (Д. Сарнофф).
«Бизнес - это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам
“Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к улучшению жизни”. Генри Форд
«Нажить много денег - храбрость; сохранить – мудрость, а умело расходовать –
искусство».
«Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». С. Джонсон
«Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход». (М. Монтень)
«Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин)
«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия». (Г. С. Беккер)

Социология.
«Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых:
голод, чума и война». (У. Гладстон)
«Алкоголизм и преступление - это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)
«Без многого может обойтись человек, только не без человека» (Л. Берне)
«Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А. Шопенгауэр)
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают». (А.Г.Асмолов)
«Личностью не родятся, личностью становятся». (А.Н.Леонтьев)
«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории». (Р. Дарендорф)
«Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов)
«Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев)
«Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками». (Саади)
«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
«Национализм малых народов есть проявление изоляции и самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая экспансия». (Н. Бердяев)
«Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер». (О. Пауэр)
«Неравенство - такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И.Шерр)
«Никакая нация не может достичь процветания, пока не осознает, что пахать поле –
такое же достойное занятие, как писать поэму» (В. Букер)
«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека)
«Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад». (Н. Бердяев)
«Положительное и отрицательное влияние маргинальности на общество».
«Семья - один из шедевров природы». (Дж. Сантаяна)
«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Т. Белинский) "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-
своему" Л. Толстой.
«Гуманность, есть только привычка, плод цивилизации. Она может совершенно исчезнуть». Ф.М. Достоевский
“Семья более священна, чем государство”. Папа Пий XI
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский).
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». (Ж.-
Ж. Руссо)
«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман)
«Человек немыслим вне общества» (Л.Н. Толстой)
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (А. Пьерон)