Как меняется цвет в холодном освещении. Восприятие цвета в зависимости от условий освещения

Добрый день дорогие друзья! Раз всех приветствовать на сайте "Электрик в доме". В последнее время востребованность светодиодных изделий постоянно возрастает. Использование инновационных источников света находит применение в различных отраслях народного хозяйства.

Светодиодными лампами оснащаются новые авто, освещаются дома, помещения предприятий и стенды наружной рекламы. Они применяются в прожекторах, уличных и офисных светильниках, а также во множестве других изобретений человека.

Понятие даже не подразумевает количество отдаваемого ими тепла, а имеет совершенно другое значение. Это – визуальный эффект восприятия источника освещения человеческим глазом. По мере приближения цветового спектра света к солнечному (желтому) определяют «теплоту» каждой лампы.

Можно также привести ассоциацию с пламенем свечи, и вы тут же поймете, как это явление описывается. Напротив, голубоватый оттенок света ассоциируется с пасмурным небом, снежным ночным сиянием. Этот свет вызывает у нас холодные, бледные образы. Но всему есть определенное научное объяснение.

При нагреве куска металла, у него появляется характерное свечение. Сначала диапазон цвета находится в красных тонах. При повышении температуры цветовой спектр постепенно начинает смещаться к желтому, белому, ярко синему и фиолетовому.

Каждому цвету свечения металла соответствует свой температурный диапазон, что позволяет описать явление при помощи известных физических величин. Это помогает дать характеристику цветовой температуре не как случайно взятой величине, а как определенному промежутку нагрева до получения требуемого цвета спектра.

Спектр цвета свечения светодиодных кристаллов несколько иной. Он отличен от возможных цветов свечения металла благодаря другой методике своего происхождения. Но общая суть остается той же: для получения выбранного оттенка потребуется определенная цветовая температура. Стоит отметить, что этот показатель никак не связан с количеством тепла, выделяемым осветительным прибором.

Еще раз хочу отметить, не стоит путать цветовую температуру и физическую температуру (количества тепла) которую выделяет ваша лампа, это разные показатели .

Шкала цветовой температуры светодиодных ламп

Сегодняшний отечественный рынок предлагает огромный ассортимент источников света на светодиодных кристаллах. Все они работают в различных температурных диапазонах. Обычно их выбирают в зависимости от места предполагаемой установки, ведь каждая такая лампа создает свой, индивидуальный облик. Одно и то же помещение можно существенно преобразить, изменив в нем лишь цвет освещения.

Для оптимального применения каждого светодиодного источника света следует заранее определиться, какой цвет вам наиболее удобен. Понятие цветовой температуры не связано конкретно со светодиодными лампами, его нельзя привязать и к определенному источнику, оно зависит лишь от спектрального состава выбранного излучения. Цветовая температура всегда была у каждого светового прибора, просто при выпуске стандартных ламп накаливания их свечение было только «теплым» желтым (спектр излучения был стандартным).

С появлением люминесцентных и галогеновых источников освещения вошел в обиход белый «холодный» свет. Светодиодные лампы характеризуются еще более широкой цветовой гаммой, за счет чего самостоятельный выбор оптимального освещения усложнился, а все его оттенки стали обуславливаться материалом, из которого выполнялся полупроводник.

Связь цветовой температуры и освещения

Четкое знание табличных значений данной характеристики помогает осознать, о каком цвете будет идти дальше речь. Каждый из нас отличается своим цветовосприятием, поэтому определить визуально холодность или теплоту светового потока удается лишь единицам.

За основу принимают усредненные показатели группы изделий, работающих в заданном спектре, а при окончательном выборе светодиодных светильников учитывают конкретные условия их эксплуатации (место установки, освещаемое пространство, назначение и др.).

Сегодня все источники освещения в зависимости от их диапазона свечения относят к трем основным группам:

  1. - теплого белого света – работают в температурном диапазоне от 2700K до 3200K. Излучаемый ими спектр белого теплого света сильно схож со свечением обычной лампы накаливания. Лампы с такой цветовой температурой рекомендованы к использованию в жилых помещениях .
  2. - дневного белого света (нормального белого) – в диапазоне от 3500K до 5000K. Их свечение визуально ассоциируется с солнечным утренним светом. Это световой поток нейтрального диапазона, который можно использовать в квартирных технических помещениях (прихожей, ванной, туалете), офисах, учебных классах, производственных цехах и так далее.
  3. - холодного белого света (дневного белого) – в диапазоне от 5000K до 7000K. Напоминает яркий дневной свет. Им освещают больничные корпуса, технические лаборатории, парки, аллеи, парковки, рекламные щиты и др.
Цветовая температура светодиодных ламп таблица
Цветовая температура Тип света Где применяется
2700 К свет «теплый белый», «красновато-белый», теплая часть спектра Характерно для обычных ламп накаливания, но встречается и в LED лампах. Используется в уютном домашнем интерьере, способствует отдыху, расслаблению.
3000 К свет «теплый белый», «желто-белый», теплая часть спектра Бывает в некоторых галогеновых лампах, также встречается в светодиодных. Чуть холоднее предыдущего, но также рекомендовано для жилого фонда.
3500 К свет «дневной белый», белая часть спектра Создается флуоресцентными трубками и некоторыми модификациями светодиодных ламп. Подходит для квартир, офисов, общественных помещений.
4000 К свет «холодный белый», холодная часть спектра Незаменимый атрибут стиля хай-тек, но подавляет своей мертвенной бледностью. Используется в больницах, и в подземных объектах.
5000 К - 6000 К свет «дневной» «бело-синий», дневная часть спектра Прекрасная имитация дня для рабочих и производственных помещений, теплиц, оранжерей, террариумов и т.п.
6500 К свет «холодный дневной» «бело-сиреневый», холодная часть спектра Подходит для уличного освещения, складских помещений, освещения промышленных объектов.

Из приведенных характеристик прекрасно видно, что при низкой цветовой температуре преобладает красный, а отсутствует синий цвет. Когда температура увеличивается – появляются зеленый и синий цвета, а красный исчезает.

Где можно узнать про данный параметр?

На упаковке каждой лампы освещения производители указывают ее технические характеристики . Среди всех прочих характеристик, таких как мощность, напряжения, частота сети, обязательно указывается (это относится не только к LED лампам). На этот основной фактор обязательно стоит обращать внимание перед покупкой лампы.

Кстати говоря, данная характеристика отображается не только на упаковке, но и на самой лампе. Вот один из примеров, LED лампа мощностью 7 Вт и температурой 4000К. Установлена она у меня дома, на кухне, светит приятным дневным светом.

А вот еще один пример обозначения на светодиодном точечном светильнике для гипсокартонных потолков , температура 2800 Кельвинов. Светильники с такой цветовой температурой светят теплым светом похожим на лампу накаливания и были установлены в спальной комнате на одном из объектов.

Какие лампы выбрать для офиса

В нормативном документе СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение» рекомендует использовать различные источники излучения в зависимости от их типа, мощности, построения и характеристик светового потока. Помещения жилого фонда предписывается оборудовать небольшими и низкотемпературными «теплыми» световыми приборами, а в нежилом фонде устанавливать более крупные светильник нормального «белого» света.

Доказано, что белое освещение оптимально для рабочего процесса, так как содержащаяся в нем часть синего спектра благотворно влияет на человека, помогает ему сконцентрироваться, ускоряет реакцию и рабочие процессы организма. Хорошо выбирать источники излучения именно от 3500K до 5600K, с белым или нейтральным светом, с чуть синеватым оттенком. Такое освещение даст возможность увеличить работоспособность до максимальной отметки.

Подойдут как люминесцентные, так и светодиодные светильники , хоть последние дадут существенную экономию энергоресурсов.

Напротив, большой ошибкой будет установка в таком месте светильников холодного белого света с диапазоном, близким к 6500K. Это приведет к быстрой утомляемости работников, жалобам на головную боль и резкому снижению работоспособности.

Какие лампы подходят для дома

В квартирах и частных домах белый свет не рекомендован. Не обязательно размещать везде одинаковые светильники, лучше воспользоваться индивидуальными рекомендациями по оборудованию освещения в таких помещениях. Можно установить белые нейтральные светильники на кухне, в санузле и прихожей. Их температура может варьироваться от 4000K до 5000K.

Но для спальни, детской и комнат, где вы отдыхаете, предпочтительно использовать теплые тона светового спектра. Тут лучшим решением будет теплый белый свет ближе от 2700K до 3200. Он снимет дневную напряженность, создаст уют и позволит расслабиться.

Удобно и эффективно пользоваться нормальным белым светом в зоне чтения и рабочем уголке, а также для подсветки зеркал, перед которыми наносится макияж. Этим вы добьетесь максимального цветового контраста и удобств для выполняемых действий.

Письменный стол ребенка лучше оснастить лампой с температурой 3200-3500K . Она не создаст излишней усталости для глаз, а близость к белому спектру поможет собраться и настроиться на работу. Для всех светодиодных ламп их рабочая температура указана на упаковке.

На этом собственно все дорогие друзья. Если вам понравилась статья буду признателен, если Вы поделитесь ею в социальных сетях.

Лабораторная работа № 5.

ЦВЕТ ОБЪЕКТА

В зависимости от того, попадает в глаз излучение от источников света или от несамосветящихся объектов, даже при одинаковом относительном спектральном составе потоков излучения, восприятия цвета различаются. Однако обычно для обозначения цвета этих двух разных типов объектов используют одни и те же термины. К самосветящимся объектам относят солнце и различные источники света.

В излучении нагретых тел (например, нить лампы накаливания) длины волн непрерывно заполняют весь диапазон видимого света. Такое излучение называется белым светом. Свет, испускаемый газоразрядными лампами и многими другими источниками, содержит в своем составе отдельные монохроматические составляющие с некоторыми выделенными значениями длин волн. Совокупность монохроматических компонент в излучении называется спектром . Белый свет имеет непрерывный спектр , излучение источников, в которых свет испускается атомами вещества, имеет дискретный спектр.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 1.

Основные составляющие, приводящие к цветовому ощущению.

Основную часть объектов, вызывающих цветовые ощущения, составляют несамосветящиеся объекты , которые лишь отражают или пропускают свет, излучаемый источниками. И для получения цветового ощущения в этом случае необходимы: источник света, цветной объект и наблюдатель (ИЛЛ.1).

Цвет объекта определяется спектральным распределением энергии отраженного им света. Свет источника попадает на объект, который влияет на него – отражает, пропускает, поглощает. Причин, вызывающих различные цветовые явления, много, например, по К. Нассау, их – 15. В своей работе он рассматривает фундаментальные вопросы взаимодействия света с веществом и цветовые явления (биологических систем, атмосферы, жидких кристаллов, эмалей, стекла, глазури, драгоценных камней), обусловленные преломлением, поляризацией, интерференцией, дифракцией, рассеянием света объектами, нелинейными эффектами колорантов различных типов.

Одной из самых важных характеристик объекта является коэффициент отражения (ρ) для непрозрачных и пропускания (τ)для прозрачных веществ. Определяются как отношение интенсивности отраженного (пропущенного) объектом света к интенсивности падающего на него света.

Спектр окрашенных поверхностей определяется как зависимость коэффициента отражения ρ от длины волны λ; для прозрачных материалов – коэффициента пропускания τ от длины волны; а для источников света – интенсивности излучения от длины волны. Спектр отражения – основная характеристика объекта, от которой зависят его цветовые характеристики. Представляется в табличном виде или в виде графика, где по оси абсцисс откладывается длина волны, а по оси ординат – интенсивность отраженного света. У большинства объектов довольно сложный спектральный состав, т.е. в нем присутствуют излучения самых различных длин волн. По форме спектральной кривой можно судить о цвете излучения, отраженного от поверхности предмета или испускаемого самосветящимся источником света. Чем более эта кривая будет стремиться к прямой линии, тем более цвет излучения будет казаться ахроматическим. Чем больше будет амплитуда спектра, тем цвет излучения или предмета будет более ярким. Если спектр излучения равен нулю во всем диапазоне за исключением определенной узкой его части, мы будем наблюдать чистый спектральный цвет, соответствующий излучению, испускаемому в очень узком диапазоне длин волн. Такое излучение называется монохроматическим. Примеры спектров отражения некоторых красок приведены на (ИЛЛ.2).

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 2.

Спектры отражения различных цветных красок: изумрудной зелени, красной киновари, ультрамарина

ИСТОЧНИКИ СВЕТА

Влияние освещения на восприятие окружающего мира чрезвычайно важно и дизайнерам необходимо знание основ светотехники. Существует два вида источников света – это Солнце (естественное освещение) и искусственные источники, созданные человеком.

Примеры спектрального распределе­ния интенсив­ности излучения различных источников света приведены на ИЛЛ.3

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3.

Примеры спектрального распределе­ния интенсив­ности излучения различных источников света: свет от ясного голу­бого неба, среднеднев­ной усредненный солнечный свет, свет лампы накаливания

ИСКУССТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ОСВЕЩЕНИЯ

Для искусственного освещения применяют электрические лампы двух типов – лампы накаливания (ЛН) и газоразрядные лампы (ГЛ).

Лампы накаливания относятся к источникам света теплового излучения. Видимое излучение (свет) в них получается в результате нагрева электрическим током вольфрамовой нити.

В газоразрядных лампах видимое излучение возникает в результате электрического разряда в атмосфере инертных газов или паров металлов, которыми заполняется колба лампы. Газоразрядные лампы называют люминесцентными, так как изнутри колбы покрыты люминофором, который под действием ультрафиолетового излучения, излучаемого электрическим разрядом, светится, преобразуя тем самым невидимое ультрафиолетовое излучение в свет.

Лампы накаливания наиболее широко распространены в быту из-за своей простоты, надежности и удобства эксплуатации. Находят они применение и на производстве, в организациях и учреждениях, но в значительно меньшей степени. Это связано с их низкой светоотдачей 20 лм/Вт (светоотдача или световая эффективность лампы – это отношение светового потока лампы к ее электрической мощности), небольшим сроком службы – до 2500 ч, преобладанием в спектре желтых и красных лучей, что сильно отличает спектральный состав света от солнечного света. В маркировке ламп накаливания буква В обозначает вакуумные лампы, Г – газонаполненные, К – лампы с криптоновым наполнением, Б – биспиральные лампы. Газоразрядные лампы получили наибольшее распространение на производстве, в организациях и учреждениях прежде всего из-за значительно большей светоотдачи (40...110 лм/Вт) и срока службы (8000...12000 ч). Газоразрядные лампы в основном применяются для освещения улиц, иллюминации, световой рекламы. Подбирая сочетание инертных газов, паров металла, заполняющих колбы ламп, и люминофора, можно получить свет практически любого спектрального диапазона – красный, зеленый, желтый и т. д. Для освещения в помещениях наибольшее распространение получили люминесцентные лампы дневного света, колба которых заполнена парами ртути. Свет, излучаемый такими лампами, близок по своему спектру к солнечному свету.

Газоразрядные люминесцентные лампы бывают низкого давления, с разным распределением светового потока по спектру: лампы белого света (ЛБ); лампы холодно-белого света (ЛХБ); лампы с улучшенной цветопередачей (ЛДЦ); лампы теплого-белого света (ЛТБ); лампы, близкие по спектру к солнечному свету (ЛЕ); лампы холодно-белого света улучшенной цветопередачи (ЛХБЦ). Лампы ЛЕ, ЛДЦ применяются в случаях, когда предъявляются высокие требования к определению цвета, в остальных случаях – лампы ЛБ, как наиболее экономичные.

К газоразрядным лампам высокого давления относятся: дуговые ртутные лампы с исправленной цветностью (ДРЛ); ксеноновые (ДКсТ), основанные на излучении дугового разряда в тяжелых инертных газах; натриевые высокого давления (ДНаТ); металлогалогенные (ДРИ) с добавкой йодидов металлов. Лампы ДРЛ рекомендуются для производственных помещений, если работа не связана с различением цветов (в высоких цехах машиностроительных предприятий и т. п.), и наружного освещения. Лампы ДРИ имеют высокую световую отдачу и улучшенную цветность, применяются для освещения помещений большой высоты и площади.

Однако газоразрядные лампы наряду с преимуществами перед лампами накаливания обладают и существенными недостатками, которые пока ограничивают их распространение в быту. Основной недостаток – пульсация светового потока, которая искажает зрительное восприятие и отрицательно воздействует на зрение. При освещении газоразрядными лампами может возникнуть стробоскопический эффект, заключающийся в неправильном восприятии скорости движения предметов.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСКУССТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ОСВЕЩЕНИЯ

Психологическое и физиологическое воздействие на человека цветности излучения источников света в значительной степени связано с теми световыми условиями, к которым человечество приспособилось за время своего существования. Световой режим, к которому приспособились люди – это голубое небо, создающее в течение большей части светового дня высокие освещенности, вечерами и ночами – желто-красный костер, а затем, пришедшие ему на смену, создающие низкие освещенности лампы, аналогичные по цветности. У человека наблюдается более работоспособное состояние днем при свете преимущественно холодных оттенков, а вечером, при теплом красноватом свете низкой освещенности, ему лучше отдыхать. Лампы накаливания дают теплый красновато-желтый цвет и способствуют успокоению и отдыху, люминесцентные лампы, наоборот, создают холодный белый свет, который возбуждает и настраивает на работу.

Таким образом, цветность является важной характеристикой светового излучения. Цветность света того или другого источника зависит от спектрального состава излучаемого им светового потока. Излучение большинства самосветя­щихся источников подчиняется одним и тем же законам, однако для разных тел, в зависимости от их химического состава и физических свойств, нагревание до заданной температуры дает несколько раз­личающиеся спектры излучения. В связи с этим, в качестве эта­лона цветовой температуры использу­ется гипотетическое абсолютно черное тело или излучатель Планка. Это источник, излучение которого зависит только от его температуры, а не от каких–либо других его свойств. Несмотря на существующие различия, все другие тела ведут себя при на­грева­нии подобно идеальному черному телу.

Именно поэтому использование цветовой температуры в качестве характеристики цветности излучения само­светящихся источников, как природных, так и искусственных, оправдано для боль­шого числа источников.

Krill Light, а теперь настала пора поговорить об их практическом применении.

Давным давно, во времена 2-ой Мировой Войны, традиционным цветом ночного освещения был красный. Он не засвечивал сетчатку во время ночных операций и не «убивал» зрение, в отличии от обычных ламп белого света. При красной подсветке бойцам требовалось меньшее время на адаптацию в темноте, т. к. их глаза были меньше «нагружены».

Наиболее часто лампы красного света использовались в двух случаях:

  • авиацией (пилотами ночных рейсов, истребителями ночных вылетов),
  • на режимных объектах (особенно тех, которые охранялись патрулем, во время маршрута обхода, попадающего то в тень, то на освещенное место).

В последние годы, с появлением более совершенных технологий в сфере освещения, для ночных операций стали использовать зеленые, либо сине-зеленые источники света. В основном это связано с удобством их применения совместно с прибором ночного видения (пнв), отображающего мир «в зеленых тонах».

Но что лучше для сетчатки и что менее нагружает глаза ночью: красное или же зеленое освещение? У обоих цветов есть свои плюсы и минусы, которые стоит рассмотреть поподробнее.

Самым важным фактором, влияющем на «засветку» ночного зрения является общая яркость светового потока, по-другому называемая «уровнем освещенности». Чем ярче источник света - тем сильнее он «бьет» по глазам, «убивая» темновую адаптацию (световую чувствительность глаз в темноте). Выбор цвета здесь абсолютно неважен - что красный, что зеленый свет при высокой яркости может больше навредить, чем помочь.

Тем не менее, человеческий глаз устроен таким образом, что к зеленому свету он восприимчив в разы больше, нежели к красному. Именно поэтому, используя подсветку зеленого цвета при низких уровнях освещенности, человек способен разглядеть больше, нежели при источниках освещения другого цвета. Иными словами, в случае зеленой подсветки мы получаем лучшую остроту зрения.

Более того - зеленый свет также позволяет провести дифференциацию между цветами. Это значит, что при зеленой подсветке можно различать цветовую гамму объектов, разделяя их по отдельным цветам. Это если, конечно, человек не дальтоник. В том случае, если подсветка красного цвета, сетчатка не всегда способна к различению цветов: все предметы окрашиваются примерно в один тон, различаясь лишь по контрастности и темноте. Самым ярким примером этого служат авиационные летные карты, в которых особые метки сделаны пурпурными буквами (пурпурным цветом).

При зеленом освещении они прекрасно читаются и ясно видимы на поверхности карты, в то время как при красной подсветки эти надписи почти не видны, либо плохо видны в части случаев.

Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что современные пилоты предпочитают иметь подсветку зеленого цвета вместо красного. С ней легче видеть в темной кабине, а также намного легче читать записи и изучать карты.
Тем не менее, самой главной проблемой остается общий уровень яркости (мощность светового потока). Чем ярче источник подсветки - тем больший негативный эффект он оказывает на глаз, отключая ночное зрение и увеличивая время на адаптацию в темноте .

Таким образом, единственным правильным решением будет использование источника света с уровнем яркости, отвечающим ситуации. Мощность светового потока не должна превышать ваши нужды. Неважно, будет это подсветка красного, зеленого или сине-зеленого цвета - важно, чтобы она была НЕдостаточно яркой и не засвечивала глаза. Для освещения помещения или местности - слабые и маломощные светилки, излучающие легкий и приглушенный свет. Для подсветки конкретной области или предмета - более яркие источники света узкого (направленного) освещения.
Однако, в том случае, если вам все же нужен источник ЯРКОГО света, следует учитывать, что зеленая подсветка влияет на глаза более негативно, нежели красная. При одинаковой яркости (выше предела, позволяющего не засвечивать сетчатку), красный свет менее «травматичен» сетчатке. Иными словами, яркий зеленый свет более «вредоносен» и будет «бить» по глазам сильнее, нежели красный, и выводить бойца из строя на бОльшее время.

Причиной этого служит то, что наша сетчатка примерно в 100 раз более чувствительная к зеленой и сине-зеленой цветовой гамме, нежели к другим цветам. Это означает, что источник света зеленого цвета даже средней или средне-умеренной яркости может «натворить дел» и оказать сильный негативный эффект на глаза, пагубно влияя на способность видеть во тьме.

Резюмируя вкратце :
При низком уровне яркости зеленый источник дает больше преимуществ, чем красный :

  • - Ночное зрение сохраняет остроту, предметы и объекты видно четче, а их контуры острее
  • - Можно читать текст или карты с большей эффективностью, легко различая цифры и буквы
  • - Возможно различение цветов (т.е. можно более легко отличить один цвет от другого)

При высоком уровне яркости красный источник дает больше преимуществ, нежели зеленый :

  • - Не так сильно повышает темновую дезадаптацию глаз (т.е. снижение их чувствительности к свету)
  • - Больше сохраняет ночное зрение, уменьшая время темновой адаптации
  • - Не так пагубно воздействует на способность глаза воспринимать свет в целом

В качестве заключения можно сказать, что оба цвета хороши - главное выбрать нужный для своих целей. Несмотря на то, что все люди разные и в силу индивидуальных особенностей и физиологии могут видеть в темноте по-разному, факт остается фактом. И красный, и зеленый свет будут адекватно служить вашим нуждам - главное выбрать между сохранением ночного зрения, либо более высоким уровнем освещенности.

Дополнительно о ночном зрении можно прочитать тут :

  • Александр КАРАЯНИ, кандидат психологических наук. «НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ ИЛИ КАК ВИДЕТЬ В ТЕМНОТЕ» - информационная статья, краткая выжимка по ночному зрению
  • - информационная статья от Сурв24

Мы живем в цветном мире. И только слепой от рождения может не замечать этого. Когда мы видим прозрачную голубизну неба, яркие краски цветов на зеленой траве, желтое ослепительное солнце трудно оставаться равнодушным. У каждого из нас есть цвета, которые нравятся больше других, мы догадываемся, что цвета как-то действуют на нас, могут влиять на наше настроение и может быть на самочувствие.

Многие в детстве развлекались тем, что прикладывали к глазам цветные стеклышки: вот синее стекло - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - непроизвольно хочется улыбнуться, все кажется праздничным, даже если день пасмурный.

Со времен И. Ньютона цвет почти утратил свои магические, ритуальные функции. Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет - лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные - физиологической и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, этими вопросами занимается наука, которая называется - психологией цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

  1. Свет и цвет.

Что такое цвет и свет? Свет это: рассвет, восход солнца, это тот или иной источник освещения. Свет - это лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Таково, образно говоря, "гуманитарное" определение понятия свет. А вот, так сказать, "физическое" определение этого же понятия: свет - это видимые глазом электромагнитные волны оптического диапазона длиной 380-760 нм, воспринимаемые сетчатой оболочкой зрительного анализатора - самого тонкого и универсального органа чувств. Свет является естественным условием жизни человека на Земле, необходимым для сохранения здоровья и высокой производительности труда.

А что такое цвет? Цвет – это световой тон чего либо. Яркий цвет - это резкие по чистоте и свежести тона. Цвет (по-гречески "хромос") - это одно из свойств объектов материального мира, которое воспринимается как осознанное ощущение. Разноокрашенные предметы, их разноосвещенные участки, а также источники света и создаваемое ими освещение могут создавать (и создают) различные световые ощущения. При этом несамосветящиеся тела отражают или пропускают свет, излучаемый каким-либо источниками, и человек фактически видит не цвет, а только освещенные «поверхности».

Таким образом, цвет предмета обусловлен, прежде всего, его окраской и свойствами его поверхности; оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется; свойствами человеческого глаза (зрительного анализатора); особенностями переработки зрительной информации в мозгу человека.

Как же возникло наименование цветов? Зная, какую роль, играла и продолжает играть окраска предметов при определении их цвета, нетрудно понять, почему наименования многих цветов произошли от названия объектов с сильно выраженной окраской: малиновый, розовый, изумрудный и т.п. Нередко даже цвет естественного источника света - Солнца образно описывают так, как будто оно представляет собой несветящийся объект: кроваво-красный диск Солнца. Однако в повседневной жизни цвет искусственных источников света чаще всего определяют (простите за каламбур) неопределенно - понятием "белый цвет". Это связано с тем, что как правило, данный конкретный источник искусственного света редко сопоставляется с другими источниками, и человеческий глаз в значительной степени адаптируется к условиям освещения.

Для более точного качественного описания цвета обычно используют три его основные свойства: цветовой тон (ЦТ, или оттенок цвета), насыщенность и светлоту. При этом нередко учитывают также соотношение хроматического и ахроматического цветового тона. Разделение цвета на три взаимосвязанные компоненты - это результат мыслительного процесса человека, который существенно зависит от навыка и обучения. Наиболее важный компонент цвета - это ЦТ, или оттенок цвета. В человеческом сознании он прочно ассоциируется с окраской предмета определенным типом пигмента или красителя (например, зеленый тон присваивают предметам с окраской, близкой к окраске естественной зелени). Насыщенность характеризует степень или силу выражения оттенка цвета, т.е. количество (концентрацию) пигмента или красителя. Серые тона называют ахроматическими (бесцветными) и считают, что они не имеют насыщенности и различаются лишь по светлоте. Светлоту обычно связывают с количеством черного или белого пигмента, реже - с освещенностью. Светлоту разноокрашенных объектов оценивают, сопоставляя их с ахроматичными объектами. Цвет ахроматичных поверхностей, отражающих максимум цвета, называют «белым»

Поверхности с белой окраской часто служат своеобразным "эталоном": их всегда сразу узнают, и именно сопоставление с ними, позволяет бессознательно вводить поправку на освещение. Даже если наблюдаются только белые предметы, по ним опознаётся цвет самого освещения.

Восприятие цвета и их тончайших оттенков во многом зависит от среды обитания человека. Так, вопрос: "Сколько вы можете назвать оттенков белого снега?" наверняка поставит вас в тупик. Вы можете назвать не более трех-четырёх оттенков, а эскимос, не задумываясь, на своём родном языке назовёт до 30 таких оттенков.

К ахромотическим цветовым тонам относятся черный, серый и белый цвета, к хроматическим - все остальные. При воссоединении хроматических (иначе говоря, локальных) цветов с белым получаются различные разбелённые цвета, а при соединении с черным - затемненные. Именно так составляются всем хорошо известные «колерные» книжки.

Цветовые гармонии

    Теплые тона – красные, оранжевые, желтые, пурпурно-красные.

    Холодные тона – фиолетовые, голубые, синие, пурпурно-фиолетовые.

Эти группы действуют на физиологические функции и психику противоположно.

      Теплые - возбуждают мышечную работоспособность, понижают слуховую чувствительность, затрудняют перенесение высоких температур.

      Холодные – наоборот – повышают слуховую чувствительность, облегчают перенесение высоких температур и снижают мышечную работоспособность

Но длительное восприятие одного цвета или группы цветов приводит к цветовому утомлению, и действия цветов сменяются на противоположное.

Наименее утомляющим являются желто-зеленые и светлые ахроматические цвета, которые означают оптимистичность. Все цветовые гармонии могут быть разделены на 2 группы:

1. Контрастные гармонии

2. Гармонии близких цветов

Цветовая гармония – это равновесие цветовых сил.

  1. Влияние цвета на психику человека

То, что цвет сказывается на наших эмоциях и даже психике, люди интуитивно заметили давно. Недаром мы говорим о "праздничных, радостных, веселеньких" цветах и "унылых, мрачных" тонах.

Цвет создает определенную эмоциональную атмосферу, влияет на настроение и работоспособность и даже на самочувствие. Можно привести о один пример: при исследованиях специалистами было установлено, что при температуре воздуха +15-17 С, находясь в комнате с яркими желтыми или оранжевыми стенами, здоровый человек в рубашке с коротким рукавом не ощущает холода, но при этой же температуре он мерзнет в помещении с серо-голубыми стенами. Поэтому обязательно нужно тщательно подбирать цвета для окраски стен, потолков и полов.

Проблемой воздействия цвета на психику занимались и занимаются многие ученые. Например, один из самых достоверных и распространенных тестов о состояния человека - тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать наиболее приятный ему цвет из группы цветов, потом, из оставшихся, опять предлагают выбрать самый приятный, и так далее.

Обсчитывая соответствующим образом результаты, делают вывод о психоэмоциональном состоянии человека, о его физическом здоровье. Тем же Люшером решена и обратная задача - предъявляя человеку цвета по определенной программе, добиваются изменений его эмоционального и физиологического состояний.

На физиологию человека цвет действует почти автоматически, вот общие а) характеристики воздействия цвета:

    Красный цвет является возбуждающим, активным, действует навязчиво, принудительно. У человека изменяются дыхание и пульс, как при любом волнении. При кратком воздействии этого цвета работоспособность повышается, но ненадолго. Вскоре наступает утомление, снижается внимание и реакция.

    Оранжевый цвет вызывает ощущение теплоты, бодрости, веселья, создает хорошее настроение. При не очень длительном воздействии благоприятно влияет на работоспособность.

    Желтый цвет создает иллюзию солнечного освещения. Является активным, бодрящим, создающим прекрасное настроение.

    Зеленый цвет успокаивающий, нейтральный, мягкий цвет. Его длительное воздействие не только не утомляет, но и вызывает устойчивый подъем работоспособности. Имеет множество оттенков, которые по-разному влияют на организм человека. Например, в сочетании с желтым зеленый цвет становится мягким и создает хорошее настроение, а в сочетании с синим - становится пассивным.

    Голубой цвет вызывает ослабление и замедление жизненных процессов, т. к. является пассивным цветом. Понижает активность и эмоциональное напряжение, способствует ощущению прохлады.

    Синий цвет при его воздействии снижается активность жизненных процессов, нормализуется дыхание и пульс, т. к. он считается пассивным, спокойным, холодным. Вызывает состояние созерцательности и размышления.

    Фиолетовый цвет это самый пассивный из всех цветов, вызывающий снижение жизненного тонуса, понижение активности. При его длительном воздействии возникает состояние угнетенности и беспокойства.

    Коричневый цвет создает меланхоличное, мягкое настроение, вызывает ощущение тепла, является спокойным и сдержанным.

    Черный цвет вызывает резкое понижение настроения, являясь мрачным, тяжелым, гнетущим цветом.

    Серый цвет создает унылое настроение, вызывая апатию и скуку.

    Белый цвет холодный, чистый, спокойный цвет. Возникает впечатление простоты и скромности.

б) Цветовые пары и их воздействие на человека

    «Желтый – синий» – ощущение подвижности (обратите внимание на оформление некоторых передач, показываемых телевидением), сильная напряженность, требует уравновешивания.

    «Красный – зеленый» – мерцание, беспокойство, импульсивность

    «Красный – желтый» - в их сумме проявляется жизнестойкость

    «Оранжевый – синий»– впечатляющий, интенсивная пара

    «пурпур – зеленый» – ощущение жизни утверждения

    «Фиолетовый - лимонно-желтый» – подчеркивает тяжесть и легкость в сочетании

в) Неполярные цвета

    «Желто-красный» – лучезарность, теплота

    «Золотой – красный» – роскошь, теплота

    «Оранжево-красный» – кричащий

    «Желто-пурпурный» – диссонанс, неблагополучие, подвижность

    «Золотой – пурпурный» – мощь, достоинство, праздник

    «Красный – пурпурный» - диссонанс

    «Желтый – цвет зеленого листа» – веселье, радость

    «Желтый – оливковый» – диссонанс

    «Желто-оранжевый – цвет липового листа» – умеренно возбуждающие

    «Оранжево-красный – зеленый» - импульсивный

    «Оранжево–фиолетовый» – оглушение, опьянение

    «Красный – синий» – динамика отталкивания, не восприятие, волнение

    «Красный – ультрамариновый» – резкая сила

    «Оранжевый – ультрамарин» – притензионность

    «Синий – розовый» – робость, застенчивость

    «Пастельно-зеленый – синий» – пассивность, неясность

    «Пастельно-зеленый – розовый» – слабость, нежность, радушие

    «Желто-зеленый – красновато-серый» – диссонанс

    «Бежевый – красный» – легкий диссонанс

    «Бежевый – цвет липы» – успокаивающая теплота

    «Коричневый – зеленый (оливковый)» – приземленность

    «Темно-коричневый – синий» – бескомпромиссность

    «Темно-коричневый – охра»– жесткость, приземленность

    «Зеленый – серый» – родственность, пассивность

    «Синий – серый» – нейтральность, холодность

    «Красный – черный» – подавленность, опасность

    «Оранжево-черный» – насилие

    Желто-черный – фиксация внимания

    «Синий – черный» – ночь

    «Желто-белый» – прояснение

    «Синий-белый» – чистота, холодность

    «Зеленый – белый» – чистота, ясность

    «Розовый – белый» – слабость

    «Желто-зеленое» – лучистость желтого и ощущение покоя зеленого дает ощущение жизнерадостности.

Попробуем более подробно разобрать психологического влияние на человека. Выделим три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное.

Реферат >> Психология

Составляющих звука, воздействующих на психику человека . Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей... мyзыкy, а pастения и цветы под классическyю мyзыкy быстpее pаспpавляют... вы забудете обо всем на свете" . Особое внимание нужно...

  • Влияние цвета на продажи

    Реферат >> Маркетинг

    Не столько воздействие цвета на потребителя, сколько... человека . Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека . Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света ... занимается изучением влияния цвета на психику человека , опубликованы результаты...

  • Использование цвета на эмоциях человека в современных рекламных технологиях.

    Курсовая работа >> Маркетинг

    Он отражает. Силу воздействия цвета на сознание и здоровье человека замечали еще жрецы... в конечном счете действует подавляюще на психику . Особенно неприятное впечатление производит грязно... как застывший солнечный свет . Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и...

  • Выбирая цветовое решение для интерьера своего дома, очень важно учесть функциональное использование, характер и степень освещения комнат как искусственным, так и естественным, солнечным светом. Научно доказано, что свет оказывает существенное влияние на восприятие цвета. "Идеальное" (наиболее верное) представление о цвете поверхности можно получить, рассматривая ее при солнечном освещении, в полдень. Однако дизайнеры советуют подбирать цветовое оформление интерьера при том освещении, в котором оно будет наиболее часто использоваться, поскольку при разном свете один и тот же тон воспринимается по-разному может менять оттенок и насыщенность, становиться "теплее" или "холоднее".

    Известно, какое благоприятное действие оказывает нa человека солнце и насколько угнетает продолжительная нехватка солнечного света. Считается, что наилучшее освещение имеют помещения, обращенные на юг, юго-запад, юго-восток, однако степень освещенности комнаты не всегда зависит от того, на какую сторону спета ориентированы ее окна. Ведь даже выходящие на южную сторону дома окна могут не давать достаточного освещения из-за небольшого размера или из-за того, что окна закрыты соседним домом или близко стоящими лсревьями. Это необходимо учитывать.

    Обычно чем меньше дневного света проникает в комнату, тем светлее должны быть ее стены и общий колорит интерьера. Например, можно выбрать для оформления стен светло-желтые или светло-розовые цвета. Дизайнеры не советуют выбирать белый цвет: в этом случае он значительно уступает светло-желтому и светло-розовому, так как при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми. Для слабо освещенных помещений (например, прихожих, коридоров) лучше подобрать холодные тона, поскольку, как известно, насыщенность цветов при недостаточной освещенности помещений резко снижается, но голубые, синие и фиолетовые тона при этом изменяются меньше, чем красный, оранжевый и желтый. Таким образом, днем в скупо освещенной голубоватой прихожей не будет возникать ощущения "серого" и "скучного" интерьера, а краски отделки будут сохранять свое цветовое значение. Специалисты также рекомендуют учитывать, что чем ближе цвет отделки стен будет к цвету естественного освещения, чем сильнее свет будет отражаться от поверхности стен, тем светлее будет днем в этом помещении. Светлая окраска стен, потолка и пола лучше отражает свет, а следовательно, улучшается и общая освещенность помещения. Добиться равномерной освещенности можно и с использованием преимущественно матовых отражающих поверхностей. Дело в том, что матовые поверхности, в отличие от глянцевых, отражают свет во все стороны (глянцевые - преимущественно в одном направлении).

    Необходимо заметить, что характер же дневного света бывает разным и постоянно изменяется. Легко заметить, как изменяется естественное дневное освещение на заре, в полдень, днем и в сумерках.

    Так, рассеянный свет голубого неба значительно холоднее (голубее) прямого света полуденного солнца, а прямой солнечный свет содержит больше красных лучей и меньше зеленых, синих и фиолетовых. Поэтому для комнат, "богатых" солнечным светом, хорошо подойдут холодные синевато-зеленые тона. Это особенно предпочтительно в южных районах для того, чтобы "успокоить" яркий для глаз свет солнечных лучей - он не только вредно действует на зрение, но и искажает цветность всех поверхностей в помещении, делая их блеклыми.

    Комнату, окна которой выходят на север, лучше оформить в более теплых тонах, чтобы скорректировать постоянное ощущение пасмурности. Поэтому для меблировки кухни с окнами, выходящими на север, уместнее подобрать предметы теплого цвета или белого, но с яркими вкраплениями цветовых пятен.

    Искусственное освещение заслуживает еще более внимательного подхода. На протяжении десятилетий господствующим освещением в городских квартирах было одноцветное, однако в последнее время все больше внимание обращается на то, что искусственный свет имеет и цвет.

    Более того, сегодня использование разноспектраль-иых источников света превратилось в дополнительное средство художественной выразительности. Однако применять это средство дизайнеры советуют очень осторожно, поскольку с изменением источника света меняется и состав отраженного света, а с ним и цвет объекта. С научной точки зрения это объясняется следующим: чем ближе спектральная характеристика цвета к спектральной характеристике падающего на него спета, тем цвет интенсивнее. Таким образом, цвет, выбранный при дневном свете, может существенно измениться при свете электрическом. Например, в световом потоке обычной электрической лампы накаливания преобладают желтые, оранжевые и красные цвета, которые изменяют восприятие насыщенных тонов и повышают яркость "теплых" оттенков. При электрическом "желтоватом" освещении красные тона становятся более насыщенными, оранжевые краснеют, светло-желтые сближаются с белыми. Малонасыщенные тона претерпевают в электрическом свете меньшие изменения; почти не изменяются желто-зеленые цвета.

    Лампа накаливания увеличивает резкость цвета, подобно свету от свечи; усиливая интенсивность "теплых" тонов, она уменьшает воздействие тонов "холодных". Поэтому, если интерьер будет большее время суток освещаться не дневным светом, а лампами накаливания, не рекомендуется оформлять его в холодных тонах, - они будут смотреться очень невыигрышно. В желтом свете обычных ламп накаливания отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи, поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении. Холодные тона при электрическом освещении темнеют и изменяют свои оттенки: голубые кажутся более зелеными, синие - более тусклыми; темно-синие цвета чернеют, фиолетовые - краснеют.

    Галoгеновая лампа имеет сходное с лампой накаливания влияние на цвета.

    Люминесцентные лампы дневного цвета также изменяют цветовосприятие: красные тона кажутся при этом освещении более фиолетовыми, оранжевые - коричневыми, а желтые - зелеными. Такой свет словно "охлаждает" теплые тона и усиливает "холодные":

    зеленые и синие тона становятся более яркими, но красный, оранжевый и желтый тона блекнут.

    Рассмотрим различные варианты цветного освещения.

    С помощью красного света можно создать эротизирующее освещение. Светильники приятных красноватых тонов также могут хорошо подойти для прихожей и гостиной. Если они дают мягкий и не слишком насыщенный свет, то это будет способствовать хорошему настроению, мобилизации сил и внимания.

    Коричнево-красный свет успокаивает, вызывает ощущение умиротворенности.

    Оранжевое освещение стимулирует аппетит.

    Желтый свет также улучшает пищеварение и даже оказывает лечебное воздействие: такое освещение показано при болезнях печени, мочевого пузыря и желудка. Желтый свет используется при лечении расстройств желудочно-кишечного тракта, а в сочетании со светло-зеленым и голубым даже... уменьшает страх, например, у пациента на приеме у зубного врача. Желтое освещение производит впечатление тепла и уюта, помогает концентрировать внимание и визуально увеличивает пространство. Гёте в "Учении о цвете" так писал о желтом свете: "...согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день". При желтом, теплом освещении повышаются острота зрения, скорость восприятия и устойчивость видения. Однако интенсивное излучение желтого может быть весьма на-. юйливым, иногда даже невыносимым.

    Зеленый свет успокаивает и располагает к общению. I с гс писал о нем так: "Если смешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях..., то глаз и душа отдыхают на этой смеси как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше".

    Синий свет очень красив, но вместе с тем "коварен" Вообще, для окраски светового потока этот цвет подходит плохо. Не стоит устанавливать синее освещение, например, на кухне: такой свет негативно "контактирует" с продуктами, делая их внешне неаппетитными. Синий, особенно его глубокие тона, не подходит и для гостиной, его нельзя использовать для подсветки зеркала в прихожей или ванной комнате, поскольку в этой составляющей света крайне невыигрышно смотрятся человеческие лица. Однако именно синий свет как нельзя лучше подчеркнет белизну кафеля чистоту фаянсовых и хромированных поверхностей" Потолок, подцвеченный голубым светом, зрительно "приподнимает" стены, создает ощущение про-

    С точки зрения цвета искусственный свет, как и цвет, можно разделить на "теплый" и "холодный". Эти свойства определяются выбором цветофильтра, установленного в осветительный прибор, а также видом отражающих поверхностей. Фактурные виды отделки стен, тканевые обои делают направленный свет диффузным то есть мягким. В некоторых типах осветительных приборов предусмотрены системы отражателей, цвет и поверхность которых тоже сильно влияют на получаемый в итоге свет. Мягкий эффект уютного оранжевого абажура, например, достигается использованием медной или анодированной желтой поверхности.

    Тем не менее, профессиональные дизайнеры сегодня активно и успешно используют разноцветный свет.

    По классическим законам композиции яркое световое пятно необычного цвета должно быть в интерьере одно. Важное значение имеет и конкретный цвет, так как не все цвета можно использовать в той или иной функциональной зоне жилища, поскольку в зависимости от цвета окрашенный световой поток, как уже было сказано ранее, оказывает на человека определенное психологическое воздействие. При выборе цветного светильника нужно обязательно учесть и цветовое решение интерьера: колорит стен, мягкой мебели, ковров и гардин. Профессиональные дизайнеры хорошо знают, что чем большей хроматичностью (то есть цветностью) обладает освещение, тем сильнее меняется локальный цвет предмета, и, наоборот, - он изменяется тем меньше, чем ближе к белому цвет освещения. Например, синий предмет мебели, освещенный оранжевым источником, будет казаться чёрным, ибо в оранжевом нет синего, который могло бы отразить это тело.

    Многие дизайнеры полагают, кстати, что умелое использование цветного освещения позволяет достичь гармоничного сочетания между любыми цветами в интерьере, если правильно подобрать определенные их характеристики, и в первую очередь - их светлоту.

    Изменением контраста освещения можно неузнаваемо изменить всю цветовую гармонию в интерьере, заставив одни цвета погаснуть, а другие - вспыхнуть яркими акцентами.

    Важно учитывать не только цвет освещения, но и его интенсивность, поскольку в зависимости от нее цве-та предметов и их фактура могут приобретать особую четкость, высветляться (при интенсивном освещении) или, наоборот, восприниматься нечеткими и затемненными (недостаток освещения).

    Особенно тщательно освещение необходимо подбирать для помещения, интерьер которого решен в белом цвете. Правильно подобранное освещение позволяет создавать интересную "игру света, тени, рефлексов. Локальное освещение в маленьких уютных уголках комнаты не только красиво, но и прекрасно зонирует пространство, позволяя чувствовать себя более комфортно. А, например, такие глубокие цвета, как темно-синий, фиолетовый, коричневый и темно-зеленый требуют более сильного освещения.

    В связи со всем изложенным опытные дизайнеры рекомендуют перед покупкой любого "цветного" элемента для будущего интеръера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели) "испытать" его образец при освещении именно этим светильником. Иначе, например, красивый голубой ковер и ансамбль голубоватой мебели и аксессуаров могут потерять все свое очарование в комнате с "теплым" освещением, поскольку благодаря ему приобретут невыразительный серый оттенок. Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как "теплый" и "холодный" искусственный свет влияет на изменение цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при "теплом" освещении и очень слабым и сероватым при "холодном".

    Подчеркивая воздействие цветного освещения, И. Иттен в книге "Искусство цвета" рассказывает следующую историю: "Один деловой человек пригласил на ужин целую компанию дам и мужчин. Входящих в дом гостей встречали доносившиеся из кухни изумительные запахи, и все приглашенные предвкушали ожидавшее их пиршество. Когда веселая компания разместилась вокруг стола, покрытого великолепно приготовленными яствами, хозяин осветил столовую красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежным розовым цветом и казалось аппетитным и свежим, но шпинат стал совершенно черным, а картофель ярко-красным. Не успели гости опомниться от удивления, как красный цвет перешел в синий - жаркое приняло гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел. Все приглашенные сразу потеряли всякий аппетит. Но когда в дополнение ко всему этому хозяин включил желтый свет, превратив красное вино в постное масло, а гостей в живые трупы, несколько чувствительных дам нстали и быстро покинули столовую. Никому не приходило и в голову думать о еде, хотя все присутствующие прекрасно знали, что все эти странные ощущения были вызваны только изменением цвета освещения. Хозяин, смеясь, вновь включил белый свет, и вскоре ко исем собравшимся вернулось веселое настроение. Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаем ли мы себе об этом отчет или нет".