В чём же отличие НОД от занятий? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении. Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности)по воспитанию интереса, любознательност

Образовательная программка городского дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №187 «умка»

Главные программные направления развития малыша.

Паршина С.В. | Деятельностный подход в дошкольном образовании

Сформировывать практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

Сформировывать правильное произношение (воспитание артикуляционных способностей, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Развивать способности связной речи.

Обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи.

Выбор и комплексирование программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.

^ Направления развития и цели.

Парциальные программки и технологии.

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Зеленоватый огонек здоровья. - М.Ю.Картушина, 2000г., решение редакционного совета АО ИППК г.Архангельска.

^ Социально – личностное направление:

1.Приобщение малышей к истокам российской народной культуры. - О.В.Князева, М.Д.Маханева, 1998 г. рекомендована Министерством общего и проф образования РФ.

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Подготовка к школе деток с общим недоразвитием речи в критериях специального детского сада. - Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,

1.Программка воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

1.Музыкальные шедевры. - О.П.Радынова, 2002г.,

^ II. Организация режима пребывания деток в дошкольном учреждении .

2.1. Модель ежедневной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

^ Младший дошкольный возраст.

Направления развития ребёнка.

1-я половина дня.

Прием детей на воздухе (в теплое время года)

Гимнастика после сна.

Непосредственно образовательная деятельность.

НОД в индивидуальной форме.

Утренний прием детей , индивидуальные и подгрупповые.

НОД в индивидуальной форме.

^ Старший дошкольный возраст.

Направления развития ребёнка.

1-я половина дня.

Физическое развитие и оздоровление.

Прием детей на воздухе (в теплое время года)

Гимнастика после сна.

НОД познавательно-речевого цикла.

Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы.

Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

НОД по музыкальному развитию и изобразительной.

2.2 Рабочий вариант построения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на месяц.

2.3. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на учебный год.

2.4. Организация образовательного процесса, самостоятельной игровой деятельности и прогулки в режиме дня.

2.5 Базисный учебный план непосредственно образовательной деятельности на 2011-2012 учебный год для групп общеразвивающей направленности, реализующих комплексную «Программу воспитания и обучения в детском саду »

^ Название непосредственно образовательной деятельности.

Подготовительная (№ 5, 7)

^ Базовая часть (инвариантная)

Ребенок и окружающий мир.

Развитие речи. Художественная литература.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

Формирование элементарных математических представлений.

Конструирование и ручной труд.

^ Вариативная часть (модульная)

Название дополнительной непосредственно образовательной деятельности.

Тезисы

Воспитателям детских садов, школьным. Нод что нужно Конспект НОД по физическому развитию в подготовительной группе с. Здоровьесберегающие технологии - NewReferat. Что такое Формы оздоровительной работы в дошкольном в дошкольном образовании. ФГТ дошкольного образования. Что такое ФГТ? отечественном дошкольном образовании ? что в старшем дошкольном. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании . что педагог работа в малых группах на НОД, в дошкольном образовании / Т. Планирование в дошкольном учреждении в. Главная > Конспекты НОД > Планирование в В дошкольном образовании “Что это такое. Робототехника в образовании - Что такое. Что такое Использование интерактивных конструкторов в дошкольном приложение 5 НОД. Консультация «Что такое лэпбук». Воспитателям. и в дошкольном образовании . Что такое игра и как в НОД по развитию. «Дошколёнок. ру» - «Инновационные технологии в дошкольном . «Инновационные технологии в дошкольном Конспект НОД по познавательному. Образовательные технологии в детском саду. что Книга Т. Хабарова "Педагогические технологии в дошкольном образовании" Т. Физическая культура - Дошкольное образование. Конспект открытого занятия по физкультуре "Что такое НОД в старшей что дети принимают.

Аношина Анна Александровна – Старший воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №4 «Семицветик» г. Ивантеевка Московская область
Дата поступления работы на конкурс: 15.06.2017г.

Структура написания конспекта НОД в ДОУ по ФГОС.

С введением ФГОС меняется подход к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми. Происходит отказ от традиционных занятий, построенных в логике учебной модели. Занятие понимается как увлекательное дело с детьми, в процессе которого педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Многие педагоги не обращают внимания на оформление конспектов. В конспекте пишут тему, цель, задачи. И часто задачи проходят через цель.

Давайте вспомним, как это делается.

Начнём с титульного листа.

Вверху титульного листа указывается полное название дошкольного учреждения. Примерно посередине листа идёт надпись:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по (Область)

На тему: «……………»

для детей старшей группы.

Ниже названия конспекта справа указывается фамилия автора и его должность.

В конце титульного листа, посередине пишется ваш населенный пункт, а ещё ниже год, когда написан конспект.

Следующий лист начинается с программного содержания. Туда входит цель и задачи НОД.

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. как мы будем выполнять эту цель. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели.

  1. Оцените имеющиеся проблемы и определите главную, четко ее сформулируйте.
  2. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
  3. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
  4. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно осуществить в рамках одной НОД.
  5. Сформулируйте цель НОД, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной НОД.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно, а осмысленность для ребенка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Задача – то, что требует исполнения, решения. Задачи по отношению к цели являются и бывают:

Обучающими;

Развивающими;

Воспитывающими.

Рекомендуется формулировать задачи глаголом в неопределенной форме: закрепить, обобщить, формировать, развивать, воспитывать и т.д. Соблюдать четкость и конкретность в формулировке задач (не просто расширить (закрепить) представления о зиме, а что именно дети узнают (закрепляют) о зиме в рамках данного занятия). Это относится и к формулировке развивающих задач: не просто развитие умственных способностей детей, а каких конкретно (перечислить).

Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: магнитофон, доска, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

Описывая раздаточный материал, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества.

Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к занятию: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.
После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (куда ходили на экскурсию, за каким объектом наблюдали, что читали детям, что выучили и т.д.)

После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части занятия планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

В конспекте указывается и словарная работа – это новые слова, значение которых детям надо объяснить.

Указываются части занятия и конкретные методические приемы.
Например:
I. Вводная часть - 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) называние детьми осенних примет;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми поговорок об осени;
г) дидактическая игра «С какого дерева лист»... и т.д.
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) чтение рассказа об осени;
б) прослушивание грамзаписи П.И. Чайковского «Сентябрь»;
в) обобщение воспитателя;
д) анализ занятия {о том какие знания показали дети).
Далее описывается организация детей на непосредственно образовательной деятельности. Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещение детей - при необходимости помещается план размещения. Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается, каким образом осуществляется переход от одной части занятия к другой.
И, наконец, начинается описание хода занятия. Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если па ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.
Например:
Воспитатель: «Дети, какое время года изобразил художник на своей картине?»
Дети: «На картине изображена осень"
Воспитатель: "Правильно, на картине изображен осенний пейзаж. Художник передает красоту осенней природы красками, писатель и поэт - словами, эпитетами, а композитор музыкой. Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского «Сентябрь» (включаю магнитофон).

То есть после прямой речи, в середине строки в скобках указываются действия воспитателя («включаю», «вывешиваю», «убираю» и т.д.).
Занятие завершается словами анализа.
Итак, если кратко описать все вышеупомянутое, то структура конспекта , выглядит следующим образом:
1. Тип, вид, тема НОД с указанием возрастной группы детей.
2. Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитывающие задачи).
3. Словарная работа.
4. Оборудование занятия.
5. Демонстрационный материал.
6. Раздаточный материал.
7. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
8. Предварительная работа с детьми (со всей группой, с подгруппой, индивидуально).
9. Индивидуальная работа с детьми на НОД (какая, с кем, в ка-кой части занятия).
10. Структура занятия и методические приемы.
11. Организаций детей на занятии.
12. Ход занятия (в прямой речи). В конце завершающие фразы или анализ занятия.
Напоминаем типы занятий:
1. Занятия, по сообщению новых знаний.
2. Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.
3. Занятия по обобщению и систематизации.
4. Итоговые.
5.Учетно-проверочные.
6. Комбинированные (смешанные, объединенные).
7. Комплексные.
8. Интегрированные (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). Интеграция может быть по тематическому принципу.
Например:
1) чтение о птицах;
2) коллективное рисование птиц;
3) рассказывания по рисункам.

Дополнительная информация

Не забывайте про методическое обеспечение педагогического процесса. Любая деятельность начинается с мотива. Мотив – это причина, побуждающая к действию. Раньше мотивом мы называли заинтересовывающий момент перед занятием.

Выделяют следующие мотивы деятельности для детей:

Игровая. Потребность своей значимости ребёнок может реализовать, «помогая» различным игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы.

Мотивация общения. Мотивация строится на желании ребёнка чувствовать свою необходимость и значимость в условии помощи взрослому. Взрослый обращается к ребёнку с просьбой помочь ему, он говорит, что без помощи ребёнка никак не обойтись. При этом не забывает благодарить ребёнка.

Мотивация личной заинтересованности. Эта мотивация побуждает ребёнка к созданию разных предметов для собственного потребления.

После мотивации идёт методика проведения занятия. В этом разделе следует выделять части занятия. Ответы детей в конспектах не пишутся.

В чём же отличие НОД от занятий? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя по отношению к детям. За годы существования системы дошкольного образования наиболее распространённой моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие: - проведение занятий (в соответствии с расписанием на которых решались образовательные задачи, сформулированные в комплексных программах по разделам) -решение образовательных задач и формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментах совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и т. д.) - закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности. Образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Следовательно, НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности.


Процесс обучения в детском саду В виде учебной деятельностиЧерез организацию детских видов деятельности 1.Ребенок- объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый- главный, он руководит и управляет ребенком. 1.Ребенок и взрослый- оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости, каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше и опытнее. 2.Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) 2.Активность ребенка не меньше, чем активность взрослого. 3.Основная деятельность- учебная. Главный результат учебной деятельности- решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель: знания, умения, навыки детей. Активность детей нужна для достижения этих целей. 3.Основная деятельность- детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность. конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность. сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких норм и правил. Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков- побочный эффект этой активности. 4.Основная модель организации образовательного процесса учебная. 4.Основная модель организации образовательного процесса- совместная деятельность взрослого и ребенка. 5.Основная форма работы с детьми- занятие. 5. Основная форма работы с детьми- рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д. 6.Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).


7. Мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходиться украшать занятия наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого- вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний» 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности. 8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии 8. Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора- участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. 9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого- двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.


Методика работы педагогов с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально- образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности. Содержание работы планируется исходя из комплексно-тематического планирования, сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая во время деятельности тема (образ). При подготовке к образовательной деятельности большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, во время образовательной деятельности необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать. Важной особенностью интегрированной образовательной деятельности является смена динамических поз и видов детской деятельности (физкультминутки, здоровье сберегающие технологии, релаксационные паузы и т. д).






Двигательный режим по ФГТ - это форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательных функций. В него включаются все виды организованной и самостоятельной деятельности. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.




Основное направление трудовой деятельности в дошкольном мире – научить ребенка обслуживать себя. Среди видов трудовой деятельности: труд по самообслуживанию (навыки культуры быта), труд в природе, ознакомление с трудом взрослых, хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность), ручной труд.


Этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в процессе исследования ребенок познает окружающий мир и осваивает новые знания. Познавательно-исследовательская деятельность важна в каждом возрастном периоде, при этом согласно принципу использования адекватных возрасту видов детской деятельности в разных возрастных группах это может быть и наблюдение, и экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, а также решение проблемных ситуаций.






Этот вид деятельности в контексте ФГТ понимается как умение ребенка, прежде всего, слушать, понимать произведение, общаться с книгой, листать ее, рассматривать иллюстрации. Следовательно, чтение как вид детской деятельности включает и рассматривание, и обсуждение, и заучивание, разучивание и т.д.


Интегрированные занятия. Тематические занятия. Экскурсия. Коллективное занятие. Занятие-труд. Занятие-творчество. Занятие- посиделки. Занятие-сказка. Занятие-пресс- конференция журналистов. Занятие- путешествие. Занятие-эксперимент. Занятие- конкурс. Занятие-рисунки-сочинения. Занятие-беседа. Реализация проектной деятельности. Игры- экскурсии. Модульное обучение.


Виды детской деятельности Формы НОД ДвигательнаяПодвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Игровые ситуации. Соревнования. Досуг. Ритмика. Аэробика, детский фитнес. Спортивные игры и упражнения. Аттракционы. Спортивные праздники. Гимнастика (утренняя и пробуждения). Организация плавания. ИгроваяСюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры. ПродуктивнаяМастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини-музеи. КоммуникативнаяБеседа, ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. Логоритмика. ТрудоваяДежурство. Поручение. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия. Познавательно- исследовательская Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музеи. Конструирование. Увлечения. Конкурсы знатаков. Музыкально- художественная Слушание. Исполнение. Импровизация. Экспериментирование. Музыкально-дидактические игры. Чтение художественной литературы Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Презентации новых книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуг. Посещение библиотеки.


1. ОО «Чтение художественной литературы» - форма проведения – литературная гостиная, экскурсия в виртуальную библиотеку (например: читальный зал), ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений (конкурс чтецов, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок). 2. ОО «Коммуникация» - тематические путешествия (в виртуальный зоопарк – если тема «Дикие животные», на ферму в деревню - если «Домашние животные» и т. д, пресс-конференции для старших дошкольников, просмотр мультфильма - для воспитанников младших групп. 3. ОО «Познание» - предполагает использование познавательных игр, исследовательская деятельность, детское экспериментирование, а также проблемно- поисковые ситуации, экскурсии (на «стройку», если тема «профессии») и даже просмотр кукольных спектаклей с последующей беседой по ним, КВН. 4. ОО «Музыка» - формы организации НОД - беседа, виртуальные экскурсии в филармонию, викторина «Угадай мелодию», посещение тематического праздника, театральные этюды. 5. ОО «Художественное творчество» - игры-драматизации, репетиции и разыгрывание разнообразных сказок, инсценировки, творческие мастерские и т. д.


Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала - занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второй особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов на занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение. Объединение различных областей знаний на одном занятии позволяет сэкономить время для игры, прогулок, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности дошкольников. Интегрированные занятия способствуют эмоциональному развитию дошкольников и повышение мотивации обучения Подталкивая воспитанников к мыслительной деятельности, интегрированные занятия в детском саду учат получать информацию, мысля нестандартно, сравнивать и обобщать ее, делать выводы.

для проведения открытого просмотра ООД или на аттестацию

(написание конспекта НОД (ООД) для повседневной организованной образовательной деятельности ведется с написания темы, цели, задач, оборудования и материалов, хода НОД (ООД). В календарном плане пишется только название темы НОД(или ООД).Конспект прилагается в развернутом виде на электронном носителе или в бумажной распечатке (на листах А-4, в книжном или журнальном варианте.

Составитель: воспитатель ГУТО «СРЦН №1»

Бавшина Людмила Ивановна

2017 г.

Титульный лист:

Составил(а): ФИО, должность

2 – ая страница конспекта

Образовательная область:

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие;

    социально-коммуникативное развитие (как часть ООД)

перечислить: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое )

Классификация (Тип) ООД: __________________(записать или нужное подчеркнуть)

- по дидактической задаче:

    усвоения новых знаний и умений

    закрепления ранее приобретённых знаний

    творческого применения знаний и умений

    комбинированная (совмещение дидактических задач на обучение, повторение и закрепление знаний).

    однотемная (классическая по разделам обучения)

    комплексная (одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.). В комплексной НОД решаются задачи двух и более видов деятельности.

    Интегрированная (по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого развития). Интеграция может быть по тематическому принципу.

-по форме организации

    традиционная ООД или НОД;

    нетрадиционная (экскурсия, соревнование, театрализованная, консультация, сюжетно-ролевая игра, путешествие, викторина, концерт, интеллектуальная игра– « Следствие ведут знатоки» , «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», КВН и т.д.)

Формы НОД или ООД: совместная деятельность взрослого и детей

Форма организации НОД или ООД: (нужное подчеркнуть) :

Индивидуальная (с одним ребенком).

Подгрупповая (индивидуально-коллективная).

Фронтальная (общегрупповая)

(познавательное развитие, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, музыка, физическая культура) – нужное подчеркнуть

Цель: конечный результат, то, к чему мы стремимся (имя существительное- развитие, создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.).

Задачи: 1. Образовательные.

2.Развивающие.

3. Воспитательные. (Смотреть образец написания задач…)

Задачи прописывать глаголом в неопределенной форме: создавать, укреплять, воспитывать, осуществлять и т.п .

Задачи: Образовательные задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии). В задачах не писать глагол «учить»! Грамотнее писать - «способствовать», «формировать умение», «создавать условия», «развивать» и т.д.
2. Развивающие задачи (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).
3. Воспитательные задачи (какие умственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться).
Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки.

Примерные формулировки образовательных задач НОД по сообщению нового знания:

«Создать условия для получения детьми знания о …»

«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»

«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»

«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные местоимения»

Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и итогового характера:

«Актуализировать знания детей о …»

«Расширить знания детей0 … через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности»

«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»

«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»

    Развивающие задачи направлены, как правило, на развитие высших психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей, мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос, ритм, темп, интонация), речевого дыхания.

    Формулирование развивающих задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

    В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

    Если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.

Если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой – либо навык, то выбор будет следующий «продолжать формировать…», «продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.

    Воспитательные задачи направлены, как правило, на развитие личностных качеств ребенка, его эмоционально – волевой сферы.

    Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.

    В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество (свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:

Если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов «формировать …», «воспитывать …» и т.д.

Если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать …», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.

П редварительная работа: (если проводилась) с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми (Беседы с детьми, наблюдение, чтение художественной литературы, куда ходили на экскурсию, что выучили и т.д.)

Словарь новых слов : (если есть) – для логопедической, дефектологической, тифлопедагогической ООД обязательно

Образовательные технологии:______________ (написать или подчеркнуть)

    ИКТ-технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

    технологии проектной деятельности

    технология исследовательской деятельности

    информационно-коммуникационные технологии;

    личностно-ориентированные технологии;

    технология портфолио дошкольника и воспитателя

    игровая технология

    технология «ТРИЗ»

    технологии предметно – развивающей среды

    технологии проблемного обучения

Методы обучения: ___________________________ (написать или подчеркнуть)

Практические:

    опыт

    упражнение

    экспериментирование

    моделирование

Наглядные:

    наблюдение

    демонстрация наглядных пособий

Словесные:

    рассказ педагога

    беседа

    чтение художественной литературы

Игровые:

    дидактическая игра

    воображаемая ситуация в развёрнутом виде

    с/р игра

Виды детской деятельности: (нужное подчеркнуть)

Возрастная категория (1 год - 3 года)

Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

Общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста

Возрастная категория (3 года - 8 лет)

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

Восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал (конструктивно-модельная),

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация, прикладное творчество),

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Длительность:

Структура НОД (ООД):

    Вводная часть - 3 минуты.



    II. Основная часть - 15 минут.


    в) физкультминутка;



    III. Заключительная часть - 2 минуты.
    а) обобщение воспитателя;


    Ход НОД (ООД):

Структура написания конспекта

Титульный лист:

Название учреждения (полностью, по уставу)

Конспект непосредственной образовательной деятельности (организованной образовательной деятельности)

Составил(а): ФИО, должность

Дата проведения: число, месяц, год

2 – ая страница конспекта

Уровень общего образования: дошкольное образование

Тема НОД (ООД):_________________________________

Дата проведения: ____________________

Время проведения: ______________________

Возраст обучающихся: _______________

Образовательная область: ____________________________(главное направление развития)

Интеграция образовательных областей: _________________________________________

Классификация (Тип) НОД или ООД : __________________________________________

Формы НОД или ООД: ________________________________________________________

Форма организации НОД или ООД: ____________________________________________

Организованная образовательная деятельность в соответствии с базовым видом деятельности ______________________________________________________

Цель: ________________________________________________________________.

Задачи: 1. Образовательные.

2.Развивающие.

3. Воспитательные.

П редварительная работа: ____________________________________________

Словарь новых слов: ______________________________________________________

Образовательные технологии:______________________________________

Методы обучения: _________________________________________________

Виды детской деятельности: ___________________________________________

Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал: Длительность: Структура НОД (ООД):

I . Вводная часть - 3 минуты.
а) чтение стихотворения «Осень» А.С. Пушкина;
б) наблюдение из окна за осенним небом;
в) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к словам небо, осень, листва).
II. Основная часть - 15 минут.
а) беседа о погодных явлениях осенью;
б) рассматривание календарей погоды;
в) физкультминутка;
г) составление рассказов об осенней погоде;
д) называние детьми осенних примет и поговорок об осени;
е) дидактическая игра «С какого дерева лист»... и т.д.
III. Заключительная часть - 2 минуты.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
И, наконец, начинается описание хода НОД.
Ход НОД (ООД):

Ход НОД пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОД. НОД КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ТИПЫ И ВИДЫ НОД, ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, СТРУКТУРА, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ. САНПИН 2.4.1. 2660 - 10.

Осуществляемый в детском саду процесс обучения является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса и направлен на общее развитие личности ребенка. Цель обучения дошкольников – передача детям общественно-исторического опыта че­ловечества.

Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

Формы различаются по:

– количественному составу обучающихся;

– характеру взаимодействия между учащимися и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

– способам деятельности (методам и приемам);

– месту проведения;

удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения: фронтальные; групповые; индивидуальные (таблица 1)

Таблица 1

Формы организации обучения

Особенности

Индивидуальная

Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая

Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная

Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения;

Недостатком трудности в индивидуализации обучения.

Фронтальная форма организации НОД необходима в условиях современного дошкольного учреждения. Содержанием фронтальной НОД может быть деятельность художественного характера. Например, музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с произведениями искусства в т. п. В этих НОД важен эффект «эмоционального воз­действия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

Индивидуальная форма организации обучения заключа­ет в себе много положительных факторов . Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребен­ка , с учетом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов и т. п. Естественно, что делать это на фронтальном занятии не представляется возможным.

При всем явном преимуществе индивидуальных занятий перед фронтальными они не могут стать основной фор­мой обучения в дошкольном учреждении, ввиду неэкономичности обучения по времени и требования больших нервных затрат.

Единичное звено в системе учебно-познавательной деятельности.

По дидактичес­ким задачам НОД делятся следующие группы : НОД усво­ения новых знаний, умений; НОД закрепления ранее при­обретенных знаний, умений; НОД творческого примене­ния знаний и умений, комплексные НОД, комбинированные НОД и НОД контрольные (проверочные).

В настоящее время преобладают комплексные НОД , на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей или др.). В комплексной НОД решаются задачи двух и более ви­дов деятельности. Важно отметить, что при этом необходимо сохранять единую сюжетную линию занятия и не допускать набора упражнений на разные виды деятельности без какой-либо логики.

В комбинированной НОД происходит совмещение дидак­тических задач на обучение, повторение и закрепление знаний.

В интегрированных НОД объе­динение не является произвольным или механическим. Сле­дует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.

Например, перед слушанием пьесы «Болезнь куклы» детям показывают соответствующую инсценировку (или предлагают рассказать о своей любимой игрушке). После разучивания стихотворения о зиме малыши участвуют в общей аппликативной работе - делают панно «Снежинки» (или под музыку вы­полняют имитационные движения «Летят снежинки»). В физкультурное занятие органично войдет работа по формированию пространственных ориентировок.

НОД имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любой НОД выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход НОД (процесс) и окончание (таблица).

Структура классической НОД

Структурный компонент

Начало занятия

Предполагает организацию детей: переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя; точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)

Ход (процесс)

Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.

В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).

Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Окончание

Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности.

В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу , активизирует положительные эмоции.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.

Структура НОД:

Организационный момент

Постановка цели

Анализ деятельности детей

В зависимости от раздела обучения, от целей НОД методика проведения каждой части НОД может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части НОД. После проведения НОД педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.

Методика проведения НОД

Большое значение имеет начало НОД , организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Начало НОД предполагает непосредственную органи­зацию детей: необходимо переключить их внимание на пред­стоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соот­ветствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Объяснение дается деловито, спокойно, в меру эмо­ционально. На основе объяснения и показа способов дей­ствий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательнос­ти выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3-5 мин.

Ход (процесс) НОД - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в ус­воении знаний и умений, которые определены учебной зада­чей.

В ходе НОД педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе НОД педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности . Любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

На данном этапе НОД приемы обучения индивидуа­лизируются в соответствии с уровнем развития , темпом вос­приятия, особенностями мышления каждого ребенка . Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминают, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указаниями пе­дагога. В случае затруднений такому ребенку бывает дос­таточно совета, напоминания, наводящего вопроса. Пе­дагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднитель­ного положения. Некоторым детям порой требуются до­полнительные объяснения, показ, непосредственная по­мощь педагога, другим достаточно словесной инструкции.

Педагог стремится к тому, чтобы у каждого ребенка по­лучился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился. Достижение результа­та - необходимое завершение практической и учебной дея­тельности в НОД. Это укрепляет волю ребенка, повы­шает интерес к приобретению знаний и умений.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка .

Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений в НОД по математике, родныму языку, изодеятельности.

Окончание НОД посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивиду­альных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

Окончание НОД в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием НОД, так и с деятельностью детей В младшей группе педагог одобряет детей, хвалит их за усер­дие, желание выполнить задание, т. е. активизирует поло­жительные эмоции, связанные с содержанием обучения.

В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей, их отношения к выпол­нению задания. Это делается для того, чтобы ребенок по­нял сущность учебной задачи, осознал значение внима­тельного отношения к указаниям педагога, необходимость выполнения работы в определенной последовательности. Оценка учит ребенка видеть свои успехи, а иногда и ошиб­ки, осознавать их причины.

В конце НОД со старшими детьми формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия. В старшей группе к оценке и самооценке результатов своей деятельности привлекают­ся дети.

Обучение детей не ограничивается НОД. Более того, как отмечала в свое вре­мя, значительной частью знаний и умений ребенок овладевает без специального обучения, в повседнев­ном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений. Поэтому задача педагога - помочь ребенку при­обрести полноценные знания вне НОД. С этой целью пе­дагог продумывает задачи и способы организации обуче­ния детей вне НОД. С кем-то надо повторить стихотворе­ние, кого-то поупражнять в порядковом счете, с некоторыми детьми необходимо попрыгать, побегать... Подобных задач педагог намечает немало, а для их решения выбирает то или иное время дня (время прогулки, утро, когда основная часть детей еще не пришла, и т. д.) .

Иногда целесообразно объединять нескольких детей, имеющих общие «проблемы» (недостатки звукопроизношения; бедность словарного запаса, пробелы в знаниях, уме­ниях). Такая работа называется дифференцированной. Она экономит время педагога и предусматривает общение де­тей в процессе обучения. Например, педагог объединяет трех детей с неустойчивым вниманием и предлагает им уча­ствовать в конкурсе на выполнение картинки из мозаики. А еще двоих детей, плохо владеющих ножницами, попро­сит помочь разрезать полоски на квадраты, которые по­надобятся на завтрашнем занятии.

Обучению детей вне НОД служат дидактические и подвижные игры, подготовка к праздникам, развлечениям; чтение художественной литературы ; наблюдения на прогул­ке и многое другое. Детям старшего дошкольного возраста целесообразно время от времени предлагать «домашние задания», выполнение которых рассчитано на помощь родителей, других членов семьи. Например, подобрать народные приметы о погоде, выучить скороговорку, загадку, сти­хотворение, сделать игрушку из конструктора, бумаги, природного материала и др.

В повседневной жизни происходят отработка, закрепление и расширение знаний и умений , усвоенных в НОД. Так, в НОД дошкольники знакомились с по­словицами. Но осознание подтекста пословицы (внутрен­него смысла, второго плана) - процесс длительный. Поэто­му в дальнейшем воспитатель использует все подходящие си­туации, чтобы углубить понимание пословиц, ввести их в активную речь детей.

При проведении НОД должны выполняться гигиенические требования к максимальной нагрузке детей в организационных формах обучения. Количество НОД в неделю и длительность определяется программой и соответствует СанПиН 2.4.1.2660-10.

10 минут – 1 младшая группа,

15 мин. – 2 младшая группа,

20 мин. – средняя группа,

25 мин. – старшая группа,

30 мин. в подготовительной группе.

НОД, которая требует умственного напряжения ребенка, рекомендуют проводить в 1 половине дня, но не в понедельник в сочетании с более подвижными: музыкальными, физкультурными, по изобразительному искусству.