Ангкор, Камбоджа: описание, фото и отзывы. Ангкор Ват: храмовый комплекс в Камбодже

Почему самый большой храм в мире покинули люди? Какая связь комплекса Ангкор-Ват со спиралью созвездия Дракона? Зачем на барельефе Ангкор-Вата изобразили динозавра? В статье отражена точка зрения официальной истории и хронологии.

Храмовый комплекс Ангкор-Ват (Angkor Wat) является самым большим храмом индуистов не только в Камбодже, но и в Мире, крупнейшим культовым сооружением человечества, созданный по традиционной версии кхмерским королем Сурьяварманом II около тысячи лет назад. (1113-1150 гг. н.э.)

Строительство храма Ангкор-Ват длилось 30 лет, он стал самым крупным храмом в древней столице империи кхмеров – Ангкор. Площадь Ангкор-Вата – 2,5 кв.км. (Это почти в 3 раза больше чем площадь Ватикана), а размеры всей древней Кхмерской столицы Ангкор с населением более 1 миллиона жителей превышали 200 кв.км. Для сравнения, к примеру, вторым по величине известным городом той же древней эпохи был город Тикаль – самый крупный город цивилизации Майя, расположенный на территории современной Гватемалы. Его размер был около 100 кв.км., то есть в 10 раз меньше, а население всего от 100 до 200 тысяч человек.

Туристическая схема расположения основных храмов Ангкора

Ангкор-Ват самый крупный храм древней столицы, но далеко не единственный. Город Ангкор - будучи столицей Кхмерской империи с IX по XIV века включал в себя множество индуистских и буддистских храмов, многие из которых достаточно хорошо сохранились до наших дней. Каждый из них прекрасен по своему и характеризует разные периоды расцвета могущества Империи Кхмеров. Позже историки назовут этот период кхмерской истории – Ангкорианским.

Главный вход в Ангкор-Ват с западной стороны

Строительство Ангкора продолжалось около 400 лет. Его начал основатель ангкорской династии, индусский принц Джайяварман II в 802 г. объявивший себя «всеобщим правителем» и «королем-Солнце» в Камбодже. Последние храмовые комплексы были возведены в XII веке королем Джайяварманом VII. После его смерти в 1218 г. строительство прекратилось. Причиной тому, по одной версии, стало то, что в Кхмерской Империи просто закончились месторождения камня-песчаника, по другой – империя оказалась в условиях жестокой войны и продолжать строительство было невозможно. Ангкорианский период кхмерской истории закончился в 1431 году, когда тайские захватчики окончательно захватили и разграбили столицу Кхмеров и вынудили население уйти на юг в район Пном-Пень, который и стал новой кхмерской столицей. Впрочем, доказательства истинных причин падения кхмерской империи историки ищут и по сей день.

Водяной ров шириной 190 метров вокруг Ангкор-Ват

В Ангкоре особо выделяются наиболее крупные храмовые комплексы - Ангкор-Ват, Ангкор-Том (включающий в себя сразу несколько храмов, самый крупный из которых - храм Байон), Та-Пром, Бантей-Срей и Преа-Кан. Наиболее примечательный храм был и остается Ангкор-Ват, который до сих пор является самым крупным религиозным сооружением в мире. Его высота 65 метров. Храм окружен гигантским рвом шириной 190 метров, размером 1300 метров на 1500 метров. Построенный во время правления Сурьявармана II (1113–1150) за 30 лет, Ангкор-Ват стал самым большим сакральным зданием в мире. После смерти короля Сурьявармана II храм принял его в свои стены и стал усыпальницей-мавзолеем.

Ангкор-Ват - История открытия затерянного города Ангкор

Широкую известность в современном мире Анкор-Ват получил после опубликования 1861 году дневников и отчетов французского путешественника и натуралиста Анри Муо о своих экспедициях по Индокитаю. В его дневнике можно встретить такие строки:

«Увиденные мною памятники строительного искусства огромны по своим размерам и, по моему мнению, являются образцом самого высокого уровня по сравнению с любыми памятниками, сохранившимися с древнейших времен. Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас, в этой великолепной тропической обстановке. Даже если бы я знал, что мне придется умереть, я ни за что не променял бы эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира»


Вид на Ангкор-Ват с северо-западной стороны (отражение в воде)

Анри Муо (фр. Henri Mouhot) родился в 1826 году во Франции, и уже с 18-летнего возраста преподавал французский и греческий языки в российской военной академии в Санкт-Петербурге. После возвращения на родину он женился на дочери известного английского исследователя и переехал в Шотландию. А уже в 1857 году Анри Муо решил отправиться в путешествие по Юго-Восточной Азии (Индокитаю) для сбора зоологических образцов. За время своего пребывания в Азии он объездил Таиланд, Камбоджу и Лаос. Возможно, он что то предчувствовал, спустя несколько месяцев после последнего посещения Ангкор-Вата, в 1861 году он умер от малярии, в своей четвертой экспедиции по Лаосу. Был похоронен там же, вблизи столицы Луанг-Прабанг (Луангпхабанг), месторасположение его гробницы известно и сейчас. Дневники Анри Муо хранятся в Лондоне, в архиве Королевского географического общества (Royal Geographical Society, London).

Могила французского исследователя Анри Муо (1826-1861гг) в Лаосе

Величие впервые увиденного им храма Ангкор-Ват потрясло Анри Муо, в своих записях он писал об Анкор-Вате следующее:

«Храм непостижим для ума и превосходит всякое воображение. Глядишь в смущении и замешательстве, восхищаешься и, охваченный почтением, застываешь в благоговейном молчании… Каким возвышенным должен был быть гений этого Микеланджело Востока, гений создателя подобного дивного творения! Он сумел связать в единое целое различные части с таким искусством, что этому остается только удивляться. Он проследил за исполнением своих грез и добился, и в общем и в частностях, такой законченности деталей, достойных целого, которые под силу лишь одареннейшим».


Величественная центральная башня Ангкор-Вата

Этимология названия храма Ангкор-Ват

«Ангкор-Ват» не является первоначальным названием храма, так как не были найдены ни стелы основания храма, ни каких-либо надписей относительно названия того времени. Как древний город-храм назывался тогда, неизвестно и, вполне вероятно, он назывался «Врах Вишнулок» (буквально «Место святого Вишну»), в честь бога которому был посвящён.

Вид на Ангкор-Ват с северо-восточной стороны здания

Скорее всего, название «Ангкор» происходит от санскритского слова «нагара», означающего «город». По-кхмерски оно читается как «ноко» («королевство, страна, город»), однако в просторечии, кхмерам гораздо удобнее произносить «онгко». Последнее очень созвучно с близким крестьянам понятием урожая, и может быть, в буквальном смысле, переведено как «собранные рисовые зёрна».

Юные потомки всемогущего короля полубога Сурьявармана II

С течением веков, редуцированное простонародное «онгко», приобрело значение имени собственного, которое закрепилось в названии древней столичной области Ангкор (или Онгкор), бывшей столицы ангкорской империи, Ангкор-Тхом , а также храма Ангкор-Ват.

Все в этом мире подвластно природе - даже стены великого Ангкора

Слово «Ват» происходит от палийского выражения «ваттху-арама» («место, где построен храм»), обозначавшего священную землю монастырской обители, но во многих странах Юго-Восточной Азии (Таиланд, Лаос, Камбоджа) оно давно несёт более широкое значение, относясь к любому буддистскому монастырю, храму или пагоде. По кхмерски «воат» может означать и «храм», и «почитание, восхищение». Действительно, Ангкор-Ват - самый большой храм города богов Ангкора, является символом национальной гордости кхмеров.

Скульптуры семиглавых змей по дороге к храму

По кхмерски, название храма Ангкор-Ват произносится «Онгковоат». В подавляющем большинстве источников оно трактуется как «город-храм». Поскольку название «Ангкор» с XV-XVI веков употреблялось в значении имени собственного, можно предположить более точный перевод - «храм Ангкор».

На заднем дворе Ангкор-Вата

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Причину, по которой кхмеры около 500 лет назад оставили на милость джунглей самый большой храм в мире Ангкор-Ват и ушли из Ангкора осваивать новую столицу своего королевства - Пном-Пень, до сих пор являются предметом дискуссий историков и археологов. Более 100 лет, сотни специалистов археологов со всего мира пытаются приподнять завесу тайны над древней Кхмерской столицей – городом богов Ангкор. Дело в том, что прошлое оставило нам ничтожно малое количество письменных свидетельств связанных с историей строительства храмов в Ангкоре. Кропотливый многолетний труд исследователей понемногу приоткрывает нам тайны сакрального храма Ангкор-Ват, внося все новые коррективы в различные исторические теории связанные с его происхождением и предназначением.

Редкий снимок стены храма когда нет туристов и контрастное небо

Кхмерские храмы никогда не предназначались для собраний верующих, они строились как место обитания богов. Доступ в центральные строения комплексов был открыт только для жрецов и монархов. Самый большой храм города богов, Ангкор-Ват имел ещё и дополнительную функцию: он изначально планировался как место для захоронения царей.

Вид сверху на Ангкор-Ват (Высота 200 метров)

Примечательно, что преемники Джайявармана II следовали его принципам строительства. Каждый новый правитель достраивал город таким образом, чтобы его ядро постоянно перемещалось: центр старого города оказывался на окраине нового. Так постепенно рос этот город-гигант. В центре каждый раз возводился пятибашенный храм, символизирующий гору Меру, центр мира. В результате Ангкор превратился в целый город храмов. Великолепие кхмерской империи несколько потускнело во времена тяжелых и продолжительных войн с тямами и таями. В 1431 году тайские (сиамские) войска полностью захватили Ангкор: город обезлюдел, будто по нему прокатилась безжалостная эпидемия. С течением времени влажный климат и буйная растительность превратили столицу в руины и джунгли полностью поглотили её.

Всю территорию Ангкора поглотили джунгли, расчищена только территория вокруг храмов

Тяжёлые времена (внешние и внутренние войны) в истории Камбоджи (Кампучии) не позволяли иностранцам посещать блистательный шедевр азиатской архитектуры. Долгое время храмы Ангкора были труднодоступны для широкого круга исследователей, археологов и историков. Ситуация изменилась в декабре 1992 года, когда храмы Ангкора и в том числе «Ангкор-Ват», заслуженно пополнившего список одного из самых больших храмов в мире, были включены в список мировых памятников культурного наследия ЮНЕСКО, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора. Были найдены источники финансирования проекта и начались активные реставрационные работы. Спиливаются огромные деревья, которые разрушают стены, восстанавливаются входы, перекрытия, стены, дорожки. Активное участие в восстановлении истории Ангкора принимают ученые из разных стран. Работы всем хватит на многие десятилетия.

Внутренние переходы в разных храмах Ангкора очень похожи

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

В 1996 году, британский археолог и историк Джон Григсби, исследуя Ангкор, пришёл к выводу, что храмовый комплекс Ангкор представляет собой земную проекцию определенного участка млечного пути, а главные сооружения Ангкора моделируют волнистую спираль северного созвездия Дракона. Начать исследования в направлении поиска корреляций неба и земли применительно к Ангкору, его подтолкнула загадочная надпись времен Джаявармана VII, кхмерского короля во времена которого был построен Ангкор-Тхом и Байон в XII веке. На стеле, откопанной на территории храма Байон, было начертано - «страна Камбу аналогична небу».

Созвездие Дракона и Малой Медведицы в наше время

На определенную связь со звездами, также указывала надпись сделанная строителями крупного пирамидального храма Пном-Бакенг, построенного во времена короля Ясовармана I (889-900 гг. н.э.). Надпись гласит, что назначение храма - символизировать «своими камнями небесные движения звезд». Возник вопрос, существовала ли в Камбодже подобная египетской (связь пирамид Гизы с созвездием Ориона) корреляция неба и земли?

Точная схема расположения основных храмов Ангкора

Дело в том, что проекция созвездия дракона основными храмами Ангкора на Земле оказалась не совсем точная. Расстояния между храмами пропорциональны расстояниям между звездами, но взаимное расположение храмов, т. е. углы между отрезками, соединяющими храмы, не повторяет в точности картину на небе. Вдобавок нужно отметить, что Ангкор - не проекция созвездия Дракона на земную поверхность, а проекция целого участка неба вокруг Дракона, включающая несколько звезд из Северной короны, Малой и Большой медведиц, Денеб из Лебедя. Все сакральные места на Земле воспроизводят тот или иной участок неба вдоль Млечного Пути.

Созвездие дракона 10500 лет до н.э.

В том же 1996 году к научно-исторической работе по Ангкору подключается еще один британский исследователь любитель - Джон Григсби. Задавшись целью установить точную дату, когда картина неба соответствовала данному расположению храмов в Ангкоре, они с помощью компьютерных технологий провели большую исследовательскую работу. Результаты их исследования всколыхнули мировое археологическое сообщество. Компьютерное исследование показало, что главные храмы Ангкора действительно являются земными отражениями звёзд созвездия Дракона и что именно в таком положении звезды находились в день весеннего равноденствия в 10500 г. до н. э.

Сравнения схемы расположения храмов Ангкора и звезд созвездия Дракона

Сейчас мало у кого вызывает сомнений тот факт, что Ангкор действительно был построен между IX и XIII вв. н.э., однако, откуда могли знать подданные камбоджийских королей картину неба более 10000 лет назад, ведь к их времени прецессия уже спрятала за горизонт часть проецируемой картины. Была выдвинута гипотеза, что все главные храмы Ангкора возводились на более древних сооружениях, о чём свидетельствуют огромные плиты облицовки искусственных каналов, выполненные из мегалитов, наличие полигональной кладки, высокое мастерство обработки камня, каменные замки, но не известно, когда были построены те. Впрочем, если они уже тогда проецировали созвездие Дракона…

Покрытые километрами тонкой резьбы, огромные камни кладки храмов идеально подогнаны друг к другу, ничем не скреплены и держатся только на собственном весе. Есть такие храмы, где промеж камней невозможно просунуть лезвие, мало того, они неправильной формы и выгнутости, словно пазлы, где ни одна из современных технологий не способна воссоздать бывалую красоту этих храмов.

Великолепные барельефы на внешних стенах Ангкор-Вата Апсары - Небесные танцовщицы

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

Гипотеза создания Ангкора в XI веке до н.э. не противоречит тому, что храмы, какими видим мы их сегодня, были возведены между IX и XII веками н. э. известными кхмерскими монархами, однако не все так однозначно. Например в храме Та-Пром полно замысловато высеченных статуй и каменных колон с высеченными на них барельефами. Наряду с изображениями богов и богинь мифологических сюжетов древнего индуизма, сотни барельефов изображают реальных животных (слонов, змей, рыб, обезьян). Почти каждый дюйм серого песчаника покрыт декоративной резьбой. Какого же было изумление ученых обнаруживших в Та-Пром на одной из колон изображение Стегозавра - травоядного динозавра, существовавшего 155-145 млн. лет назад.


То, что этот барельеф не подделка доказали исследователи. Остается только гадать, где кхмеры увидели стегозавра? Как это объяснить?

Барельеф с изображением Стегозавра на одной из колон Ангкор-Вата

Сакральная нумерология Ангкора - совпадение или пророчество?

Что же за загадочная дата – День весеннего равноденствия 10500 года до нашей эры? Именно в этот день звезды созвездия дракона находились в той проекции, которую воспроизводит на земле храмовый комплекс Ангкор, если посмотреть на него сверху. Эта дата связана с процессом прецессии небесных тел. Земля подобна гигантскому волчку, под влиянием гравитации Солнца и Луны, совершает медленное круговое вращение. Луна и Солнце своим притяжением стремятся повернуть ось Земли, в результате возникает явление прецессии.

Проекция земной оси как бы очерчивает на Севере небесной сферы гигантский круг, охватывающий созвездия Дракона и Малой Медведицы. На краю окружности находятся Вега, Альфа Дракона и Полярная звезда. Это движение земной оси по круговой линии, своеобразное покачивание оси вращения, и названо прецессией.

Схематичное изображение прецессии земной оси

Астрологи считают, что цикл прецессии составляет 25920 лет, так называемый Великий год (период в течение которого полюс небесного экватора описывает полный круг около полюса эклиптики). За это время земная ось проходит полный круг по Зодиаку. При этом одна астрологическая эра равна 1/12 цикла (25920:12=2160) и составляет 2160 лет. Один месяц Великого года, продолжительностью в 2160 земных лет и есть астрологическая эпоха. Каждая космическая эпоха (2160 земных лет) представляет целый этап в развитии человечества, связанный с тем знаком Зодиака, через который идет земная ось. Этот период каким-то мистическим образом был известен знаменитому греческому философу Платону, который считал, что это (25920 лет) - срок существования земной цивилизации. Поэтому период прецессии еще называется Великий Платонов год (Великий год Платона). Один день Великого года теоретически равен 72 нашим годам (25920:360=72 года - земная ось проходит 1 эклиптики).

Движение по звездной спирали времени - Все возвращается на круги своя...

В наши дни Северным полюсом мира является, как известно, Полярная звезда, но так было не всегда, и в III тыс. до н.э. Северный полюс мира находился там, где находится звезда α (Альфа) - Дракона. Прецессия земной оси, как известно, вызывает видимое изменение положения звезд с периодом 25 920 лет, то есть 1 градус составляет 72 года. В 10 500 г. до н.э. в наинизшей точке траектории находилось созвездие Ориона, а в наивысшей - созвездие Дракона. Существует своего рода «маятник Ориона-Дракона». С тех пор прецессионный процесс успел повернуть небесный полюс на половину окружности относительно полюса эклиптики, и сегодня Дракон находится вблизи наинизшей точки, а Орион - наивысшей. Профессор истории Массачусетского технологического университета Джорджо де Сантильяна со своей коллегой, доктором Гертой фон Дехехенд, на основе своих исследований, сделали вывод о том, что весь Ангкор - это огромная модель прецессии. В ее пользу говорят и следующие факты:

    На Ангкор-Вате изображено, как 108 наг тянут в две стороны (54 на 54) огромный волчок;

    По обеим сторонам 5 мостов, ведущих к воротам в Храм Ангкор-Тхом, стоят параллельными рядами огромные скульптуры - 54 Дэва и 54 Асура. 108х5 = 540 статуй х 48=25920;

    Храм Байон окружен 54 массивными каменными башнями, на каждой из которых, высечены четыре гигантских лика Локешвары, ориентированные на север, юг, восток и запад, что в целом составляет 216 лиц - (216:3=72), (216:2=108). 216 - в 10 раз меньше, чем продолжительность одной прецессионной эры (2160 лет); 108 - это 216 разделенное на два;

    Центральное святилище Пном-Бакхенга окружают 108 башенок. Число 108, одно из наиболее священных в индуистской и буддисткой космологиях, равняется сумме 72 и 36 (то есть 72 плюс половина от 72);

    Правильный пятиугольник имеет угол 108 градусов, а сумма его 5 углов составит 540 градусов;

    Расстояние между пирамидами Гизы в Египте, где правили мудрецы, что шествовали астрономической «дорогой Гора», и священными храмами Ангкора в Камбодже, составляет с небольшим округлением важную геодезическую величину - 72 градуса долготы. С древнеегипетского языка «Анкх-Хор» дословно переводится как «бог Гор живет»;

    Всего в Ангкоре 72 основных каменных и кирпичных храма и памятника.

    Протяженность отрезков основных дорог в Ангкор-Вате отражает длительность четырёх юг (великих мировых эпох индуистской философии и космологии) - Крита-юги, Трета-юги, Двапара-юги и Кали-юги. Их продолжительность соответственно - 1 728 000, 1 296 000, 864 000 и 432 000 лет. А в Ангкор-Вате длина основных участков дороги составляет 1728, 1296, 864 и 432 хата.

Они смотрят на нас со стен храмов сквозь тысячелетия и... улыбаются)))

Космический смысл числа 72 и его власть над человечеством

Остановимся подробнее на сакральном числе – 72 подробнее, потому что, уж слишком много совпадений связано с ним в нашей жизни:

    Число 72 считается сакральным числом во всех религиях.

    В кхмерском алфавите 72 буквы и столько же звуков.

    В древнеиндийском языке «Санскрит» (язык классической индийской литературы, священных текстов, мантр и ритуалов индуизма, джайнизма, а также частично буддизма) используется алфавит деванагари. Деванагари означает «письменность Богов» или «Городской язык» и в деванагари классического санскрита 36 букв-фонем (72:2=36). В деванагари используются 72 основные лигатуры (сочетания согласных букв, изображаемые самостоятельным символом).

    Самая древняя руническая система, так называемый «Старший Футарк» состоит из 24 рун, каждая руна может обозначать букву, слог, слово или образ. Причем образ имеет приоритетное значение. Но в одной руне может скрываться до трех образов в зависимости от контекста (24х3=72). При этом все эти образы будут так или иначе связаны. Древний рунический алфавит стал корневым почти для всех ныне существующих индоевропейских алфавитов. Те 24 руны, которые знают сегодня, это третья часть настоящего языка, потому что, если умножить 24 на три, то получится как раз 72 руны. Поскольку древние учили, что мир трехсоставной. Один из них - это земной мир Гетиг, второй - промежуточный мир Ритаг, а третий - высший мир Меног. Вот три формы рун.

    В древнем авестийском языке (язык Авесты, священной книги Зороастризма) было 72 буквы для обозначения всех возможных вариантов произношения звуков;

    Наиболее значимая книга Авесты - Ясна, представляющая собой текст, читаемый на основной зороастрийской литургии «Ясна», содержит 72 главы;

    Число 72 как в санскрите, так и в изначальной Авесте нашло свое проявление в 72-х нитях священного пояса Кушти, который имеет каждый зороастриец, как символическое присоединение к религии, а точнее, как пуповина, соединяющая человека с Господом Богом.

    В Иудаизме число 72 считается священным и неразрывно связано с именем Бога, запретном имени, которому подвластна вселенная. Это 72 последовательности букв еврейского алфавита, каждой из которой соответствует определенный звук, которые обладают поразительной силой преодоления законов природы во всех формах, включая человеческую природу. По преданию, имя Бога заключает в себе все сущее, значит тот, кто сумеет правильно произнести его, сможет попросить у Создателя все, чего пожелает.

    Непроизносимое имя Бога - основной предмет исследования средневековых каббалистов. Считалось, что это имя содержит в себе все силы природы, в нем заключена сама суть вселенной. Имя бога также изображается тетраграмматоном - треугольником с вписанными в него буквами. Если сложить числовые значения букв, помещенных в тетраграмматон, получается - 72.

    В придании о Скинии (Храме) древние евреи упоминают о 72 бутонах миндаля, которыми они украшали подсвечник, используемый в священном обряде, он представляет собой комбинацию 12 и 6 (то есть половины 12) и олицетворяет реализованную гармонию. Мистическим корнем числа 72, также является легендарная девятка.

    Число 72 есть число божьей матери. Она оставила этот мир в возрасте 72 года. Не зря Высоцкий поёт в одной из своих песен: «девушка, 72-я, не оставляй алтаря!»;

    Молекула ДНК человека представляет собой вращающийся куб. При повороте куба последовательно на 72 градуса по определённой модели, получается икосаэдр, который, в свою очередь, составляет пару додекаэдру. Таким образом, двойная нить спирали ДНК построена по принципу двухстороннего соответствия: за икосаэдром следует додекаэдр, затем опять икосаэдр, и так далее. Это последовательное вращение через куб на 72 градуса создаёт молекулу ДНК.

Точки пересечения диагоналей в пентагоне всегда являются точками "золотого сечения

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Храмовый комплекс Ангкор-Ват имеет три уровня. Он состоит из ряда концентрических, прямоугольных огороженных пространств, включающих в себя три прямоугольных галереи, каждая возвышающаяся над следующей с открытыми дворами, связанных между собою крестообразными галереями. По сути Ангкор-Ват - представляет собой огромную трехступенчатая пирамиду.

Один из видов на храм Ангкор-Ват

Поднявшись по лестнице и пройдя через две первые из трех последовательно поднимающихся галерей, попадаешь в третью галерею, известную своими барельефами, большинство из которых великолепны в своем исполнении.

Один из барельефов на стене Ангкор-Вата - Сцена из жизни кхмерского короля

Не считая барельефов в угловых павильонах, они простираются почти на 700 метров, будучи почти 2 метра в высоту, являясь самыми длинными барельефами в мире. Тысячи фигур изображают сцены из индуистского эпоса Бхагавад Пурана, дворцовой и военной жизни в дни Сурьявармана II - основателя храма Ангкор-Ват.

Древние воины на барельефах Ангкор-Вата

Поскольку по периметру главный вход в Ангкор-Ват окружает ров с водой шириной 190 метров, образуя остров квадратной формы, то на территорию храма можно попасть только по каменным мостам с западной и восточной стороны храма. Главный вход в Ангкор-Ват с запада, представляет из себя широкий тротуар, построенным из массивных блоков песчаника. Пересекая крестообразную террасу, которая является более поздним дополнением к комплексу, мы видим впереди вход к западной гопуре с остатками трех башен.

Непосредственно главный вход в Ангкор-Ват

Сейчас вход в гопуру осуществляется справа, через святилище под южной башней, где восьмирукая статуя Вишну заполняет всё пространство. Эта статуя, которой явно мало места в этом помещении, возможно, первоначально находилась в центральном святилище Ангкор-Вата.

Большая статуя десятирукого бога Вишну - Храм Ангкор-Ват

Пройдя через гопуру, открывается великолепный вид на главные башни храма в конце дороги. В восходе солнца они окружены сияющим силуэтом утреннего неба, а на закате пылают оранжевым. Продолжая свой путь внутрь Ангкор-Ват, наблюдаем с обеих сторон от главной дороги - две больших, так называемых «библиотеки» с четырьмя входами на каждую сторону света. Они были своего рода святилищами, а не складами рукописей, как можно представить из названия.

Завораживающая картина восхода солнца над Ангкор-Ват

Ближе к храму, с обеих сторон от дороги располагаются ещё два водоема, вырытые позже, в 16-ом столетии. Внутри храма Вас встретят 1800 апсар (небесных танцовщиц).

Наряду с туристами, буддийские монахи частые гости в Ангкор-Ват

Поднявшись на второй уровень храма можно увидеть захватывающее зрелище - пики центральных башен, поднимающиеся из-за внутреннего двора. От входа, ко всем центральным башням, а также двум внутренним библиотекам второго уровня, можно пройти по пешеходным мостам на коротких круглых столбиках.

Вид со второго этажа храма

Постепенно поднимаясь по каменным ступеням к самому высокому, третьему уровню храма Ангкор-Ват - сердцу комплекса, открываются огромные конические башни, расположенные по центру и углам квадрата, символизирующих пять небесных пиков священной Горы Меру - центра мироздания.

Одна из четырех больших угловых башен Ангкор-Вата

Высший уровень Ангкора Ват и его галереи только подчёркивают совершенные пропорции знаменитых башен храма и делают общий вид незабываемым. Центральная башня или алтарь, была обителью бога Вишну, а поскольку Ангкор-Ват был изначально вишнуитским храмом, и только позднее превращённый в Буддистский, в ней когда-то стояла статуя Вишну, возможно, та, что сейчас стоит при входе в западной гопуре. У кхмеров существовал древний обычай, делать подношения богу в виде золотых листов или маленьких драгоценных камней, которые оставлялись в углублении ниже статуи бога. К сожалению, за прошедшие столетия эти подношения были разграблены.

Одна из статуй будды внутри храма

Сегодня только некоторая часть из статуй бога Вишну или Будды представлена в южной части галерей. Большой лежачий Будда до сих пор является предметом поклонения местных и азиатских посетителей.

«Будда спит» - Эта статуя будды, место особого почитания для буддистов в Ангкор-Вате

Вся храмовая столица Ангкор и самый большой храм Ангкор-Ват в особенности - душа и сердце кхмерского народа, народа свободной Кампучии, символ процветания кхмерской цивилизации, оказавший огромное влияние на культуры всех государств Юго-Восточной Азии. Изображение храма Ангкор-Ват украшает государственный флаг Камбоджи (Кампучии) и является её символом.

Государственный флаг королевства Камбоджа (Кампучия, Cambodia)

Эпоха Ангкора длилась семь веков. Многие считают, что основатели города богов Ангкора были потомками предыдущей цивилизации и это прямое наследие великой и таинственной Атлантиды. До сих пор не смолкают баталии историков по поводу официально озвученных дат строительства храмов в Ангкоре и Ангкор-Вата. Появляется все больше фактов, указывающих на то, что люди в этих местах поселились задолго до расцвета кхмерской культуры, но в датах многие источники противоречат друг другу, причём достаточно существенно.

Великая история Ангкора продолжается, чтобы спасти наши души...

Однако все цифры достаточно точно отражают пик расцвета и величия кхмерской ангкорианской эпохи, в которую были достигнуты высшие культурные достижения. История этого периода, не оставившая нам бумажных рукописей, восстанавливается при помощи надписей на пали, санскрите и кхмерском языке, найденных на памятниках и скульптурах Ангкор-Вата и других храмовых комплексов Ангкора. Активные археологические и исторические исследования в Ангкоре продолжаются по сей день, продолжая удивлять мир все новыми открытиями тайн и загадок великого храма Ангкор-Ват.

Документальный фильм «Ангкор-Ват - Дом достойный богов»

«Ангкор-Ват - Дом достойный богов» - Это научно-популярный, документальный фильм от National Geographic из серии «Суперсооружения древности», посвященный всемирно известному храму Ангкор-Ват (Angkor-Wat) в Камбодже (Кампучии). Авторы фильма сделали попытку показать всю грандиозность города богов Ангкор и раскрыть тайну строительства самого крупного храма в мире «Ангкор-Ват». Заброшенный людьми при невыясненных обстоятельствах более 500 лет назад, Камбоджийский город Ангкор, впечатляет своими масштабами - это гигантская каменная карта мироздания и одно из самых замечательных творений человечества.

Это конституционная монархия, у которой глава - король. Законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат. Ее столица - Пном-Пень, а главная достопримечательность - Ангкор-Ват (Камбоджа). Фотография ниже показывает его на закате.

Немного о стране и ее населении

Небольшое государство затеряно в зеленых джунглях. Оно возникло в 600-х годах н.э. Природа по-прежнему девственно прекрасна и удивляет путешественника удивительными растениями влажной саванны и необычными животными. В центре находится А с трех сторон ее окружают горы. А четвертая открывается видом на Сиамский залив. По долине текут главная артерия страны, и Тонлесап. Этот удивительный поток периодически меняет свое направление. Река может стекать в озеро или вытекать из него. Население страны - это народ кхмеры (примерно 14 миллионов), которые на 95% являются буддистами. Для них имеется более 4 тысяч храмов. Язык, который используется в повседневности - кхмерский, пожилые люди говорят по-французски, молодежь изучает английский и китайский. Климат влажный и жаркий. Лучшие месяцы для посещения - с конца октября по апрель, когда стоит сухая зима с температурой от + 22° C до + 26°C. Но влажность весь год держится на уровне 93%.

Достопримечательности страны

Туристический бизнес в стране развит пока слабо. Город Сием Рип известен своими пагодами, храмами и ватами: ват Бо (настенные росписи), пагода Преа Ангчерк и Преа Ангчорм (очень почитаема местными жителями. Здесь находятся две статуи Будды), Ятеп - тут живут местные духи, которые охраняют город. Город Сиануквиль отличается прекрасными пляжами и дайвинг-центрами. Но все же главное, чем гордится Камбоджа - храмовый комплекс Ангкор.Все меркнет перед ним, как звезды и луна перед светом солнца. Он находится неподалеку от города Сиемрап. Во всем величии располагаются в центре государства Камбоджа достопримечательности - Ангкор.

Храмовый комплекс практически можно считать городом. Эта культовая постройка самая большая в мире. Перед вами панорама Ангкор (Камбоджа, фото снизу), сейчас расчищенная от джунглей.

Кроме того, в этом историческом заповеднике имеется храм-гора Байон. Это тоже посещаемый и очень интересный храм. С него сверху открывается великолепный вид на Ангкор. Джунгли властвуют в Та Проме и не собираются пока его оставлять. Есть и более скромные, но не менее замечательные храмы: Баксей Чхамкорнг, Тхама Бай Каек и Прасат Бей.

Всемирное достояние под надзором ЮНЕСКО

Гигантский, крупнейший - это все про Ангкор. Камбоджа тысячу лет назад очень быстро, всего за 30-40 лет, возвела, а также изукрасила храм для индуистов, почитателей бога Вишну. Это было сделано по указанию короля Сурьявармана II. Он был воином, проводящим время не в забавах, а в заботах об укреплении и централизации государства. Но остался в истории как создатель храма Ангкор. Камбоджа привлекла все свои силы для его проектирования и строительства.

Проектирование

К моменту создания Ангкора индийская культура существовала не менее 4-4,5 тысячелетий. Познания индийских астрономов были чрезвычайно высоки. Можно предположить, что их привлекли к созданию планировки Ангкор. Камбоджа самостоятельно вряд ли бы сумела это сделать. Тем более что храм посвящался божеству Вишну - хранителю мироздания, защитнику от зла, связующему звену между людьми и Вселенной.

В конце XX века британский историк Д. Грисби сделал заключение, что основные сооружения в Ангкоре являются проекцией на землю. Искать подобную взаимосвязь его побудила надпись на раскопанной стеле XII века, которая сообщала, что их страна сходна с небом. На такую связь указывает еще одна надпись более раннего времени, которая гласит, что камни Ангкора связаны с движением звезд неба. Это породило многочисленные современные исследования и дискуссии в мире историков и археологов. Они не прекращаются и сегодня.

Строительство

В те времена существовало много песчаника в королевстве Камбоджа. Храмовый комплекс Ангкор строился именно из него. На строительство ушло около пяти млн. тонн материала. Его сплавляли по реке Сиемрап. Все камни очень гладкие, как будто их полировали. Раствор для их скрепления не использовался, и они держатся только собственным весом. Они в таком совершенстве подходят один к другому, что лезвие тонкого ножа между ними не проходит. Предполагают, что при строительстве использовались слоны. Абсолютно все поверхности покрыты километрами резьбы. Это сцены из Рамаяны и Махабхараты, единороги и драконы, воины, грифоны, обворожительные дедаваси (танцовщицы). Из всего выше сказанного следует, что существовали очень умелые мастера, которые строили Ангкор. Камбоджа, по всем предположениям, имела многовековой опыт подобного строительства.

Архитектура

Это был период зрелости в развитии утонченной архитектуры с полной гармонией всех ее частей. Как во многих древних цивилизациях, святилище было жилищем богов. В нем собиралось только жреческое сословие и короли, а также оно предназначалось для захоронения правителей. Ангкор-Ват, храмовый комплекс в Камбодже, - это прямоугольник с размерами 1,5 х 1,3 тыс. метров и площадью два км². Площадь Ватикана почти в три раза меньше. Вдоль всего периметра имеется ров, заполненный водой, шириной 190 м. В центре двора, который огорожен стеной, установлена платформа. На ней построен храм. Нигде не найдена капсула, на которой бы имелось его оригинальное название или дата начала строительства. Храм Ангкор-Ват (Камбоджа) состоит из трех строений, имеющих общий центр. В нем располагается пять башен, имеющих форму лотоса. Самая высокая центральная башня возносится на 65 м от земли. Главный вход в него ведет с запада. Дорогу к нему, сделанную из блоков песчаника, окружают невысокие парапеты, на которых расположены скульптуры змей с семью головами.

На нынешний день вход в гопурам (надвратная башня над входом) происходит через священное место под южной башней. В ней установлена огромная фигура Вишну с 8-ю руками. Она заполняет собой все пространство.

Скульптурное оформление органично связано со всей композицией храма. На первом ярусе наиболее примечательны восемь огромных изображений, площадь которых - 1,2 тыс. кв. м. Стены 2-го яруса украшены барельефами апсар (небесных дев). Их две тысячи. Со второго уровня можно увидеть весь внутренний двор. Каменные ступени ведут к третьему уровню, к огромным коническим башням. Самая высокая - это центр мироздания. Все башни представляют, как это понимали древние кхмеры, обитель богов В самой высокой до сих пор сохранилась лежачая фигура Будды, хотя первоначально храм был посвящен Вишну.

Исторический заповедник

Храмы Ангкора в Камбодже не ограничиваются колоссальным и загадочным Ангор-Ватом. Сам город Ангкор был «Городом столиц» с населением более 1000 000 человек, жившим в деревянных домах, которые при высокой влажности сгнили. Его руины находятся примерно в пяти км от комплекса Ангкор-Ват. Там сохранились храмы, которые строили из песчаника и туфа: терраса слонов, Та-Прохм, Ангор-Тхом (вошел в список наследия ЮНЕСКО), Преа-Кан (переводится как «священный меч»), Та-Прум и храм Байон. У него 54 башни, устремленные в небо, и все они украшены изображениями Будды.

Ангор-Тхом («Великая столица») и храм Байон

Это была столица при правителе Джаявармане VII. Он принял философию Будды и в честь него выстроил квадратный город с фантастической площадью в 900 гектаров. Он разделен дорогами на 4 равные части. Остатки каменных строений проросли джунглями. В центре стоит храм Байон.

Его размеры меньше других достопримечательностей Камбоджи, но если к нему подойти ближе, то он поражает величием. Байон имеет три уровня. На первом изображены сюжеты из мирной жизни и битв. На втором, который сохранился значительно лучше, турист попадает в лабиринт галерей с невысокими потолками. На каждой из полусотни башен вырезаны лики, которые в зависимости от освещения могут выглядеть то добрыми, то злыми. Эти развалины выглядят величественно, особенно если смотреть на них с третьего уровня.

Та-Прохм

Это храм-монастырь, который носил название Раджахавира («королевский монастырь») со сложной планировкой. Его территория сильно заросла деревьями с мощными стволами и ветвями. Его расчистка началась еще в 1920 году. Но джунгли не желают с ним расставаться. Этот буддистский храм очень романтичен, так как в нем сознательно оставлена часть разрушений и тропических деревьев. На туристов он производит неизгладимое впечатление. На территории монастыря среди кольцевых сооружений растут большие шелковые деревья и деревья-душители.

Если семя остается в щели кладки, то оно постепенно разрастается и ломает своими корнями и тяжелым стволом стену. Первоначально они становятся каркасом здания, но, умирая, рушат его. Сам храм состоит из трех галерей с одним центром. Он окружен рвом. Входы через гопуры (входные башни) находятся по четырем сторонам света. Стела, имеющаяся в монастыре, описывает его богатства (тонны золотой посуды, шелковые кровати), а также приписывает королю создание сотен статуй богов, декоративных башен, почти полутысячи каменных жилищ, а также наличие в королевстве больниц. Все оставшиеся стены, конечно, покрыты изысканной резьбой. Очень популярно у туристов место, где снимался эпизод фильма «Лара Крофт - расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли. На одном из столбов сохранилась красная краска. Как рассказывают экскурсоводы, в нее добавлялась человеческая кровь. На самом деле в нее добавляли оксиды железа, которые очень устойчивы к выцветанию. Стегозавр, который высечен на одном из медальонов, - это нечто необъяснимое в Та Прохме.

Ангкор, Камбоджа: как добраться

По воздуху

Из России нет прямых рейсов в Камбоджу. Рядом с городом Сиемреап имеется международный аэропорт. В него прибывают лайнеры через Китай (восточные и южные авиалинии), Корею (Сеул), Сингапур, Вьетнам, Таиланд (Бангкок, Паттайя). Самый дорогой, но и наиболее популярный рейс, - Бангкок-Сиемреап. Проще долететь до Бангкока, а затем совершить перелет через Куала-Лумпур или до Пном-Пеня. Из столицы Камбоджи далее можно ехать на такси или на автобусе. Аэропорт находится в 7 км от Сиемреапа, и до отеля доехать можно без осложнений. А если забронирован номер, то туриста бесплатно встретят и довезут до гостиницы.

Водный путь

В Сиемреап можно попасть на скоростном речном катере из Пном-Пеня, если позволяют время и деньги. Билеты продаются на ресепшене отеля или в туристических агентствах. Путешествие по озеру и реке за шесть часов позволит познакомиться с жизнью местного населения.

Автобус

Из соседних азиатских государств (Таиланд, Вьетнам), а также из Пном-Пеня в Сиемреап можно доехать автобусом. Рейсов предлагается очень много. Самые дешевые - камбоджийские. Автобус днем - вполне безопасный транспорт. Ночные поездки не рекомендуются.

Туры «Ангкор-Камбоджа»

Туроператоры предлагают поездку в экзотическую Камбоджу. Например, московские компании Level.travel, «ВАНД», Coral Trevel, а также TEZ-tour. Туры рассчитаны на три дня и две ночи.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня целью нашего виртуального путешествия будет храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Область Ангко́р была центром Камбуджадеши, древнего государства кхмеров. Кроме самой Камбоджи, оно включало территории сегодняшних Лаоса, Вьетнама и Таиланда.

Как известно из , существовало это феодальное королевство с IX по XIII века. Своего наивысшего расцвета достигло в XII веке, когда и строился Ангкор Ват. История умалчивает, как храм назывался в те времена.

Сурьяварман II, один из правителей Кхмерской империи, возвёл его в честь бога индуистов Вишну. Поэтому есть предположения, что историческое название могло звучать как «Варах Вишнулока», то есть «место, где обитает святой Вишну».

Что означает современное название

«Ангкор» (от санскритского «нагара») значит «город». Интересно, что в Камбуджадеше разговаривали на двух языках: правители на санскрите, а простолюдины – на кхмерском языке. Слово «Ват» в языках азиатских странах может обозначать храм, пагоду или монастырь.

Храмовый комплекс Ангкор Ват, Камбоджа

Кхмерский язык здесь не исключение, но в нём есть и второе значение слова «Ват»: это «восхищение» или «почитание».

Камбоджийцы невероятно гордятся своей главной святыней. Изображение Ангкор Вата присутствует на государственных символах страны: гербе и флаге.

Таким образом, название святилища можно перевести как:

  • город-храм;
  • городской храм;
  • столичный храм.

Но фактически слово Ангкор уже давно стало именем собственным и оттого никак не переводится. Поэтому Ангкор Ват – это храм Ангкор.

Расположение

Развалины Ангкора расположены совсем рядом с Сиемреапом. Это столица камбоджийской провинции с таким же названием. Ангкорский археологический парк занимает примерно четыреста кв. км вместе с лесистой его территорией.


Храмовый комплекс Ангкор Ват на карте

Здесь находятся величественные реликвии столиц Кхмерской империи, существовавших в разное время с IX по XV века. Они включают и храм Ангкор Ват, о котором пойдёт речь в нашем рассказе. Ангкорский археологический парк с 1992 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Открытие миру заново

Некогда великая Камбуджадеша была обескровлена бесконечными войнами с соседями и непомерными расходами на грандиозное строительство. В XIV веке она перестала существовать. Ангкор Ват постепенно пришёл в запустение, но окончательно заброшен не был, так как тут всегда жили монахи.

Спустя два века священное место посещают первые европейцы. Ими стали португальцы. Вначале купец Диогу ду Коуту опубликовал свои заметки путешественника. А через 36 лет и монах Антониу да Мадалена, посетив развалины храма, описал его в превосходных тонах.


Но по-настоящему европейцы заинтересовались святыней в 1860 году. В этот раз французы внесли свою лепту в привлечении внимания к святыне:

  1. Проповедник Шарль-Эмиль Буйево, издавший двухтомник своих впечатлений от посещения этого места.
  2. Естествоиспытатель и путешественник Анри Муо, популяризировавший среди западных людей великий кхмерский храм.
  3. Анри Эрнест Жан Пармантье, археолог, а впоследствии директор Французского института Дальнего Востока, который изучал, описывал в документах и участвовал в восстановлении памятников Ангкора.

Парижская колониальная выставка, которая проводилась в 1931 году, экспонировала макет святилища Ангкор Ват.


Модель Ангкор Вата в Королевском дворце, Камбоджа

Не обошлось и без варварских выходок. В 70-х годах часть построек и скульптурных изображений были повреждены полпотовцами. Ну а сейчас, охраняемый мировой общественностью, храм является достопримечательностью номер один в Камбоджийском королевстве, и как сюда добраться, подскажут в любом туристическом агентстве.

Те, кто здесь уже побывал, делятся с туристами своим опытом:

  1. Входной билет можно купить на день, три дня или неделю. Его нужно сохранять, так как контролёры периодически проверяют билеты. С билетом можно покидать комплекс любое количество раз в течение оплаченного времени и входить вновь. Он именной: на кассе сделают вашу фотографию, и она будет на билете.
  2. Подделка билета карается законом, равно как и разграбление и порча имущества Ангкора.
  3. В 5 часов утра здесь принято встречать рассвет, а закрывается комплекс в 17:30.
  4. Одеться нужно подобающим образом, закрыв плечи и колени. Головной убор спасёт вас от солнечного удара. А обувь, несмотря на жару, рекомендуют выбирать удобную, типа кроссовок, так как лестницы с каменными ступенями очень круты.
  5. Ну и совершенно очевидные истины: не стоит мусорить, курить, трогать изображения руками. Нужно уважительно относиться к и выполнять предписания указателей и табличек на территории.


Перед посещением храма, конечно, неплохо подковаться в теоретическом плане. Поэтому обратимся к описанию его архитектуры.

Архитектурные особенности

Ангкорианский стиль, в котором построено это святилище, сочетает черты как кхмерской, так и индуистской архитектуры. Это храм-гора, олицетворяющий , в сочетании со множеством галерей. Постройка состоит из трёх прямоугольных террас, составляющих пирамиду.

Внутренний прямоугольный двор занимает двести гектаров. Его окружает стена высотой в четыре с половиной метра. С внешней стороны стены больше чем на три с половиной километра тянется ров, наполненный водой.

По его краям земля расчищена от джунглей на ширину тридцать метров. Ширина рва – сто девяносто метров, и считается, что именно он спас храм от гибели и от нашествия диких животных из джунглей в годы забвения.


Башни Ангкор Вата

Неповторимую красоту монастырю придают пять башен. Каждая из них по форме напоминает цветок лотоса. Башня, которая в центре, возносится в небо на шестьдесят пять метров. Она выше остальных четырёх на сорок два метра.

Кхмерские верующие не ходили в храмы: здесь обитали их боги. Вовнутрь можно было заходить лишь представителям духовенства и правителям. Агкор Ват также служил усыпальницей Сурьявармана II.

Вход в храм осуществляется через западную гопуру (башню над воротами), считающуюся главной. Она состоит из трёх полуразрушенных башенок, за которыми поначалу не видно гигантского основного здания, и является его подобием по форме. Выйдя из гопуры, путник проходит к храму по дороге, с обеих сторон которой тянется парапет с изваяниями змей о семи головах.

Дорога проложена по дамбе, сделанной из песчаника. Вероятно, дамбу ранее заменял деревянный мост. С восточной стороны к святыне ведёт земляная насыпь. Со всех четырёх сторон света есть гопуры, но три другие поменьше, чем западная.


Статуя Вишну в южной башне, Ангкор Ват, Камбоджа

В южной башне есть статуя Вишну. Предполагают, что он появился в ней позже, а первоначально его место было в центральном зале. Четыре гопуры на каждом из трёх ярусов соединяются галереями, украшенными по внешней стене квадратными колоннами.

Галереи настолько просторны, что в них, при желании, мог бы пройти слон. Из-за этого другое название гопур – «слоновьи ворота». Потолок галерей имеет украшения в виде каменных цветов лотоса. А стены имеют богатейшую отделку, более тысячи квадратных метров. Что это:

  • барельефы с сюжетами из истории кхмеров, древнеиндийского эпоса и индуистских мифов;
  • фигурки двух тысяч обворожительных полубогинь – апсар с замысловатыми изысканными причёсками;


Барельефы на стенах храма — апсары

  • грифоны;
  • скульптуры танцующих людей;
  • драконы с крыльями, запряженные в колесницы;
  • танцующие на спинах бегущих животных фигуры мужчин;
  • единороги;


  • воины с предводителями, шествующими верхом на слонах;
  • деваты.

На карте комплекса изначально были и городские постройки, и королевский дворец. Но все они разрушились со временем, так как были построены не из камня. Лишь очертания некоторых улиц сохранились до сих пор.

От главной дороги к храму перпендикулярно ей есть шесть пар боковых лестниц, по которым можно спуститься на территорию бывшего города. Здесь есть два здания библиотек, расположенных симметрично с обоих боков дороги, а перед ними – пруды. Эти водоёмы, как и терраса в виде креста, в которую переходит главная дорога, появились позже, чем другие элементы комплекса.


Тонкости постройки

Камни, служившие для постройки, настолько гладкие, что кажутся полированными. Никакого раствора для их сцепки не использовалось. Они так плотно прилегают к соседним камням, что швов вообще не видно.

Иногда в блоках вообще отсутствуют соединения, их удерживает сила тяжести. В большинстве блоков исследователями были замечены множественные отверстия около трёх сантиметров в длину и чуть меньше в сечении. Мнения об их назначении расходятся: одни учёные считают, что они предназначены для металлических прутов-соединений, другие – что они для соединительных деталей, при помощи которых облегчалось перемещение камней при монтаже.

Имеются сведения, что для приведения в действие блочного механизма использовались слоны. Канаты были сделаны из койра – среднего слоя стенки кокосов. Так камни поднимали на место.


Отверстия есть и в стенах. Это позволяет предположить, что некогда тут были панели из бронзы. Это было верхом шика в древности, но и привлекало мародёров.

Цифра, обозначающая количество песчаника, ушедшего на строительство этого памятника старины, впечатляет: свыше пяти миллионов тонн.Этот строительный материал доставляли с плато Кулен по реке Сиемреап.

По современным представлениям сооружение такой сложности должны были возводить несколько сотен лет. Тем не менее строительство Ангкор Ват завершили примерно за сорок лет – время жизни его основателя. Это свидетельствует, что строители обладали какими-то особыми знаниями и навыками.

И напоследок совсем сенсационная информация: учёные установили с помощью компьютерных программ, что расположение храмов комплекса Ангкор в точности соответствует расположению звёзд в созвездии Дракона, каким оно было во время восхода солнца за десять с половиной тысяч лет до нашей эры, в день весеннего равноденствия.Так что это чудо света , которому всего около тысячи лет, продолжает хранить свои тайны.

Заключение

Посетив храм Ангкор-Ват, даже закоренелые скептики признают, что знаменитое место обладает удивительной энергетикой и надолго западает в душу. Многие возвращаются сюда снова, и не единожды. В одном побывавшие здесь туристы единодушны: это чудо обязательно нужно увидеть собственными глазами хоть раз в жизни.


Ангкор — храмовый город кхмерской империи, расположенный на берегу озера Тонлесап. Хотя в список Новых Семи чудес Ангкор так и не включили, посетить древнюю столицу кхмеров — заветная мечта многих путешественников. Но что нам известно об Ангкоре? В нашем обзоре прошлое и настоящее священного города кхмеров, а также рассказ о главных храмах Камбоджи.

КАК ВОЗНИК АНГКОР?

Некоторые вещи в этом мире неизменны. Как известно, руины древнего города Ангкор расположены в центре современной Камбоджи. Тут любопытен тот факт, что и в древности Ангкор был не только политическим и религиозным, но и географическим центром империи кхмеров, так что получается, как ни крути, священный город вне зависимости от исторических пертурбаций был и остается центром страны.

Название Ангкор переводится как «город», и свой священный город кхмеры возвели в особенном месте. Он расположен между горой Пном Кулен и Великим озером, а протекает сквозь него река Сиемреап. В расположении рек, озера и горы кхмеры усматривали магический символизм. Пном Кулен считался своеобразным олицетворением горы Махендрапуры, где по легенде жил Шива, а река Сиемреап ассоциировалась со священной рекой Ганг, и, кстати, по легенде именно в эту область Камбоджи спустилась с небес богиня Ганга, запутавшаяся в волосах Шивы.

Строился Ангкор с седьмого века нашей эры по двенадцатый примерно по следующей схеме. Первый храмовый комплекс тут возвел император Индраварман Первый в 881 году нашей эры. Пример оказался заразительным, после Инравармана каждый следующий правитель кхмеров принимал решение построить в Ангкоре храм.

Возле храмов всегда возникали ашрамы, бассейны, лечебницы и дома простых жителей. Кстати, размер домов у кхмеров строго подчинялся иерархии, существовавшей в обществе, — чем ниже социальное положение, тем меньше должно быть жилище.

Большинство домов простых горожан были деревянными с крышей, крытой соломой, именно потому ни одно из этих сооружений до наших дней не сохранилось.

Из-за того, что каждый новый император возводил в Ангкоре очередной храмовый комплекс, центр города постоянно смещался в зависимости от того, какой храм в тот или иной период времени считался здесь главным. В конце-концов территория Ангкора разрослась аж до 200 километров.

Таким образом, примерно с десятого века нашей эры по конец пятнадцатого века Анкор был городом-миллионником, при этом он являлся не только религиозной, но и политической столицей кхмерской империи, господствовавшей в то время в Юго-Восточной Азии.

К сожалению, в пятнадцатом веке город захватили сиамцы. После разграбления и эпидемии, которая случилась здесь немногим позже, Ангкор опустел. Вскоре город полностью поглотили джунгли, и многие храмы кхмеров были заново открыты археологами лишь в девятнадцатом веке.

РАСЦВЕТ ИНДУИСТСКОГО АНГКОРА

Расцвет Ангкора пришелся на одиннадцатый и двенадцатый века. Конечно, многие из местных храмов значительно более древние, но самые красивые из сохранившихся (включая легендарный Ангкор-Ват) были построены именно в этот период.

На фото: бассейн у входа в Ангкор-Ват

Путешественники, посещавшие Ангкор в то время, называли столицу кхмеров городом-королевством, ведь на его территории помимо знаменитых храмов располагались лечебницы, бассейны, постоялые дворы и множество ашрамов.

Поражала иноземцев и система водоснабжения, существовавшая в Ангкоре: каналы, дамбы и бассейны, именуемые бараями. Ну, и конечно, Королевский дворец, отстроенный в Ангкоре, был настоящим воплощением роскоши и символом могущества империи.

АНГКОР-ВАТ

Знаменитый Ангкор-Ват — храмовый комплекс, посвященный богу Вишну, самое крупное культовое сооружение в мире — был построен императором Сурьяварманом во второй четверти XII века.

Нужно сказать, что у всех храмов Ангкора есть общие черты, и дело тут не только в барельефах, на которых традиционно изображаются знаковые сцены из индуистской мифологии, к примеру, великое пахтание — процесс, в результате которого боги и демоны получали амриту — напиток, дарующий бессмертие.

На фото: внутренний двор Ангкор-Вата

Своей структурой храмы кхмеров более всего напоминают пирамиды, сложенные из крупных камней (Ангкор-Ват, к примеру, состоит из трех пирамид). Подобные конструкции получили название храм-гора.

Еще один интересный момент. В кхмерской традиции храм — не место для молитв, но место жительства богов, поэтому простым смертным вход внутрь был заказан, беспрепятственно войти в храм могли только священнослужители и представители аристократии.

На фото: внутренний двор и барай Ангкор-Вата

Ангкор-ват — олицетворение классической кхмерской архитектуры. Прямоугольная конструкция, окруженная рвом; храм-гора, который венчают три пирамиды.

Однако от всех остальных храмов города Ангкор-Ват отличают два важных момента. Во-первых, это первый храм, посвященный Вишну, все предыдущие храмы города посвящались только Шиве. Во-вторых, Ангкор-Ват «смотрит на запад», хотя все остальные храмы Ангкора ориентированы на восток, то есть по направлению к восходящему солнцу. Хотя сегодня в храм открыт доступ всем желающим, посетителям Ангкор-Вата необходимо соблюдать дресс-код, в шортах вас внутрь не пустят.

Впрочем, гораздо интереснее рассматривать не внутреннее убранство храма, а барельефы, украшающие его стены, они представляют собой превосходные иллюстрации сцен из индийской мифологии.

На фото: барельеф «великое пахтание» в Ангкор-Вате

Хотя Ангкор-Ват и был основан как индуистский храм, уже в шестнадцатом веке он «перешел в буддизм» и продолжает оставаться буддийским святилищем по сей день.

На фото: статуя Будды в Ангкор-Вате

Еще один любопытный нюанс: Ангкор-Ват никогда не был полностью заброшен. Несмотря ни на что, здесь всегда проводились службы, именно поэтому храмовый комплекс дожил до наших дней в гораздо лучшем состоянии чем даже более поздние постройки кхмеров.

БУДДИЙСКИЙ АНГКОР

За свою историю Ангкор успел побыть и индуистским, и буддийским храмовым городом.

Дело в том, что изначально кхмеры исповедовали иудаизм, но к концу двенадцатого века его вытеснил буддизм. Самое большое число буддийских храмов в Ангкоре понастроил Джаяварман VII, правящий страной кхмеров в конце двенадцатого века. Кстати, по мнению некоторых историков, император не только строил храмы, но и был моделью для скульпторов, ваявших в этих храмах лики Будды.

АНГКОР-ТХОМ

Главный шедевр Джаявармана VII — храмовый комплекс Ангкор-Тхом . По задумке императора, Ангкор Тхом (в переводе «Большой город») должен был стать отдельным городом внутри Ангкора, столицей внутри столицы кхмерской империи.

Сказано — сделано. Ангкор-Тхом стал не просто комплексом сооружений, это место представляло собой уменьшенную модель мироздания, какой ее видели кхмеры. «Большой город» представляет собой квадрат, защищенный крепостной стеной и рвом, наполненным водой. Таким кхмеры представляли мир — участок суши, окруженный водой.

Вокруг города были проложены каналы, а внутри созданы бассейны-бараи, в которых, как ни парадоксально, разрешалось совершать омовения даже женщинам.

По крайней мере, о коллективных купаниях представительниц прекрасного пола рассказывает китаец Чжоу Дагуань, посетивший Ангкор в тринадцатом веке. На башнях Ангкор-Тхома и стенах, окружающий большой город, можно увидеть лики Будды. Внутрь города ведет дорога, которую «охраняют» скульптуры демонов и богов.

Внутри города сразу несколько любопытных объектов. Первый — — государственный храм Джаявармана VII, он по праву считаемся вторым после Ангкор-Вата храмом Ангкора.

Издалека храм кажется простым нагромождением камней, но когда к нему подходишь ближе, то понимаешь, что это самые настоящие пирамиды, украшенные изображениями Будды. Венчают Байон 54 башни — именно из такого числа провинций состояла древняя империя кхмеров. В восточной части Ангкор-Тхома располагается Терраса Слонов, которую легко узнать по скульптурам слонов и барельефам, изображающим сцены охоты. По общепринятой версии именно тут восседал император во время торжественных церемоний.

Сейчас близ Байона постоянно можно наблюдать личностей, изображающих Шиву, гаруду или апсар. Цена за фото с ними — традиционные 5 долларов.

ТА ПРОХМ

Второй храмовый ансамбль, возведенный Джаяварманом VII, — — видели все те, кто смотрел фильм «Лара Крофт — расхитительница гробниц», ибо снималась картина как раз на территории этого комплекса. Храм посвящен матери императора.

Во времена Джаявармана VII в Та Прохм проживало более 12 тысяч человек, внутри храм был декорирован золотом и драгоценными камнями, а на территории комплекса располагались больницы, в каждой из которых служили не только врачи, но и священники с астрологами.

На фото: деревья, оплетающие храм Та Прохм

Сегодня гигантский храмовый комплекс представляет собой руины, а крыши и стены зданий оплетают корни деревьев. Зрелище прекрасное и жуткое одновременно. .

На фото: руины и деревья в Ангкоре

ПРEАХ КХАН

Название Преах Кнах переводится как «меч славы» или же «победа», потому что именно такое имя носил меч все того же Джаявармана VII. Храм посвящен победе императора над чамами, в результате чего страна чамов стала провинцией Камбоджи.

Как и все оккультные постройки Ангкора, Преах Кнах огромен, храмовый комплекс в купе с больницей и постоялым двором для паломников занимал площадь равную примерно 56 гектарам.

Особенность Преах Кхана в том, что храмовый комплекс со всех сторон был окружен рвами, по ним поступала вода в резервуары и водохранилище, в центре которого была возведена пирамида.

Помимо храма-пирамиды внимания заслуживают местные статуи (они сохранились в удивительно приличном состоянии) и барельефы: скульптуры, изображающие гаруд, и барельефы с танцующими апсарами встречаются тут на каждом шагу.

Кстати, по словам ученых именно Преах Кхан в древности был местом действия любопытного ритуала. Здесь проводились празднования в честь Будды: статую Будды наряжали в роскошные одежды, повара готовили специально для статуи еду, а музыканты и танцоры развлекали статую представлениями. Безусловно, сейчас никаких подобных ритуалов в Преах Кхане не проводят, но храм не то, чтобы совсем заброшен, здесь по-прежнему возжигают благовония и свечи.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]