Как нам жить в мире людей. Урок окружающего мира на тему "как жить в мире людей"

1. Покажи стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамках.

Нарушение правил морали подчеркни зелёным карандашом, а нарушение законов — красным.

2. Помоги ребятам разобраться и понять, какие поступки хорошие, а какие — плохие (поставь знак «+» или «-» под рисунками).

Что помогает нам узнать, хороший тот или иной поступок или плохой?

Хорошие поступки радуют и меня, и окружающих меня людей, а после совершения плохих поступков меня мучает совесть и осуждают другие люди.

3. Ты часто слышишь от взрослых слово «нельзя», когда общаешься с другими детьми, взрослыми. Объясни, почему тебе не разрешают это делать.

Продолжи на свободных графах таблицы список того, что тебе не разрешают. Объясни почему.

4. Рассмотри рисунок. Какое правило забыл сосед?

Он забыл, что ночью нельзя шуметь, чтобы не мешать соседям отдыхать.

Как должен поступить нарушитель спокойствия? Напиши свой ответ.

Позиция (мнение): Я считаю, что нарушитель должен немедленно прекратить шуметь.
Аргумент(ы): потому что из-за его действий никто во всем доме не может спокойно спать.

Составь памятку «Золотые правила, которые помогут в жизни».

1 Слушайся родителей и учителей.
2 Поступай так, как хочешь чтобы поступали с тобой.
3 Не делай поступков, за которые тебя мучит совесть.
4 Соблюдай законы своей страны.
5 Старайся избегать конфликтных ситуаций.
6 Не ленись учиться и узнавать что-то новое.
7 Не бойся признавать свои ошибки и исправлять их.

5. Реши кроссворд «Человек и мир людей». В любое подходящее место в кроссворде впиши слово «мораль» и дай ему определение.

По горизонтали:
4. Столкновение интересов, из-за которых возникает спор (конфликт) .
5. Группа людей с общими интересами (общество) .

По вертикали:
1. Обязательные для всех правила поведения (законы) .
2. Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой (право) .
3. Способность человека решать, что хорошо, а что плохо (совесть) .

Мораль — принятые в обществе правила поведения, которые не записаны в официальных законах, но всеми соблюдаются.

КАК ЖИТЬ В МИРЕ ЛЮДЕЙ?
Цели: довести до сознания учащихся мысль о том, что людям необходимы
разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;
создать первичные представления о понятиях «совесть», «мораль», «право».
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
Учащиеся осознают, что людям необходимы разные личные и общественные
способы регуляции человеческого поведения; имеют первичные представления о
понятиях «совесть», «мораль», «право», могут объяснить, в чем заключается
«золотое правило нравственности» (умение учеников пользоваться новыми
знаниями можно проверить с помощью вопросов после текста параграфа и
творческих заданий).
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся вспоминают основные понятия предыдущего урока: «конфликт»,
«компромисс», «сотрудничество» – и демонстрируют результаты групповой
домашней работы, плакаты с правилами выхода из конфликта или правилами,
которые помогут избежать конфликта.
II. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
У ч и т е л ь. Тема нашего урока: «Как жить в мире людей?» Опираясь на
знания, полученные на предыдущих уроках истории, как бы вы ответили на этот
вопрос?
У ч е н и к и (возможный вариант ответа собирается из различных
ответов учащихся). На предыдущем уроке истории мы пришли к выводу, что
жить надо не только для себя, но и рядом с другими, для других. Все люди,
живущие на нашей планете, составляют одно общество – человечество. От
каждого из нас, от наших поступков зависит будущее человечества.
У ч и т е л ь. Наряду с хорошими делами человек совершает и плохие
поступки. Можете ли вы отличить хороший поступок от плохого?
Ученики предлагают разнообразные ответы. Учитель направляет ответы, и
учащиеся приходят к выводу, что взрослые (родители и учителя) объясняют
нам, что можно делать, а что нельзя и почему.

У ч и т е л ь. Но учителя и родители не могут находиться рядом каждую
минуту. Как человеку разобраться в поступках, когда никто его не
контролирует?
У ч и т е л ь (с помощью учащихся формулирует проблему). Как человек
может понять, что совершил плохой поступок, если ему никто не подсказывает?
С помощью чего человек узнает, что хорошо, а что плохо?
III. Открытие нового знания.
У ч и т е л ь. Прочитаем диалог Анюты и папы, он поможет нам разрешить
поставленную проблему.
Ученики читают текст на с. 32 до слов «…совесть загрызет».
У ч и т е л ь. Какое новое понятие встретилось в реплике папы? Слышали ли
вы слово «совесть» от взрослых? При каких обстоятельствах? Что, по­вашему,
оно означает?
Учащиеся делают предположения и проверяют их, читая диалог героев до
слов «…совестливый человек так не поступает».
У ч и т е л ь. Что помогло папе разобраться, что не ходить на работу без
причины – это плохо?
У ч е н и к и. Папе помогла совесть.
У ч и т е л ь. Как папа объяснил Анюте, что такое совесть?
У ч е н и к и. Папа сказал, что если он совершит плохой поступок, то это
будет не по совести: «Меня потом совесть загрызет». Папа станет переживать,
места себе не сможет найти, потому что знает, что плохо поступил, из­за него
могут пострадать интересы других людей, общества. Окружающие будут думать,
что он ненадежный, нечестный, бессовестный. А папа не хочет, чтобы о нем
думали плохо, это его огорчает.
У ч и т е л ь. Совпадают ли папины размышления о слове «совесть» с вашими
предположениями? Прочитаем, какое определение новому понятию предлагает
толковый словарь в конце учебника на с. 123.
Ученики работают со словарем, отыскивают новое слово и читают
определение понятия.
Учитель предлагает дополнить новые знания, прочитав текст учебника.
Ученики читают последний абзац на с. 32 и продолжают читать на с. 33 до слов
«О таком человеке говорят, что он бессовестный».
У ч и т е л ь. Как вы думаете, этой способностью чувствовать, что хорошо, а
что плохо, человек наделен от рождения, это врожденный признак?

У ч е н и к и. Мы знаем, что человек становится личностью только в обществе.
Благодаря воспитанию и обучению он приобретает те личностные качества,
которые выделяют его из мира животных и делают человеком. Значит, и эту
способность он приобретает в ходе обучения и воспитания.
У ч и т е л ь. Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока и
попробуем разрешить ее, опираясь на новые знания.
У ч е н и к и (вариант решения проблемы). В ходе воспитания и обучения
человек приобретает способность чувствовать, где добро, а где зло. Эта
способность называется совестью. Благодаря совести о каждом из своих
поступков человек может сказать самому себе, хороший он или плохой. Совесть
требует быть честным тогда, когда никто не может проконтролировать поступки
человека, когда о возможном его обмане не узнает никто. Если человек не
задумывается о своих поступках, о том, портит он жизнь другим людям или нет,
то говорят, что его совесть «молчит». А самого человека называют нечестным
или бессовестным.
IV. Игра «Роботы».
Учитель предлагает ученикам встать с мест и на несколько минут
превратиться в металлических роботов.
У ч и т е л ь. Роботы могут выполнять действия лишь по команде и
подчиняются только голосовым приказам.
Учитель «компьютерным голосом» начинает давать команды: «Сделайте три
шага вперед», «Не размахивайте руками», «Повернитесь направо и подпрыгните
два раза» и т. д. Необходимо дать ученикам достаточно времени побыть
роботами, для этого потребуется не менее 6–8 различных команд. Команды
должны быть выполнимыми. Через некоторое время дайте какую­нибудь
невыполнимую команду, например «Взлететь». Когда действие на этом
разладится, скомандуйте: «А теперь вы снова – люди. Действуйте
самостоятельно! Можете делать любые движения, какие захотите».
После того как учащиеся подвигались самостоятельно, учитель просит их
вернуться к уроку, сесть за парту и обсудить свои впечатления от разминки.
У ч и т е л ь. Понравилось ли вам быть роботами? Чем, по вашему мнению,
роботы отличаются от людей?

Вероятно, ученики ответят, что роботы только подчиняются командам, а
люди сами решают, что им делать.
У ч и т е л ь. Кто отвечает за то, что роботы не могут выполнить какую­нибудь
команду? А кто несет ответственность за поступки человека? Зачем человеку
нужна ответственность? Как вы думаете, имеет ли отношение данное качество
характера человека к нашему уроку? Ответ объясните.
V. Расширение нового знания.
Работа в учебнике.
Учитель предлагает закрепить полученные знания, рассмотрев рисунок в
учебнике на с. 33 и выполнив задание к нему.
Работа в группах.
Для этого ученики садятся в группы по 4–6 человек. В каждой группе
выбирается капитан команды, который руководит обсуждением версий.
(Правила совместной работы см. в Приложении к уроку «Посмотри в свое
“зеркало”».)
З а д а н и я д л я г р у п п:
1. Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 33 и выполните задание к ним.
2. Напишите на листе 10 самых важных, на ваш взгляд, правил поведения,
которые необходимо соблюдать каждому человеку в обществе.
Ученики делятся результатами групповой работы. Выслушав каждую группу,
учитель предлагает сравнить предложенные правила поведения и отметить
совпадения. Учащиеся отмечают, что большинство названных правил у разных
групп совпадают.
У ч и т е л ь. О чем нам это говорит? Правильно, что есть общие правила
поведения, которые приняты всем обществом. Их должен знать и соблюдать
каждый человек. Как вы думаете, когда и как эти правила возникли в обществе?
В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что такие правила люди
придумали не сразу, они складывались постепенно. В качестве подтверждения
высказанных предположений учитель предлагает прочитать в учебнике на с. 34
последний абзац.
У ч и т е л ь. Как складывались отношения между людьми в первобытном
обществе? Существовали ли на этой первой ступеньке развития человека
правила поведения?
У ч е н и к и. Нет, выживали только сильнейшие.

У ч и т е л ь. Изменялось ли что­то в обществе с развитием человека?
У ч е н и к и. Да, «чем разумнее становился человек, тем добрее и
справедливее становились отношения между людьми» (зачитывают из учебника).
У ч и т е л ь (зачитывает из учебника): «Так люди постепенно и создали
правила, которые позволяли любому, даже самому слабому, члену общества
жить спокойно и не бояться быть обиженным». Эти общепринятые и одобренные
большинством людей правила называются моралью. Самостоятельно найдите и
прочитайте определение этого нового понятия в словаре на с. 120.
У ч и т е л ь. Посмотрите еще раз на те правила, которые вы написали на
листах. Подумайте, можно ли их объединить одним правилом, которое охватило
бы все, что вы перечислили?
Ученики дают различные ответы. Если правило сформулировано не
полностью, учитель предлагает учащимся ситуации, в которых «их правило»
соблюдается, но поступок оказывается плохим. Например, учащиеся предлагают
такое правило: «Никогда не драться». Учитель предлагает ситуацию: мальчишки
смеются над одноклассницей, обижают ее, поджидают после школы, отбирают
вещи. Девочка не может себя защитить. Возможно, придется вступить в драку, а
вы отвернулись и прошли мимо. Что подсказывает вам совесть? И т. д.
В ходе обсуждения разных вариантов главного правила ученики приходят к
выводу, что надо относиться к другим так, как ты хочешь, чтобы
относились к тебе. Учитель предлагает прочитать формулировку этого общего
правила в конце параграфа на с. 35.
У ч и т е л ь. Это правило еще называют
«золотым правилом
нравственности». Как вы думаете, почему?
У ч и т е л ь. Подумайте, какое наказание ожидает того, кто нарушит
требования морали? Правильно, нарушителя могут отругать, пристыдить, его
перестают уважать, считают непорядочным человеком.
Иногда такое общественное осуждение человек переживает тяжелее, чем
наказание. А за нарушение каких правил человека могут отдать под суд и
посадить в тюрьму?
Ученики приводят примеры таких правил: не присваивать чужого имущества,
не наносить вред жизни и здоровью человеку и т. д.
У ч и т е л ь. Эти правила тоже часть общечеловеческой морали, но они
защищены силой закона.
Эта часть правил поведения называется правом.

Сценки (творческое домашнее задание).
Учащиеся разыгрывают сценки – отрывки из детских сказок, мультфильмов, в
которых герои совершают «плохие» поступки и тем самым нарушают правила
морали. После просмотра сценок ученики называют, какие правила нарушили
герои и какое наказание может ожидать их за каждый из этих проступков.
VI. Самостоятельное применение и использование полученных знаний.
Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы, с. 35 (по выбору, те,
которые помогут закрепить знания, полученные на уроке).
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы. Учитель может выборочно
оценить ответы учеников и выставить отметки.
VII. Итог урока.
У ч и т е л ь. Какие новые знания вы получили на уроке? С какими новыми
понятиями познакомились? Помогли ли эти знания разрешить проблему: «Как
человек может понять, что совершил плохой поступок, если ему никто не
подсказывает? С помощью чего человек узнает, что хорошо, а что плохо?» К
какому решению мы пришли? Какое «золотое правило нравственности» нам
удалось вывести?
Ученики отвечают на вопросы учителя, тем самым еще раз закрепляют
полученные знания и тренируются в использовании новых понятий.
У ч и т е л ь. В конце урока предлагаю вернуться к тому, с чего мы начали
наше занятие, к теме «Как жить в мире людей?». Вспомните, как вы ответили на
этот вопрос в начале урока. Что бы вы сейчас добавили к своему ответу?
Домашнее задание: прочитать текст учебника на с. 32–35, проверить свои
знания, ответив на вопросы после текста. Найти новые понятия в словаре, уметь
дать им определение.

  • Объяснить что такое правила поведения.
  • Учиться замечать какие поступки противоречат правилам поведения.
  • Создать у учеников первичные представления о понятиях “совесть”, “мораль”, “право”.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Повторение пройденного.

    (На доске записаны понятия.)

    Общество

    Подберите синонимы к слову общество.

    Конфликт

    Подберите синонимы к слову конфликт.

    Компромисс

    Подберите синонимы к слову компромисс.

    3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

    Итак, начинаем наш урок

    Нам с вами надо понять, как люди отличают, что хорошо, а что плохо.

    (Возможный вариант ответа выбирается из различных ответов учащихся). На предыдущем уроке мы пришли к выводу, что жить надо не только для себя, но и рядом с другими, для других. От каждого из нас зависит будущее человечества.

    4. Открытие новых знаний.

    Учитель. Прочитаем диалог Анюты и папы, он поможет нам разрешить поставленную проблему.

    Ученики читают текст на с. 32.

    Учитель. Слышали ли вы слово “совесть” от взрослых? При каких обстоятельствах? Что, по-вашему, оно означает?

    Учитель. Что помогло папе разобраться, что не ходить на работу без причины - это плохо?

    Ученики. Папе помогла совесть.

    Учитель. Как папа объяснил Анюте, что такое совесть?

    Ученики. Папа станет переживать, места себе не сможет найти, потому что знает, что плохо поступил, из-за него могут пострадать интересы других людей, общества. Окружающие будут думать, что он ненадежный, нечестный, бессовестный. А папа не хочет, чтобы о нем думали плохо, это его огорчает.

    Учитель. Совпадают ли папины размышления о слове “совесть” с вашими предположениями? Прочитаем, какое определение новому понятию предлагает словарь в конце учебника на с. 123.

    Учитель. Как вы думаете, этой способностью чувствовать, что хорошо, а что плохо, человек наделен от рождения, это врожденный признак?

    Ученики. Мы знаем, что человек становится личностью только в обществе. Благодаря воспитанию и обучению он приобретает те личностные качества, которые выделяют его из мира животных и делают человеком. Значит, и эту способность он приобретает в ходе обучения и воспитания.

    Учитель. Вернемся к проблеме, которую мы поставили в начале урока и попробуем разрешить ее, опираясь на новые знания. В ходе воспитания и обучения человек приобретает способность чувствовать, где добро, а где зло. Эта способность называется совестью. Благодаря совести о каждом из своих поступков человек может сказать самому себе, хороший он или плохой. Совесть требует быть честным тогда, когда никто не может проконтролировать поступки человека, когда о возможном его обмане не узнает никто. Если человек не задумывается о своих поступках, о том, портит он жизнь другим людям или нет, то говорят, что его совесть “молчит”. А самого человека называют нечестным или бессовестным.

    Физминутка

    Положите друг другу руки на плечи,
    Опустите голову и мысленно пожелайте
    Своим друзьям того, чтобы вы хотели.
    Пожелать себе.

    Задания для групп.

    1. Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 33 и выполните задание к ним.

    2. Напишите на листе 10 самых важных, на ваш взгляд, правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку в обществе.

    Ученики делятся результатами групповой работы. Выслушав каждую группу, учитель предлагает сравнить предложенные правила поведения и отметить совпадения.

    Учащиеся отмечают, что большинство названых правил у разных групп совпадают.

    Учитель. О чем нам это говорит? Правильно, что есть общие правила поведения, которые приняты всем обществом. Их должен знать и соблюдать каждый человек. Как вы думаете, когда и как эти правила возникли в обществе?

    В ходе обсуждения ученики приходят к выводу, что такие правила люди придумали не сразу, они складывались постепенно. В качестве подтверждения высказанных предположений учитель предлагает прочитать в учебнике на странице 35 последний абзац.

    Учитель. Как складывались отношения между людьми в первобытном обществе? Существовали ли на этой первой ступеньке развития человека правила поведения?

    Ученики. Нет, выживали только сильнейшие.

    Учитель. Изменялось ли что-то в обществе с развитием человека?

    Ученики. Да, “чем разумнее становился человек, тем добрее и справедливее становились отношения между людьми” (зачитывают из учебника).

    Учитель. Эти общепринятые и одобренные большинством людей правила называются моралью. Самостоятельно найдите и прочитайте определение этого нового понятия в словаре на с. 121.

    Учитель. Посмотрите еще раз на те правила, которые вы написали на листах. Подумайте, можно ли их объединить одним правилом, которое охватило бы все, что вы перечислили?

    Учитель. Это правило еще называют “золотым правилом нравственности”. Как вы думаете, почему?

    Учитель. Подумайте, какое наказание ожидает того, кто нарушит требования морали? Правильно, нарушителя могут отругать, пристыдить, его перестают уважать, считают непорядочным человеком.

    Иногда такое общественное осуждение человек переживает тяжелее, чем наказание. А за нарушение, каких правил человека могут отдать под суд и посадить в тюрьму?

    Ученики приводят примеры таких правил: не присваивать чужого имущества, не наносить вред жизни и здоровью человеку и т.д.

    Учитель. Эти правила - тоже часть общечеловеческой морали, но они защищены силой закона.

    Эта часть правил поведения называется правом.

    Учитель. Прочитайте формулировку этого правила на с.35.

    5. Работа в тетради.

    В тетради выполняются задания на с.17 №1 (повышенный уровень), с.18 №2, №3.

    6. Итог урока.

    Учитель. Какие новые знания вы получили на уроке? С какими новыми понятиями познакомились? Помогли ли эти знания разрешить проблему: “Как человек может понять, что совершил плохой поступок, если ему никто не подсказывает? С помощью чего человек узнает, что хорошо, а что плохо?”. К какому решению мы пришли? Какое “золотое правило нравственности” нам удалось вывести?

    В конце урока проводится рефлексия

    Сегодня на уроке я узнал______________

    Этот урок научил меня тому, что___________________

    Получив новые знания мы будем__________________

    Список используемой литературы

    1. Окружающий мир. Учебник для 4-го класса. Книга 2. Человек и человечество. Авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.
    2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 2 Человек и человечество. Авт. Сизова Е.В. Стойка Е.И. Харитонова Н.В.
    3. Методические рекомендации для учителя. Человек и человечество 4 класс. Авт. Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.С. Кузнецова. М., 2012. Баласс.

    1. Покажи стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамках.

    • Нарушение правил морали подчеркни зелёным карандашом, а нарушение законов - красным.

    2. Помоги ребятам разобраться и понять, какие поступки хорошие, а какие - плохие (поставь знак «+» или «-» под рисунками).

    • Что помогает нам узнать, хороший тот или иной поступок или плохой?

    Хорошие поступки радуют и меня, и окружающих меня людей, а после совершения плохих поступков меня мучает совесть и осуждают другие люди.

    3. Ты часто слышишь от взрослых слово «нельзя», когда общаешься с другими детьми, взрослыми. Объясни, почему тебе не разрешают это делать.

    • Продолжи на свободных графах таблицы список того, что тебе не разрешают. Объясни почему.

    4. Рассмотри рисунок. Какое правило забыл сосед?

    Он забыл, что ночью нельзя шуметь, чтобы не мешать соседям отдыхать.

    • Как должен поступить нарушитель спокойствия? Напиши свой ответ.

    Позиция (мнение): Я считаю, что нарушитель должен немедленно прекратить шуметь.
    Аргумент(ы): потому что из-за его действий никто во всем доме не может спокойно спать.

    • Составь памятку «Золотые правила, которые помогут в жизни».
    1. Слушайся родителей и учителей.
    2. Поступай так, как хочешь чтобы поступали с тобой.
    3. Не делай поступков, за которые тебя мучит совесть.
    4. Соблюдай законы своей страны.
    5. Старайся избегать конфликтных ситуаций.
    6. Не ленись учиться и узнавать что-то новое.
    7. Не бойся признавать свои ошибки и исправлять их.

    5. Реши кроссворд «Человек и мир людей». В любое подходящее место в кроссворде впиши слово «мораль» и дай ему определение.

    По горизонтали:
    4. Столкновение интересов, из-за которых возникает спор.
    5. Группа людей с общими интересами.

    По вертикали:
    1. Обязательные для всех правила поведения.
    2. Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой.
    3. Способность человека решать, что хорошо, а что плохо.

    Мораль - принятые в обществе правила поведения, которые не записаны в официальных законах, но всеми соблюдаются.

    Проверочная работа по окружающему миру " Как жили люди в старину" (3 класс, учебно-методический комплект "Начальная школа двадцать первого века". Проверочная работа включает в себя задания, связанные с устаревшими словами.

    Просмотр содержимого документа
    «Проверочная работа по окружающему миру "Как жили люди в старину"»

    Проверочная работа по теме «Как люди жили в старину»

      Приведи примеры устаревших имён. (3)

    ____________________________________________________________________________________

      Подумай, как появились эти имена. Запиши свой ответ.

    Орун _____________________________________________________________________

    Четвертак_________________________________________________________________

    Милалика_________________________________________________________________

      Допиши прозвища князей и царя.

    Ярослав _______________, Владимир_______________________, Иван__________________

      Приведи примеры фамилий, которые произошли от:

    а) от отчества____________________ б) от названия животного, птицы__________________

    в) от названия профессии ____________________ г) от черты характера__________________

      Подумай и запиши, как возникли эти фамилии:

    Печников______________________________________________________________________

    Сергеев________________________________________________________________________

    Веселов_______________________________________________________________________

      Опиши внешность мужчины-славянина.

    ___________________________________________________________________________________

      Запиши основные черты характера славян.

    Славяне были_______________________________________________________________________

      Закончи предложения.

    Слово « фамилия» с латинского языка переводится как ___________________________________

    На севере России крестьянские жилища строили из_______________, а на юге России __________________________________________________________. Каменные постройки на Руси появились в _____________________________.

      Распредели слова на 2 группы. Дай название каждой группе.

    Мундир, валенки, кроссовки, сарафан, тулуп, футболка, шорты, кокошник, шинель, дублёнка, папаха, галстук, сандали

    10. Трапеза - это _______________________________________________________.

    Приведи примеры блюд, которые могли входить в меню славян. (5)

    _________________________________________________________________________________________

    11. Язычники - это________________________________________________________________________

      Приведи примеры богов славян.

    __________________________________________________________________________________

      Приведи примеры духов, в которых верили славяне.

      Допиши предложения.

    Началом крещения Руси считают ______________________. Это произошло при князе __________________________________________________. Христианские праздники_________________________________________.

      Исправь ошибки.

    Древние славяне славились своей скупостью.____________________________________________

    В военных сражениях они проявляли трусость.________________________________________

    От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость._______________________________________________

    Но больше всего славяне любили рабство. __________________________________________