Как определить у глагола переходный или непереходный. Переходный глагол
Все глаголы в русском языке по этой категории делятся на две большие группы – переходные и непереходные .
К переходным относят глаголы, способные управлять винительным падежом без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно направлено на объект.
В предложении переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение .
Например:
1. Я пишу письмо.
2. Вчера я весь день читал
Во втором примере прямого дополнения нет, но оно потенциально возможно (интересную книгу ).
Следует помнить, что переходные глаголы возвратными быть не могут.
Задание:
Сравните:
1. По дороге в университет я встретил своего друга.
2. Моего друга дома не оказалось
Кроме формы винительного падежа, переходные глаголы в двух случаях могут управлять также и формами родительного падежа.
Первый случай: когда родительный падеж имеет значение части целого.
Например:
Я выпил молока. (Ср.: выпил молоко )
Второй случай : когда при переходном глаголе стоит отрицательная частица не.
Например:
Я долго не получал от брата письма
Такие дополнения также являются прямыми .
К непереходным относятся глаголы, не способные управлять формой винительного падежа без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно на объект не направлено. При непереходных глаголах нет и не может быть прямого дополнения (после них нельзя поставить вопрос кого? или что?)
Например:
сидеть, спать, идти, мечтать, беседовать
Непереходные глаголы могут управлять всеми косвенными падежами, кроме винительного без предлога. Могут они также управлять и винительным падежом, но только с предлогом.
Например:
наступить на камень, споткнуться о камень
Следует помнить о том, что непереходные глаголы в предложении имеют при себе косвенное дополнение .
Например:
Я разговариваю по телефону с другом
Следует также помнить, что если к переходному глаголу присоединяется возвратный постфикс -ся-, то он становится непереходным.
Задание:
Сравните:
учить – учиться, купать – купаться, строить – строиться, одевать – одеваться
Залог – это постоянная лексико-грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к субъекту (т.е. производителю действия). Существует два залога – действительный и страдательный .
Глаголы действительного залога обозначают действие, не направленное на субъект (т.е. производителя действия).
Например:
1. Рабочие строят дом.
2. Снег покрыл землю
В таких конструкциях субъект действия выражен подлежащим (в И.п.), а объект прямым дополнением (в В.п. без предлога).
Глаголы страдательного залога обозначают действие, направленное на субъект.
Например:
1. Дом строится рабочими.
2. Земля покрылась снегом
В таких конструкциях субъект действия выражен косвенным дополнением (в Т.п. без предлога), а объект стал подлежащим (в И.п.).
При этом следует помнить, что глаголы страдательного залога всегда являются возвратными, т.е. имеют постфикс -ся-, (-сь-) , и глаголы действительного залога могут быть как невозвратными, так и возвратными.
Например:
Ребёнок спит.
Дети резвятся.
На улице вечереет
Во всех этих примерах глаголы – действительного залога.
Категории вида – это тоже постоянная грамматическая категория глагола. Вид глагола выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Различают глаголы несовершенного и совершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее своего внутреннего предела, т.е. своего конечного результата. Они отвечают на вопрос что делать? (В вопросе нет приставки -с-).
Например:
Я вчера решил эту математическую задачу
Эта глагольная форма содержит указание на то, что я с этой задачей справился.
1) глаголы, соотносительные по виду;
2) одновидовые глаголы;
3) двувидовые глаголы .
Глаголы, соотносительные по виду – это глаголы, имеющие соотносительные видовые пары.
Например:
1) писать – написать, делать – сделать, нести – принести, будить – разбудить и др. (различаются наличием и отсутствием приставки);
2) решать – решить, толкать – толкнуть, заказывать – заказать, закусывать – закусить и др. (различаются суффиксами);
3) вырывать – вырвать, кричать – крикнуть, прощать – простить и др. (различаются чередованием в корне, а также суффиксами);
4) разрезать – разрезать, рассыпать – рассыпать и др. (различаются только ударением);
5) ловить – поймать, брать – взять (это супплетивные формы).
Одновидовые глаголы – это такиеглаголы, которые соотносительных видовых пар не имеют. В свою очередь, эта группа имеет две разновидности :
1) одновидовые глаголы только несовершенного вида ;
Например:
1. хаживать, сиживать (обозначают действия, которые имели место в далёком прошлом);
2. подглядывать, покашливать (со значением прерывистости действия);
3. приплясывать, приговаривать и др. (со значением сопровождающего действия).
2) одновидовые глаголы только совершенного вида .
Например:
1. запеть (начать петь), зашагать (начать зашагать), побежать (начать бежать) (со значением начала действия);
2. отшуметь, отговорить, перепортить и др.(со значением завершённости действия);
3. хлынуть, грянуть и др. (со значением интенсивности действия).
Двувидовые глаголы - это глаголы, которые совмещают с себе значения несовершенного и совершенного вида одновременно.
Например:
атаковать, телеграфировать, обещать, велеть, ранить, женить и др.
Вид таких глаголов конкретизируется только в предложении или в связанном тексте.
Например:
1. Люди женятся; гляжу, не женат лишь я хожу.
(Пушкин. Сказка о царе Солтане)
2. А он между тем женится на Марии Ивановне.
(Пушкин. Капитанская дочка)
Глаголы совершенного вида могут иметь такие оттенки значений :
1. Они называют действие, которое было единичным (случилось один раз): Я подбежал к берегу, и бросился в воду, быстро подплыл к мальчику, обхватил его рукой и, гребя другой, направился снова к берегу.
2. Они называют результативное действие, т.е. такое, результат которого налицо: Мы повесили стенгазету в коридоре. (Так мог бы сказать член редколлегии этой газеты, если бы его спросили: «Ну, как газета? Готова?» Ответ означал бы: Эта газета готова, можете читать - результат работы налицо). Николай за лето вырос, загорел, окреп и немного похудел. (Встретив его, вы можете убедиться в этом). Слова, которые здесь поставлены в скобках, подчеркивают тот смысл, который позволяют подразумевать в этих высказываниях глаголы совершенного вида.
3. Они называют однократное действие: Я вспрыгнул на подоконник.
Глаголы несовершенного вида могут иметь такие оттенки значений :
1. Они называют действие, которое совершалось (совершается, будет совершаться) многократно, обычно или всегда: Летом мы бегали на реку и купались в еще холодной утренней воде. Гепард обгоняет даже барса.
2. Они называют действия, которые протекают, еще не исчерпаны, длятся (в прошедшем, настоящем и будущем времени): Утром я писал письмо и думал о том, что ответит на него Наташа. На улице шумит дождь, водяные капли и струи звенят о стекла моей комнаты. Эти розы будут цвести и благоухать еще много дней.
3. Они называют действие, состоящее из ряда актов; при этом, хотя каждый акт закончен, исчерпан, сам ряд не исчерпан, изображен как длящийся: Каждый день мы выучивали по пять новых слов. Мы много раз пропалывали обе эти грядки.
Похожая информация.
Традиционно глагол как часть речи изучают в конце 4 класса, а повторение и углубление темы продолжается в 5-6 классах.
Эта тема имеет практическое значение, так как помогает учащимся различать формы именительного и винительного падежей, не смешивать прямые дополнения с подлежащими, правильно образовывать причастия и деепричастия.
Попробуем доступно объяснить ученикам, что такое переходный или непереходный глагол.
Обычно устанавливается: сочетается ли глагол с существительным в винительном падеже без предлога. Переходные глаголы требуют винительного падежа (кого? что?) для выражения прямого объекта в утвердительных предложениях: А мне что-то стало жалко и воробья, и муху. Мама сама укоротила брюки.
Но ученики, когда встречают один и тот же глагол в разных предложениях, часто спрашивают: «Какой это глагол – переходный или непереходный?»
Рассмотрим, к примеру, глагол ПИСАТЬ: Иван хорошо пишет. Иван пишет письмо. В первом предложении глагол «пишет» отнесён к субъекту, во втором предложении глагол актуализирует объект. В первом предложении имеется в виду сочетаемость потенциальная , а во втором предложении реальная . Вывод: глагол ПИСАТЬ в данных предложениях переходный. Не забываем, что глагольная категория переходности/непереходности является постоянным признаком и определяется при морфологическом разборе всегда.
Вернёмся к вопросу: можно ли считать переходным глагол, если при нём нет в предложении прямого дополнения без предлога? Конечно, здесь всё зависит от контекста. В контексте переходный глагол может приобретать такие оттенки значения, которые превращают его в непереходный: Я хорошо слышу (то есть имею хороший слух). Петя хорошо рисует, играет на гитаре (то есть умеет рисовать картины, воспроизводить музыку).
В подобных случаях глаголы имеют значение «уметь делать то, что выражено глаголом», то есть обозначают не конкретные действия, а свойства (характеристики, способности) объектов в отношении тех или иных действий. При таких глаголах нет и не может быть дополнения, иначе указанный оттенок исчезнет.
Если условия контекста позволяют не называть предмет, на который переходит действие, то возможна подстановка существительного в винительном падеже без изменения смысла: Я слушал (его, отца, рассказ) и не понимал ничего . Запоминаем, что в контексте переходный глагол может быть употреблён и без прямого дополнения .
Переходный глагол участвует в создании, преобразовании, перемещении или разрушении какого-то объекта (строить дом, жарить мясо, жечь солому ). Это предполагает наличие «инструмента», обеспечивающего контакт и повышающего эффективность действия. В качестве инструмента может выступать тело, активная часть тела, изготовленное человеком орудие: рою землю лопатой, чищу зубы щёткой .
Небольшая группа переходных глаголов имеет значения узнавания, чувствования, восприятия, наделения объекта признаком, открытия/закрытия, установления контактов, обладания, приобщения (узнать новости, любить музыку, слышать пение, одевать брата, распахнуть пальто, склеить листы, украсть деньги, сорвать яблоко ).
Переходным будет глагол и в родительном падеже при указании на часть предмета или при отрицании самого действия: выпить сока, купить хлеба; не читал газет, не получал денег .
Обратимся теперь к непереходным глаголам. Они требуют дополнения только в косвенных падежах с предлогами или без них: идти в школу, помогать другу . Обычно непереходные глаголы обозначают движение и положение в пространстве, физическое или нравственное состояние: лететь, болеть, страдать . Отличительный признак непереходных глаголов суффиксы -СЯ, -Е-, -НИЧА-(-ИЧА-): убедиться, обессилеть, жадничать.
Будут ли глаголы ВЕСИТЬ, ЛЕЖАТЬ, ЖИТЬ переходными в примерах: весит тонну, полежал минуту, живёт неделю ? Рассуждаем так: существительные находятся в Винительном падеже без предлога, но являются не прямыми дополнениями, а обстоятельствами меры и времени. Вывод: эти глаголы непереходные.
Некоторые приставки (пере-, про-, от-, обез-/обес-) способны превращать непереходные глаголы в переходные: работать в офисе - обработать деталь, вредить соседу - обезвредить соседа .
Чтобы проверить, как понята тема, попробуйте выполнить несколько заданий.
Задание 1.
Подберите к глаголам зависимые существительные и определите их падеж:
Разливать ______, узнавать ______, наслаждаться ______, разбавлять ______, раздаваться ______, умалять ______, увлекаться ______, содрогнуться ______, раздражаться ______, преподавать ______, подвергать ______, поглощать ______, объединить ______, благословлять ______, полететь ______, спрыгнуть ______, выглянуть ______.
Какие из этих глаголов сочетаются с существительным в Вин.п. без предлога?
Задание 2.
Определите переходные или непереходные глаголы. Над переходными глаголами ставьте букву П, над непереходными - букву Н.
Видеть волка - бояться волка; отрезать хлеба - есть без хлеба; узнать у товарища - встретить товарища; побаиваться соперника - победить соперника - выиграть у соперника; знать правила - не знать правил - придерживаться правил; хотеть воды - попить воды; насобирать грибов - не заметить гриба - любить грибы - прочитать про грибы; измерить глубину - остерегаться глубины - нырнуть в глубину.
Задание 3.
Превратите словосочетания непереходных глаголов с косвенными дополнениями в словосочетания переходных глаголов с прямыми дополнениями по образцу: подниматься на лифте - использовать лифт.
Заниматься физикой, увлекаться спортом, владеть языком, обзавестись голубями, рассказать о путешествии, беседовать о книге.
Каким образом вам удалось это сделать?
Задание 4.
Исправьте ошибки в употреблении существительных:
настоять о пересмотре дела, призывать о помощи, смириться перед неудачей, разъяснить о вреде курения, отдать все силы для работы, преклоняться его авторитету.
Задание 5.
Исправьте ошибки в употреблении глаголов:
Я одел пальто, шапку и пошёл гулять. Ученики познакомилися с новым учителем только во время занятий. Мама убралася в комнате, постиралась. Малыши игрались на детской площадке.
Литература
1. Ильченко О.С. Аспекты изучения темы "Глаголы переходные и непереходные" в VI классе / Русский язык в школе. - 2011. - №12.
2. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Русский язык, 1993.
Переходные глаголы обозначают действие, которое направлено на предмет, переходит на предмет (объект): пилить бревно, рубить дрова, читать газету, шить пальто. Такие глаголы обычно только в сочетании с названием объекта имеют законченный смысл. Указание на объект уточняет значение глагола, делает его более конкретным. Ср.: Отец пилит и Отец пилит бревно. Портниха шьет и Портниха шьет платье.
Объект - понятие очень широкое и весьма отвлеченное. Он охватывает и конкретные предметы, которые преобразуются или возникают в результате действия (погладить брюки, выстроить дом), и абстрактные понятия (чувствовать радость, ненавидеть ложь, любить справедливость).
Значение переходности выражается синтаксически: название объекта при переходных глаголах стоит в форме винительного падежа без предлога (написать поэму, прочитать рассказ, любить друга). В двух случаях прямой объект выражается формой родительного падежа: 1) если действие охватывает не весь объект, а только часть его: съел хлеба, выпил молока; 2) если при глаголе имеется отрицание: не пил молока, не ел хлеба, не читал газеты, не колол дров
Винительный падеж без предлога, обозначая определенный промежуток времени или пространства, не выражает объекта. В этом случае он обозначает меру действия, т. е. выступает в функции обстоятельства: сидел весь день, думал целый час, спал всю дорогу. Здесь невозможно задавать обычные вопросы кого? ч т о?, на которые отвечает прямое дополнение.
Непереходные глаголы обозначают действие, которое не переходит на объект. Они не могут иметь при себе прямого дополнения: страдать, идти, бежать, сидеть, расти, ходить, обедать, радоваться, одеваться и т. п.
] Особый разряд составляют так называемые косвенно-пер е- 1 х о д и ы е глаголы. К ним относятся возвратные и невозвратные глаголы, управляющие не винительным, а другими косвенными падежами существительных (без предлогов и с предлогами). Они обозначают обычно отношение к объекту или состояние субъекта, но не выражают перехода действия на предмет, воздействие субъекта на объект: желать победы, ждать поезда, гордиться братом, надеяться на успех, верить другу, думать о победе, помогать товарищу и т. п.
1_ Нередко один и тот же глагол в одних лексических значениях относится к переходным, а в других - к непереходным. Так, глагол писать является переходным в значениях: 1) «создавать, сочинять литературное, научное и т. п. произведение» (писать рассказы, диссертацию); 2) «создавать произведение живописи» (писать картину, портрет, декорацию, пейзаж); 3) «сочинять музыкальное произведение, записывая его» (писать музыку, оперу) Этот же глагол выступает как непереходный, когда обозначает: 1) «уметь пользоваться письменной формой речи» (Мальчик уже пишет, т е. умеет писать); 2) «заниматься литературной деятельностью»,
В одном и том же значении глагол"одновременно может управлять разными падежами и предложно-падежными формами: внести вещи в комнату, завернуть книгу в бумагу, брызгать воду на белье, брызгать водой на белье, писать брату письмо карандашом, рисовать на уроках портрет красками.
Переходными или непереходными бывают целые семантические группы глаголов. Например, глаголы созидания, а также разрушения, уничтожения объекта, как правило, переходные: а) строить (построить) дом, шить (сшить) пальто, ткать (соткать) ковер, создать (создавать) совхозы; б) разрушить (разрушать) старое здание, разбить (разбивать) стакан, жечь (сжечь) мусор, портить (испортить) часы и т. п.
К Непереходным относятся большие группы глаголов перемещения (бежать, бегать, ходить, идти, лететь, летать, плыть, плавать, скакать, спешить и т. п.), положения в пространстве (сидеть, лежать, стоять, висеть и т. п.), звучания (греметь, ахать, гоготать, шипеть, мяукать, гудеть и т. п.), состояния (молчать, спать, болеть, нервничать, горевать, завидовать, кипеть, дышать и т. п.), изменения состояния, становления (худеть, похудеть, глупеть, поглупеть, белеть, побелеть, вянуть, увянуть, глохнуть, оглохнуть и т. п). Непереходными являются глаголы на -ствовать, -начать, -ить, обозначающие
занятие лица, названного в производящей основе (учительствовать, гсройствовать, актерствовать, профессорствовать; малярничать, садовничать, слесарничать; столярить, малярить), глаголы поведения ла -ничать, -ствовать (великодушничать, кляузничать; малодушест- во,ать, хулиганствовать, зверс/пвовать).
Таким образом, переходность/непереходность глаголов прежде гу. его зависит от их лексико-семантических свойств. В выражении пе-! раходности/непереходности участвуют аффиксы - постфикс, суффик-1" с її! и приставки. - "
Постфикс -ся всегда является показателем непереходности глагола. Присоединяясь к переходному глаголу, он делает его непереходным. С: радовать родителей (успехами) -радоваться, омыть посуду -
аться, чистить пальто - чиститься. Непереходные отыменные г хаголы образует суффикс -е-. Он выражает значение постепенности накопления субъектом каких-либо свойств, признаков: умн(ый) - умнеть (становиться умным), бел(ый) - белеть (становиться gt;елым).
Среди бесприставочных глаголов лишь треть имеет переходное значение.
Состав переходных глаголов непрерывно пополняется за счет приставочных образований. Многие приставки, присоединяясь непереходным глаголам, превращают их в переходные. Приставка образует переходные глаголы в значении «достичь (достигать) чего-нибудь при помощи действия»: играть - выиграть мотоцикл,
работать - выработать две нормы; приставка за в значении
« довести (доводить) действием предмет (объект) до плохого состояния»: играть - заиграть пластинку.
Переходные отыменные глаголы образуются с помощью суффикса син(ий) - синить белье (делать синим), бел(ый) - белить потолок (делать белым) и т. п. Большинство глаголов этого типа является соотносительными с непереходными глаголами с суффиксом -е-. Ср.: ишеть (неперех.) - синить (перех.), белеть (неперех.) - белить ^перех.), леденеть (неперех.)-леденить (перех.). По переходности/непереходности противопоставлены также члены пар: обессилеть - обессилить, обезуметь - обезумить, охладеть - охладить, ослабеть - ослабить и т. п. Сюда же: гаснуть (погаснуть) - гасить (погасить), слепнуть (ослепнуть) -слепить (ослепить), глохнуть (ог- охнуть, заглохнуть) - глушить (оглушить, заглушить), лежать - пожить, спать - усыпить, стоять - ставить, висеть - вешать повесить), противостоять - противопоставить и др. В одной олько паре оба глагола являются переходными: пить молоко - оить ребенка молоком. Вторые члены таких пар обозначают «заставлять (заставить) выполнять (выполнить) какое-либо действие», заставлять (заставить) находиться в каком-либо состоянии». Их принято называть каузативными глаголами (от латинского causa - «причина»).
Запишите глаголы в столбик, определите их вид, найдите, если можно, видовую пару, если нельзя, объясните причину.
Угадайка
РазрЕзать - разрезАть
Характеризовать – двувидовой
Слышать – одновидовой, не стремится к изменениям.
Оказываться – оказаться
Бегать – одновидовой, глаг. движения
Аплодировать – одновидовой, многократность д-я
Брать – взять
Познавать – познать
Вести – одновидовой, глаг. движения
Говорить - сказать
Все глаголы русского языка по отношению к объекту (предмету) действия делятся на 2 группы: переходные и непереходные. Переходность – непереходность связана со значением самого глагола.
В языке часть глаголов обозначает действие, направленное на предмет, который при этом изменяется (покрасить дом) или возникает как результат этого действия (написать письмо), такие глаголы называются переходными .
Возможность или невозможность задать глаголу вопрос кого? что? – прием определения переходности / непереходности.
Предмет, на который направлено действие, является прямым объектом действия, он выражен существительным в форме винительного падежа без предлога: Старик ловил неводом рыбу.
Объект действия при переходных глаголах может также выражаться формой родительного падежа:
1) при обозначении части объекта (выпить чаю ),
2) при наличии отрицания при глаголе (не купить молока ).
Морфологических признаков переходности у глаголов нет, за исключением группы глаголов типа белить – белеть, чернить – чернеть и глаголов с приставкой обез- (обес-): обезлюдить – обезлюдеть, обескровить – обескроветь. В этих парах глаголы на –ить являются переходными, а глаголы на –еть – непереходными.
Переходными глаголами являются:
1) глаголы, обозначающие действия, что-либо создающие: строить, рисовать, сооружать;
2) глаголы, обозначающие действия, что-либо разрушающие: ломать, снести, уничтожить;
3) глаголы восприятия: видеть, слышать, чувствовать.
При определении переходности / непереходности глагола нужно установить показатели переходности. В предложении показателем переходности является прямое дополнение – существительное или местоимение в В.п. без предлога или в Р.п. – при отрицании или выражении части целого, а также эквиваленты В.п.
1) В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации: У них, наверное, есть хлеб. Купите у них, ладно?
2) При глаголе есть инф-в, который можно заменить В.п. без предлога: Люблю спать на чердаках (К.Пауст).
3) При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. без предлога: Наташа увидела , что по рельсам идут паровозы.
4) При глаголе нет В. или Р.п. прямого обънкта, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. без предлога: Сейчас бы по котлеточке горяченькой съесть . Давайте побольше деталей – я все соберу (И. Василенко).
5) При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое заменяется В.п. без предлога: Ставлю тебе «хорошо».
Во всех перечисленных случаях у глагола в предложении нет прямого объекта, но к нему можно задать вопрос кого? что? , поэтому он переходный.
Непереходные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, не способное переходить на прямой объект, поэтому они не сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога: синеть, идти, грустить, мчаться.
Непереходными глаголами являются:
1) глаголы бытия, существования: быть, существовать, находиться;
2) глаголы движения: идти, плавать, кататься;
3) глаголы физического и психического состояния: стоять, болеть, сердиться;
4) глаголы рода деятельности, занятий: учительствовать, плотничать;
5) глаголы, обозначающие манеру поведения: храбриться, молодиться;
6) глаголы слухового и зрительного восприятия: стучать, сверкать.
Непереходность может быть формально выраженной и невыраженной. Показателем непереходности служит аффикс –ся (-сь): радоваться, собираться. Но непереходными могут быть и глаголы без –ся: мечтать, работать.
Глаголы с аффиксом –ся (-сь) называются возвратными, они составляют особую разновидность непереходных глаголов (ср.: умывать ребенка – переходный глагол, умываться – непереходный). Благодаря присоединению аффикса –ся глагол умывать стал непереходным и получил дополнительный смысловой оттенок - себя .
Трудные случаи определения переходности / непереходности глаголов
1. При определении переходности / непереходности нужно учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: есть такие случаи, когда в 1 значении он переходный, в другом – непереходный.
Наконец все замолчали.
Всё можно растерять, что собрано веками, всё можно замолчать , расправами грозя… И только человеческую память забетонировать и истребить нельзя! (С. Михалков).
2. При анализе В.п. прямого объекта нужно отграничивать его от В.п. с обстоятельственным значением: Жители выселок жгут костры всю ночь (К. Пауст.). Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь (Н. Заболоцкий).
Глаголы в можно разделить на 2 больших семантических типа:
1) обозначающие действие, переходящее на объект и изменяющее его;
2) обозначающие действие, замкнутое само в себе и на объект не переходящее.
К первому типу относятся глаголы созидания, разрушения, многие глаголы речи и мысли, например: построить, вырастить, воспитать; сломать, разбить, уничтожить; сказать, обдумать, чувствовать.
Второй тип объединяет глаголы, выражающее некое состояние. Примеры: лежать, сидеть, спать, чувствовать.
Подобная семантика глаголов в области формы с помощью категории переходности.
Глаголы, обозначающие действие, переходящее на объект, и сочетающиеся с формой падежа без , называются переходными.
Глаголы, не способные обозначать действие, переходящее на объект, и не сочетающиеся с без предлога, являются непереходными.
Примеры: Татьяна писала Онегину письмо. Глагол «писала» является переходным.
Он славно пишет, переводит. Глаголы «пишет», «переводит», обозначающие способность к некому действию, являются непереходными.
Переходность - это лексико-грамматический разряд, поэтому категория определяется строго по формальным признакам, а не контексту.
К центральной части переходных глаголов относятся глаголы с отрицанием, сочетающиеся с родительным , например: не любить литературу.
Косвенно-переходные глаголы
Также выделяются косвенно-переходные глаголы, которые могут сочетаться с объектом не