Планер своими руками чертежи с размерами. Простой планер из потолочки

Наблюдая за тем, как опытные моделисты отправляют в полёт рекордные авиамодели, невольно возникает желание попробовать свои силы и сделать маленький самолёт своими руками. Через это проходили многие и многие поколения самодеятельных конструкторов -сделав максимально простую модель, увлекались более сложными аппаратами, постепенно совершенствовали своё мастерство. Ниже мы расскажем, как построить простейшую комнатную модель планёра, фактически – игрушку, которую можно разместить на ладони и опробовать в условиях обычной городской квартиры. Это очень удобно, поскольку не ставит вас в зависимость ни от погоды, ни от уровня вашего мастерства. Такой планёр под силу сделать и взрослому, и школьнику, имея под рукой минимум необходимого – тонкую деревянную палочку, листовой пенопласт толщиной 3 мм, иголку с ниткой и клей.

Вообще говоря, можно ещё облегчить себе работу, если использовать некоторые заготовки. Загляните на кухню – может, у вас где-то лежат тонкие деревянные шампуры для шашлыка?

Такой шампур толщиной 2 и длиной 200 мм будет идеальным фюзеляжем для вашей первой модели. Проверьте, чтобы шампур не был изогнут, и смело отложите его в сторону – фюзеляж готов. Теперь идём к холодильнику. Пара пенопластовых упаковок от диетических яиц это как раз то, что нужно. Крышка такой упаковки, как правило, сделана из пенопласта толщиной 3 мм и из него вы сможете вырезать крыло, стабилизатор и киль планёра. Если вы недавно делали ремонт, то у вас мог остаться клей «Момент Монтаж» (Жидкие гвозди). Такой клей имеет белый цвет и, нанесённый тонким слоем, отлично скрепляет пенопластовые детали.

Подготовив всё необходимое, приступаем к работе. Используя шаблоны, вырезаем из листового пенопласта прямоугольное крыло, стабилизатор, а также киль. Кромки получившихся деталей обрабатываем тонкой шкуркой, чтобы не было заусенцев. Далее с помощью иголки и нитки крепим к фюзеляжу стабилизатор – «пришиваем» его в двух местах, отступив от передней и задней кромок на 3 – 4 мм. Не следует сильно затягивать нить, чтобы она не продавила пенопласт на всю толщину. Аналогично крепим к фюзеляжу крыло в районе задней кромки, а переднюю кромку крыла приклеиваем к надетой на фюзеляж втулке. Размер втулки подбирается таким, чтобы угол наклона крыла составлял примерно 4 градуса. При работе с иголкой будьте осторожны и не забывайте о требованиях техники безопасности. Нитки в местах креплений стабилизатора и крыла смазываем тонким слоем клея. В последнюю очередь приклеиваем к стабилизатору киль. После высыхания клея вес планёра без груза получается равным около 4,5 грамм. К носовой части фюзеляжа крепим нитками груз. В качестве груза можно использовать небольшой металлический винт или гайку весом 3,5 грамма. На крыло и оперение планёра можно нанести нехитрый рисунок или надписи при помощи цветного скотча. Ваш первый летательный аппарат к полёту готов.

1 – фюзеляж; 2 – крыло; 3 – киль; 4 – стабилизатор; 5 – втулка; 6 – груз

Как показали пробные запуски этой модели, она хорошо ведёт себя в полёте, уверенно преодолевая 4-5 метров комнаты «от стенки до стенки». Запускать модель необходимо плавным движением руки, без рывков, как бы сопровождая её полёт. Единственное, что желательно предусмотреть в процессе запусков, это условия для мягкой посадки – конструкция планёра достаточно хрупкая и жёсткий удар о преграду может её разрушить.

Интересно, что в настоящее время сформировалось целое направление в моделировании, которое предусматривает широкое использование так называемой «потолочки» – тонких пенопластовых панелей для отделки потолков. Из потолочки делают и простые планёры, и сложные радиоуправляемые модели с мотором. Сделав свой первый летательный аппарат из листового пенопласта, вы получите полезный опыт работы с этим материалом и, возможно, в дальнейшем попробуете свои силы на поприще авиационной потолочки (изготовления моделей из потолочных плит).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Цель. Сформировать устойчивые навыки по моделированию авиационной техники и изготовить схематические модели планеров.

Методические рекомендации. На занятиях по этой теме учащиеся должны глубже усвоить понятия о принципах полета и овладеть приемами изготовления, регулирования и запуска схематических моделей. На данную тему рекомендуется отвести 34 ч и изучать ее в таком порядке: 1) назначение и типы планеров; 2) составление эскизов схематической модели планера, чертежей отдельных деталей; 3) изготовление модели планера. Каждое занятие целесообразно проводить так: 10-15 мин - сообщение теоретического материала, относящегося к выполнению задания, остальное время - практическая работа. При подобном построении занятий кружковцы лучше усвоят теоретические сведения, поскольку они будут закреплены практически. Так, рассказать о способах регулирования модели планера необходимо после того, как все кружковцы изготовят схематические модели. А понятия о планирующих и парящих полетах учащиеся хорошо усвоят только тогда, когда увидят свои модели в полете.

На первом занятии руководитель во вводной беседе дает определение планера, объясняет, как он летает и из каких частей состоит. Затем, демонстрируя готовую схематическую модель планера, называет ее основные части и рассказывает об их назначении. Затем он указывает, какую модель взять за образец, поясняет, почему надо делать модели одного типа, но с незначительными изменениями. В заключение можно приступить к выполнению эскизов и рабочих чертежей деталей изготовляемых моделей.

Следует иметь в виду, что выполнить чертеж за 1-2 занятия учащиеся V-VI классов не сумеют. В то же время отодвигать работу над моделью на 4-5 занятий нецелесообразно: нельзя не считаться со стремлением кружковцев больше пилить, строгать, клеить и т. д. Поэтому второе и последующие занятия желательно проводить так: краткая беседа, работа над эскизами и чертежами, заготовка реек для фюзеляжа, кромок крыльев и стабилизатора и т. д. Благодаря такому чередованию интерес кружковцев к занятиям не снизится. К завершению работы над эскизами, чертежами будут подготовлены рейки, и учащиеся сразу смогут приступить к изготовлению деталей моделей. Не следует препятствовать и выполнению подготовленными кружковцами чертежей дома. Но на каждое занятие они должны приносить их руководителю для контроля.

Для ознакомления с натуральными планерами желательно совершить экскурсию на аэродром (там, где возможно).

Завершают занятия соревнованиями на продолжительность полета изготовленных моделей.

На теоретической части занятий целесообразно сообщить следующие сведения. Планер - один из видов летательных аппаратов тяжелее воздуха. Планер внешне напоминает птицу, летящую с неподвижно распростертыми крыльями. Думая о летании по воздуху, люди не представляли себе иного полета, чем на аппарате с взмахивающими крыльями, приводимыми в движение мускульной силой. Этот принцип полета использовал и Леонардо да Винчи, который разработал схемы летательных аппаратов с машущими крыльями. Однако в дальнейшем стало понятно, что для подражания машущему полету птиц недостаточно мускульной силы человека. Заметив, что птица часто летает и без взмахов - парит в воздухе с неподвижными крыльями, изобретатели пошли по пути создания планеров.

Планер не имеет двигателя и воздушного винта, подъемная сила создается крылом во время полета. Крепят крыло посредством центроплана к фюзеляжу. На консолях крыла устроены элероны - рули поперечного управления.

К фюзеляжу, кроме крыла, крепят оперение: стабилизатор с рулем высоты и киль с рулем направления. Рули высоты подвижные, могут отклоняться вверх и вниз, давая возможность планеру маневрировать по высоте; руль направления позволяет менять направление полета.

Кабина пилота обычно расположена в передней части фюзеляжа. В ней находятся ручка и педали управления, а также приборы контроля полета.

Планер взлетает и совершает посадку на специальной лыже или одноколесном шасси.

Запускают планер при помощи амортизатора или моторной лебедки. Более совершенный способ - буксирование планера самолетом. Самолет тянет планер, соединенный с ним тросом; достигнув заданной высоты, планер отцепляется и переходит в свободный полет. Иногда, если самолет обладает необходимой мощностью, он буксирует два-три и более планеров.

Одним из первых русских планеристов был студент МВТУ А. Н. Туполев, впоследствии академик, трижды Герой Социалистического Труда, Генеральный конструктор самолетов.

С 1923 г. под Феодосией (ныне поселок Планерское) стали проводить Всесоюзные слеты планеристов. На седьмом планерном слете в 1930 г. летчик В. Д. Степанчонок впервые выполнил "мертвую петлю" на планере. Этот планер СК-3 "Красная звезда" создал С. П. Королев - будущий конструктор ракетно-космической техники.

Планеризм не только один из видов авиационного спорта, но и средство подготовки летчиков. Многие выдающиеся летчики начинали свой путь в авиации с полетов на планере. Советские спортсмены-планеристы не раз выходили победителями многих международных соревнований.

Схематическая модель планера. Эта летающая модель воспроизводит лишь схему основных частей планера, не копируя его внешне. Она состоит из следующих основных частей (рис. 19).

К рейке-фюзеляжу 1 с грузом крепят крыло и оперение.

Крыло 2 - несущая поверхность, создающая подъемную силу; состоит из передней и задней кромок и нервюр.

Стабилизатор 3 - горизонтальное оперение, обеспечивающее горизонтальную (продольную) устойчивость модели.

Киль 4 - вертикальное оперение, обеспечивающее вертикальную (поперечную) устойчивость.

Вспомогательные части модели - стойки, кабанчик, крючок - служат для запуска модели.

Крыло, стабилизатор и киль обтягивают папиросной или микалентной бумагой.

Конструирование модели планера на практических занятиях включает:

  • выбор схемы и определение основных размеров модели;
  • определение массы частей модели, нагрузки на единицу несущей поверхности;
  • выполнение эскизов и рабочих чертежей;
  • разработку и изготовление модели.

Модель должна быть прочной и жесткой. Рекомендуется простой способ конструирования схематической модели планера. Он заключается в определении основных размеров модели в зависимости от размаха крыла. В процессе конструирования допустимы отклонения не более 5-10%.

В авиамоделизме приняты следующие обозначения характерных размеров:

  • l - размах крыла;
  • b - длина наибольшей хорды крыла;
  • S кp - площадь крыла;
  • l ст - размах стабилизатора;
  • b ст - длина хорды стабилизатора;
  • S ст - площадь стабилизатора;
  • S к - площадь киля;
  • L ф - длина фюзеляжа;
  • L ст - плечо стабилизатора;
  • Ц Т - центр тяжести.

На рисунке 19 указана зависимость размеров модели от размаха крыла (l = 700-800 мм).

Форма крыла, стабилизатора, киля, конфигурация грузиков могут быть различны.

Определив основные размеры модели и выбрав форму основных частей, составляют эскизы, рабочие чертежи деталей.

Ввиду того что черчение изучают в VII классе, руководителю следует на одном из занятий рассказать об основных требованиях, предъявляемых к чертежу, и способах его выполнения.

Обычно эскиз модели выполняют в масштабе 1:5, 1:10, а в натуральную величину чертят ее отдельные части. Сначала вычерчивают каркас крыла (готовое крыло без обтяжки), состоящий из передней и задней кромок, двух концевых закруглений и нервюр - планок, скрепляющих переднюю и заднюю кромки. Это вид крыла в плане (вид сверху). Немного ниже следует начертить вид крыла спереди, по нему сверяют угол поперечного V. Сбоку выполняют профиль нервюры (при постоянной ширине крыла профили одинаковы).

В нижней части листа размещают чертежи стабилизатора, киля, носовой части, фюзеляжа и планки (кабанчика). При помощи кабанчика крыло крепят к фюзеляжу. Для создания угла атаки переднюю кромку крыла присоединяют к большему выступу на планке.

Изготовление модели планера (рис. 20) рекомендуется начать с фюзеляжа, состоящего из рейки 4 длиной 830 мм, сечением 9X8 мм, постепенно уменьшающимся к хвостовой части, и груза 1. Рейку выбирают прямую, без сучков и заусенцев. Груз делают из дощечки толщиной 8 мм и обрабатывают по форме соответственно чертежу, В верхней части груза вырезают уступ для крепления переднего конца рейки. Соединяемые поверхности смазывают клеем, накладывают одну на другую и закрепляют.

Кромки и лонжерон крыла 3 выполняют из реек длиной 500 мм, сечением 5X4 мм. Концевые закругления делают из бамбуковых реек сечением 2 X 1,5 мм. Их изгибают с помощью паяльника мощностью 90 Вт, постоянно сверяя форму с чертежом.

Концы кромок и закруглений для придания угла V соединяют "на ус", для чего срезают их, как показано на рисунке 20, 1. Соединяемые поверхности смазывают клеем и туго обматывают нитками. Нервюры - из сосновых или липовых реек сечением 2 X 1,5 мм. Места для установки нервюр точно размечают по чертежу. Концы нервюр заостряют лопаточкой, на внутренней стороне кромок крыла острием ножа делают небольшие щели (прорези), куда и вставляют смазанные клеем концы нервюр.

Правильность сборки крыла проверяют, накладывая его на чертеж после каждой операции (крепление закруглений, установка нервюр). Необходимо также контролировать, не выступают ли нервюры. Обнаруженные неисправности устраняют.

Кабанчик 2 изготовляют из соснового бруска толщиной 8 мм и длиной 190 мм. Высота переднего выступа стойки для кромки 15 мм, заднего 8 мм, средней части кабанчика 5 мм. Под обоими выступами вырезают небольшие углубления для удобства обвязывания ниткой при креплении кромок крыла. Установив каркас крыла на кабанчик проверяют равновесие, не тяжелее ли одна половина крыла другой.

Стабилизатор 6 изготовляют так же, как и крыло, но с прямыми (без угла V) кромками. Крепят стабилизатор в хвостовой части рейки фюзеляжа, делая в нем небольшие углубления для кромок.

Киль 6 - из бамбуковой рейки сечением 2,5 X 1,5 мм. Изготавливают его так же, как и закругления: вымачивают и гнут над пламенем горелки. Концы заостряют и вставляют в прорезь фюзеляжа.

Сверив все детали с чертежом, приступают к обтяжке крыла и оперения. Для этого необходимы клей и папиросная бумага. Крыло и стабилизатор обтягивают только сверху, причем крыло - по частям: сначала центроплан, потом концевые закругления Полосы бумаги заготавливают на 40-50 мм шире крыла. Кисточкой наносят клеи на кромки и нервюры. Один конец бумажной полосы накладывают на одну сторону, удерживая на месте, другой натягивают и плотно обжимают по кромкам и нервюрам. После высыхания клея излишки бумаги, выступающие за кромки, счищают шлифовальной шкуркой.

Модель собирают, проверяют правильность и прочность крепления крыла.

Передвигая крыло вперед или назад по фюзеляжу, находят нужное положение центра тяжести модели (1/3 часть хорды крыла от задней кромки). Другой способ центровки модели - загрузка носовой части фюзеляжа. После этого к фюзеляжу на расстоянии 20 мм впереди центра тяжести прикрепляют нитками с клеем стартовый крючок 7, выгнутый из стальной проволоки диаметром 1,0-2 мм.

Регулировочные запуски желательно проводить на ровном открытом поле в безветренную погоду. Первые запуски проводят так. Берут модель правой рукой за фюзеляж под крылом, поднимают над головой и выпускают мягким толчком, несколько наклоняя вниз. Если модель взмывает вверх, передвигают крыло назад или загружают носовую часть. При резком снижении (пикировании) модели перемещают крыло вперед. Так добиваются плавного снижения модели - планирования на расстоянии 15-20 м.

Если модель поворачивает вправо или влево, ее "удерживают" на курсе, устраняя перекосы крыла или киля. Иногда модель отклоняется от прямолинейного полета из-за разной массы консолей крыла.

Добившись хорошего планирования модели с рук, приступают к запускам на леере. Крючок для затяжки должен находиться на 15-20 мм впереди центра тяжести модели. Для запуска берут леер длиной 15-20 м. На одном его конце закрепляют проволочное кольцо и флажок из яркой ткани для сигнализации сброса кольца с крючка модели. Запускать планер надо вдвоем. Один (запускающий) держит свободный конец леера, другой (сдающий) - модель с надетым на крючок кольцом леера. Сдающий держит модель над головой, немного подняв ее нос; леер должен быть натянут. Запускающий подает команду "Пускай!", после чего сдающий плавным движением выпускает модель из рук, а запускающий бежит с леером против ветра. Скорость движения запускающего должна соответствовать скорости ветра. Этого достигают тренировкой. Когда модель достигнет высоты, равной длине леера (будет над головой), надо слегка ослабить натяжение последнего и сбросить его (движением вверх и назад). Кольцо леера соскочит с крючка модели, и она перейдет в свободный полет.

Если модель невозможно запустить на полную длину леера, необходимо передвинуть крючок назад. Если модель после выпуска сдающим взмывает, крючок следует передвинуть вперед.

Уязвимым местом многих схематических моделей является крыло: оно разрушается при неумелой затяжке на леере, особенно в ветреную погоду. Интересна модель планера, разработанная авиамоделистами из Ульяновска (рис. 21). Прочность крыла достигается установкой двух дополнительных реек, которые одновременно являются и раскосами центроплана. Крыло собирают, как обычное V-образное, но без нервюр на центроплане. В центральной части устанавливают две рейки длиной 550 мм и сечением 4X3 мм, после чего вклеивают нервюры сечением 2,5 X 1,5 мм из сосны или фанеры. Закругления - из бамбука; кабанчик - из пластины толщиной 8 мм и длиной 180 мм.

Стабилизатор и киль - из сосновых реек сечением 3X2 мм. Фюзеляж изготавливают из сосновой рейки сечением 8X7 мм, груз вырезают из липовой (сосновой) пластины толщиной 8 мм. Буксировочный (стартовый) крючок выгибают из проволоки ОВС диаметром 1,5 мм и привязывают к фюзеляжу нитками с клеем.

Обтяжку крыла, стабилизатора и киля выполняют цветной папиросной бумагой.

Соревнования по моделям планеров. Заключительный этап работы по данной теме - участие членов кружка в соревнованиях. Начиная с кружковых состязаний учащихся следует приучать к выступлению по официальным правилам.

Схематические модели планеров запускают на леере не длиннее 50 м. Продолжительность полета модели в туре 2 мин, число туров 3-5. Это указывают в положении о соревнованиях. Старт моделей - с рук. Авиамоделист, показавший лучший результат по сумме пяти полетов, становится победителем. Если два участника наберут равное число очков (1 с соответствует 1 очку), между ними проводят дополнительный тур для определения победителя.

В последнее время в магазинах игрушек начали появляться небольшие модельки планеров из EPP, проще говоря из потолочной плитки. Конечно такая игрушка красиво летает,выдерживает много полётов и её можно пускать везде, но цены кусаются- 9 долларов за штуку. Но можно сделать и самодельную модельку потратив не более 30 рублей на самолёт! Итак, начнём ваять свою игрушку.

Материалы:
*потолочная плитка без рельефного рисунка
*клей ПВА
*сосновая рейка 4Х4 мм
*кнопки
*прищепки бельевые
*булавки или иглы

*ручки, маркеры и т.д.
*канцелярский нож
*мелкая шкурка на бруске
*пластилин

для начала нужно распечатать и вырезать шаблоны для самолёта.

Желательно распечатку приклеить к картону. Затем приложить их к плитке, зафиксировать кнопками и нарисовать крыло, стабилизатор и киль.


После убираем шаблоны и вырезаем канцелярским ножом(или медицинским скальпелем) с припуском 1-2 мм заготовки.

Старайтесь не задеть линии заготовок.

Теперь нужно обработать заготовки. Отмечаем ограничительные линии, берём брусок со шкуркой и придаём профиль крылу и стабилизаторам движениями вперёд-назад.




Обрабатывать нужно уверенно, плавно, без рывков, иначе можно испортить деталь. Конечно, можно придать профиль и разогретым утюгом, но этот способ не всегда получается.


Если Вы придали деталям нужную форму, то можно приступить к склеиванию. Ни в коем случае не хватайтесь за клей Момент! Растворители превратят самолёт в кашу, поэтому нужно использовать клей ПВА. Рейку длинной 18-25 см смазывают клеем с одной и с другой стороны,и оставляют на 5 минут, чтобы клей впитался в дерево. У стабилизатора и крыла отмечают середину и снизу промазывают клеем по средней линии. Далее закрепляем всё прищепками, киль прикрепляют булавками к крылу также по средней линии.

На фиг. 66 и 67 приведены общий вид и чертеж такой модели. Планер состоит из фюзеляжа и частей, которые к нему прикрепляются: крыла, хвостового оперения и крючка для запуска. Фюзеляж изготовляется из сосновой планки, крючок - из стальной проволоки толщиной 1 мм, хвостовое оперение - из миллиметровой фанеры, а крыло (фиг. 68) из фанеры толщиной 1,5 мм.

Крепление частей модели к фюзеляжу очень просто. На конце фюзеляжа делаем два взаимно перпендикулярных пропила.. В горизонтальный пропил вставляем стабилизатор, в вертикальный - киль. Внизу фюзеляжа делаем пропил, в который вставляем (на клею) крыло и закрепляем его концом крючка.

Модель запускают при помощи простейшей катапульты, которая состоит из ручки и резиновой петли (фиг. 66, А). С успехом можно применить обыкновенную рогатку вместо такой катапульты (фиг. 69).

Вторая деревянная модель планера

Эту модель планера (фиг. 70) изготовляем целиком из фанеры.

Чертеж планера приведен на фиг. 71, а на фиг. 72 показан процесс изготовления модели. Сначала выпиливаем лобзиком из фанеры толщиной 1 мм киль с задней частью фюзеляжа, а из фанеры толщиной 1,5 мм две детали, которые приклеиваем к килю с двух сторон (фиг. 72, А). Три детали для передней части фюзеляжа выпиливаем также из фанеры, но толщиной 3 мм. Делаем в них по фиг. 72, Б вырезы и склеиваем эти детали между собой. После этого соединяем переднюю и заднюю части фюзеляжа. Для этого заднюю часть фюзеляжа заглаживаем рашпилем и стеклянной бумагой и вставляем на клею в вырез (фиг. 72, Б). Для большей надежности соединений все склеенные части фюзеляжа скрепляем мелкими гвоздями.

Крыло и стабилизатор изготовляем из фанеры толщиной 1 мм. Эти части модели вставляем на клею в пропилы фюзеляжа. Пропилы делаем лобзиком, в который зажимаем сразу две пилки, чтобы пропил был широким. В носовой части фюзеляжа укрепляем крючок, необходимый для запуска модели при помощи катапульты. Крючок делаем из проволоки диаметром 1 мм.

Запуск модели планера показан на фиг. 73.

Регулировка деревянных моделей планеров мало чем отличается от регулировки бумажных моделей: модель должна быть точно отцентрирована, должны быть правильно поставлены рули и т. д.

При запуске деревянных моделей с катапульты надо быть очень осторожным, так как можно разбить стекла в окнах или поранить товарищей, потому что эти модели имеют значительный вес и летают с большой скоростью. Лучше всего запускать их на открытом воздухе, где-либо в поле, на большом безлюдном стадионе и т. п.

Мы советуем деревянные модели планеров делать больших размеров, с размахом крыльев до 1200 мм. Такие планеры, выпущенные с горы без катапульты из рук, планируют, а иногда и парят в воздухе по нескольку минут. Сделать их легко. На постройку их не требуется много времени. Пускать модель можно, не опасаясь за их целость - они достаточно прочны для того, чтобы выдержать удар при посадке. Повреждаются они лишь в том случае, если налетают на препятствие с большой скоростью.


Потолочная плитка является одним из самых востребованных материалов в создании авиамоделей. На этот раз мы рассмотрим пример, как из нее можно сделать модель небольшого планера. В самоделке автор решил использовать крылья ступенчатого профиля. Этот способ можно считать одним из самых простых пи изготовлении крыльев.

По словам автора, использование ступенчатого профиля крыла не наделило модель какими-то особенными характеристиками. Возможно, все это по тому, что провода серводвигателей были проложены в отступ, а в идеале провода необходимо было вмонтировать вглубь пенопласта. В итоге планер получился очень легким, лучше всего он летает в безветренную погоду или с порывами ветра до 3 м/с.

В качестве силового агрегата автор использовал двигатель на 9 грамм, такой же применялся в , аккумулятор был использован тоже оттуда. Двигатель для такой модели не слишком мощный, его хватает еле-еле, зато так она имеет небольшой вес. Вертикального взлета у планера тоже нет.

Полетный вес модели составляет 134 грамма при размахе крыла 1000 мм (сюда входит и проекция законцовок).

Материалы и инструменты для самоделки:
- для самоделки использовался двигатель C1818 Micro brushless Outrunner 3500kv 9 грамм;
- воздушный винт размером 5х4.3;
- регулятор двигателя Hobbyking SS Series 8-10A;
- серводвигатели для управления элеронами S0361 3.6 грамма;
- сервомашинка руля высоты HXT500 5 грамм;
- в качестве источника питания аккумулятор Rhino 360mAh 2S 7.4v 20C;
- потолочная плитка;
- клей Титан (или другой для потолочки);
- ножницы;
- канцелярский нож;
- чертежный и измерительный инструмент (линейка, карандаш и так далее);
- паяльник, провода и другое.

Процесс изготовления авиамодели:

Шаг первый. Нарезаем заготовки. Консоли крыла

В качестве основы для самоделки автор решил взять модель Glider 400. Здесь были доработаны элероны и форма концовок. Также в качестве основы можно взять чертеж и любого другого планера. Сама суть статьи в том, чтобы показать пример изготовления небольших планеров.




Потом потолочку можно резать на заготовки по выбранным и распечатанным чертежам. Начать можно с консолей крыла. Делать их очень просто, шаблоны склеиваются между собой. С клеем нужно работать аккуратно. Чтобы делать модель легче, клей нужно наносить сеткой на обеих частях склеиваемых деталей. При этом прочность соединения не будет потеряна.

В центральную часть необходимо вклеить лонжерон, подойдет отрезок линейки или бамбучины. Поскольку автор этого не сделал, лонжерон пришлось вклеивать сверху. Чтобы получить прочное соединение без пустот, мета склеивания нужно отправить под пресс. Для таких целей подойдет линейка и какой-то грузик.

Шаг второй. Фюзеляж модели
Фюзеляж можно сделать коробчатым, однако если не использовать дополнительных элементов для придания жесткости, он может изгибаться при резких маневрах ввиду небольших размеров. Для этих целей вдоль нижней части автор приклеил стрингеры из потолочки, понадобятся отрезки шириной в 5-6 мм. Их нужно наклеить на боковины с внутренней части. Благодаря ним также увеличится площадь приклеивания днища.




В задней части под стабилизатором необходимо будет сделать утолщение, для этого понадобится пару слоев потолочки, сточенных с носовой части к краю. При сборке боковин фюзеляжа вклеиваются шпангоуты. Самое главное при этом соблюдать ровность и перпендикулярность шпангоутов.


Шаг третий. Киль авиамодели
Киль изготавливается из одинарного слоя потолочки с неуправляемым рулем. Он вклеивается встык, для дополнительной фиксации автор использовал половинки зубочисток. Сперва острой частью нужно проколоть канал через центр ширины киля, потом туда нужно вставить смоченные в клей зубочистки и дождаться, пока клей схватится.

Чтобы киль дополнительно удерживался боковинами фюзеляжа, в передней части были наклеены утолщения.
Для увеличения прочности киля в его передней кромке и вверху нужно пустить располовиненную бамбучину.

Шаг четвертый. Стабилизатор и руль высоты
Для создания руля высоты и стабилизатора также понадобится одиночный слой потолочки. Крепится руль высоты при помощи скотча. Эта технология наиболее подробно описана .


Поскольку площадь стабилизатора довольно большая, его нужно укрепить, установив снизу бамбучину. Для этих целей в стабилизаторе автор сделал углубление и вклеил туда бамбучину. Такое углубление можно сделать при помощи наждачной бумаги, сложенной пополам.


Теперь можно собирать хвостовое оперение. На заднюю часть фюзеляжа необходимо с утолщением приклеить стабилизатор, а через него проткнуть бамбучины киля и потом их извлечь. Потом эти отверстия заполняются клеем, и киль вставляется вторично. Теперь нужно дождаться полимеризации клея.
Днище фюзеляжа приклеивается без проблем благодаря установленным ранее стрингерам.

Шаг пятый. Дальнейший процесс сборки
Для крепления крыла понадобятся бамбучины, они приклеиваются впритык шпагноутам. Для дополнительной фиксации автор сверху и снизу приклеил к ним куски потолочки шириной 4-5 мм.

Передняя бамбучина крепления крыла была использована для фиксации моторамы при полимеризации клея. Для изготовления рамы понадобился кусок деревянной линейки. Двигатель крепится с помощью саморезов, они идут в комплекте к сервомашинкам.


Что касается машинки руля высоты, то она устанавливается за задним шпагноутом. В центре шпагноутов нужно сделать отверстие, чтобы протянуть кабель. Для передачи движения на качалки сервомоторчиков, автор использовал тонкую проволоку в пластиковой трубке (боуден). Он приклеивается внутри фюзеляжа.

Сервомашинку нужно отцентрировать, для этого вставляется крыло, аккумулятор и серва двигается по хвостовой части с целью найти нужный баланс. Верхняя же часть фюзеляжа приклеивается в конце.


Для рулей автор использовал готовые кабанчики, но их можно сделать и самостоятельно. Также были установлены и готовые петли, на которые навешиваются элероны. Петли использовались штырьевого типа. Проще всего их навесить на скотч или петли тоже сделать самому.

Чтобы элерон не изгибался ввиду своих небольших размеров, по задней кромке они были окантованы располовиненной бамбученой. Они придают дополнительную жесткость.


Кабель сервомашинки был проведен по первому перепаду, для подключения автор использовал готовый покупной удлинитель, но его при желании можно спаять и самому. Провода крепились с помощью горячего клея. Его нужно капать на угол перепада толщины крыла и затем к этим каплям прижимать кабель. Лучше всего делать это не пальцем, а каким-то предметом, так как в первом случае это очень неприятно.

Место соединения удлинителя с проводом сервомашинки прячется в специальное углубление и также фиксируется каплями горячего клея.


Сервомашинки автор тоже закрепил при помощи горячего клея. Для этого во втором слое потолочки под размеры сервомашинки нужно сделать нишу, а затем серва крепится с четырех углов с помощью горячего клея.

Для штырьевых петель были сделаны каналы, это делается при помощи зубочисток. Потом в эти каналы на клей садятся выступающие части петель элеронов.

Чтобы резинки не проминали крыло, посередине крыла, по заднему и переднему краю были приклеены отрезки потолочки и половинки бамбучен.

В последнюю очередь на нос крыла был приклеен отрезок в 4 см. Верхнее пространство будет открыто, сюда вставляется аккумулятор. При полете эта часть закрывается с помощью скотча.

По краям крыла автор сделал законцовки из потолочки в два слоя. Если резкие маневры на самолете делать не планируется, то они ставятся под углом примерено 30-35 градусов. При крене такой угол позволит модели самоцентрироваться. Если сделать угол порядка 60-ти градусов, то он будет не так уже сильно влиять на стабилизацию, при этом можно будет делать более активный пилотаж.