Произношение согласных в слабой позиции. Сильные и слабые позиции согласных звуков

Для всех без исключения согласных сильной позицией является позиция перед гласным . Перед гласными согласные выступают в своём основном виде. Поэтому, делая фонетический разбор, не бойтесь ошибиться, характеризуя согласный, стоящий в сильной позиции: [дач’а] - да ´ ча, [т’ьл’ив’и´зър] - телеви ´ зор, [с’ино´н’имы] - сино ´ нимы, [б’ир’о´зы] - берёзы, [карз"и´ны] - корзи ´ ны . Все согласные в этих примерах перед гласными, т.е. в сильной позиции.

Сильные позиции по глухости звонкости:

· перед гласными: [там] - там, [дам] - дам ,

· перед непарными звонкими [р], [р’], [л], [л’], [н], [н’], [м],[м’],[й’]: [дл’а] - для, [тл’а]– тля ,

· Перед [в],[ в’]: [свой’] – свой, [звон] – звон .

Запомни:

В сильной позиции звонкие и глухие согласные не меняют своего качества.

Слабые позиции по глухости-звонкости:

· перед парными по глухости-звонкости: [сла´тк’ий] - сла ´ дкий, [зу´пк’и] – зу ´ бки .

· на конце слова: [зуп] – зуб, [дуп] – дуб.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

ОРФоэпия. Фонетика. Графика. Классификация звуков, транскрипция

ОРФоэпия как раздел науки о языке.. орфоэпические нормы русского языка.. словесное и логическое ударение..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Акцентология
Фонетика (греч. Phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, за

Звуки речи
Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звуки речи – это минимальная звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении

Для обозначений звуков используются следующие знаки
1. Чтобы отличить звук от буквы, звуки заключаются в квадратные скобки – . [а], [о], [л]. В квадратные скобки заключается и весь транскрибируе

Гласные и согласные звуки
В зависимости от способа образования звуки делятся на гласные и согласные. Г л а с н ы е з в у к и состоят только из голоса. При обр

Гласные и согласные звуки
1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально. Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть

Согласные звуки
В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных

Звонкие и глухие согласные звуки
В зависимости от наличия голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Звуки, состоящие из шума и голоса, называются з в о н к и м и: [б], [в], [г

Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки делятся на т в е р д ы е и м я к г и е. Произношение твердых и мягких звуков различается положением языка. Сравните, наприм

Звуки речи и буквы. Алфавит
Звучащая речь на письме передается при помощи особых графических знаков – букв. Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. Перечень букв в определенном порядке наз

Звуки речи и буквы
1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные. Гласных букв 10:

Транскрипция
Транскрипция – это специальная система записи, отображающая звучание. В транскрипции приняты символы: – квадратные скобки, являющиеся обозначением транскрипции.

Гласные и согласные звуки
Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные– это звуки

Способ образования согласных
Согласные– это звуки, при произнесении которых воздух встречает на своём пути преграду. В русском языке два вида преграды: щель и смычка – это два основных способа образования согл

Звонкие и глухие согласные
По соотношению шума и голоса согласные делятся на звонкие и глухие.

Обозначение мягкости согласных на письме
Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме? В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-м

Место образования согласных
Согласные различаются не только по уже известным вам признакам: · глухость-звонкость, · твердость-мягкость, · способ образования: смычка-щель. Важен последний, ч

Сильные-слабые позиции для гласных. Позиционные изменения гласных. Редукция
Люди не используют произносимые звуки изолированно. Им это не нужно. Речь – это звуковой поток, но поток, определённым образом организованный. Важны условия, в которых оказывается тот или иной

Позиционные изменения согласных по глухости-звонкости
В слабых позициях согласные видоизменяются: с ними происходят позиционные изменения. Звонкие становятся глухими, т.е. оглушаются, а глухие – звонкими, т.е. озвончаются. Позиционные изменения наблюд

Уподобление согласных
Логика такая: для русского языка характерно уподобление звуков, если они в чем-либо схожи и при этом оказываются рядом. Выучи список: [c] и [ш] →[ш:] – сшить

Упрощение групп согласных
Выучи список: вств – [ств]: здравствуй, чувствовать здн – [зн]: поздно здц - [сц]: под уздцы лнц - [нц]: солнце

Буквы и звуки
Буквы и звуки имеют разное назначение и разную природу. Но это соотносимые системы. Поэ

Ударение
Словесное ударение – это выделение большей силой голоса и длительностью произнесения одного из слогов в слове. В русском языке ударение с в о б о д н о е (р а з н о м е

Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове. В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с больше

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей
1. Во многих языках ударение является фикси­рованным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда па

Произношение гласных
1. Гласные под ударением произносятся отчетливо: бор – [бор], сад – [сат]. 2. В безударном положении гласные звуки, ка

Произношение согласных
1. Согласные, парные по глухости-звонкости, могут менять свое качество в зависимости от положения в слове. Звонкие согласные на конце слова и перед глухими оглушаются, т.е. произно

Произношение сочетаний согласных
1. Сочетания сж, зж, сш, зш на стыке приставки и корня, корня и суффикса произносятся как долгие твердые согласные [ж], [ш]: сжать – [ж]ать, везший – ве[ш]ий, н

Произношение окончаний -ого -его
В окончаниях –ого, -его родительного падежа прилагательных и причастий мужского и среднего рода на месте буквы г произносится звук [в]: доброго – добро[в

Произношение заимствованных слов
1. Перед буквой е во многих заимствованных словах согласные [д], [т], [з], [с], [н], [р] произносятся твердо: антенна – ан[тэ]нна, модель – мо[дэ]

Некоторые акцентологические нормы современного русского языка
1. У ряда существительных женского рода 1 склонения с ударением на окончании ударение в винительном падеже единственного числа переносится на первый слог: голова

Согласные изменяются в потоке речи. Их изменение вызвано положением согласного в слове.

Сильную позицию занимают все согласные звуки перед гласными. Именно в этих фонетических условиях различается наибольшее число согласных звуков: дом - том - лом - ком - Сом - год - кот - ход и др. В сильных позициях согласные могут изменять свое качество под влиянием последующих гласных. Так, губные гласные огубляют (лабиализируют) предшествующий согласный: в словах там и том согласный [т] произносится не одинаково (во втором слове огубленно). Полнее всего различаются и менее всего изменяются согласные перед гласным [а]: там - дам, мал - мял, сад - рад - над и др. Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией.

Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных.

Сильными позициями для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, являются: 1) положение перед всеми гласными - зуд - суд, жар - шар, гость - кость и т. п.; 2) положение перед сонорными согласными и перед согласными [в], [в’] - груб - круп, злой - слой, гнут (глагол) - кнут, зверь - сверь (глагол) и т.

Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают: 1) в конце слова - код [кот] -кот [кот], луг [лук] - лук [лук]; 2) перед звонкими и глухими согласными - свадьба [свад’бъ] -пастьба [паз’д’ба], пряжка [пр’*ашкъ] - пешка [п’эшкъ] и т. п. В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставляются: на конце слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными - шумный звонкий.

Сильными позициями для согласных, парных по твердости- мягкости, являются: 1) положение перед гласными непереднего ряда: круг - крюк, мал - мял, нос - нёс; 2) положение в конце слова: плот - плоть, трон - тронь.

Слабую позицию по твердости-мягкости согласные занимают:

1) перед гласными переднего ряда - сено, синий, руке (ср. рука) ;

2) перед согласными - пастух - пасти [пасѴй], снасть - снять [сѴ ат’].

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 4. Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.25 Мб

Система и характеристика согласных фонем.

Ученые склоняются считать, что в русском языке 32 согласных фонемы, кроме <г’>, , , <ж’>, <ш’> - вызывают различное отношение <ш’> долг. – употребляется на стыке морфем (разносчик), на стыке звуков (счастье), а сам этот звук очень редок (щука, теща, щит и др.). Не все согласны, что Щ - это фонема. [Ж’] – выступает на стыке морфем (позже), допускается визжать; а сам звук практически не употребляется (вожжи, дрожжи и др.). [Г’], , - (гитара, кислый, хитрый). Грамматика 80 считает [г’], , фонемами. - согласная фонема, сонорная, звонкая, щелевая, среднеязычная, мягкая.

Сильные по звонкости/глухости:

Любая фонема перед гласными;

Перед сонорными;

Перед <в>, <в’>, б ъявление, обв ил);

Слабые позиции по звонкости/глухости:

В абсолютном конце слова (дом);

В середине слова для любого шумного перед шумным (сказ ка);

Сильные по твердости/мягкости:

Для парных по твердости/мягкости в абсолютном конце слова (дрель);

Перед гласными, кроме Э ;

Переднеязычные согласные перед заднезычными твердыми и твердыми губными (дос ка, с бой);

Фонемы <л> и <л’> перед любыми согласными (льна);

Слабые по твердости/мягкости:

Перед Э (дело);

Позиция фонем <н>, <н’> перед <ч>, <щ> (карманчик, обманщик);

Зубные (не боковые) перед мягкими зубными (степь);

Зубные (не боковые, кроме <л’>, <л> ) перед мягкими губными (сбить, отбить);

Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Различаются перцептивные и сигнификативные(от лат. соозначать, различения). Различают сигнификативно сильную и слабую позиции. Сигнификативно сильная позиция – позиция наибольшего различения фонем. Для гласных фонем – позиция ударная, для согласных – позиция перед гласными. Сигнификативно слабая позиция. Для гласных фонем – безударная позиция; для согласных – абсолютной конец слова, в середине слова перед глухими согласными. Перцептивная позиция (от лат. восприятие, идентификация) – отождествляем одно слово с другим. Перцептивно сильная позиция – позиция фонемы, не испытывающей влияния соседних фонем. Для согласных – нет оглушения, озвончение, смягчение, отвердение. Перцептивно слабая – позиция, в которой фонемы испытывают влияние соседних фонем. Для согласных – передвижка; для согласных – оглушение, озвончение, смягчение, отвердение. Различают позиции: сильные и слабые. Сильная фонема – фонема, выступающая в позиции наибольшей дифференциации, т.е. позиция, когда различается большее количество фонем. Слабая фонема – фонема, которая находится в позиции наименьшей дифференциации, т.е. для гласных – безударная позиция; для согласных – абсолютный конец, в середине подвержено изменениям. Абсолютно слабая фонема – фонема, находящаяся в абсолютно слабой позиции. Абсолютно сильная фонема – фонема, находящаяся в абсолютно сильной позиции.



5.Позиционные чередования согласных звуков русского языка: фонетические (согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу образования, долготе-краткости, согласных с нулем звука) и морфологические. Исторические чередования.

Звук речи – это конкретный звук, реализующийся в конкретных фонетических условиях, зависящих от окружения, речевых особенностей говорящего, речевой ситуации, поэтому следует различать чередование звуков языка, которые вызваны объективными причинами и объясняются законами фонетики и чередования звуков речи, которые носят субъективный характер, часто зависят от воли говорящего.

Чередование звуков РЯ делятся на позиционные и непозиционные.

Позиционные – обусловлены фонетической позицией (вод-вода [во’т]-[в^да], [т]-[д];[о]-[^]. Позиционные чередования могут быть обусловлены не только фонетической позицией)абсолютный конец слова, безударное положение, соседство с другим звуком), но и морфологической позицией.

Непозиционные – не обусловлены фонетической позицией, они связаны с конкретными морфемами (крюк – крючок, друг – дружок, слух – слушок…).

Позиционные чередования делятся на: фонетические и морфологические.

Позиционные чередования.

Фонетические чередования – проявляются в определенной фонетической позиции, они объясняются фонетическими законами (редукция гласных, для согласных – оглушение, озвончение). Фонетические чередования могут быть у гласных и согласных звуков.



Согласные звуки. Различают 5 типов:

1) чередование по звонкости/глухости, такие чередования наблюдаются: в абсолютном конце слова, в середине слова, перед каким-либо согласным. Эти чередования закономерны, объективны. Могут проходить по 2 моделям:

а) позиционная мена перекрещивающегося типа, характерен парным по звонкости/глухости [б]-[п], [в]-[ф]…Например, [дубы]-[б]-[дуп]-[п]-[Б].

б) позиционная мена параллельного типа, характерна непарным согласным по звонкости/глухости. Например, [п’эитух]-[х]-[п’эитуgбы]-[g].

2) чередование по твердости/мягкости – только перед другим мягким согласным – позиционное изменение. Например, [мост]-[с]-[мос’т’ик]-[с’].

3) чередования по месту и способу образования. Например, открыть [^ткрыт’]-отчистить [^ч’ис’т’ит’]-[т]-[ч]. Взрывной-аффриката; зубной-небный;

4) чередование согласных с нулем звука – происходят в группе согласных. Например, [ (с),(т),(л)]-[сл]; [ндск]-[нск]; [т]// с нулем звука;

5) чередование долгих и кратких согласных, происходит в 2-х случаях:

В абсолютном конце слова;

В середине слова перед согласным. Например, группа - много груп ; классный – клас ный; [т- долгий] // [т].

Морфологические. Обусловлены морфологической позицией, а не фонетической. Например: 1) чередование [г] // [ж] перед глагольным суффиксом – И. Флаг- флажить, итог- итожить; 2) перед суффиксом – Н прилагательного. Друг- дружный; тайга- таежный; 3) чередование – согласный в корне 1 и согласных в корне 2 с //СС перед суффиксом – У. Миг- мигнуть; шаг – шагнуть; - называются морфологическими. Их можно считать историческими, т.к. их никак нельзя заменить в настоящее время.

Непозиционные чередования.

Исторические чередования – связаны с конкретной морфемой, их принято обозначать буквами. Всего существует несколько моделей:

1)чередование согласного с согласным с//с.

- х//ш – мех – мешок; слух- слушок;

- г//ж – друг – дружок; подруга – подруженька;

- з//ж – друзья – дружить; коза – кожа;

- с//ш – лес – леший;

2)чередование согласного с 2 согласными с// сс.

- щ//ст – теща – тесть;

- щ//ск – площадь – плоский;

- б//бл – любить – люблю;

- п//пл – купить – куплю;

- м//мл – кормить – кормлю;

- в//вл – травить – травлю;

3)чередование гласного с гласным г//г.

- е//а – лесть – лазить;

- е//о – плести – плётка – плот;

- о//а – слово – слова; сквозь – скважина;

- а (я)//у – тряска – трус; грязь – груз;

Русский язык 2 класс

(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Учитель МОУ «Воткинский лицей»: Машлакова С.Н.

Тема. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.

Этап урока: основной.

Цель всего раздела: формирование орфографического действия на этапе постановки орфографических задач.

Учебная задача: составление таблицы сильных и слабых позиций согласных звуков. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных.

Цели урока:

1) образовательная – формирование умения выявлять позицию согласных, парных по звонкости–глухости, перед сонорными;

2) развивающая – работа по совершенствованию оценочной самостоятельности, рефлексии;

3) воспитательная – воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; культуры ведения учебного диалога.

Задачи урока:

1. отрабатывать умение находить сильную и слабую позиции согласных звуков, парных по звонкости-глухости;

2. выявлять позицию согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными;

3. продолжать работу по совершенствованию оценочной самостоятельности;

4.воспитывать культуру ведения учебного диалога;

5. прививать любовь к природе и бережному к ней отношению.

Тип урока: решение частных учебных задач.

Формы УД: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: тетради, учебник «Русский язык», часть1 ,С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко, «Рабочая тетрадь по русскому языку» на печатной основе, таблица «Характеристика звуков», таблица «Сильные и слабые позиции согласных», карточки для работы в группе, иллюстрации к стихотворению Э.Успенского «Живая природа», колокольчик, плакат с формулой для презентации групповых решений, плакат для проведения рефлексии, конверты с цветными кружками для рефлексии, фломастеры, таблицы для снятия зрительной утомляемости.

Ход урока.

I. Создание учебной ситуации.

Работа с таблицами по снятию зрительной утомляемости.

Психолого-педагогическая характеристика урока.

Задание 1. Орг. момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята, откройте тетради, положите их наклонно. Смотрим на доску, записываем число и слова «Классная работа». Ставим ударение и подчёркиваем орфограммы слабых позиций.

Откройте учебник с.90 №85. Вы видите стихотворение Э.Успенского. Я попросила девочек заранее выучить его и, так как они учатся в художественной школе, нарисовать иллюстрации. Давайте послушаем их.

А у вас есть дома «живая природа»? Кто расскажет об этом?

Почему людям так хочется иметь дома «живую природу»?

А что вообще означает слово «природа»?

Какая важная задача стоит перед современным человеком?

Вывод уточняет учитель: надо беречь природу.

Обратимся к учебнику и выполним задание. Прочитайте задание.

Посмотрите на таблицу. Как вы понимаете, что такое слабая позиция звуков?

Почему так важно знать, когда звук в слабой позиции? (Чтобы писать без ошибок).

Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок? Поднимите руку, кому это удаётся? Замечательно!

Давайте проверим себя. Выполнять задание будем самостоятельно.

Кто желает выполнить задание на доске?

Кто знает, как выполнять, тот может приступить к работе.

Кому нужна помощь, то поднимите руку, я помогу.

Проверка. – Проверим слова к первой схеме. Кто согласен? У кого по-другому?

Прочитаем слова ко второй схеме. У кого другое мнение?

И слова к третьей схеме.

Какое слово пришлось записать дважды? Почему?

Вывод: мы научились находить слабые позиции согласных звуков? Молодцы!

Установление межличностного контакта между детьми и учителем.

Мотивация на познавательный интерес

Работа с учебником.

Индивидуальное домашнее задание.

Реализация воспитательной цели.

Вывод формулируют ученики.

Оценка-похвала.

Ученик читает вслух.

Таблица «Сильные и слабые позиции согласных звуков».

Создание ситуации успеха.

Самооценка.

Дифференциация.

Индивидуальная работа с учеником.

Оценка-похвала.

II. Постановка учебной задачи.

Задание 2. – В стихотворении Э.Успенского есть слово «разноцветные». Парный «з» стоит перед звонким и он тоже звонкий. А вот парный «т» тоже стоит перед звонким. Почему же он не озвончается?

С какой проблемой мы можем столкнуться? (У согласных могут быть другие сильные и слабые позиции)

Чему же нам нужно научиться сегодня на уроке? (Уметь находить их)

Вывод: Действительно, нам могут встретиться слова с другими сильными и слабыми позициями согласных, нам нужно научиться находить их.

Что для этого надо сделать? (Понаблюдать за звуками).

Физминутка.

Карточка на доске.

Формулировка учениками темы и цели урока.

Тему урока и цель уточняет учитель.

На доске учитель ставит знак вопроса.

III. Анализ условий решения задачи .

Задание 3. - Выполним в учебнике №86. Прочитаем задание.

Ребята, слов много, а времени у нас осталось мало. Подумайте, как можно ускорить нашу работу? (Работать в паре).

Нарисуйте на полях линейки и напишите буквы «П» и «К». Не забудьте выполнить взаимопроверку зелёным карандашом.

Соблюдаем уровень шума при работе в паре.

Какие пары хотят выполнить задание на доске?

Проверка. - Перед какими согласными произносятся первые согласные звуки?

Почему же тогда глухие не озвончаются?

В чём особенность звонких соседей?

(Они не парные). Их называют сонорными , что значит звучные. Они звучнее других звонких согласных.

Мы видим, что парные звуки перед ними различаются. А это значит, что позиция перед сонорными будет какая? (Сильная)

Как зафиксировать на схеме то, что мы узнали?

Мы ответили на поставленный вопрос?

А для чего нам нужно это знать? (Чтобы писать без ошибок).

Молодцы!

Работа в парах .

Взаимопроверка.

[н] [л] [м] [р] [й ]

Таблица «Характеристика звуков»

Конструирование модели.

Оценка-похвала.

IV. Отработка найденного способа.

Задание 4. – Ребята, скажите, пожалуйста, как проверить, понимают ли ученики, что такое слабые и сильные позиции согласных? (Надо выполнить задания).

Легко ли сделать одному? Может быть нужно посоветоваться?

- Образуйте группы . Я даю карточки. Послушайте задание: согласные, парные по звонкости-глухости, стоят перед парными звонкими согласными. Какая это позиция?(Слабая). Обведите фломастером эту позицию согласного в своих карточках. Будьте внимательны. Подумайте, кто будет отвечать.

Проверка. – Представитель группы выходит к доске с карточкой и отвечает, соблюдая правила ответа. Все карточки вывешиваются на доске.

Обратите внимание на слова [звон], [свой].

Почему глухой [с] перед звонким [в] не озвончается? Может быть опять какой-то «секрет»?

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Работа в группе.

Учитель пишет схему на доске.

Начало работы и окончание по звуку колокольчика.

Таблица-формула.

П – «мы считаем».

О – «потому что».

Пр – «например».

С – «поэтому».

Постановка проблемы на следующий урок.

V. Итоговая рефлексия.

На какой вопрос мы отвечали на уроке?

(Есть ли у согласных сильные и слабые позиции).

Какую позицию согласного мы сегодня узнали? (Сильную).

Русский язык - сложный предмет. Мы пишем слова совсем не так, как они произносятся на самом деле. В речи одни и те же фонемы проявляют себя в разных звуковых обликах. Сравните, например, слова "мёд" - [м"от] и "медок" - [м"идок]. Все зависит от того, занимают ли фонемы сильные позиции или слабые позиции в пределах слова. Поговорим об этом подробнее.

Речь - это непрерывный поток фонем, в котором произнесение звука во многом определяется его местом в слове, соседними гласными и согласными. В слабой позиции артикуляция претерпевает существенные изменения. Фонемы теряют некоторые свои характеристики, начинают выступать в других вариантах. Например, [о] в безударной позиции начинает звучать как [а]: [вада], [сава]. Конечный [г] произносится как [к]: [друк], [крук]. Именно в таких местах мы допускаем ошибки на письме.

В сильной позиции фонема, напротив, слышна отчетливо и стоит в своем основном виде. Она не зависит от положения в слове, на ее качество не влияют соседние звуки. Это, например, фонема [о] в словах "воды", "совы". Или звук [г] в словах "другу", "кругом".

Морфологический принцип орфографии

Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом . Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.

Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб - зубной, липовый - сосновый, поход - поезд, к лампе - к воде . В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова "сом", "сам". Это - сильная позиция гласного.

Совсем другое дело - безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова "сома́" и "сама́". Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.

Для русского языка характерны:

  • "аканье", когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова "дома", "дала");
  • "иканье", при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах "мячом" и "мечом").

Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.

Позиции согласных: глухость и звонкость

Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как "глухой-звонкий" и "твердый-мягкий". Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.

Сильной позицией по признаку "глухой-звонкий" для согласных является положение:

  • перед гласным: том-дом, забор- собор;
  • перед сонорными: дрова - трава, слой - злой;
  • перед буквой "в": творец - дворец.

В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л"], [н], [н"], [р], [р"], [м], [м"], [й"]. Фонемы [х], [ц], [х"], [щ"] и [ч"], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.

Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?

Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:

  • в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз - глас, дуб - туп, сук - луг;
  • перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить - [зб]рить, отдать - о[дд]ать;
  • перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка - ло[шк]а, вход - [фх]од.

Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз - глаза, глас - гласа, дуб - дуба, туп - тупой, сук - суком, луг - луга; сбрить - сложить, отдать - отъехать; ложка - наложить, вход - влево.

Позиции согласных: твердость и мягкость

Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как "твердый-мягкий". Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква "ы" (цыпленок) или "и" (цирк).

Звуки [ч"] и [щ"] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов "ча-ща" и "чу-щу". Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.

Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:

  • перед гласным: [мал] - [м"ал], [вол] - [в"ол], [лук] - [л"ук], [быт"] - [б"ит"];
  • на конце слова: [кон] - [кон"], [брат] - [брат"];
  • абсолютно любое для фонем [л], [л"]: во[лн]а - во[л"н]а, по[л"з]а - по[лз]ать;
  • перед заднеязычными [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а - го[р"к]о, и[зб]а - ре[з"б]а;
  • перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий - ию[н"с]кий;
  • перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий - сентяб[р"с]кий, ма[нж]ета - де[н"ж]ата.

Слабые позиции по характеристике "мягкость - твердость"

Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:

  • Перед [й"]: ворон - воро[н"й"о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й"]: [вй"эст] - въезд.
  • Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с"т"]е, [з"д"]есь.
  • Перед фонемами [ч"] и [щ"] для звука [н]: бараба[н"щ"]ик, руло[н"ч"]ик.

Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку "твердый-мягкий согласный". Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м"] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м"].

Абсолютные позиции для согласных

Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.

Например, в слове "зуб" звук на конце оглушается. Позиция по признаку "звонкость-глухость" будет слабой. Но она же является сильной по шкале "мягкий-твердый". Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.

Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку "звонкий-глухой", так и по характеристике "мягкий - твердый". Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.

Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить "ошибкоопасное" место в слове и вспомнить соответствующее правило.