§6 Смешение цветов. Теория цвета: смешение цветов Способы оптического смешения цветов

Оптическое и механическое смешение цветов. Смешением монохроматических цветов солнечного спектра одного с другим и с ахроматическими цветами (белым и черным) можно получить большое число возможных цветовых комбинаций.

При оптическом (аддитивном) смешении результирующий цвет получается действием на человеческий глаз трех независимых излучений, складывающихся в световой поток, который производит ощущение определенного цвета. Основан такой слагательный синтез цветов на следующих законах:

1. Каждому хроматическому цвету соответствует другой хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенных количественных соотношениях даст белый цвет. Такие цвета называются дополнительными. При их смешении в иных пропорциях получается один из исходных хроматических цветов, но меньшей насыщенности. В цветовом круге пары дополнительных цветов расположены на противоположных концах диаметров.

Главными взаимно-дополнительными парами цветов являются: красный - голубовато-зеленый, оранжевый - голубой, желтый - синий (ультрамариновый), желто-зеленый - фиолетовый, зеленый - пурпурный, голубовато-зеленый - красный.

2. При оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета, промежуточные по цветовому тону между смешиваемыми цветами (например, желтый и зеленый цвета дают при смешении желто-зеленый цвет). Если смешиваются далекие один от другого по спектру цвета (почти дополнительные), то результирующий цвет получается малонасыщенным.

3. При оптическом смешении одинаково воспринимаемые цвета дают одинаковый результирующий цвет независимо от того, какие цвета были взяты для смешения - монохроматические или сложные. Например, монохроматический оранжевый цвет и оранжевый из смеси красного и желтого дают одинаковые цвета в смесях с другими цветами.

Одним из видов оптического смешения цветов является пространственное смешение цветов (сложение). Так, если смотреть с достаточно большого расстояния на плоскость, отдельные части которой окрашены двумя близко расположенными один к другому недополнительными цветами, то будет виден только один сплошной суммарный цвет - результат их смешения. Пространственное смешение цветов широко используется в текстильной промышленности при выработке тканей из разноцветной пряжи (в частности, плательной ткани шотландка). Другим примером пространственного смешения цветов может служить однотонная ткань, выработанная путем переплетения разноцветных нитей. Впечатление однотонной она производит потому, что мелкие цветные точки, близко расположенные одна к другой, действуя на сетчатку глаза, сливаются в один суммарный цвет. Ткань, выработанная из более толстой пряжи, будет казаться пестрой, так как в этом случае станут видны все цветовые пятна.

Пользуясь оптическим смешением цветов, можно путем комбинации только трех цветов -- красного, зеленого и синего - получить все многообразие цветовых тонов.

Механическое (вычитательное) смешение цветов.

Кроме оптического, существует также механическое (вычитательное) смешение цветов. Принцип механического смешения цветов лежит в основе смешения красителей, применяемых в процессах крашения и печатания текстильных материалов.

Если при оптическом смешении происходит суммирование световых потоков на сетчатке глаза, то при механическом восприятие того или иного цвета обеспечивается путем «вычитания» из белого луча лучей определенной части спектра, поглощенных компонентами смеси красок. Результирующим цветом будет цвет, пропускаемый красочной средой; другими словами, на сетчатку глаза попадут остатки лучей, не поглощенные компонентами смеси красок. В итоге такого смешения получаются новые хроматические цвета, часто не похожие на цвета, получаемые при оптическом смешении. Так, при оптическом смешении цвета желтый и синий, как дополнительные, дадут серый цвет, а при механическом смешении они дадут зеленый цвет.

При механическом смешении многокрасочные эффекты могут быть получены из трех красок: пурпурно-красной, голубой и лимонно-желтой. На возможности получения всех цветовых тонов из смешения этих трех красок путем наложения их одна на другую основано получение так называемой трехцветной печати.

>> Смешение цветов. Оптическое смешение цветов

Смешение цветов

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.


Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света . Его можно получить при очень быстром вращении круга , сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовив специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов (см. упр. 11),можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части - цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.

Основные цвета в оптическом смешении - красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов - красный, синий и желтый.

Оптическое смешение

цветов

Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет (ил. 84).

Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.

Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета (ил. 85).


Механическое смешение

цветов

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды , то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.

Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор . Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство . Основы живописи: Учебник для уч. 6 кл. - Обнинск: Титул, 2008. - 80 с:цв.ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Принято выделять 3 основных цвета: желтый, синий и красный.

Путем смешивания из этих трех цветов теоретически можно создать все остальные (хотя художники заметят, что это не так просто).

Смешанные в равных частях два основных цвета дают 3 вторичных цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый

Эти цвета называются бинарными.

Продолжив смешивать, из смешения основного сцета с бинарным, мы получим третичный цвет.

Комплиментарные цвета

Про комплиментарные цвета я уже писала в посте .
При смешении двух комплиментарных цветов, расположенных друг напротив друга на цветовом круге, получается нейтральный темно-серый.

Новый цветовой круг

Изменяя насыщенность и интенсивность можно получить большее разнообразие цветового круга:

На самом деле между цветами в спектре нет четких границ - каждый цвет постепенно переходит в соседний.

Цветовые схемы

В нашем новом цветовом круге действуют те же схемы, о которых я писала в первом посте

Аналогичные цвета (расположены рядом)
Комплиментарные цвета (расположенные на кругу напротив)
Сплит-комплиментарная (два смежных с комплиментарным цвета) и триада. Такие треугольники:

Чуть сложнее четырехугольник, где цвета попарно комплиментарны:

Цветоведение

Красный оттенок считается самым теплым цветом (цвет раскаленного метала или вулканической лавы), а синий - самым холодным (цвет воды, льда). Тем не менее имейте в виду, что температура цвета всегда относительна: сине-фиолетовый, к примеру - это холодный цвет, но он выглядит более теплым, если стоит рядом с сине-зеленым.

Немного о колористике

Ахроматические цвета (черный, белый, серый) различаются только по светлоте, степени приближения к белому цвету.
Наш глаз способен распознать более 600 переходов по светлоте.

Хроматические цвета отличаются целым рядом признаков:

Цветовой тон
Это основной признак хроматического цвета: зеленый, красный, синий и т.п.

Светлота
Помимо приближенности к белому цвету, хроматические цвета отличаются по светлоте между собой. Желтый светлее фиолетового, голубой светлее синего, розовый - красного. Это легко можно проверить, если перевести цветную картинку в черно-белый формат.

Чистота
К чистым относят только спектральные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

Насыщеннось
Отличие хроматического цвета от ахроматического. Чем сильнее отличается, тем насыщеннее. К наиболее насыщенным можно отнести пурпурный и ультрамарин.

Интенсивность
Степень яркости цветового пятна. Зависит от интенсивности отраженного от него света. К наиболее интенсивным можно отнести лимонно-желтый, ярко-красный, ярко-оранжевый.

Психология цвета

Ученые давно изучают влияние цвета на человеку. В общем случае было выявлено, что цвета желто-красной цветовой гаммы влияют на человека положительно, сине-фиолетовой - отрицательно, а зеленый относится к нейтральным.

Однако, разные люди воспринимают цвета по-разному, поэтому не существует интерьера, в котором уютно будет всем без исключения.

Проценты и соотношения

Очень часто, когда мы ищем цветовые схемы, мы видим подобные иллюстрации:

На самом деле цвета используются не в равных пропорциях.

Предлагаю рассмотреть иллюстрации ниже, чтобы разобраться, почему эта рекомендация верна только в общем случае (спасибо за них компании Dulux):

Пастельные оттенки. Они не настолько интенсивны, чтобы подавлять друг друга.

В случае с яркими цветами, мы можем взять аналогичный оттенок и тогда тоже пропорция будет не столько важна.

Два примера, когда насыщенного цвета немного и когда его много:

Насыщенные цвета приблизительно в равных пропорциях, но белый служит вспомогательным цветом.

Подробнее об основных, дополнительных и вспомогательных цветах я расскажу через неделю. А также вместе пособираем цветовые комбинации.

Цвета, которые видны при естественных условиях, обычно являются результатом смешения основных цветов. Есть три главных способа такого смешения, а именно: пространственное, механическое, а также оптическое.

Оптическое (аддитивное) смешение цветов

В основе оптического смешения цветов лежит волновая природа света. Оптическое смешение можно получить при вращении круга с окрашенными в определенные цвета секторами. Основными цветами при таком смешении являются зеленый, синий и красный. Кроме них, есть еще два которые дают ахроматический серый цвет. При аддитивном смешении основных цветов получаем белый цвет.

Чтобы получить многокрасочное изображение, можно взять три обычных проектора с разными фильтрами основных цветов и перекрещивать лучи от них. Таким образом можно получить любой цвет на белом экране. Область экрана, к примеру, которая будет освещена одновременно зеленым и станет голубой, а при сложении красного и синего лучей получим пурпурный цвет. Кстати, обратите внимание, что при смешении цвета получаются не такими.

Оптическое смешение цветов обычно производится при помощи более сложных приборов. Яркий пример - телевизор, различные оттенки в котором также появляются в результате смешения зеленого, красного и

Пространственное смешение цветов

Пространственное смешение имеет место, когда человек смотрит на небольшие цветовые пятна, касающиеся друг друга, с некоторого расстояния. Эти пятна сливаются в одно пятно - с новым цветом, который будет зависеть от смешения цветов мелких областей.

Пространственное слияние цветов получается в результате светорассеяния. На него также влияют строение глаза и правила оптического смешения.

Особенности такого смешения должен учитывать в своей работе художник, так как, вероятнее всего, картина будет рассматриваться с определенной дистанции. Так, если с расстояния смотреть на картину, нарисованную мелкими мазками, они зрительно сольются, и она создаст впечатление целостной.

Пространственное смешение лежит в основе получения изображений цветовых оттенков при печати с растровых форм. Если рассматривать участки, образованные мелкими разноокрашенными точками, с определенного расстояния, человек не будет различать их цвета, а будет воспринимать цвет как пространственно смешанный.

Механическое смешение цветов

Третий тип смешения - механический - происходит при смешивании красок на бумаге, холсте или палитре. Чтобы лучше понимать его механизм, нужно провести четкую грань между такими понятиями, как «краска» и «цвет». Цветов, которые имеют оптическую природу, больше, чем красок, обладающими химическими свойствами.

Как правило, цвета красок менее насыщены, чем цвета окружающих нас предметов, поэтому молодые и неопытные художники сталкиваются с проблемой передачи цветов. Как передать разнообразие цветов в природе десятком красок в наборе?

Тем не менее, эта проблема разрешима, если художник смыслит в цветоведении и умеет выбирать правильные колористические и тональные отношения между цветами. В принципе, если вести речь о художниках, то рано или поздно все они овладевают техникой механического смешения.

Очень часто механическое смешение красок может дать результаты, похожие на результаты оптического смешения, но обычно они различны. Например, в то время как при оптическом смешении всех красок получается белый цвет, при смешении механическом мы получим серый, бурый, черный или коричневый цвета. Существует которая расскажет, какой цвет можно получить в результате смешения тех или иных красок или лучей.

В теории различают два способа смешения цветов: а) слагательный, или оптический, когда два цвета сливаются на сетчатке нашего глаза в один суммарный цвет; б) вычитательный (механический), когда краски смешиваются на палитре или накладываются одна на другую тонким прозрачным слоем - лессировкой

Механический способ смешения цвета

получил свое название вследствие того, что красочная среда, через которую проходит белый луч, поглощает (отнимает) известную долю спектральных цветных лучей. Следовательно, результирующим цветом будет тот, который пропускается красочной средой.

Способами смешения пользуются, чтобы достичь максимальных зрительных эффектов, т. е. вызвать впечатление многокрасочности при минимальном использовании красок. Так, например, уже известно, что только из трех красок: желтой, пурпуровой и голубой - можно получить множество цветов.

От оптического смешения двух положенных рядом небольших цветных мазков или штрихов мы получаем новый, третий цвет. Так, например, красный и желтый дадут оранжевый; зеленый и голубой - аквамариновый; красный и синий - фиолетовый и т. д.

На применении механического способа смешения главным образом основаны техника живописи, полиграфии и набивное текстильное производство.

Взаимно дополнительные пары цветов

Мы уже говорили, что два цвета, дающие при оптическом смешении в определенных пропорциях белый или серый, носят название дополнительных.

Главнейшими взаимно дополнительными парами цветов являются:

  • красный - голубовато-зеленый;
  • оранжевый - голубой;
  • желтый -синий (ультрамариновый);
  • желто-зеленый - фиолетовый;
  • зеленый - пурпуровый;
  • голубовато-зеленый - красный.

При их смешении новых цветовых тонов

не возникает, так как при произвольных количествах получается один из смешиваемых цветов.
На таблице наглядно изображены пары цветов, при оптическом смешении которых получается серый цвет. Это очень легко проверить, если на максвелловский диск поместить два круга из дополнительных цветов (еще раз повторяем - только в определенных количественных отношениях) и начать диск быстро вращать.

Пары цветов, перечисленные выше, в оствальдовском цветовом круге лежат друг против друга. В цветовом круге они несколько сдвинуты.

Пространственное смешение недополнительных цветов (желтого, красного, синего)

Если мы возьмем пару недополнительных цветов и получим из них оптическую смесь, то они будут давать не ахроматические цвета - серые, а новые цвета - хроматические. Эта задача на пространственное смешение основана на получении чисто зрительного эффекта в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии. Мы не увидим выкрашенную плоскость из двух разных цветов, а только один сплошной цвет - суммарный, как результат их смеси. Именно такое смешение цветов (сложение), получаемое на соответствующем расстоянии, носит название пространственного и является одним из видов оптического.

Этот способ имеет широкое применение в текстильной промышленности в частности в ткацком производстве (хлопчатобумажном, шелковом, шерстяном) в тканях из разноцветной пряжи при переплетении основы и утка, при скручивании двух тонких разноцветных нитей в одну (мулине) или же смешивании отдельных крашеных элементарных волокон (меланжирование).

Характерным примером, где можно видеть наглядно эффективное использование и применение такого способа смешения цветов, является широко распространенная клетчатая плательная ткань «шотландка», а также шерстяные пледы, головные платки, шарфы и другие изделия.
На этом принципе основана и мозаичная монументальная живопись, т. е. стенная или плафонная живопись, в которой цветные плоскости выложены из отдельных мельчайших цветных частиц (плиток), сливающихся на расстоянии в один цвет.