Изменение условий служебного контракта (Куревина Л.В.). Дополнительное соглашение к трудовому договору: образцы Дополнительное соглашение к должностному регламенту

Склярова Марина Евгеньевна , инспектор по кадрам
ГБУК ВО «Воронежский областной центр народного творчества»

Многие вопросы трудовых отношений: дополнительная работа, совмещение, привлечение к дисциплинарной ответственности за неисполнение своих трудовых обязанностей, изменение условий труда - зависят от того, как изначально закреплена трудовая функция работника в его должностной инструкции. Должностная инструкция - это локальный нормативный акт, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника, его ответственность. В общепринятой практике разрабатывается руководителем или его заместителем для своих подчиненных и согласовывается с юристами (юридическим отделом). Должностная инструкция составляется в трех экземпляров для каждого работника: один экземпляр храниться в отделе кадров; второй - у руководителя отдела (подразделения); третий - у работника.

Но в наше динамичное время может возникнуть потребность изменения положений должностной инструкции. Как это сделать правильно, соблюдая нормы законодательства и не нарушая прав работника? И в этом случае практика правоприменения не дает однозначного ответа. Одни работодатели подписывают с работником дополнительное соглашение к трудовому договору, другие сами разрабатывают новую должностную инструкцию и просто знакомят с ней работника. Так кто же прав?

Вопрос непраздный, так как анализируя тематику жалоб работников на сайте Роструда, можно увидеть, что около 10% из них составляют жалобы работников на нарушения их прав при изменении условий труда. Для начала обратимся к комментариям и ответам Роструда на жалобы работников, касающиеся порядка изменения должностных инструкций.

Роструд поясняет, поскольку порядок составления инструкции нормативно-правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает как его оформить и внести изменения. Однако возложение на работника дополнительных обязанностей должно быть согласованно с работником. Так ч. 1 ст. 72 Трудового кодекса РФ говорит, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Работодатель вправе осуществить изменение должностных обязанностей работника, если необходимость данных изменений вызвана причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда. Но при этом работодатель не может менять трудовую функцию (должность) работника, т.е. изменение может осуществляться в рамках существующих трудовых обязанностей. Действия работодателя правомерны, если для изменения должностной инструкции у него есть вышеуказанные причины. И он уведомил работника о них и об изменении инструкции за два месяца (ч.2 ст. 74 ТК РФ).

Если изменение должностной инструкции повлечет изменение условий трудового договора, то работодатель не вправе в одностороннем порядке изменять трудовую функцию работника. Изменение трудовой функции работника при изменении условий трудового договора допускается только по письменному соглашению сторон трудового договора.

Роструд стоит на позиции, что утверждение должностных инструкций находится в компетенции работодателя. Поступая на работу, работник ознакамливается с должностной инструкцией и либо соглашается, либо не соглашается на соответствующие условия трудового договора. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а так же утверждаться как самостоятельный документ. Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. И только после того, как работник согласиться на продолжение трудовых отношений, вносятся изменения в должностную инструкцию. Если инструкция является приложением к трудовому договору, изменения в и должностную инструкцию вносятся путем подготовки дополнительного соглашения. Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимости изменения обязательных условий трудового договора, утверждается должностная инструкция в новой редакции, работник должен быть ознакомлен с ней письменно.

Позиция Роструда ясна: изменение должностной инструкции в одностороннем порядке работодателем возможно, если это не влечет за собой необходимости изменения обязательных условий трудового договора. А что является обязательными условиями трудового договора, и какие из них могут содержаться в должностной инструкции работника?

Вернемся еще раз к тому, что содержит в себе должностная инструкция. Как правило, должностная инструкция состоит из следующих разделов:

Общие положения;

Функции;

Должностные обязанности;

Права;

Ответственность;

Взаимоотношения (связи по должности);

Режим рабочего времени и времени отдыха;

Сроки подготовки служебных документов и т.д.

Мы можем наблюдать, что разные разделы должностной инструкции имеют разную юридическую природу. Так взаимоотношения (связи по должности) базируются на регламенте работы, принятом у работодателя. Режим рабочего времени и времени отдыха - на правилах внутреннего трудового распорядка. Как правило, данные документы в соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель разрабатывает самостоятельно и обязательно знакомит работника с ними под роспись. Хотя в последнее время наблюдается тенденция в практике принимать данные локальные нормативные акты как часть коллективного договора между работодателем и работниками. То есть односторонность имеет тенденцию сменяться взаимным обсуждением и договоренностью.

Вместе с тем должностная инструкция содержит и положения совсем иной юридической природы. Это разделы, посвященные функциям и должностным обязанностям работника. Обратим внимание, что Трудовой кодекс РФ относит к содержанию трудового договора, его обязательным условиям. В трудовом договоре, наряду с другими условиями, указывается трудовая функция работника (ст. 57 ТК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 15 трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором. Принуждать его к другой работе - нарушать один из основополагающих принципов трудового законодательства, установленный ст. 4 ТК РФ.

На наш взгляд, разделы должностной инструкции, посвященные функциям и должностным обязанностям работника, относятся к обязательным условиям соглашения, заключаемого между работником и работодателем. Следовательно, порядок изменения данных положений должен включать согласие работника с этими изменениями. А вот положения должностной инструкции, касающиеся регламента работы, можно изменять в одностороннем порядке, просто ознакомив работника с новой редакцией.

По нашему мнению, необходимо более детально обсуждать вопрос порядка изменения должностной инструкции в научной среде. Несомненно, имеется социальный запрос на упорядочивание практики правоприменения данного вопроса со стороны главного регулятора правоотношений - Верховного суда.

Статья 29 Закона о государственной гражданской службе:

"1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона".

Служебный контракт является соглашением между представителем нанимателя и гражданином. Цель служебного контракта заключается в обеспечении удовлетворения публичных интересов. Поэтому контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении. Гражданин при заключении контракта не оговаривает с представителем нанимателя условия, а реализует свое волеизъявление путем присоединения к уже существующим условиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы. Вместе с тем, учитывая специфику профессиональной служебной деятельности, по объективным причинам условия такой деятельности могут измениться. Эти изменения, в свою очередь, потребуют изменения условий служебного контракта.

По общему правилу условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Однако положения ст. 29 комментируемого Закона устанавливают уведомительный порядок согласования с гражданским служащим изменения условий служебного контракта.

Изменения существенных условий могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения к служебному контракту. Если должностные обязанности включены в текст служебного контракта, они не могут быть изменены посредством дополнительного соглашения. В такой ситуации необходимо заключать новый служебный контракт с гражданским служащим, который содержал бы новый состав должностных обязанностей в качестве существенного условия.

В случае если обязанности гражданского служащего включены в должностной регламент подобной проблемы не возникнет, так как законодательного ограничения должностного регламента не установлено. Хотя спорным представляется сам факт включения должностного регламента в число существенных условий служебного контракта (п. 3 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе).

Гарантией своевременного информирования гражданского служащего об изменении существенных условий контракта является возложенная на представителя нанимателя обязанность уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий контракта не менее чем за два месяца до их введения.

Представитель нанимателя наделен правом освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить со службы, если последний не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ч. 3 ст. 29).

Интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ относительно допустимости изменения условий служебного контракта в одностороннем порядке. Приказом рязанской таможни от 28.04.2007 N 46-к прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенный с Н.Ю. Бабуриным, в связи с отказом государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Оценивая допустимость изменения существенных условий служебного контракта, Конституционный Суд РФ разъяснил, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом федеральный законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным гражданским служащим. В частности, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе (ч. 3 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе).

Часть 4 ст. 29 устанавливает последствия письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, путем ссылки на перечень оснований прекращения служебного контракта. Пунктом 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта является основанием увольнения с гражданской службы.

В отношении сотрудников таможенных органов Закон о службе в таможенных органах не устанавливает отдельной нормы, регулирующей изменение существенных условий служебного контракта. Напомним, что в комментируемом Федеральном законе отсутствует и перечень существенных условий служебного контракта.

Пунктом 5 ст. 10 комментируемого Закона установлена возможность заключения служебного контракта на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия. Однако учитывая, что в норме сформулирована возможность заключения нового контракта до истечения срока по соглашению сторон, вряд ли в этом случае речь идет об изменении существенных условий контракта.

Отметим также, что в перечень оснований для прекращения службы в таможенных органах изменение существенных условий служебного контракта не включено (ст. 48 Закона о службе в таможенных органах). Полагаем, что законодатель не ставил перед собой такую цель по следующим причинам. Во-первых, служебный контракт с сотрудником таможенного органа всегда заключается на определенный срок. Во-вторых, перечень включает такие основания, как проведение организационно-штатных мероприятий и перевод в другой государственный орган.

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта

Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства. 3.2.11. Организация безопасности учебных процессов. 3.2.12. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну. 3.2.13. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства, утвержденным приказом от 5 апреля 2005 года N 11. 3.2.14. Представление интересов Агентства в Правительственной комиссии по транспорту и связи. 3.2.15. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом. 3.2.16.

Как изменить должностные регламенты госслужащих?

Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь:

  • Как грамотно оформить изменения в должностных регламентах госслужащих?
  • Каким образом нужно уведомлять сотрудников об изменении должностных обязанностей?

Все услуги юристов в Москве Взыскание заработной платы Москва от 30000 руб. Помощь в восстановлении на работе Москва от 40000 руб.

Статья 47. должностной регламент

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец. Скачать Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Внимание

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79. В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Внесение изменений в должностной регламент государственного служащего

Порядок изменения существенных условий служебного контракта, связанных с замещением должности гражданской службы, к числу которых относятся должностные обязанности, статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривается. Вместе с тем, должностные обязанности, как отмечалось выше, включены в должностной регламент, в связи чем их изменение предполагает внесение соответствующих изменений в должностной регламент. В результате изменения должностного регламента ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится иной должностью гражданской службы в связи с изменением функциональных обязанностей.

Как составить должностной регламент госслужащего

В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы, либо по соглашению сторон. Если же изменения не касаются должностных обязанностей, то согласно ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Изменение должностного регламента государственного гражданского служащего

Курирование вопросов финансово-экономической деятельности Агентства. 3.2.2. Организация работы по реализации полномочий по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, и выполнение возложенных на Агентство функций. 3.2.3. Координация деятельности структурных подразделений по подготовке предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности подведомственных территориальных органов и других учреждений (распорядителей и получателей бюджетных средств).
3.2.4. Организация деятельности по формированию технико-экономических обоснований проектов федеральных, ведомственных целевых программ (подпрограмм), а также федеральных адресных инвестиционных программ развития железнодорожного комплекса и их финансирование. 3.2.5.

Изменения в должностной регламент государственных гражданских служащих

Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 4 по штатному расписанию) Приложение N 3к приказу Федерального агентстважелезнодорожного транспортаот 6 октября 2009 года N 414 «3.2. Перечень основных должностных обязанностей заместителя руководителя Агентства в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Агентство: 3.2.1. Организация работы и ведение вопросов, связанных с созданием условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта.
3.2.2.


Вернуться назад на

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

В порядке, определяемом данной статьей Федерального закона № 79-ФЗ, представителем нанимателя могут быть изменены существенные условия, связанные с прохождением гражданскими служащими гражданской службы, к числу которых относятся организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Порядок изменения существенных условий служебного контракта, связанных с замещением должности гражданской службы, к числу которых относятся должностные обязанности, статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривается.

Вместе с тем, должностные обязанности, как отмечалось выше, включены в должностной регламент, в связи чем их изменение предполагает внесение соответствующих изменений в должностной регламент. В результате изменения должностного регламента ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится иной должностью гражданской службы в связи с изменением функциональных обязанностей.

В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы, либо по соглашению сторон.

Если же изменения не касаются должностных обязанностей, то согласно ст. 29 Федерального закона № 79-ФЗ об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

Ответ: Для чего нужно составлять должностной регламент гражданского служащего.

Должностной регламент составляется по каждой штатной должности государственной гражданской службы. (ч. 1 ст. 47 Закона № 79-ФЗ).

Положения должностного регламента, а также результаты его исполнения гражданским служащим учитываются, в частности, при:

Проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;

Проведении квалификационного экзамена;

Поощрении гражданского служащего;

Оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации;

Планировании профессиональной служебной деятельности;

Включении в кадровый резерв.

Об этом сказано в частях 3 и 4 статьи 47 Закона № 79-ФЗ.

Вопрос из практики: можно ли вносить изменения в должностной регламент.

Да, можно.

Порядок составления должностного регламента установлен статьей 47 Закона № 79-ФЗ. Данная статья не содержит запрета на внесение изменений в составленные должностные регламенты. Однако, поскольку порядок внесения изменений в законе не прописан, государственный орган вправе самостоятельно решить, как их вносить. Например, внести изменения в должностной регламент можно путем составления дополнительного соглашения к существующему должностному регламенту.

Основанием для внесения изменений в должностной регламент может быть приказ руководителя государственного органа.

Дополнительное соглашение целесообразно составить, например, в случаях:

Изменения должностных прав и обязанностей гражданского служащего, в том числе возложения дополнительных обязанностей;

Изменения наименования государственного органа, структурного подразделения (отдела);

Изменения действующего законодательства.

При этом гражданского служащего необходимо письменно уведомить о вносимых изменениях. И только после того, как он согласился на продолжение службы, внесите изменения в должностной регламент (составьте дополнительное соглашение).

При реорганизации или изменении штатного расписания также можно составить дополнительное соглашение к должностному регламенту. Однако если в этом случае одновременно меняются наименование должности, должностные обязанности, наименование подразделения и возложенные на него функции, то должностной регламент нужно пересоставить.

Ответ на важнейший вопрос, уведомлять о внесении изменений в должностную инструкцию работника или проводить процедуру по согласованию с ним, зависит от существа самих изменений.

Согласно письму Роструда от 31.10.2007 № 4412-6, если при этом меняются необходимые в силу закона условия трудового договора (ст. 57 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ), следует соблюдать требование о письменном уведомлении сотрудника за 2 месяца (ст. 74 ТК РФ), а другие должностные обязанности нужно согласовать в соответствии со ст. 72 ТК РФ (об этом ниже).

Решение о том, как внести изменения в должностную инструкцию (далее — ДИ), принимается путем выбора из следующих вариантов:

  • издать приказ об исключении или включении пунктов, изменении текста части ДИ;
  • утвердить ДИ в новой редакции путем издания приказа об утверждении или проставления грифа утверждения в тексте новой ДИ.

При большом объеме кадрового документооборота предпочтителен второй вариант. По исполнению он не отличается от утверждения новой ДИ. Но при оформлении отдельного приказа должно быть указано о ее издании взамен ранее утвержденной, а при принятии путем проставления грифа это может быть уточнено в заголовке ДИ («новая редакция» или «вторая редакция») и (или) в преамбуле.

Как внести изменения в должностную инструкцию, образец приказа об изменении

Для корректировки ДИ можно принять прикрепленный к нашей статье приказ о внесении изменений в должностную инструкцию за образец. Необходимые реквизиты такого документа:

  • номер, дата, наименование организации, название приказа;
  • указание на реквизиты ДИ или приказа о ее утверждении (если он был издан);
  • содержание изменений (какие пункты утрачивают силу, излагаются в другой редакции, какими пунктами ДИ дополняется);
  • указание на дату вступления в силу изменений (например, с момента доведения до сведения работников или с определенной даты, если есть необходимость в дополнительной подготовке в связи с изменением обязанностей);
  • возложение на сотрудника кадровой службы или руководителя подразделения обязанности по информированию сотрудника под расписку.

При издании такого документа или утверждении ДИ в новой редакции необходимо уделить особое внимание порядку извещения.

Уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора

В соответствии со ст. 56, 57 ТК РФ в предмет трудового договора входят:

  • описание трудовой функции работника;
  • условия труда.
  1. По соглашению сторон — в качестве общего правила (ст. 72 ТК РФ). Поэтому изменение ДИ, являющейся частью трудового договора, целесообразно оформить дополнительным соглашением к нему.
  2. По инициативе работодателя — в случае организационно-технологических изменений (ст. 72 ТК РФ) с сохранением трудовой функции прежней. В такой ситуации нужно за 2 месяца уведомить сотрудника о предстоящем введении изменений (образец уведомления и некоторые подробности изменения вы найдете по ссылке: Уведомление об изменении условий трудового договора). Если условия трудового договора не меняются (например, корректируются требования о квалификации), данное требование соблюдать не нужно.

Отметим, что порядок разработки новой ДИ или ее изменений, согласования и издания приказа об утверждении изменений, содержание этого приказа необязательно доводить до сведения работника, поскольку эти процедуры и документы не затрагивают его трудовые права и не относятся к сведениям, представляемым на основании п. 1 ст. 62 ТК РФ.

Соответствующий вывод был сделан в решении Железногорского горсуда Красноярского края от 01.02.2011 по делу № 2-215/2011. Предметом информирования и согласования в необходимых случаях является только содержание изменений ДИ.

Какие изменения должностной инструкции меняют трудовую функцию

Описание трудовой функции в договоре с работодателем должно соответствовать ст. 15 ТК РФ:

  • указание на должность (профессию, специальность) и квалификацию;
  • вид подлежащей выполнению работы.

При этом нужно учитывать, что отсутствие упоминания должности в штатном расписании не препятствует признанию отношений трудовыми (определение КС РФ от 19.05.2009 № 597-О-О).

Установить другую или существенно измененную трудовую функцию можно только по согласованию с сотрудником, поскольку фактически это его перевод на другую работу (ст. 72, 72.1 ТК РФ). Без его согласия ее можно менять только на некоторый период и в оговоренных в ТК РФ случаях (чч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ).

Из приведенных законоположений следует, что корректировка должностных обязанностей в рамках работы по определенной должности трудовую функцию не меняет (см., например, определение Мосгорсуда от 07.09.2015 № 4г-9509/15). Ее могут изменить только такие новые обязанности, которые фактически приводят к работе по другой должности.

Итак, изменение должностной инструкции оформляется различным образом: утверждением новой редакции (с изданием приказа или без него), изданием приказа о внесении изменений, дополнительным соглашением к трудовому договору. При этом с работником согласовывается изменение трудовой функции, если оно имеет место, либо за 2 месяца доводятся до его сведения вызванные оргпотребностями коррективы условий трудового договора. С коррективами иного характера сотрудник может быть ознакомлен в любое время.