Кем был александр иванович маринеско. Комсомольская путёвка во флотскую жизнь

Биография Александра Маринеско

Герой Советского Союза, Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе в рабочей семье. Выросший возле моря, с детства Александр мечтал стать моряком. После шести лет трудовой школы, ему удаётся стать учеником матроса. Сумев себя хорошо зарекомендовать, юный Маринеско получает направление в школу юнг, после окончания которой продолжает обучение в Одесском мореходном техникуме. В двадцать лет сбывается его мечта работать на флоте, и Александр Маринеско в качестве третьего, а потом второго помощника капитана, совершает рейсы на пароходах.

В 1933 года Маринеско отправляют на специальные штурманские классы курсов командного состава Красного Флота. После их окончания, он становится руководителем штурманской боевой части на подлодке «Щ-306» на Балтийском флоте. В 1936 году ему присвоено звание лейтенанта. В 1938 году, как гром среди ясного неба следует увольнение Маринеско с запретом занимать должности даже в торговом флоте. Причиной стало происхождение Александра Ивановича (его отец – румын, в 1893 сбежавший в Одессу из Румынии из-под ареста) и наличие родственников за границей. Маринеско, будучи гордым и самолюбивым человеком, не стал писать просьбы о восстановлении, несмотря на то, что вся жизнь его и мечты были связаны с морем. К счастью, по неизвестной до сих пор причине, уже через месяц лейтенант Маринеско восстановлен в должности и ещё через два месяца становится старшим лейтенантом.

Окончив учёбу в отряде подводного плавания, Александр Иванович Маринеско служит помощником командира, потом командиром подводной лодки М-96. Под его руководством экипаж подлодки в 1940 году становится лучшим по боевой и политической подготовке. Сам командир получает повышение звания - становится капитан-лейтенантом, и награждается именными золотыми часами.

С началом Великой Отечественной войны, Маринеско вместе с экипажем своей подлодки были переправлены в Рижский залив и долго не принимали участия в боевых операциях. Вынужденное безделье сказалось на дисциплине моряков. В конце 1941 года Александра Ивановича даже лишили кандидатского статуса в члены партии за пьянство и азартные игры в карты. Наконец, в августе 1942 подлодка М-96 под командованием Маринеско приняла бой с немецкой плавбатареей. Сведения о том, удалось ли выпуском двух торпед повредить вражеские судна, разнятся. Несмотря на то, что не все действия командира в этом походе, соответствовали необходимости (подлодка покинула позиции, вовремя не подняла флаг, из-за чего, чуть была не затоплена своими), тем не менее, Маринеско наградили орденом Ленина. К концу этого же года он был восстановлен как кандидат в ВКП(б) и ещё через несколько месяцев стал членом партии и капитаном 3-его ранга.

В 1942 и начале 1943 года, продолжая службу на М-96, экипаж во главе с Маринеско совершил ещё три боевых выхода, но победами отмечен не был. С апреля 1943 года по сентябрь 1945 года, судьба Александра Ивановича Маринеско связана с другой подводной лодкой «С-13». В качестве командира Маринеско совершил три боевых похода «С-13». Октябрь 1944 года ознаменовался атакой на немецкий траулер «Зигфрид» с существенным повреждением судна. Маринеско получил орден Красного Знамени.

Подводная "Атака века" Александра Маринеско

В конце 1944 года, у командира очередные проблемы с дисциплиной: он самовольно оставил корабль на два дня в финском порту, будучи в нетрезвом состоянии. Командующий Балтийским флотом даже собирался отдать Маринеско под военный трибунал. Дав шанс оправдаться в боевой обстановке, адмирал В.Ф. Трибуц в начале 1945 года отправляет подлодку «С-13» в боевой поход. Во время этого, пятого по счету боевого похода Маринеско становится подводником №1 для всех советских людей, совершив затопление сразу двух крупных вражеских кораблей.



30 января 1945 года после атаки, руководимой А.И. Маринеско, пошёл ко дну «Вильгельм Густлов», огромный лайнер, на котором находилось более 2 тысяч немецких военных, в том числе 406 специалистов-подводников, множество гауляйтеров и нацистских руководителей, офицеров гестапо и СС и несколько тысяч гражданских лиц. По сути своей, этот когда-то бывший туристическим лайнер, стал базой для учёбы немецких подводников. Военные специалисты назвали операцию морской атакой века.

Через десять дней после этого подвига, экипаж «С-13» совершает второй. Немецкое судно «Генерал фон Штойбен» на борту которого находилось более 3 тысяч немецких офицеров и солдат, пытавшихся эвакуироваться через Данцигскую бухту, было потоплено атакой советской подлодки прорвавшейся сквозь сторожевое охранение. За этот поход Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, однако, возможно из-за прошлых прегрешений, вместо Золотой Звезды ему дали орден Красного Знамени.

Военный поход апреля-мая 1945 года Маринеско славы не добавил. Стали поступать жалобы на его пренебрежение служебными обязанностями и пьянство. После окончания войны были попытки разжаловать его в звании. На него неоднократно накладывали дисциплинарные взыскания.

Проработав на торговом флоте до 1949 года, Маринеско был списан на берег по состоянию здоровья. Работая замдиректора НИИ переливания крови в Ленинграде, получил срок 3 года за хищения и прогулы. В 1953 году судимость была снята по амнистии. Он продолжил работу в Ленинграде на заводе «Мезон» в должности руководителя группы снабженцев. Умер Маринеско в 1963 году от тяжёлого онкологического заболевания. Его имя долго стирали в советской истории, но справедливость восторжествовала – в 1990 году посмертно Александру Ивановичу Маринеско, лидеру среди подводников СССР по общему тоннажу потопленных вражеских судов, было присвоено звание героя Советского Союза.

    Маринеско Александр Иванович - (1913—1963), моряк подводник Балтийского флота, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). Член Коммунистической партии с 1943. С 1933 в Ленинграде, служил на Балтийском флоте. Окончил специальные курсы комсостава в … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    МАРИНЕСКО Александр Иванович - (1913 63) моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой С 13 (1943 45), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 немецкий суперлайнер… … Большой Энциклопедический словарь

    Маринеско Александр Иванович - (1913 1963), моряк подводник Балтийского флота, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). Член Коммунистической партии с 1943. С 1933 в Ленинграде, служил на Балтийском флоте. Окончил специальные курсы комсостава… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Маринеско Александр Иванович - Александр Иванович Маринеско 2 (15) января 1913(19130115) 25 ноября 1963 Капитан третьего ранга А. И. Маринеско Место рождения … Википедия

    Маринеско Александр Иванович - (1913 1963), моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой «С 13» (1943 1945), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 немецкий суперлайнер… … Энциклопедический словарь

    Маринеско, Александр Иванович - МАРИНЕ/СКО Александр Иванович (1913 1963) советский моряк подводник, капитан 3 го ранга (1942), Герой Сов. Союза (1990, посмертно). По происхождению украинец. Окончил школу юнг (1929) и Одесское мореходное училище (1933). В ВМФ с 1933 г. Служил… … Морской биографический словарь

    Маринеско, Александр Иванович - Род. 1913, ум. 1963. Моряк подводник, герой Великой Отечественной войны. В 1945 г. потопил в районе Данцигской бухты немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлов" и вспомогательный крейсер "Генерал Штойбен". Капитан 3 го ранга… … Большая биографическая энциклопедия

Александр Иванович Маринеско (1913-1963)

Герой Великой отечественной Войны,

легендарный командир подводной лодки С-13,

«личный враг Гитлера».


Герой Советского Союза, командир подводной лодки А.И. Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе.
Уже в 13 лет Александр начал плавать учеником матроса на кораблях Черноморского пароходства. В школе юнг ему, как лучшему, сократили срок обучения и без экзаменов перевели в Одесский мореходный техникум.
Александр Маринеско дослужился до должности второго помощника капитана парохода "Красный флот" и поступил на высшие курсы командного состава военного флота. Маринеско был настолько грамотным офицером, что всего через несколько лет службы на подводных лодках, его назначили командиром лодки М-96 "Малютка".

"Малютка" Маринеско установила фантастический рекорд скорости погружения, всего за 19,5 секунд, тогда как по нормам полагалось 35!
Лодка Маринеско успешнее всех провела торпедные стрельбы и в 1940 году была признана лучшей на Балтийском флоте, а Маринеско наградили золотыми часами.

Когда началась война, умение воевать капитана Маринеско проявилось в настоящих чудесах! Так 22 июля 1941 года команда Маринеско вышла в море на маломощной "М-96" - и в этом же первом боевом походе их подводный «тихоход» потопил огромный фашисткий корабль водоизмещением 7000 тонн.

В августе 1942 года "М-96" совершил еще один легендарный поход, в котором Маринеско одним залпом потопил немецкий транспорт "Хелена" водоизмещением 1850 тонн, следующий с тремя сторожевыми кораблями, после чего успешно уклонился от преследующих сторожевиков. За этот поход Александр Марнеско был награжден орденом Ленина.

В апреле 1943 года капитан 3 ранга Маринеско получил под свое начало среднюю подлодку "С-13".
В свой первый же поход в должности командира "С-13" поход, Маринеско потопил очередной немецкий транспорт "Зигфрид". Правда, торпедная атака не удалась: израсходовав все торпеды в первом залпе и одну во втором, командир промахнулся, да и немецкий капитан оказался опытным и дважды сумел уклониться от торпед. Тогда "С-13" всплыла, догнала судно и расстреляла его из артиллерийских орудий. Маринеско наградили орденом Красного Знамени.

Но самым известным подвигом Александра Маринеско, прославившем великого подводника во всём мире, когда сам Гитлер назвал его своим «личным врагом», стал поход 30 января 1945 года.
В тот день командир подводной лодки "С-13" обнаружил, преследовал и тремя торпедами потопил шедший из Данцига немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлоф" (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т), имевший на борту свыше 8 тысяч фашистов!
Это был самый крупный военный транспорт, потопленный в годы войны нашими подводниками.


Уничтожение немецкого лайнера "Вильгельм Густлов".
Картина И.И. Родинова.


В тот день на борту "Густлова" находились множество нацистских руководителей, высших офицеров гестапо и СС, 3700 подводников, и в их числе 100 подготовленных экипажей для новейших подводных лодок, с помощью которых Германия все еще рассчитывала изменить ход войны.
Ещё есть легенда, что именно на "Густлофе" немцы вывозили в Германию знаменитую "Янтарную комнату". По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна водолазы ведут до сих пор.
В этом же походе "С-13" мастерски атаковала и торпедировала вспомогательный немецкий крейсер "Генерал фон Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн (перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы на укомплектование нескольких танковых дивизий).


Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал объекты удара на пределе возможностей работы двигателей своей подлодки, да еще в надводном положении, что было смертельно опасно. Это был смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа.

Однако сам Александр Иванович Маринеско до самой смерти не считал себя героем и никогда не называл тот поход "С-13" подвигом. Он называл это следованием воинскому долгу и уставу.

Александр Маринеско навсегда останется в истории нашего флота как один из выдающихся героев-подводников. Он ничего не боялся ни на море, ни на суше.
В море он часто поступал вопреки всем законам подводной войны и даже логике. Атаковал порой со стороны немецкого берега, с мелководья, а уходил от погони - к месту потопления. Лез в самые опасные места - потому что его там не ждали, и в этой нелогичности была высшая логика!
Участь подводников страшна: на Балтике воевало 13 подводных лодок - "эсок", а уцелела единственная. Лодка под несчастливым 13-м номером, командиром которой и был легендарный Маринеско.

Александр Иванович Маринеско - Герой Советского Союза. Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.

Умер Александр Маринеско 25 ноября 1963 года, похоронен на Богословском кладбище города Санкт-Петербурга.


Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте и Одессе.
На здании Одесского мореходного училища и в городе Кронштадте на доме № 2 по ул. Коммунистической, в котором жил командир подводной лодки С-13 Герой Советского Союза А. И. Маринеско, установлены мемориальные доски.

Маринеско посвящены фильмы «О возвращении забыть» (1985) и «Первый после Бога» (2005). Фильмы, основаны на фактах биографии легендарного капитана-подводника Александра Маринеско.

Потопление «Вильгельма Густлофа» описывается в романе Нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба».
Именем А. И. Маринеско названы набережная в Калининграде и центральная улица одного из районов города в Севастополе.
Улица Строителей (Ленинград), на которой Маринеско жил до войны, переименована в его честь в улицу Маринеско.
В центральном музее Воружённных Сил, в Москве, можно посмотреть флаг легендарной подводной лодки «C-13».
В Санкт-Петербурге имеется музей подводных сил России имени А. И. Маринеско (Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т., 83/1).
На Украине имя А. И. Маринеско носит Одесское мореходное училище.

Памятник в Кронштадте
Мемориальная доска в Одессе
Памятник в Калининграде
Вывеска на училище в Одессе
Надгробный памятник
Копия рубки ПЛ «С-13» в Нижнем Новгороде
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Памятник в Одессе (общий вид)
Памятник в Одессе (фигура Героя)
Памятник в Одессе (надпись на постаменте)
Вывеска Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Кронштадте
Памятник в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Одессе (школа)
Мемориальная доска в Одессе (3)
Судно "Александр Маринеско"


Маринеско Александр Иванович – командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.

Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

30 октября 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был призван на Рабоче-Крестьянский Красный Флот и направлен в штурманские классы Специальных курсов командного состава РККФ, после окончания которых его назначили командиром БЧ-1 (штурманская боевая часть) на подводной лодке «Щ-306» («Пикша») Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1936 года с введением персональных воинских званий А.И.Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года – старшего лейтенанта. В 1937 году внезапно был уволен с флота, но через две недели восстановлен. Окончил курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова в 1938 году. С ноября 1938 года - помощник командира подводной лодки «Л-1» Балтийского флота. С мая 1939 года - командир ПЛ «М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании - капитан-лейтенант.

В первые дни Великой Отечественной войны подлодка «М-96» под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, выходила на боевые позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. В очередном боевом походе 14 августа 1942 года согласно докладу Маринеско лодка потопила транспорт противника «Хелене» водоизмещением 7000 тонн (фактически была безрезультатно атакована немецкая плавбатарея). Но, возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил наши дозоры, а при всплытии не поднял Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А.И.Маринеско наградили орденом Ленина.

В конце 1942 года А.И.Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года был исключён) и через несколько месяцев - в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам». Всего на «М-96» в 1941-1943 А.И.Маринеско совершил 3 боевых похода, побед не имел.

В апреле 1943 года А.И.Маринеско назначен командиром ПЛ «С-13». На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года, выполнив 3 боевых похода. В первом из них, в октябре 1944 года он по собственному докладу потопил вооруженный транспорт «Зигфрид» (атака четырьмя торпедами не удалась, но Маринеско все же догнал противника и потопил его артиллерией). Фактически целью атаки оказался небольшой траулер, который оказался только повреждён и был отбуксирован противником в порт.

С 9 января по 15 февраля 1945 года А.И.Маринеско находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника – «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен».

Перед этим походом командующий Краснознамённым Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (задержался на двое суток из увольнения в финском порту Турку из-за пьянки), но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.

30 января 1945 года «С-13» атакует и отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось около 2000 гитлеровцев и 9000 гражданских беженцев. Немецким ВМС был нанесен серьезный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблем погибли 406 подводников. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок среднего тоннажа (что было очень большим преувеличением). Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско «подводником №1».

10 февраля 1945 года последовала новая победа - на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен» (по докладу Маринеско - легкий крейсер «Эмден»), на борту которого пытались эвакуироваться около 3000 солдат и офицеров противника.

Командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его 20 февраля 1945 года к званию Героя Советского Союза. Однако «Золотую Звезду» в штабе флота заменили орденом Красного Знамени.

Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1-го ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско все время умело уклонялся.

После Победы проблемы командира с дисциплиной значительно обострились. Дважды на него накладывали партийные взыскания, но обещания исправиться Маринеско не сдерживал. В результате 14 сентября 1945 года вышел приказ №01979 наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность А.И.Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).

С 18 октября по 20 ноября 1945 года А.И.Маринеско был командиром тральщика «Т-34» 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу Народного комиссара ВМФ СССР старший лейтенант Маринеско А.И. уволен в запас.

Из 6 боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, 4 были безуспешными. Выполнил 5 торпедных атак, из 4 заявленных побед фактически были одержаны только две, но он - первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету 2 потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн.

После войны в 1946-1949 годах А.И.Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства «Сева» и «Ялта», списан на берег по ухудшению здоровья. В 1949-1950 годах работал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, но был осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года.

Наказание А.И.Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года - в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя.

10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята. Через 25 лет, постановлением президиума Ленинградского городского суда от 27 апреля 1988 года, приговор народного суда 2-го участка Смольнинского района города Ленинграда от 14 декабря 1949 года и определение судебной коллегии Ленинградского городского суда от 29 декабря 1949 года были отменены и дело в отношении А.И.Маринеско прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

После освобождения в 1951-1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Скончался после тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Маринеско Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Капитан 3-го ранга (23.11.1942, понижен до старшего лейтенанта 14.09.1945, восстановлен в звании в 1960).

Награждён 2 орденами Ленина (3.09.1942, 5.05.1990), 2 орденами Красного Знамени (21.11.1944, 13.03.1945), медалями «3а боевые заслуги» (3.11.1944), «3а оборону Ленинграда» (1943), другими медалями.

Памятники А.И.Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте, Одессе, Санкт-Петербурге; мемориальные доски - в Одессе на здании мореходного училища и на здании школы школы №105, в Кронштадте и Санкт-Петербурге на домах, в которых он жил. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. Ему посвящён фильм «О возвращении забыть». Его именем названы Одесское мореходное училище, набережная в Калининграде. В центральном музее Вооруженных Сил РФ экспонируется флаг подводной лодки «C-13».

Ему надо было родиться во времена пиратской вольницы, когда на море были в почете отчаянные сорви-головы, не признающие никаких законов и правил. Буйный нрав Александра Маринеско всегда мешал полностью реализоваться его несомненному таланту. Но тут уж ничего не поделаешь - человек-легенда советского подводного флота был личность противоречивой.

В 1893 году матрос румынского королевского флота Иона Маринеску , человек горячий и темпераментный, поколотил обидевшего его офицера. Строптивого матроса скрутили и посадили в карцер. По румынским законам, за этот проступок Маринеску ждала смертная казнь. Лишаться жизни матрос не хотел, а потому сбежал из карцера, переплыл Дунай и оказался в Российской империи.

Здесь он обосновался в Одессе, где женился на гарной украинской дивчине, заодно несколько изменив свою фамилию - с «Маринеску» на «Маринеско».

Моряцкие гены отца, как и его темперамент, в полной мере проявились в сыне. Окончив шесть классов трудовой школы, в 13 лет Саша Маринеско становится учеником матроса Черноморского пароходства. Таланты и способности подростка оценили, направив его в школу юнг. Ее Александр закончил блестяще, и в 1930 году был принят в Одесский мореходный техникум.

В мае 1933 года выпускник техникума Маринеско становится помощником капитана на торговом судне «Красный флот». Служившие под командованием Маринеско утверждают, что сам он мечтал о карьере сугубо мирного капитана дальнего плавания, но жизнь распорядилась иначе.

Морской талант без признаков дисциплины

Осенью 1933 года 20-летнего Александра Маринеско по комсомольской путевке отправили на службу в военно-морском флоте. Способного выпускника мореходного техникума направили на высшие курсы командного состава РККФ, после прохождения которых он стал штурманом подводной лодки Щ-306 Балтийского флота.

Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, в не зависимости от того, чем ему это грозило. Правдорубов испокон веков не очень жалуют, а в случае с Маринеско дело осложнялось тем, что он сам не был чужд радостей жизни. Молодой моряк, как и его отец, нравился женщинам и любил выпить. Два этих пристрастия позже выйдут Маринеско боком.

В его первой же аттестации от 1935 года говорилось: «Недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством. Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности».

В 1936 году на флоте были введены звания и Маринеско стал лейтенантом. Летом 1938 года ему присвоено звание старший лейтенант, а сам он назначается командиром подводной лодки М-96 «Малютка».

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной оставались сложными, но ему многое прощали, поскольку под его командованием в 1940 году М-96 стала лучшей на Балтийском флоте. Подлодке Маринеско принадлежал рекорд скорости погружения - 19,5 секунды при нормативе 35 секунд.

Отношения капитана Маринеско с дисциплиной было сложными, но ему многое прощали. Фото: www.russianlook.com

Маринеско мог оказаться на Каспии

Невероятно, но могло сложиться так, что Маринеско, носивший к началу войны звание капитан-лейтенанта, вовсе бы не принял участие в боевых действиях. «М-96» командование приняло решение вместе с экипажем перебросить на Каспийское море по железной дороге, и выполнению этого плана помешало только стремительное окружение Ленинграда фашистскими войсками.

Лодку ввели в строй, и с июля 1941 года она стала совершать боевые походы. Капитан Маринеско совмещал успешные действия, за которые был удостоен ордена Ленина, с очередными нарушениями дисциплины, из-за которых он был даже исключен из кандидатов в члены партии.

Подводная лодка «С-13». Марка России, 1996. Фото: Public Domain

Тем не менее, командирский талант Маринеско перевесил, и он после прохождения переобучения назначается на должность командира средней подлодки «С-13», на которой прослужит до конца войны.

В сентябре 1944 года капитана 3-го ранга Александра Маринеско все-таки принимают в члены ВКП (б), а в октябре он во время боевого похода атакует немецкий транспорт «Зигфрид». Не сумев потопить судно торпедами, экипаж «С-13» расстреливает его в надводном положении из пушек. Маринеско доложил, что транспорт стал быстро погружаться в воду, однако немецкие источники указывают, что «Зигфрид» был отбуксирован в порт и там восстановлен. Как бы то ни было, за этот поход капитан Маринеско был награжден орденом Красного Знамени.

Два транспорта в искупление шведских объятий

Казалось бы, карьера капитана пошла на лад. Но не тут-то было. Лодка Маринеско находилась на базе в финском Ханко. Сам же капитан с приятелем отправились встречать Новый, 1945 год в город Турку. Как это часто бывало с Маринеско, веселье вышло из-под контроля. Ночь он провел у очаровательной шведки, хозяйки местной гостиницы. И все бы ничего, если бы утром к ветреной даме не приехал … ее жених. Обиженный мужчина в драку не полез, а нажаловался властям.

Когда все подробности гулянки Маринеско стали известны командованию, за него взялся «СМЕРШ». Шведку посчитали немецким агентом, а самого Маринеско заподозрили в разглашении военных секретов. Дело пахло трибуналом, но за капитана вступилось руководство - ему дали шанс искупить вину в боевом походе.

Именно этот поход капитана - «штрафника» стал историческим. 30 января 1945 года «С-13» на подходе к бухте Данцига настигла немецкий транспорт «Вильгельм Густлофф» (длина 208 м, ширина 23,5 м, водоизмещение 25 484 т). Судно было уничтожено тремя торпедами.

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны, поэтому неудивительно, что это успех был назван «атакой века».

«Вильгельм Густлофф» оказался кораблем самого большого водоизмещения, который удалось уничтожить ВМФ СССР во время Великой Отечественной войны. Фото: www.globallookpress.com

Уже позднее возникли споры о том, кто находился на борту судна. Западногерманские историки, а вслед за ними и многие отечественные «срыватели покровов» договорились до того, что Маринеско-де военный преступник, ибо на судне были «тысячи беженцев и множество детей».

Теме не менее утверждения о «тысячах беженцев» у многих исследователей по сей день вызывают серьезные сомнения. Те же немецкие историки признают, что «Густлофф» имел все атрибуты военного судна, а значит, являлся законной военной целью.

Известно, что это судно было учебной базой немецких подводников, и в момент атаки на нем находилось несколько десятков (!) экипажей для новейших немецких подводных лодок. Кроме бойцов других военных подразделений, на судне также находились высшие чины СС и гестапо, гауляйтеры польских земель, начальники ряда концлагерей - словом, это был настоящий фашистский «ноев ковчег», который уничтожил экипаж капитана Маринеско.

С этим успехом связана еще одна легенда: якобы в Германии был объявлен траур, а Гитлер объявил Маринеско «личным врагом». На самом деле этого не было - тысячелетний Рейх рассыпался на глазах, и его бонзам было не до «Вильгельма Густлоффа».

10 февраля 1945 года в районе все той же бухты Данцига «С-13» атакует и топит транспорт «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14 660 тонн. И снова разночтения - одни историки говорят, что речь шла о судне, пусть и являвшемся законной целью, но перевозившем раненых, другие настаивают, что советские подводники уничтожили корабль, перевозивший 3500 немецких танкистов.

После потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов. Фото: www.globallookpress.com

Как бы то ни было, после потоплений «Штойбена» Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по общему тоннажу потопленных вражеских судов.

От флота до тюрьмы

Возвращение «С-13» на базу было триумфальным. Маринеско простили все грехи и даже представили к званию Героя Советского Союза. Правда, столь высокой награды «штрафнику» не дали, ограничившись орденом Красного Знамени. Лодка не стала, как было принято при подобном успехе, Гвардейской, а только Краснознаменной. Темпераментный капитан обиделся: ведь при награждении Золотой Звездой командира подлодки награждали орденами и весь экипаж, а тут получалось, что его подчиненных лишили заслуженных наград.

Слава о Маринеско облетела весь флот, вот только характер его не изменился. Окончание войны он встретил таким загулом, что терпение кончилось даже у тех начальников, которые всегда его защищали. Капитана Маринеско предлагали снять с должности и отправить на лечение от алкоголизма. Решение вопроса затянулось до осени, однако 14 сентября 1945 года приказом наркома ВМФ «за халатное отношение к служебным обязанностям систематическое пьянство и бытовую распущенность» капитана 3-го ранга Александра Маринеско сняли с должности командира «С-13» и понизили в звании до старшего лейтенанта. В ноябре 1945 года его уволили из ВМФ в запас.

Гражданская послевоенная жизнь Александра Ивановича сложилась трудно. В 1948 году он работал заместителем директора института переливания крови и уличил своего начальника в хищениях. Однако директор, куда более ловкий в крючкотворстве, нежели прямолинейный Маринеско, развернул дело так, что в места не столь отдаленные попал сам подводник. Хлебнув лиха на «зоне» в драках с бывшими полицаями и уголовниками, в октябре 1951 году он досрочно вышел на свободу.

Жил Маринеско в Ленинграде, работал на разных предприятиях, но своего места в жизни после флота найти так и не смог. Какое-то время он работал в столярной мастерской Высшего военно-морского училища инженеров оружия, и курсанты шептались по углам, что этот потрепанного вида мужчина «тот самый Маринеско».

Посмертный герой

Только в 1960 году его бывшие сослуживцы, герои войны, сумели добиться того, чтобы был отменен приказ о лишении Александра Маринеско звания капитана 3-го ранга. Это позволило ему получить персональную военную пенсию, которая улучшила его материальное положение.

Бронзовый бюст работы скульптора В. Приходько на могиле Александра Маринеско на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости / Алексей Варфоломеев

Ему так и не удалось победить тягу к выпивке, поэтому в последние годы жизни он немало времени проводил в пивных Лениграда, где был известен как «Сашка-Подводник».

По-настоящему о нем вспомнили слишком поздно, когда он оказался в больнице со страшным диагнозом «рак». Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову . Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. Надо отдать должное адмиралу: он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.

Но в судьбе капитана Маринеско уже ничего изменить было нельзя. Он умер 25 ноября 1963 года, в возрасте 50 лет.

После многочисленных ходатайств ветеранов ВМФ указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Легендарный адмирал Николай Кузнецов , один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско, и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13» высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной».

В 1997 году имя Александра Маринеско получил вновь созданный Музей истории подводных сил России.