Называются варежки. Модные варежки


Варежки обязательно входили в приданое каждой латвийской девушки. Чем оно было богаче, тем больше красивых и теплых пар можно было найти в ее сундуке. Варежки считались отличным подарком и часто передавались по наследству.Молодые девушки вязали варежки для понравившихся им молодых людей, о чем повествуют сохранившиеся народные песни и сказания. Мужчины с гордостью носили такие подарки. С комплимента варежкам могло начинаться знакомство, завязывался разговор.

Русские варежки Мастерство вязания на спицах пришло в Россию из Скандинавии, где возникло еще в эпоху викингов. Вязанию учили девушек с самого детства, чтобы к моменту замужества они успели приготовить себе достойное приданое.

На Руси первое упоминание о варежках относится к XIII веку, но считается, что в крестьянском быту они появились гораздо раньше. Крестьянам, работавшим в любую погоду, была необходима практичная, непромокаемая одежда , поэтому они надевали варежки под кожаные рукавицы.

Традиционно варежки делились на мужские, женские и детские. Последние отличались особой яркостью и многоцветностью. Мужские варежки для повседневной работы чаще всего были однотонными и свободными, чтобы при необходимости их можно было легко сбросить с руки.

Чаще всего варежки вязали из овечьей шерсти и называли вязанками. У варежек также было много названий, зависящих от их назначения: даренки, исподки, свиданки и другие. Знатные дворяне и бояре долгое время носили одежду с очень длинными рукавами, защищающими руки от холода. Когда мода на длинные рукава прошла, у них также возникла потребность в варежках. Модели для знати расшивали дорогими нитями, украшали нарядными орнаментами.

Узоры на варежках на Руси, как и в Латвии, носили сакральный смысл. Самыми распространенными были орнаменты с птицами, ромбами, треугольниками, звездами и полосками. Варежки со сложными сочетаниями таких узоров использовались как обереги и традиционно передавались от матери к дочери.

История появления
На Руси рукавицы известны с 13 века. Они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки. Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные. В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные,они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки . Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев.Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки , варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать свое мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причем все изделия должны были быть с разными орнаментами.


Трудно сказать точно, кто и когда придумал первую рукавицу. Можно утверждать лишь то, что случилось это не на юге, а на севере. Взял один умный житель каменного века кусочек звериной шкуры и смастерил мешочки для рук - защиту от холода. Кроме того, в «прабабушках» современных рукавиц было удобнее держать тяжелые орудия труда. Потом появился другой сообразительный человек, который додумался сделать в мешочке отделение для большого пальца. Так же тепло, но гораздо удобнее работать. На Руси первое упоминание о варежках и рукавицах в среде городских жителей относится к XIII веку, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче. Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки . Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки. Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием:ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце. Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины. На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье , вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами. Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами.

Значение элементов орнамента на русских варежках
Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звезды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги,переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета. Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определенный смысл, был условным,но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей. Традиция украшения предметов быта.одежды узорами,несущими обереговую функцию,существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров. Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посередке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного. Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продленными сторонами защищал от проказ темных сил, имнно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться.Крест - символ огня и солнца."Вязаное" солнце - символ света и животворения. Самый распространенный после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы:стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический (птицы,звери,насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания. Мотивы орнаментов могут быть как конечными, так и бесконечными. Конечный орнамент создает ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "веревочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия ее владельцу. Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Цветовая палитра узоров русских варежек . При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще и цвета поскромнее: черный , серый , белый . Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелнные, черно-желтые, черно-красные. Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов. Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зеленого и красного, желтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи. Колорит более ранних изделий был охристо-желтым, красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений. Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания.Довольно быстро распространившись по Европе,машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание.Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия. Несмотря на это прелесть ручной работы остается, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом все больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души.

Какие варежки носили наши предки?
Трудно сказать с достоверной точностью, когда и на какой земле родился тот человек, который придумал первую рукавицу: взял звериную шкуру и смастерил из нее теплые мешочки для рук. Время не сохранило имени другого смекалистого человека, который внес свою лепту в эту нехитрую историю: выделил из теплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним пальцем. Тепло, как и раньше, а работать сподручнее. Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздного времяпрепровождения. Иначе их и выдумывать было, по правде говоря, незачем. Обходились же бояре на Руси в самые свирепые морозы без всяких рукавиц: опустил рукава шубы до подола, подбил изнутри для тепла мехом - вот и вся забота. Им ведь нет нужды лишний раз руки на холод выставлять.

Придумали и сшили рукавички люди простые, трудовые. А вслед за простым людом, стали носить рукавицы богатые да знатные: ничего не скажешь, удобнее, чем длинные рукава. Только были те рукавицы куда как богато разукрашены: сафьяновые, орлы и звери низаны жемчугом, промеж трав зерна жемчужные. Так и повелось у славянских и северных народов, что всякое сословие для холодной поры свои рукавицы имело. Шили их большей часть из сукна, кожи иногда из меха (овечьего и козлиного), а на севере - из оленьего, собачьего, волчьего, медвежьего, шерстью вверх). В лютые морозы носили длинные, кожаные, почти до локтей, а вниз поддевали еще короткие шерстяные "валишки", или валяные рукавицы. Называли рукавицы в разных местах земли русской по-разному: где рукавки, где кожанки, а где мохнатки или шубницы. Рукавицы вязались из овечьей шерсти, именовались вязанки или варежки - это слово дошло и до наших дней. Во многих губерниях делали рукавицы на продажу: кожаными славились Вятская и Владимирская земли, Западная Сибирь. Вязаными варежками - Нижегородская, Владимирская губернии. Особенно затейливые узоры украшали рукавицы северян, тех, кто жил на Поморье, на берегах рек Пинега, Мезень, Печора. Не уступали им варежки , сделанные руками белорусов, эстонцев, народов коми.Только в 19 веке пришли в русскую деревню заморские рукавицы, в которых каждый палец - перст, как тогда говорили, - свое особое помещение имел. Их прозвали "рукавицами-перщатами", перстанницами, персчатками и носили в основном по торжественным случаям. История русской рукавицы - доброй помощницы в работе - проста и бесхитростна. Куда более причудлива история ее аристократической родственницы - перчатки , идущая чуть ли не от времен египетских фараонов. Не случайно рукавицы да варежки продавали на пестрых базарах и ярмарках, а - в модных лавках. Рукавица грела, защищала, помогала. Тогда как перчатка украшала, представляла, свидетельствовала. Никто с гневным вызовом не бросал рукавицу в лицо сопернику. Ее не роняли случайно и не поднимали, с трепетом, вдыхая аромат духов. Никому не пришло в голову ввести в моду бальные варежки или заменить традиционные белые перчатки - чопорное дополнение официального парадного мундира - на белые рукавицы. Что только не выделывала мода с перчаткой, а скромница рукавица какой была, такой и осталась. И носили рукавицу больше, и работы она никакой не чуралась. И все же жалеть нашу милую варежку не стоит, потому что у этой истории, как у всех историй про золушек, добрый конец. Пришли и к варежке любовь и признание. Современную моду особенно привлекают рукоделие и вязание. Сегодня, как никогда, ценит мода овчинные полушубки, расписные платки, северные мохнатые унты , грубошерстные носки , пуховые шали - то от чего исходит аромат народного искусства, что врастает корнями в наше прошлое, в национальные традиции и обычаи. Не на последнем месте в этом перечне варежки да рукавицы.


Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее


Варежки были обязательной принадлежностью крестьянской одежды


На Руси рукавицы известны с 13 века


Существуют также рукавицы созданные специально для военных, где помимо отделения для большого пальца, есть отделение для указательного пальца (чтобы было возможно нажимать спусковой крючок, не снимая варежек)


Варежки часто являются неотъемлемой частью национальных костюмов северных народов


Варежки делились на мужские и женские


Обычно вяжутся из шерсти, но могут быть изготовлены из кожи, трикотажа и других материалов и их комбинаций


Варежки более эффективно сохраняют тепло рук, чем перчатки , так как по отдельности пальцы быстро замерзают


В варежках есть два отделения: одно для большого пальца, а другое - для всех остальных пальцев


Варежки или рукавицы - предмет зимней одежды для кистей рук

Варежки машинного производства

В 1589 году в истории вязания произошла революция: Уильям Ли (англ. William Lee) , английский приходской священник из Кальвертона, сконструировал первый вязальный станок. Новая технология позволила наладить массовое производство вязаных вещей по всей Европе и частично вытеснила ручное вязание.


Современные варежки

Современные варежки отличаются большим разнообразием моделей и расцветок. Кроме традиционных моделей, в настоящее время выпускаются:

Варианты варежек

«Валеги» - валеные рукавицы.

Варежка – тёплая (обычно вязаная) рукавица. Есть разные версии происхождения этого слова. По одной из них, слово "варежка" и его неуменьшительный вариант "варега" связаны со словом "варяг" и означают "варяжские рукавицы" (Варягами на Руси называли выходцев из Скандинавии. В древнескандинавском языке varingr, voeringr идёт от var - "верность, порука, обет", то есть "варяги" – это "союзники, члены корпорации"). Другие исследователи считают, что слова "вареги" и " варежки " производятся от древнерусского глагола "варити", "варовати", употреблявшегося в значении "охранять, защищать". Ещё одна версия основывается на том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и тёплыми, отсюда "варежки" – это "варёные рукавицы" (по названию процесса: "варить" – "кипятить").
Вачега – грубая рабочая рукавица.
Верхонки – верхняя рукавица из плотной ткани.
Голицы – кожаные рукавицы, не обшитые тканью, не имеющие меха. Надевались на голую руку, сами были «голые», холодные.
Деяница – вязаная шерстяная исподняя рукавица.
Исподки – варежки с длинной резинкой.
Камошницы –рукавицы из камасов (камас – шкура с оленьих ног)
«Катанки» - катаные рукавицы.
Меховушки – шились мехом внутрь.
Митенки (накулачники) – длинные узкие перчатки без пальцев

Варежки-митенки – практичная модель, сочетающая в себе перчатки без пальцев и накидной колпак, создающий эффект привычной рукавицы.
Мохнатки – меховые, мехом наружу
Надолонки – верхние рабочие рукавицы, которые имели на ладонной части кожаную нашивку.
Перчатки – перстатые или перстяные рукавицы, рукавицы с пальцами.
Плетеницы – плелись (названия, связанные с процессом изготовления).
Постовка – рукавица, связанная по-особому: двупалая – для большого и указательного пальца.
Ровдужницы – верхние рукавицы из ровдуги (ровдуга – выделанная оленья шкура)
Рукавицы . Это слово состоит из двух корней: рука , второй известен в глаголе вить . Рукавица означает «обвивающая руку».

Виды рабочих рукавиц

Современные рабочие рукавицы изготавливаются из высокопрочных материалов, стойких к различным температурам и способных обезопасить кожу под ними. Важно помнить, что для каждого вида работ изготавливаются специальные рукавицы, зачастую с наличием покрытия на поверхности, которое препятствует нежелательному скольжению или просачиванию ядовитых веществ. Рассмотрим их некоторые виды.

Хлопчатобумажные рукавицы с покрытием ПВХ

Такие часто используются при проведении любых строительных и ремонтных работ, связанных с постоянным контактом кожи рук с вредными веществами и острыми либо другими опасными предметами. Также они могут быть использованы при проведении любых дачных или огородных работ, связанных с посевом, удобрением или облагораживанием различных культур.

Такого вида отличатся прочной структурой ткани и обязательным покрытием, которое может быть полным или точечным. Используя данные рукавицы можно без труда переносить скользкие детали и предметы, измазанные маслом или мазутом. Их покрытие препятствует нежелательному скольжению, а прочный материал не допускает контакта маслянистых веществ с кожей рук.

Зачастую они изготавливаются из чистого хлопка, а в других случаях в добавляется полиэстер . Такие изделия достаточно долговечны, однако срок их службы, все же, зависит от среды их использования. Так, при аккуратном обращении и при проведении только домашних или дачных работ, срок их службы может быть увеличен. Еще один плюс таких перчаток – изготовление из натуральных компонентов, не вызывающих аллергических реакций и раздражений.

Хлопчатобумажное волокно обеспечивает коже рук необходимую циркуляцию воздуха, также защищает ее от холода и аллергических проявлений. А покрытие из поливинилхлорида препятствует скольжению предметов при их захвате, что продлевает срок службы изделия и защищает руки работника от механических повреждений.

Если вы планируете выполнять точную работу, которая требует высокую чувствительность пальцев, тогда используйте небольшой толщины. А вот для травмоопасных и грубых работ лучше всего подойдут плотные изделия, на тыльной стороне которых будет добавлена полиэфирная нить, которая увеличит срок эксплуатации перчаток.

Рукавицы из брезента

Брезентовую ткань широко используют в швейной индустрии. Из неё изготавливают специальные укрытия промышленного и бытового предназначения, шьют спецодежду. По своему составу является хлопчатобумажной льняной или джутовой тканью, которая характеризуется высокой плотностью и водонепроницаемостью. При этом изделия из брезента хорошо пропускают воздух и испарения.

Универсальными считаются рукавицы из брезента. Они имеют широкую область применения. Как защитное средство их можно использовать на строительных площадках, в складских и промышленных помещениях, при ремонтных работах. В силу своей надёжности идеально подходит для защиты рук во время проведения различных работ. Изделия из такого материала способны уберечь кожу рук от всех типов механических воздействий. Для тех, у кого есть дачный участок, также рекомендуется купить брезентовые рукавицы. Они станут незаменимым помощником для садовых работ.

Существует несколько видов изделий, для пошива которых используется брезентовая ткань. В ассортименте представлены трёхпалые брезентовые, суконные и спилковые рукавицы с брезентовыми наладонниками .

Рукавицы с одним наладонником подходят для работ с материалами из кирпича и металла. Изделия с двойным наладонником обладают большей защитной способностью и используются в основном во время сварочных работ. Брезентовые защитные с хлопчатобумажной тканью препятствуют натиранию рук во время работы с арматурой, металлическими изделиями. Благодаря тому, что такие изделия имеют брезентовый наладонник, они весьма практичны, имеют долгий срок службы и, к тому же, хорошо пропускают воздух.

Рабочие перчатки из латекса

Многие строители сталкиваются с проблемой контакта кожи рук и гашеной извести, пагубно на них влияющей и вызывающей различные осложнения и всяческие травмы. Поэтому в строительных работах часто применяются рабочие рукавицы, изготовленные из латекса. Такие рукавицы хорошо защищают кожу и от других вредных едких веществ, широко применяющихся в строительстве: силикатов, растворителей, цементных растворов. Используя такую защиту для рук можно работать с кабельной и мыловаренной продукцией. Важно помнить, что латексные нельзя использовать при работе с нефтяными продуктами, мазутом и другими воспламеняющимися веществами, которые могут вступить с материалом в реакцию и вызвать ожог.

Перчатки из неопрена

Неопреновые изделия часто используются химиками и инженерами при проведении работ, связанных с постоянным контактом с химическими и едкими растворами и жидкостями. Такие рукавицы могут защитить руки от воздействия на кожу различных видов кислот, вследствие своей устойчивости к их составу. Широко используются на производстве лаков и красок, в строительстве, в изготовлении противоморозной защиты, в производстве ацетоносодержащих растворов и едких масел, а также при изготовлении удобрений, имеющих в своем составе азот.

Спилковые перчатки

Такие изделия являются одними из самых популярных строительных защитных атрибутов и защищают ладони при проведении погрузочных, строительных или других видов тяжелых физических работ. Изготавливаются они из спилка, который является грубым и прочным кожевенным материалом, стойким к механическим повреждениям и ударам. Спилок получается путем обработки и отслоения натуральной животной кожи, потому лучше всего защищает руки при работе с тяжелыми предметами.

Краги

Так могут называться любые защитные перчатки , длина которых позволяет защитить максимальную площадь руки. Изготавливаются они из различных материалов, в зависимости от их последующего использования. Самые распространенные материалы – и спилок . Часто такими рукавицами пользуются сварщики, чтобы уберечь кожу рук от попадания огненных искр.

В зависимости от количества пальцев они бывают однопалые, трехпалые и пятипалые. Наиболее экономичным вариантом являются однопалые, однако они используются только для сварки электродом. А вот пятипалые краги являются самыми дорогими и ими можно выполнять любой тип сварки. Трехпалые рукавицы являются промежуточным вариантом в отношении стоимости и области использования. Они надежно защитят ваши руки при проведении аргонодуговых сварочных работ либо же при работе полуавтоматическим сварочным аппаратом, когда необходимо выполнять манипуляции с горелкой.

Все рабочие перчатки , изготовленные из какого-либо защитного материала, могут отличаться и степенью своего утепления. Для проведения работ в зимний период часто используются брезентовые или спилковые изделия, утепленные изнутри, для более комфортного проведения ремонтных или других видов работ. Зачастую они утепляются ватином, который не только помогает защитить кожу рук от воздействия низких температур, но и значительно смягчает удары или другие негативные воздействия, имеющие место быть при проведении строительных работ. Главное, что любые рабочие рукавицы отличаются своей низкой стоимостью, позволяющей не экономить на собственной безопасности во время выполнения любых опасных работ.

Примеры рабочих рукавиц

Рукавицы и краги брезентовые

Рукавицы и краги из парусины полульняной (брезента) с огнеупорной, водоотталкивающей пропиткой. Отлично подходят для проведения сварочных работ.

Рукавицы утеплённые (зимние) на ватине или искусственном меху для защиты рук от низких температур

Рукавицы комбинированные с основой из хлопчатобумажных тканей (двунитка, саржа , палатка , диагональ , смесовка и др.) для защиты от механических истираний (Ми) с накладками из хлопчатобумажных тканей (х/б), винилискожи ( ПВХ нанесением), парусины полульняной (брезента) и др. Подходят для самых разнообразных видов работ.

Задать вопрос

Показать все отзывы 0

Модные варежки в этом сезоне обязательно найдут почитателей. Эти комфортные, функциональные, красивые, необычные, оригинальные модели не оставят равнодушными заядлых модников и модниц. Предпочитаете классические вязаные варежки или же мечтаете о паре для горных лыж или рыбалки? Дизайнеры позаботились о том, чтобы каждый смог найти подходящую модель уютных варежек.

Как называются

Появились варежки на Руси еще в тринадцатом веке. Слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица». Считается, что этот предмет одежды изобрели варяги – выходцы из скандинавских стран. Некоторые историки полагают, что «варежка» произошла от глагола «варити», что означает «защищать». Варежки действительно надежно оберегают руки от холода.

Этот аксессуар имеет множество других названий, среди которых плетенка, связни, вязанка, рукавки, шубница. Названия происходят от способа их производства и материалов, используемых для плетения. Позже варежками стали называть исключительно вязаные изделия.

Немного истории

Варежками на Руси пользовались не только крестьяне, но и высшее сословие. Разница была в том, что варежки разительно отличались друг от друга. У господ рукавицы были украшены камнями, бисером, жемчугом, золотыми и серебряными нитями, а пошиты из бархата, парчи и других роскошных материалов. Дорогие варежки приравнивались к произведениям искусства и передавались по наследству из поколения в поколение.

На Руси варежки разделяли на мужские и женские модели. Мужчины носили рукавицы без украшений и декора. Также у мужских варежек не было резинки, что позволяло быстро их снять с руки. На праздники надевались варежки, украшенные узорами. В XIX веке обрели известность митенки. Это длинные узкие перчатки без пальцев. Их носили молодые и богатые люди. Митенки считались праздничным предметом, ведь они были сделаны из белых хлопковых нитей.

Существует красивый русский обычай, по которому девушка перед свадьбой должна была связать варежки с разными орнаментами для всех членов семьи будущего мужа. Варежки были частью приданного, поэтому русские девушки с молодого возраста готовились к замужеству, осваивая искусство вязания. Считалось, что варежки обладают магической силой и защищают его обладателя от злых духов.

Особенности и преимущества

Варежки – уютный и красивый предмет гардероба. Их главная особенность в том, что сделать эксклюзивную пару варежек легко самостоятельно в домашних условиях. Для этого понадобится качественная пряжа и навыки вязания. Варежки, как и перчатки, являются неотъемлемой частью гардероба. Пару можно сочетать с одеждой в деловом и классическом стиле. Теплые варежки из шерсти отлично согреют руки, если предстоит поездка на природу.

Преимущество варежек в том, что это универсальная вещь, которую можно смело надевать и не бояться выглядеть нелепо. Стилисты и дизайнеры советуют в новом сезоне обязательно приобрести себе пару ярких варежек и не только женщинам, но и мужчинам. Длина этого аксессуара может доходить до локтя. Особенность варежек в том, что сегодня они настоящая изюминка модного образа.

Модные модели

Разнообразие современных моделей варежек отлично вписывается в современную жизнь человека. Усовершенствованная конструкция некоторых моделей позволяет их легко снимать, управлять телефоном и другими гаджетами, а также чувствовать себя комфортно и уверенно.

  • Без пальцев . Варежки без пальцев – классическая модель, у которой четыре пальца находятся вместе, а большой имеет отделение. Благодаря такой конструкции легко обхватывать предметы. В варежках рукам тепло и уютно. Благодаря натуральным и качественным материалам, теплосберегающие свойства этого аксессуара усиливаются.

  • Митенки . Это перчатки без пальцев, которые держатся на руке с помощью перемычки. Митенки хорошо защищают от холода и не сковывают движений. Чаще всего модель выбирает молодежь и спортсмены, ведь такие варежки помогают удержать что-то в руках на холоде. Существует три вида митенок: обычные, с пристегивающейся варежкой и модель «труба». Она не имеет отделений для ладоней и пальцев.

  • Длинные . Варежки длинные – универсальная пара, которая подойдет мужчинам и женщинам. Ее длина может доходить до локтя, полностью облегать руку или быть объемной. Выбирайте длинные варежки, если носите куртки с рукавами ¾. Модель теплая, уютная и смотрится стильно.

  • Для рыбалки. Специальные мужские варежки для рыбалки сделаны из непромокаемых, влагоотталкивающих материалов. В них легко держать удочку и комфортно рукам. Материалы варежек не пропускают холодный воздух, впитывают лишнюю влагу и не создают парниковый эффект. Варежки плотные, теплые, отлично крепятся, износостойкие.

  • Горнолыжные . Варежки спортивные, для горных лыж – прекрасная альтернатива перчаткам. Они сделаны из специальных непромокаемых материалов, надежно защищают пальцы от мороза, крепятся на руке с помощью резинки или липучки. В них удобно держать лыжную палку.

  • Двойные . Варежки двойные – уникальная модель. Особенность в том, что вязка двойной пары осуществляется с помощью техники создания внутренний части из толстой пряжи, а внешней – из тонкой. Это теплые, красивые и оригинальные варежки. Вязка получается такой, что создается впечатление, будто внутри одной рукавицы находится другая.

  • Ажурные . Варежки ажурные можно сделать из пряжи. С помощью спиц получается удивительные, элегантные модели. Нежный дизайн, красивые узоры и сочетание волокон – все это создает красивые ажурные варежки, сквозь которые можно увидеть женскую ручку.

  • На резинке. Известная многим детская модель варежек на резинке. Две рукавицы скреплены друг с другом с помощью длинной веревочки. Раньше это нужно было для того чтобы не потерять варежки. Сегодня эта функция так и осталась, но она также является декоративной.

  • Краги . Варежки, которые напоминают хоккейные перчатки. Большинство моделей имеют у основания резинку, которая удерживает варежки на руке. Можно сказать, что краги – это детская модель. Производители их делают из непромокаемых материалов. Они надежно защищают от непогоды, ветра и мороза.

  • Непромокаемые . Варежки непромокаемые делают из надежных материалов. В основном, это шерсть с добавками, полиэстер, полиуретановое покрытие. Ткани гипоаллергенные, водонепроницаемые, не пропускают холодный воздух, выдерживают низкие температуры. Такие варежки отталкивают не только воду, но и грязь.

  • Трансформеры . Варежки-трансформеры сочетают в себе функции митенок и обычных рукавиц. Они имеют съемную верхнюю часть, которую при возможности можно надеть или откинуть. В них удобно ездить на велосипеде, держать предметы, в том числе, телефон.

  • Массажные . Варежки массажные – это специальное устройство, которое внешне напоминает обычные рукавицы. Их используют в лечебных целях. В варежки вшиты нагревательные элементы и вибраторы. Такие рукавицы используются для снятия усталости, улучшения качества кожи и внешнего вида.

  • Женские . Модели варежек для женщин отличаются изысканностью, большим выбором цветовых оттенков и сочетаний, декором, вышивкой и другими элементами.

  • Мужские . Модели рукавиц для мужчин – строгие, изысканные, имеют минималистичный дизайн. Основные цвета – серый, темно-синий, черный, коричневый, бордовый, фиолетовый.

  • Детские . Варежки для детей отличаются от взрослых моделей, размерами, формами, дизайном. Часто детские модели производители шьют с дополнительным декором, забавными мордочками, ушками и прочими деталями. Веселый внешний вид и практичность – главные особенности варежек для детей.

Расцветки

В сезоне 2017 года черный цвет теряет свои позиции. Это касается, в первую очередь, аксессуаров. В моде яркие, насыщенные краски. Небесно-голубой, салатовый, желтый, оранжевый, розовый, белый, фиолетовый, красный – чем цвет варежек ярче и сочнее, тем лучше. Белый и красный цвета великолепно смотрятся на мехе. Не проходите мимо варежек синего, серого, горчичного, бежевого, коричневого цвета. Это цветовой must have сезона.

Варежки изумрудного цвета – модные и стильные. При выборе пары учитывайте правила гармоничного сочетания аксессуаров с остальной одеждой. Дизайнеры предлагают сочетать бордовые и оранжевые оттенки, фиолетовые и бирюзовые. Такой образ обязательно привлечет внимание окружающих.

Материалы

Несмотря на романтичность, легкость и детскость дизайна этого аксессуара, варежки полюбились и взрослым. Они смотрятся мило и нежно, изысканно и стильно. Их практичность и износостойкость зависит от качества материала, его прочности и теплосберегающих качеств. Варежки должны быть пошиты из натуральных материалов. Тогда они будут согревать руки в мороз. Самые лучшие материалы для варежек – шерсть, кашемир, овчина, мех, вязаное полотно.

  • Вязаные . Варежки вязаные – неизменная классика. Такую пару легко сделать самостоятельно из натуральной пряжи. Красиво смотрится цветное волокно, а также вязаные варежки, декорированные камнями или стразами. Рисунки, принты, узоры – все это придает изделию изюминку и эксклюзивность. Качественная пряжа обладает отличными теплосберегающими качествами. Она согревает руки и даже способна оказывать лечебное действие.

  • Шерстяные . Натуральная шерсть, используемая для производства шапок, шарфов, перчаток и варежек обладает замечательными свойствами. Она сохраняет тепло внутри изделия, впитывает лишнюю влагу, позволяет коже дышать. Шерсть – идеальный материал для зимних аксессуаров.

  • Жаккард . Варежки из крупноузорчатой ткани, основанной на переплетении нитей, выглядят роскошно. Жаккард очень прочный, долговечный, имеет небольшой вес, износостойкий и красивый. Благородство этой ткани удивляет. Варежки из жаккарда – предмет богатства, они говорят о наличии хорошего вкуса.

  • Пуховые . Варежки из натурального пуха кролика или козы невероятно теплые и долговечные. Пуховая пара отлично сберегает тепло. В таких варежках комфортно, уютно рукам даже в сильный мороз.

  • Кожаные . Элегантные модели варежек. Они прекрасно сочетаются с кожаными куртками, меховыми изделиями. Зимние варежки внутри имеют подкладку из натурального или искусственного меха, поэтому отлично согревают. Кожа не пропускает холод и сберегает тепло внутри.

  • Мохеровые . Мохер – теплая ткань, волокно которой сделано из козьей шерсти. Его часто сравнивают с шелком из-за мягкости материала. Мохеровые варежки упругие, крепкие, долговечные, пушистые, объемные, теплые. Варежки из мохера смотрятся воздушно и нежно.

  • Из флиса. Флисовые варежки очень мягкие. Этот материал ценится за практичность, хорошие износостойкие качества, внешний вид. Он прекрасно согревает, не создает парниковый эффект, не пропускает холодный воздух и не вызывает аллергических реакций.

  • Из кролика. Варежки из меха кролика – теплые и мягкие на ощупь. Они отлично сохраняют тепло тела, износостойкие, красивые и комфортные.

Как выбрать

Выбор варежек зависит от их основного предназначения. Если варежки нужны для повседневного ношения в качестве защиты от холода, отдайте предпочтение шерстяным, вязаным или меховым изделиям. Слишком тонкие варежки могут оказать негативное влияние на кожу рук. Она начнет быстро стареть, станет дряблой, может покрыться пигментными пятнами или начать шелушиться. Согреют в непогоду качественные варежки из натурального меха.

При выборе обязательно померьте варежки. Они должны свободно сидеть на руке, но не болтаться. Размеры варежек разные, все зависит от моделей. Во внутренней части должна быть бирка, на которой указан состав ткани, а также производитель. Варежки не должны окрашивать кожу, доставлять неприятных ощущений и приносить другие неудобства. Покупая варежки, обратите внимание на пошив и внутреннюю отделку. Хорошими сочетаниями считаются шерсть, хлопок, шелк и мех.

С чем носить

Варежки – милый и практичный аксессуар. В зависимости от материала, расцветки, модели и длины его можно удачно вписать в повседневный наряд. Сегодня в тренде объемные, большие варежки сочных оттенков. Этот зимний аксессуар уместно комбинировать с пальто, шубами, утепленными куртками, дубленками. Оригинально варежки смотрятся с длинными платьями яркой расцветки или цветочным принтом.

Стилисты советуют сочетать меховые варежки с объемными шубами, пальто из кашемира, твида, кожи, пуховиками. Гармонично впишутся вязаные варежки в повседневный наряд, стиль casual. Верхняя одежда должна быть нейтральных оттенков, тогда яркие варежки будут смотреться очень красиво. Если хотите выглядеть гармонично, выбирайте комплекты. Шапка, варежки и шарф из одинаковых материалов и расцветок смотрятся интересно и привлекательно.

Как украсить

Модные дизайнеры используют в качестве украшений для варежек декоративную отделку, стразы, камни, бисер, крупные бусины, вышивку и даже драгоценности. Сегодня варежки украшают с помощью необычного сочетаний различных фактур, материалов, а также замками-молниями, пуговицами, кисточками. На пике моды скандинавские, норвежские узоры, выполненные спицами. Стилисты советуют обращать внимание на варежки со стразами и рокерские модели, украшенные металлическими заклепками и пряжками.

Варежки или рукавицы — предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое — для всех остальных пальцев. Варежки более эффективно сохраняют тепло рук, чем перчатки, так как по отдельности пальцы быстро замерзают. Обычно вяжутся из шерсти, но могут быть изготовлены из кожи, трикотажа и других материалов и их комбинаций. Варежки часто являются неотъемлемой частью национальных костюмов северных народов. Существуют также рукавицы созданные специально для военных, где помимо отделения для большого пальца, есть отделение для указательного пальца (чтобы было возможно нажимать спусковой крючок, не снимая варежек).

История появления
На Руси рукавицы известны с 13 века. Они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды.Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки. Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные. В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные,они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы.т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.
В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев.Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток.К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни.
Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать свое мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причем все изделия должны были быть с разными орнаментами.
Трудно сказать точно, кто и когда придумал первую рукавицу. Можно утверждать лишь то, что случилось это не на юге, а на севере. Взял один умный житель каменного века кусочек звериной шкуры и смастерил мешочки для рук - защиту от холода. Кроме того, в «прабабушках» современных рукавиц было удобнее держать тяжелые орудия труда. Потом появился другой сообразительный человек, который додумался сделать в мешочке отделение для большого пальца. Так же тепло, но гораздо удобнее работать. На Руси первое упоминание о варежках и рукавицах в среде городских жителей относится к XIII веку, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы. Сменилас
ь мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче. Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки. Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки. Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием:ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце. Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины. На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами. Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами.

Значение элементов орнамента на русских варежках

Узоры на варежках столь же значительны,как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы, звезды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги,переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета. Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определенный смысл, был условным,но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей. Традиция украшения предметов быта.одежды узорами,несущими обереговую функцию,существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла,она видоизменялась и дожила до наших дней,правда,частично утеряв обереговый смысл узоров. Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посередке обозначал оплодотворённую землю,засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного. Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продленными сторонами защищал от проказ темных сил, имнно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.
Если варежка испещрена крестами,не стоит пугаться.Крест - символ огня и солнца."Вязаное" солнце - символ света и животворения. Самый распространенный после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы:стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический (птицы,звери,насекомые), природный (волны), тератологический (фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания. Мотивы орнаментов могут быть как конечными, так и бесконечными. Конечный орнамент создает ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "веревочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия ее владельцу. Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от нее, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.
Цветовая палитра узоров русских варежек . При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще и цвета поскромнее: черный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелнные, черно-желтые, черно-красные. Бордюры,которыми окаймляли главные мотивы узора,чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов. Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зеленого и красного, желтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи. Колорит более ранних изделий был охристо-желтым, красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями:стеблями,цветами и корой растений. Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания.Довольно быстро распространившись по Европе,машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание.Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия. Несмотря на это прелесть ручной работы остается, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом все больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души.


Какие варежки носили наши предки?

Трудно сказать с достоверной точностью, когда и на какой земле родился тот человек, который придумал первую рукавицу: взял звериную шкуру и смастерил из нее теплые мешочки для рук. Время не сохранило имени другого смекалистого человека, который внес свою лепту в эту нехитрую историю: выделил из теплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним пальцем. Тепло, как и раньше, а работать сподручнее. Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздного времяпрепровождения. Иначе их и выдумывать было, по правде говоря, незачем. Обходились же бояре на Руси в самые свирепые морозы без всяких рукавиц: опустил рукава шубы до подола, подбил изнутри для тепла мехом - вот и вся забота. Им ведь нет нужды лишний раз руки на холод выставлять. Придумали и сшили рукавички люди простые, трудовые. А вслед за простым людом, стали носить рукавицы богатые да знатные: ничего не скажешь, удобнее, чем длинные рукава. Только были те рукавицы куда как богато разукрашены: сафьяновые, орлы и звери низаны жемчугом, промеж трав зерна жемчужные. Так и повелось у славянских и северных народов, что всякое сословие для холодной поры свои рукавицы имело. Шили их большей часть из сукна, кожи иногда из меха (овечьего и козлиного), а на севере - из оленьего, собачьего, волчьего, медвежьего, шерстью вверх). В лютые морозы носили длинные, кожаные, почти до локтей, а вниз поддевали еще короткие шерстяные "валишки", или валяные рукавицы. Называли рукавицы в разных местах земли русской по-разному: где рукавки, где кожанки, а где мохнатки или шубницы. Рукавицы вязались из овечьей шерсти, именовались вязанки или варежки - это слово дошло и до наших дней. Во многих губерниях делали рукавицы на продажу: кожаными славились Вятская и Владимирская земли, Западная Сибирь. Вязаными варежками - Нижегородская, Владимирская губернии. Особенно затейливые узоры украшали рукавицы северян, тех, кто жил на Поморье, на берегах рек Пинега, Мезень, Печора. Не уступали им варежки, сделанные руками белорусов, эстонцев, народов коми.Только в 19 веке пришли в русскую деревню заморские рукавицы, в которых каждый палец - перст, как тогда говорили, - свое особое помещение имел. Их прозвали "рукавицами-перщатами", перстанницами, персчатками и носили в основном по торжественным случаям. История русской рукавицы - доброй помощницы в работе - проста и бесхитростна. Куда более причудлива история ее аристократической родственницы - перчатки, идущая чуть ли не от времен египетских фараонов. Не случайно рукавицы да варежки продавали на пестрых базарах и ярмарках, а перчатки - в модных лавках. Рукавица грела, защищала, помогала. Тогда как перчатка украшала, представляла, свидетельствовала. Никто с гневным вызовом не бросал рукавицу в лицо сопернику. Ее не роняли случайно и не поднимали, с трепетом, вдыхая аромат духов. Никому не пришло в голову ввести в моду бальные варежки или заменить традиционные белые перчатки - чопорное дополнение официального парадного мундира - на белые рукавицы. Что только не выделывала мода с перчаткой, а скромница рукавица какой была, такой и осталась. И носили рукавицу больше, и работы она никакой не чуралась. И все же жалеть нашу милую варежку не стоит, потому что у этой истории, как у всех историй про золушек, добрый конец. Пришли и к варежке любовь и признание. Современную моду особенно привлекают рукоделие и вязание. Сегодня, как никогда, ценит мода овчинные полушубки, расписные платки, северные мохнатые унты, грубошерстные носки, пуховые шали - то от чего исходит аромат народного искусства, что врастает корнями в наше прошлое, в национальные традиции и обычаи. Не на последнем месте в этом перечне варежки да рукавицы.

С наступлением зимнего сезона очень актуальным становится вопрос, как лучше утеплиться и при этом сохранить максимальный комфорт. Перчатки без пальцев, как и обычный вариант этого элемента гардероба, являются незаменимой вещью для того, чтобы предохранить руки от переохлаждения и чтобы уберечь их во время работы.

Как называются перчатки без пальцев?

Данный предмет гардероба имеет занимательную историю возникновения, впервые он появился в Древнем Египте и символизировал собой роскошь и достаток. Многим было бы интересно узнать, как называются перчатки без пальцев? Существует две вариации их наименований:

  1. Митенки – такое обозначение им дали во Франции в 18 столетии. Характерной особенностью является то, что они держались на руке за счет небольших перемычек между фалангами или только лишь благодаря пластичности материала, из которого они были изготовлены. Среди благородных дам французские изделия выполняли эстетическую роль, ими дополняли . В рабочих кварталах митенки использовали, чтобы сделать работу более удобной.
  2. Гловелетты – это перчатки без пальцев, которые возникли в Америке в среде «неформалов» уже в 20 веке. Их отличие от митенок состоит в том, что на этих моделях присутствуют «пальчики», но они обрезаны до середины и открывают верхнюю часть фаланг. Большую любовь и признание зимние перчатки без пальцев, как и летний вариант этой вещи, заслужили у байкеров, автомобилистов, велосипедистов, так появилась этих изделий. Впоследствии их облюбовали звезды шоу-бизнеса для своих выступлений, а потом они стали широко применяться на подиумах во время модных показов.



Женские перчатки без пальцев

Аксессуар, который применяют представительницы прекрасного пола, выполняет не только практичную функцию, но и декоративную, для создания стильных образов. Это обусловлено тем, что контраст ткани и открывающиеся пальчики и фрагмент кожи выглядят невероятно женственно. Существуют два варианта применяемых стилей с перчатками без пальцев, которые являются кардинально противоположными:

  1. Несколько брутальный образ, который достигается путем комбинирования аксессуаров из кожи и джинсов с куртками косухами.
  2. Нежный и романтичный образ, такого эффекта можно достичь, если использовать ажурные модели. Интересной вариацией будет, если применить теплые перчатки без пальцев крупной и даже грубоватой вязки в сочетании с легкими платьицами. С помощью такого контраста можно достичь невероятной женственности.

В зависимости от фасона можно выделить такие виды изделий:

  • с перемычками, при этом фаланги остаются полностью открытыми;
  • с закрытыми до середины фалангами;
  • с пристегивающейся варежкой;
  • в виде сплошных труб, которые не содержат отделений для ладоней и пальчиков;
  • короткие, средние или длинные перчатки без пальцев.



Кожаные перчатки без пальцев

Кожаные аксессуары ассоциируются с рокерским или , и они действительно популярны среди любителей вести мотоцикл. Хороши они и в сочетании с одеждой в стиле кэжуал. С помощью кожаных моделей можно создавать не только дерзкие образы. Особо смелые девушки одевают их с классическим или легким воздушным платьем. Такой контраст смотрится очень стильно.

Большим спросом женские кожаные перчатки без пальцев пользуются у представительниц прекрасного пола, которые ездят за рулем. Но кожа, которая используется для их изготовления, отличается от материала, применяемого для обычных аксессуаров, своей прочностью и эластичностью. С помощью этих характеристик достигается максимальное прилегание к рукам, что делает поездку за рулем особо комфортной.




Вязаные перчатки без пальцев

Вязаные аксессуары традиционно ассоциируются с зимним гардеробом. Они могут быть выполнены как из мягкого кашемира, так и толстой прочной пряжи. Такие модели великолепно совмещаются с вязаными вещами разной фактуры. Они подойдут практически к любой верхней одежде: курткам, пуховикам, шубкам и дубленкам. Длинные вязаные перчатки без пальцев используют в сочетании с верхними предметами гардероба, которые имеют рукав три четверти. Оригинально выглядит сочетание высоких митенок со свитером с короткими рукавами, если при этом остается открытым участок кожи на предплечье.




Длинные перчатки без пальцев

В последние сезоны в тренде находится верхняя зимняя одежда с укороченным рукавом, который может иметь совсем небольшую длину или три четверти. В качестве дополнения к ним используют длинные вязаные перчатки без пальцев, которые смотрятся в этом случае невероятно органично. С успехом применяют подобные аксессуары и с , вязаными свитерами и даже теплыми сарафанами. Существуют несколько вариантов, как носить митенки:

  • оставляя открытым участок кожи в районе предплечья;
  • заведомо используя изделия очень большой длины, оставляя их приспущенными и тем самым создавая складки.



Перчатки без пальцев для вождения автомобиля

Изделия для вождения предназначены для того, чтобы обеспечить максимальный комфорт при поездке за рулем. Главная функция, которую должны выполнять перчатки для водителя без пальцев – это достижение тесного контакта с рулем, то становится возможным благодаря мягкости материала. Этим и обусловлены их отличия от обычных моделей. Для кожи, которую используют для изготовления, характерны особые свойства:

  • невероятная мягкость (ею обладает кожа овцы);
  • эластичность, прочность, высокая теплозащита (кожа оленя);
  • неприхотливость в уходе, долгий срок эксплуатации (кожа козы).

Перчатки без пальцев для вождения обладают рядом несомненных преимуществ, к которым относятся:

  • предотвращение скольжения рук по рулю;
  • обеспечение плотного контакта с рулем;
  • свобода и легкость в управлении всеми рычагами и кнопками на панели;
  • предохранение пальцев от переохлаждения;
  • способствуют тому, что уменьшается сила хвата, поэтому руки меньше устают;
  • специальные вырезы на костяшках исключают дискомфорт при сгибе.
  • должны точно соответствовать размеру;
  • плотное прилегание, поскольку со временем могут потянуться;
  • материал должен быть некрасящимся;
  • машинная обработка швов.



Кружевные перчатки без пальцев

Аксессуары из кружева традиционно применяются для дополнения вечерних нарядов и легких летящих или шифона. Их стиль может быть как ультрасовременным, так и ретро. В зависимости от фасона ажурные перчатки без пальцев могут быть следующих разновидностей:

  • длинными (их комбинируют с открытыми платьями) и короткими (совмещают с любым праздничным нарядом);
  • выполненные в светлых или темных тонах;
  • обычной формы или с петелькой, которая одевается на средний пальчик, при этом кисть руки выглядит очень изящно.



Короткие перчатки без пальцев

Если длинные аксессуары выполняют эстетическую функцию, то короткие считаются более удобными. Они обеспечивают комфортную работу, которую необходимо выполнять в прохладном помещении, очень удобны, когда их используют при поездке за рулем. Укороченные перчатки без пальцев для тренировок пользуются большой популярностью у спортсменов, в них можно максимально комфортно ощущать себя во время занятий. Этот фасон универсален и подойдет практически к любой одежде.




Спортивные перчатки без пальцев

Спортивные модели имеют особую структуру, отличную от обычных изделий. Вместе с тем, стильный дизайн позволяет с успехом применять их и за пределами спортзала, особой популярностью они пользуются у любителей экстравагантных образов и байкеров. В сочетании с и джинсами перчатки для спорта без пальцев выглядят просто непревзойденно. Характерными чертами изделий являются:

  • наличие внутренней части с укреплением из кожи, которое защищает руки от мозолей;
  • выполнение функции обеспечения гигиеничности, что очень важно при использовании спортивного инвентаря;
  • для изготовления применяется современный синтетический материал, позволяющий коже дышать и делающий занятия комфортными. Так, велосипедные перчатки без пальцев оснащены специальными отверстиями для вентиляции, что исключает вероятность того, что руки вспотеют во время поездки.



Мужские перчатки без пальцев

Чувствовать себя комфортно и стильно выглядеть хотят не только женщины, но и сильная половина человечества. Для любителей брутальных образов предназначены мужские кожаные перчатки без пальцев. Их можно великолепно комбинировать с джинсовой и кожаной одеждой. Чрезвычайно актуальны такие аксессуары среди автолюбителей, проблема холодного руля в этом случае отпадет сама собой.




Детские перчатки без пальцев

С наступлением зимнего сезона для каждой мамы очень актуальным становится вопрос, чтобы ее ребенок был защищен от холода во время прогулки. Прекрасно справляются с этой задачей перчатки без пальцев для детей. Они не только спасут от мороза, но и обеспечат комфорт малышу во время игры. Модели имеют пристегивающиеся варежки, которые можно одеть или убрать в любой момент.




Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у Варяг. Варягами на Руси называли выходцев из скандинавских стран.

Другой вариант происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить», т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.
В разных областях России варежки называли по-разному: валянки, катанки, плетенки, вязанки, связни - по способу их изготовления. Были еще мохнатки, шубницы... Эти, нетрудно догадаться, делались их меха - оленьего, собачьего, козлиного, волчьего, медвежьего и др.

На Руси варежки известны с 13 века, но в крестьянском быту они наверняка существовали и раньше. Почему же рукавицами не пользовались бояре и дворяне? Просто в них не было нужды. Помните поговорку - работать спустя рукава, то есть плохо? Бояре и дворяне носили одежду с очень длинными рукавами, в которых и прятали руки от холода. Такая одежда была теплая, но совершенно неудобная для работы.

Сменилась мода, укоротились рукава, и возникла нужда в защите рук. Так рукавички перешли из рабоче-крестьянского быта в дворянский. И выглядеть они стали гораздо ярче и богаче!

Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резанки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли исподочки), а затем меховые - мехом наружу (мохнатки). Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили исподочки с орнаментом, в будни - однотонные.

В русской традиционной одежде рукава порой бывали очень длинные, они "заменяли" рукавицы. Но русские цари надевали перстатые рукавицы, .т.е. перчатки. Они были на меху, отороченные бобром. После этого рукавицы стали появляться и у других.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили накулачники (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

У рукавичек на Руси было много названий - вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, рукавки, связни. Известен старинный русский обычай - перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорнымы чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разными орнаментами.

Для господ их делали из бархата, парчи и сафьяна, украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями, золотым и серебряным шитьем. Такие шедевры даже передавались по наследству из поколения в поколение. А крестьянские рукавички тоже претерпели определенные изменения - возникли всем нам привычные варежки.
Дело в том, что постепенно стало происходить разделение понятий: рукавички - то, что сделано из меха или ткани, а варежки - только вязаные. Часто носили и то, и другое, особенно на дальнем севере: снаружи большая рукавица из меха, под ней - вязаная варежка, более тонкая и нежная. Назывались такие варежки исподочки.

Значение элементов орнамента на русских варежках

Варежка была не только предметом одежды, защищающим от холода, но и произведением искусства и даже своеобразным посланием: ее красивый, иногда очень сложный многоцветный узор мог нести определенную тайную информацию. Например, рисунок рыбы - символ плодородия, солнца, добра. Цепочка из ромбов - дерево жизни, кресты - огонь или солнце.

Кстати, сложная техника вязания появилась не на Руси. Еще раньше ее освоили другие народы. Самыми искусными мастерами считали итальянцев, испанцев и скандинавов. Из Скандинавии пришло к нам мастерство вязания на спицах, причем первыми, кто там взял в руки спицы, были мужчины.

На Руси же вязали женщины. Этому учились с детства, ведь девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое. Нужно было не только сшить свадебное платье, вышить полотенца и скатерти, но и одарить семью жениха вязаными чулками и варежками с красочными орнаментами.

Сейчас варежки так же популярны, как и в стародавние времена. Только, разумеется, они уже не передаются по наследству. Варежки - вещь сугубо практичная. Однако современные модельеры вновь обратили на них свое внимание. Ведь что может быть уютнее старой доброй теплой варежки? Узорчатая вязаная рукавичка прекрасно смотрится и с современной однотонной курткой, и с вязаной шапочкой и шарфиком, и с модными нынче яркими унтами. Обычно надевалось несколько пар: сначала вязаные, а затем меховые - мехом наружу. По праздникам надевали цветные варежки с узором. В будни дни - однотонные.

Узоры на варежках, впрочем, были разные: узоры-обереги с птицами, крестами, треугольниками и звёздами, узоры-ромбы, символизирующие солнце, добро, счастье, узоры-цепочки из ромбов, означающие защиту от тёмных сил.

Узоры на варежках столь же значительны, как и все орнаменты в народном искусстве. Стилизованные птицы, цветы, ромбы, кресты, треугольники, крючья, лапы звёзды, полоски в сложных сочетаниях, радующих глаз - это символы-обереги, переходившие от матери к дочери, защищали человека от злых сил, помогали в добром деле. Слово "орнамент"происходит от латинского "ornamentum" - украшение. На Руси более употребительным было слово "узор", несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета.

Элементы орнамента подсказывают челевеку окружающая природа, место его обитания, климат, обычаи народа, очертания человеческого тела и окружающих предметов. Орнамент в прошлом накогда не был чисто декоративным. Каждый его элемент имел определённый смысл, был условным, но всем понятным изображением законов природы: рождения, жизни, смерти. Орнамент можно назвать древним языком общения людей.

Традиция украшения предметов быта, одежды узорами, несущими обереговую функцию, существовала на Руси со времён язычества. С принятием христианства эта традиция не исчезла, она видоизменялась и дожила до наших дней, правда, частично утеряв обереговый смысл узоров.

Символика орнаментов одинакова у многих народов. Например, ромб имеет множество значений. Некогда он был символом солнца, знаком плодородия, земледелия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с точкой посерёдке обозначал оплодотворённую землю, засеянные поля. Именно этот орнамент чаще всего использовала невеста при вязании своего приданного.

Цепочка из ромбов - "древо жизни", ромб с продлёнными сторонами защищал от проказ тёмных сил, именно этим знаком славяне украшали срубы своих домов.

Если варежка испещрена крестами, не стоит пугаться. Крест - символ огня и солнца. "Вязаное" солнце - символ света и животворения.

Самый распространённый после геометрического - растительный орнамент. Его основные мотивы: стилизованные цветы, побеги, листья, ветви растений. Существуют и другие виды орнамента: анималистический(птицы, звери, насекомые), природный(волны), тератологический(фантастические или сказочные звери или их части). Другая большая группа - предметы, созданные человеком: инструменты, орудия труда, оружие, здания.

Мотивы орнаментов могут быть как конечными (например,"звезда"), так и бесконечными (например, волнистая линия). Конечный орнамент создаёт ощущение статичности, бесконечный - представление о подвижности. Зигзагообразная полоса или "верёвочный" узор, вывязанные на рукавице, означали пожелание долголетия её владельцу.

Считалось, что места, через которые могла проникнуть злая сила, - это края одежды, рукавов, ворота, чулок, рукавиц. Чтобы уберечься от неё, нужно защититься, украсив эти места особенно ярко и многоцветно.

Цветовая палитра узоров русских варежек

При вязании узоров не меньшую роль, чем орнамент, играет цвет. Традиционно расцветка, так же как и узоры, зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные рукавицы. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине)-жёлтые, чёрно(сине)-красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов.

Любимая расцветка рукавиц у народов Поморья представляла собой сочетания зелёного и красного, жёлтого и фиолетового, оранжевого и синего, именно они считались гармоничными в 19 веке. Потребность в таких ярких сочетаниях была обусловлена жаждой цвета в условиях долгой полярной ночи.

Колорит более ранних изделий был охристо-жёлтым(с оттенком табачно-зелёного), красно-коричневым - без резких контрастов. Спокойные мягкие цвета получались при окрашивании шерсти натуральными красителями: стеблями, цветами и корой растений.

Изобретение в 16 веке вязальной станины оказало влияние на развитие вязания. Довольно быстро распространившись по Европе, машинный тракотаж в 19 веке начинает вытеснять ручное вязание. Массовое производство одинаковых, стандартных вещей заменило нам искусно и с любовью выполненные ручные изделия.

Несмотря на это прелесть ручной работы остаётся, а изделия, связанные вручную, ценятся с каждым годом всё больше. Потому что каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок следующей и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц, с интересом разглядывающих зимой мои варежки. Ведь они мой оберег, который зимой всегда со мной!