Российская империя во второй половине XVIII века. Итальянские государства во второй половине xvii – xviii веке

Под «просвещенным абсолютизмом одни авторы
понимают политику, которая, используя социальную
демагогию и лозунги французских просветителей,
преследовала цель сохранения старых порядков».
Другие историки пытались показать, как «просвещенный
абсолютизм», отвечая интересам дворянства,
одновременно способствовал буржуазному развитию.
Третьи подходят к вопросу о «просвещенном
абсолютизме» с академической точки зрения, видя в нем
один из этапов эволюции абсолютной монархии.

В XVIII веке французские
просветители (Вольтер, Дидро,
Монтескьё, Руссо)
сформулировали основные
концепции общественного
развития. Один из путей
достижения свободы, равенства,
братства они видели в
деятельности просвещенных
монархов – «мудрецов на троне»,
которые, пользуясь своей
властью, помогут делу
просвещения общества и
установлению справедливости.
Идеалом Монтескьё, чье сочинение
«О духе законов» было настольной
книгой Екатерины II, являлась
конституционная монархия с четким
разделением законодательной,
исполнительной и судебной
властей.

Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед
Россией во второй половине XVIII века была борьба за
выход к южным морям – Черному и Азовскому. С третьей
четверти XVIII века во внешнеполитической деятельности
России значительное место занял польский вопрос.
Начавшаяся в 1789 году Великая Французская революция во
многом определила направленность внешнеполитических
акций русского самодержавия в концеXVIII века, включая
борьбу с революционной Францией.
Во главе коллегии иностранных дел был
поставлен Никита Иванович Панин
(1718 – 1783 гг.)
один из крупнейших дипломатов
и государственных деятелей,
воспитатель цесаревича Павла.

Турция, подстрекаемая Англией и
Францией, осенью 1768 г. объявила
войну России. Военные действия
начались в 1769 г. и велись на
территории Молдавии и Валлахии, а
так же на Азовском побережье, где
после взятия Азова и Таганрога
Россия приступила к строительству
флота.
В 1770 г. русская армия под
командованием Румянцева одержала
победы при реках Ларга и Кагул и
вышла к Дунаю.
В это время русская эскадра под
командованием Спиридова и Алексея
Орлова впервые в истории России
совершила переход из Балтийского
моря вокруг Европы в восточную
часть Средиземноморья при полном
отсутствии на пути следования баз и в
условиях враждебного отношения
Франции. Оказавшись в тылу турецкого
флота, она 5 июня 1770 года в
Чесменской бухте разгромила
противника, который в два раза
превосходил русскую эскадру по
численности и вооружению.

В 1771 г. были блокированы Дарданеллы. Турецкая
торговля в Средиземном море была подорвана. В 1771 г.
русская армия под командованием Долгорукого овладела
Крымом. (Переговоры о мире были сорваны) В 1774 г.
А.В. Суворов разбил армию великого везира на Дунае
около деревни Козлуджа. Открыв основным силам под
командованием Румянцева путь на Стамбул. В 1774 г.
был заключен Куйчук-Кайнадаржикский мирный договор –
согласно которому Россия получала выход к Черному
морю, Новороссию, право иметь флот на Черном море,
право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы.
Азов и Керчь, а также Кубань и Кабарда переходили к
России. Крымское ханство становилось независимым от
Турции. Турция выплачивала контрибуцию в размере 4
млн. руб.. Началось освоение Новороссии (юг Украины),
основаны города Екатеринослав – 1776 г.,
Днепропетровск и Херсон – 1778 г.
В ответ на попытку Турции вернуть Крым, русские войска
в 1783 г. заняли Крымский полуостров. Был основан город
Севастополь. Г.А. Потемкин за успехи при присоединении
Крыма получил приставку к своему титулу «князь
Таврический».
В 1783 г. в городе Георгиевске (сев. Кавказ) был заключен
договор - Грузинским царем Ираклием II о протекторате,
Грузия вошла в состав России.

Русско-турецкая война 1768 – 1774 гг.

Русско-Турецкая война (1787 – 1791 гг.)

Летом 1787 г. Турция потребовала возвращения Крыма и начала
военные действия. Первый период войны был завершен взятием в
1787 г. Очакова, после чего русская армия развернула наступление на
дунайском направлении, результатом которого стали две победы,
одержанные при Фокшанах и Рымнике (1789 г.).

10.

Второй этап ознаменовался взятием 11 декабря 1790 г.
неприступной крепости Измаил. Суворов организовал
тщательную подготовку, взаимодействие армии и флота.
Катастрофа на Дунае под Измаилом дополнилась крахом
турецкого флота.

11.

В 1790 г. во главе Черноморского
флота был поставлен один из
выдающихся русских флотоводцев
– контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков. Он
разработал и применил на
практике глубоко продуманную
систему боевой подготовке
личного состава, а также
использовал ряд новых
тактических приемов. При
численном перевесе сил в пользу
турок, русский флот одержал три
крупные победы: в Керченском
проливе, у острова Тендера
(сентябрь 1790 г.) и мыса
Калиакрия (август 1791 г.) в
результате чего турецкий флот
был вынужден капитулировать. В
декабре 1791 г. в Яссах был
подписан мирный договор,
подтвердивший присоединение
Крыма, а также территории между
Бугом и Днестром. Бессарабия
была возвращена Турции.

12. Разделы Польши.

В октябре 1763 года умер польский
король Август III . Россия приняла
активное участие в избрании нового
короля, чтобы не допустить вступления
Польши в коалицию вместе с Францией,
Турцией и Швецией. После долгой
борьбы 26 августа 1764 года на
коронационном сейме, при
поддержки России, польским
королем был избран Станислав
Понятовский. Активность России
вызвала неудовольствие Пруссии и
Австрии. Это привело к первому разделу
Польши, начало которому было
положено оккупацией австрийцами
части польской территории. В августе
1772 года в Петербурге был подписан
договор между Россией, Австрией и
Пруссией. К России отошли
восточные провинции Польши,
Австрия получила Галицию и город
Львов, Пруссии – Поморье и часть
Великой Польши.

13.

3 мая 1791 года была принята
польская конституция, которая
укрепляла польскую
государственность.
В январе 1793 года был
осуществлен второй раздел Польши.
Россия получила часть Белоруссии и
правобережную Украину, к Пруссии
отошли польские земли с городами
Гданьск, Торунь и Познань. Австрия во
втором разделе не участвовала.
В 1794 году в Польше началось
восстание под руководством Т.
Костюшко, которое было подавлено 4
ноября 1794 года Суворовым.
Третий раздел состоялся в октябре
1795 года. Россия получила Западную
Белоруссию, Литву, Волынь и
герцогство Курляндское. К Пруссии
отошли центральная часть Польши
вместе с Варшавой, Австрия получила
южную часть Польши. Польша как
самостоятельное государство
перестало существовать.

14. Внутренняя политика Екатерины II.

Реформа центральных органов власти.
Одной из первых реформ Екатерины было
разделение Сената на шесть департаментов с
определенными полномочиями и компетенцией.
Сенатская реформа улучшила управление страной
из центра, но сенат лишился законодательной
функции, которая все больше переходила к
императрице. Два департамента были переведены
в Москву.
Созданный ею в период русско-турецкой войны в
1768 г. совет при высочайшем дворе «для
соображения всех дел, относящихся к ведению
войны» в последствии превратился в
постоянный консультативный и
распорядительный орган при императрице. В его
сферу вошли вопросы не только военной, но и
внутренней политики. Совет просуществовал до
1800 г., однако при Павле его функции
значительно сузились

15.

Реформа местных органов власти.
7 ноября 1755 г. были учреждены «Учреждения для управления губерний
Всероссийской империи». Главными принципами реформы местной власти
стали децентрализация управления и повышение роли местного дворянства.
Количество губерний увеличилось с 23 до 50. В губернии в среднем проживало 300400 душ мужского пола. Столичные губернии и крупные регионы возглавляли
наместники (генерал-губернаторы) с неограниченными полномочиями,
подотчетные только императрице.
Губернатору был подчинен губернский прокурор, финансами заведовала Казенная
палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался
землеустройством.
Губернии делились на уезды по 20 – 30 тыс. душ мужского пола. Города и большие
села, которые стали именоваться городами, стали уездными центрами.
Главным органом власти уезда стал Нижний земский суд во главе с капитанисправником, избираемым местным дворянством. В уезды назначались
уездный казначей и землемер.
Судебная реформа.
Екатерина отделила судебные и исполнительные органы власти. Все сословия,
кроме крепостных должны были принимать участие в местном управлении.
Каждое сословие имело свой суд. Помещика должен был судить Верхний
земский суд в губерниях и уездный в уезде. Государственных крестьян
судила Верхняя расправа в губернии и Нижняя расправа в уезде, горожан –
городской магистрат (в уезде) и губернский магистрат – в губернии. Все суды
были выборными, исключая суд нижней расправы, который назначал
губернатор. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в
губернии – палаты уголовного и гражданского суда, члены которых
назначались государем. Губернатор мог вмешиваться в дела суда.

16.

В отдельную административную единицу был
вынесен город. Во главе города стоял городничий,
наделенный всеми правами и полномочиями. Город
делился на районы, которые находились под
надзором частного пристава, районы на кварталы –
во главе с квартальным надзирателем.
После губернской реформы перестали
функционировать все коллегии за исключением
иностранной, военной и адмиралтейской. Функции
коллегий перешли к губернским органам. В 1775 г.
была ликвидирована Запорожская сечь. Еще раньше
в 1764 г. было отменено гетманство на Украине, его
место занял генерал-губернатор.
Сложившаяся система управления территорией
страны в новых условиях решала задачу укрепления
власти дворянства на местах. Более чем в двое
увеличивалось число чиновников на местах.

17.

18.

Наказы Екатерины II.
В 1767 году Екатерина в Москве созвала
специальную комиссию для
составления нового свода законов
Российской империи.
Ведущую роль в ней играли дворянские
депутаты 45%, в ней приняли участие
представители духовенства,
государственных крестьян, казачества.
В комиссию были предоставлены
наказы с мест (1600), императрица
подготовила свой «Наказ». Он состоял
из 22 глав и был разбит на 655 статей.
Верховная власть, по мнению Екатерины II
может быть только самодержавной.
Целью самодержавия Екатерина
объявила благо всех подданных.
Екатерина считала, что законы
создаются для воспитания граждан.
Только суд может признать человека
виновным. Работа комиссии
продолжалась больше года. Под
предлогом начавшейся войны с Турцией
она была распущена в 1768 г. на
неопределенное время, так и не
выработав нового законодательства.
Но идеи «Наказа» Екатерина воплотила и в
«Учреждениях о губерниях» и в
«Жалованных грамотах».

19.

«Жалованная грамота дворянству».
21 апреля 1785 г. - Екатерина издала
жалованные грамоты дворянству и городам.
Изданием двух грамот Екатерина II
регулировала законодательство в правах и
обязанностях сословий.
В соответствии с «грамотой на права вольности
и преимущества благородного российского
дворянства» оно освобождалось от
обязательной службы, личных податей,
телесных наказаний. Имения объявлялись
полной собственностью помещиков, которые,
кроме того, имели право заводить
собственные фабрики и заводы. Дворяне
могли судиться только с равными себе и без
дворянского суда не могли быть лишены
дворянской чести, жизни и имения. Дворяне
губернии и уезда избирали своих
предводителей, а также должностных лиц
местного управления. Губернские и уездные
дворянские собрания имели право делать
представления правительству о своих
нуждах. Жалованная грамота дворянству
закрепляла и юридически оформляла
дворяновластие в России. Господствующему
сословию присваивалось наименование
«благородное».

20.

«Грамота на права и выгоды городам Российской империи»
определяла права и обязанности городского населения, систему
управления в городах.
Все горожане записывались в городскую обывательскую книгу и
составляли «градское общество». Горожане делились на 6 – ть
разрядов: 1 – дворяне и духовенство жившие в городе; 2 –
купцы (делились на 3-4 гильдии); 3 – цеховые ремесленники; 4 –
постоянно жившие в городе иностранцы; 5 – именитые
горожане; 6 – посадские, которые жили промыслами или
работой.
Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления –
Общую городскую думу, городского голову и судей. Общая
городская дума избирала исполнительный орган –
«шестигласную» думу (от каждого сословия 1 представитель). В
ее ведении были дела по благоустройству, образованию,
соблюдению правил торговли.
Жалованная грамота ставила все шесть категорий городского
населения под контроль государства. Реальная же власть в
городе находилась в руках городничего, управы благочиния и
губернатора.

21. Экономическая политика Екатерины II. Положение крестьян.

Население России в середине XVIII в. Составляло 18 млн. человек, к концу века – 36
млн. человек. Основная масса населения жила в сельской местности. 54 % крестьян
были частновладельческими, 40 % - государственными, 6 % - принадлежало
дворцовому ведомству.
В 1764 г. после проведения секуляризации церковных и монастырских земель почти
2 млн. крестьян перешли в категорию «экономических», а позднее
«государственных».
Ведущей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, которое
носило экстенсивный характер. Результатом этого было значительное увеличение
производства хлеба; черноземная зона (Украина) превратилась в житницу страны.
Сеяли главным образом рожь, ячмень, овес, пшеницу. Вырос объем
экспортируемого зерна в 50 – х он составлял 2 тыс. руб. в год, в 80 – е уже 2,5 млн.
руб. в год.
Во второй половине XVIII века окончательно сложились два больших региона с
использованием различных форм эксплуатации крестьян: на плодородных землях
Черноземья – барщина, месячина (крестьянин зачастую не имел своего надела), а в
районах с неплодородной почвой – оброк (денежный или натуральный).
Крепостной уже ничем не отличался от раба. Указ 1765 г. разрешал помещикам
ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом их как
рекрутов. Процветала торговля крестьянами. Крестьяне по указу 1763 года должны
были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. В 1767 г.
был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.

22.

Промышленность.
В 1785 году было издано специальное «Ремесленное положение»,
являвшееся частью «Жалованной грамоты городам». Не менее 5 – ти
ремесленников одной специальности должны были объединяться в цех
и избирать своего старшину.
Правительство преследовало цель превратить городских ремесленников в
одну из сословных групп тогдашнего феодального общества.
Во второй половине XVIII века происходил дальнейший рост мануфактур.
В середине века их было около 600, к концу века их было более 3000.
Мануфактуры по большей части были частными. Во второй четверти XVIII
века возросло число купеческих предприятий, в основном в легкой
промышленности. За небольшим исключением эта отрасль была
основана на наемном труде. Поставщиком рабочих было
разоряющееся крестьянство.
Создателями крестьянских мануфактур были владельцы небольших
мастерских – «светелок». Как правило, они были оброчными
крепостными. Иногда им удавалось откупиться на волю, они вступали в
купеческие гильдии и даже получали дворянские звания.
В 1762 г. было запрещено покупать крепостных крестьян для заводов. В
этом же году правительство прекратило приписку крестьян к
предприятиям. Мануфактуры, основанные после 1762 года дворянами,
работали исключительно на вольнонаемном труде.

23.

Вторая половина XVIII века – время дальнейшего развития и
формирования всероссийского рынка. Увеличилось число
ярмарок (до 1600). Крупнейшими ярмарками были
Макарьевская на Волге, Коренная – под Курском, Ирбитская – в
Сибири, Нежинская – на Украине.
Россия экспортировала металл, пеньку, льняные ткани, парусное
полотно, лес, кожи, хлеб. Ввозили – сахар, шелк, красильные
вещества, кофе, чай. Экспорт преобладал над импортом.
Усиление аппарата власти, расходы на войну, содержание двора и
другие государственные нужды требовали больших денежных
ресурсов. Доходы казны выросли за вторую половину XVIII века
в 4 раза, однако и расходы выросли в 5 раз. Хронический
дефицит бюджета Екатерина пыталась компенсировать
традиционными мерами. Одной из них был выпуск бумажных
денег. Впервые с 1769 г. появились бумажные деньги (к концу
XVIII века бумажный рубль обесценился и = 68 коп. серебром).
Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним
займам, в 1769 г. в Голландии и в 1770 г. в Италии.

24. Крестьянская война под предводительством Пугачева. (1773 – 1775 гг.)

Крестьянская война 1773-75 в России, охватила Приуралье,
Зауралье, Ср. и Н. Поволжье. Возглавлялась Е. И. Пугачевым,
И. Н. Белобородовым, И. Н. Чикой-Зарубиным, М. Шигаевым,
Хлопушей (А. Соколов) и др. Участвовали яицкие казаки,
крепостные крестьяне, работный люд уральских заводов и
народы Поволжья, особенно башкиры во главе с Салаватом
Юлаевым, Кинзей Арслановым. Пугачев объявил себя царем
Петром Федоровичем (см. Петр III), объявил народу вечную
волю, жаловал землю, призывал к истреблению помещиков. В
сентябре 1773 повстанцы захватили Илецкий и другие
укрепленные городки. Дворяне и духовенство безжалостно
уничтожались. В октябре 1773 Пугачев с отрядом в 2500
человек осадил крепость Оренбург. В феврале 1774 был взят
Челябинск. Под натиском регулярных войск Пугачев ушел на
уральские заводы. После поражения в бою за Казань (июль
1774) повстанцы перешли на правый берег Волги, где
развернулось крестьянское движение. Пугачев призывал к
передаче земли крестьянам, ликвидации крепостного права,
уничтожению дворян и царских чиновников. Крестьянская война
потерпела поражение. Пугачев был схвачен и казнен в Москве в
1775.

25.

26.

27. Общественно-политическая мысль во второй половине XVIII века.

Во второй половине XVIII века происходит
зарождение и постепенное формирование основных
течений русской общественной и политической
мысли.
Общей для всех мыслителей этого периода
являлась идея медленного, постепенного развития.
Сторонники умеренного направления – первое
просвещение и воспитание с целью подготовки к
свободе. Сторонники демократического направления
- предлагали начать с отмены крепостного права, а
потом просвещать.
Екатерина считала, что у русского народа особая
историческая миссия.
Князь Щербатов (аристократическо-консервативное
направление) предлагал вернуться к допетровской
Руси.

28.

Другое направление русской
общественной мысли этого периода
тесно связано с масонством. В XVIII
веке идеи масонства сильно
изменились и теперь оно стремилось
влиять на политику государств.
Екатерина вступила в борьбу с
масонством и в частности с Николаем
Ивановичем Новиковым. (1744 – 1818
гг.) Издатель, публицист – ж-л
«Трутень», «Живописец». Екатерина
тоже издавала журнал – «Всякая
всячина». В конечном итоге Новиков
был заключен на 15 лет в
Шлиссельбург.
Во второй половине XVIII века в рамках
просветительства возникает
революционная идеология. – Радищев
(1749 – 1802 гг.), он подверг критике
крепостничество и высказался за их
уничтожение, путем революционного
переворота. Он был сослан в Илимск в
1790 году.

29. Культура России во второй половине XVIII века.

Реформа системы образования. Усилия были направлены на
создание в стране системы воспитания «новой породы людей»,
способных служить опорой престола и претворять в жизнь
замыслы монарха. Наиболее энергичным проводником этого
курса стал Бецкой, выдающийся педагог и организатор учебного
дела в России. В 1764 г. Екатерина утвердила разработанное им
«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола
юношества»., где излагались главные педагогические принципы
автора. Создавал закрытые образовательные учреждения
интернатского типа. Он призывал увязывать умственное и
физическое воспитание.
В 1782 – 1786 гг. в России была проведена школьная реформа,
создавшая систему единообразно организованных учебных
заведений с едиными учебными планами и общей методикой
обучения. Это были так называемые «народные училища» главные в губернских городах и малые в уездных. Малые
являлись двухклассной школой и давали элементарные знания.
Главные – были 4 – классными. К концу XVIII века в России
было 188 училищ, где училось 22 тыс. чел.

30.

При Московском университете
была открыта учительская
семинария – первое в России
педагогическое учебное
заведение. В 1783 г. была
учреждена Российская
академия. Данное учреждение
собрало выдающихся
писателей, ученых и было
задумано как гуманитарный
научный центр.
С 1783 г. директором
Петербургской академии
становится княгиня Екатерина
Романовна Дашкова, она
проявила недюжий
административный талант и
привела в порядок дела
академии.

Идеология и проекты Екатерины II .

Екатерина IIпридерживалась политики «просвещенного абсолютизма», основные положения которой отразились в «Наказе» императрице Уложенной комиссии (1767 год):

Создание нового законодательного кодекса, основанного на принципах философии просвещения;

Упразднение устаревших феодальных институтов (некоторых сословных привилегий, подчинение церкви государству);

Проведение крестьянской, судебной, образовательной реформы, смягчение цензуры.

Большинство из этих планов не были воплощены в жизнь.

Презентация стр. 9

Внутренняя политика Екатерины II .

«Манифестом о вольности дворянству» (1762) и «Жалованной грамотой дво­рянству» (1785) Екатерина II закрепила привилегии дворян­ства:

    Дворяне были освобождены от податей и повинностей.

    Заметно увели­чилось дворянское землевладение.

    Было подтверждено освобождение дворянства от обязательной службы (введенное Петром III).

    В 1775 г. страну разделили на 50 губерний вместо прежних 20. Население гу­бернии составляло от 300 до 400 тыс. человек.

    Продолжилась секуляризация (изъятие) церковных земель в пользу государства.

    В 1787 году была создана система городских школ (главные и малые народные училища)

Презентация стр. 10

Восстание Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.)

В 1773 году началось восстание яицких казаков (живших в районе реки Яик), крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва.

Пугачев провозгласил себя императором Петром III.

Крестьянское восстание охватило земли Яицкого войска, Оренбургский край, Урал, Прикамье, Башкортостан, часть Западной Сибири, а также Среднее и Нижнее Поволжье.

В ходе восстания к казакам присоединились башкиры, татары, казахи, чуваши, мордва, уральские заводские рабочие и многочисленные крепостные крестьяне всех губерний, где разворачивались военные действия.

Основные требования: отмена крепостного права, восстановление казачьих вольностей в районах проживания казаков.

В 1775 году восстание было подавлено.

Презентация стр. 11

XVIII века. Войны с Турцией.

Задачи внешней политики:

    борьба за выход к Черному и Азовскому морям;

    освобождение земель Украины и Белоруссии от иностранного господства и объединение в одном государстве всех восточных славян;

    борьба с революционной Францией в связи с начавшейся в 1789 г. Великой французской революцией;

Презентация стр. 12

Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Разделы Польши.

Совместно с Пруссией и Австрией Россия участвовала в разделе Речи Посполитой (Польши).

По первому разделу (1772) Речи Посполитой к России отошла часть восточ­ной Белоруссии.

По второму разделу {1793) - Россия получила оставшуюся часть восточной и цент­ральной Белоруссии с Минском, Волынью и Подолию.

По третьему разделу (1795) к России отошли западная Белоруссия, запад­ная Волынь, Литва и Курляндия.

Таким образом, под властью России были объединены почти все земли восточных славян, входивших в Киевскую Русь, исключая галицкие земли со Львовом (Галиция), вошедшие в состав Австрии.

Презентация стр. 13

Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

После целого ряда побед на суше (под руководством П.А. Румянцева, В.М. Долгорукова и А.В. Суворова) и на море (под руководством Г. А. Спиридонова, А. Г. Орлова и С. К. Грейга) война была завершена.

По условиям Кучук-Кайнарджийского мира (1774) Россия получила :

    выход к Черному морю;

    степи Причерноморья – Новороссию;

    право иметь свой флот на Черном море;

    право прохода через проливы Босфор и Дарданеллы;

    Азов и Керчь, а также Кубань и Кабарда переходили к России;

    Крымское ханство становилось независимым от Турции;

    русское правительство получило право выступать в качестве защит­ника законных прав христианских народов Османской империи.

Русско-турецкая война 1787-1791 гг. также закончилась поражением Турции.

По Ясскому мирному договору :

    Турция признавала Крым владением России;

    в состав России вошла территория между реками Буг и Днестр;

    Тур­ция признавала российское покровительство Грузии, установленное Георги­евским трактатом 1783 г.

Презентация стр. 14

Реформы Павла I (1796-1801)

В 1796 году к власти приходит Павел I(сын ЕкатериныIIи ПетраIII). За 5 лет своего пребывания у власти он провел важные реформы:

1. закон о престолонаследии, согласно которому наследником престола становился старший сын монарха,

2. ограничение работы крестьян на помещика тремя днями в неделю.

3. сокращение дворянских привилегий и восстановление обязательной службы дворян.

Последнее вызвало недовольство дворянства, возник заговор, в ходе которого Павел Iбыл убит.

Презентация стр. 16

К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767 - 1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако «образованность» становится модной среди дворянства.

Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть «французским изяществом».

В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами («мастерами грамоты», как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

В 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан.

Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей («Детское чтение для сердца и разума»), первый в России естественно-научный журнал («Магазин натуральной истории, физики, химии»), журнал «Музыкальное увеселение». Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», просуществовавшей до 1917 г.

Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

При каждом церковном приходе учреждались одногодичные приходские (церковноприходские) училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Устав провозглашал преемственную связь между школами разных ступеней.

Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

Появление новых учебников во второй половине XVIII в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В. Ломоносова, и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. «Российская грамматика» Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д. Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел».

Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

Расширяется издательская база, помимо казенных появляются частные типографии. Указ «О вольных типографиях» (1783) впервые предоставлял право заводить типографии всем желающим. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

Появляются первые общественные культурно-просветительские организации. Некоторое время (1768 - 1783) в Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов «Собрания» некоторое время был Н.И. Новиков.

В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг», нечто вроде первого в России издательства. В его деятельности приняли участие многие известные писатели XVIII в., в том числе А.Н. Радищев. Деятельность «Общества» также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная, учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755). В академической типографии был напечатан и первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов становится периодика. В Ярославле в 1786 г. появился первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1788 г. в Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.Р. Державиным, в то время гражданским губернатором города. В Тобольске выходил журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789).

Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

В 60 - 70- е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения «к исправлению нравов служащие», формировалась антикрепостническая просветительская мысль. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежала новиковским изданиям «Трутень» (1769 - 1770) и особенно «Живописец» (1772 - 1773). Этот яркий и смелый сатирический журнал Н.И. Новикова содержал острую критику крепостнических порядков в России.

Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что «люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей».

Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

В этот период при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях имелись библиотеки. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И. Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для «любителей книг» открывались залы и других библиотек.

В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для недворян.

Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.

Социально-экономические процессы и социальная политика середины-второй половины XVIII века

В течение XVIII века основная часть людей по-прежнему жила натуральным хозяйством, но в его недрах нарастали рыночные тенденции, возникали элементы индустриального уклада. С учётом крепостного состояния основной массы населения эти тенденции неизбежно приобретали искажённый характер . Рыночные тенденции проявлялись в следующем .

1) Среди крестьян распространился "отход" . Испросив паспорт у помещика , крестьяне отправлялись в города на заработки, из которых потом расплачивались как с помещиком, так и с государством. В городах они могли заниматься мелкой торговлей, мелким ремеслом, наниматься в подмастерья, служить ямщиками, нищенствовать - но неизбежным было их возвращение к помещику. Именно за счёт таких крестьян и росли города. Так, временно отпущенные крепостные составляли к концу XVIII 60% жителей Петербурга.

2) Растёт число "капиталистых" крестьян. Нередко они становились богаче своего барина . Многих из них угнетало крепостное состояние, они пытались выкупиться на свободу, но помещик, как правило, не отпускал - такой крестьянин был курицей, несущей золотые яйца. Из источников второй половины века известны случаи самоубийств среди таких крестьян.

3) Сословие дворян всё более просвещалось , потребности росли . Дворяне выходят на внешний рынок и продают хлеб за рубеж, прежде всего, в Англию. Но чтобы иметь товарный хлеб, нужно было усиливать нажим на крестьян. На юге России, там, где самые плодородные земли, барщина доходила до 5-6 дней в неделю. Крестьянам на обработку собственного участка оставались воскресенья.

3) Отражением роста рыночных тенденций была распространившаяся практика торговли людьми . Пик её приходится на екатерининское время. Продажа искусных столяров или талантливых певиц была средством выручить доход. Некоторые помещики даже заводили у себя музыкальные школы , учили крестьянских детей и потом выгодно продавали. В законах ничего не говорилось о возможности торговли людьми, но и запрета не существовало. За весь XVIII век известен один единственный указ , в котором рекомендовалось ограничить такого рода торговлю. В указе Екатерины II 1773 года рекомендовалось продавать людей "без употребления молотка" , а также Екатерина настоятельно советовала дворянам не продавать детей до 3-х лет отдельно от родителей. Здесь она больше заботилась о будущих налогоплательщиках: без родителей такие дети обычно погибали.

До второй половины XVIII века крепостное право не воспринималось как зло . Помещики, равно как и сменявшие друг друга на троне императоры и императрицы, считали такое состояние естественным . Первой правительницей, посмотревшей на дело иначе , была Екатерина II (1762-1796). Её попытка приступить к решению крестьянского вопроса связана со знакомством с идеями "века Просвещения" .

"Эпоха Просвещения" в истории Европы называют XVII- XVIII века . В это время формировались идеи и теории , которые легли в основу современных представлений об общественном устройстве . И, в частности, мыслители эпохи Просвещения выдвинули теорию "естественных прав" . Она состояла в том, что люди от природы равны, наделены равными - естественными - правами. В дальнейшей жизни успехи человека зависят от его способностей и трудолюбия, но изначальные, стартовые права у всех одинаковы. Сейчас эта идея настолько привычна , что мы их не замечаем. Тогда они казались кому-то новостью, кому-то криминалом. Потому что, ещё с античности утвердилось представление о том, что рабами и свободными люди рождаются . Выдвигая "теорию естественных прав" мыслители Просвещения спорили не только с древним представлением, но и с реальностью . Ведь именно на их эпоху - XVIII век - приходился в истории максимум работорговли и применения рабского труда.

Екатерина II была не только знакома с идеями просветителей, но с некоторыми из них общалась лично . Так, она состояла в переписке с Вольтером и Вильгельмом Гриммом (одним из братьев-сказочников, основным занятием Вильгельма была философия). По её приглашению приезжал в Петербург Дени Дидро . Крепостное право - рабство - с точки зрения Просвещения - зло . И Екатерина подступила к вопросу о крепостничестве.

В 1767 году в Москве она созывает Уложенную комиссию - собрание, состоявшее из 573 представителей сословий. Там были представлены все сословия, кроме владельческих крестьян, - государственные тоже были. Официально комиссия созывалась для выработки нового законодательного свода . Со времён "Соборного уложения" Алексея Михайловича прошло 120 лет, оно устарело, предполагалось, что Уложенная комиссия разработает новый основной закон. Но у Екатерины была и тайная надежда : депутаты осудят рабство , и оно будет отменено, так сказать, с санкции народа . Когда Уложенная комиссия собралась, депутатам зачитали "Наказ" , составленный Екатериной. Он содержал цитаты из просветителей, кроме того, в "Наказе" повторялась такая мысль: при составлении новых законов депутаты должны руководствоваться "общим благом" . Дальше депутаты начали прения: они могли высказываться свободно , ведь императрицы в зале не было. Депутаты не знали, что перед сбором комиссии часть зала была отгорожена перегородкой , за ней было поставлено кресло. В этом укрытии во время заседаний находилась Екатерина. Она хотела услышать, что же на самом деле думают её поданные. Услышала она следующее.

- Дворяне желали, чтобы их права на крестьян были подтверждены в законе "навечно"

- Купцы желали снятия государственных монополий и прав на торговлю с иностранными государствами

- Государственные крестьяне говорили об уменьшении налогов

Никто не говорил "об общем благе" , и ни одно сословие не поставило вопрос о судьбе крепостных. Екатерина сделала для себя вывод: дать свободу крестьянам , значит, войти в противоречие с пожеланиями дворян , и, весьма вероятно, лишиться власти . Власть Екатерина любила больше , чем идеи Просвещения. Поэтому больше к вопросу о судьбе крепостных она не возвращалась . Наоборот, именно в её правление крепостничество приняло самые дикие формы. Что касается Уложенной комиссии, она была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

Первые реальные шаги в решении Крестьянского вопроса предпринял сын Екатерины Павел I (1796-1801). Павлом руководили два мотива

Во-первых, он не любил матери , и во всём стремился действовать наперекор ей. (Справедливости ради надо заметить, что это был ответ на нелюбовь Екатерины к сыну - она даже намеревалась лишить Павла престола) Символом этого заочного спора стали надписи на постаментах двух памятников Петру. Как известно, первый памятник Петру установлен был в правление Екатрины - это знаменитый "Медный всадник". Не имея никаких прав на престол, и узурпировав власть, воздвижением памятника Петру, Екатерина стремилась показать, что является продолжательницей его дела . Отсюда и надпись на постаменте: "Петру I - Екатерина II" . Тем самым подчёркивалась политическая преемственность , после Первого Великого императора была Вторая Великая императрица. Придя к власти, Павел установил свой памятник Петру - перед Михайловским замком. Надпись на постаменте гласит: "Прадеду - правнук" . Тем самым Павел подчёркивал свою родственную преемственность и законные права на престол. Так и в его подходе к Крестьянскому вопросу ощущался спор с Екатериной: матушка только разговоры вела о Просвещении, но для облегчения участи большинства не сделала ничего.

Второй мотив Павла связан был с его рыцарской идеей . В детстве Павел увлекался книгами про средневековых рыцарей, и, придя к власти, стремился построить государство , основанное на принципах рыцарского служения и рыцарской чести . Отсюда всевозможные рыцарские игры Павловской эпохи: он выстроил для себя замок , который сейчас вовсе не выглядит по-рыцарски, а при Павле был окружён рвами и цепными мостами. Необычный для Петербурга кирпичный цвет замка также связан с рыцарским увлечением Павла. Архитектор Венченцо Бренна спросил, в какой цвет красить замок. Павел достал перчатку своей прекрасной дамы Анны Гагариной-Лопухиной, оброненную ею на балу, и указал красить в такой. Другим рыцарским начинанием было предложение государям Европы больше не воевать с вовлечением народов, а устраивать рыцарские турниры . В крестьянском вопросе Павел исходил из идеи , что отношение дворян к крестьянам должно быть рыцарским . Отсюда предпринятые им меры по крестьянскому вопросу

1) Запрет продавать крестьян с разделением семей

2) Запрет продавать крестьян отдельно от земли (такие крестьяне становились дворней или выполняли барщину 7 дней в неделю - положение их ухудшалось)

3) Запрет заставлять крестьян работать по воскресеньям и рекомендация ограничить барщину 3 днями в неделю

4) Крестьян стали приводить к присяге . Существовала такая процедура при вступлении императора на престол - в церквах люди приводились к присяге на верность императору. Эта процедура раньше не касалась крестьян - в них как бы не видели людей, которые могут что-то обещать и выполнять. Нововведением Павла крестьяне признавались людьми .

Такого рода меры сформировали среди крестьян положительное отношение к Павлу. Пошли разговоры о воле . Они были беспочвенны: неизвестно источников, которые бы свидетельствовали о подобных намерениях Павла. Но он был первым правителем, который попытался облегчить жизнь большинства. Этих намерений помещики Павлу не простили. Был составлен дворянский заговор , и в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Павел был убит. Его политика по крестьянскому вопросу была не единственной, но, вероятно, основной причиной заговора.

Из всех социальных законов XVIII века наибольшее значение в исторической перспективе имел "Указ о вольности дворянской" , принятый в 1762 году в правление Петра III (1761-1762) . Этот император провёл на престоле всего несколько месяцев , и пал жертвой переворота - был убит по тайному указанию своей супруги Екатерины II. Долгое время историки рисовали образ этого человека, опираясь на легенду , созданную "Записками" Екатерины, в которых Пётр III рисовался как большой и капризный ребёнок , который только и делал, что строил замки из папье-маше и использовал их для игры в солдатиков. Но этот образ не вяжется с теми указами , которые появились в недолгое правление Петра III. До сих пор исследователям не вполне ясно, сам ли он был их автором, или это дело его секретаря Дмитрия Волкова . При Петре появляютя следующие документы.

- Указ о ликвидации Тайной канцелярии - его правление окажется недолгим периодом в истории страны, когда не существовало тайного политического сыска.

- Указ о веротерпимости . В соответствии с ним были прекращены массовые преследования старообрядцев , бежавшие за границу раскольники получили право вернуться.

- "Манифест о вольности дворянской" . В соответствии с ним дворяне получили право выбирать: служить или не служить , таким образом они освобождались от принудительной службы, введённой Петром I.

Следствия этого указа оказались разнообразными.

1) Во-первых, он стал началом процесса освобождения всех сословий . Идея свободных сословий появилась, и через 100 лет процесс дойдёт и до большинства - в 1861 году будут освобождены крестьяне.

2) Во-вторых, "Указ о вольности дворянской" стал важнейшей предпосылкой Крестьянского восстания под руководством Емельяна Пугачёва - самого сильного крестьянского движения за всю историю страны. После "Указа о вольности дворянской" крестьяне стали ожидать "Указа о вольности крестьянской" . Иначе оказывалось несправедливо: дворяне теперь могут не служить государству, а крестьяне должны продолжать нести тягло и рекрутскую повинность. После гибели Петра III, официально представленной как его естественная смерть, среди крестьян распространилась легенда об "украденной" вольности и "спрятанном" императоре . Пётр-де издал указ о крестьянской вольности, но дворяне его украли. Пётр, однако, где-то прячется, но придёт и даст волю. И такие Петры стали появлятьс я. По числу самозванцев, для которых он стал прообразом, Пётр III оказался рекордной фигурой. В разных исследованиях называются цифры от 13 до 40 . Самым известным "Петром III" был Пугачёв . Исследователи подметили, что документы , которые издавались от его имени по характеру напоминают текст "Указа о вольности дворянской", только по содержанию это были как бы "Манифесты о вольности крестьянской"

3) Третье следствие указа заметно было далеко не сразу. Уволившись со службы, множество дворян обрело свободное время, получило возможность учиться и заниматься обучением своих детей . Дети и внуки этих освобождённых дворян создадут блестящий культурный подъём первой половины XIX века. Как известно, этот период получил название"золотого века русской культуры" .