Как называется знаменитый труд дж кейнса. Теория Дж

Джон Мейнард Кейнс - один из величайших экономистов 20 столетия. Благодаря его аналитической деятельности в мировую экономику были внесены многие важнейшие реформы, в том числе создание Мирового валютного фонда и Банка реконструкции и развития.

Джон Мейнард Кейнс родился в одном из образовательных центров Англии – Кембридже – 5 июня 1883 года. Его семья принадлежала к интеллектуальной элите – отец был преподавателем экономики и главным администратором в университете, мать же занималась общественной деятельностью, и позднее стала мэром города. Также у Джона были младшие брат и сестра. Джефри Кейнс был талантливым хирургом, а Маргарет вышла замуж за известного психолога Арчибальда Хилла. В браке у них родилась дочь, которая также стала успешным экономистом.

Начальное образование мальчик получил в одной из самых респектабельных школ того времени – в Итоне. С ранних лет он тянулся к знаниям, участвовал в дискуссионных клубах и прочих интеллектуальных объединениях. В школе Джон заинтересовался математикой, латынью и греческим языком. С 16 лет юноша стал работать в школьной библиотеке, где смог раздобыть сведения о своих предках и построить генеалогическое древо вплоть до времен Вильгельма Завоевателя.

Сразу после окончания школы Джон поступил в самый престижный из колледжей Кембриджского университета – Королевский. Здесь он стал членом сообщества «Кембриджские апостолы», в который входили многие представители интеллектуальной молодежи. Им он и представлял свои первые научные работы, которые изначально были посвящены этике и теории вероятности. Среди его учителей были такие известные личности, как Генри Сиджвик и Альфред Маршалл.

Будучи студентом, Кейнс также увлекался политикой, благодаря чему в 1905 году стал президентом Кембриджского союза. В этом же году образовался Блумсберийский кружок, членами которого стали Джон и его друзья из «апостолов».

Подобное общество сказывалось на мировоззрении молодого экономиста. Джон не отказывал себе в удовольствиях распутной эпохи и не скрывал свои любовные отношения с одним из участников кружка – шотландским художником Дунканом Грантом. Впрочем, длились они недолго – в 1909 году пара разошлась.

Еще студентом, в 1906 году, Кейнса пригласили работать в Королевской комиссии по финансам и валюте Индии. Здесь он провел более 7 лет. В 1913 году Кейнс издал свой первый печатный труд – «Денежные обращения и финансы Индии».

Королевский колледж Джон окончил в 1908 году и блестяще защитил свою диссертацию, посвященную методу математической индукции и теории вероятности. Опубликована она была лишь спустя 13 лет, после внесения некоторых замечаний и дополнений, под названием «Трактат о вероятности». После защиты Кейнс стал читать лекции по экономической теории и не оставлял преподавательской деятельности до конца жизни. Жил все это время он также неподалеку от Кембриджского университета – в квартире на Кинг-Лэйн, куда переехал в 1909 году.

В 1915 году Кейнс начинает свою карьеру в Министерстве финансов. Здесь он отвечает за валютные резервы и экономические отношения с союзниками Великобритании во времена Первой мировой войны. В 1919 году он входит в состав английской делегации на Парижской мирной конференции. Здесь он негативно высказывается о наложенных на Германию контрибуциях, предсказывает дестабилизацию экономики и предполагает, что подобная политика может привести к новой войне мирового масштаба. Доводов Кейнса никто не услышал, вследствие чего он отказался представлять делегацию своей страны. Свои соображения он позже изложил в двух выдающихся книгах, изданных в том же году: «Экономические последствия Версальского соглашения» и «Пересмотр мирного договора».

В 1920-х Кейнс больше всего времени посвящает преподаванию в Кэмбридже, а также пытается спрогнозировать будущее экономики, как в мировом масштабе, так и в пределах Великобритании. Экономическая ситуация в мире, сложившаяся в 1921 году наталкивает его на размышления о проблемах занятости, стабильности цен и инфляции. Решение Кейнс видит во введении регулируемой валюты вместо существующего золотого стандарта. Следствием его аналитической работы стал «Трактат о денежной реформе», опубликованный в 1923 году.

В 1925 году Кейнс публикует памфлет «Экономические последствия Черчилля», в котором жестко критикует принципы экономики Великобритании. Он считает, что правительству необходимо поддерживать стабильность внутренних цен, а не завышать курс валюты, что было присуще денежно-кредитной политике того времени.

В этот же год Кейнс решается на ответственный шаг – женится на Лидии Лопуховой – русской балерине, с которой был знаком уже более 7 лет. Завести детей у пары не получилось из-за медицинских показателей.

Вместе с женой Джон дважды побывал в Советском союзе. Во время первого посещения он заинтересовался устройством коммунистической системы и изложил свое мнение в статье «Краткое впечатление о Советской России». Если в ней он еще отмечал некоторые преимущества политики большевизма, то второй визит в 1928 году окончательно убедил экономиста в его неприязни к НЭП.

Хотя Кейнсу не раз удавалось выгодно инвестировать деньги и предсказывать различные экономические процессы, обвал фондового рынка в 1929 году стал для него настоящей неожиданностью. Экономист утратил большинство своих капиталовложений и оказался на грани банкротства. Впрочем, опыт в ведении дел позволил Кейнсу быстро восполнить потерю.

В 1930 году свет увидела масштабная работа Кейнса – «Трактат о деньгах». Он вновь возвращается к вопросам о денежной системе, золотом стандарте и курсе валют, а также пытается найти применение своей теории к реалиям двадцатого столетия.

Основным результатом научной деятельности Кейнса стала «Общая теория занятости, процента и денег», датируемая 1936 годом. В ней он наиболее полно излагает необходимость создания особых инструментов регулирования экономики и вмешательства в экономические вопросы на государственном уровне. Так появляется понятие «мультипликатор Кейнса», а также «основной психологический закон Кейнса» о взаимосвязи личностных доходов и уровня потребления. Эта работа приносит Кейнсу мировое признание и закрепляет за ним позицию лидера в экономической политике.

В 1940 году Кейнс занимает должность советника в Министерстве финансов Великобритании. Занимаясь проблемами финансирования армии, он в том же году публикует трактат «Как оплачивать войну?», предлагая наиболее выгодный план для поддержания экономики страны во время военных действий.

В 1942 году Кейнс становится членом Палаты лордов.

В 1944 году с помощью Кейнса были разработаны основы международных экономических отношений послевоенного периода. На их базе в 1946 году были созданы Международный валютный фонд и Банк реконструкции и развития.

1-й барон Кейнс CB (англ. John Maynard Keynes , 1st Baron Keynes , 5 июня 1883, Кембридж - 21 апреля 1946, поместье Тилтон, графство Суссекс) - английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Кавалер ордена Бани.

Кроме того, Кейнс создал оригинальную теорию вероятностей, не связанную с аксиоматикой Лапласа, фон Мизеса или Колмогорова, основанную на предположении, что вероятность является логическим, а не числовым отношением.

Возникшее под влиянием идей Джона Мейнарда Кейнса экономическое течение впоследствии получило название кейнсианство. Считается одним из основателей макроэкономики как самостоятельной науки.

Кейнс родился в семье известного экономиста, преподавателя экономики и философии в Кембриджском университете, Джона Невила Кейнса, и Флоренс Ады Браун (Florence Ada Brown ), успешной писательницы, занимавшейся также и общественной деятельностью. Его младший брат, Джефри Кейнс (Geofferey Keynes ) (1887-1982), был хирургом и библиофилом, его младшая сестра Маргарет (1890-1974) была замужем за лауреатом Нобелевской премии психологом Арчибальдом Хиллом. Племянница экономиста - Полли Хилл - также является известным экономистом.

Кейнс был очень высоким, ростом примерно 198 см. Биографы сообщают о его гомосексуализме. Серьёзные отношения имел с художником Дунканом Грантом в период с 1908 по 1915 гг. Кейнс продолжал материально помогать Гранту всю свою жизнь. В октябре 1918 года Кейнс встретил русскую балерину дягилевской антрепризы Лидию Лопухову, которая в 1925 году стала его женой. В том же году он совершил свою первую поездку в СССР на празднование 200-летия Академии наук, а также стал балетным меценатом и даже сочинял балетные либретто. Кроме того, Кейнс был в СССР ещё в 1928 и 1936 годах с частными визитами. Брак Кейнса, по всей видимости, был счастливым, хотя из-за проблем медицинского характера супруги не могли иметь детей.

Кейнс был успешным инвестором и сумел сколотить неплохое состояние. После краха фондового рынка 1929 года Кейнс оказался на грани банкротства, но вскоре сумел восстановить своё богатство.

Увлекался коллекционированием книг и сумел приобрести многие оригинальные работы Исаака Ньютона (Кейнс называл его Последним Алхимиком (англ. «the last alchemist ») и посвятил ему лекцию «Newton, the Man ». В предисловии к «Лекциям по физике» Хидеки Юкавы упомянута также биографическая книга Кейнса о Ньютоне, но имеется в виду печатное издание этой лекции или более обширный труд, из контекста неясно.

Интересовался литературой и драматургией, оказывал финансовую помощь Кембриджскому художественному театру, что позволило этому театру стать, хотя и только на некоторое время, наиболее значительным британским театром, расположенным вне Лондона.

Кейнс учился в Итоне, в королевском колледже в Кембридже, причём в университете учился у Альфреда Маршалла, который был высокого мнения о способностях студента. В Кембридже Кейнс принимал активное участие в работе научного кружка, которым руководил популярный среди молодёжи философ Джордж Мур, был членом философского клуба «Апостолы», где завязал знакомство со многими своими будущими друзьями, ставшими впоследствии членами Блумсберийского кружка интеллектуалов, созданного в 1905-1906 гг. Например, членами этого кружка были философ Бертран Рассел, литературный критик и издатель Клив Белл и его жена Ванесса, литератор Леонард Вулф и его жена писательница Вирджиния Вулф, литератор Лайтон Стрэчи.

С 1906 по 1914 годы Кейнс работал в Департаменте по делам Индии, в Королевской комиссии по индийским финансам и валюте. В этот период он пишет свою первую книгу - «Денежное обращение и финансы Индии» (1913), а также диссертацию по проблемам вероятностей, основные результаты которой в 1921 году были опубликованы в работе «Трактат о вероятности». После защиты диссертации Кейнс начинает преподавать в Королевском колледже.

В период с 1915 по 1919 год Кейнс служит в Министерстве финансов. В 1919 году как представитель Министерства финансов Кейнс участвует в Парижских мирных переговорах и предлагает свой план послевоенного восстановления европейской экономики, который не был принят, но послужил основой для работы «Экономические последствия мира». В этой работе он, в частности, возражал против экономического притеснения Германии: наложения огромных контрибуций, которые в конечном итоге, по мнению Кейнса, могли привести (и, как известно, привели) к усилению реваншистских настроений. Напротив, Кейнс предлагал ряд мер по восстановлению экономики Германии, понимая, что страна является одним из важнейших звеньев мировой экономической системы.

В 1919 году Кейнс возвращается в Кембридж, но большую часть времени проводит в Лондоне, состоя в правлении нескольких финансовых компаний, редколлегии ряда журналов (был владельцем еженедельника Nation, а также редактором (с 1911 по 1945 гг.) журнала Economic Journal, занимаясь консультированием правительства. Кейнс также известен как успешный игрок на бирже.

В 1920-е годы Кейнс занимается проблемами будущего мировой экономики и финансов. Кризис 1921 г. и последовавшая за ним депрессия привлекли внимание учёного к проблеме стабильности цен и уровня производства и занятости. В 1923 году Кейнс публикует «Трактат о денежной реформе», где анализирует причины и последствия изменения стоимости денег, при этом уделяет внимание таким важным моментам, как влияние инфляции на распределение доходов, роль ожиданий, зависимость между ожиданиями в изменении цен и процентными ставками и т. д. Правильная денежно-кредитная политика, по мнению Кейнса, должна исходить из приоритета поддержания стабильности внутренних цен, а не ставить целью поддержание завышенного курса валюты, как это делало в тот период правительство Великобритании. Кейнс критикует проводимую политику в своём памфлете «Экономические последствия мистера Черчилля» (1925).

Во второй половине 1920-х годов Кейнс посвящает себя «Трактату о деньгах» (1930), где продолжает исследовать вопросы, касающиеся валютных курсов и золотого стандарта. В этой работе впервые появляется идея об отсутствии автоматической балансировки между ожидаемыми сбережениями и ожидаемыми инвестициями, то есть их равенства на уровне полной занятости.

В конце 1920-х - начале 1930-х годов экономику США поразил глубокий кризис - «Великая депрессия», охватившая не только американскую экономику - европейские страны тоже были подвержены кризису, причём в Европе этот кризис начался даже раньше, чем в США. Руководители и экономисты ведущих стран мира лихорадочно искали способы выхода из кризиса.

Как предсказатель, Кейнс оказался колоссально неудачлив. За две недели до начала Великой депрессии он делает предсказание о том, что мировая экономика вышла на тренд устойчивого роста и что рецессий не будет никогда. Как известно, Великая депрессия была предсказана Фридрихом Хайеком и Людвигом Мизесом за один месяц до её начала. Не понимая сути экономических циклов, Кейнс проигрывает во время депрессии все свои сбережения.

Кейнс был назначен членом Королевской комиссии по финансам и промышленности и Экономического консультативного совета. В феврале 1936 года учёный публикует свой основной труд - «Общую теорию занятости, процента и денег», в которой к примеру вводит понятие мультипликатора накопления (мультипликатора Кейнса), а также формулирует основной психологический закон. После «Общей теории занятости, процента и денег» за Кейнсом утверждается статус лидера в экономической науке и экономической политике своего времени.

В 1940 году Кейнс стал членом Консультативного комитета при Министерстве финансов по военным проблемам, затем советником министра. В том же году он публикует работу «Как оплачивать войну?». Изложенный в ней план подразумевает депонирование в принудительном порядке всех средств, оставшихся у людей после уплаты налогов и превышающих некоторый уровень, на специальные счёта в Почтовом сберегательном банке с их последующим разблокированием. Такой план позволял решить сразу две задачи: ослабить инфляцию спроса и уменьшить послевоенный спад.

В 1942 году Кейнсу пожалован наследственный титул пэра (барон). Был президентом Эконометрического общества (1944-1945).

Во время Второй мировой войны Кейнс посвящает себя вопросам международных финансов и послевоенного устройства мировой финансовой системы. Он принимал участие в разработке концепции Бреттон-Вудской системы, а в 1945 году вел переговоры об американских займах Великобритании. Кейнсу принадлежит идея создания системы регулирования валютных курсов, которая бы сочеталась с принципом их стабильности де-факто в долгосрочной перспективе. Его план предусматривал создание Клирингового союза, механизм которого позволил бы странам с пассивным платёжным балансом обращаться к накопленным другими странами резервам.

В марте 1946 года Кейнс участвовал в открытии Международного валютного фонда.

Научные достижения

Кейнс завоевал репутацию талантливого участника различного рода дебатов, и Фридрих фон Хайек несколько раз отказывался обсуждать с ним вопросы экономики. Хайек в свое время выступал с резкой критикой идей Кейнса, в спорах между ними нашло отражение противостояние англосаксонской и австрийской традиции в экономической теории. После выхода «Трактата о деньгах» (1930) Хайек обвинил Кейнса в отсутствии у него теории капитала и процента и в неправильном диагнозе причин кризисов. Надо сказать, что в некоторой степени Кейнс был вынужден признать справедливость упрёков.

Широко известна также дискуссия (часто называется Дискуссия о методе) Кейнса с будущим лауреатом нобелевской премии по экономике Яном Тинбергеном, введшим регрессионные методы в экономическую науку. Эта дискуссия началась статьей Кейнса «Метод профессора Тинбергена» (Professor Tinbergen’s Method ) в журнале «Economic Journal » и продолжалась в цикле статей разных авторов (между прочим, в ней принял участие и молодой Милтон Фридман). Однако, многие считают, что более интересное изложение этой дискуссии (в силу большей откровенности) было в частной переписке между Кейнсом и Тинбергеном, в настоящее время опубликованной в Кембриджском издании сочинений Кейнса. Смысл дискуссии заключался в обсуждении философии и методологии эконометрики, а также экономики вообще. В своих письмах Кейнс рассматривает экономику не столько как «науку о мышлении в терминах моделей», сколько как «искусство выбора соответствующих моделей» (моделей, соответствующих постоянно меняющемуся миру). Эта дискуссия стала во многом определяющей для развития эконометрики.

Научные труды

  • Денежное обращение и финансы в Индии (Indian Currency and Finance , 1913);
  • Экономические последствия мира (The Economic Consequences of the Peace , 1919);
  • Трактат о денежной реформе (A Tract on Monetary Reform , 1923);
  • Конец laissez-faire (The End of laissez-faire , 1926);
  • Трактат о деньгах (A Treatise of Money , 1931);
  • Общая теория занятости, процента и денег (General Theory of Employment, Interest and Money , 1936);
  • Трактат о вероятности.


  • Добавить в закладки

    Добавить комментарии

    Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes, 1883-1946) - английский экономист.

    Родился в Кембридже 5 июня 1883, в семье Дж.Кейнса, на протяжении многих лет занимавшего должность главного администратора Кембриджского университета. Кейнс учился в Итоне, затем в Кингз-колледже Кембриджского университета, который окончил в 1905. В университете вошел в группу интеллектуалов во главе с Л.Стрэчи («группа Блумсбери»). Окончив колледж, в течение года изучал экономику под руководство А.Маршалла и А.Пигу, в 1906 получил назначение в Управление по делам Индии. Свободное время посвящал изучению теории вероятностей и индуктивного метода, в 1908 получил должность в Кингз-колледже, а его диссертация этого время, дополненная и исправленная, была опубликована в 1921 под названием Трактат о вероятности (A Treatise on Probability).

    В 1908 Кейнс начал преподавать на экономическом факультете Кембриджского университета.

    Во время Первой мировой войны Кейнс был приглашен на работу в казначейство (министерство финансов), где отвечал за отношения с союзниками и валютные резервы. Был направлен представителем министерства на Парижскую мирную конференцию, выступал против взыскания репараций с Германии, считая это решение шагом к дестабилизации экономики Европы.

    Вернувшись к обязанностям преподавателя в Кингз-колледже, Кейнс продолжал исследования экономического положения в Европе, в частности в своей работе Пересмотр мирного договора (1922) и серии статей в приложениях к «Манчестер гардиан», вышедших под общим названием Восстановление Европы (1922). В Трактате о денежной реформе (A Tract on Monetary Reform, 1923) исследовал проблемы денежной реформы и безработицы. Вскоре после войны Кейнс занялся предпринимательской деятельностью, и к 1937 накопил немалое состояние. Назначенный казначеем Кингз-колледжа, он значительно улучшил финансовое положение этого учебного заведения. В 1911-1944 выполнял обязанности редактора «Экономического журнала» («Economic Journal»), опубликовал большое количество статей в крупнейших газетах. В 1925 женился на балерине Лидии Лопуховой.

    Кейнс занимался исследованием экономических проблем, которые нашли отражение в его трудах Трактат о деньгах (Treatise on Money, 1930) и Общая теория занятости, процента и денег (The General Theory of Employment, Interest and Money, 1936). Кейнс доказывал несостоятельность концепции саморегулирующейся экономики и предлагал ряд мер по кредитованию, денежному обращению и обеспечению занятости населения.

    В июне 1942 Кейнс стал членом палаты лордов как барон Тилтон, в 1943-1944 принимал участие в подготовке и принятии соглашения в Бреттон-Вудсе о создании МВФ и Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).

    Книги (3)

    Впечатления о Советской России. Должно ли государство управлять экономикой

    Дж. Кейнс — известный английский экономист, основатель нового направления в политэкономии. Кейнс посетил Советский Союз трижды — в 1925, 1928 и 1936 годах. Во время первой поездки он даже принял участие в праздновании 200-летия Российской академии наук.

    В своей книге, критикуя большевизм за чрезмерную жесткость и следование марксистским догмам, он все же видит в нем силу, способную сконструировать новую систему, осуждающую личное обогащение и наполняющую общество новой религией — «новой верой». Кейнс подробно пишет обо всех достоинствах и недостатках советской экономической модели.

    Книга дополнена другими работами Кейнса, в которых он развивает свою теорию о государственном регулировании экономики.

    Избранные произведения

    Имя Джона Мейнарда Кейнса — человека, «вылечившего» западную экономику от «великой депрессии» 30-х годов и заложившего основы ее процветания в послевоенный период, известно сегодня во всем мире.

    Автор книги «Общая теория занятости, процента и денег», других выдающихся произведений, Кейнс разработал принципы макроэкономики — науки об основах государственного регулирования рынка и рыночных отношений.

    Всем, кто хочет познакомиться с лучшими образцами мировой экономической науки, — от студентов и аспирантов до экономистов-практиков, руководителей общественных служб и политических деятелей.

    Общая теория занятости, процента и денег

    Джон Мейнард Кейнс является настолько крупной фигурой в истории экономической мысли, что его основная работа представляет бесспорный интерес как для научных кругов, так и учащихся.

    Оригинальное содержание работы и важность вытекающих из нее практических заключений обусловили ее лидирующее положение среди трудов по экономике. Теория Кейнса далеко перешла за границы, определенные проблемой безработицы в Англии. Она дает интерпретацию рыночных отношений в целом и содержит полное обновление экономической теории и методов ее анализа.

    Именно эта книга явилась манифестом «кейнсианской революции», которая оказала серьезное воздействие на развитие экономической науки и политических решений XX века.

    Доктор экономических наук И. ОСАДЧАЯ.

    Наука и жизнь // Иллюстрации

    Чета Кейнсов, изображенная на картине У. Робертса. 1935 год.

    Джон Мейнард Кейнс. Портрет работы Гвена Раверта. 1908 год.

    Лидия Лопухова в спектакле "Остроумные дамы", на котором Кейнс впервые ее увидел. Лондон. 1918 год.

    Джордж Бернард Шоу (слева) и Джон Мейнард Кейнс в Кембридже. 1926 год.

    В июле 1944 года Кейнсы находились в Бреттон-Вудсе. Предстояла трудная конференция о послевоенных основах международных валютных отношений.

    Одна из последних фотографий Кейнсов; Лидия провожает мужа в Палату лордов. 17 декабря 1945 года.

    Десять лет тому назад журнал (Наука и жизнь №№ 11 и 12, 1997 г.) опубликовал мою большую статью о знаменитом английском экономисте и государственном деятеле, оказавшем огромное влияние на всю современную экономическую теорию и особенно на экономическую политику правительств развитых капиталистических стран. Если развитие капитализма не кончилось крахом и пошло не так, как это предсказывали классики марксизма, то этим оно в немалой степени обязано Дж. М. Кейнсу. Именно его идеи способствовали основательной перестройке капитализма, превращению его в смешанную систему, в которой действие рыночного механизма, заключенное в цивилизованные рамки законов, увязано с государственным регулированием экономики.

    Да и современная экономическая теория немыслима без того вклада, который внес в нее Дж. М. Кейнс, основав, по сути дела, новый ее раздел - макроэкономику, ставшую в том или ином виде основой макроэкономической политики правительств всех стран с рыночной экономикой. Но понятие "вклад" - нечто застывшее, общепринятое, устоявшееся, - для характеристики кейнсианства явно недостаточно. Труды Кейнса (ныне это 33 тома полного собрания сочинений) и наиболее известная, главная его работа "Общая теория занятости, процента и денег" для одних стали неисчерпаемым источником вдохновения и поисков новых применений его теоретических принципов в условиях меняющейся действительности, для других - материалом критики, но, так или иначе, его труды явились поистине движущим мотором современного развития экономической теории.

    Как писал когда-то известный сторонник кейнсианства Дон Патинкин: "В истории современных экономических идей "Общая теория" Кейнса знаменита не только революцией, которую она вызвала в макроэкономике, но и тем легендарным процессом критики и дискуссий, который сопровождал ее развитие". Судьба "Общей теории" уникальна. По сей день эта книга остается произведением, самым упоминаемым в современной экономической литературе.

    Недавно мне вновь пришлось вернуться к Кейнсу в связи с выходом в свет перевода на русский язык его двухтомной биографии, написанной известным биографом Кейнса, английским историком и экономистом Робертом Скидельски. Именно из этой книги я узнала много интересного о судьбе его жены - замечательной женщины и балерины из антрепризы известного пропагандиста всего нового в русском искусстве Сергея Дягилева - Лидии Лопуховой. Узнала о той роли, которую она сыграла в жизни нашего героя. Возникла мысль: а почему бы не рассказать о нашей соотечественнице, "музе", казалось бы, сухого теоретика-экономиста и жесткого государственного деятеля? В том-то и дело, что подобное представление о Кейнсе - лишь часть правды о нем как о человеке.

    Кейнс был чрезвычайно многогранной личностью. Он не только экономист, но и философ, любитель литературы, музыки, живописи и театра. Еще студентом он переводил с латыни стихи средневековых поэтов. Огромное место в его жизни, особенно в первой ее половине, занимала дружба с членами известного объединения английских интеллектуалов, художников и писателей - Блумсберийского клуба. Будучи богатым человеком, он выступал и как крупнейший меценат, помогавший своим блумсберийцам, и не только им, покупал картины многих других художников-современников, а позднее спонсировал театральные постановки, в особенности балет. Лидия Лопухова, покорившая Кейнса и ставшая его женой, как бы замкнула круг его занятий. Она соединила его профессиональные интересы, связанные с экономикой, с бескорыстной любовью к искусству. И этим очень интересны их отношения.

    Русские сезоны, Дягилев и появление Лидии в Лондоне

    Чтобы понять, как балерина Лидия Лопухова вошла в жизнь Кейнса, следует напомнить некоторые важные факты в культурной жизни Европы накануне Первой мировой войны. В 1909 году Сергей Дягилев, создав труппу "Русский балет Дягилева", впервые вывез ее в Париж. Начались знаменитые русские сезоны, которые буквально ошеломили западную публику не только новым словом в балете, новыми оперными постановками, новыми голосами (прежде всего Шаляпиным), но конечно же и необыкновенным синтезом танца, живописи художников-новаторов и музыки новых композиторов - вначале преимущественно российских, а затем и европейских. Хореографы - М. Фокин и Л. Мясин. Композиторы - И. Стравинский, С. Прокофьев, Мануэль де Фалья, М. Равель, К. Дебюсси. Художники - Л. Бакст, А. Бенуа, П. Пикассо, А. Головин, Н. Гончарова и М. Ларионов. И, наконец, такие знаменитые танцовщики, как В. Нижинский, С. Лифарь, А. Павлова, Т. Карсавина и другие. Лидия Лопухова была приглашена в эту замечательную компанию в 1910 году (до того она танцевала в Мариинском театре, а в 1907-1910 годы в обществе своего брата Федора Лопухова и Анны Павловой совершила турне по США). В 1915 году она стала одной из ведущих танцовщиц труппы Дягилева.

    Родители братьев и сестер Лопуховых не имели никакого отношения к балету. Правда, отец - выходец из крестьян Тамбовской губернии - был капельдинером Александрийского театра и театр очень любил. Может быть, именно поэтому четверо из пяти его детей поступили учиться в Петербургское Императорское театральное училище (благо, как вспоминает Федор Лопухов, учеников принимали туда бесплатно и на полное иждивение). Первым поступил Федор (1886-1973), ставший впоследствии крупнейшим балетным хореографом Советской России, отдавший большую часть своего творчества Мариинскому и частично Большому театрам. Затем в училище поступили сестры Евгения и Лидия и, наконец, брат Андрей. Пятый брат, Николай, закончил Электротехнический институт. Только Лидия оказалась за границей, остальные жили в России.

    Впервые Кейнс увидел Лидию Лопухову в 1918 году во время первых гастролей балета Дягилева в Лондоне: вслед за Парижем дягилевская антреприза потрясла своим искусством и лондонскую публику. Именно тогда завязалась их дружба. В 1921 году состоялась их вторая встреча, когда Лидия окончательно покорила его сердце. В одном из писем Кейнс писал: "Она представляется мне совершенством во всех отношениях".

    Лидия сильно отличалась от круга его блумсберийских друзей, особенно женской части, с ее экстравагантностью в суждениях, одежде, образе жизни. Недаром и сами блумсберийцы были встревожены: Лидия не из их среды и, по их мнению, совсем не подходила по внутреннему миру Кейнсу - их другу, покровителю и главному источнику денежных средств. Но именно тем, что не нравилось блумсберийцам, и пленила Лидия нашего героя. У нее был острый ум, большое чувство юмора, веселый и живой характер. Как отмечал племянник Кейнса Мило Кейнс, она действительно не любила участвовать в беседах блумсберийцев о высших ценностях, морали, религии, о душе, политике или общественных проблемах. А если и включалась в разговоры об этом, то быстро прерывала их насмешливыми замечаниями.

    Лидия была очень женственна. Приведу только одно весьма благожелательное описание портрета этой женщины: "Ростом чуть ниже среднего, она обладала небольшой, хорошо сложенной фигурой... Волосы у нее были очень светлые, кудрявились у лба и собирались небольшим пучком на затылке, у шеи. У нее были маленькие синие глаза, бледные пухлые щеки и забавный нос, смахивавший на клюв колибри и придававший редкую пикантность выражению ее лица. По-английски она говорила хорошо, с привлекательным акцентом. И в обычае у нее было делать глубокие замечания под видом легкой шутки". Это описание дополняет отзыв биографа Кейнса: "Ее обаяние, веселость и озорство повсюду делали ее любимицей зрителей".

    В 1925 году Кейнс и Лидия поженились. Интересная подробность. Властный Дягилев обычно категорически возражал против замужества своих балерин. Один из его биографов, С. Федоровский, пишет: "Он допускал кое-какие исключения лишь в тех случаях, если такая связь оборачивалась социальными преимуществами и денежной выгодой. Так, балерине Лидии Лопуховой, ставшей женой Кейнса, влиятельного английского экономиста, было разрешено остаться в труппе".

    Брак с Кейнсом оказался на редкость удачным и счастливым. Разница профессиональных интересов не только не препятствовала, но еще более скрепляла их союз. Начать с того, что Кейнс нашел в лице своей жены вполне понимающего и отзывчивого партнера, с интересом и адекватно реагирующего на волнующие его проблемы.

    Сразу после первого знакомства в 1918 году он посылает ей свою знаменитую работу "Экономические последствия мира" - результат его участия в Парижской мирной конференции, на которой подвели итоги Первой мировой войны и подписали Версальский мирный договор. В этой работе Кейнс выступил с резкой критикой договора, видя в нем угрозу послевоенному развитию капитализма в Европе. Он считал, что репарации с Германии должны учитывать ее способность выплатить их, чего подписанный договор отнюдь не предусматривал. В знак протеста он даже сложил с себя полномочия советника английской делегации и ушел "в страдании и ярости" из казначейства. В книге "досталось" всем руководителям союзных государств, участвовавшим в подписании Версальского договора, - и Клемансо, и Вильсону, и Ллойд Джорджу.

    Так балерина впервые познакомилась с образом мыслей и неуступчивым нравом своего будущего мужа.

    В 1923 году Кейнс совместно с компаньонами на деньги созданного им фонда выкупает журнал "Нация и Атенеум", и Кембриджская школа получает возможность широко распространять через журнал свои идеи. Центральными темами журнала стали позиции, пропагандируемые самим Кейнсом: необходимость остановить возврат к золотому стандарту, добиться здорового урегулирования репараций с Германии и вооружить либералов философией государственного управления экономикой. Лидия оказалась в числе первых читательниц журнала, причем заинтересованных - свои впечатления она высказала его редактору и автору ряда статей. (По этому поводу блумсберийка Вирджиния Вульф, писательница и активная противница брака Кейнса с Лопуховой, не без ехидства писала: "Видно, теперь ей приходится читать "Нацию". Какие трагедии выпадают на долю этих попугайчиков...".)

    В 1924 году Кейнс сообщает Лидии о начале работы над новой книгой - речь шла о "Трактате о деньгах", - которая вышла в 1930 году. В ней Кейнс приходит к окончательному выводу о том, что вся экономическая теория, а не только ее денежные аспекты, нуждается в кардинальном обновлении. Требовалось привести теорию в соответствие с новыми экономическими реалиями, характеризующими капитализм двадцатого столетия.

    В 1928 году он пишет Лидии о своем неблагоприятном впечатлении от доклада "Промышленное будущее Британии", подготовленного по заказу Ллойд Джорджа. При всем при этом он отмечает важные политические проблемы, затронутые в докладе: роль государства в экономике и необходимость классового примирения в промышленности. В докладе намечался так называемый средний путь между индивидуализмом и государственным социализмом.

    Начиная с 1931 года Кейнс подробно информирует жену о ходе следующей работы, которая должна была перевернуть самые основы прежней теории. Речь шла о создании "Общей теории, процента и денег". Когда в 1936 году книга вышла в свет и наступил период острых споров вокруг нее, подробные отчеты о них мы тоже встречаем в письмах к Лидии. (Как всегда, сообщения по существу перемежались у Кейнса с меткими замечаниями и остротами. Сообщая, к примеру, о дискуссии в Обществе Маршалла, он добавляет: "Студенты зверски наслаждались, следя за петушиным боем".)

    Новый этап меценатской деятельности Кейнса

    Кейнс не принадлежал к числу тех, кто всю жизнь следит за своими расходами на потребление. Он не был склонен к экстравагантности, но, когда у него были деньги, тратил их не на текущие нужды, а на красивую жизнь. Связь, а затем брак с Лидией Лопуховой сделали меценатство Кейнса еще более разнообразным. Наряду с приобретением картин, ценных рукописей и книг деньги пошли на субсидирование балета и театра. Теперь это во многом было связано с карьерой Лидии. Ей было уже более 30 лет (начало заката для балерины).

    И хотя она продолжала танцевать - и с большим успехом - ведущие партии в таких балетах, как "Спящая красавица" Чайковского, "Карнавал" Шумана, "Петрушка" Стравинского, сама труппа Дягилева переживала нелегкие времена. Уходили многие талантливые танцовщики и хореографы, нужны были новые личности, и для всего требовались деньги. Деньги Кейнса во многом продлили жизнь и самой труппы, и выступлений Лидии Лопуховой. Появляются и новые проекты. В 1929 году она танцует в балете Баланчина (впоследствии всемирно известного хореографа, вышедшего из труппы Дягилева и основавшего Американский балет) "Темные и красные розы".

    В это же время под патронажем Кейнса она объединяет группу молодых балерин и танцовщиков Англии, получившую название "Общество Камарго" (по сценическому имени знаменитой бельгийской танцовщицы XVIII века Анн Куппи), и продолжает танцевать сама. Балетом "Коппелия" она завершает свой последний балетный выход в 1933 году в большом гала-концерте на сцене театра Ковент-Гарден. Интересно и другое. Именно "Общество Камарго" (оно прекратило свою деятельность в условиях глубокого экономического кризиса в 1933 году) стало тем ядром, которое впоследствии заложило основы балетной труппы Ковент-Гардена и вообще способствовало возрождению этого знаменитого театра Великобритании.

    Итак, с балетом Лидия покончила. Но на этом она не успокаивается. В ней просыпается талант драматической актрисы. Поддерживаемая азартом своего неугомонного мужа, она уже готовится выступить в пьесе Шекспира "Двенадцатая ночь...", что увенчалось заметным успехом. У самого Кейнса появляется новый грандиозный план: он решает начать строительство кембриджского Театра искусств, в котором конечно же должна была играть его Лидия. Но дело не только в ней. Кейнс вообще считал театр необходимым звеном в образовании студентов. Он писал, в частности: "Хороший маленький театр... так же необходим нам для понимания драматических искусств с их сложной зависимостью от литературы, музыки и художественного оформления, как лаборатория для экспериментальной науки. Замечательная особенность нашего поколения в том, что мы далеко продвинулись в возвращении театру... того места в ряду серьезных интересов университета, какое он занимал в начале семнадцатого столетия".

    Строительство театра завершилось в 1936 году (кстати, одновременно с выходом в свет "Общей теории"). Театральный сезон, конечно, был открыт с участием Лидии, сыгравшей главные роли в ряде ибсеновских пьес. Критика отозвалась благоприятно, и даже блумсберийцы, не говоря уже о Кейнсе, были в восторге. Как писал Скидельски, "следующий год он проводил большей частью в хлопотах вокруг этих двух своих творений, переключая ум со споров с собратьями-экономистами на заботы о сценической карьере Лидии и обеспечение приличного меню и обслуживания в театральном ресторане".

    Знакомство с Россией и США

    Женившись на Лидии, Кейнс, естественно, не мог не побывать в России, хотя бы для того, чтобы встретиться с оставшимися там родственниками жены. Правда, ему был интересен проводившийся в России эксперимент, однако ни к марксизму, ни к социализму никаких симпатий он не проявлял. Он считал, что государство не должно пытаться брать на себя функции частного предпринимательства, а лишь восполнять его упущения.

    Интересно, что именно в этот период в Кембридже Кейнс отчаянно сражался и с "правыми", и с "левыми". "Справа" были экономисты-неоклассики, придерживавшиеся прежних теоретических взглядов и отвергавшие всякие попытки государственного вмешательства в экономику (наиболее известный из них - Ф. Хайек). "Слева" же - собственные марксисты, которых в Кембридже оказалось особенно много (кстати, именно в Кембридже советская разведка завербовала наиболее крупных агентов). Вот что пишет по этому поводу Скидельски: "Ярчайшие и лучшие (в том числе студенты) ухватились за марксизм как за орудие борьбы против войны, фашизма и безработицы. Число членов действовавших в университете Социалистического общества и Лейбористского клуба, которые одинаково дышали преимущественно марксистскими идеями, ко времени начала гражданской войны в Испании выросло до 1000, то есть они вобрали в себя пятую часть студентов".

    Кейнс посетил Советский Союз трижды - в 1925, 1928 и 1936 годах. Во время первой поездки он даже принял участие в праздновании 200-летия Российской академии наук. Кроме того, благодаря сохранившимся связям жены с ленинградскими родственниками и некоторыми русскими эмигрантами он из первых рук мог знать, что происходило в тогдашней России.

    Надо заметить, что первоначальное отношение Кейнса к российскому большевизму не было однозначно отрицательным. Еще в 1921 году во время Генуэзской конференции (где ему очень понравился Чичерин) он высказывался в том смысле, что большевизм - это "преходящая горячка". Как отмечает Скидельски, "Кейнс никак не мог предполагать, что Советский Союз есть новая форма державного государства, способного стать еще более опасным врагом либеральных ценностей, чем солдаты и дипломаты". В 1925 году, критикуя большевизм за НЭП, Кейнс все же видел в нем силу, способную сконструировать новую систему, осуждающую личное обогащение и наполняющую общество новой религией - "новой верой". Но обольщение длилось недолго. После второго визита, в 1928 году, Кейнс окончательно пришел к выводу, что цена "новой веры" слишком высока. "Там больше заботятся о самом эксперименте, чем о том, чтобы "делать дело"", - писал он в одном из писем. Опыт России, где складывалась тоталитарная система в условиях жесткого всеобъемлющего планирования и административного регулирования, и его результаты наглядно убеждали Кейнса, что избранный им самим способ "делать дело" - на основе косвенного, финансового регулирования свободной рыночной экономики - является единственно эффективным.

    Сталинские чистки 1930-х годов приводили и его и Лидию в ужас, но в публичных высказываниях и в письмах оба проявляли большую осторожность, чтобы не повредить остававшимся за железным занавесом ее родственникам. Лучшее, что они могли сделать, это посылать им время от времени посылки.

    Российский эксперимент еще более убедил Кейнса в правильности пути, который он намечал теоретически и который практически воплощался в это время в США. Впервые он посетил эту страну в 1934 году, в самый разгар Великой депрессии 1930-х годов. Проводившийся в этот период Новый курс Рузвельта вызывал у него полное одобрение. Наверняка вспоминая московские впечатления, он писал: "Здесь, а не в Москве находится экономическая лаборатория мира. Заправляющие ею молодые люди великолепны. Я поражен их компетентностью, проницательностью и мудростью".

    Болезнь Кейнса и последние годы жизни Лидии

    Начиная с 1936 года у Кейнса усиливается заболевание сердца. Он много времени теперь проводит в своем имении в Тилтоне, которое приобрел (в аренду) в 1926 году. Тилтон они с женой просто обожали, он особенно сближал эту пару. Здесь, в Тилтоне, Кейнс написал бoльшую часть страниц "Трактата о деньгах" и "Общей теории". Теперь, когда болезнь обострилась, жизнь в Тилтоне становится более налаженной и почти постоянной. Лидия уже не думает о своей театральной карьере. Ей к этому времени всего 45 лет, но она превращается в самую заботливую сиделку. Как отмечает Скидельски, "до сих пор Лидия была в центре его забот; в оставшиеся годы жизни он стал ее заботой... в уход за мужем она внесла дисциплину, которой отличалась в роли прима-балерины".

    Дом в Тилтоне к этому времени уже был основательно перестроен. Согласно новому договору о пятидесятилетней аренде тилтонского поместья и тилтонского леса, Кейнсы стали владельцами нескольких ферм, на которых выращивали овец, коров, свиней. В лесу разводили фазанов и куропаток. Вот как описывает Скидельски этого нового Кейнса - сельского сквайра: "Долговязый, ссутулившийся экономист в саржевом пиджаке и соломенной шляпе, сопровождаемый своей крошечной, похожей на птицу женой с ее русским акцентом и экзотическими косынками, производил, должно быть, странное впечатление на окрестных селян, попадавшихся в пути, когда они медленно, тяжело дыша, прогуливались вокруг своего небольшого поместья". "Какое облегчение осесть со всеми своими манатками и подушками, собранными в одном месте", - писала Лидия свекрови. Если бы не болезнь, которая то усиливалась, то отступала, жизнь приобрела бы почти идиллический характер, хотя Кейнс отнюдь не был сельским жителем, и, как только позволяло сердце, он снова бежал в Кембридж или Лондон "скрипеть пером" или выступать по поводу все более сгущавшихся событий в экономической жизни и на мировой арене.

    С началом Второй мировой войны Кейнс как будто обретает второе дыхание и начинает часто выезжать в Лондон. В это время он - советник (неофициальный) Министерства финансов, а также один из директоров Английского банка. Выступает по целому ряду кардинальных практических проблем своей страны: по проблемам военных финансов - в начале войны и проблемам социального обеспечения и занятости - в конце ее. Как и во время Первой мировой войны, разрабатывает проект финансовой политики, направленной на предотвращение инфляции вследствие роста военных расходов.

    Кейнс категорически против фиксирования цен и введения нормирования (именно этот путь отстаивали лейбористы и профсоюзы). В ответ на подобные предложения он ехидно отвечает: "Политика фиксированных цен плюс пустые полки, встречающие покупателей в магазинах, - путь, по которому много лет идут российские власти, это, несомненно, один из "наилучших" путей предотвращения инфляции!" Инфляцию, считает он, может предотвратить только ограничение спроса за счет новых налогов и принудительных сбережений, которые после войны в виде "отложенного спроса" могли бы быть использованы для увеличения расходов и стимулирования экономики. Все эти идеи он изложил в брошюре "Как оплатить войну".

    Не забывает он в это трудное для страны время и о необходимости поддерживать культуру. В 1942 году Кейнс становится председателем Совета содействия музыке и искусства, основанного для поддержки музыкантов, актеров и художников. Впоследствии, в 1945 году, по его предложению эта чисто благотворительная организация превратилась в Совет искусств Великобритании; кроме того, в том же году он стал председателем комитета Ковент-Гардена.

    Несколько ограничить кипучую деятельность мужа удается только Лидии. Она же сопровождает его во время целого ряда поездок в США, где Кейнсу приходилось вести очень трудные переговоры по поводу военной помощи, оказываемой США Великобритании, а впоследствии - по вопросам послевоенного устройства мира.

    Наиболее ответственной оказалась поездка 1944 года, когда он принял участие в Бреттон-Вудской конференции, на которой были зафиксированы послевоенные основы международных валютных отношений и приняты решения о создании Международного валютного фонда и Всемирного банка. Как писала Лидия, "Бреттон-Вудс был сумасшедшим домом, в котором большинство... было загружено работой сверх человеческих возможностей". Но отдыхать было рано. В 1945 году они снова в США и Канаде. Теперь ведутся переговоры о свертывании военной помощи. И, наконец, в феврале 1946 года Кейнс и Лопухова вновь отправляются в Америку, на этот раз на торжественное заседание по случаю открытия Международного валютного фонда и Всемирного банка. Кейнс назначен управляющим в оба учреждения.

    Несмотря на напряженный график не забывают они и о балете! Накануне отъезда оба посещают гала-представление в Ковент-Гардене, где исполнялась "Спящая красавица", столь памятная обоим в дягилевской постановке 1921 года, в которой Лидия так понравилась Кейнсу. А по приезде в Нью-Йорк они посещают балетные спектакли старого товарища Дж. Баланчина.

    21 марта они вернулись домой. Однако здоровье Кейнса к этому времени было уже сильно подорвано, и ровно через месяц, 21 апреля 1946 года, после очередного сердечного приступа его не стало.

    Лидии Лопуховой было в это время 53 года. Без Кейнса она прожила еще 36 лет, но эти годы ничем примечательным не ознаменовались. Она писала: "И теперь, без него, мне так одиноко. Свет погас. Я в горе и плачу". Некоторое время она еще проявляла интерес к театру и балету, однако уже с начала 60-х годов окончательно уединилась в милом ее сердцу и воспоминаниям Тилтоне. Умерла Лидия в 1981 году, и племянник Кейнса - Ричард Кейнс развеял ее прах на том же холме Даунс, где в свое время был развеян прах ее мужа.

    Джон Мейнард Кейнс родился в Кембридже, Кембриджшир (Cambridge, Cambridgeshire), 5 июня 1883-го, в семье, принадлежащей к верхушке среднего класса. Его отец Джон Невилл Кейнс (John Neville Keynes) был преподавателем экономики и философии. Его мать Флоренс Ада Браун (Florence Ada Keynes) стала первой женщиной-мэром Кембриджа.

    Кейнс выиграл стипендию на обучение в Итонском колледже (Eton College) в 1897-м, где преуспел по многим предметам, в том числе по математике и истории. В 1902-м он перешел в Королевский колледж в Кембридже (King"s College, Cambridge). Один из его преподавателей, Альфред Маршалл (Alfred Marshall), буквально упросил Джона, в котором разглядел огромный потенциал, стать экономистом.



    В 1906-1914 гг. Кейнс написал свою первую книгу, "Денежное обращение и финансы Индии", когда работал в Департаменте по делам Индии (India). После защиты диссертации, основные темы которой были отражены в его "Трактате о вероятности", Кейнс стал преподавателем в Королевском колледже.

    В 1930-х Кейнс был главной движущей силой революционного движения в экономической мысли. Он низверг старые идеи неоклассической экономики и утверждал, что недостаточный совокупный спрос может привести к затяжным периодам высокого уровня безработицы. Согласно кейнсианской экономике, государство должно было оставить свою политику невмешательства, чтобы смягчить "бумы и спады" циклов экономической активности. Кейнс также выступал за использование фискальных и монетарных мер для смягчения негативных последствий экономических спадов и депрессий. После начала Второй мировой войны идеи Кейнса, связанные с экономической политикой, были приняты ведущими западными экономистами. В 1942-м Кейнс получил звание барона.

    В 1921-м Кейн написал, что безумно влюбился в Лидию Лопокову (Lydia Lopokova), известную русскую балерину. Он утверждал, что в первые годы ухаживания за Лопоковой образовался нестандартный любовный треугольник, одной из граней которого был молодой психолог и писатель Себастьян Спротт (Sebastian Sprott). Кейн питал романтические чувства как к Себастьяну, так и к Лидии, но в конечном итоге остановился на балерине. Они поженились в 1925-м. Брак оказался счастливым, хотя у пары не было детей.

    Кейнс умер от сердечного приступа, 21 апреля 1946-го, в поместье Тилтон, графство Суссекс (Tilton, Sussex). Лопокова скончалась в 1981-м.

    Влияние идей Кейнса ослабло в 1970-х, частично из-за проблем, притеснявших англо-американскую экономику еще с начала этого десятилетия, частично из-за критики Милтона Фридмана (Milton Friedman) и других экономистов, которые пессимистично оценивали способность правительства регулировать цикл деловой активности. Тем не менее, мировой финансовый кризис 2007-2008 гг. вызвал новую волну интереса к кейнсианской мысли. Кейнсианская экономика помогла заложить теоретический фундамент для экономической политики, принятой Джорджем Бушем (George W. Bush) в США (USA), премьер-министром Великобритании (UK) Гордоном Брауном (Gordon Brown) и другими главами государств в ответ на кризис.

    В 1999-м журнал "Time" включил Кейнса в список "100 самых важных и влиятельных людей 20-го века".

    Лучшие дня

    С детства неравнодушна к эстраде