Во сколько можно есть когда держишь уразу. Простые правила при соблюдении поста в рамадан

Рамазан – это девятый месяц мусульманского лунного календаря, который является одним из четырех священных месяцев. Именно во время Рамазана соблюдается довольно-таки строгий пост Ураза. Пост является одним из основных пяти столпов Ислама, поэтому все верующие обязательно держат Уразу. Этот пост является обязательным для всех мусульман старше двенадцатилетнего возраста. Бывают, конечно, некоторые исключения из правил, позволяющие не придерживаться поста или сделать его менее жестким и ограниченным. К таковым исключениям, например, относятся беременность, болезнь или же преклонный старческий возраст. Но стоит отдельно поговорить о том, как правильно держать Уразу женщине, чтобы пост пошел на пользу не только в духовно-религиозном плане, но и в плане оздоровительном. Ведь пост, на самом деле, это та же , только более долгосрочная, поэтому необходимо следить за состоянием своего организма, чтобы «встряска питания» пошла ему на пользу, а не во вред.

Как держать пост Ураза женщинам?

Основная специфика мусульманского поста Уразы заключается в том, что количественный или качественный состав пищи абсолютно не регулируется, то есть, употреблять в пищу можно абсолютно любые продукты, конечно же, все-таки памятуя об умеренности. Важнейшую роль играет исключительно время приема пищи. Во время Уразы ежедневно с рассвета солнца и до его заката мусульмане ничего не употребляют в пищу. Также в это время они воздерживаются и от интимной близости. После же заката солнца и до его восхода разрешается вкушать в пищу любые блюда. Интимная близость в темное время суток также является разрешенной, хотя некоторые, особенно строгие верующие, предпочитают и вовсе воздержаться от любых сексуальных контактов на весь тридцатидневный срок поста.

По мусульманским традициям принято после заката собираться большими семьями, чтобы отведать после дневного голодания разнообразных вкусных блюд. Так как готовятся эти блюда в дневное время женщинами, то им, конечно же, разрешается пробовать еду во время ее приготовления. Мужчинам это категорически запрещено.

Вообще во время Уразы запрещено употреблять алкоголь, курить, принимать какие-либо лекарства, кроме тех, которые необходимо принимать ежедневно, например, инсулин и так далее. Для женщин кроме этого списка есть еще и отдельные ограничения и рекомендации. Например, во время Уразы стоит воздержаться от макияжа, от духов и украшений. Яркий макияж или слишком сильный аромат, исходящий от женщины, считается нарушением поста.

Отдельно стоит упомянуть и о . Если время цикла выпадает на Уразу, то в эти дни женщина может временно воздержаться от поста, но потом эти дни придется, так сказать, «отработать», добавив их к изначальным тридцати дням.

Когда нельзя держать Уразу женщине?

Хотя для многих верующих их религиозные правила стоят превыше всего, не стоит забывать и о важности своего физического состояния, здоровья. Особенно это важно именно для женщин, как для продолжательниц рода.

Так как Ураза все же является довольно жестким постом с продолжительным временем голодания, то на вопрос, можно ли держать Уразу беременной женщине, ответ однозначен: нет. Вообще голодание в профилактических целях является весьма полезным для организма, так как является своеобразной встряской. Но организм беременной женщины вдвое больше нуждается в питательных веществах, поэтому столь длительное время голодовки может самым худшим образом сказать как на здоровье женщины, так и на здоровье будущего ребенка.

Это касается и того, можно ли держать Уразу кормящей женщине. Так как матери в период кормления грудью необходимо получать разнообразные питательные вещества для того, чтобы было молоко и чтобы оно было полезным для ребенка, длительные голодовки в это время противопоказаны. Они могут привести к пропаже молока. Либо же оно просто не будет содержать в себе питательных веществ, необходимых ребенку.

В этом году Рамадан выпал на самый знойный и жаркий период лета. Учитывая длину светого дня, повышение температуры воздуха более 30 градусов, хотелось бы попытаться помочь верующим в этот благословенный период. Для того чтобы во время поста нам легче было совершать благие поступки, наше тело должно быть здоровым, крепким, устойчивым к трудностям, а мы, в свою очередь, должны всячески стремиться помочь собственному организму справляться с этими трудностями.

Если говорить о правилах гигиены и ухода за телом, то стоит вернуться, хотя бы, к курсу основ безопасности жизнедеятельности и вспомнить основные правила, совпадающие с рекомендациями врачей:

— Очень важным является ношение в жару головных уборов.

— Отказ от одежды из синтетических тканей, от облегающей одежды, которую, впрочем, и так носить воспрещается, особенно женщинам! Необходимо носить свободную одежду из натуральных тканей.

Медицинские работники советуют не носить мужчинам тугие ремни и галстуки.

— Закрывать наглухо окна (днем, при наличии кондиционера, во избежание перегревания помещения).

— При наличии кондиционера важно помнить о том, что температурная разница с улицей не должна превышать 10 градусов, в помещении с кондиционером нельзя находиться в мокрой одежде. И непосредственно стоять или сидеть под прямым воздушным потоком.

— По возможности находиться в помещении, особенно в середине дня, когда солнце особенно жаркое.

— Если вышли на улицу, не находиться длительное время под прямыми солнечными лучами.

— На ночь проветривать помещение.

— Ежедневно проводить влажную уборку помещения.

Как правильно питаться в месяц Рамадан?

Если говорить о питании, то стоит соблюсти также несколько простых правил и пост для вас будет более легко переносим. Самое первое правило для постящихся людей и даже не соблюдающих пост – избегать переедания и полного заполнения желудка!

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наихудший сосуд, который может быть наполнен сыном Адама (человеком) – это его желудок. Человеку достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. Если сказать больше, то треть (желудка) – для пищи, треть – для питья и треть – для дыхания» (Ахмад ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Второе правило – правильный подбор продуктов на ифтар и на сухур. После продолжительного поста не стоит моментально налегать на еду. Хватает 3 фиников, воды, или хурмы, или даже 2-3 маслин для того, чтобы желудок получил сигнал и начал нормально функционировать. Резкий приём большого объёма пищи может привести к ухудшению состояния здоровья в целом, а не только к подрыву желудочно-кишечного тракта. Организм, как машина, которую нужно завести, прогреть и только потом отправиться в путь.

Продукты питания, содержащие белок, имеют свойство замедлять процесс пищеварения, отсюда появляется долгое чувство сытости. При выборе блюд важно избегать чрезмерно маслянистой, жирной, жаренной пищи, а также чересчур сладкой. Сначала необходимо уменьшить потребность организма в жидкости, для этого прекрасно подойдут суп, айран, компот или молоко, они заполнят пустоту в желудке и на первое время избавят от резкого чувства голода. После такого начала трапезы желательно сделать перерыв, если спустя 10 минут вы не перехотите есть, то можете продолжить. Не забывайте про овощи, орехи, фрукты и хлеб. На сухур лучше всего кушать яйца, варенье, сыр, овсяную кашу, грецкие орехи, хлеб, бананы и другие фрукты.

Ну и, конечно же, третье правило, но не менее важное – вода, а точнее жидкость, норма среднего объёма ежедневного приёма которой у женщин составляет примерно 2,7 литра, у мужчин же это 3,7 литра в жаркое время. Лучше всего пить зелёный чай, слегка подсоленную воду, стараться не пить газированные напитки, избегать очень холодных и сладких жидкостей.

Также одна из важных основ — принимать пищу нужно в строго выдержанных пропорциях, завтрак до зари должен быть плотным, а ужин после заката - легким. Вкусная, полезная, витаминизированная и разнообразная пища будет способствовать хорошему пищеварению и самочувствию на целый день.

Придерживаясь этих простых правил, вы сможете без особых нарушений соблюдать весь период поста. Питайтесь правильно и будьте здоровы.

Кому можно не поститься в Рамадан?

Условий, возлагающих на человека обязанность соблюдения поста в месяце Рамадан, четыре:

— быть правоверным мусульманином,

— умственная полноценность,

— достижение возраста совершеннолетия,

— физическая способность поститься.

Не соблюдать пост разрешается в следующих случаях:

— во время болезни;

— во время путешествия;

Об этих двух категориях людей в Священном Коране говорится (смысл): «Тот, кто из вас болен, и пост может быть вреден при этой болезни, а также тот, кто в пути, имеет право не соблюдать пост. Он должен поститься такое же число дней в другое время (когда вернется из поездки или выздоровеет)» (Сура аль-Бакара, аят 184).

— детям, несовершеннолетним по Шариату;

— потерявшим разум;

— людям в бессознательном состоянии (потерявшим сознание);

— пожилым людям, которые не в состоянии соблюдать пост;

— беременным и кормящим грудью;

— женщинам во время месячных кровотечений и в период послеродового очищения поститься запрещено;

— людям, выполняющим очень тяжёлую работу и не имеющим иного источника пропитания, кроме этой работы.

Если человек чувствует сильный голод или жажду, и опасается, что может умереть или, что с его здоровьем может произойти что-либо серьезное, то он может прекратить свой пост и восполнить его позже, потому что сохранение своей жизни – обязательно. Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (ан-Ниса 4:). В Коране также сказано (смысл): «Не ввергайте самих себя в гибель» (Сура аль-Бакара, аят 195).

При каких заболеваниях дозволено не поститься в Рамадан?

— Выраженное поражение головного мозга. При выраженной энцефалопатии организм просто не сможет адекватно отреагировать на состояние стресса.

— Пожилой возраст - старше 70-80-ти лет, при наличии тяжелых заболеваний и сильной изношенности организма. В этом возрасте люди частенько имеют хронические заболевания, некоторые из которых находятся в состоянии декомпенсации. При таких заболеваниях поститься противопоказано, так как резервы пораженного органа истощены. И дополнительный стресс вроде голодания в течении дня, особенно в жаркое время года, окажется очень опасным.

— Резкое истощение, например, после тяжелой болезни. В этом случае у человека в организме не осталось запасов питательных веществ, энергетических резервов, которые помогли бы ему продержаться в период поста. Голодание приведет к еще большему истощению.

— Обострение серьезных хронических заболеваний - это уже стресс для организма. Он бросает все силы на то, чтобы справиться с болезнью. В этот период организм нуждается в повышенном потреблении витаминов, микроэлементов, белков, жиров, углеводов и жидкости. Если мы лишаем его необходимых веществ - он может взять их из старых запасов, но когда они исчерпаются, организм перед болезнью окажется полностью безоружным.

— Опухоли любого характера и любой локализации. Опухоль «вытягивает» из организма все питательные вещества. Люди, страдающие опухолевыми заболеваниями, выглядят истощенными. Если в этот период держать пост, то опухоль «вытянет» все запасы питательных веществ на себя. Организму нечем будет сдерживать рост опухоли, потому что у нормальных клеток просто не будет питательных веществ.

Сердечно-сосудистые заболевания. При ишемической болезни сердца мышца находится в таком состоянии, что ей не хватает питания для нормальной работы. Коронарные сосуды, кровоснабжающие сердце, плохо выполняют свою функцию. Еще раз повторим, что пост - это стресс. Во время голодания активизируется гормональная система организма. Выбрасываются гормоны щитовидной железы, адреналин, норадреналин. Эти гормоны оказывают влияние на сердечную мышцу, заставляют ее сильнее работать. Поэтому во время голодания часты приступы стенокардии, а при усиленной физической нагрузке можно получить и инфаркт. При нехватке жидкости в организме, кровь сгущается, что может привести: к инфарктам, инсультам и может способствовать формированию тромба.

— Язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта в период обострения. Во время поста при возникновении чувства голода, в желудке вырабатывается большое количество соляной кислоты, которая разъедает слизистую желудка и возможно прободение язвы.

— Сахарный диабет. Длительное голодание при сахарном диабете, особенно первого типа и при тяжелом течении второго типа диабета, возможны гипер и гипогликемические комы, когда сахар в крови или резко понижается, или резко повышается до высоких значений, что может привести при несвоевременном оказании медицинской помощи к летальному исходу.

— Тиреотоксикоз — это такое заболевание, при котором щитовидная железа вырабатывает повышенное количество гормонов. При голодании происходит выброс значительного количества гормонов щитовидной железы, что может спровоцировать развитие тиреотоксического криза.

— Заболевания крови. Эта группа заболеваний весьма обширна. Заболевания крови опухолевые — лейкозы, миелолекозы. При анемиях пищевого происхождения, связанных с недополучением какого-то вещества, например, железа при железодефицитных анемиях, можно только усугубить течение заболевания, не давая организму того вещества, в котором он нуждается.

Если у вас есть одно из выше перечисленных заболеваний и вы намерены соблюдать пост, рекомендуем обязательно проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Месяц Рамадан для всех мусульман – месяц воздержания, благих дел, молитв и чтения Корана. Пост в этом месяце заключается в полном воздержании от еды, питья и супружеских отношений от рассвета до заката. Однако духовный смысл поста заключается не только в простом физическом воздержании. Реальной целью поста является воспитание в человеке силы удерживаться от греха и совершать благие дела. Как сказано в Коране, пост был предписан верующим, чтобы они могли укреплять в себе благочестие — богобоязненность.

Статья разработана врачом высшей категории Рамилей Халитовной ХАБИРОВОЙ при содействии имам-хатыйба Исторической мечети г.Самара Аухадетдин-хазрата КАНЮКАЕВА.

Как правильно поститься в Рамазан? Все правила. Памятка для постящихся в священный месяц Рамадан 2016. Памятка актуальна не только в 2016 году. Сухур, Ифтар, МОЛИТВА “ТАРАВИХ”, ЗАКЯТУЛЬ-ФИТР И САДАКАТУЛЬ-ФИТР, ВОСПОЛНЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННО НЕ СОБЛЮДЕННОГО ПОСТА. ФИДЬЯ-САДАКА

Пост – это воздержание от приема пищи, питья, курения, а также от половой близости в светлое время суток, то есть со времени рассвета (начиная от утренней зари, которая наступает примерно за 2 часа до восхода солнца) до полного захода солнца, сопровождаемое обязательным намерением (ният).

Мусульманский пост по-арабски именуется словами «сыям» и «савм», означающими воздержание, самоограничение. Пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность правоверным на втором году хиджры после переселения в Медину Пророка Мухаммада в десятый день месяца Ша‘бан. Соблюдение поста месяца Рамадана предписано каждому разумному, совершеннолетнему мусульманину.

Пост в месяц Рамадан является столпом Ислама - религии покорности Творцу в соответствии с ниспосланными Им Законами. И, в связи с этим, если правоверный не соблюдает пост, тем самым он своими руками вырывает один из краеугольных камней здания, на котором основывается Ислам. Естественно, что спорна степень прочности здания, чья основа ущербна. «Вера - единое целое, не приемлющее раскола и расчленения. Если религию уподобим дереву, вопросы, относящиеся к вере и верованию – то это корни дерева, обряды - ветви его, благие дела - цветы, наказания - хранители его, молитвы - элементы, питающие его» . По этой причине каждый, призванный нести Ислам в жизнь, должен возвыситься этим поклонением.

Правила соблюдения поста в месяц Рамадан

Существует два следующих предписания поста:

  1. Намерение (ният) в сердце для соблюдения поста ради Аллаха. Словами оно может быть выражено так: Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля. Что в переводе означает: «Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».
  2. Полное воздержание от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, половых сношений в дневное время суток - от начала времени утренней молитвы (фаджр) до заката солнца.
Условия соблюдения поста
  1. Человек должен быть совершеннолетним (по шариату).
  2. Человек должен быть в здравом рассудке, то есть не душевнобольным.
  3. Человек должен быть в состоянии поститься, не должен быть больным.
От соблюдения поста освобождаются следующие категории людей, но всем им нужно будет восполнить все пропущенные дни поста:
  1. Путники, находящиеся в длительном путешествии. Согласно исламскому праву путником считается человек, отдалившийся от места своего проживания на расстояние 90 км или более и намерившийся оставаться на месте пребывания менее 15-ти дней. Если человек, находящийся в путешествии не затрудняется соблюдать пост, то при желании он может поститься. В Исламе нет предписаний об обязательности несоблюдения поста путниками.
  2. Больные, которые соблюдая пост, могут нанести вред своему здоровью и их состояние может ухудшиться.
  3. Женщины в период менструации и послеродового очищения.
  4. Беременные и кормящие женщины, опасающиеся за здоровье своего ребенка или за себя. Замечание: Люди, находящиеся в престарелом возрасте, которые не в состоянии держать пост или неизлечимо больные, должны вносить пожертвование за каждый пропущенный день поста в размере фидия-садака. Фидия-садака – это пожертвование, величина которого будет достаточна для прокормления одного бедняка два раза в день. Однако, если в будущем появятся силы и возможность соблюсти пост, то следует возместить пропущенные дни, и в этом случае данные пожертвования будут считаться за добровольную (нафиль) садаку.
Обстоятельства, нарушающие пост и требующие искупления - кяффара
  1. Преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению.
  2. Преднамеренная супружеская близость.
Обстоятельства, нарушающие пост и требующие возмещения:
  1. Попадание лекарств внутрь организма через нос и уши.
  2. Использование клизмы
  3. Преднамеренный вызов рвоты.
  4. Начало менструации или послеродового периода.
  5. Попадание воды в носоглотку при совершении омовения (тахарат, гусль).
Обстоятельства, не нарушающие пост:
  1. Если человек, забыв о посте, поел или выпил что-либо. Но, вспомнив о посте, он должен прекратить совершаемое им действие и продолжить пост. В хадисе сказано: «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает (продолжает) пост (в этот день). Поистине, это Всевышний накормил и напоил его» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
  2. Совершение полного омовения, а также принятие душа. Недолгое пребывание в бане.
  3. Опробование пищи на вкус, не проглатывая ее.
  4. Полоскание рта и промывание носа.
  5. После полоскания рта, заглотнуть остаток влаги со слюной.
  6. Закапывание в глаза лекарства, подкрашивание глаз сурьмой.
  7. Проглатывание остатка пищи, оставшегося между зубами, если его величина менее горошины.
  8. Чистить зубы мисваком, щеткой.
  9. Сдача крови, кровопускание.
  10. Вдыхание благовоний.
  11. Непроизвольный выход спермы.
  12. Рвота в малом объеме (непроизвольная рвота, самостоятельное возвращение части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренное вызывание рвоты без заполнения ею ротовой полости).

Сухур

Сухур – время перед рассветом, предназначенное для принятия пищи до наступления времени поста. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Принимайте пищу перед рассветом! Поистине, в сухуре – благодать!» (аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи).

Надо помнить, что прием пищи необходимо закончить до того, как начнет светать, до первых признаков приближения рассвета. Как и при любом приеме пищи, во время сухура не надо переедать, но в то же время следует поесть достаточно для того, чтобы набраться сил на целый день поста. Благословенности сухура: 1) сухур является действием Сунны; 2) сухур придает нам сил для ибaдата (поклонения); 3) сухур увеличивает нашу искренность в молитве, так как, благодаря раннему подкреплению пищей, мы не так сильно испытываем голод и слабость, которые могут отвлечь от благочестивых дел; 4) сухур помогает нам контролировать самих себя (свой темперамент), так как злость нередко вызывается сильным голодом; 5) сухур - это время, когда ду‘a особенно принимаются; 6) встав на сухур, мы также получаем возможность выполнить нaмaз-тaхaджуд и заняться зикром.

Ифтар

Ифтар – разговение, ежевечерний прием пищи по окончании дневного поста. Верующие, постившиеся в течение всего дня, благодарят Всевышнего за возможность пользоваться Его щедротами в месяц Рамадан и обращаются к Нему с мольбой о принятии Им их поста и прощении ошибок, совершенных ими по знанию и незнанию.
С заходом солнца пост прекращается, и он завершается обращением к Всевышнему: Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва ‘алейкя тавяккяльту ва ‘аляя ризкыкя афтарту фагфирлии йяя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту. Что означает: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя я уверовал, на Тебя я положился. Сделай разговение тем, что Ты мне дал. Прости мне, о Прощающий, те грехи, которые были ранее и будущие». Желательно не откладывать прием пищи на более позднее время. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Моя умма будет пребывать в достатке до тех пор, пока не начнет откладывать разговение на более позднее время и совершать сухур с ночи (а не под утро, специально вставая до утренней молитвы)»

МОЛИТВА “ТАРАВИХ”

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: “Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи”.

Время выполнения молитвы “Таравих” наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз “Витр” в эти дни выполняется после молитвы “Таравих”.

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. “Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома”.

О том, что Пророк и его сподвижники читали в “Таравихе” до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. Совершается молитва “Таравих” после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву “Таравих” до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

ЗАКЯТУЛЬ-ФИТР И САДАКАТУЛЬ-ФИТР

Словосочетания “закятуль-фитр” и “садакатуль-фитр” – это разные названия одного обязательного вида закята, который выплачивается в месяц Рамадан сразу по его окончании.

“Закятуль-фитр” – налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Ид уль-фитр, Ураза Байрам), а точнее – до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности. Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

По причине отсутствия четкого повествования об этом в текстах хадисов, исламские богословы оговорили два мнения о том, кто должен платить “закятуль-фитр”.

  1. Тот, кто имеет пропитание и все жизненно необходимое для себя и своей семьи на праздничный день, и при этом у него остается возможность выплатить (или передать продуктами) “закятуль-фитр”, то он обязан это сделать. Так считало большинство ученых.
  2. Человек должен быть из числа тех, кто выплачивает ежегодный обязательный закят, представляющий один из пяти столпов религиозной практики. Если верующий является таковым, то он выплачивает и данную милостыню от себя и всех, кто находится под его материальным обеспечением. Так считали богословы-ханафиты, проводя аналогию между “закятуль-фитр” и ежегодным обязательным закятом.
Исламские ученые единодушны в том, что “закятуль-фитр” выплачивается по тем же восьми направлениям, по которым выплачивается и ежегодный закят. Обычно верующие передают свой “закятуль-фитр” в местные мечети, которые в последующем распределяют его в соответствии с предписаниями религии. Важно отметить, что данная форма милостыни не может передаваться людям, далеким от понятий веры.

Начинается время возможной выплаты “закятуль-фитр” с началом месяца Рамадан. Так считала значительная часть исламских богословов, среди которых ученые шафиитского и ханафитского мазхабов. Более целесообразным будет выплата (или передача продуктами) за день или два до праздника завершения поста (‘Идуль-фитр).

Самым правильным будет выплата “закятуль-фитр” в промежутке между заходом солнца в последний день поста и до утра, до начала праздничной молитвы.

Если верующий не успел сделать это до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. По мнению всех ученых, оставлять это на более позднее время греховно.

Духовным управлением мусульман Европейской части России установлен размер “фитр-садака” в 2012 году:

  1. 100 руб. для малоимущих;
  2. 200 руб. для людей со средним достатком;
  3. от 300 руб. для состоятельных.

ВОСПОЛНЕНИЕ СВОЕВРЕМЕННО НЕ СОБЛЮДЕННОГО ПОСТА. ФИДЬЯ-САДАКА

Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнять несовершенный по той или иной причине пост только постом. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что “зима – это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи – молится”. Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т.д.

А вот выплата “фидья-садака” актуальна для тех, кто по наибольшей вероятности больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. “Фидья-садака” – это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше – среднесуточные затраты на питание).

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить “фидья” за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить “фидья” и из своих личных сбережений от его имени.

“Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается “фидья”. Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается “фидья”.

По милости Аллаха, мы вступили в благословенный месяц Рамадан – месяц поста, чтения Корана, когда награда за совершение благих деяний увеличивается многократно. Многие мусульмане будут в этом году в первый раз держать пост – поэтому, прежде всего, для них мы хотим составить эту небольшую памятку, сделанную в форме самых распространенных вопросов и ответов на них.

В первой части данной статьи рассказывается в общем — чем знаменателен этот месяц, когда верующим был предписан пост, кто освобождается от необходимости держать пост, в чем заключается пост и что нужно для его действительности. Ближе к началу месяца Рамадан мы, иншаАллах, опубликуем вторую часть статьи — где более подробно обсудим, какие действия нарушают и не нарушают пост и тому подобные вопросы.

Чем знаменателен месяц Рамадан?

Рамадан – это девятый месяц лунного календаря, именно в этом месяце нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) начало ниспосылаться Откровение от Всевышнего Аллаха, первые аяты Корана. Во время этого месяца мусульмане держат пост («саум» по-арабски, «ураза» на тюркских и персидском языках).

Когда верующим было предписано держать пост в Рамадан?

Соблюдение поста в месяце Рамадан было предписано в месяце Ша’бан, во втором году по хиджре. Само же предписание поста имело место и до Ислама, пост был предписан Всевышним и предыдущим народам, в частности, Ахлюль-китаб (иудеям и христианам), жившим до прихода Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Аллах в Коране сказал (смысл):

«О те, которые уверовали! Предписал Аллах и вам пост, подобно тому, как велел его соблюдать и тем народам, которые жили до вас. Соблюдая его, вы станете богобоязненными» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Отличительной чертой в соблюдении обязательного поста между мусульманами и былыми общинами является то, что мусульманам предписано его соблюдение именно в месяце Рамадан.

В каких аятах и хадисах говорится о необходимости поста?

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране сказал (смысл):

«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран, будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост…» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), переданном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), говорится:

«Ислам основывается на пяти составляющих: свидетельстве, что нет никого и ничего достойного поклонения кроме Всевышнего Аллаха; совершении обязательной пятикратной молитвы; выплате закята; совершении паломничества в Мекку; соблюдении поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 8; «Сахих Муслим», № 16).

Есть хадис, в котором рассказывается, как к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл некий бедуин и спросил: «Скажи мне, какой пост Всевышний предписал мне?» , на что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Соблюдение поста в месяце Рамадан» («Сахих аль-Бухари», № 1792; «Сахих Муслим», № 11).

Если человек не держит пост в Рамадан или отрицает его обязательность?

Соблюдение поста в месяце Рамадан является одним из столпов (основ) Ислама, а также явным предписанием, обязательность которого известна каждому мусульманину. Поэтому тот, кто не постится, будучи убеждённым в том, что это не обязательно, – впадает в неверие (куфр). Тот же, кто не соблюдает пост, не имея на это уважительной причины, не отрицая обязательность его соблюдения, является фасиком (нечестивцем, грешником).

В чем заключается пост во время Рамадана?

Во время поста от рассвета (по календарю — это время начала намаза фаджр) и до захода солнца (когда начинается намаз магриб) мусульмане не должны есть, пить и вступать в супружескую близость. До рассвета и после заката все это разрешается.

Когда начинается месяц Рамадан в этом году?

Месяц Рамадан в 2016 году (для жителей России) начинается с захода солнца 5 июня (первый день поста 6 июня) и продлится до 4 июля (5-е июля — праздник Ид аль-Фитр).

Поскольку в каждой стране используют разные методы определения начала Рамадана — метод наблюдения за луной или астрономические расчеты, то в разных частях земного шара начало лунного месяца может различаться примерно на сутки.

Что такое сухур и ифтар?

Сухур – это трапеза перед началом поста, ифтар – вечерний прием пищи после окончания поста.

Прием пищи перед началом поста (сухур) является Сунной и весьма желателен. Ифтар – разговение после окончания поста – хотя бы глотком воды – считается обязательным, нельзя держать пост несколько дней подряд, без перерыва.

Что еще, кроме воздержания от приема пищи и супружеских отношений, нужно для действительности поста?

Чтобы пост человека был действителен, необходимо также мысленно выразить намерение, что человек собирается держать пост. Это может быть просто осознание того факта, что завтра человек будет держать пост. Также всякое действие или мысль, которые указывают на решимость поститься, будут считаться ниятом, как, например, сухур (принятие пищи незадолго до намаза фаджр), или внутреннее решение подняться ото сна, чтобы совершить сухур, или обильное потребление пищи во время ужина с целью освободить себя от принятия пищи незадолго до наступления намаза фаджр.

Когда нужно выражать намерение на пост?

Намерение будет действительным, если человек совершил его с ночи до наступления рассвета и незадолго до полудня (до намаза зухр). Намерение нужно совершать перед каждым днем поста. Как уже сказано выше, какие-то действия – к примеру, прием пищи перед рассветом – будут также считаться намерением.

Что нарушает пост?

Попадание в желудок пищи или воды (это может быть не только прием пищи, но и питательные инъекции или клизмы с питательным раствором), а также вдыхание дыма (курение – для курящих), интимные отношения, а также выход семени (поллюция) — для мужчин.

Кто не держит пост в Рамадан?

Пост в Рамадан не разрешается держать женщинам во время месячных (хайд) и послеродовых кровотечений (нифас). Если женщина будет поститься во время хайда или нифаса, это считается грехом. Пропущенные дни поста нужно будет восполнить позже.

Не держат пост душевнобольные и умственно-отсталые люди, а также дети, не достигшие возраста булюг (полового созревания, после которого человек становится совершеннолетним по шариату, для мальчиков это 12-15 лет, для девочек – 9-15).

Также могут не держать пост беременные женщины и кормящие матери, путники (мусаффиры), больные, которые знают, что их состояние может ухудшиться из-за поста. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Шариатским путником (мусаффиром) считается человек, который отъехал от своего населенного пункта более чем на 88 км (по ханафитскому мазхабу). Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост, необходимо, чтобы путешествие продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост — то есть, он вышел в путь после времени фаджр-намаза, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост.

Однако, пропущенные по таким уважительным причинам дни поста обязательно нужно будет восполнить после окончания Рамадана (в любое время, в течение года, но желательно — до начала следующего Рамадана).

Что делать, если у человека какая-то хроническая болезнь, которая не позволяет ему держать пост (к примеру, диабет или язва желудка, когда нельзя долго быть без пищи)?

Если человек знает (из собственного опыта или так установил надежный врач, желательно, мусульманин), что его состояние ухудшается от продолжительного голодания, ему можно не держать пост. Если есть надежда, что его состояние улучшится, он может отложить пост на другое время (к примеру, на зиму или осень, когда дни будут короче). Если болезнь такого свойства, что улучшения не предвидится, то человек не держит пост вообще, вместо этого он должен выплатить т.н. фидия-садака , возмещение за пост. Ее сумма за один день поста должна быть примерно равна вашим средним расходам на питание на один день. Для европейской части России Совет муфтиев России, в частности, установил фидия садака в размере 250 руб за один день поста. Т.е. за весь Рамадан эту сумму следует умножить на 29 или 30 дней — в зависимости, от продолжительности месяца Рамадан в этом году.

Нужно иметь в виду , что если наступит момент, что человек почувствует облегчение от болезни, что будет в состоянии держать пост, ему нужно будет возместить посты за все пропущенные им годы, даже если он отдавал денежное возмещение вместо поста.

Если человек забыл, что держит пост и съел что-то, его пост нарушается?

Нет, забывчивость пост не нарушает, однако ему следует сразу же прекратить это, как только он вспомнил, что держит пост.

Если же человек проглотил воду или пищу по ошибке — допустим, проглотил нечаянно воду во время омовения, зубную пасту, когда чистил зубы, то его пост становится недействительным, и такой день поста нужно будет восполнить позже.

Когда постящемуся дозволено прервать пост?

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Или если он болен и почувствовал, что ему необходимо принять лекарство (к примеру, у него случился приступ астмы или сильная головная боль). Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь, в противном случае, затянется.

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развилась какая-то болезнь, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка.

Если человек знает, что сегодня ему необходимо держать пост, но совершает что-то, что его нарушает (ест, пьет), без уважительных причин?

В таком случае он должен совершить т.н. каффара (искупление поста).

Каффара (искупление) необходимо, если человек съел, выпил что-то или вступил в интимные отношения не по забывчивости, зная о необходимости держать пост.

В качестве каффара за нарушение поста в Рамадан нужно держать пост 60 дней подряд (без перерыва), либо выплатить денежное возмещение (если держать пост невозможно по состоянию здоровья).

Если же человек просто пропускает день поста (не начиная держать пост в этот день) — испугавшись за свое здоровье, по лени, и т.д. — ему необходимо лишь восполнить этот день позже, без каффары. Каффара требуется лишь если пост был начат, но прерван без уважительных причин.

Также нужно иметь в виду , что обязанность держать пост возлагается на человека с момента булюг (полового созревания, для девочек — с первой менструации и для мальчиков — с первой поллюцией), так что если человек по какой-то причине не начал держать пост в этом возрасте — по невежеству, отсутствию знаний или религиозного воспитания, ему нужно восполнить пропущенные посты . Это можно сделать в любое время года, подряд или вразбивку, кроме дней, когда держать посты не желательно или запрещено (как дни праздников).

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Даруль-Фикр и книги «Пост по ханафитскому мазхабу», выпущенной в Казани в 2013 году.

Рамадан – это священный для мусульман месяц обязательного поста Ораза, именно в это время людям был ниспослан Коран. В этот месяц миллионы людей по всему миру отказываются от приема пищи, читают Коран и выплачивают обязательную милостыню (закят аль фитр). Ифтар – вечерний прием пищи, который начинается сразу после захода солнца. Согласно переписи населения 2009 года, в Казахстане 70 процентов населения являются мусульманами. Искандер Салиходжаев решил рассказать, как держат Оразу в Казахстане, что едят на ифтар (вечерний прием пищи, который начинается сразу после захода солнца), а также о том, как лучше соблюдать пост.


По Григорианскому календарю в году 365 дней, по Хиджре (исламский лунный календарь) - 354, поэтому Рамадан за 33 года проходит через все циклы, смещаясь каждый год на десять дней. Легче всего держать Оразу зимой, когда дни короче. В жаркое лето, когда время от рассвета до заката равняется примерно 18- 19 часам, пост держат только самые преданные. Во время поста следует полностью отказаться от дневного приема воды и еды, а также от интимных отношений.


Рамазан , директор филиала банка:

– В школьные и студенческие годы я держал Оразу, но в последнее время в силу разных обстоятельств соблюдать пост не удавалось. Считается, что сложнее всего поститься летом – время между приемами пищи составляет 18 часов. И хотя у меня были проблемы со здоровьем (повышенное давление), в этом году я решил, что буду держать пост.


Айгерим , супруга Рамазана, приготовила на ифтар манты. Это особые манты, практически без жира, диетические. И хотя Айгерим сама не держит Оразу, она просыпается каждую ночь, чтобы приготовить мужу сареси – прием пищи перед рассветом. По высказыванию пророка, постящийся обязательно должен принимать сареси, если не едой, то хотя бы стаканом воды, ибо в нем благодать.


Традиционно вечерняя трапеза начинается с воды и фиников.


– Самое главное – это правильный настрой, – делится секретами Рамазан. – Рекомендую не пить ничего сладкого, желательно отдавать предпочтение воде, компоту из сухофруктов. Еще советую есть финики, они дают очень много энергии. Также хороши свежие салаты, в которых много клетчатки.


– Существует заблуждение, что на ифтар надо обязательно плотно поесть. Но это не так, не стоит сильно наедаться, ешьте в привычных количествах. Считайте, что вы просто изменили расписание приема пищи со дня на ночь.


Мейлан , управляющий магазином:

– Оразу держу уже 19 лет. Начал держать пост еще ребенком, это было несложно, к тому же это было зимой и всего 12 часов – с 6 до 18.00. Летом, конечно, намного сложнее в плане воды и жары. Но с моей нынешней работой особых сложностей нет, так как я работаю в кабинете с кондиционером.


Сестра Мейлана приготовила сегодня хинкали.



Перед трапезой Мейлан читает вечерний намаз. Мусульмане верят, что в этом священном месяце джины и шайтаны сковываются и открываются врата рая. Это помогает верующему преодолеть собственную страсть и нравственно воспитать себя.


Затем старшая дочь Аят приносит ему ужин.


– В еде особых ограничений не делаю, что приготовят, то и ем. Стараюсь, конечно, не налегать на соленое и рыбу, – говорит Мейлан.


Оразу держать не трудно, важно правильно настроиться и отбросить все сомнения. И самое главное, надо каждый день произносить ният (намерение) о том, что вы собираетесь держать пост, искренне, ради Аллаха. Ният произносится между ночным и утренним намазом.


Айни , рабочий:

– Я приехал сюда из Таджикистана, у нас в стране безработица, и поэтому многие наши граждане вынуждены работать на стройках в Казахстане и России.


– Ораза по-таджикски будет Роза. Я держу пост уже несколько лет подряд, сейчас даже и не вспомню, когда начал.


– Еду нам обычно готовит хозяйка дома, у которой мы делаем ремонт. Но сегодня мы приготовили сами.


– На ифтар у нас жареная картошка, лепешки и арбуз. Арбуз очень сочный, но не такой вкусный, как у нас на родине.


– В Таджикистане у меня большая семья – родители, жена и трое детей. Самая младшая дочь родилась месяц назад, я еще даже не видел ее. Если бы на Оразу я был дома, то мама приготовила бы мне вкусный плов и зеленый чай с пахлавой. Но здесь нам приходится есть прямо на стройке. Это испытание, которое мы должны выдержать.


– Мы долго работаем под палящим солнцем, и поэтому очень сложно держать пост: сильно потеешь и хочется пить. Но я нашел выход – в день два-три раза обливаюсь водой прямо в одежде. Это не запрещено, главное – не пить воду. А одежда быстро высыхает.


Бауыржан , продавец в магазине:

– Я несколько раз пытался держать Оразу, но не получалось. Последний раз в 2010 году я начал держать пост, но тогда я работал в столярном цехе и очень сильно уставал, так как были большие нагрузки. Однажды я упал в обморок, и мне сказали прекратить держать пост, иначе причиню вред здоровью.


– В этот раз, думаю, у меня все получится. Сначала я сомневался, но после первой недели уже привык.


Мама Бауыржана приготовила сегодня плов и купила тандырную самсу.


– Знаю, что в некоторых исламских странах в месяц Рамадан для рабочих введен специальный график – работают они полдня или вообще не трудятся. Но у нас светское государство, поэтому такое невозможно – сразу уволят.


Вячеслав (Махмуд) , газоэлектросварщик, Оразу держит уже пятый год:

– В одном из хадисов пророк Мухаммед сказал: "В этом мире есть две радости. Первая – когда человек торопится сделать ифтар, и вторая – награда за то, что он держал Оразу". Ораза во всем является благом, это милость Всевышнего, прощение грехов. И для здоровья тоже очень полезна.


– Ифтар я начинаю с воды и фиников, желательно чтобы вода была талая. После заморозки у нее особый вкус, более мягкий и свежий, она как новая. Еще желательно принимать в пищу талкан (толченное пшено), он очень хорошо усваивается организмом, и человеку легко переносить Оразу.


– Самое главное, с каким намерением человек держит Оразу. Он должен понимать, что делает это не потому, что так делал его отец или все вокруг, а чтобы снискать милость Всевышнего. Когда это осознание придет, то и держать Оразу будет легко.


Динара , журналист. Оразу держит более 10 лет:


– Многие заблуждаются, считая, что пост заключается только в том, чтобы не употреблять пищу. Мне кажется, в этом есть более глубокий смысл – это духовное очищение, подведение и переосмысление итогов года, борьба со своими слабостями и пороками. И самое главное, пост держится ради Аллаха. Если хадж или намаз человек совершает ради себя, то Оразу он держит ради Всевышнего.


Во время Рамадана, после приема пищи и ночной молитвы, совершается дополнительная молитва таравих, состоящая из 8 или 20 ракаатов.

– Для меня наступление месяца Рамадан – это праздник, который ждешь с нетерпением. Отрадно видеть множество молодых людей в мечетях, которые приходят на таравих (молитва). Особенно приятно, что сейчас практически во всех мечетях созданы условия для женщин, существуют отдельные места для совершения намаза.


Сегодня родственники пригласили Динару на ауызашар. Во время месяца Рамадан люди, даже не соблюдающие Оразу, устраивают у себя дома ауызашар и приглашают друзей и соседей.

Несмотря на то, что 70% населения являются мусульманами, большинство людей плохо разбираются в тонкостях шариата. Вместе с постящимися зовут и тех, кто не держит пост, что является ошибочным.

В Казахстане широко распространена практика давать ауызашар от имени бизнесменов, акимов и даже президента. Считается, что дающий ауызашар получает награду, равную ту, что снискал держащий Оразу. Пост имеет большое социальное значение, поскольку в это время состоятельные люди вспоминают о нуждающихся людях и помогают им. Во многих мечетях накрываются столы с бесплатным угощением.

Рамадан заканчивается трехдневным праздником Ораза-Байрам. Мусульмане вместе со своими семьями отправляются в мечеть на праздничную молитву. Все три дня в каждом доме гостей встречают щедро накрытые столы. В эти дни раздается милостыня и все мусульмане просят друг у друга прощения за прошлые обиды.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter