Что такое функциональная подготовка. Функциональные тренировки или изолированные упражнения? Показатели функциональной подготовленности

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
Функциональная
подготовка
направлена
на
повышение функциональных возможностей организма
спортсмена
и
совершенствование
деятельности
различных
систем
(дыхания,
кровообращения,
мышечной и др.).
В ходе функц. подгот. спортсмен повышает резервы
тех функц. систем организма, которые обеспечивают
результат в соревновании.
Функциональная подготовка входит составным
элементом во все виды подготовки. И физическая
подготовка, и техническая, и психологическая, и
тактическая, опираются на развитие функциональных
возможностей организма спортсмена.

Цель функциональной подготовки
обеспечить функциональную готовность спортсмена
к достижению максимально возможного для данного
периода и условий спортивного результата.
Задачи:
1. Максимальное повышение резервов тех
функциональных систем организма, от которых
непосредственно зависит спорт. Результат;
2. Обеспечение необходимого уровня состояния
функцион. систем, от которых результат
непосредственно не зависит, но зависит сосояние
здоровья(т.е. профилактика заболев.)
3. Повышение экономичности работы организма.

Применительно
к
спорту,
функциональная
подготовленность
рассматривается
как
уровень
слаженности
взаимодействия
(взаимосодействия)
психического, нейродинамического, энергетического и
двигательного компоненетов.
Каждое свойство, способность или двигательное качество
базируются
на
определенных
функциональных
возможностях организма, а в их основе лежат конкретные
функциональные
процессы.
Например,
такое
двигательное качество, как выносливость и все ее
разновидности в основном будет определяться и
лимитироваться уровнем развития основных механизмов
энергообеспечения

анаэробной
и
аэробной
производительностью, а также системой транспорта
кислорода.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в
обеспечении работоспособности спортсмена будет
определяться спецификой вида спорта, что будет
определять «функциональную специализацию». Кроме
того, функциональные возможности будут определяться
такими параметрами, как «функциональные резервы» и
способность их реализовывать – «функциональная
мобилизация».
Для того чтобы, управлять функциональной подготовкой,
необходимо знать и уметь определять уровень резервов
функциональных систем организма.

Все функциональные системы организма спортсмена условно можно разделить
на три группы и психику которая объединяет и придает целесообразность и
значимость спортивной деятельности.
Исполнительные системы
1. Опорно –двигательный аппарат: мышцы, кости, связки, сухожилия, суставы,
хрящи
Обеспечивающие системы:
1. Энергетическая: митохондрии, запасы АТФ, глюкоза, гликоген, жиры,
ферменты.
2. Система транспорта кислорода и продуктов обмена(ССС, Дыхательная сист.,
сист. крови, лимфы, межтканевой жидк.).
3. Системы пищеварения, выделения, обмена веществ,
Системы управления
1. Система восприятия и различения информации (Анализаторные системы)
2. Система обработки информации и выработки решений(ЦНС)
3. Система обратной связи и коррекции (ЦНС)
ПСИХИКА

Введение

Цель: Определить функциональную подготовленность студентов 1 курса по контрольным тестам.

Задачи:

  • 1) Собрать теоретический материал.
  • 2) Вычислить соотношение роста и веса по Кегле в апреле и в ноябре 2016г.
  • 3) Определить ортостатическую пробу (уд/мин), одномоментную функциональную пробу с приседанием (%) по пробе Руфье в апреле и в ноябре 2016г.
  • 4) Определить задержку дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи) в апреле и в ноябре 2016г.
  • 5) Провести анализ полученных результатов, оценить изменения полученных данных в динамике.

Актуальность: Одной из основных задач физического воспитания в вузе является повышение уровня физической подготовленности студентов. Для большинства обучающихся занятия физической культурой представляют собой не только основную, но часто и единственную форму их физического совершенствования. Поэтому занятию, направленному на повышение физической подготовленности, а также соответствующему контролю, должна отводиться более важная роль и уделяться больше внимания, чем это происходит в настоящее время на учебных занятиях по физической культуре в вузе.

Теоретическая часть

Одним из определяющих элементов системы физического воспитания в студенческой среде должна стать исследовательская программа, позволяющая посредством тестирования объективно оценивать уровень физической подготовленности занимающихся, осуществлять планомерную подготовку повышения степени их функциональной подготовленности, вести наблюдения за динамикой физического развития.

Функциональная подготовленность .

Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

  • Ш Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.
  • Ш Многие люди в занятиях физическими упражнениями предпочитают спортивные игры, отличающиеся большей эмоциональностью. Среди спортивных игр особое место занимает бадминтон. При игре в бадминтон даже новичок очень быстро достигает темпа, необходимого для улучшения «кондиции». Темп имеет большое значение в улучшении функционального состояния. Чем выше темп, тем лучше тренировочный эффект. Однако нетренированный человек должен в течение первых недель тренировки выполнять упражнения в спокойном темпе, увеличивая его постепенно.
  • Ш Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20% ниже, чем максимальный.

Функциональная подготовка - это планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами организма человека с использованием различных средств, методов физической, технической, тактической и психической подготовки. Целью функциональной подготовки в спорте является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого спортивного мастерства (Кудашова Л.Р., 2001).

Наиболее точно и полно понятие «функциональная подготовленность» применительно к спорту отражает следующее определение: «Функциональная подготовленность спортсменов - это относительно установившееся состояние организма, интегрально определяемое уровнем развития ключевых для данного вида спортивной деятельности функций и их специализированных свойств, которые прямо или косвенно обусловливают эффективность соревновательной деятельности» (В.С. Мищенко, 1990). Наиболее всестороннее представление о функциональной подготовленности можно получить исходя из ее четырехкомпонентной структуры, предложенной В.С. Фоминым (1984). При этом функциональная подготовленность рассматривается как уровень слаженности взаимодействия психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного результата, с учетом конкретного вида физических нагрузок и этапа подготовки занимающегося. Учитывая, что структуру деятельности и ее реализацию определяют морфофункциональные особенности организма занимающегося, совершенно очевидно, что в соответствии с компонентами деятельности, следует рассматривать и компоненты функциональной подготовленности к этой деятельности.

Для оценки уровня психической подготовленности необходимо исследовать как минимум три группы характеристик -- психическое состояние в данный момент (напряженность и др. признаки), профессионально значимые для конкретного вида физических упражнений психические качества (восприятия, внимания, прогнозирования и реализации действий, быстроты и точности реакций и др.), а также психическую работоспособность. Учитывая, что корковые процессы являются управляющим и организующим компонентом спортивной деятельности, необходимо исследовать основные нейродинамические характеристики -- возбудимость, подвижность, устойчивость и др. При этом важную роль играет оценка напряженности и стабильности вегетативной регуляции, дающей представление об эмоциональной напряженности организма. В исследовании энергетического компонента функциональной подготовленности основное внимание уделяется оценке аэробной и анаэробной производительности организма. Исследование двигательного компонента функциональной подготовленности, являющегося объектом педагогов и тренеров, предусматривает изучение и оценку профессионально значимых физических качеств (силы, скорости, ловкости, гибкости и др.) результатов выполнения контрольных (стандартных) упражнений, а в спортивных играх, кроме того, игровой двигательной активности. Из приведенной схемы вытекает: нельзя судить о функциональной подготовленности занимающегося, изучая и оценивая лишь один из составляющих ее компонентов.

Нельзя изучая «глобальные» характеристики работоспособности, выносливости, энергетической мощности или емкости, давать рекомендации по управлению подготовкой и прогнозами результатов на основании всего лишь определения содержания молочной кислоты в крови, взятой из пальца, или на основании лишь данных психологических тестов или опросников. Исходя из представлений о функциональной системе П.К. Анохина, для оценки функциональной подготовленности занимающегося значение имеют не столько изменения отдельных показателей, сколько характер и теснота взаимодействия между компонентами этой подготовленности. Это правило необходимо помнить и при планировании тренировочных нагрузок для начинающих заниматься спортом, и при исследованиях в большом спорте, при планировании и коррекции объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок спортсменов, которые подошли к пределу возможностей человека.

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы методологии тестирования отдельных компонентов функциональной подготовленности, оценки их взаимодействия и поиска интегральных характеристик эффективности адаптации организма к большим и околопредельным тренировочным и соревновательным нагрузкам. Уровень функционирования отдельных компонентов спортивной деятельности значительно изменяется в зависимости от ее режима. Этот уровень, повышаясь уже в предстартовом состоянии, достигает максимума в процессе выполнения соревновательной нагрузки, а в условиях относительного покоя он становится минимальным, характеризуя экономичность физиологических процессов в организме. Однако по характеру и интенсивности функционирования отдельных компонентов в этих различных условиях можно лишь приблизительно судить о функциональных резервах, т. е. о подготовленности каждого компонента. Это обусловлено в одних случаях невозможностью измерения большинства физиологических функций и нестабильным характером нагрузок (в силу множества причин), а в других случаях (в условиях покоя) -- их отсутствием.

Исследования, проводимые до и после тренировочных или соревновательных нагрузок, по тем же причинам не обеспечивают достаточную информативность физиологических характеристик. В связи с этим в практике физиологии и психологии труда и спорта широко используется принцип экспериментального тестирования функциональной подготовленности. Испытуемый выполняет строго дозированную (стандартную) профессионально значимую психическую или физическую нагрузки. Достаточно доступные измерения качества выполнения этих нагрузок и физиологических реакций позволяют косвенно, но достаточно объективно характеризовать уровень подготовленности исследуемого. При выборе стандартных тестовых нагрузок должны соблюдаться ряд требований: строгая дозировка и точность измерения её параметров, адекватность измеряемым функциональным свойствам и качествам, простота структуры тестовой нагрузки, не требующей специального обучения, портативность и надежность технического оборудования, удовлетворяющие полевым условиям обследования занимающихся физической подготовкой. По структуре выполнения различают две группы стандартных нагрузок - психические и физические.

В процессе выполнения этих нагрузок производится регистрация разнообразных физиологических функций - электрокардиограммы, артериального давления, легочной вентиляции и других. Среди важнейших критериев уровня физиологического компонента функциональной подготовленности человека к выполнению физических нагрузок следует отметить:

скорость перестройки деятельности отдельных органов и систем организма от уровня покоя на оптимальный рабочий уровень и скорость обратного перехода к уровню покоя, что характеризует хорошую приспособленность организма к физическим нагрузкам;

длительность удержания рабочих сдвигов различных функций на оптимальном уровне, что определяет адаптацию к работе постоянной мощности;

величину функциональных сдвигов при одинаковой работе, по которой можно оценивать уровень подготовленности занимающегося по более экономному выполнению нагрузки;

соответствие перестроек вегетативных функций переменному характеру работы, что характеризует адаптацию к работе переменной мощности;

прямо пропорциональную зависимость между уровнем потребления кислорода, ЧСС, минутного объема дыхания, кровообращения и мощностью работы, которая позволяет использовать различные нагрузочные тесты с регистрацией данных показателей для оценки работоспособности организма.

На основании сопоставления и анализа показателей физиологических реакций и качества выполнения тестовой нагрузки производится оценка и прогнозирование возможностей каждого из четырех компонентов функциональной подготовленности спортсмена. Управление функциональной подготовленностью организма носит комплексный характер и основано на разработке необходимых должных моделей, характеризующих резервные физиологические и биоэнергетические возможности спортсменов.

Подходы и методы к оценке функциональной подготовленности. Функциональную подготовленность оценивают как высокую, среднюю или низкую по уровню психических, физиологических и биоэнергетических резервов, экономичности их использования, что связано с биологическими способностями организма мобилизовывать, реализовывать, восстанавливать и устойчиво удерживать физиологические функции не только в одном тренировочном занятии, но и на различных этапах подготовки. Контроль и оценка функциональной подготовленности как многофакторной системы должны осуществляться комплексно по всем основным компонентам, ее составляющим: двигательному (физические качества, определяющие и лимитирующие работоспособность); энергетическому (анаэробная и аэробная производительность); нейродинамическому (параметры сенсомоторики) и психическому (восприятие, экстраполяция, оперативное мышление, тактическое мышление, волевые качества и др.).

Интегративным показателем функциональной подготовленности спортсмена является физическая работоспособность. Этот показатель является необходимым и информативным в углубленном комплексном обследовании (В.Н. Шамардин, В.Г. Савченко, 1997). Это объясняется тем, что у подготовленных лиц отмечается прямая зависимость технико-тактического мастерства (объёма и качества технико-тактических действий) от уровня физической работоспособности. В настоящее время контроль физической работоспособности осуществляется в основном только по показателю внешней механической работы (В.Л. Карпман и др., 1974; И. В. Аулик, 1979). В то же время известно, что физическая работоспособность зависит от целого ряда факторов, определяющих и лимитирующих ее (В.С. Мищенко, 1980, 1990; С.Н. Кучкин, 1986; В.Н. Артамонов, 1989). Отмечается, что работоспособность всегда обеспечивается функционированием одних и тех же систем организма, на ее уровень влияют одни и те же факторы, но роль этих систем и факторов различна в зависимости от спортивной специализации, возраста занимающегося и др. (И.А. Алешков, А.М. Невмянов, 1978; В.С. Фомин, 1984; Ю.В. Верхошанский, 1988).

При организации комплексного контроля необходимо четко представлять, какие именно факторы и частные показатели имеют ведущее значение для обеспечения высокой физической работоспособности на различных этапах подготовки занимающихся разной спортивной специализации. Основными структурными элементами физической работоспособности как многофакторной системы являются индивидуальная предельная мощность деятельности физиологических функций, экономичность расходования энергетических и функциональных резервов организма, рабочий диапазон эффективной деятельности физиологических функций и скорость протекания обменных процессов (В.С. Мищенко, 1980).

В ходе длительной подготовки занимающегося повышение уровня специальной работоспособности характеризуется линейной связью со спортивным результатом. Динамика же разных функциональных показателей обнаруживает различные тенденции. Для одних функциональных показателей, оказывающих существенное влияние на повышение результата лишь на начальном этапе тренировки, характерен замедляющийся темп прироста. Для других показателей типичен ускоренный прирост на среднем уровне мастерства, и затем некоторое его замедление. Третья группа функциональных показателей обнаруживает ускоренный прирост и имеет высокую корреляцию со спортивным результатом на этапе высшего мастерства. Наконец, часть функциональных показателей повышается относительно равномерно и незначительно как следствие целостной приспособительной реакции организма (Ю.В. Верхошанский, 1988; С. Н. Кучкин, 1999). Работоспособность - это способность человека эффективно выполнять деятельность (в заданных параметрах времени и конкретных условиях), сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме. Работоспособность определяется с помощью прямых и косвенных показателей.

физический культура адаптация организм

Физическое и моральное здоровье человека в некоторой степени зависит от способа жизни. Активное времяпрепровождение всегда полезно для поддержания организма в тонусе. Занятия спортом в классическом варианте дают некоторый результат, но постепенно отходят на второй план. Они отбирают много драгоценного времени и сил. На смену им приходят современные виды физической активности, а именно функциональный фитнес. Он тренирует не только мышцы, но и подготавливает тело к любым нагрузкам, укрепляет и оздоравливает его.

Что такое функциональный тренинг в фитнесе: суть и особенности

Функциональный фитнес – новое направление спортивных тренировок для подготовки тела к различного рода нагрузкам. Отличие от классического спорта заключается в упоре на интенсивность и проработку всех групп мышц. Он помогает развивать выносливость, гибкость, силу, баланс и грацию. Подходит для бывалого спортсмена и человека, абсолютно не подготовленного физически. Нагрузки регулируются за счет дополнительного веса и количества упражнений.

Что такое функциональная тренировка в фитнесе? По сути, она сходна с кроссфитом – известной всем системой физической подготовки. Оба подхода имеют одну общую задачу – натренированность всего тела. В комплекс занятий входят все возможные упражнения – от гимнастики и аэробики до тяжелой атлетики и кардионагрузок. Суть тренировки состоит в выполнении разных функциональных движений, которые постоянно меняются, через различные промежутки времени.

Функциональный фитнес включает в себя упражнения, которые тренируют и развивают мышцы

Главными особенностями и отличиями функционального фитнеса от других видов физических нагрузок являются:

  • высокая интенсивность тренировок, вырабатывающая выносливость организма;
  • пропорциональное развитие мышечной ткани и всего тела;
  • возможность задействовать любой инвентарь: тренажеры, фитболы, скакалки, турники, гантели, штанги, эспандеры, плиобоксы, коврики;
  • используются различные упражнения, знакомые многим из школьной программы, гимнастики, обычного фитнеса;
  • заниматься можно не только в спортзале, но и в домашних условиях;
  • не отнимает много времени, одна тренировка длится в среднем от 40 до 60 минут;
  • комплекс упражнений подходит для мужчин и женщин практически любого возраста.

Читайте также:

Слайдборды для фитнеса - сделай свою тренировку эффективнее!

Функциональный фитнес готовит человека к повседневной жизни, к непредвиденным физическим нагрузкам. Он помогает легко справиться с поднятием тяжелых сумок по ступенькам и длительным восхождением на горную вершину. Улучшается качество жизни, приятным бонусом выступает красивое тело и рельеф.

Акцентируя внимание на мышцах верхних и нижних частей тела, функциональные упражнения также помогают работе мышц средней части тела

Преимущества функциональных тренировок

Функциональный фитнес применяется не так давно, но уже успел привлечь в свои ряды многих профессиональных спортсменов и обычных людей, которые стремятся держать свое тело в тонусе.

Причин для такой популярности много:

  • одновременно прорабатываются несколько разных мышц и суставов, задействуются небольшие мышечные участки, которые не работают во время классических занятий на тренажерах;
  • укрепляется костный корсет, развивается его гибкость – это предотвращает многие бытовые травмы;
  • достигается общая цель – укрепить весь организм, а не отдельные его части;
  • улучшается координация движений, появляется чувство баланса и равновесия, существенно сокращаются риски падений на скользкой дороге и травмирования;
  • основное внимание уделяется работе с весом и габаритами собственного тела, а не со спортивным инвентарем и тренажерами;

Функциональные фитнес упражнения можно выполнять как в спортзале, так и дома

  • позволяет комбинировать личную целевую программу тренировок с функциональными упражнениями, так повышается эффективность и результативность стандартных занятий в спортзале;
  • помогает сжигать жир за счет ускорения обменных процессов в организме;
  • улучшает состояние опорно-двигательного аппарата, выпрямляет осанку, повышает двигательные возможности;
  • риск травмирования довольно низкий из-за равномерных нагрузок и отсутствия излишнего напряжения в суставах;
  • тонизирует сердечно-сосудистую систему, укрепляет сердечную мышцу;
  • подходит для людей с низкой физической подготовкой, а также после длительного перерыва в занятиях;
  • применяется в качестве восстановления после перенесенных заболеваний, родов, травм;
  • большое количество методик и комплексов упражнений позволяет составлять индивидуальную программу на любой вкус;
  • высокая результативность тренировок достигается благодаря равномерному распределению нагрузок и гармоничному развитию всего тела.

Читайте также:

Комплекс эффективных простых фитнес упражнений на диване

Эффект от функционального тренинга заметен не только внешне, но и по самочувствию. Приходит ощутимая легкость и гибкость в повседневной жизни. Поднять на 9-й этаж пакеты с продуктами, проносить целый день ребенка на руках, встать с глубокого кресла, не упасть зимой на скользком тротуаре становится легко выполнимой задачей.

Эти упражнения направлены на тренировку различных суставов и групп мышц

Варианты упражнений для функционального фитнеса

Функциональный тренинг предполагает использование упражнений с разных видов спорта – аэробики, гимнастики, тяжелой атлетики, фитнеса, пилатеса, бодибилдинга, кардионагрузок, кроссфита. За основу берутся всем известные приемы в различных вариациях, ничего нового и сложного не требуется.

Базу составляют следующие упражнения:

  • Приседания. Выполняются в классическом варианте на двух ногах, не отрывая ступни от пола. Можно также делать на одной ноге для развития баланса или с расставленными широко ногами для тренировки выносливости и устойчивости.
  • Скакалка. Упражнение, известное всем детям, делается на двух или одной ноге. Предпочтительно выполнять затяжной прыжок вверх, и успеть прокрутить скакалку дважды. Приходится сильнее отталкиваться и прыгать выше.
  • Выпады. Из положения стоя поочередно вышагиваем вперед каждой ногой, сгибая ее под прямым углом. Чем глубже получается выпад, тем лучше растягиваются мышцы.

Во время тренировок отмечен большой расход калорий, а, следовательно, можно отметить хорошие результаты от такой тренировки

  • Подтягивания. Можно делать на гимнастических кольцах, поднимая тело на 90°, затем выравнивая резко вверх и опуская в исходное положение. Второй вариант – на перекладине или турнике. Развивается сила рук, выносливость суставов.
  • Бег. Используется вариант из кроссфита, когда осуществляются быстрые пробежки на короткие дистанции (100–200 м) туда и обратно.
  • Штанга. Хорошая физическая подготовка позволяет усложнять упражнения весами. Оптимальный вариант: выполнять приседания со штангой на плечах, становую тягу из положения сидя.
  • Пресс. На начальном этапе делается классический вариант пресса с позиции лежа. Разнообразить программу можно скручиваниями в замедленном режиме, по типу пилатеса.
  • С инвентарем. Развивать равновесие и устойчивость поможет полусфера. Нужно встать на нее одной ногой, а другую немного приподнять, наклониться в позу ласточки, задержаться на несколько секунд, поменять ногу. С мячиком можно тренировать одновременно силу рук, поясницу, плечи, ноги. Нетяжелый мяч (до 2 кг) берем на вытянутых руках, приседаем поочередно по обе стороны, мяч опускаем к полу.

  • С гирей. Подготовится к путешествию с тяжелым багажом можно с помощью гири. Достаточно 5–8 кг весу. С положения стоя наклоняемся на присогнутых ногах и подымаем гирю, выпрямляемся с гирей в исходное положение.
  • Аэробика. Аэробные упражнения создают кардионагрузку, развивают выносливость. Применяются обычные танцевальные движения, шаги на степ-платформе, чередуясь с силовыми нагрузками (гантели, эспандер, медбол). Главное в такой тренировке – высокая интенсивность и координация движений.

Функциональные упражнения хороши, если разумно подходить к тренировкам. Новичкам следует начинать с несложных вариантов с весом своего тела, постепенно утяжеляя и интенсифицируя занятия. Бывалые спортсмены могут сразу приступать к более сложной программе. Важно соизмерять силы с физическими нагрузками, чтобы не навредить своему здоровью.

Фитнес-программы функционального тренинга

Единой программы занятий не существует, комплекс упражнений подбирается индивидуально. В фитнес-залах предлагается несколько готовых вариантов на выбор. Оптимальный вариант – пригласить профессионального тренера, который разработает эксклюзивную программу с учетом физической подготовки, возраста, состояния здоровья и желаемых результатов. При этом он будет контролировать правильность выполнения упражнений и уровень интенсивности.

Специалисты по фитнесу считают, что занятия спортом должны иметь больше свободы и больше разнообразных движений

Базовая подготовка предполагает занятия 2-3 раза в неделю с перерывами. На начальном этапе используется только собственный вес, никакие тренажеры и спортивные приспособления не нужны.

Что такое физическая и функциональная подготовка спортсмена? и получил лучший ответ

Ответ от Big Bang in my head[гуру]
Физическая - это как бы просто ОФП. Приседания там, отжимания и прочее. А функциональная подготовка - это подготовка, направленная на развитие качеств (движений), которые нужны именно для какой-то цели. Например, цель: выработать сильный удар для боксера. Берем гантелю и начинаем отрабатывать удар с отягощением - это и есть функциональная тренировка.

Ответ от День Умалишенных [новичек]
работать надо а не теории сочинять...


Ответ от Влад Ермоленко [новичек]
Функциональная подготовка направлена на развитие функциональных возможностей организма спортсмена и совершенствование деятельности различных систем (дыхания, кровообращения, мышечной и др.). В ходе нее спортсмен повышает физические, биохимические, физиологические, морфологические и другие резервы организма. Функциональная подготовка входит составным элементом во все ранее рассмотренные виды подготовки. И физическая подготовка, и техническая, и психологическая опираются на развитие функциональных возможностей организма спортсмена. Хотя все виды подготовки тесно связаны между собой, функциональную подготовку, на наш взгляд, следует выделить как самостоятельный вид подготовки, по нескольким причинам: во-первых, функциональные возможности спортсмена необходимо уметь измерять и планировать их развитие; во-вторых, функциональная подготовка во многом определяет успешность работы спортсмена в горах.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое физическая и функциональная подготовка спортсмена?

Функциональная подготовленность

О функциональной подготовленности судят как по показателям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций организмапри работе. Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки подбираюттакие, которые доступны всем обследуемым лицам независимо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям человека.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп восхождения пристеп - тестах, длительность работы и интервалы между пробами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа. В этой ситуации лучше подготовленный человек, работая более экономно за счет совершенной координации движений, имеет небольшие энерготраты и показывает меньшие сдвиги. Стандартные нагрузки бывают общие, неспециализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрические тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта (проплывание, пробегание отрезков с заданной скоростью или заданным временем, поддержание заданного статического усилия в течение необходимого времени и т. п.).

В случае выполнения предельных нагрузок тренированный спортсмен работает с большей мощностью, выполняет заведомо больший объем работы, чем неподготовленный человек. Несмотря на экономичность отдельных физиологических процессов и высокую эффективность дыхания и кровообращения, для выполнения предельной работы тренированный организм спортсмена затрачивает огромную энергию и развивает значительные сдвиги в моторных и вегетативных функциях, совершенно недоступные для неподготовленного человека.

Таким образом, особенности морфологических, функциональных и психофизиологических показателей организма человека в состоянии покоя характеризуют степень его функциональной подготовленности к определенной физической нагрузке. Также все показатели дополняются и анализируются в совокупности с медицинскими данными получаемые при обследованиях и врачебном контроле .

Показатели функциональной подготовленности

Изменения физиологических показателей у тренированных и нетренированных лиц при стандартных и предельных нагрузках имеют принципиальные различия.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности: более быстрое врабатывание,меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,лучше выраженное устойчивое состояние,более быстрое восстановление после нагрузки.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических усилий -- меньше подавление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше послерабочее их нарастание, чем у других лиц.

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), высокая скорость восприятия и переработки информации, хорошая помехоустойчивостью и др. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, ас другой -- большое количество нейропептидов и гормонов.

У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма -- 11 -12 колеб.- с` (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.- с1).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществспортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Следовательно, повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания. Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях).

Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц,увеличена длительность задержки дыхания что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно - сосудистойсистеме спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость наблюдается особенное увеличение объема сердца. Большой объем сердца -- до 1200 см3 -- характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы -- ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000 см3). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов -- 6 * 1012 * л"1 и гемоглобина -- 160 г * л1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000 г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700 г). Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Величины МПК, характеризующие аэробные возможности, достигают у выдающихся спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов и др.) 6 и даже 7 л/ мин для абсолютного МПК и 85-90 мл/ кг/мин для относительного МПК. Такие величины МПК позволяют спортсмену развивать значительную мощность передвижений и показывать высокие спортивные результаты. Огромны и величины суммарного потребления кислорода на всю дистанцию.

Высококвалифицированные спортсмены, работающие в зоне субмаксимальной мощности, отличаются очень высокими показателями анаэробных возможностей.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам и в частности, к особенной функциональной подготовленности купражнениям в избранном виде спорта .