Что такое монархия? Какие виды монархии существуют.

Все существовавшие когда-либо монархии можно условно разделить по типу ограничений и по типу устройства.

Монархии по типу устройства

Восточная деспотия - самая первая форма монархии, при которой правитель обладал абсолютной властью над всеми подданными во всех сферах жизни государства. Фигура монарха была сакральна и зачастую приравнивалась к фигурам богов.

Феодальная монархия характеризуется ведущей ролью монарха, однако большое влияние имеют и представители других сословий. В определенные исторические периоды верховный правитель был лишь «первым среди равных». Феодальная монархия в европейских странах прошла через три основных этапа: раннефеодальную монархию, вотчинную монархию и сословно-представительную монархию.

В период раннефеодальной монархии роль верховного правителя остается главенствующей. При вотчинной монархии существенно возрастает роль крупных землевладельцев (феодалов или вотчинников), которые оказывают сильное влияние на принятие решений монархом. Сословно-представительская монархия расширяет этот процесс. Доступ к власти получают представители всех или большинства сословий, возникают ранние формы парламентов.

Теократическая монархия может существовать в любой из существующих форм, однако здесь правитель государства является духовным отцом нации, то есть главой церкви.

Монархии по типу ограничений

Абсолютная монархия характеризуется развитой законодательной системой и государственными институтами. Власть монарха при этом является доминирующей во всех сферах, однако при этом сохраняются сословные привилегии и действия монарха в большей или меньшей степени ограничены законом.

Конституционная монархия - при этой форме правления власть монарха сильно ограничена конституцией. Существует в двух формах: и дуалистической.

При парламентской конституционной монархии полнота власти принадлежит выборному государственному органу, за монархом же сохраняются только номинальные функции.

При дуалистической монархии монарх и парламентские органы разделяют власть в стране, но при этом обе стороны имеют ограничения, степень которых различна в разных странах.

Также существует редкая форма выборной монархии, при которой верховный правитель избирается королевским двором, парламентом или представителями сословий. Выбираться он может как пожизненно (Ватикан), так и на ограниченный срок (Малайзия).

греч.-единовластие): политическая система, основанная на исключительной законной власти одного лица. Монархия является самым древним и стабильным в истории типом политической организации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

одна из форм монократии - единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма) монархия отличается наследственной (динамической) преемственностью власти (престола, короны) и семейно-родственным заполнением политического окружения.

Культурно-исторической основой происхождения монархии был социально-биологический механизм вождизма - появления у человеческой группы, жившей по нормам стайных животных, вождя и иерархии подчиненного ему окружения. Впоследствии такой вождь возглавлял племя, затем союз племен, предгосударственные и государственные образования, и постепенно складывалось представление о стране и народе как собственности государя.

Монархия находится в исторической оппозиции республиканской государственности и конкурирует с республиканской демократией, но может сочетаться с демократией монархической, т. е. с древнейшими формами племенной, военной, вечевой (в русских княжествах), городской (полисной) демократии (смешанное правление, по Аристотелю). Исторический смысл дилеммы «монархия - республиканская демократия», сформулированной еще политической философией античной Греции, объяснялся как проблема числа в политике: движение от 1 до множества (Платон. Республика, 291d, 302с). Движение от 1 до функционально, между монархией и демократией расположены все другие типы государственного строя, 1 и это крайности, поэтому они в истории то вытесняли друг друга, то сочетались друг с другом. В романской и средневековой традиции прочно удерживалась традиция титулярности монархии, т. е. правления, доверенного монарху народом - подлинным обладателем власти и права. Раннефеодальные монархии еще не обладали всей полнотой власти, которую они вынуждены были делить с племенными вождями и общинным самоуправлением в городах, нередко их функции были ограничены руководством военными операциями (выборные цари германских племен, новгородские князья на Руси). На Востоке и в Европе к началу Нового времени монархия постепенно абсолютно возобладала и приняла завершенную форму абсолютизма (в Европе) и самодержавия (в России) в процессе исторической концентрации и централизации власти. Абсолютизм получил теоретическое обоснование в концепции монархического суверенитета в сочинениях И. Санина («Просветитель», 1503) и Ж. Бодена («Шесть книг о республике», 1576). Монархия как форма правления постепенно пришла в упадок. Этот процесс начался с кон. 18 в. и продолжался в течение 19 и 20 вв. Монархии либо заменялись республиканским строем, либо принимали смешанные формы (конституционная, демократическая, парламентская), которые существенно ограничивали властные полномочия монарха, а зачастую сводили роль монарха в государстве к чистому представительству.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю правящей династии – монарху (королю, царю, шаху и т.п.). Монарх наследует государственную власть в определенном порядке, выступает единоличным главой государства.

Признаки монархической формы правления:

Существование единоличного носителя верховной государственной власти;

Династическое наследование верховной власти;

Пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти;

Отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия (например, по Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

Монархия – весьма гибкая и жизнеспособная форма правления. Она возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме стала основной формой государственного правления. Монархическая форма правления и не утратила своего значения и существует в ряде современных буржуазных государств (Англия, Испания и др.).

Виды монархии. С точки зрения полноты власти монарха выделяют две разновидности монархий: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия форма правления единодержавного характера: монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие (Россия XVII – XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, в современный период - Бруней). Основным признаком абсолютной монархии является неограниченная и не перед кем неподотчетная власть монарха. В таком государстве нет парламента – законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха.

В настоящее время абсолютная монархия – редкая форма правления. Признается, что по всем показателям она существует в Омане, Брунее. Здесь нет представительного органа, король одновременно является верховным судьей.

Абсолютной монархии присущ авторитарный режим. Разновидность абсолютной монархии – теократическая монархия, т.е. форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Саудовская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – и особым правовым актом – конституцией. Здесь имеет место распределение полномочий верховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом – парламентом. Конституционная монархия в настоящее время существует, например, в Великобритании, Дании, Бельгии, Испании, Японии и других странах.


Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. При этом монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.

Дуалистическая монархия возникает в большинстве случаев на стыке двух исторических эпох – феодальной и буржуазной. В настоящее время таковыми признаются Марокко, Иордания, Кувейт и некоторые другие государства.

Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

Правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

Главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

Законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

За монархом традиционно сохраняются определенные полномочия. Он выполняет главным образом представительные функции, символизирует единство нации. В отдельных государствах он назначает главу правительства. Должность монарха существует в силу национальной приверженности к монархической форме правления, признании монархии наиболее целесообразной формой государственной власти.

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено культурно-историческим наследием страны, данью традициям, доверием к монарху, особенностями национального мышления (менталитета). Большинство современных монархий отличаются этими особенностями, например, Великобритания, Бельгия, Испания, Япония и др.

гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

в пер. с греч. - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью - абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. - такая форма правления, при которой глава государства - монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока - Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России - Соборы, в Англии - Парламент, в Польше - Вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты.

В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината - III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII - XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх - источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки:

1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV "Государство - это я" как нельзя лучше характеризует этот признак монархии - единоличность правления. Монархическое государство - это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх - это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе "Король не может быть не прав"). Абсолютная М. в современных условиях - исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии ++доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия).

Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. - такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX - начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа - парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх - глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя.

Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления - не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что "император является символом государства и единства нации" (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так - "Царствует, но не правит". Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа "монарх не ответствен" (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия - достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65).

Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ.

Известны и так называемые теократические М., где глава государства - монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства - король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В современном мире существует более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской Короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своём принадлежат третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам являются очень НЕУСТОЙЧИВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например в Ираке. Они охвачены непрекращающимися комфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в число передовых государств.

Сегодня МОНАРХИЯ-это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапозоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной.

ЕВРОПА

АНГЛИя -как мы все знаем, королева Елизавета.

АНДОРРА - со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес -и-Сисилья (с 2003)

БЕЛЬГИЯ -король Альберт II (с 1993)

ВАТИКАН-папа римский Бенидикт XVI (с 2005)

ДАНИЯ-королева Маргрете II (с 1972)

ИСПАНИЯ - король Хуан Карлос I (с 1975)

ЛИХТЕНШТЕЙН -князь Ханс-Адам II (с 1989)

ЛЮКСЕМБУРГ - великий князь Анри (с 2000)

МОНАКО - князь Альберт II (с 2005)

НИДЕРЛАНДЫ - королева Беатрикс (с 1980)

НОРВЕГИЯ - король Харальд V (с 1991)

ШВЕЦИЯ - король Карл XVI Густав (с 1973)

АЗИЯ

БАХРЕЙН - король Хамад ибн Иса аль - Халифа (с 2002, эмир с 1999 - 2002)

БРУНЕЙ - султан Хассанал Болкиах (с 1967)

БУТАН - король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)

ИОРДАНИЯ - король Абдалла II (с 1999)

КАМБОДЖА - король Нородом Сиамони (с 2004)

КАТАР - эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)

КУВЕЙТ - эмир Сабах аль - Ахмед аль Джабер ас-Сабах

МАЛАЗИЯ - король Мизан Зайнал Абидан (с 2006)

Обьединённые Арабские Эмираты ОАЭ - президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)

ОМАН - султан Кабус бен Саид (с 2005)

ТАЙЛАНД - король Пумилон Адульядет (с 1946)

ЯПОНИЯ - император Акихито (с 1989)

АФРИКА

ЛЕСОТО - король Летсие III (с 1990 -1995 в первый раз, затем с 1996)

МАРОККО - король Мухаммед VI (с 1986)

СВАЗИЛЕНД - король Мсвати III (c 1986)

ТОНГА - король Джордж Тупоу V (с 2006)

ДОМИНИОНЫ

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх великобретании, представленный генерал-губернатором.

АМЕРИКА

АНТИГУА И БАРБУДА

БАГАМСКИЕ ОСТРОВА БОГАМЫ

БАРБАДОС

СЕНТ-ВИНСЕНТ и ГРЕНАДИНЫ

СЕНТ-КИТС и НЕВИС

СЕНТ-ЛЮСИЯ

ОКЕАНИЯ

АВСТРАЛИЯ

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ

СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА

ПЕРВОЕ МЕСТО по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малазия и Обьеденённые Арабские Эмираты. А ещё Тайланд, Камбоджа, Бутан.

ВТОРОЕ МЕСТО принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др). но и абсолютной формой правления - в государствах - "карликах". Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

ТРЕТЬЕ МЕСТО- в странах Полинезии, и четвётрое за Африкой, где в настоящее время сохранились три полноценные монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколькл сотен туристических.

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных монархических или родоплеменных образований. и даже закреплять их право в конституции. К ним можно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны, как Индия и Пакистан, упразнившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раждей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных, религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

СТАБИЛЬНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ..

Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может представить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спещат избавиться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важен для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была а priori ЗАКРЕПЛЕНА В ОДНИХ РУКАХ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРУГИ НЕ ВЕЛИ ЗА НЕЁ ПРОТИВОСТОЯНИЕ, а работали во имя интересов всей нации.

Боле того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения постоенны именно в монархических государствах. И речь идёт не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант "социализма с человеческим лицом". Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жёсткой, порой абсолютистской политической системы, при отсутсвии параментаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданых ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились вполне самостоятельных граждан.

Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно провести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в любой клинике мира!. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем заведении мира(Комбоджа, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жильё. МОНАРХИИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА ЯВЛЯЮТ СОБОЙ ПОДЛИННО СОЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА, в которых все условия для поступательного роста благосостояния!!!

Обратившись из цветущего КЮВЕЙТА, БАХРЕЙНА и КАТАРА на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительные отличия во внутреннем климате этих государств.

КТО СКРЕПЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДА?

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с МОНАРХИЕЙ. Это мы видим в прошлом, на примере РССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режиму, как это было в Югославии и Ираке, уже не обладают тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразнение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соеденённому Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малазии, Саудовской Аравии. Так, 2007-й год явно показал, что условия парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство её народа скрепляют всего три вещи - пиво, шоколад и король! Тогда как отмена монархического стоя в 2008 году в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния.

Вторая половина XX столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример - это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правовую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место в семье европейских народов. Другим примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), в Индонезии, которая, после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоящий монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два десятилетия, после того, как был уничтожен голландцами.

Рестовраторские идеи довольно сильны в Европе, прежде всего этот относится к Балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по этому поводу, в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, находящимся в изгнании. Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в своей стране вооружённый переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона II, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер - министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство.

Продолжение следует..