Л. А

Контрольный урок по предмету «Сольфеджио»

Тема: Доминантсептаккорд и его обращения»

Класс: 5(7) класс

Цель: определение уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся по теме «Доминантсептаккорд и его обращения».

Задачи:

Образовательные:

Повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков в построении аккордов, умение анализировать нотный текст и находить данные аккорды, владеть навыками сольфеджирования;

Развивающие:

Развитие музыкальных способностей – музыкального, слуха, памяти, чувства ритма;

Развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы;

Воспитательные:

Воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности, интереса к музыке, предмету «Сольфеджио»

Воспитание коммуникативных качеств – умение общаться и работать в коллективе

Создание на уроке ситуации успеха.

Тип урока: контрольный.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-образный, метод сравнения и сопоставления, проблемно-поисковый.

Оборудование: нотная литература, фортепиано, доска, компьютер.

Дидактические и наглядные пособия : карточки с заданиями,

«Болгарская столбица», клавиатура.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подведем итоги по теме:

«Доминантсептаккорд с обращениями»

1.Поиграем в игру «Верно или неверно».

Верно, что септаккорд-созвучие из трех звуков ?

Доминантсептаккорд строится на V ступени натурального мажора и натурального минора?

Верно, что он имеет 4 обращения ?

Порядок обращений : терцквартаккорд, квинтсекстаккорд, секундаккорд?

Верно, что ступени обращений по- порядку: VII, II, IV ?

Строение аккордов : верно, что в квинтсекстаккорде секунда- в середине,

В секундаккорде - внизу , в терцквартаккорде – вверху?

Разрешение аккордов: доминантсептаккорд – в утроенное неполное тоническое трезвучие, квинтсекстаккорд- в полное тоническое трезвучие,

Терцквартаккорд – в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой,

Секундаккорд – в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой вверху.

Спасибо, ребята, подойдем к компьютеру и убедимся, что вы успешно справились с путаницей аккордов.

2. Чтобы получше распеться, я предлагаю повторить канон «У ворот»

3. Сольфеджирование домашних номеров № 195, 196, 197.

Пранализируем мелодии, найдем пройденные аккорды.

4. Обратите внимание, на доске написан запутанный диктант отдельными мотивами. Перепишите и поставьте цифры, что за чем следует.

Определим какие аккорды мы видим. Споем мелодию.

5. На доске написаны аккордовые цепочки . Проставим ступени.

Как называются такие обороты? Споем их в Ре мажоре.

6. Игра цепочек в Фа, Соль, Ре мажорах.

Задания по карточкам.

7. Слуховой анализ.

8. Предлагаю вашему вниманию послушать фрагменты из произведений русских композиторов:

А.П. Бородина оперы «Князь Игорь» («Сцена затмения»), М.П. Мусоргского

Оперы «Борис Годунов» (Сцена коронации Бориса»).

9. Подведение итогов.

Литература:

    Т. Калужская. Сольфеджио 6 класс М.- 1991

    Е.М. Золина. Домашние задания по сольфеджио 6 класс- ООО «Престо»2000

    М. Андреева «От примы до октавы» часть 3- М. 1992

    Б. Калмыков и Фридкин. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие.- М. 1988

Открытый урок по предмету «Сольфеджио» 4 класс

ТЕМА: Тритоны в ладу
Цель урока: сформировать понятие «тритоны» (увеличенная
кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5), развивать навыки построения, определения на слух интервалов, музыкальный слух, навыки интонирования, воспитать чувство лада.
Задачи урока:
1.Дать знания об ув.4 и ум.5, их строении, разрешении, местонахождении в
ладу.
2. Научить интонировать, определять на слух, строить интервал «тритон»

3. Закрепить знания об интервалах.

Ход урока:
1. Музыкальное приветствие и распевка.
2. Проверка домашнего задания. (повторение знаний об интервалах)
3. Объяснение нового материала:

Здравствуйте, ребята и уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть сегодня на нашем уроке. Тема урока «Тритоны». Это интервалы. Новые интервалы, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться. А начнём мы урок с проверки домашнего задания. Задание было повторить тему «Интервалы», всё что связано с интервалами. Это повторение поможет нам в работе с новой темой. И первый вопрос: Что такое интервал?

(С латинского – промежуток, сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновременно).

Какие бывают интервалы по ступеневой величине? По звучанию?

Интервалы бывают приятные слуху и бывают резкие, неприятные. Как называются? (Консонансы и диссонансы).

Всё верно. Помимо того, что интервалы бывают консонирующими и диссонирующими они ещё различаются по способу исполнения. Когда мы нажимаем на инструменте два звука одновременно, (проигрывается), то такое исполнение называется? (гармоническим), а когда мы их проигрываем поочерёдно и можем спеть, например терцию, кварту? (мелодическим). Поём.

А ещё интервалы бывают узкие и широкие (пример на доске Ре – Си) Что будет основанием? (Ре), а звук Си? (вершиной).

Ну вот, мы вспомнили что такое интервалы, а теперь перейдём к нашей теме «Тритоны». Это интервалы. Но почему они называются так? Тритоны?

4. Слуховой анализ.

По названию вы уже догадались, что тритон – это интервал, содержащий три тона. Но пока мы не знаем что это за интервалы, как звучат, на каких ступенях строятся, как разрешаются. И чтобы ответить на все эти вопросы, для начала я предлагаю вам послушать небольшое произведение итальянского композитора Арканжело Корелли. Произведение называется «Сарабанда» написаное в 17 веке. Перед вами лежат ноты этого произведения. Слушая, проследите как движется мелодия:(поступенно или в ней встречаются скачки). Слушаем.

Итак, слушая произведение вы следили за мелодией по нотам. С какого интервала начинается пьеса? (с кварты). А много таких скачков в мелодии? (Да). Пропеваем мелодию до репризы.

5. Работа по нотам.

А теперь отметьте карандашом все широкие скачки до конца произведения. Определим ступеневую величину всех выделенных интервалов. Пропеваем все квартовые ходы мелодии. Мы встретили множество чистых кварт и две увеличенные на 0,5 тона(3 тона), которые насыщают мелодию диссонансами, придают музыке необычное звучание.

6. Работа в тетради (построение)

Итак, увеличеная кварта – это тритон, но тритон не единственный в ладу. Чтобы найти ему пару, сделаем обращение ув.4 (работа на доске). Какой интервал получился? Сколько в нём ступеней и тонов? Это уменьшеная квинта. В ней тоже 3 тона в отличии от чистой квинты, в которой 3,5 тона.

Таким образом, тритоны – это пара интервалов Ув.4 и Ум.5, дающие друг друга в обращении. Мы уже знаем, что на каждой ступени гаммы можно построить любой интервал. Но пока мы не знаем, на каких ступенях в мажоре строятся Ув.4 и Ум.5. Чтобы выяснить это, предлагаю построить в тональности До мажор кварты на всех ступенях, начиная с 1 ступени. Строим и пропеваем их. Мы видим, что на всех ступенях ч.4, а на 4 ступени – Ув.4. Сделаем обращение Ув.4 и найдём в ладу Ум.5, она строится на 7 ступени мажора.

Ребята, а как звучит тритон? Устойчиво или нет?

(Тритоны – это интервалы, которые звучат неустойчиво, требуют разрешения)

7. Работа у доски.

Разрешаем Ув.4 и Ум.5. Выясняем, что Ув. интервалы становятся шире при разрешении, а уменьшенные – уже.

Чтобы закрепить разрешение данных интервалов предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. (Построить и разрешить Ув.4 и Ум.5 в тональности Ре мажор). Проверка работы.

Я вижу вы устали и предлагаю вам немного отдохнуть вмести с весёлыми героями.

8. Физминутка.

9. Разбор примеров из классической музыки.(характеристика музыкального образа интервала «тритон»)

Продолжим наш урок. Предлагаю послушать произведение, которое написал русский композитор П.И. Чайковский. В своей музыке он создал образ сказочного героя. Попробуйте представить что это за герой. Коротко его охарактеризовать. Слушаем.

Итак, что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Музыка страшная, нервная, напряженная, беспокойная). Опишите образ сказочного героя словами. Кого вы представили себе? Бабу Ягу – хитрую, нахальную, злую. Вы правильно поняли характер музыки. Композитор П.И.Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. А как вы думаете, что использовал композитор для воплощения образа? Давайте заглянем в ноты. Начало, первая строчка. (Исполнение на фортепиано).

Звучат тревожные звуки. Следя по нотам, мы наблюдаем, что композитор использовал множество тритонов для передачи образа Бабы Яги. Именно данные интервалы придают музыке необычное звучание и очень впечатляют.

Давайте послушаем пьесу ещё раз. Пьеса называется «Баба Яга» - это одно из 24 пьес «Детского альбома» для фортепиано П.И. Чайковского, написанная в 1878 году. Этот альбом он посвятил племяннику Володе Давыдову. Альбом был предназначен для домашнего музицирования. А теперь послушаем и посмотрим иллюстрации к музыке(рисунки детей). (Во время прослушивания рассказываю содержание пьесы). Недаром Чайковский использовал тритоны для воплощения образа тёмной силы. Тритоны считают дьявольским сочетанием двух музыкальных звуков. Не все знают, что в средние века под строгим запретом было использование двух звуков, которые содержат 3 тона. Католическая церковь считала, что тритоны в музыке – это отнюдь не допустимое явление. Тот, кто использует их в своих композициях, подвергся дьявольскому влиянию или поклоняется ему. Этот интервал не разрешалось употреблять ни в одновременном, ни в последовательном звучании. Если кто-то нарушал установленные законы относительно данного созвучия, то мог попасть в тюрьму. Прошло время и тритоны стали широко применять русские композиторы: Римский-Корсаков, Бородин, Чайковский.

10. Определение на слух.

Теперь вы знаете, как звучат тритоны и сможете отличить их от чистых кварты и квинты. И сейчас мы проверим это на практике. Я буду играть различные интервалы и конечно же тритоны. Слушаем.(Проверка).

Очень хорошо, ребята.

11. Итог урока

Итак, сегодня на уроке мы познакомились с новыми интервалами. Назовите их. В чем их особенности? Чем они сходны? (Тоновой величиной – 3 тона). Но Ув.4 охватывает 4 ступени, а Ум.5. – 5 ступеней. И в отличии от чистых интервалов Ув.4 будет шире чистой кварты на 0,5 тона, а Ум.5 – уже чистой квинты тоже на 0,5 тона. В этом отличие диссонирующих тритонов от чистых кварты и квинты.

12. Решить кроссворд

И - Этот музыкальный интервал образован двумя звуками с одинаковым названием и обозначается цифрой 1, бывает унисоном. (Унисон - от итальянского слова unisono, от латинского unus - один и sonus - звук - это одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты: например, в хоре или вокальном ансамбле преподаватель добивается пения в унисон, чтобы голоса сливались друг с другом). (прима)

Н - Этот музыкальный интервал состоит из двух ступеней и обозначается цифрой 2. (секунда)

Т - Этот музыкальный интервал содержит 6 ступеней. (секста)

Е - Музыкальный интервал из семи ступеней. (септима)

Р - Этот интервал содержит 2 тона. (терция)

В - Интервал из пяти ступеней. (квинта)

А - Интервал из шести тонов. (октава)

Л - Этот интервал наименьший из всех интервалов. В кроссворде не хватает интервала из 4 - х ступеней. Это... (полутон).

Оценки за урок.

13Домашнее задание:

Строить и петь тритоны с разрешением в тональностях: ми бемоль мажор и соль мажор.

Найти тритоны в пьесах, исполняемых в классе специального музыкального инструмента или сочинить мелодию с тритоном самостоятельно.

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
Табунская музыкальная школа

КОНСПЕКТ УРОКА ПО СОЛЬФЕДЖИО
В 3 КЛАССЕ
«ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ»

подготовила
преподаватель музыкально – теоретических дисциплин
Пешкова Людмила Алексеевна

2015 год
Цель урока: Укрепление взаимосвязи между изучением музыкально-теоретичеких дисциплин и музыкальной практикой учащихся.
Задачи урока:
Обучаюшие:
Повторить и закрепить теоретические сведения
Ввести новую терминологию
Освоить новые метроритмические формулы
Закрепить навыки целостного анализа музыкального текста
Сформировать навыки семантического анализа музыкального текста
Развивающие:
Развивать музыкальное мышление
Развивать ладовые ощущения
Развивать навыки ориентирования в тональности
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в группе
Воспитывать творческую активность
Повышать исполнительскую грамотность учащихся

Тип урока: комбинированный
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, тестовые задания, схемы, карточки интервалов, наглядные пособия (кубики трех цветов), цветные магниты, мелки, шумовые инструменты (бубен, ложки).
Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, исследование, наглядно-демонстрационный (схемы, задания на доске), частично поисковые, игровые, ролевые игры (проблемные ситуации).
Формы работы с учащимися: диктант, слуховой анализ, чтение с листа, анализ музыкального текста, вокально-интонационные упражнения, упражнения на фортепиано, творческое задание, игры, практические задания, интонационный этюд.

План урока
Организационный момент
Вхождение в тему
Объяснение нового материала
Закрепление нового материала
Чтение с листа, анализ музыкального текста
Подбор баса к мелодии
Интонационный этюд
Музыкальный диктант
Слуховой анализ
Подведение итогов. Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
I.Организационный момент (1 минута)

Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся
- Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II Вхождение в тему (3 минуты)
Цель: повторение ранее изученного материала, формулировка темы урока
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы: презентация (кроссворд на слайде).
Проведение: учитель предлагает ученикам разгадать кроссворд, в выделенных клетках «появится» тема урока.
Вопросы кроссворда:
По вертикали:
1.Перенос нижнего звука на октаву вверх
3.Расстояние от одной сильной доли до другой
5.Нота на второй линейке в скрипичном ключе
8.Момент расчленения в музыке
9.Название I ступени лада
По горизонтали:
2.Динамический оттенок
4.Название интервала
6.Знак, при помощи которого записывается музыкальный звук
7.Силовое выделение звука
9. Аккорд из трех звуков, расположенных по терциям
10.Интервал, который делит октаву пополам

После разгадывания кроссворда педагог формулирует тему урока

III.Объяснение нового материала (8 минут)
Цель: научиться выполнять обращение трезвучий, овладеть новой терминологией
Участники: все учащиеся
Необходимые материалы: разноцветные кубики, магниты на доске, схемы
Проведение: учащиеся выполняют практические задания на доске и в тетрадях, следуя указаниям педагога.

Обращение - это действие, при котором «вершина» становится «основанием», а «основание» - «вершиной», перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.

Здесь педагогу с помощью цветных магнитиков можно показать на доске варианты перемещения звуков при выполнении обращений, после чего выясняем, что интервал имеет одно обращение.

Ребята, давайте выясним, а сколько обращений имеет трезвучие? Для этого нам понадобятся разноцветные кубики. Представим, что каждый из кубиков – это соответствующий звук трезвучия. Чтобы было более понятно, обозначим кубики цифрами:
1 (прима) – кубик красного цвета
3 (терция) - кубик синего цвета
5 (квинта) – кубик зеленого цвета

Далее выполним перемещения: нижний кубик переставляем вверх, остальные кубики (звуки) остаются на месте и наоборот, верхний кубик – вниз, остальные кубики (звуки) остаются на месте.
- У нас получились следующие варианты перемещений (схемы №1,2).

А) вверх:
5 1 3
3 5 1
1 3 5

Б) вниз:
5 3 1
3 1 5
1 5 3

Таким образом, выясняем, что в результате перенесения одного из звуков трезвучия на октаву вверх или вниз, как в интервалах, образуются два новых аккорда (обращения), состоящие из тех же звуков, но расположенных в другом порядке.
- Итак, делаем вывод: количество обращений всегда на одно меньше, чем общее количество звуков. Например, у созвучия из двух звуков одно обращение, из трех – два, из четырех – три и. т. д.
- А сейчас давайте переведем цифры на кубиках в ноты и выпишем на доске тоническое трезвучие с обращениями в тональности До-мажор и других пройденных тональностях, подписав обозначения (к доске приглашаются ученики по желанию, остальные работают в тетрадях):

Подумайте, как отличить данные аккорды друг от друга, ведь все они содержат три звука?
- Вам подскажут интервалы, которые образуются между средними и крайними звуками (схема №3)
в трезвучии - 3+3 (терция + терция, крайние - квинта)
в первом обращении - 3+4(терция + кварта, крайние – секста)
во втором - 4+3 (кварта + терция, крайние - секста).

Делаем вывод: в составе обращений появляется новый интервал «чистая кварта», расположенная или сверху или снизу, между крайними звуками образуется интервал «секста».
-Запоминаем названия обращений:
первое обращение – секстаккорд (Т6)
второе обращение – квартсекстаккорд (Т64)

IV. Закрепление нового материала (7 минут)
Цель: закрепить полученные навыки в различных видах деятельности
Участники: работа парами, тройками, хором все учащиеся
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал, нотная запись на доске, цветные мелки.
Проведение: упражнение на фортепиано, вокально-интонационные упражнения, игровое задание
- Построим на фортепиано обращения тонического трезвучия в тональности Ми-бемоль мажор, поиграем ими в разных ритмах (работа парами за инструментом в разных регистрах):

Игра «Разноцветные аккорды»
-А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Правила игры: к доске приглашаются трое учащихся, которым раздаются цветные мелки. Каждому из них предлагается в выписанной на доске аккордовой последовательности найти и раскрасить
трезвучия – красным цветом
секстаккорды – синим цветом
квартсекстаккорды – зеленым цветом

Побеждает тот, кто быстрее и правильно справится с заданием. Желаю удачи!

V.Чтение с листа, анализ музыкального текста (5 минут)

Цель: закрепить навыки целостного анализы музыкального текста, развитие вокально-интонационных навыков
Участники: индивидуально, хором (все учащиеся)
Необходимые материалы: инструмент (фортепиано), нотный материал Проведение: после предварительного анализа учащиеся сольфеджируют нотные примеры с тактированием.
- В качестве примеров для чтения с листа мы с вами обратимся к старинным западно - европейским танцам контрдансу и гавоту. Но сначала совершим небольшой экскурс в историю:
Веселый галоп родился в Германии около 400 лет назад, в переводе означает «хорошо бежать», исполняется в стремительном темпе со скачками.
Контрданс родился в Англии как народный хороводный танец, стал популярным, попав на бал, отличается более свободными движениями, его могли танцевать все присутствующие.

Предварительный этап работы:
сольмизация примеров, с тактированием, выявление цезур
определение тональности (Ре мажор, Соль мажор)
определение размера (две четверти)
особенности мелодического рисунка (движение по аккордам)
особенности ритмического рисунка (ритмические группы с шест-
надцатыми длительностями)
определение жанровой основы (танцевальная)
опредление синтаксического строения (анализ фраз по буквам)
(а+в+а+с, а+в+а+в1, в2+в3+а+в5)
форма (квадратный период повторного строения, простая двухчастная репризная)

После предварительного анализа поем с листа хором всей группой и индивидуально (цепочкой по фразам).

V. Подбор к мелодии функционального баса (4 минуты)
Цель: развитие творческих навыков, ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы.
Участники: все учащиеся, индивидуально за инструментом

-Следующее наше задание – творческое. Для начала давайте вспомним основные правила подбора баса:
басовый голос более спокойный
ровные длительности должны подчеркивать характер мелодических оборотов
где оборот мелодии устойчивый – в сопровождении звучит тоника (Т)
где оборот мелодии неустойчивый – доминанта (Д)
Ваша задача, пропеть мелодию галопа внутренним голосом, определить какие фразы мелодии звучат устойчиво, какие – неустойчиво, расставить обозначения функций Т и Д.
-Далее проигрываем мелодии с основными звуками Т и Д в аккомпанементе
\

VI .Интонационный этюд «Танцевальный конкурс» (5минут)
Цель: формирование семантических представлений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, шумовые инструменты (бубен, ложки)
Участники: 2 солистов, 2 группы учащихся
Проведение: учащиеся выполняют творческие задания, предложенные педагогом.
-Ребята, музыковед Б.Асафьев назвал музыку «искусством интонируемого смысла», имея в виду присутствие в музыкальном тексте устойчивых оборотов с закрепленными значениями (в том числе, наиболее часто повторяемые ритмические обороты), которые конкретизируют смысловую значимость текста и его содержание. Даже в самых простых мелодиях широко распространены повторяющиеся устойчивые обороты с закрепленными значениями. В детской музыке это могут быть интонационно-ритмические формулы пластического происхождения (фигуры «шага», «бега», «притопа» и.т.д.), которые возникли в жанрах старинной танцевальной музыки.
В музыкальном тексте галопа вы услышите ключевые интонации, которые озвучивают основные фигуры танца: «бег подскоками» (1- 2 тт.), фигура «притопа» (т.4).
Эти две ключевые интонации могут принадлежать разным героям. В нашем исполнительском сценарии они будут служить характеристикой героев ролевой игры «Танцевальный конкурс».
На веселом празднике танцоры решили показать свое мастерство и начали выступать по очереди. Сначала свое мастерство показал первый танцор, затем второй, завязался диалог: «вопрос - ответ» (2т.+2т.). Получилось что-то вроде конкурса – состязания.

Порядок игровых действий:
Делим мелодию на две смысловые реплики и распределяем их между участниками сцены: т.1-2 – 1 танцор, т.3-4 – 2 танцор
Исполняем в разном составе:
сольфеджируя голосом (2солиста, хором)
чередуя реплики в разных регистрах фортепиано (нижний – 1 танцор, верхний -2 танцор) с инструментальным сопровождением фортепиано (функциональный бас)
в сопровождении голосов ритмического остинато (хлопки - 1 танцор, «удары каблуком» - 2 танцор)
все это время танцорам помогали музыканты своей ритмичной и непрерывной игрой (удары бубна на сильной доле)

Сюжет второй» Мы танцуем»
Меняем участников сцены и изображаем выступление Девочек (т.1-2) и Мальчиков (т.3-4)
Исполняем мелодию в диалоге двух реплик (девочки и мальчики исполняют отдельно каждый свою реплику)
Показываем, как танцоры объединяются в пары: т. 9-12 поем хором все вместе
Выбираем шумовые инструменты, которые будут звучать на празднике: (бубен, ложки)

VIII. Музыкальный диктант (5 минут)
Цель: развитие ладовых ощущений учащихся
Необходимые материалы: нотный материал для групповой работы, тестовые задания
Участники: все учащиеся
Проведение: учащиеся выполняют задания, следуя предложенной инструкции
- Перед вами мелодия диктанта с пропущенными тактами и вариантами ответов, ваша задача:
прослушать мелодию целиком
определить тональность, размер, структуру
выбрать правильные номера ответов и вписать их в пропущенные такты

Варианты ответов:

IX. Слуховой анализ. Игра «Музыкальный паровозик»
Цель: развитие музыкально-слуховых представлений учащихся
Необходимые материалы: карточки интервалов, фишки
Участники: все учащиеся
Проведение: учащиеся выполняют задания в игровой форме, следуя правилам игры
А сейчас мы с вами отправимся в страну «Звуколярию» на музыкальном паровозике. Все превращаются в машинистов. Пассажирами будут интервалы! Я – главный контролер! Поехали!
Правила игры: после 2-3 проигрываний на фортепиано определить на слух интервалы, выложить на столе карточки с названиями. В конце «путешествия», проходя мимо «вагончиков» с интервалами, педагог выявляет «пассажиров без билетов» и за каждый неверный интервал дает фишку. Того, кто набрал больше фишек, ждет дополнительный вопрос или задание.

XII. Подведение итогов. Рефлексия (1 минута)
Цель: проанализировать выполнены ли задачи урока.
Участники: все учащиеся.
Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока.
- Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия обращений трезвучий, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме, проанализировали примеры из нотной литературы. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились.
- Давайте вернёмся к цели и задачам нашего урока. Были ли они достигнуты? Выполнили вы задачи, которые ставили перед собой? Что не удалось? Что понравилось? Выберите солнышко, подходящее вашему настроению и просигнальте мне.
На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно рассмотрим примеры из музыкальной литературы.
XIII. Домашнее задание (1 минута)
играть и петь трезвучия с обращениями в тональностях до 3-х знаков
галоп и контрданс петь, басы играть
придумать сюжет интонационного этюда, разработать исполнительский сценарий

Список образовательных ресурсов:
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Учебник Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Рабочая тетрадь по Сольфеджио,3 класс.- Санкт-Петербург: издательство «Композитор», 2006.
Поплянова Е. Чики – брики - гав: Песни, игры, каноны для уроков музыки и детских праздников, ручные ритмознаки. – Челябинск, 1996.
Федорова Л. Веселое сольфеджио: Учебно-методическое
пособие для 1-го класса ДМШ / Под общей ред. Л.Н.Шаймуха-
метовой.- Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003

Рисунок 12D:\нотные фрагменты\Кроссворд.JPGРисунок 6D:\нотные фрагменты\9.jpgРисунок 9D:\нотные фрагменты\12.jpgРисунок 7D:\нотные фрагменты\10.jpgРисунок 8D:\нотные фрагменты\11.jpgРисунок 5D:\нотные фрагменты\8.jpgРисунок 3D:\нотные фрагменты\4.jpg15

Каждый педагог регулярно показывает свой опыт работы на открытых занятиях.Такие уроки можно проводить как для своих коллег -преподавателей,так и для родителей учеников.Открытые уроки для родителей я провожу регулярно перед выпускными и переводными экзаменами. Это открытый устный контрольный урок, на который обязательно приглашаются все родители.Такой урок -своеобразная "репетиция" устного экзамена. Дети ответственно готовятся к нему,стараются показать свои знания родителям. А для меня сразу становится ясно над чем надо еще побольше поработать.Подробнее про эти уроки здесь:

Другой тип открытого урока -это урок для коллег-преподавателей.На таких уроках педагог показывает свою работу, делится опытом,методическими находками, показывает достигнутые результаты.Вот пример такого урока:

открытый урок по сольфеджио для 5 класса 2013г

"Работа с трезвучиями главных ступеней"

В рамках работы над педагогическим проектом "Сольфеджио за рамками урока" я проводила открытые уроки,на которые приглашала и своих коллег и родителей учеников.Это были итоговые уроки,посвященные музицированию.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 3 класс 2017г.

открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 2класс 2016г.


открытый урок по сольфеджио на тему "музицирование" 1 кл 2015г.

2015 г-методич. разработка.

открытый урок на тему "музицирование"2кл.1-е полуг.

2015 г -ход.урока.

открытый урок по сольфеджио для 3 кл."Подготовка к теоретической олимпиаде для 3 кл" 2012г.

открытый урок по сольфеджио для 7кл. "Подготовка к устному экзамену в присутствии родителей"(2017г.)


открытый урок по сольфеджио для 4 класс."Подготовка к устному контрольному уроку"

План – конспект открытого урока по сольфеджио 1 класс преподаватель:

Райманова Людмила Владимировна

Цель деятельности педагога по классу теоретических дисциплин состоит

Тема урока:

«Интервалы»

Эпиграф:

«Интервал – сердце и душа музыки…»

Леонард Берстайн

Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи: 1. Образовательная : формировать первичные знания, умения и навыки по теме: «Интервалы».

2. Развивающая: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.

3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Форма урока : групповая

Методы реализации поставленных задач:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),

- Наглядный

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

- Игровой.

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

    Карточки с рисунками

    Ритмические карточки

    Клавиатура

    Шумовые инструменты

    Ноутбук

    Проектор

    Фортепиано

    Презентации

    Магнитофон

Применение педагогических технологий

    Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое гамма?», «Сколько ступеней в гамме?», «Назовите устойчивые и неустойчивые ступени?», «Что такое мажор и минор?», «Что такое тоника?». Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.

    Технология личностно-ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение текста на заданный ритм и т. д.). Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.

    Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО – ноутбук, планшетная доска, магнитофон); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

    Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов – «Угадай-ка!», « Музыкальная зарядка» – повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).

5.Здоровьесберегающая технология.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии . Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

Пояснительная записка к уроку

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования .

Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).

План урока:

    Организационный момент. 1 мин.

    Проверка домашнего задания. 3 мин.

    Теоретическая разминка (по карточкам). 12 мин.

Вокально-интонационная работа.

    Ритмическая разминка. Шумовой оркестр. 10 мин.

    «Музыкальна зарядка» 1 мин.

    Интервалы. (Сказка про интервалы). Слуховой анализ. 10 мин.

    Музыкальный диктант. 5 мин.

    Вывод. Подведение итогов урока. 2 мин.

    Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока

    Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Давайте друг друга поприветствуем нашей песенкой «Пора начать урок».

    Проверка домашнего задания.

1.На ритмический рисунок стихотворения «Маша» сочинить мелодию на звуках ми, фа, соль, ля и записать её. Научиться петь свою мелодию со словами и названием нот. (с.34 №4)

III . Теоретическая разминка.

Учитель: А теперь давайте приготовим, наши карточки-помощники и вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.

У .:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…

Дети: скрипичный ключ – показывают карточку

У .:2.В начале нотного стана знак стоит неустанно.

Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.

Д.: басовый ключ – показывают карточку

У. :А теперь давайте споём песенки про эти музыкальные ключи.

(Звучит песенка «Ключи скрипичный и басовый»).

У.: 3.Четыре чёрточки, похожих на решёточки.

Всякий это слышит – стала нота выше!

Д.: Диез – показывают карточку

У.: 4 .Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль ,

Называется он просто: понижающий …

Д.: бемоль

У.: Вспомним с вами песенку про диез и бемоль.

(Звучит песня «Динамические оттенки»).

У.: 5.Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)

6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)

А сейчас мы с вами исполним 2 песни. Одну в мажорном ладу, а другую в минорном. Внимательно смотрим на экран поём и дирижируем в размере 2/4.

(Демонстрируются на проекторе песни «Кукла» и «Осенняя песенка»).

И в заключение повторения пройденных тем, давайте вспомним с вами про устойчивые и неустойчивые ступени.

Д.: Устойчивые – это I , III , V ступени, а неустойчивые – II , IV , VI , VII ступени

(Исполняют - «Песенка устойчивых ступеней» и «Песенка неустойчивых

ступеней»).

IV . Ритмическая разминка. Шумовой оркестр.

У.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в «Ритмическое эхо». Но для начала давайте вспомним ритмослоги, которые мы проходили. Откройте учебник на странице 38. Проговариваем ритмослогами предложенные ритмические группы, тактируя.

(дети проговаривают ритмослоги с тактированием).

У.: Молодцы! А теперь я буду простукивать ритм, а вы мне как эхо будете повторять, но не просто повторять, а выкладывать в карточках.

(Звучит «Ритмическое эхо»).

Кто сможет повторить?

(Дети повторяют ритмический рисунок, на ударном инструменте проговаривая вместе с учителем ритмослоги. После чего один из учеников выкладывает ритм на доске).

- А мы тем временем, каждый на своём инструменте, проговаривая ритмослогами, повторим как эхо.

(Дети повторяют ритмический рисунок на шумовых инструментах вместе с преподавателем.)

У.: А сейчас мы с вами изобразим шумовой оркестр. Перед вами на доске ритмическая партитура на песню «Белка пела и плясала». Только петь её буду я, а вы будете моим оркестром, только ритмическим.

Что такое оркестр?

Ответы детей.

Дальше выходят по одному человеку из каждой ударной группы-ложки, маракас и бубен. Разбирается ритмический рисунок каждой ударной группы, проговаривая ритмослогами. Остальные ребята на местах также работают с инструментами.

V . « Музыкальная зарядка».

VI . Интервалы. Сказка про интервалы.

С чего предпочтительнее начинать? Со знакомства с интервалами, это – первый этап. Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ. Чаще всего это какое-то животное, зверушка, известная ребёнку. Я пытаюсь всеми возможными способами описать, обозначить, показать, обыграть тот образ, с которым у ребёнка впоследствии будет связан интервал. Выбор образа неслучаен – он эмоционально соответствует звучанию интервала, его настроению. Каждый интервал имеет по крайней мере два имени – «образное» (игровое) и академическое. Дети на уроках знакомятся с соответствующими каждому интервалу образами и слышат, как их характер выражается в звучании. В итоге они учатся узнавать, различать и сравнивать созвучия.

Учитель во время демонстрации презентации про интервалы, рассказывает сказку, про то, как пятеро друзей ёжику помогли.

    Читая сказку во время просмотра презентации, озвучивать интервал (на инструменте или пропевая).

    После завершения сказки провести занимательный слуховой анализ. Преподаватель играет интервалы, а дети показывают картинку с соответствующим персонажем сказки, на которой написано академическое название интервала.

СКАЗКА ПРО ТО,

КАК ПЯТЕРО ДРУЗЕЙ ЁЖИКУ ПОМОГЛИ

В далёкой, жаркой африканской саванне жили-были друзья: высокая Жирафа (ч8 ), две антилопы – большая и малая (б6 и м6 ) - и храбрая Зебра (ч4 ).Друзья весело проводили время, играя в разные забавные игры. Очень часто мечтали они о далёких путешествиях. Но самое длинное путешествие было для них всегда одно – поход к дальнему озеру (ч5 ) на водопой. Там они всегда болтали о том, о сём с птицей – носорогом (б3 и м3 ), которую все звали Тари. Тари много знала, так как летала за озеро и даже была в лесу за рекой, а может и дальше.

И вот однажды, возвращаясь с водопоя, друзья остановились под своим любимой пальмой. Они обсуждали то, что им сегодня рассказала Тари: в речке, что протекала через их озеро поселился ужасный крокодил (б7 )…

Он был такой страшный и ужасный, что никто не решался переплыть через речку на другую сторону.

Вдруг внимание друзей привлёк странный шум, исходящий откуда-то из огромного дупла старого дерева. Внезапно оттуда выскочил странный зверёк, он свернулся комочком, покатился и замер (м2 и б2 ). Раньше друзья никогда не видели такого зверя.

Д олго ли, коротко ли, но друзьям удалось познакомиться со странным зверем. Он оказался не такой уж и страшный, как им показалось поначалу. Зверька звали Ёжик – Колючка. Колючка поведал свою печальную историю. Он не помнит, как очутился здесь в саванне и набрёл на это огромное дерево. Но он точно знает, что его дом там, в маленьком лесочке, на другом берегу реки. Но вот как перебраться туда? Ёжик этого не знал.

Не знали и друзья, как помочь ёжику. Тогда решили они пойти за советом к птичке Тари.

Все вместе: Жирафа, две антилопы, зебра и ёжик Колючка, отправились к озеру. Там они быстро разыскали свою знакомую птичку и рассказали ей всё как есть. Немного подумав, Тари полетела на разведку к тому месту, где видела последний раз крокодила.
Она быстро нашла его, так как он так громко ревел (б7 и м7 ), что его нашёл бы даже слепой…Мудрая птица сразу же принялась за дело: она выяснила, почему крокодил так зол, и почему он так громко кричит. Всё оказалось очень просто: крокодил никогда не чистил зубы, и поэтому они у него сильно разболелись. Тари предложила крокодилу свою помощь – удалить больные зубы, а он за это обещал ей пропустить через реку её друзей. Сказано – сделано. Тари быстро справилась со своей задачей.

После этого Тари слетала за друзьями, которые без труда смогли помочь ёжику перебраться через речку. На этом заканчивается история про то, как пятеро друзей помогли ёжику вернуться домой.

Слуховой анализ .

А теперь давайте вспомним – как звучат наши сказочные животные. Я буду озвучивать их на инструменте, а вы мне будете показывать картинки с соответствующим персонажем. И называть интервалы, которые написаны на обратной стороне.

VII . Музыкальный диктант.

Цель: развитие ладовых ощущений учащихся

Необходимые материалы : нотный материал для групповой работы, нотный стан с нотками

Участники: все учащиеся

1 диктант

Перед вами мелодия диктанта с пропущенными звуками. Пользуясь ритмическими «подсказками», допишите недостающие ноты.

2 диктант-устный « Колобок»

Звучит презентация с диктантом «Колобок». Задача ребят - настроиться по устойчивым ступеням и спеть ноты, вместе с колобком тактируя. А затем выложить этот диктант на своих нотоносцах нотами.

VIII . Вывод. Подведение итогов.

Цель : проанализировать выполнены ли задачи урока.

Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока. Затем подсчитываюся нотки, которые раздаются на протяжении всего урока – у кого самое большое количество, получают пятёрки.

Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия интервалов, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно.

IX. Домашнее задание.

Цель преподавателя : Организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания .

Цель учащихся : Написать домашнее задание и понять как его выполнять.

Задачи :

1) Сообщить учащимся домашнее задание.

2) Разъяснить методику выполнения

3) Мотивировать необходимость и обязательность этой работы.

Критерии усвоения : Учащиеся поняли, как нужно выполнять домашнее задание, об этом свидетельствует их активное участие в разговоре.

Преподаватель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

Первое задание – выучить названия интервалов.

Второе задание – по учебникам стр.39 №6

Преподаватель: Вот подошёл урок к концу. Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать, большое спасибо! До свидания!

Учащиеся: До свидания!