Донские калмыки. Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века

Пятьдесят лет тому назад, а точнее 52 года - 27 января 1884 года, на территории Войска Донского быль образован Сальский округ, в районе задонских степей, до того занятого калмыцким кочевьем.

Прошло более двух столетий, как калмыки добровольно вошли в состав Донского Казачества и с тех пор калмыки и казаки, объединенные общей любовью к своей свободе, к просторам Донской степи, объединенные одной идеей - защитой Родного Края, зажили одной братской жизнью; со временем калмыки приняли и имя Донского казака Сальского округа.

Здесь я позволю, хотя бы вкратце познакомить с их историческим прошлым.

Калмыки - одна из главных ветвей монгольского племени. Родина их Азия, откуда они пришли в пределы приволжских и прикаспийских степей в 1632 году, в виде независимого народа, со своей национальной властью в лице своего хана Хо-Орлека.

Название калмык произошло от турецкого слова «калмак», что значить «оставшиеся» и измененное на русский язык - «калмык».

Религия их - буддизм. Точнее, буддизм реформированный преобразователем Зонкавой, что в русском языке принято определять словом «ламаизм».

Главные их праздники: «Цаган-Сар» (белый месяц) - в феврале месяце. «Урюс» -в первый день первого весеннего месяца - есть праздник весны и «Зул» - в ноябре.

Основная часть калмыков - «ойраты», в прошлом были весьма могущественны, неоднократно бывшие победителями сильных китайцев. «Ойраты» - это собирательное имя, оно известно больше как название Союза монгольских племен: ойратов, олэтов, хошутов, торгутов, дербетов, зюнгар. Союз этот долгое время играл решающую военно-политическую роль на востоке. А затем из-за возникавших постоянных междоусобий ослабел, пришел к упадку, а в 1755 году в борьбе с Китаем племена эти были побеждены и потеряли свою самостоятельность.

Первые упоминания об установлении сношений между Донскими казаками и калмыками относятся к началу XVII века и с тех пор в истории Дона постоянно упоминается о дружеских военных договорах, о совместных походах и набегах калмыков и казаков против крымских, кубанских татар, ногайцев и прочих воинственных племен и народностей . Многие из калмыков тогда же зачислялись в казаки.

В 1710 году, в предвидении войны с Турцией, калмыцкий хан Аюка отправил на Дон 10 тысяч бойцов, которые, оставшись на Дону, целиком вошли в состав Донского Казачества. В 1729 году к войску причисляются и юртовые калмыки.

Постоянные набеги киргизов, ногайцев и закубанских татар на калмыцкие кочевья побуждают калмыков просить императора Павла I о причислении их к Донскому войску и об отправлении службы наравне с казаками. Часть их причисляется, остальные уходят в Астраханские степи.

При Атамане М. И. Платове калмыкам, кочевавшим по всей территории Дона, отводятся задонские степи, на левой (ногайской) стороне Дона. Территория Войска Донского теперь состоит из 7 округов и калмыцкого кочевья в задонской степи, они причисляются к Войску под именем Донские калмыки. Беднейшая часть калмыков причисляется к ближайшим станицам 2-го Донского округа.

Отведя земли калмыкам, Войско Донское не вмешивается во внутренний их быт и управление. Донские калмыки продолжают жить своими обычаями. Кочевье их разделяется на 3 улуса, улусы на сотни и сотни на хотоны. Каждая сотня управляется избранными из их среды сотниками и двумя выбранными судьями, которые при судопроизводстве руководствуются своим старинным обычным правом.

В 1884 г. приравнивают окончательно донских калмыков 1г казаков, вместо кочевья учреждается Сальский округ, с окружным административным центром в станице Великокяжеской. В состав вновь образованного округа входят станицы: Батлаевская, Беляевская, Нурульская, Ново-Алексеевская, Чунусовская, Эркетинская и переименованные в честь Войсковых Атаманов, принявшие новое название станицы: Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Платовская и Потаповская.

Расселившись по станицам, донские калмыки стали вести оседлый образ жизни, занявшись коневодством, скотоводством и сельским хозяйством. По статистике 1897 года их числится 28,112 душ обоего пола в Сальском округе и 2 тысячи во 2-м Донском округе.

Своим упорным трудом донские калмыки достигли хороших результатов. Появляются большие хозяйства. Калмыки культивируют прекрасную и выносливую породу строевой калмыцкой лошади .

Кроме прекрасных сортов строевых лошадей, славится особая порода, красного, калмыцкого рогатого скота.

В процессе культурного и хозяйственного развити я огромную роль сыграло калмыцкое духовенство; оно было главным проводником их религиозной и культурно-общественной жизни. В станицах Сальского округа появляются народные школы, а в Великокняжеской: высшее начальное училище (городское), четырехклассное женское училище, реальное училище. В Новочеркасске нередко можно было видеть детей калмычат и калмычек в форме гимназистов-ок, реалистов, а калмыцкую молодежь - студентами-студентками и юнкерами Новочеркасского казачьего училища, по окончании которого они выходили в Донские полки.

В Вел. войну и в Освободительной казачьей борьбе они показали себя как прекрасные боевые офицеры: Полковник Магатов, командир 21 Донского каз. полка в Великую войну, сотник Мангатов, Войск. старш. Батырев, подъесаул Дакугинов, подъес. Сельдинов, сотник Бакбушов, подъес. Тенкин и др.

Многие умерли геройской смертью на полях сражений, защищая свою Родину. Полк. Мангатов, сотн. Мангатов, Войск. Ст. Батырев, полк. Дешин, подъес. Сельдинов, сотник Бакбушов, подъес. Дакугинов, хор. Сафонов, сотник Абушинов (до последней минуты, командуя 3-м Донским калмыцким полком, защищавший Новороссийск и брошенный на расправу большевикам), хор. Борманжинов, сотн. Буринов, хор. Зодьбинов, подъес. Шарманжинов, подъес Куркусов, хор. Балинов, хор. Пуртилов и др.

В начале Освободительной казачьей борьбы (начало 1918 года) Сальский округ был районом борьбы за свободу. Здесь в степях партизаны Походного Атамана ген. П . X. Попова проделали свой замечательный «Степной поход». Весь калмыцкий народ стал на защиту своих станиц и вошли в отряд ген. П . X. Попова. По очищении Сальского округа при Атамане Краснове, калмыки сформировали два полка: Зюнгарский и 3 калмыцкий (1 Донская дивизия) - постоянной армии и конную полусотню в конвой Донского Атамана. Калмыки в составе Донской Армии до самого конца боролись с большевиками. При оставлении родной земли, они целым народом, с семьями покинули свои станицы и отходили при армии до Новороссийска. Оставленные Главным командованием на берегу Новороссийского мола, большая часть их погибла, приняв от большевиков мученическую смерть.

В эмиграции сейчас донских калмыков насчитывается немного больше тысячи душ, рассеянных по разным странам, но характерным для них явлением есть то, что они оседали заграницей не рассеиваясь, а сохранили большие группы, образовав свои калмыцкие хутора и станицы, а одиночки вошли в общеказачьи организации.

При открытии в Югославии Донского кадетского корпуса (1922 г.) значительная часть детей-калмыков были зачислены в корпус, в гимназии в Праге, а также в Высшие учебные заведения Праги, Белграда и других столиц. Теперь многие из них, окончивши свои школы, работают по своей специальности. Среди молодой калмыцкой интеллигенции создались культурные центры, кружки в Праге, Белграде, Софии. Многие сотрудничают в казачьих журналах. Благодаря энергии и жертвенности в эмиграции были выпущены периодические журналы: «Ойрат» (1924), «Улан Залат» (1927-30), «Мана-Санан» н «Ковыльные Волны», издающиеся и до настоящего времени.

Существовавшая в Праге Калмыцкая Комиссия Культурных Работников успешно занималась сбором произведений калмыцкого устного творчества и выпустила несколько книг «Хонхо» на калмыцком языке.

Заметную деятельность проявляют руководители калмыцкой национальной организации «Халммак Тангачин Тук» - Ш.И. Балинов и С.Б. Балыков. Первый, помимо многочисленных статей исторического и публицистического характера, напечатанных в казачьих журналах, выпустил отдельным изданием три брошюры: «Чем было Казачество», «Чем стало Казачество» и «Наш ответ «оборонцам» и «Казачьи дела». С.Б. Балыков в разных казачьих и калмыцких журналах напечатал больше пятидесяти рассказов из калмыцкой и казачьей жизни и издал отдельную повесть «Взбаламученная степь» и приготовил к изданию историческо-бытовой роман «Честь девичья» из калмыцкой жизни.

Доктор Динара Баянова переложила на ноты около 50 калмыцких новых и старинных песен.

Но самое замечательное событие в жизни калмыцкой эмиграции - это постройка первого в Европе буддийского храма в Белграде. Донские калмыки, несмотря на свою малочисленность, путем жертвенности и энергии, по почину полк. А. А. Алексеева и Бакши Умальдинова, при ближайшем содействии духовенства и всей эмиграции, при участии и помощи владельца кирпичного завода в Белграде г. Милош Яшимовича, построили не только прекрасный храм, но и помещение для духовенства, библиотеку и школу при нем. Храм построен на окраине Белграда, где создан калмыцкий хутор Мокрый Луг и 12 декабри 1929 года торжественно освящен при многочисленном количестве собравшихся. На этом торжестве присутствовали представители сербской и казачьей общественности.

Случай этот показывает ту жертвенность и спайку, которой держатся Донские калмыки, несмотря на тяжелые условия нашей зарубежной жизни.

Этим они лишний раз доказали всем, что в Единении - сила.

Из них в истории освещены наиболее поздние походы: в 1698 г., когда 3 тыс. калмыков совместно с казаками принимали участие при взятии Азова, 1698 г. под командой Атамана Фрола Кумшацкоко (Минаева) поход на Кубань, 1770 г. - битва при Соленом и гораздо позже - поход на Дагестан (1773 г.).

Кроме многочисленных конских табунов и косяков при станицах, коневодством занимаются и на «зимовниках» (хуторах). Из них самые известные по качеству и количеству лошадей, зимовники коннозаводчиков: Бакбушова, Сельдинова, Шавелькина, Сангинова, Тенкина, Ушарова, Басанова, Бурульдунтова, Цуглинова, Басапова и др.

Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века.

Становление официальных вассально-служебных отношений с Российским государством и военной службы калмыков достаточно чётко зафиксировано в граматах и договорах калмыцких тайшей с царём Михаилом Фёдоровичем Романовым в 1618, 1623, 1630-1632ᴦ.ᴦ. В 40 - 50-х годах XVII столетия из монгольских сте­пей в Поволжье и на левобережье Задонья перекочевали племена ойратов (монголов, не принявших ислам, а исповедовавших разновидность буддизма – ламаизм), получившие название калмыков. Первоначально они часто вступали в столкновения с ногайцами и донскими казаками из-за территории и скота͵ затем стали налаживать связи и дипломати­ческие контакты. В 1648 году меж­ду калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз против крымских татар.
Размещено на реф.рф
Уже в 1651ᴦ. отряд калмыков переправился через Дон, двинувшись в набег на владения крымского хана, упредив готовившийся татарами поход против донцов. В феврале 1661 года в донскую столицу Черкасск с дипломатической миссией от предводителя калмыков Дайчин-Тайши прибыл посол Баатыр Янгильдеев. Обменявшись подарками с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, послы провели пере­говоры по поводу совместных действий против крымских татар и ногайцев. Весной того же года с ответным визи­том в кочевья Дайчин-Тайши отправилось донское посоль­ство во главе с Федором Буданом и Степаном Разиным. Заключенный ими договор был выгоден не только донс­ким казакам, но Российскогому государству, ибо отныне калмыки из силы враждебной превращались в союзников России. Царь Алексей Михайлович в 1663 году одобрил союз донцов с калмыками, разрешив последним кочевать в юго-восточных пределах казачьей земли: по рекам Маныч, Сал, Иловля, Бузулук и Хопер.
Размещено на реф.рф
Для дипломатичес­ких приемов калмыков правительство вместе с казачьим жалованьем стало ежегодно присылать по двести ведер водки.

Зимой 1663 года соединœенный отряд донских казаков и калмыков совершил поход против татар, к Крымскому перешейку. Донских казаков возглавлял молодой Сте­пан Разин, а калмыков - Шогаша Мерген и Шербет Бакши. В сражении у Молочных Вод они нанесли поражение сильному татарскому отряду во главе с Сафар Казы-агой.

Несмотря на то, что калмыки (в отличие от казаков) не являлись православными, а исповедовали ламаизм, разновидность буддизма (это учение проповедовало терпимость к другим религиям), они довольно быстро вписались в культурную донскую среду, став со­юзниками донских казаков в борьбе против Блистатель­ной Порты и Крымского ханства.

С приходом к власти авторитетного степного политика Аюки-хана, число донских калмыков значительно уве­личилось. Этот правитель вел двойственную политику по отношению к Дону и России. ʼʼНе распространяясь здесь о тонкой политике Аюки-хана, - писал дореволюционный донской историк И.И. Попов, - можно только заметить, что данный хан, ...несмотря на то, что считался русским под­данным, был самым могущественным и самостоятельным из всœех повелителœей калмыков, так как во всœех своих делах всœегда поступал только по своей воле. Ловкими интригами и изворотливостью Аюка-хан сумел быть любезным и русским государям, несмотря на то, что грабил русские города и села, и крымскому хану, и Константино­полю, и всœем другим окружавшим его правителям, даже Богдо-хану китайскому и Далай-ламе тибетскому, от ко­торого он, первый изо всœех калмыцких повелителœей, по­лучил высокий титул хана. При всœех своих сношениях с разными государями, Аюка-хан соблюдал только свои соб­ственные выгодыʼʼ.

Авторитарный способ правления этого хана приводил к тому, что многие калмыцкие родовые вожди уходили от него на Дон, к казакам. Так, в 1686 году 200 калмыцких семейств попросили убежища у дон­цов и были приняты ими ʼʼв казачье сословиеʼʼ. Четыре года спустя в Черкасск прибыло 600 калмыцких воинов во главе с Батур Черкесом, получив разрешение казачьего Круга кочевать между Доном и Донцом.

После смерти Аюки-хана в 1722 году, среди калмыц­ких вождей началась борьба за власть, на вершину кото­рой поочередно входили Церен-Дондук, а затем Дондук-Омбо. С последним успешные дипломатические перегово­ры провел войсковой атаман Данила Ефремов. Это было время, когда Российская империя готовилась к решаю­щим схваткам с Турцией и Крымом, когда фельдмаршал Миних сконцентрировал на Дону армию для похода под Азов, а затем и в Крым.

Русскому правительству необхо­димо было знать, чью сторону примет в предстоящей вой­не калмыцкий правитель Дондук-Омбо, несколько десят­ков тысяч конницы которого являлись грозной по тем временам силой. Проявив незаурядные дипломатические способности, Данила Ефремов сумел склонить калмыцко­го правителя к союзу с Россией. За успешно проведенную миссию Данила Ефремов указом императрицы Анны Иоанновны от 17 марта 1738 года был назначен Донским Войс­ковым атаманом. И в последующее время дальновидный Ефремов поддерживал добрые отношения с калмыками, принимая их вождей-тайш у себя в Черкасском городке и в загородной даче на хуторе Красном.

После смерти Дондук-Омбо, его внук, Цэбэк-Дорджи, ʼʼот­кочевал с 33.000 дымовых отверстий(юрт-кибиток) народа из России в Китайʼʼ. Оставшиеся в России калмыки, ввиду своей немногочисленности и слабости, подвергавшиеся нападениям воинственных сосœедей (киргизов, горских и других народов), обратились к имперскому правительству и донским казакам с просьбой о причислении их к казачьему сословию. В 1794 году на это было получено высочайшее разрешение, и калмыки посœелились между Доном, Донцом и под Черкасском. Обладая всœеми казачь­ими правами, они имели право свободно исповедовать буд­дизм - традиционную религию своих предков. Из сильных, годных к военной службе калмыков, формировались сотни, включаемые в состав донских полков. За службу калмыки получали хлебное и денежное жалованье. Кал­мыки, по физическим данным годные к военной службе, но желавшие работать скотоводами и табунщиками, мог­ли откупиться от военной службы, внеся определœенную сумму в Войсковое правление для снаряжения вместо них на службу казаков.

Неспособные по физическим данным к военной службе калмыки составляли команды таранников - рабочих на войсковых рыбоспетных заводах, где обрабатывалось боль­шое количество рыбы-тарани.

Представители донских калмыков (а также татар) слу­жили ординарцами у наследника престола великого кня­зя Павла Петровича, будущего императора Павла Перво­го. Так, в конце апреля 1777 года ʼʼпо его светлости князя Григория Александровича Потемкина приказанию для бытия в ʼʼординарстве при его высочестве ве­ликом князе Павле Петровиче, отправить с полковником Петром Яновым... двух татар и двух калмыков, каждого с парою лошадьми; калмыки татар с сагайдаками и дро­тиками, а находящемуся в Москве старшинœе Ивану Пла­тову грамотою велœеть на кошт войсковой справить кал­мыкамлубя и лабашки и по две пары сапогʼʼ.

В 1798 году калмыки были подчинœены Войсковому гражданскому правительству, а с 1803 года ими управля­ли специальные ʼʼприставы над калмыкамиʼʼ, обязатель­но имевшие офицерские чины. Для большего контроля над неспокойным калмыцким воинством в начале прав­ления атамана М.Платова их переселили на левобережье Дона, предписав ʼʼвесной кочевать от реки Кагальника до Сала, летом по обеим Куберле и Гашуну, осœенью в окрес­тностях Манычских соленых озер, а зимой по самой Манычиʼʼ.

Наконец, в 1806 году всœе калмыцкие кочевья были разделœены окончательно на три базовых улуса: Верхний, Средний и Нижний, управлявши­хся начальником - зайсангом, часто совмещавшим светс­кую и духовную власть. Калмыки Верхнего улуса кочева­ли по реке Сал и левым его притокам, границы Среднего улуса лежали по обеим сторонам Маныча, а Нижнего - по рекам Эльбузд (Ельбузд), Ея, и Кугей Ея. Определœение за ними прав и обязанностей казачества и условий службы сами донские калмыки определили названием – ʼʼбузаавʼʼ, в смысле, вручили ружьё (оружие)ʼʼ

Улусы, в свою очередь, делились на 13 сотен-аймаков: Харьков­скую, Беляевскую, Балдырскую, Эркетинскую, Чунусовскую, Бембекинскую, Гелингякинскую, Кювютскую, Бурульскую, Бакшинскую, Бултуковскую, Батлаевскую и Намвровскую. Сотни же делились на хотоны.

В начале 19 века большая часть дербентовских калмыков откочевала в астраханские степи. В Войске Донском остались только калмыки Нижнего улуса. В 1801 году их насчитывалось 2262 души мужского пола. В 1803 к ним присоединились около 400 чугуевских и доломановских калмыков, переселившихся в область Войска Донского.

В 1806 году был образован Калмыцкий округ из кочевавших в задонских степях калмыков. Земельная площадь, определœенная под их станицы, была окружена с севера и запада казачьими и крестьянскими землями 1 и 2 Донских округов; с юга – землей, отведенной для частного конезаводства; с востока – землями калмыков Астраханской губернии. В этом же году им были дарованы всœе права и привелœегииказачьего войскового сословия. Данные акты сами калмыки определили как обретение нового почётного статуса казачества – ʼʼбузаавʼʼ (вручили ружьё , определили на государственную военную службу)

Донские калмыки-бузаавы принимали активное участие в составе сотен-аймаков и казачьих полков войне 1812 года. В авангарде казачьих полков под командованием М.И. Платова в марте 1814 года они вошли в Париж, поразив французов своим экзотическим обликом.

Отбывая за пределами Донского края нелœегкую службу наравне с казаками, донские калмыки сложили об этом цикл народных песен. Вот одна из них, записанная донским дорево­люционным историком И. И. Поповым:

ʼʼКак переправишься через Гашун,

Вспоминается своя земля и ее воды.

Как едем верхом рядами,

Чернеется впереди деревянный лагерь,

Три выстроенные рядами лагеря

Чернеются в голубоватой дымке.

Как переедем Куберле,

Дадим отдых себе и коням.

Когда переправимся через Маныч,

Заструится пот со лба.

Нас родившие отцы и матери!

Живите счастливо по законам веры.

Город Новочеркасск

Хоть и красив, но очень труден.

Выступая из Новочеркасска,

Садимся на огневую машину.

На берегу Черного моря

Стоял я на карауле;

На берегу Белого моря.

Стоял я на часах.

Долго длится зимняя ночь

И прохладна серая шинœельʼʼ.

Об эпо­хальных событиях борьбы сНаполеоном у калмыковтак же со­хранилось несколько песен.

ʼʼНа трех Манычских курганах

Собирал войско генерал Матвей,

А собранных генералом Матвеем

Инспектировал Андрей Митрич,

Отправлял на службу сотник Аля.

Как отправил нас на службу сотник Аля,

Мы ехали, печалясь о домашних.

Воду Старого Дона переехали мы с помощью наших верных коней,

А через воду Молодого Дона переправились

мы силой молитвы.

Может ли вода глубочайшей реки

Иссякнуть, входя в сыпучие пески?

Сияние восходящего солнца

Можно ли затмить ладонью руки?

Точно так же и услышав тот прекрасный приказ (о походе),

Наши сердца исполнились удовлетворениемʼʼ.

По ʼʼПоложению об управлении Войском Донскимʼʼ 1835 года,официально подтверждалось, что калмыки, наравне с казаками, теперь несли воинскую повинность. В 1859 году калмыков насчитывалось уже 21 090 душ обоего пола.

В 1882 году общее число калмыков, по отчёту органов внутренних дел ОВД, достигло 28 659 человек. Калмыки, после создания Сальского округа в 1884ᴦ. и перехода на осёдлый образ ведения хозяйства и быта͵ проживали компактно в 13 станицах на территории Сальского округа, 1 и 2-го Донского. В составе казачьих полков они отлично служили весь XIX век и до начала XX века. Отличились донские калмыки и в других войнах, которые вела Российская империя в XIX - нача­ле XX веков (до 1917 года).

Перед революцией 1917 года на территории Области Войска Донского проживало 30.200 душ калмыков. Казаки-калмыки приняли активное участие в событиях революции и гражданской войны 1917 -1920ᴦ.ᴦ. В основном калмыцкие сотни служили в составе контрреволюционной Донской армии, отдельных карательных подразделœениях, в связи с этим большая часть их эмигрировала из Крыма вместе с казаками в 1920году.

Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Калмыки на Донской земле с XVII до начала XX века." 2017, 2018.

07.12.2014 11:12

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Важнейший геостратегический участок Евразии - низовье Волги и территория Северного Прикаспия - всегда был объектом беспокойства царского правительства. С приходом калмыков в середине XVII века на южные рубежи России набеги со стороны крымских татар резко сократились. По подсчётам западного исследователя Алана Фишера, количество угнанных в рабство людей с исконно русских земель, в том числе из пределов тогдашней Москвы, Тулы, Рязани и других, составило на протяжении XIV –XVII веков около 3-х миллионов человек.

Если учесть, что население России в XVII веке насчитывало около 10,5 млн. человек, то это колоссальная цифра. Начиная со второй четверти XVIII века «южная проблема» приобретает новую актуальность. Находившиеся в Астрахани армейские части были не в состоянии прикрыть обширные степные пространства от набегов казахов и «закубанских татар», грабивших русских поселенцев и российских подданных - калмыков и ногайцев.

Хотя с 30-х годов XVIII века казахи считались русскими подданными, однако, учитывая их «легкомысленные предерзости» , приходилось постоянно «иметь предосторожность и неусыпный и беспрерывный всегда разъезд» . Они угоняли скот, грабили солепромыслы и рыболовные ватаги, а людей, захваченных в плен, продавали на невольничьих рынках Средней Азии.

К примеру, в 1722 году на невольничьем рынке в Бухаре находилось свыше 5 000 русских пленников. Даже в середине XIX века на рынке в Хиве ежегодно продавалось до 500 русских, попавших туда не без помощи казахов.

ПО УКАЗУ ЕЛИЗАВЕТЫ

В связи с окончанием устройства Царицынской укреплённой линии в 1720 году, на охрану её были переселены 1057 семей с Дона, образовавших в 1737 году Волжское войско. Почти одновременно началась организация Астраханского казачьего войска. В 1727 году из городовых казаков Астрахани и крещёных калмыков была укомплектована трёхсотенная команда для отбывания службы на линии от Астрахани до Царицына.

В декабре 1736 г. астраханский вице-губернатор Ф. Соймонов доносил коллегии иностранных дел следующее: «... известно, что здесь за расходами регулярных (войск) малое число, а нерегулярных не имеется... не употребить ли здесь имеющихся крещеных калмык, купя им от казны лошадей и военное оружие, до 300 человек...» .

В самом начале 1737 г. было решено организовать казачье население Астрахани. Указом Военной Коллегии было приказано сформировать Астраханскую казачью команду из 100 человек казаков и 200 новокрещённых калмыков. 4 января 1737 г. Сенат издаёт указ коллегии иностранных дел: «...для охраны калмыцких улусов от намеренного каракалпацкого нападения употребить ныне в службу имеющихся при Астрахани крещеных калмык до трехсот человек. И для лучшей их к тому охоты и чтобы ревностнее служили, для их скудности, дать им в награждение по усмотрению, без излишества, также и лошадей и ружья купить из казны по рассмотрению же и на окое все деньги держать из астраханских доходов...» .

В состав этой казачьей команды входили, большей частью, крещённые калмыки Аха-Цатанова рода «которые будучи отягощены подводной гоньбою, впоследствии разбежались, из их числа осталось только сто одиннадцать человек, к которым, для укомплектования положенного пятисотенного количества человек, приказано было набрать в Астрахани и Красном Яру казаков из разночинцев, прежних стрелецких и казачьих детей, а так же из Донских верховых казаков и новокрещенных татар и калмыков» .

К середине 1737 г. состав Астраханского пятисотенного казачьего полка стабилизировался. Функции полка были обширны: часть его посылалась в качестве курьеров в Царицын, Кизляр, на Кавказ и в Крым. Остальные содержали по Волге разъезды и форпосты, которые направлялись к Каспийскому морю для предотвращения набегов со стороны казахов.

Часть казаков–калмыков охраняли рыбные и соляные промыслы, дороги от Астрахани до Кизляра. Так же в их службу входила обязанность сопровождать почтовый транспорт. Постепенно побережье от Астрахани до Чёрного Яра стало застраиваться станицами Астраханского казачьего полка. Вместе с казаками в эти станицы стали селиться калмыки, постепенно переходившие к осёдлости.

УСПЕХИ В ЗЕМЛЕДЕЛИИ

В 50-60-е годы XVIII века были построены станицы Лебяжинская, Сероглазовская, Замьяновская (по имени калмыцкого владельца Замьяна) и другие – всего 10 станиц. Во всех новых поселениях предполагалось, по- мимо казаков, поселить и калмыков. Тем более, что в 1763 г. старшина Замьян изъявил желание поселиться с подвластными ему людьми в городке на Волге. Ему было отведено место в урочище Крымский затон. Здесь же поселили и русских казаков, чтобы они обучили калмыков навыкам оседлой жизни.

С переводом казаков Волжского войска в 1770-1774 гг. на Терек (шла русско-турецкая война), функции Астраханского полка расширились. В него более активно стали привлекаться новые партии калмыков, и к 70-м годам их число достигло 600 человек. В период службы в этом полку некоторым калмыкам удалось продвинуться по служебной лестнице.

Так, в его списках за 1764 год числился на должности хорунжего калмык Андрей Ажгил, начавший службу ещё в 1745 году. Здесь же в должностях урядника и капрала служили его соплеменники Николай Михайлов и Алексей Фёдоров. В списках чинов полка за 1765 год появился ещё один калмык – Николай Уржин.

В 60–е годы XVIII века полк находился на Башмачаговской заставе. Астраханское войско было подчинено гражданским губернским властям, поскольку его служба носила в основном полицейские функции. Первые успехи астраханских калмыков-казаков в земледелии навели астраханского губернатора А. Бекетова на идею превратить всех калмыков–кочевников в осёдлое население.

Но его предложение не нашло поддержки в царском правительстве. Только через столетие этот план стал воплощаться благодаря решительным действиям атамана Гулькевича. В 1872 году для калмыков в станицах были отведены дворовые места, и основная масса новоиспечённых калмыков–казаков была вынуждена занять их.

В связи с этим им предоставили льготы от службы на один год, в течение которого они должны были устроить новую жизнь. В станицах Грачёвской, Дурновской, Красноярской, Косикинской, Замьяновской, Лебяжинской, Михайловской и Сероглазинской 738 душ калмыков обзавелись деревянными и турлужными (стены состоят из деревянного каркаса с горизонтально прибитыми к его стойкам жердями диаметром 6 см и заполнения глиносоломой) домами, а в тёплое время всё-таки продолжали жить в кибитках.

К началу XX века калмыки– казаки Астраханского казачьего войска окончательно стали заниматься земледельческим трудом и освоились с осёдлостью.

НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ

С начала XIX века вновь активизируется приём калмыков в астраханские казаки. Положение от 7 мая 1817 г. разрешало приумножать образуемое Астраханское казачье войско путём приписки к нему крещеных калмыков и татар. Активизируется переход в казачество, как простолюдинов, так и представителей светской аристократии Калмыцкой степи.

В декабре 1843 г. капитан Д. Тундутов обратился к астраханскому военному губернатору генерал-лейтенанту И. Тимирязеву с просьбой причислить его к Астраханскому казачьему войску с правом управлять подвластным ему улусом. 25 марта 1844 г. просьба Тундутова была удовлетворена. По Положению об управлении калмыцким народом 1847 года, калмыки, принадлежавшие владельцам, могли вступать в Казачье войско с их согласия, казенные калмыки - по предъявлению квитанции об отсутствии долгов. Калмыки-казаки получали пяти- летнюю льготу по исправлению повинностей казаков.

В начале XX в. калмыки-казаки проживали в Красноярской, Дурновской, Лебяженской, Замьяновской, Сероглазинской, Косикинской, Михайловской, Грачевской станицах. До революции главное управление Войска находилось в Астрахани. В административном отношении оно делилось на два отдела (правление 1-го было в Енотаевске, 2-го - в Камышине), должность Наказного Атамана выполнял астраханский военный губернатор.

Населяли казаки 18 станиц, калмыки–казаки проживали в половине из них. Всего к 1911 г. в станицах Астраханского казачьего войска проживало 738 калмыков. Главным занятием казаков низовых станиц было скотоводство, затем рыболовство. Верховые станицы занимались земледелием. Перед революцией коренных казаков было около 50-ти тысяч. Строевая форма была такой же, что и у донцов, с той лишь разницей, что погоны и лампасы были жёлтого цвета.

Из наших современников наиболее известными потомками астраханских калмыков–казаков можно назвать заслуженного тренера России Церена Балзанова (1937-2005) и учёного–историка профессора Михаила Иванова (1926-1998).

К началу XVIII века появляются калмыцкие поселения вне пределов Калмыцкого ханства. Это – Донское, Чугуевское, Ставропольское, Оренбургское, Яицкое. Во второй половине XVIII века они возникли также на Тереке и Днепре. Казаки, зная калмыков как «…добрых конников, храбростью отличных, к службе всегда готовых и ревностных», старались привлечь их в свое сословие.

Донские калмыки. Калмыцкие поселения на Дону возникли во второй половине XVII в. и росли в течение всего XVIII в. за счет притока калмыцких групп. Калмыцкая знать постоянно обращалась к российскому правительству с просьбами запретить калмыкам селиться на Дону, однако это не остановило притока калмыков на Дон.

Донские калмыки, включенные в состав казачьего Войска Донского, продолжали заниматься традиционным для них видом деятельности – скотоводством.

Со второй половины XVIII в. небольшая часть донских калмыков стала заниматься земледелием. Жизнь донских калмыков вплоть до XIX в. строилась традиционно по национальным законам.

С середины XVIII в. донская администрация делила своих подопечных на три улуса и несколько сотен, при этом улусного предводителя именовали атаманом, а сотенного – сотником. Донские калмыки, в зависимости от общевойсковой мобилизации, обязаны были комплектовать отдельные сотни во главе со своими владельцами (атаманами) и пополнять состав казачьих полков и команд.

Чугуевские калмыки .

В 60-е годы XVII в. небольшая группа волжских калмыков во главе с зайсангом Алексеем Кобиновым поступила на службу в Белгородский полк. В 1679 г. эта группа, приняв православную веру, по указанию российского правительства поселилась в пригородной слободе Осиповка г. Чугуева. Поселенные в Чугуеве калмыки вместе с украинскими казаками явились основателями Чугуевской казачьей команды, призванной защищать левобережную Украину от нападений крымских татар. В середине 30-х гг. XVIII в. команда была преобразована в Чугуевский казачий полк.

В 1803 г. жителей г. Чугуева исключили из состава полка, причем казаков-украинцев обратили в податное сословие, а основную часть калмыков перевели в состав Войска Донского для продолжения казачьей службы.

Ставропольское калмыцкое войско, оренбургские и яицкие калмыки. Ставропольское (на Волге) поселение калмыков возникло в 1737 г. и было одним из самых многочисленных среди калмыцких групп вне пределов калмыцкой степи.

В 1737 году было создано специальное поселение для крещеных калмыков в урочище Кунья Воложка, расположенном на месте впадения реки Воложки в Волгу, которое в 1739 году переименовали в г. Ставрополь-на-Волге (современный Тольятти). Крещеным калмыкам отвели землю, построили дома и церковь. В 1744 году Ставропольская крепость была подчинена Оренбургской губернии.

Сенат своим решением от 19 ноября 1745 г. узаконил здесь систему казачьего управления. С этого времени поселение крещеных калмыков получило официальное название – Ставропольское калмыцкое войско, включавшее в себя 8 рот (в гражданском отношении – улусов). Значительная реорганизация в войске была проведена в мае 1760 г. В связи с этим создаются еще 3 роты из числа прибывших сюда калмыков из Джунгарии. Таким образом, всего стало 11 рот, а войско переименовали в Ставропольский калмыцкий корпус тысячного состава с подчинением Оренбургскому казачьему войску. Позже на его базе был сформирован Ставропольский калмыцкий полк.


Оренбургское калмыцкое поселение возникло с конца 40-х гг. XVIII в., когда правительство Российской империи решило организовать отдельный казачий корпус. В Оренбургское казачье войско калмыков приняли в 1755 г. В 60- е годы XVIII в. корпусом командовал калмык Андрей Анчуков , получивший казачий чин полковника, позднее – армейское звание секунд-майора. В дальнейшем число служилых калмыков в корпусе возросло за счет притока выходцев из Джунгарии и соотечественников из Калмыцкого ханства. В основном калмыки несли кордонную службу.

На Яике калмыки поселились в 20-х гг. XVIII в. Калмыки наравне с яицкими казаками несли здесь кордонную службу.

В 1727 г. из крещеных калмыков, кочевавших под Астраханью, была скомплектована команда из трехсот человек для охраны пограничной линии Астрахань – Царицын. В 1787 г. команду преобразовали в пятисотенный казачий полк, в котором наряду с калмыками служили астраханские и черноярские казаки и татары. Постепенно побережье Волги от Астрахани до Черного Яра стало застраиваться станицами, в которых вместе с казаками селились калмыки. К 70-м годам XVIII в. число калмыков в составе полка увеличилось до 600 человек.


Сальские казаки-калмыки. Начало 20 в.

После Азовского похода 1698г. в Приазовье был скомплектован Николаевский казачий полк для охраны вновь построенных здесь пограничных городков. В конце 20-х годов из войска Донского перевели к Азову 1000 калмыков на службу в этом полку. В 1777 г. полк был упразднен. Служивших в нем калмыков, учитывая их высокую воинскую выучку, перевели на Новую Днепровскую линию для продолжения службы.

В конце 70-х годов XVIII в. возник вопрос о создании Новой Днепровской линии, в районе которой проходила дорога, связывавшая Центральную Россию с Кубанью, Крымом и северным Кавказом. Из калмыков (855 чело- век), переведенных сюда из Николаевского казачьего полка, у местечка Токмак-Могила был создан форпост «весьма в небезнужном и совсем необитаемом месте».

В 1777 г. на землях Терского казачества возникло еще одно калмыцкое поселение. Переселение калмыков в этот район было вызывано необходимостью укрепить южные границы государства на Северном Кавказе крепостями, и обеспечением их дополнительным контингентом казаков. Поскольку калмыки были прирожденными воинами, то российская администрация старалась привлечь их в казачье сословие с дальнейшим использованием на пограничной и военной службе.

казак Ставропольского полка

Фото: Калмык на военной службе .

Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.

В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру .

В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.



В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.


Атаман ВВД, г.ш.генерал-лейтенант Богаевский А.П. пъёт чару с руководством калмыкского казачьего войска. Крайтий справа(для нас) полковник Тепкин, справа от Атамана - Нойон(князь) Тюмень, слева от Атамана - Бадьма Уланов - представитель донских калмыков на всех войсковых кругах Дона, активный общественный деятель калмыкского народа на Родине и в эмиграции, юрист, выпускник Ст.Петербургского университета.

Казаки-калмыки Сальского округа Области Войска Донского в 1-ю мировую войну.

Как известно, калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648-м калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России.

В 1696 году Аюка-хан отпустил на Дон под Азов до трех тысяч кибиток (порядка десяти тысяч человек) для охраны пограничной линии и борьбы с азовцами. Эти калмыки обратно в Калмыцкое ханство не вернулись, остались на Дону, под Черкасском. Часть из них приняла православную веру.


В 1710 году Аюка-хан прислал дополнительно на Дон еще десять тысяч калмыков во главе с торгоутским владельцем Чиметом и дербетовским владельцем Четырем для несения охранной службы южных границ от набегов кубанцев.

Корнет Лейб-гвардии Казачьего полка Очир-Гаря Шарапов, 1861 г.

В 1723 году Петр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии и больше представителей этой народности на эти земли не принимать. Таким образом, в 1731 году калмыки, перешедшие на Дон, вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению войскового казачества. В 1745 году вся населенная Западная степь была отдана под кочевье калмыкам, причисленным к Войску Донскому. На этих землях было образовано три калмыцких улуса с хуторами и населением: Верхний, Средний и Нижний.


Корнет Токи Дакугинов. 1912 год. Станица Платовская

В 1856 году в Калмыцком округе было 13 станиц, в которых проживало 20635 человек (10098 мужчин, 10537 женщин). Лошадей числилось 31455 голов, КРС - 63766 и овец 62297 голов.

Корнет Токи Дакугинов. Станица Платовская

В 1862 году для донских калмыков ввели станичное управление, подчиненное Донскому Войску. По административному устройству калмыцкое кочевье делилось на три улуса, а 13 сотен были преобразованы в станицы.

В 1891 году по положению земельный пай на одного мужчину составлял 15 десятин, остальные земли принадлежали станичному обществу, которое при призыве казака-калмыка на военную службу обеспечивало его конем, оружием и одеждой. С 1 сентября 1891 года донские калмыки в правовом отношении были приравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу Донского казачества. При этом прежние сотни были переименованы в станицы: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Ново-Алексеевская, Потаповская, Платовская, Эркетинская, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский.


Астраханский губернатор И.Н. Соколовский с калмыцкой знатью. 1909 год

В 1898 году донские калмыки имели окружную школу и семь станичных начальных школ. По данным на 1913 год, на территории Сальского округа без учета работающих в других округах и конных заводах проживало 30178 человек. В округе было 13 станиц и 19 калмыцких хуторов. После окончания Гражданской войны в 1920 году здесь проживало всего 10750 калмыков, т. е. население сократилось в три раза. Такое резкое сокращение численности калмыков, проживающих на Дону, за период с 1897 по 1920 годы (за 23 года) объясняется потерями казаков-калмыков на полях сражений в русско-японской (1904-1905 г.г.), Первой мировой (1914-1920 гг.) и Гражданской (1918-1920 гг.) войнах.




Подъесаул Церен Дживинов - полный Георгиевский кавалер. Казачья сотня под его командованием захватила в плен 800 австрийцев во время Первой мировой войны.

Казак Потаповской станицы Всевеликого войска Донского Бадма Мартушкин



Полковник Батор Мангатов, командир 19-го Донского казачьего полка.




Полковник, князь Данзан Тундутов-Дондуков, атаман Астраханского казачьего войска.

Офицеры Белой Добровольческой армии: полковник Гавриил Тепкин, Уланов, князь Тундутов.





Казаки 80-го Джунгарского полка под Ростовом. 1918 год.


Наран Уланов. Станица Ново-Алексеевская. Область Войска Донского

Имкенов??



Атаман донских казаков, генерал Багаевский инспектирует разрушенный большевиками калмыцкий хурул на дону. 1918 год

Казак Мушка Кутинов

Донские калмыки. 1922 год



Атаман донских казаков, генерал Багаевский на аудиенции у ламы донских калмыков. 1918 год


Атаман донских казаков генерал Багаевский на пороге калмыцкого хурула. 1918 год






Донские казаки и калмыки сходят на берег. Начало эмиграции. Остров Лемнос. Греция




В Турции с Британской армией. 1921 год Д. Уланов


Лагерь Кабакджа. Турция. 1921 год

В эмиграции.

Санжа Балданов (слева), Санжа Таргиров (справа) В эмиграции.

Константинополь. Турция. Российские белоэмигранты.


Донские калмычки в эмиграции. Турция. Снимок преположительно сделан в 1921-1923 гг.


Офицеры Белой армии в Галлиполи. Турция


Эвакуированные донские калмыки и их потомки 35 лет спустя, в DP Dom, Нью-Джерси, США

После окончания Гражданской войны в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР началась работа по переселению оставшихся калмыков из Донской области на территории Калмыцкого автономного округа. Предполагалось переселить 13 тысяч человек в Больше-Дербетовский улус (ныне Городовиковский район). По состоянию на 1 января 1925 года, переселилось 8451 человек из 13 станиц Донской области.
Председатель Больше-Дербетовского улусного исполкома Харти Бадиевич Кануков в своем докладе "О переселении донских калмыков по состоянию на 1 января 1926 года" отмечал, что за три года переселилось 15171 человек из всех 13 станиц Сальского округа.
29 апреля 1929 года президиум Северо-Кавказского крайкома принял решение "О создании самостоятельного Калмыцкого района в составе Сальского округа". По сведениям на 1 апреля 1932 года в Калмыцком районе имелось 11 сельсоветов и 23 колхоза с населением 12 тысяч человек, в т. ч. калмыков 5 тысяч человек. Районный административный центр находился в станице Кутейниковской, просуществовавшей с 6 ноября 1929 года до даты депортации калмыцкого народа в Сибирь.
После возвращения из ссылки уроженцы Калмыцкого района Ростовской области в Кутейниковской соорудили памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В заложенной капсуле значатся имена более 800 воинов-калмыков, уроженцев Ростовской области, погибших за честь и независимость нашей Родины.