Дополнительное образование государственных служащих. Как гражданским служащим получить дополнительное образование
Дополнительные гарантии предоставляются при наличии определенных условий, предусмотренных настоящим Законом или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами или иными актам субъекта Российской Федерации.
Данный подход позволяет, во-первых, обеспечить равные условия прохождения гражданской службы независимо от ее уровня (будь то федеральная гражданская служба или гражданская служба субъекта Федерации), ведомственной принадлежности гражданского служащего. Во-вторых, создаются необходимые предпосылки для дифференциации мероприятий по социальной защите гражданских служащих с учетом характера, особенностей, эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности, процессов развития гражданской службы и иных условий.
Гражданским служащим при определенных условиях может гарантироваться:
1. Право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
В пункте 3 ст. 62 действующего Закона устанавливается исчерпывающий перечень оснований для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку. К ним относятся: назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; результаты аттестации гражданского служащего. Данным правом гражданский служащий может воспользоваться в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
Закон устанавливает прямую зависимость должностного роста гражданского служащего от результатов полученного им дополнительного профессионального образования.
Для повышения квалификации установлены конкретные временные рамки - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Государством гарантируется также направление государственного служащего на стажировку. Данная форма дополнительного профессионального образования впервые, при наличии указанных условий, становится обязательной.
Вид (с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы), форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории
Глава 33, Социальная защита государственных гражданских служащих 533
должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
В целях эффективной реализации указанной гарантии Закон вводит единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. Местом реализации права на профессиональную переподготовку и повышение квалификации Закон устанавливает образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию. Стажировка осуществляется непосредственно в государственных органах, а также в иных организациях. Дополнительное профессиональное образование гражданский служащий может получить и за пределами Российской Федерации.
Закон обязывает представителя нанимателя, образовательное учреждение, государственный орган или иную организацию обеспечить гражданскому служащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, соответствующие условия для освоения образовательной программы.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих является важным элементом кадровой работы (пп. 13 п. 1 ст. 44), реализация которого осуществляется на основе государственного заказа, формируемого в соответствии с требованиями ст. 63, а также в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих (пп. 1 п.2 ст. 60 действующего Закона).
2. Право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием в случаях и порядке, установленных соответственно нормативно-правовыми актами Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Возмещение расходов за использование личного транспорта работником с согласия работодателя предусмотрено ст. 188 Трудового кодекса.
Порядок и условия предоставления данной гарантии гражданским служащим предполагается конкретизировать путем принятия Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении транспортного обслуживания или компенсации за использование личного транспорта федерального государственного служащего в связи с исполнением должностных обязанностей» и соответствующих нормативно-правовых актов субъекта Федерации.
3. Право на замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы в соответствии со ст. 31 Федерального закона.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» безоговорочно гарантировал государственным служащим в указанных случаях замещение иной должности, а при невозможности трудоустройства - переподготовку (переквалификацию), оставление в Реестре государственных служащих (с указанием: в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.
В действующем Законе данная гарантия тесно увязывается со ст. 31, которая формулирует условия замещения иной должности. К таковым относятся лишь возможность замещения иной должности при наличии определенных преимуществ или направление гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
4. Единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» гарантировал государственным служащим предоставление жилой площади в случае и порядке, предусмотренных Федеральным законом или законом субъекта Федерации. Однако на федеральном уровне требуемый акт так и не был принят. Предоставление указанной гарантии осуществлялось на основе ведомственных актов федеральных государственных органов (например, приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. № 1088 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России»), а в ряде субъектов Федерации - на основе законов субъектов и напрямую зависела от финансовых и организационных возможностей федеральных ведомств и субъектов Федерации. При этом форма ее предоставления была произвольной (выделение квартир, предоставление беспроцентных субсидий на строительство жилья и пр.).
Действующий закон устанавливает единую для гражданской службы форму предоставления указанной гарантии - единовременную субсидию один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъекта Федерации.
5. Иные государственные гарантии.
Данная норма создает предпосылки расширения системы гарантий для гражданских служащих по мере развития законодательства о гражданской службе. Кроме того, представитель нанимателя, исходя из возможностей соответствующего бюджета, вправе расширить спектр гарантий. В качестве примера можно привести положения Закона субъекта Российской Федерации «О государственной гражданской службе города Москвы» № 3 от 26 января 2005 г., где соответствующим гражданским служащим дополнительно гарантируется:
Предоставление жилой площади (улучшение жилищных условий) либо компенсация расходов на приобретение жилья;
Бесплатная или льготная (в том числе членам семьи) санаторно-курортная путевка, возмещение средств на проезд к месту отдыха и обратно;
Компенсация за неиспользованную санаторно-курортную путевку;
Медицинское обслуживание (в том числе членов семьи) в зависимости от категории и группы должности;
Бесплатный отпуск лекарственных средств, оказание протезно-ортопедической помощи {в том числе членам семьи);
Единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые 5 лет в размере двухмесячного денежного содержания по занимаемой должности;
Единовременное денежное поощрение при достижении стажа 20 лет и далее через каждые 5 лет в рамках двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности;
Выплата один раз денежного вознаграждения при выходе на пенсию в размере среднемесячной заработной платы в кратности количеству полных лет службы, но не более чем за 10 лет;
Доплата к пенсии по старости и инвалидности при наличии стажа {12,5 лет для мужчин и 10 лет для женщин), чтобы сумма пенсии составляла 55% месячного денежного содержания с увеличением на 3% за каждый полный год выслуги, но не более 80% месячного денежного содержания;
Возмещение расходов на ритуальные услуги лицам, осуществляющим похороны гражданского служащего;
Сохранение ряда государственных гарантий за гражданскими служащими, вышедшими на пенсию;
Сохранение ряда гарантий за гражданскими служащими, уволенными при ликвидации или реорганизации государственного органа либо сокращении должностей (для мужчин, достигших возраста 58лет, для женщин - 53 года).
Выводы
Государственный гражданский служащий отличается от лица, принятого на работу по трудовому договору. У него особый работодатель - государство. В социальном плане институт государственной службы представляет собой орган взаимодействия общества и государства, государственного служащего и гражданина. Социальная защита государственных служащих представляет собой важный компонент социальной политики государства по отношению к собственному кадровому составу.
Государственный гражданский служащий находится на перекрестке взаимообусловленных проблем. С одной стороны, именно на государственную службу возлагается решение задач по обеспечению социальных гарантий и прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Но и государство, в свою очередь, должно создать и развивать эффективную систему социальной защиты государственных гражданских служащих, которая бы обеспечила им условия для достойного существования, реализации прав и исполнения должностных обязанностей.
Таким образом, складывается определенная система социальной защиты гражданских служащих, которая находит свое развитие в процессе реформирования государственной службы.
Реализация системы государственных гарантий гражданским служащим создает условия для повышения престижа государственной службы, ее эффективности и результативности в интересах каждого гражданина, общества в целом и государства.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое социальная защита гражданских служащих?
2. Что представляет собой система социальной защиты гражданских служащих?
3. Чем вызвана необходимость выделения основных и дополнительных гарантий гражданским служащим?
4. Охарактеризуйте состояние нормативно-правового обеспечения системы социальной защиты гражданских служащих.
5. Какие изменения произошли в системе социальной защиты гражданских служащих в процессе реформирования государственной службы Российской Федерации?
Список литературы
Статья 62. Профессиональное развитие гражданского служащего
1. Профессиональное развитие гражданского служащего направлено на поддержание и повышение гражданским служащим уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию.
2. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
3. Основаниями для направления гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию являются:
1) решение представителя нанимателя;
2) результаты аттестации гражданского служащего;
3) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории "руководители" высшей или главной группы должностей гражданской службы либо на должность гражданской службы категории "специалисты" высшей группы должностей гражданской службы впервые;
5) поступление гражданина на гражданскую службу впервые.
4. Реализация мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего может осуществляться:
1) посредством государственного заказа на мероприятия по профессиональному развитию гражданских служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) в рамках государственного задания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
3) за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, определенной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
5. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего могут осуществляться за пределами территории Российской Федерации.
6. Мероприятия по профессиональному развитию гражданского служащего осуществляются с отрывом или без отрыва от гражданской службы.
7. Профессиональное развитие гражданского служащего осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
8. Гражданскому служащему, участвующему в мероприятиях по профессиональному развитию, представителем нанимателя, образовательной организацией, государственным органом или иной организацией создаются условия для профессионального развития.
9. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
10. Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, в том числе на основании государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего (далее - сертификат).
11. Порядок предоставления сертификата, форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. За гражданским служащим в период получения им дополнительного профессионального образования сохраняется замещаемая должность и денежное содержание.
Основаниями для направления гражданского служащего на обучение по образовательной программе являются:
- а) назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
- б) включение гражданского служащего в кадровый резерв;
- в) решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом, с частичным отрывом (до 3 рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:
- а) категория "руководители" высшей группы - с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий;
- б) категория "помощники (советники)" или "специалисты" высшей группы, категория "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" или "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей группы - с отрывом или с частичным отрывом от службы;
- в) иные должности - с отрывом от службы.
Стажировка осуществляется с отрывом от гражданской службы. Освоение гражданскими служащими образовательных программ дополнительного профессионального образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией. Гражданским служащим, успешно освоившим программы дополнительного профессионального образования, выдаются документы государственного образца.
Государственный служащий должен постоянно поддерживать уровень своих знаний, повышать квалификацию, иметь возможность переподготовки и стажировки. Безусловно, обучение каждого госслужащего должно носить постоянный характер, т.е. осуществляться в течение всей его профессиональной карьеры с целью обновления его знаний, полученных в результате "базового" образования и обретения новых знаний, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности.
Формирование профессиональной государственной службы требует совершенствования системы подготовки кадров и дополнительного профессионального образования государственных служащих. Совершенствование системы профессионального обучения кадров для государственной службы должны рассматриваться, через призму комплекса проблем, накопившихся в системе образования государства.
Прежде всего, нужно четко представлять, в чем состоит сегодня суть профессионального обучения, подготовки кадров в России, каковы особенности образования персонала для государственного аппарата, кто осуществляет эту подготовку, каков уровень качества образовательных услуг в данной сфере.
В настоящее время все ещё не устранены недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих Российской Федерации. Имеющиеся образовательные учреждения в целом не обеспечивают необходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Бакушев В. В., Демидов Ф. Д. Профессиональное образование в начале Нового века и подготовка государственных служащих. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - С. 72
Анализ опыта обучения кадров государственной службы в нашей стране показывает, что программа обучения строится, как правило, на широкой теоретической обще гуманитарной основе и лишь в связи с ней осуществляется прикладная подготовка. В этой связи наиболее значимой задачей институтов, готовящих управленческие кадры, является усиление связи обучения и практики, обеспечение единства фундаментальной и прикладной подготовки, разработка практико-ориентированной модели учебного процесса. Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 13
В настоящее время в России главенствует дисциплинарная модель обучения на основе которой, в случае необходимости, реализуется модульный подход к образованию в качестве организационных форм обучения в такой модели используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, зачеты и экзамены. Хранителем информации в такой модели является книга, а интерпретатором - знания и преподаватель. Яблокова Е. А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 158
Обобщая проблемы в этой сфере, можно выделить самые значимые, решения которых не требует отлагательства:
1. Снижение уровня профессионализма государственных служащих.
Неразвитость системы профессионального обучения государственных служащих.
Неопределенность организационного механизма профессионального обучения кадров для службы.
Отсутствие сети специализированных (базовых) учебных учреждений, реализующих образовательные программы в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы, выполняющих функции обеспечения органов власти квалифицированными кадрами.
Формирование системы государственного заказа на подготовку кадров для государственной и муниципальной службы и целевая подготовка государственных и муниципальных служащих по выполнению функций и задач органов власти.
- 6. Неэффективность управления профессиональным образованием в данной сфере. госслужба кадровый переподготовка управление
- 7. Отсутствие эффективных средств и форм взаимодействия государственных органов и учебных учреждений при подготовке кадров для государственной и муниципальной службы.
- 8. Слабость разработки государственных образовательных стандартов профессионального образования и подготовки кадров для государственной и муниципальной службы.
- 9. Необходимость изменения основных и дополнительных образовательных программ профессионального образования кадров для государственной и муниципальной службы, их адаптации к новым социально - экономическими условиям.
Нина Ковязина заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
В этом решении:
Виды допобразования
Гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование в виде:
Основания для допобразования
Направить гражданского служащего на обучение по дополнительной профессиональной программе нужно по следующим основаниям:
- назначение гражданского служащего в порядке должностного роста на другую должность на конкурсной основе;
- включение гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности на конкурсной основе;
Профессиональная переподготовка
Государственный орган может направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку в следующих случаях:
- изменился вид профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
- гражданский служащий, замещающий должность категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты» назначен в порядке должностного роста на должность категории «руководители».
Повышение квалификации
Государственный заказ
Организация дополнительного профобразования для гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа ( , п. 10 положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474).
Индивидуальный план профразвития
Индивидуальные планы разрабатываются на три года в соответствии с должностными регламентами совместно с непосредственным руководителем. В нем указываются:
- цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профобразования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
Заявка на обучение
До 1 марта направьте в Минтруд России заявку на обучение федеральных государственных гражданских служащих на следующий год.
Обучение за границей
Если гражданский служащий направляется на обучение за границу, то Минтруд России должен согласовать с Администрацией Президента РФ и Аппаратом Правительства РФ:
- предметно-тематическое содержание дополнительных профессиональных программ, по которым будет обучаться служащий;
- перечень государств, куда направляется служащий.
Получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими города Москвы (приложение).
2. Установить, что получение дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими города Москвы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы на основе заказа Правительства Москвы на дополнительное профессиональное образование.
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ
СЛУЖАЩИХ ГОРОДА МОСКВЫ НА ______ ГОД
________________________________________________
Штатная
|
Из них подлежит обучению (чел.) |
|||||||
Всего |
В том числе по программам |
|||||||
профессиональной
|
повышения квалификации |
стажировки |
||||||
всего |
в том числе |
всего |
в том числе |
|||||
более
|
более
|
от 18 до
|
более
|
|||||
Подпись руководителя
государственного органа
Приложение 2
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
ГОРОДА МОСКВЫ НА ______ ГОД
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ И СТАЖИРОВКА
Наименование
|
Количество госслужащих, направляемых
|
Объем средств, предусмотренных в бюджете (тыс.
|
||||||
Всего |
В том числе по программам |
Всего |
В том числе по программам |
|||||
профессиональной
|
повышения
|
стажировки |
профессиональной
|
повышения
|
стажировки |
|||
2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Виды работ и услуг |
Объем средств, предусмотренных
О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАКАЗА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ГОРОДА МОСКВЫ В _______ ГОДУ _________________________________________ (наименование государственного органа)
Подпись руководителя государственного органа |