И различных по дизайну подсветки. Каким должно быть освещение в интерьере? Правила и нормы

Осень в Москве – это время проведения большого количества мероприятий и фестивалей. С 21 по 25 сентября 2018 года в Москве пройдет уже ставший традиционным международный фестиваль «Круг света». Фестиваль «Круг света» – ежегодное событие. Его задача – предоставить возможность показать свои умения и навыки светодизайнерам и специалистам в области аудиовизуального искусства. С 21 по 25 сентября 2018 года осенние московские вечера превратятся в фантастическое шоу с большим количеством света, огня, лазеров, салютов и музыки. И обеспечивать этот праздник будут коллективы со многих стран мира!

Во время проведения фестиваля «Круг света – 2018» будет организована образовательная программа, которая будет включать в себя лекции, мастер-классы от лучших специалистов светодизайна. Вход бесплатный абсолютно на все мероприятия (желающим принять участие в образовательной программе, необходимо пройти предварительную регистрацию, т.к. количество мест ограничено).

Главные площадки фестиваля:

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Гребной канал (открытие)

Мероприятия будут проходить ежедневно: 21, 22, 23 сентября. Шоу будет проходить с 20:30-21:30.

21 сентября Открытием фестиваля станет мультимедийное шоу «Карнавал света», которое будет сочетать в себе удивительные возможности световых и лазерных проекций, хореографии фонтанов и огня, грандиозных пиротехнических эффектов. На этот раз вдоль косы Гребного канала для видеопроекций будет возведена конструкция из 12-метровых кубов, на воде разместятся свыше 250 прямых и 35 вращающихся фонтанов, а на понтонах установят более 170 огненных горелок различных модификаций. 22, 23 сентября московская публика сможет увидеть повторные показы «Карнавала света».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Царицыно


24 сентября так же будет выступление Дмитрия Маликова с 20:00–21:00.

В этом году в Царицыно публику ждут два новых произведения, которые будут демонстрироваться на фасаде Большого Царицынского дворца: история птицы Феникс «Дворец странствий» и аудиовизуальный спектакль о мире будущего. Благодаря технологии дополненной реальности их можно будет легко считать с помощью фотокамер мобильных устройств, на экране которых появятся животные – возможные обитатели экосистем будущего. 24 сентября на сцене перед Большим Царицынским дворцом состоится концерт Народного артиста России Дмитрия Маликова. Выступление маэстро будет сопровождаться видеопроекциями на фасаде дворца. В этом году площадка фестиваля в Царицыно станет частью программы международного конкурса Art Vision. Свои работы на фасаде дворца представят финалисты конкурса в номинации «Модерн».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Театральная площадь

Мероприятие будет проходить ежедневно: 21, 22, 23, 24, 25 сентября. Шоу будет проходить с 19:30–23:00.

Театральная площадь в этом году задействует для световых шоу фасады сразу трех театров: Большого, Малого и РАМТ. Три здания позволят создать панорамную 270-градусную видеопроекцию. В дни фестиваля здесь продемонстрируют аллегорическую световую новеллу о Спартаке, историю его борьбы за личную свободу и духовном освобождении. Также можно будет увидеть два световых шоу фестиваля прошлого года – «Небесная механика» и «Неподвластный времени», работы финалистов международного конкурса Art Vision в номинации «Классик».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Музей Победы

Мероприятие будет проходить ежедневно: 21, 22, 23, 24, 25 сентября. Шоу будет проходить с 19:30–23:00.

Впервые в истории «Круга света» площадкой фестиваля станет Музей Победы на Поклонной горе. На фасаде здания будут показаны световые новеллы, посвященные военному прошлому России, городу Москве, а также пятнадцатиминутный виджеинг под музыку и песни военных лет. Одно из видеомэппинговых произведений, «Конструкторы победы», посвящено конструкторам, прославившим Россию. Их изобретения стали достижением мировой технической мысли, а участие в решении задач по созданию оборонной техники приблизили победу русского народа в Великой Отечественной войне. Световое представление состоит из трех частей, посвященных военно-морскому флоту, военно-воздушным силам, бронетанковой и автомобильной технике. Второе световое шоу о Москве – сердце России. Оно расскажет о том, как росли и объединялись на протяжении веков земли и территории вокруг столицы. Зрители совершат путешествие над нашей необъятной родиной, увидят природу Урала, Сибири и Дальнего Востока, полюбуются широтой наших рек и пейзажами Крыма.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Коломенское

Музей-заповедник Коломенское приглашает всех в пространство впечатлений. Огромная территория парка превратится в мир феерии, где лес наполнится миражами, и зрители не сразу смогут понять, что реально, а что – нет. Прямо на глазах гостей оживут сказочные маски и таинственные животные, на деревьях вырастут золотые плоды, карета с Золушкой станет тыквой, а Оле Лукойе пригласит публику в мир сновидений.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Гребной канал (закрытие)

Закрытие фестиваля будет посвящено перекрестному году Японии и России. Зрителей финального представления удивят 40-минутным шоу японской пиротехники, известной на весь мир своей уникальной красотой и масштабностью. В нем будут задействованы крупнокалиберные заряды, а диаметр раскрытия самых больших из них достигнет в небе почти 1 км.

Так же будут во время проведения мероприятия будут проходить лекции и мастер классы специалистов по мультимедийным технологиям и светодизайну.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Площадка DIGITAL OCTOBER

Адрес: Берсеневская наб., 6, стр. 3

Задача программы – создание учебной и экспериментальной площадок для молодых специалистов, студентов и работников креативной индустрии. Программа включает в себя мастерские, панельные дискуссии и публичные презентации.

Расписание мероприятий:

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Расписание на 22 CЕНТЯБРЯ

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

11:00-12:00 СОЗДАНИЕ СВЕТОВЫХ ШОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕТАЮЩИХ АППАРАТОВ. МИХАИЛ ЦВЕТКОВ (INTEL), НИКИТА РОДИЧЕНКО (TSURU ROBOTICS), МИХАИЛ И МАКСИМ КАБА (DRONESWARM), АНТОН СКИТЕР, ЕКАТЕРИНА РЕЗВОВА
12:10-12:50 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО СВЕТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В СЦЕНИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ. ЕКАТЕРИНА РЕЗВОВА
13:00-14:00 ЗА СЦЕНОЙ ФЕСТИВАЛЯ «КРУГ СВЕТА» – КОМАНДА ФЕСТИВАЛЯ «КРУГ СВЕТА» РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ШОУ ЭТОГО ГОДА.
14:10-14:50 «СФЕРОКРАТИЯ» (“DOMECRACY”). ПЕДРО ЗАЗ (PEDRO ZAZ, ПОРТУГАЛИЯ)
14:50-15:30 ПЕРЕРЫВ
15:30-16:10 НА ГРАНИ ИСКУССТВА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. АНАСТАСИЯ ИСАКСЕН (ANASTASIA ISACHSEN, НОРВЕГИЯ)
16:20-17:00 ИСКУССТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ. КРИСТИАН МИО ЛОКЛЕР (CHRISTIAN MIO LOCLAIR) (STUDIO WALTZ BINAIRE)

МАЛЫЙ ЗАЛ

12:30-13:10 СМЫСЛ И ФОРМА. ИНТЕГРАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНО-СВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. PITCH MEDIA (РОССИЯ)
13:20-14:00 СМЕШАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ГОЛОГРАФИЧЕСКИХ ИНСТАЛЛЯЦИЯХ. MIXED REALITY. ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР, СТАРЦЕВ СЕРГЕЙ (INTY – СТУДИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНСТАЛЛЯЦИЙ, РОССИЯ)
14:10-14:50 КАК НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ И НЕ БОЯТЬСЯ. STRUTTURA (РОССИЯ)
14:50-15:30 ПЕРЕРЫВ
15:30-16:10 ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ДЕТАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ГРЯДУЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ ЛЮДЕЙ С СИСТЕМАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. МАСТЕРСКАЯ ИВАНА РАСТРА (IVAN RASTER SOFTWARE LAB)
16:20-17:00 ДВИЖЕНИЕ ПРОУН. МИСАК САМОКАТЬЯН
17:10-17:50 «НЕ/РЕАЛЬНОЕ ИСКУССТВО». HAPTIC TEAM

АУДИТОРИЯ 1

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: РАБОТА С ВИЗУАЛЬНОЙ СЦЕНОГРАФИЕЙ В ПРОГРАММНОМ ПРОДУКТЕ RESOLUME 6. ЙОРИС ДЕ ЙОНГ (JORIS DE JONG), ЭДВИН ДЕ КЁНИХ (EDWIN DE KONING) (RESOLUME, НИДЕРЛАНДЫ)

АУДИТОРИЯ 2

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: УПРАВЛЕНИЕ ЛАЗЕРАМИ С ПОМОЩЬЮ TOUCHDESIGNER. ДЭНИЭЛ ДАЛФОВО (DANIEL DALFOVO, ГЕРМАНИЯ)

АУДИТОРИЯ 3

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: ТЕХНОЛОГИЯ POLYLIGHT. КАК СДЕЛАТЬ СВЕТОВУЮ ИНСТАЛЛЯЦИЮ ЛЮБОЙ ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ? ИЛЬЯ СОБОЛЬ И ТИМ ТАВЛИНЦЕВ (РОССИЯ).

АУДИТОРИЯ 4

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ. ВАДИМ ЭПШТЕЙН (РОССИЯ)

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Расписание на 23 СЕНТЯБРЯ

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

12:00-13:00 СВЕТОДИЗАЙНЕР. ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИИ. ЮРИЙ МЕДВЕДЕВ, НАТАЛЬЯ БЫСТРЯНЦЕВА, СТАНИСЛАВ ЛЯПУНОВ, КИРА ФЕДОТОВА, КОНСТАНТИН КУЗНЕЦОВ. МОДЕРАТОР ДИСКУССИИ: ИВАН ФЕДЯНИН.
13:10-13:50 О ТЩЕТНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВАЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ. ДЭНИЭЛ ДАЛФОВО (DANIEL DALFOVO, ГЕРМАНИЯ)
14:00-14:40 СВЕТ С ПЕРВОГО И ПО СЕЙ ДЕНЬ. МЕРАВ ИТАН И ГАСТОН ЗАР (ИЗРАИЛЬ)
14:40-15:20 ПЕРЕРЫВ
15:20-16:00 РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ. МИЧИЮКИ ИШИТА (ЯПОНИЯ)
16:10-16:50 СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ. АНДРАС НАГИ (ВЕНГРИЯ)
17:00-18:00 СВЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ. СРЕДА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕК, ВЛИЯЮЩИЙ НА СРЕДУ. НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СВЕТОВОГО ДИЗАЙНА СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СВЕТОВОГО ДИЗАЙНА УНИВЕРСИТЕТА ИТМО

Хотя технически свет не элемент дизайна, он также важен в интерьере. Мы воспринимаем окружающую среду благодаря свету: свет оживляет пространство, открывая формы, текстуры и цвета. Успешная схема освещения может выделить дизайн и оформление дома, что делает его живым и улучшает качество проживания.


Так что же такое свет?

Свет является продуктом сильной жары и чем горячее источник, тем ярче свет. Естественный дневной свет от солнца представляет собой смесь различных цветных длин волн, которые переходят друг в друга и глаза воспринимают их как белый свет.

Белый свет имеет широкий спектр и показывает все цвета, в то время как более слабые источники света имеют более узкий диапазон длин волн и повышают некоторые цвета над другими.

Пример: при свечах свет имеет более высокую долю длин волн теплых тонов, в то время как лунный свет имеет более высокую пропорцию холодных волн. Так, несмотря на схожую интенсивность, теплые красные тона и цвет кожи лучше выглядят при свечах, а холодные тона выглядят лучше при ярком лунном свете, нежели при свечах.

Естественный свет

Естественный свет подчеркивает красоту любого интерьера и благодаря белому может максимизировать бледные холодные цвета, отражающие поверхности и зеркала. Во время ремонта или расширения помещения, можно рассмотреть возможность добавления окон или увеличить их размер, чтобы попадало больше естественного света.

Свет изменяет оттенок, яркость и насыщенность цвета . Дневной свет резко меняется в зависимости от погоды, сезона, времени суток, места расположения и широты. Северный свет, например, довольно постоянен по интенсивности и смеси цветовых длин волн, так что в течение дня цвета не меняются. Вот почему художники предпочитают студии, которые освещает северный свет.

При выборе цвета, который вы хотите использовать в комнате, имейте в виду тип и количество естественного света, которое в нее проникает. Можно разместить в комнате несколько образцов цвета (мазками на стене) и посмотреть как он меняется. Теплые цвета выглядят лучше в теплом свете и наоборот.

Искусственный свет

Все лампы испускают различное количество и качество света в зависимости от того, как они сделаны и как питаются. Все они подходят для различных областей применения.

Есть много видов ламп накаливания. Но их постепенно вытесняют энергосберегающие лампы.

Лампы накаливания испускают теплый белый свет, в то время как люминесцентные и энергосберегающие лампы , как правило, излучают свет с зеленоватым оттенком. Галогеновые лампы имеют приятный свет, который холоднее, чем свет от ламп накаливания, но большинству для работы нужен трансформатор (они требуют 12V энергоснабжения).

При выборе лампочки, имейте в виду, что:

    далеко расположенные источники света производят резкие тени - чем дальше точка источника, тем резче тень

    широкие источники света производят рассеянные тени и мягкие отражения

Методы освещения пространства

3 варианта освещения интерьера:

    общее освещение

    прямое освещение

    местное освещение

Общее освещение

Общее освещение обеспечивает равномерный, рассеянный свет, что позволяет видеть легко и безопасно передвигаться. Окружающее освещение производит очень мало тени и может быть мягким, так как оно не определяет форму. Лучший способ достичь общего освещения в комнате - отражение света от стен (с помощью встроенных потолочных или настенных светильников) или потолка (с помощью торшеров или бра).

Использование освещения снизу вверх обеспечивает хороший, рассеянный свет, которое более интересно, чем прямое освещение потолка.

Еще один плюс направления освещения снизу вверх это то, что оно "поднимает" потолок, делая его легче и визуально более отдаленным - хороший трюк в комнате с низким потолком и для небольших помещений, которые нужно визуально сделать больше.

Если вы решили использовать освещение снизу вверх, имейте в виду, что поскольку свет отражается от стен и потолка, их поверхность должна быть ровной, иначе любое несовершенство будет производить косые тени. С другой стороны, вы можете использовать рассеянное освещение снизу вверх, чтобы показать красоту высоко текстурированных стен, таких как кирпичная кладка или каменные поверхности.

Освещение по периметру потолка и освещение по всей длине стены - эффективные способы обеспечить общее освещение. Освещение по периметру потолка очерчивает комнату и используют потолок как отражатель. Освещение по всей длине стены представляет собой смесь непрямого и прямого освещения, так как оно освещает и потолок, и стену.

Освещение, направленное вниз, в виде потолочных ламп, встраиваемых светильников или всего потолка визуально снижает потолок. Светильники производят темные тени и могут быть очень эффективными. Если расположить их близко, они обеспечат хороший уровень общего освещения.

Используйте регуляторы освещенности, чтобы изменять интенсивность света и создавать различные области освещения в комнате. Всегда проверяйте, что регуляторы совместимы с источником света, который вы используете.

Прямое освещение

Такое освещение освещает конкретную область, направленным узким пучком в одном направлении, где вам необходимо что-то делать, например читать, рисовать или готовить пищу. Хорошее освещение при этом очень важно. На кухне можно осветить шкафы с помощью встраиваемых светодиодов или светильников.

Для чтения, работы на компьютере и подобного, лучшим вариантом будет напольная или настольная лампа с консольной регулируемой ножкой, что позволит направить свет в нужную область.

В ванной комнате можно установить освещение за зеркалом. Светильника на потолке не достаточно для бритья или нанесения макияжа, так как он создает тени, поэтому лучше разместить освещение еще и у зеркала.

Местное освещение

Местное освещение является одной из форм направленного света, что создает координационные центры или ритмические модели света и темноты. Направленное освещение можно использовать для подчеркивания особенностей комнаты, выделить украшения, вызвать интерес и выделить определенные области.

В квартире-студии или в больших комнатах можно использовать направленное освещение, чтобы вести глаза по комнате и создавать потоки света, деля пространство на более мелкие районы. Например, чтобы обозначить область столовой, разместите освещение над столом. Если потолки высокие, то можно использовать подвесные светильники, в противном случае предпочтительны встраиваемые светильники или спот светильники.

Спот светильники как правило весьма малы и проливают узкий поток света, который создает интенсивные, эффектные тени. Используйте их для направления взгляда к какому либо искусству, например, коллекции; или над ванной, чтобы создать отражение света на воде. Регулируемые, напольные лампы хороши для прикроватной зоны, так как можно направлять свет к подушке, чтобы читать в постели.

Свечи дают тепло и лестный свет, который создает длинные, четкие, мерцающие тени. Свечи можно использовать для создания различных настроений в комнате: романтичного, драматичного, элегантного или спокойного. Также можно использовать свечи в подсвечниках для украшения обеденного стола, каминной полки или ванной комнаты. Всегда помните о безопасности и никогда не оставляйте свечи без присмотра, не помещайте их рядом с легковоспламеняемыми предметами, следите за детьми и животными.

Подобные красивые, оригинальные и выразительные светильники как на фото ниже дают мало света. Они являются произведением искусства и служат больше для украшения. Их можно использовать, чтобы добавить характер комнате, сделать темный угол ярче или добавить цвета однотонному интерьеру.

Планирование схемы освещения

Поскольку освещение играет столь важную роль в оформлении интерьера, оно должно планироваться на ранней стадии.

При планировании освещения комнаты составьте список всех мероприятий, которые вы собираетесь в ней выполнять. Это поможет правильно выбрать необходимый тип освещения. Также вы определите количество и расположение розеток, выключателей и диммеров.

Слишком большая комната в теплых темных тонах и с матовыми поверхностями потребует больше света, чем та же комната, оформленная в бледной холодной цветовой гамме и с отражающими поверхностями. Небольшая комната в белых цветах требует меньше света.

Свет также имеет психологическое значение, так как он влияет на настроение и эмоции.

Сильно освещенный интерьер бодрит, в то время как в комнате с мягким приглушенным светом создается чувство спокойствия, располагающего к отдыху. Слишком яркое освещение в течение длительного времени вызывает напряжение, а слишком мало света долгое время удручает. Поэтому необходимо планировать гибкую схему освещения для дома.

Организация освещения в квартире – одна из первостепенных задач, которую необходимо решать еще на этапе планировки интерьера. При выборе осветительных приборов нужно задумываться не только об эстетической привлекательности. Помните, что от уровня освещенности жилища напрямую зависит состояние здоровья людей, домашних животных и даже цветов.

Правильное освещение

На эффективность освещения влияют два фактора:

  • Мощность ламп
  • Количество источников света

Варьируя количество светильников, можно удачно отразить световой сценарий помещения.

Для обустройства функциональных зон, например, для отдыха, приема пищи, работы, игр и пр., сочетают осветительные приборы разной яркости. Умелое использование света и тени подчеркивает все достоинства и скрывает изъяны комнаты.

Гостиная

В этой комнате необходим яркий общий свет (200-250 Вт). Исходя из площади, определяют количество локальных источников. Например, если гостиная включает в себя еще и рабочее место, то его дополнительно подсвечивают настольной лампой.


Спальня

Здесь уместно использовать светильник с матовым плафоном или короткую люстру (100-150 Вт). У изголовья кровати с двух сторон размещают бра (60-100 Вт).

Напротив можно поставить напольную лампу или пару менее мощных светильников (40-60 Вт). Такое сочетание способствует созданию спокойной обстановки.

Кухня

Если размеры комнаты маленькие, то общее освещение не обязательно. Лампу рекомендуется смещать ближе к обеденному столу. Светодиодами можно дополнительно подсветить кухонный гарнитур.

Ванная

Необходимо общее освещение. Локальный источник можно повесить над зеркалом. Так как это комната с высокой влажностью, светильники должны быть с плафонами.


Детская

В этой комнате освещение лучше создать с помощью многоточечных светильников. Они не излучают яркого направленного света, что позволяет избежать негативного воздействия на зрение.

Учебный или компьютерный стол оборудуйте настольной лампой. Место для занятий рукоделием, рисованием или чтением осветите с помощью бра или напольной лампы.

Коридор и прихожая

Так как это зачастую маленькие и узкие помещения, свет здесь нужен яркий и многосторонний. По периметру стен установите светильники. Дополнительно мягким естественным светом можно выделить зеркало.

Для современного освещения квартир важно учитывать цветопередачу источников. Это позволит уютно обустроить все комнаты и не допустит искажения цвета предметов интерьера. Оптимально использовать лампы с индексом Ra- 100. Такое свет позволяет наиболее точно отобразить цвета. Чем ниже значение показателя, тем хуже цветопередача.


Если вы так и не определились, как именно сделать освещение в квартире, просмотрите фото в сети и наверняка у Вас возникнут идеи. В обратном случае можно нанять дизайнера, и он решит эту проблему.

В случае возникновения проблем со световой схемой Вы можете обратиться за консультацией к светотехнику, он расскажет, как правильно рассчитать освещение и даст дельные советы. Помните, что с помощью света вы можете сделать из неприметного жилища шедевр. Не бойтесь экспериментировать!

Фото освещения в квартире

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Подсветка ниш

Ниши в помещениях – далеко не сегодняшнее изобретение. Они нашли широкое применение еще тысячи лет назад. Их главной функцией было декоративное оформление стен.
Если в стене присутствуют разные по форме и величине углубления, то это придает жилому помещению элегантность. А подсветка в нишах образует оригинальную объемную картину, которая в данном месте будет источником освещения.

Подсветка шкафов

Во многих странах мебель без встроенной подсветки уже не выпускают или, как минимум, предлагают встраивать светильники как дополнительную опцию!
Подсветка шкафа выполняет сразу две функции: практическую и декоративную. Поэтому изделия с подсветкой обладают весомыми преимуществами: освещение наполнения и содержимого шкафа позволяет быстро находить в нем нужные вещи; подсветка в зоне перед зеркалом повышает удобство использования мебели; элементы подсветки позволяют разнообразить дизайн мебели и сделать интерьер помещения интереснее. Оптимальный вариант - это подсветка шкафа с датчиком движения!

Подсветка зеркал

Зеркало с подсветкой в ванной комнате – это не только красиво, но и удобно. С его помощью вы сможете выполнять с комфортом все необходимые гигиенические процедуры. На сегодняшний день в продаже можно встретить зеркала со встроенной подсветкой, они весьма удобны и практичны, имеют стильный и современный внешний вид.
Зеркала с подсветкой имеют целый ряд преимуществ, а именно: небольшие размеры, что позволяет экономить свободное пространство; они дополняют и подчеркивают современный стиль интерьера ванной комнаты;
весьма удобны в использовании, а также просты в уходе;
просты в установке.

Подсветка картин

Картины сами по себе являются значительным элементом декора, который так или иначе привлекает немало внимания. Но модные тенденции вносят новое видение комфортной и эстетически привлекательной обстановки. Сегодня актуальной составляющей интерьера становится подсветка и подсветка для картин в частности
С одной стороны направленный на полотна свет в еще большей степени акцентирует на них внимание, с другой – меняет их восприятие.

Этот напольный светильник может похвастаться не только своей богатой историей, но и прочной позицией в списке актуальных предметов интерьера. Французское слово «torche» означает «факел». Именно он является дальним родственником современного напольного светильника. В Средние века факелы крепили на стены. Чуть позже такой свет стали устанавливать на специальные стойки, которые пользовались популярностью вплоть до 17-го века. В 18-19-х веках напольные светильники были неотъемлемой частью самых роскошных интерьеров. Они украшали дворцовые залы и были доступны только для представителей знати и обеспеченных сословий. Меняясь на протяжении нескольких столетий, торшер продолжает свою насыщенную жизнь и в 21-м веке. И, несмотря на многообразие форм и дизайнерских решений, предназначение торшера осталось неизменным – освещать пространство, наполняя его мягким и уютным светом.