Как определить будущее время. Маленькие секреты глаголов русского языка или три важных времени

Все мы сталкиваемся со временем каждый миг. У каждого из нас было прошлое. У каждого из нас есть настоящее. У каждого из нас будет будущее.

У каждого из нас - свои отношения со временем. Время - довольно сложное понятие. Или катего­рия, как говорят ученые.

Однажды Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, пу­тешествуя по стране чудес, забрела на чаепитие к Болванщику, Соне и Мартовскому Зайцу. Они сидели за столом и загадывали друг другу загадки, на кото­рые невозможно было ответить. Алису это наконец рассердило.

Если вам нечего делать, - сказала она с доса­дой, - придумали бы что-нибудь получше. А так вы только попусту теряете время!

Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, - сказал Болванщик, - ты бы этого не сказала. Его не потеряешь!

Не понимаю, - сказала Алиса.

Еще бы! - презрительно встряхнул головой Болванщик. - Ты с ним небось никогда и не раз­говаривала!

Может, и не разговаривала, - осторожно отве­чала Алиса. - Зато не раз думала о том, как бы убить время!

А-а! Тогда все понятно, - сказал Болван­щик. - Убить Время! Разве такое ему может понра­виться!

А еще время можно проводить (хотя, конечно, его не проведешь). А еще время терпит (хотя, ко­нечно, его терпение не безгранично). А еще время покажет (хотя, что именно оно покажет, зависит от нас). А еще время может идти и стоять. А еще вре­мя можно выиграть и проиграть. В общем надо ста­раться, чтобы время работало на нас.

Вот что могут сделать со временем слова. Но и время многое может сделать со словами. Не со все­ми - но с глаголами может. Потому что эта часть речи изменяется по временам!

Времен у глагола, как и у каждого из нас, три: прошедшее, настоящее и будущее.

Прошедшее время. Глагол в прошедшем време­ни обозначает действие, которое произошло или про­исходило еще до того, как его назвали. В прошед­шем времени глагол отвечает на вопросы что делал? что сделал? и обычно образуется прибавлением суф­фикса -л к основе инфинитива:

бежа-ть - бежа-л;

лета-ть - лета-л.

Глаголы в прошедшем времени - это воспо­минания, которые изменяются по числам и родам. Хотя такое определение нельзя назвать совсем пол­ным. Отнеситесь к таблице с особым вниманием!

Тот, кто внимательно изучил эту таблицу, не мог не заметить:

Глаголы в прошедшем времени изменяют­ся по родам только в единственном числе. Во множественном числе они по родам не изменяются.

А по лицам в прошедшем времени глаголы не изме­няются вовсе: во всех лицах они имеют одно и то же окончание. Вы об этом знали, но забыли? Давайте вспомним!

А теперь вспомнили!

Настоящее время . После прошлого настает то, что происходит в данный момент. Настает настоящее время.

Глагол в настоящем времени обозначает действие, совершаемое сейчас, именно тогда, когда мы о нем го­ворим.

Глагол в настоящем времени - это факт.

Понятно поэтому, что настоящее время бывает только у глаголов несовершенного вида. Ведь совер­шенный вид говорит о действии, уже совершенном! О действии, которое мы уже совершили, никак нельзя сказать, что мы его совершаем.

В настоящем времени глагол отвечает на вопросы что делаю? что делаешь? - и так далее. Потому что дружит с личными местоимениями, которые помога­ют ему изменяться по лицам.

«Почему это - помогают?» - может спросить кто-нибудь. Ведь личные местоимения и сами быва­ют 1-го, 2-го и 3-го лица!

Вот именно - бывают, но не изменяются! А гла­голы изменяются по лицам.

Обратите внимание на то, что, изменяясь по ли­цам, глагол одновременно изменяется и по числам.

Будущее время. После настоящего наступает бу­дущее. Будущее время.

Глагол в будущем времени обозначает действие, которое еще не произошло, но когда-нибудь про­изойдет.

Глагол в будущем времени - это мечта, надежда.

Существовать в будущем времени могут все гла­голы. Но делают они это по-разному: образуют про­стую форму будущего времени или сложную. То есть отвечают на вопрос что сделаю? или на вопрос что буду делать?

При этом надо обязательно отметить, что простую форму образуют глаголы совершенного вида. А гла­голы несовершенного вида существуют в будущем времени в сложной форме.

Вы, конечно, заметили, что самостоятельно спра­виться с будущим временем глаголы несовершенного вида не могут. Им нужен помощник - вспомога­тельный глагол «быть». Основной глагол в сложной форме будущего времени неизменно остается в ин­финитиве, а вспомогательный изменяется по лицам и числам. То есть - спрягается.

Вообще-то, говоря всерьез, изменяя глаголы по временам, мы одновременно изменяли их по лицам и числам (в тех случаях, когда это было возмож­но) - иначе говоря, все последнее время занима­лись с вами спряжением.



НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи: Весела сияет месяц над селом. Белый снег сверкает синим огоньком (И. Никитин).
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда: После зимы наступает весна. Земля вертится вокруг своей оси. Материнская ласка конца не знает (пословица).
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи: Поздняя осень. Грачи улетели, лес обнажился, поля опустели (Н. Некрасов).
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время: Возвращаюсь вчера с вокзала домой, иду тёмной улицей. Вдруг вижу: у фонаря что-то белеет.
Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределённой формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-: строить - строил, строила, строили; работать - работал, работала, работали.
Глаголы в неопределённой форме на -чь, -ти, -путь (несовершенного вида) образуют формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л-: беречь - берёг /но берегла), нести--нёс (но несла), печь - пёк /но пекла), сохнуть - сох /но сохла) и т. д.
От глагола идти прошедшее время шёл, шла, шли; от глагола найти прошедшее время нашёл, нашла, нашли; от глагола расти - рос, росла, росло, росли.
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал - рассказали), а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.
Следует запомнить правильное ударение в формах прошедшего времени глаголов: брал, бралй, бралд, брали; был, была, бйло, бйли; взял, взялй, взяло, взяли; гнал, гналй, гнйло, гпamp;ли; жил, жилй, жйло, жйли; занял, занялй, зйняло, зйняли; подал, подалй, пЬдало, пддали; покимйл, понял, понялй; плыл, пльїлй. плamp;ло, плamp;ли; поднял, подняла. подняло; прйбыл, прибыла, прибыли; прйнял, принялй, прйняло, прйняли; прибрал, прибрала.
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи: Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик! (А. Чехов); Пойду теперь домой и буду питать себя надеждами (А. Чехов).
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершен- ного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределённой формы глагола несовершенного вида: буду рисовать, буду стараться. От глаголов совершенного ви- д а образуется будущее время простое (прочитаю), от глаголов несовершенного вида - будущее время составное (буду читать).
Форма будущего простого глаголов совершенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, откроет, откроем, откроете, откроют; выучу, выучишь, выучит, выучим, выучите, выучат. В будущем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного вида в настоящем времени.

Еще по теме ВРЕМЯ ГЛАГОЛ:

  1. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  2. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.
  3. 46. Причастие. Глагол.признаки. Близость к прил. Знач-е и образ-е. Деепричастие. Признаки, функции. Вид и время. Переходы.а нареч.
  4. § 48. Грамматическое противопоставление форм прошедшего и непрошедшего времени.Прошедшее время как сильная категория в системе времен русского глагола
  5. § 48. Грамматическое противопоставление форм прошедшего и непрошедшего времени. Прошедшее время как сильная категория в системе времен русского глагола

Добрый день, уважаемый студент! С моими студентами мы приступили к изучению, пожалуй, одной из сложных тем русского языка - глаголов и их времен. Дело в том, что в некоторых языках мира бывает всего несколько времен, в русском же их 3 - это прошедшее время, настоящее и будущее. Чтобы правильно разобраться и употреблять их в своей речи и письме, рассмотрим все три времени более детально.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени в русском языке означают реальное действие, которое происходит в данный момент, сейчас, более того, они могут спрягаться,т.е. изменять свою форму. Глаголы в настоящем времени одни из самых изменяемых глаголов, при этом в несовершенном виде, необходимо отметить,что у глаголов совершенного вида не бывает настоящего времени, ведь действие уже совершено!

Глаголы настоящего времени в русском языке отвечают на вопрос: что делает ? Например,

Катя спешит на учёбу Kate is in hurry on her way to work.

Катя что делает? - спешит - она сейчас, в данный момент спешит, значит, время настоящее.

Каждую неделю родители едут на дачу Every week parents go to dacha.

Родители что делают? - едут, каждую неделю нам показывает,что действие происходит регулярно, т.е в настоящем времени. Обращайте, пожалуйста, всегда внимание на ключевые слова , они могут служить вам подсказкой, какое время употреблять в тот или иной момент.

В форме настоящего времени окончания в спряжении зависят от их спряжения. Если вы забыли, что такое спряжение и стоит ли его учить, рекомендую почитать эту тему. Она поможет вам разобраться в сложностях при употреблении глаголов настоящего времени.

Будущее время

Очень часто мои студенты путаются и не понимают, почему в будущем времени столько разных глаголов и как все это запомнить. Дело в том,что будущее время в русском языке показывает нам, что действие не совершилось, мы планируем что-то сделать в будущем, не важно, в скором или далеком. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что сделаете? Что будем делать? Что сделаем? Что будешь делать? Например:

Когда начнутся каникулы , я поеду в Москву I will go to Moscow, when the holidays will come.

Каникулы что сделают? - начнутся, они пока не начались, это время не настало, значит, мы понимаем, что разговор идет о будущем времени.

Я что сделаю? - поеду, человек пока никуда не едет, но он уже планирует свою поездку в Москву, значит, мы говорим о будущем времени.

В русском языке будущее время бывает двух видов, вы можете встретить, например, такой глагол:

Я нарисую эту картину и подарю маме I will draw this picture and will present it to my Mom. Что сделаю? - нарисую, подарю

Но вы также можете увидеть и такую фразу, при этом она тоже будет стоять в будущем времени:

Я буду рисовать эту картину завтра и подарю ее маме I am going to draw this picture tomorrow and will present it to my Mom.

Что буду делать? - буду рисовать, действие не произошло, он планирует сделать, поэтому и это будущее время.

Но как же тогда разобраться, какую форму стоит употреблять в том или ином случае? Дело в том, что глаголы будущего времени бывают простыми и сложными. Простые глаголы в будущем образуются от глаголов совершенного вида (которые отвечают на вопросы что сделаю? Что сделаешь?)

Накрашу, уберу, отнесу, скажу, спою - все они отвечают на вопросы совершенного вида. Где характерной чертой, которая вам поможет запомнить эту форму, является добавление буквы -с в начале вопроса:

Что сделаю? Уберу

Сложные же глаголы будущего времени образуются от глаголов несовершенного вида с помощью глагола быть + инфинитива или начальной формы глагола - это та форма, которая стоит в словаре, отроете словарь русского и увидете,что глагол: я угадала, стоит в форме инфинитива: угадать .

Давайте рассмотрим примеры со сложными глаголами:

Иван будет смотреть сериал каждый день, ведь он планирует сдавать экзамен по русскому языку Ivan is going to watch a serial every day, as he is planning to pass Russian language exam.

Глагол "быть " в свою очередь изменяется по лицам:

Я буду (красить)
Ты будешь (красить)
Они будут (красить)
Он/Она будет (красить)
Мы будем (красить)
Вы будете (красить)

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам, но род в будущем времени определить нельзя!
Существует ряд глаголов, которые форму 1 лица единственного числа не образуют. Вот некоторые из них:

Победить To win
Убедить To convince
Ощутить To feel
Очутиться To find oneself in

При их употреблении слово полностью меняется в будущем времени, например:

Могу очутиться - Я окажусь I will find myself in..
Могу убедиться - Я хочу убедиться I want to convince
Могу победить- Я стану победителем [ Ya stanu pabeditelem] I will be the winner

Прошедшее время

В предыдущих статьях я уже писала про времена глагола, здесь хочу отметить только главные черты, которые мы не затронули на начальном этапе. Давайте вспомним, что прошедшее время отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? Что сделали? Что делала?

В основном глаголы прошедшего времени образуются от неопределенной формы глагола (которая стоит в словаре) и добавления суффикса -л, например:

Чистить - чистиЛ (что делал?) to clean - was cleaning

Смотреть - смотреЛ (что делал?) to look - looked

Зная это правило, у вас уже будет подсказка и вы сможете образовать глагол прошедшего времени без проблем. В зависимости от рода, на конце может появиться то или иное окончание:

Смотрел- смотрела - смотрели He looked- she looked- they looked

Но существуют глаголы, которые образуются в прошедшей форме не по такому правилу, к примеру, без добавления суффикса -л в мужском роде:

Нести - нёс (мужской род, прошедшее время) to carry - was carrying, но в остальных формах рода: несли, несла they were carying, she was carrying.

Когда в слове идет чередование (когда буквы взаимозаменяют друг друга), например, при образовании прошедшей формы могут чередоваться буквы ч//г, ч//к в тех глаголах, которые оканчиваются на -чь:

Стеречь - стерёг (мужской род, прошедшее время: что делал?) to watch over - was watching over, но в женском роде и множественном числе добавляется окончание в зависимости от лица: стерегла, стерегли she was watching over, they were watching over.

Запомните, пожалуйста, что у глаголов прошедшего времени мы не можем определить лицо, только род и число.

Цель: Закрепление умения определять время глаголов.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о глаголе;
  2. Проверить умение определять время глаголов;

Ход урока

I. Организационный момент

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол )

– Что вы знаете о глаголе?

Д.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Глаголы изменяются

  • по лицам в форме настоящего и будущего времени,
  • по числам,
  • по родам только в форме прошедшего времени.

Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

II. Словарная работа.

Чтобы узнать какое слово мы будем разбирать, надо разгадать ребус.

Рисовать.

III. Актуализация знаний.

На слайде слова

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует

Задайте вопрос к каждому слову.

– Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы:

– Что ещё можно сказать?

Слова можно распределить на две группы:

Над какой темой мы сегодня будем работать?

Тема: Изменение глаголов по временам.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания о глаголе;
  2. Закрепить умение определять время глаголов;
  3. Развивать умение анализировать свою деятельность.

IV. Работа над темой урока.

Учебник стр. 9, упражнение 1.

Запись в тетрадях.

Слышать – слышу, слышал, буду слышать.

Крикнуть – крикнул, крикну.

Вывод: глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделал? Что сделает? – прошедшее и будущее время, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делает? Что делал? Что будет делать? – настоящее, прошедшее и будущее время.

V. Физминутка.

По классу развешаны слова: бегал, читаю, нарисую, думаю, рисовал, прочитал.

Ученики должны найти слова, признаки которых называет учитель.

Например:

  1. прочитать слова прошедшего времени.
  2. прочитать слова будущего времени.
  3. прочитать слова настоящего времени.

VI. Работа в группах.

Три группы получают задание на карточках. Приложение 1

Проверка

Первая группа:

Согреется – что сделает? Будущее время, совершенный вид.
Не застудишь – что сделаешь? Будущее время, совершенный вид.

Вторая группа:

Не три – что делай? настоящее время,несовершенный вид.
Не почувствуешь – что сделаешь? будущее время, совершенный вид.

Третья группа:

Замёрз – что сделал? Прошедшее время, совершенный вид.
Согреть – что сделать? будущее время, совершенный вид.

– Что обозначают глаголы настоящего времени? (глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи и отвечают на вопрос что делает(ют)?

– Что обозначают глаголы прошедшего времени?(глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи и отвечают на вопросы что делал? Что сделал?)

Что обозначают глаголы будущего времени? (глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи, отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать?)

VII. Анализ индивидуальной деятельности на уроке.

У.: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. А теперь я прошу вас взять лист с самоанализом вашей деятельности. Поставьте знак «+» в тех графах каждого столбца, где, по вашему мнению, вы задание выполнили верно, без затруднений.

Знак «?», если испытывали затруднение.

Дети анализируют свою деятельность.

Как определить прошедшее время глагола? Ответ на заданный вопрос вы получите из представленной статьи. Кроме этого, мы расскажем вам о том, как образуется прошедшее время глагола в английском языке.

Общие сведения о глаголах

Перед тем как рассказать о том, что представляет собой прошедшее время глагола, следует выяснить, что это вообще такое.

Глаголом называют часть речи, обозначающую состояние или действие предмета, а также отвечающую на вопросы «что сделать?» или «что делать?». Следует особо отметить, что они изменяются по наклонениям, бывают переходными и непереходными, могут относиться к совершенному или же несовершенному виду.

Времена глаголов в русском языке

Данную часть речи можно ставить в следующие времена:

  • настоящее;
  • будущее;
  • прошедшее.

Прошедшее время глагола

Часть речи, стоящая в показывает, что то или иное действие происходило до настоящего момента. Однако при описании прошлых ситуаций или событий в жизни вместо прошедшего времени очень часто употребляется настоящее.

Как образовать глагол в прошедшем времени? Выясняем вместе

Прошедшее время глагола в русском языке формируется от начальной формы (то есть инфинитива) при помощи добавления суффикса -л- (бежал, хотел, разговаривала, помогло и пр.). Однако у этого правила есть исключения. Так, глаголы, стоящие в неопределенной форме, несовершенного вида и оканчивающиеся на -нить, -ти или -чь, преобразуются в прошедшее время (в единственном числе мужского рода) без использования вышеупомянутого суффикса (стричь - стриг и пр.).

Изменяются ли глаголы, стоящие в прошедшем времени?

Прошедшее время глагола дает возможность данной изменяться по числам. В свою очередь, единственное число может легко склоняться по родам. Следует также отметить, что глаголы, стоящие в прошедшем времени во множественном числе, не изменяются по лицам.

Формы глаголов в прошедшем времени по значению

Глаголы, стоящие в прошедшем времени, могут иметь перфектное и аористическое значение (только совершенного вида). Рассмотрим их более подробно:


Глаголы, стоящие в прошедшем времени, могут иметь следующие грамматические значения (только несовершенного вида):

  • Непредельное единичное конкретное действие, которое было совершено до момента речи. Например: Раз под Новый год девушки гадали.
  • Действие, которое все время повторяется до момента речи. Например: Аннушка каждый раз всплескивала ручками, и ее глаза загорались от восторга.
  • Действие, которое постоянно происходит. Например: Непроходимые леса тянулись практически до самой речки.
  • Обобщенный факт. Например: Тебя кто-то спрашивал.

Прошедшее время: английские глаголы

Как было сказано выше, прошедшим временем называется форма глагола, указывающая на уже когда-либо совершенное действие. В английском языке данное изменение слов именуют «Past Tenses». Также следует отметить, что такое время отличается по продолжительности и качеству. Другими словами, в английском языке существует простое прошедшее время, которое называется «Past Simple», длительное прошедшее время, именуемое «Past Continuous», и прошедшее совершенное - «Past Perfect». Рассмотрим каждую из форм более подробно.

Past Simple

Такое время выражает абсолютно любое действие, которое имело место в прошлом. Past Simple образуется довольно просто: если слово относится к неправильному глаголу, то для этого необходимо взять его вторую форму из таблицы. В том случае, если глагол правильный, то к нему добавляется Если необходимо поставить вопрос, то следует использовать вспомогательное слово did.

Кстати, прошедшее время глагола to be имеет 2 варианта спряжения, а именно were и was. Как правило, were используется вместе с именами существительными только во множественном числе, а was - в единственном. При этом с местоимением you (переводится как ты или вы) необходимо применять только were.

Past Continuous

Такая форма отличается от предыдущей тем, что в данном случае действие прошлого показывается в процессе. В качестве шпаргалки рекомендуется запомнить, что представленный глагол будет иметь несовершенный вид. Следует также отметить, что для образования Past Continuous необходимы только знания следующих форм глагола to be: were и was.

Past Perfect или совершенное длительное прошедшее время

Для образования такого времени потребуется идеальное знание всех форм и правильных). Следует также отметить, что для Past Perfect обязательно необходимо have. Кстати, прошедшее время следующую форму: had.

Нельзя не отметить и тот факт, что Past Perfect включает в себя и такое время, как Past Perfect Continuous, которое имеет следующее русское значение: совершенное длительное прошедшее время. Для его образования необходимо использовать to be, который следует поставить в форму времени Past Perfect, то есть had been.

Подведем итоги

Зная основы образования глаголов прошедшего времени в русском и английском языках, вы сможете не только правильно поставить речь во время личного общения с иностранцами или своими соотечественниками, но и написать им грамотное письмо.