Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке естественно-географического факультета ягпу им. к.д

В лесу часто слышно кукование кукушки, но очень многие видели кукушку только на картинках. А какая она на самом деле? Каковы ее повадки? Где она живет - в дупле, в гнезде или у нее вовсе нет постоянного пристанища? Кукушку легко отличить по голосу, но в лесу сотни видов птиц, и каждая щебечет или поет на свой лад. Какие это птицы? Трудно наблюдать лишь первую птицу. А потом появится опыт, разовьется наблюдательность. Недаром один из лучших знатоков русской природы - проф. Д. Н. Кайгородов говорил: «Ничто так не изощряет, не утончает наблюдательности, как наблюдение птиц. Изощряет зрение, развивает и утончает слух». Внимательный и терпеливый наблюдатель, будь он даже не ученый, а просто школьник, может подметить в жизни птиц ценные для науки явления.

Начинать наблюдения надо с определения вида птиц. Если вы еще неопытны и не можете безошибочно узнать птицу, обратитесь к знающему человеку либо к хорошей книге. Есть определители птиц по цветным рисункам. Лучший из них - «Птицы СССР» В. Е. Флинта и других («Мысль», 1968). В этой книге на 48 цветных таблицах около 900 изображений птиц. Много цветных рисунков птиц и в определителе «Птицы лесов и гор СССР» Р. Л. Беме и А. А. Кузнецова («Просвещение», 1966).

В городах определять птиц вам могут помочь их чучела в местном музее. Если вы увидели неизвестную вам птицу и хотите определить ее по книге, запишите подробно ее приметы:

  1. размер в сравнении с хорошо известными птицами (воробьем, скворцом, голубем);
  2. окраску. Например, так: «Горло и грудь кир-пично-красные, весь верх серый с оливковым оттенком, брюшко и бока такие-то» и т. д.;
  3. повадки птицы: ее поведение, подвижность, Характерные позы. Например: «Кругообразно вращает хвостом, когда тревожится» (сорокопут) или: «Сидя на ветке, встряхивает крыльями, словно порываясь лететь» (мухоловка);
  4. голос, если это возможно, - буквами. Например: «пинь-пинь-таррах» (тревожный крик синицы). Можно сравнить голос птицы с каким-либо знакомым звуком, например: «скрипы в разных тонах» (песня снегиря). Некоторые виды птиц внешне почти неразличимы, например пеночки и камышевки, но по песне их можно отличить;
  5. место, где встречена птица; растение, на котором она кормилась; например, щеглы кормятся зимой на репейнике, чижи и чечетки - на березах и ольхах, а снегири - на ясенях.

Наблюдать за птицами можно всюду, даже в больших городах. Виды птиц, наиболее удобные для фенологических наблюдений, перечислены в таблице. Крестиками отмечено, какие сезонные явления в жизни птиц наблюдаются весной или осенью.

Особенно интересно наблюдать за жизнью птиц летом. В пионерском лагере, например, легко организовать наблюдения за птичьими гнездами. Если птиц не пугать, они перестанут бояться человека. Кружок юннатов в лагере должен взять на себя заботу о неприкосновенности птичьих гнезд. Даже не желая этого, можно погубить гнездо: достаточно подойти несколько или хотя бы один раз компанией к гнезду, расположенному на земле. Ночью по протоптанной вами тропе может пробежать хищник - кошка или хорек, которые без труда найдут и уничтожат гнездо. К гнездам должны ходить не более двух наблюдателей и как можно реже.

Найдя гнездо и определив, чье оно, следует описать его. Удобнее всего описывать каждое гнездо на отдельной карточке из плотной бумаги размером в половину тетрадной страницы. Эту карточку следует заранее разграфить и в каждой графе отметить, что в нее должно быть, занесено.

Номер, вид (название птицы), адрес, место обитания (например: «смешанный ельник с густым подлеском бузины»), место гнезда (на земле, в дупле липы, в синичнике и т. д.), диаметр дерева в сантиметрах, высота гнезда над землей в метрах. Для гнезд в дуплах и искусственных гнездовьях нужно указать размеры летка, в какую сторону он выходит. Глубина дупла или скворечника измеряется от нижнего края летка до дна, для искусственных гнездовий указываются размеры дна, например: 13X14 см. В открытом гнезде нужно измерить диаметр гнезда, высоту гнезда, диаметр лотка (чашеобразного углубления гнезда) и глубину лотка. Материал, из которого сделано гнездо. Если материал самого гнезда отличен от материала выстилки лотка, нужно указать его отдельно для каждой из этих частей.

В густых зарослях вблизи водоемов можно увидеть маленькую камышевку. Очень интересно наблюдать, как она выращивает птенцов. Вот только три кадра, схваченные фотоаппаратом (слева направо): комар-долгоножка не редкость в рационе 9-дневных птенцов; тренировка перед вылетом из гнезда; птенца, вылетевшего из гнезда, мать еще продолжает кормить или менее точно определить. Затем отмечается, слепы ли птенцы или открыли глаза. Потом (в миллиметрах)- размеры перьев хвоста-«рулей», размеры перьев крыла- «махов». Эти сведения позволяют приблизительно определить возраст птенцов. Даты конца кладки яиц, вылупления и вылета птенцов следует заносить на карточку только в том случае, если они точно известны.

Карточку надо заполнять на месте. Если какой-нибудь вопрос не ясен, лучше совсем не давать ответа, чем записывать догадки или неточные сведения. Ответы должны быть предельно ясными и краткими. На обороте карточки записываются повторные наблюдения за гнездами, там же желательно сделать рисунок гнезда или наклеить фотографии гнезда и его окружения.

Некоторые птицы очень пугливы. Если в гнезде находятся яйца или только что вылупившиеся птенчики, долго оставаться возле него нельзя: птицы могут бросить его. Все наблюдения и записи следует делать вдали от гнезда, а вплотную к нему подходить только для необходимых измерений.

Каждой весной начиная с 1926 г. у нас в стране проводится День птиц. В этот день-учащиеся сами знакомятся и знакомят население с жизнью птиц. В школах День птиц обычно отмечается 24 марта - в первый день школьных весенних каникул или в один из первых выходных дней апреля. В День птиц дети развешивают столько скворечников для скворцов, что число этих птиц в нашей стране сильно увеличилось, местами стало даже чрезмерным. Сейчас гораздо важнее изготовлять не скворечники, а синичники - небольшие домики для маленьких птичек: синиц, мухоловок-пеструшек, горихвосток - и развешивать их прежде всего в плодовых садах. Каждый учащийся должен сделать такой птичий домик.

Рисунок на стр. 407 показывает части синичника или скворечника. Крыша делается из горбыля или доски, но обязательно открывающаяся. Это нужно для чистки гнездовья. Важно соблюдать указанные размеры домиков. Для скворца внутренняя величина дна должна быть не меньше чем 13X13 см, а диаметр летка - 4,7-5 см. Для большинства мелких птиц пригоден домик с размером дна 10 X 10 см, а для мелких видов синиц и того меньше. Для большой синицы внутренние размеры дна лучше увеличить до 12 X 12 см. Диаметр летка синичника - 3,2-3,5 см.

Гнездовья из сырых досок совершенно непригодны: при высыхании они дают трещины, щели, в таких домиках птенцы при холодной погоде погибнут. Значит, доски для птичьих домиков нужно заготовить заранее и хорошенько просушить. Домик, вымазанный снаружи грязью, птицы заселяют охотнее, чем белый. Еще лучше покрасить его коричневой или зеленой масляной краской. Такое гнездовье висит на дереве без ремонта 10-15 лет. Не следует стругать внутренние стенки гнездовья, так как птицам будет трудно выбираться из него, да и снаружи его стругать не обязательно.

Синичники для города делаются с очень маленьким летком - 3 см диаметром, чтобы в него не пролез большой городской воробей. Очень важно правильно развесить гнездовья: самые лучшие птичьи домики, если они неправильно повешены, останутся пустыми. Даже наклон гнездовья имеет значение. Вперед его можно наклонить очень сильно, птиц это не пугает. А домики, запрокинутые назад, птицы не занимают: им трудно выбираться оттуда. В таблице указано, какие гнездовья, где и как нужно вешать.

Развешивая гнездовья, нельзя забывать о злейших врагах птиц - кошках. Для них доступен домик, поставленный на сучок дерева: сидя на сучке, кошка с удобством орудует в нем лапой через леток. Для развески выбирайте дерево потолще и, главное, без сучьев внизу, чтобы на него было трудно влезть без лестницы. Развешивают гнездовья, взобравшись на лестницу или при помощи шеста.

Нельзя портить деревья, забивая в них гвозди. От этого особенно, страдают березы: весной из пробитой гвоздем дырочки долгие недели течет сок дерева. Есть много способов прикрепления синич-ников к дереву без повреждений. На рисунке изображен синичник, привязанный проволокой. Свободный конец проволоки перебрасывают наискось через крышку и закрепляют на гвозде, вбитом в переднюю стенку. Это надежный запор от посягательств ворон и сорок, которые легко могут сбросить открывающуюся крышку и достать из гнезда птенцов.

Обозначение частей тела птицы: 1 - лоб; 2 - клюв, а - надклювье, б - подклювье; 3 - темя; 4 - затылок; 5 - уздечка; 6 - бровь; 7 - щека; 8 - горло; 9 - зоб; 10 - грудь; 11 - брюхо; 12 - голень; 13 - цевка, плюсна; 14 - подхвостье (нижние кроющие перья хвоста); 15 - рулевые перья, рули (хвост); 16 - надхвостье (верхние кроющие перья хвоста); 17 - маховые перья; 18 - кроющие перья крыла; 19 - спина.

Просто и удобно вешать скворечник с поперечной задней планкой. Зацепив гвоздем на конце шеста за леток, синичник кладут в развилке двух сучков. Зажатый сучками, синичник повиснет очень прочно. Этот способ хорош для развески синичников на соснах с их мутовчатым расположением сучьев и на плодовых деревьях.

Как только птицы поселятся в домике, можно начинать наблюдения за ними. Сначала птицы очень осторожны и боятся показываться около гнезда. Когда выведутся птенцы, птицы начнут носить им корм. В средней полосе нашей страны больше половины всех синичников в лесу обычно заселяют мухоловки-пеструшки. К наблюдателям пеструшки привыкают очень быстро. Бывали случаи, когда насиживающую птицу брали в руки, сажали обратно на гнездо и она продолжала насиживание. С большими синицами труднее. Пока не вывелись птенцы, близко к гнезду чаще одного-двух раз подходить нельзя - птицы могут бросить гнездо, да и при птенцах нужно быть очень осторожным. Не очень пугливы у гнезд горихвостки, серые мухоловки и поползни. А мелкие синицы - гаички, московки, хохлатые - необычайно доверчивы.

Одно гнездо гаички было в дупле низко над землей. Наблюдали за ним сидя на табуретке метрах в десяти. Понемногу наблюдатель стал приближаться к гнезду и через несколько часов придвинулся так близко, что мог достать рукой до дупла в дереве, куда влетали гаички. На другой день наш наблюдатель уже ловил на себе комаров и держал в пальцах у самого летка. Покормив птенцов, птички брали комара из рук и снова ныряли в дупло, чтобы скормить его птенчикам, а вылетая, внимательно осматривали пальцы - нет ли еще комарика. Кто бы ни узнавал про этих чудесных птичек - обязательно хотел хоть полчасика посидеть около них и покормить их из рук комарами.

Схема изготовления гнездовья. Размеры (в сантиметрах) указаны для синичника, а в скобках - для скворечника.

Интересно выяснить значение птиц как истребителей вредных насекомых. Количество приносимого корма подсчитать довольно просто. Два наблюдателя располагаются метрах в десяти от гнезда (если птицы волнуются, прекратили кормление, то нужно отодвинуться дальше). Для маскировки можно поставить переносный шалашик и накрыть его зеленой материей или замаскировать травой. Один из наблюдателей только следит за тем, чтс делается у гнезда, и сообщает товарищу, а тот все подробно записывает.

Узнать, каких именно насекомых приносят птицы в гнездо, значительно труднее. Издали даже в бинокль их трудно рассмотреть. Для таких наблюдений незаменима так называемая темная камера. Из нее можно рассматривать птицу и ее птенцов совсем рядом, и/ удивительное дело, птица ведет себя так, словно около нее нет человека, она попросту его не видит. Все это очень интересно и необыкновенно: в полумраке синичника блестят черные глаза прилетевшей птицы, у нее в клюве громадная и уже неподвижная гусеница. Шесть кричащих открытых ртов. Кому же достанется гусеница? А птица разрывает ее и половинками кормит двух птенцов. И это происходит на расстоянии 30 см от глаз наблюдателя, тут все можно рассмотреть.

Способы укрепления птичьих домиков: слева - с помощью проволоки; справа - с помощью поперечной планки. Домик подвешивается шестом с земли.

Птицы в камере могут рассказать о себе сами несравненно больше интересного, чем самая интересная книга. Поэтому мы считаем, что такую камеру нужно иметь в каждом пионерском лагере (и тем более в школьном лесничестве), чтобы каждый пионер смог увидеть, как живут птицы у себя дома. Камеру могут сделать старшие ребята, но лучше поручить эту работу мастеру: она требует хорошей подгонки стенок, чтобы не было щелей.

Рисунок на стр. 409 показывает детали камеры. На каркас из планок набивают фанеру или картон. Щиты стенки сбивают гвоздями или, что лучше, скрепляют шурупами, нужно учесть, что обычно на зиму камеру приходится разбирать для удобства хранения. Крыша - лист фанеры с планками, прибитыми снизу, она надевается на собранную камеру, как крышка на коробку. Прорезь для наблюдений (10 X 10 см) лучше сделать немного правее середины, снаружи под ней нужна полка, чтобы ставить синичник с гнездом, а внутри - откидной столик. В камере ставят, стул, не лишним будет и электрический фонарик. Свет не должен проникать в домик, поэтому его следует покрасить масляной краской, снаружи зеленой, для маскировки, внутри черной. Щели можно проклеить черной бумагой.

Готовую камеру ставят около дерева, на котором есть синичник с птенцами не менее чем 2-3-дневного возраста. Понемногу, не более чем по метру за один раз, спускают синичник по стволу дерева вниз. Это занимает несколько часов, так как после каждого передвижения нужно дать птицам найти свей дом на новом месте, освоиться. Наконец, синичник ставят на полку против прорези в камере. Теперь нужно только заменить его на другой, в котором заднюю стенку можно вынимать (см. рисунок). Сюда переносят гнездо и птенцов. Последнюю замену птицы принимают, как правило, легко. Синичник на камере нужно прикрепить проволокой.

Теперь, забравшись в камеру, можно видеть все, что делается в гнезде. Света, проникающего через леток, вполне для этого достаточно, и птицы начинают показывать все тайны своего гнезда. В момент, когда они улетают за кормом, можно зажечь свет, чтобы сделать запись или взвесить птенчика на аптекарских весах. Может еще понадобиться маска из черной бумаги с дырками для глаз и рта: при разглядывании гнезда с очень близкого расстояния, когда света много, птица иногда замечает лицо наблюдателя, начинает волноваться, присматривается, бросает свои дела. Это бывает не часто, но маску под руками все же нужно иметь.

Новый дом пришелся по вкусу скворцу.

Птенцы, особенно среднего возраста, боятся холода. Когда наблюдения не ведутся и особенно на ночь заднюю стенку гнездовья нужно обязательно плотно закрывать. В холодную погоду лучше и при наблюдениях закрывать это отверстие стеклом. Из камеры легко узнавать насекомых, которых приносят птицы (гусеница, жук, бабочка и т. д.). Интересно сделать подсчет насекомых, приходящихся на одного птенца за сутки, за час. Здесь ведь видно, какого именно птенца кормит птица, как распределяется корм между всеми птенцами. В гнезде все изменяется с удивительной быстротой, птенцы растут не по дням, а по часам, и это без всякого преувеличения, вес птенчика за день может увеличиться в полтора раза, а все развитие от вылупления из яйца до вылета из гнезда проходит у многих наших птиц всего за 11 дней.

Детали камеры для наблюдения за птицами.

Самые ценные сведения можно получить, если сменные дежурные будут вести наблюдения весь день без перерывов. Это трудно, ведь птичий день начинается с 3-4 часов утра, но зато интересно. Очень важно при помощи арифметических расчетов установить число принесенных птицами насекомых, их вес за сутки, сделать фотографии птиц и птенцов (в камере их легко делать со вспышкой). В нашей стране учащиеся проводят не только весенний, но и осенний День птиц - праздник встречи зимующих пернйтых: синиц, снегирей, чечеток, свиристелей и др. День встречи зимующих птиц проводится в средней полосе РСФСР в один из выходных дней середины ноября. Главная задача этого праздника - наладить зимнюю подкормку полезных птиц, и прежде всего синиц.

Гнездовье для наблюдения из камеры.

Готовиться к встрече зимних птиц начинайте заранее, еще с августа: ведь для подкормки нужно запасти корм. Один из лучших видов корма - семена арбуза; синицы их охотно раздрабливают и выедают через дырочку. Но воробьи с ними не могут справиться. С наступлением холодов устраивайте кормушки и регулярно насыпайте в них корм: коноплю, семена подсолнечника, арбуза, тыквы, а для синиц - также сало и любое мясо. Синицы очень охотно едят куриные или кроличьи потроха, в первую очередь тщательно собирая с них сало. Для зерновых кормов удобна самоподсыпающаяся кормушка. Корм в нее засыпают раз в неделю или даже реже. Передняя стенка у такой кормушки двигается в пропиленных пилой пазах. Ее выдвигают так, чтобы через щель зерно высыпалось понемногу на полку - дно кормушки, откуда его берут птицы. Если птиц не пугать, они быстро привыкают к человеку и позволяют смотреть на себя с расстояния 3-4 м.

Интересна застекленная кормушка, которую можно повесить у самого окна снаружи. Птицы не увидят наблюдателя, так как он в темной комнате за стеклом, а они на свету. Чем ближе птицы, тем больше интересного замечаешь в их поведении. Попробуйте описать повадки различных видов птиц, прилетающих к кормушке. Синица, например, таскает из нее по зернышку и на ветке ближайшего дерева долбит семечко, зажав лапками, снегирь легко разгрызает крупное семя подсолнечника своим могучим клювом. Кормить птиц нужно до весны, пока они сами не покинут кормушку.

Проведение наблюдений за птицами в природе - дело нелегкое. Большинство видов умеет хорошо скрываться в траве, зарослях кустарников, кронах деревьев и т. д. Поэтому всем, кто хочет увидеть, как живут и ведут себя птицы, надо набраться терпения и быть готовыми к тому, что на первых порах их часто будут ждать неудачи.

Сначала надо подготовиться к экскурсии. Для этого хорошо иметь шести- или восьмикратный бинокль, записную книжку, простой черный карандаш или шариковую ручку с несмывающейся пастой. Все остальное - фото- или киноаппарат, магнитофон - лучше начинать использовать уже после приобретения некоторого навыка в наблюдениях.

Выходить на экскурсии лучше всего на рассвете, когда проснувшиеся птицы наиболее активны и их легче обнаружить. В середине дня они держатся более скрытно, меньше поют и перекликаются. Несколько активнее птицы становятся перед вечером, но быстро сгущающиеся сумерки часто мешают наблюдениям (речь, конечно, идет о дневных птицах, наблюдения за ночными проводятся с вечерних сумерек до рассвета). Позднее, когда будет приобретен некоторый навык, наблюдения надо проводить во все часы суток, но начинающим, повторяем, лучше выходить на экскурсию ранним утром.

Нас часто спрашивают: "Что надо наблюдать и что записывать?" Ответ очень простой: "Все!" Мы до сих пор еще очень мало знаем о жизни птиц, об их взаимоотношениях, об их индивидуальном и групповом поведении, о взаимосвязи различных видов, гнездящихся в одном биотопе, и т. д. Поэтому каждое конкретное наблюдение может быть очень важным и полезным. Особенно интересны позы, которые принимают птицы в различных ситуациях, их следует зарисовывать тут же, в дневнике, хотя бы схематическими набросками. Записи надо делать возможно более подробными и прямо на месте, не откладывая "на потом", ибо что-то забудется и восстановить будет трудно.

В дневнике всегда должно быть указано географическое положение района наблюдений, число, месяц, год и время, погода и биотопы, где эти наблюдения проводились. Например; "Северный склон Туркестанского хребта, ущелье Кусавлисай, 10.XI 1981, 6 ч 30 мин, арчовый лес, ясно, +5°... Берег ручья..." Записывать надо всех встреченных птиц. Если вид птицы определить не удалось, ее записывают под условным названием, которое впоследствии заменяют правильным.

После таких самых общих рекомендаций перейдем к более конкретным. Во-первых, в какой сезон лучше всего начинать наблюдения? Легче и удобнее всего зимой. В это время птиц обычно мало, держатся они более заметно и группируются в определенных местах. Исключением являются только самые южные районы нашей страны, где собираются многочисленные зимующие виды. Там начало наблюдений лучше перенести на весну, когда останутся только местные гнездящиеся птицы. Зимой птицы весь короткий день проводят в поисках пищи и активны в течение всего светлого времени.

Начинать наблюдения надо с определения видового состава птиц района, затем обратить внимание на общий характер распределения их по различным биотопам, выяснить, какие биотопы наиболее предпочитаются многими видами, а какие, наоборот, безжизненны. Далее можно переходить уже к наблюдениям за отдельными видами. Следует посмотреть, какие птицы держатся стайками, объединяются ли они с другими видами и как это происходит, какие виды встречаются только в одиночку, как и где кормятся отдельные виды птиц (на кустах у их основания или на верхних ветвях, на земле или на отдельных кустиках бурьяна, в кроне дерева или на стволе, у основания ветвей или на их концах и т. д.), какой корм предпочитают, как его добывают, как складываются взаимоотношения в стаях, куда отлетают на ночевку, где ночуют, делают ли запасы пищи и как их используют. Все это и многое другое удается увидеть при внимательных наблюдениях. Кроме того, зимой можно организовать подкормку птиц в удобном для себя месте. На место подкормки собираются птицы различных видов, между ними начинают складываться довольно сложные взаимоотношения, и все это будет проходить на глазах наблюдателя. Для тех, кто умеет фотографировать, будет нетрудно сделать здесь и хорошие снимки.

В конце зимы следует проследить за отлетом птиц, которые держались здесь только на зимовке, наблюдать образование пар и распадение зимних стай, занятие гнездовых территорий местными птицами, поведение птиц во время оттепелей и при резких понижениях температуры, при выпадении глубокого снега и образовании инея. У некоторых птиц (ворон, кукша, клест, оляпка) в конце зимы начинается гнездование и можно увидеть всю подготовку к нему.

К весне наблюдатель, даже начинающий, приобретет уже некоторый опыт и будет подготовлен к встрече весны - одного из самых интересных и сложных сезонов в жизни птиц.

В своих записях надо обязательно отмечать ход весны (появление проталин, появление почек и листьев, зацветание растений, ход температур, погоду и т. д.). На этом фоне легче будет потом разобраться и в особенностях поведения птиц. Наиболее заметен, конечно, весенний пролет. Следует отмечать первое появление птиц, их массовый пролет и исчезновение (для пролетных видов) или разлет по местообитаниям (для гнездящихся). Наблюдая за пролетом, необходимо указывать, как летят птицы - в одиночку или стаями, величину стай, их форму, направление пролета, приблизительную высоту, на которой летят отдельные виды, время суток, погоду, характер пролета (непрерывно, волнами). Подсчет птиц в стаях, особенно больших, очень труден, поэтому следует подсчитывать птиц в небольшой стайке, а большую стаю оценивать по сравнению с ней приблизительно, по занимаемой ею площади.

После окончания пролета у птиц начинается время размножения. Первый его этап - занятие гнездовой территории. Она может быть различной по величине и расположению. Следует посмотреть, какой из полов первым занимает будущий гнездовой участок, как ведет себя по отношению к другим особям своего вида и к другим видам, как образуется пара, каковы особенности поведения птиц в это время (принятие различных сигнальных поз и издавание песни или других сигнальных звуков).

Далее начинается постройка гнезд. Надо очень точно описать расположение гнезда на местности (кустик бурьяна среди пашни, отдельная группа мелких елочек в высокоствольном лесу и т. д.), где и на какой высоте помещается гнездо (на земле, под кочкой; на высоте 4 м, у самого ствола; на высоте 20 м, на вершине старой сосны и т. д.), участие самца и самки в постройке гнезда, выяснить, с какого по счету яйца начинается насиживание, кто насиживает, где птица предпочитает петь, где кормится, надолго ли оставляет гнездо, как ведет себя при опасности, как изменяется ее поведение от начала к концу насиживания.

После вылупления птенцов поведение родителей обычно довольно резко изменяется. Проследить это всегда бывает интересно, особенно если под наблюдением находилось несколько гнезд. В поведении птиц, помимо видовых, всегда есть и индивидуальные различия, и это проявляется в процессе размножения. Наблюдая за гнездом, где вылупились птенцы, нужно отмечать, как меняется поведение родителей, кто из них кормит птенцов, частоту кормления, частоту чистки гнезда, охрану гнезда или выводка (у выводковых птиц), изменение границ гнездовой территории, рост птенцов, первые попытки вылета из гнезда, поведение при приближении родителей или "чужих" птиц, реакцию на опасность, попытки самостоятельной кормежки, отношения внутри выводка, отношение к посторонним выводкам, изменение голоса и окраски оперения, следование за родителями, способность к полету после выхода из гнезда. Всегда надо иметь в виду, что все наблюдения у гнезд следует проводить с большой осторожностью, чтобы родители их не бросили.

У взрослых птиц после вылета птенцов обычно начинается линьке. Во время нее птицы держатся скрытно, молчат и наблюдения за ними проводить очень трудно. Однако часто можно встретить потерянные перья и по ним определить присутствие птиц.

После линьки многие птицы надевают наряд, отличающийся от весеннего. Как правило, он более тусклый, и это тоже необходимо учесть и отметить, так как начинающий любитель может не узнать птицу, которую он хорошо запомнил весной. Здесь в определении может помочь знание голоса птицы (обычно не меняющегося) или определительная таблица.

Почти неизвестна послегнездовая жизнь молодых птиц, поэтому все сведения по этому вопросу всегда интересны, но, к сожалению, получить их нелегко.

В конце лета начинается обратный пролет птиц. Раньше всего они покидают северные широты. Ряд куликов начинает осенний пролет уже в июле. Трассы весеннего и осеннего пролетов иногда совпадают, но чаще они различны. Поэтому при проведении наблюдений и записи их нужно подробнее указывать места, по которым проходит пролет. Методика наблюдений та же, что и при наблюдениях за весенним пролетом. Разница в том, что удается проследить начало образования стай у местных видов и ход их подготовки к отлету, сопровождающийся изменением поведения, а часто и некоторых издаваемых птицами звуков. Все это надо записывать. Следует также обращать внимание и на состав стай: состоят ли они из птиц разного возраста или только из молодых, а старые держатся отдельно? Вместе или раздельно летят самцы и самки? Кто улетает раньше?

С середины осени начинают появляться и зимующие птицы. Это обычно связано с количеством кормов: при их обилии птицы прилетают рано и держатся всю зиму, при недостатке - пролетают, почти не задерживаясь. Особенно хорошо это заметно у хищных птиц в годы обилия или отсутствия грызунов и у птиц, питающихся зимой ягодами, урожай которых колеблется в разные годы. Поэтому при записях наблюдений за зимующими птицами надо обязательно указывать факторы наличия кормов.

Осенью бывает особенно хорошо заметна связь между различными видами птиц, и на это следует обращать внимание. Так, в общие стаи собираются различные виды синиц, к ним присоединяются пищухи, поползни, дятлы, а на востоке нашей страны - некоторые овсянки, пеночки и другие птицы. За стаями зимующих и пролетающих вьюрков и чечеток часто следуют дербники, за утками - сапсаны и т. д. Все это интересно и надо отмечать.

Мы здесь не говорим об учетах численности птиц, которые проводят орнитологи, так как это требует специального навыка и знаний. Поэтому для начинающих достаточно ограничиться указанием, что птица обычна, многочисленна, редка или очень редка, а при приобретении определенного навыка можно обратиться к специальной литературе, где подробно описываются различные методики учетов.

Конкретные данные с указанием точного количества встреченных птиц следует приводить для редких или исчезающих видов, внесенных в "Красную книгу". Каждая встреча таких птиц должна точно фиксироваться. Абсолютные учеты можно проводить также и при наблюдении на токах глухарей или тетеревов, которых в это время легко сосчитать и не допустить ошибки.

Наконец, для тех, кому трудно проводить наблюдения в лесу или в поле, мы советуем заняться ими в городе. Иногда наблюдения за птицами из окна квартиры могут дать очень интересные сведения, особенно это касается птиц-синантропов - ворон, грачей, галок, воробьев, голубей и ряда других, связанных в своей жизни с человеком. Искусственные и естественные водоемы, создаваемые и находящиеся в населенных пунктах, привлекают многие виды птиц и служат им местами кормежки во время пролетов, а часто и местами гнездования, в которых наблюдатель может увидеть много интересного.

Конечно, в этом кратком очерке невозможно охватить всего и дать подробную инструкцию наблюдений за птицами. Нам кажется, что приведенного для начала достаточно и тот, кто заинтересуется и будет регулярно наблюдать птиц, сможет получить некоторые сведения о том, как и что надо делать, а в дальнейшем познакомится с трудами специалистов, дополнив их на основании собственного опыта.

Надо отметить, что все данные о биологии и поведении птиц представляют большой интерес и помогут в работе по сохранению и умножению нашей авифауны.

Птицы – удивительное воплощение красоты природы. Они окружают нас всюду, наполняют мелодичными голосами любой уголок. Даже в тусклый ноябрьский день звонкий писк синицы способен оживить замерший в ожидании зимы лес.

Наблюдение за птицами или бёрдвочинг – популярное увлечение во многих странах мира. Оно доступно абсолютно любому человеку, независимо от возраста, места жительства, материальной обеспеченности и состояния здоровья (есть даже незрячие любители птиц). Каждый находит в этом хобби те составляющие, которые близки ему по характеру. Хотите вы экстремальных ощущений или, наоборот, безмятежности и покоя – наблюдение за птицами вам одинаково подойдёт. Одни любуются пернатыми у себя в саду и подсыпают семечки синицам в городском парке, другие отправляются в труднодоступные места, чтобы найти редкий вид, или азартно соревнуются, кто больше птиц увидит, кто-то мастерит и развешивает дуплянки, увлекается фотоохотой или записью птичьих голосов. Наши советы помогут вам сделать первые шаги в ярком мире птиц.


1) Где наблюдать. Самый правильный ответ – везде! В лесу, в парке, на поле, на лугу, по берегам озёр и рек, на своём огороде – ведь птицы живут повсеместно. Больше всего видов обитает на границах формаций: лесные опушки, вырубки, овраги или рощицы среди полей, берега водоёмов. Чем больше разных мест вы посетите, тем больше видов птиц увидите.

Не стоит думать, что за птицами надо обязательно ехать в какую-нибудь глушь. Это верно лишь для немногих, редких и осторожных видов. Зачастую птичье разнообразие городского парка больше, чем в глухой тайге. Особенно птицы стремятся к человеку в трудную зимнюю пору. Многие виды зависят от хозяйственной деятельности человека и с её прекращением перестают гнездиться или останавливаться на пролёте. Вот почему не следует избегать антропогенного ландшафта, наоборот, лучшие места для наблюдения разных куликов – поля фильтрации и спущенные пруды рыбхозов; славок и дроздов легче всего изучать в саду с ягодными кустарниками; пролётных журавлей и гусей разумно поискать на жнивье; сенокосы привлекают хищников, а фермы – мелких зерноядных птичек.

2) Рассматривайте и запоминайте. Чтобы определить незнакомую птицу, её надо хорошенько рассмотреть, а это не всегда просто. Часто птицы двигаются слишком быстро, перелетают, держатся в густых зарослях или на вершине высокого дерева, рассмотреть их мешает густая тень или искажающее цвета встречное солнце. Но, тем не менее, надо попытаться разглядеть детали. 1) Прежде всего, оцените размер и телосложение птицы. Попробуйте сравнить её с хорошо известной курицей, вороной, скворцом или воробьём, понять больше она, меньше или примерно такая же. По телосложению постарайтесь понять, к какой группе относится птица: утка, хищник, дрозд, дятел и т.п. 2) Далее переходите к деталям. Рассмотрите форму и цвет клюва, окраску головы. Отмечайте подробности: шапочка, бровь, пятна или полоски, кольцо вокруг глаза и цвет самих глаз.



3) Затем оцените форму и цвет хвоста, его отношение к длине тела, цвет спины и низа, наличие полосок и пятен на крыльях. 4) Обратите внимание на цвет и длину лап. 5) Оцените манеру движения птицы: бегает или скачет, дёргает ли хвостом. Как она летает: парит, скользит или быстро машет крыльями, летит прямолинейно или «ныряя» и т.п. В полёте бывают видны дополнительные детали окраски: полоски на крыльях или хвосте, цвет подкрыльев. 6) И наконец, если птица всё ещё не улетела, несмотря на то, что вы столь долго и бесцеремонно её разглядываете, попробуйте понять, чем она питается. С опытом многие виды определяются подсознательно, и правильный ответ будет приходить раньше, чем вы разглядите детали.


3) Вставайте рано, будьте бесшумны и незаметны. В тёплое время птицы наиболее активны на рассвете и вечерами, поэтому сладкий утренний сон оставьте для зимы. Встав летом пораньше, вы будете удивлены, как много птиц встречается в зарослях, где в полдень слышен лишь треск насекомых. При наблюдении птиц можно применять две основные тактики: активного перемещения и засады. Оба варианта можно сочетать в течение одной экскурсии.

Старайтесь не привлекать к себе внимания. Одеваться следует в удобную одежду неброских цветов, ходить тихо, избегая разговоров, двигаться плавно без резких движений. Стремитесь, чтобы солнце было у вас за спиной. Заметив птицу, не подходите к ней напрямую, старайтесь неторопливо приблизиться по дуге, как будто идёте мимо. Следите за поведением птицы: если вы видите по её движениям и позе, что она готова улететь, медленно остановитесь и немного отступите назад, дайте ей успокоиться и понять, что от вас не исходит угроза. Когда птица привыкнет к вашему присутствию и начнёт заниматься обычными делами, можно попробовать осторожно подойти. Разглядывая птицу вблизи, лучше прищуриться – открытый взгляд воспринимается как угроза.

Иногда эффективным может быть наблюдение из машины. Обычно птицы подпускают автомобиль ближе, чем пешехода. Но не следует ездить одному – отвлекаться от дороги опасно. Встретив что-то интересное, не нужно резко тормозить и выскакивать из машины. Понаблюдайте за птицей из окна, не выключая двигатель.

Пассивная тактика засады подразумевает, что вы открыто или замаскировавшись, устраиваетесь в подходящем месте и ждёте, что птицы прилетят сами. Чтобы увеличить шансы, наблюдательный пункт нужно устраивать в местах повышенной концентрации птиц – возле кормушки, водопоя, возле ягодного дерева и т.п.

4) Изучайте голоса птиц. Многие птицы ведут скрытный образ жизни. Можно сотни раз слышать коростеля или выпь, но ни разу их не увидеть. Другие виды, например пеночки или коньки, настолько похожи друг на друга, что надёжней всего их различать по песне или позывке. В густом лесу или во время ночной прогулки также больше приходится полагаться на слух, чем на зрение. Вот почему важно знать голоса птиц и не только голоса, а вообще издаваемые ими звуки: бекас «блеет» хвостом, белый аист щёлкает клювом, а некоторые виды уток можно даже в темноте различить по свисту крыльев. Конечно, запомнить всех сразу очень сложно, но если вы начнёте прислушиваться, определять и запоминать, опыт будет накапливаться довольно быстро. Сейчас можно купить диски с записями большинства наших видов. Обширное хранилище голосов птиц со всего мира размещено на сайте http://xeno-canto.org . Но помните, что пению многих птиц свойственна географическая изменчивость и голоса в вашей местности могут несколько отличаться. Возможно, изучение птичьих песен вам так понравится, что вы начнёте их записывать и создадите собственную коллекцию.

5) Используйте определители птиц. Сказать это проще, чем сделать. Хороших полевых определителей птиц на русском языке практически нет. Есть несколько отличных изданий, которые подойдут для домашнего использования, например Рябицев В.К. «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири». Справочник-определитель. 2008 г.; «Полный определитель птиц европейской части России», 2013 г. Для полевого определения хорош англоязычный Collins Bird Guide by Lars Svensson, 2010 г. Даже если вы не владеете языком, великолепные таблицы с рисунками будут очень полезны. В сложных случаях приходится пользоваться несколькими определителями, т.к. авторы могут обращать внимание на разные отличительные признаки.

6) Приобретите бинокль. Нечасто случается рассматривать птицу вблизи. Обычно при появлении человека пернатые с истошными криками разлетаются в неизвестном направлении. Птицы держатся на вершинах деревьев или посреди водоёмов, летят высоко в небе, некоторые очень малы, поэтому бинокль – необходимая вещь. Выбор бинокля – чрезвычайно ответственная процедура, ведь от него зависит не только удобство наблюдения, но и удовольствие от процесса. Вот почему на бинокле не стоит экономить. Смотреть в дешёвый бинокль с плохими линзами не только неприятно, но и опасно для зрения. Хороший бинокль должен иметь просветлённые стёкла, быть резким, удобным, лёгким и прочным. Не лишними будут металлический корпус, обрезиненное покрытие, крышечки для окуляров, азотное наполнение (предотвращает запотевание линз на холоде), выдвижные наглазники (для использования с очками). Диаметр объективов должен составлять 40 – 50 мм.

Для наблюдения за птицами обычно рекомендуется кратность 8 – 10, но я предпочитаю использовать 12х. Следует помнить, чем больше увеличение, тем уже поле зрения и заметнее дрожь рук, поэтому не стоит гнаться за слишком большой кратностью. Некоторые фирмы выпускают приборы с переменным увеличением, они могут быть удобны, но сложная конструкция повышает цену и снижает надёжность такого бинокля.

Важной оптической характеристикой является угол поля зрения, от него зависит, как быстро вы сумеете найти птицу. Чем он больше, тем лучше.

Размер выходного зрачка влияет на видимость в условиях низкой освещённости. Чем он больше, тем лучше картинка в сумерках. Оптимальным показателем является 5 – 7 мм.

Следует учитывать и минимальную дистанцию фокусировки. Чем она меньше, тем удобнее.

В России более распространены классические бинокли с porro призмами. Западные любители предпочитают модели с roof призмами. Они компактней и легче, однако, сложнее в изготовлении. При равной цене бинокль с porro призмами будет качественней и даст лучшее изображение.

Слева бинокль с porro-призмами, справа с roof-призмами.

И наконец, самое главное – бинокль должен вам понравиться, быть удобным лично для вас, и тогда наблюдение за птицами доставит максимальное удовольствие.

В поле бинокль надо всегда держать наготове. Ведь самое интересное вылетит именно тогда, когда бинокль будет убран.

Бинокль нужно тщательно оберегать от повреждений и загрязнения. Нельзя оставлять бинокль на солнце, допускать падения и удары, пробираясь через кустарник, прикрывайте объективы, чтобы избежать царапин. Пыль и грязь следует удалять мягкой кисточкой, а затем шёлковой тканью без нажима. Жирные пятна необходимо удалять специальными салфетками для просветлённой оптики.

Среди западных птичников наряду с биноклями широко распространены подзорные трубы. Труба не заменяет бинокль, а дополняет его. Трубы имеют большее увеличение (обычно в 20 – 60 раз) и позволяют хорошо разглядеть очень удалённые объекты. Они особенно полезны на берегах водоёмов, где нет возможности приблизиться к птицам. Из-за большого увеличения любые движения сильно сказываются на изображении, поэтому труба используется только с достаточно устойчивым штативом. Поставленная на штатив труба даёт возможность вести длительное наблюдение. К сожалению, если разница между средними и дорогими биноклями не столь велика, недорогие зрительные трубы практически бесполезны из-за низкого качества изображения. В идеале труба должна быть нетяжёлой, в прочном металлическом корпусе, защищённой от влаги и запотевания, с использованием низкодисперсных стёкол (ED, HD) с многослойным просветлением, возможностью работы в очках, большим выходным зрачком, диаметром объектива от 65 мм и выдвижной блендой.
Изображение должно быть светлым, ярким с естественной цветопередачей, без сильных искажений по краям и цветных ореолов, с минимальным падением качества при большом увеличении. Всем этим характеристикам соответствуют в основном очень дорогие модели. Трубы бывают с прямым и изогнутым окуляром, последние удобнее для длительного наблюдения и при использовании группой, но через них сложнее найти птицу.

Некоторые трубы снабжаются окулярами с постоянным увеличением, другие – окулярами переменной кратности (например, 20 – 60). Качество изображения при использовании окуляра с переменной кратностью несколько ниже (что существенно, если вы предполагаете заниматься фотосъёмкой, используя трубу как объектив), но они удобнее для наблюдения. Используя меньшее увеличение с широким полем зрения, чтобы отыскать птицу, вы можете затем в деталях рассмотреть её на большем увеличении.

7) Записывайте свои наблюдения. Полевой дневник – совершенно необходимая вещь. Он должен быть небольшим и прочным с твёрдым прошитым переплётом. Записи удобнее делать карандашом – он не откажет на морозе и при загрязнении страницы. Неотъемлемая часть дневника – лирические отступления, раздавленные комары и пятна от ягод, но кроме этого надо фиксировать и важную информацию, которая в дальнейшем пригодится для обмена знаниями с другими любителями птиц. В дневнике должны быть зафиксированы дата и место наблюдения с привязкой к понятному, отмеченному на карте ориентиру, погода, описана местность, где проводится наблюдение, перечислены встреченные виды, их численность и характер деятельности. Запись может выглядеть примерно так Если определить птицу не удалось, по горячим следам сделайте её описание, отметив как можно больше деталей. Дома записи можно перенести в компьютер в удобном формате. Например в электронную базу наблюдений птиц.

9) Вступите в СОПР и общайтесь с другими любителями птиц. Союз охраны птиц России – это крупнейшее объединение любителей птиц в нашей стране. Вступив в Союз, вы получите возможность участвовать в его деятельности по изучению и охране птиц. Форум на сайте СОПР – главное место общения и обмена информацией между русскоязычными птичниками. Там всегда дадут дельный совет и помогут определить незнакомую птицу.

10) Не вредите птицам и уважайте их. Часто охотники говорят о своей любви к природе. Но убивать то, что любишь – это несколько маниакально. Не стоит вести себя подобным образом. Наблюдая и фотографируя пернатых, нужно сделать всё, чтобы свести до минимума уровень беспокойства, и уж тем более недопустимы действия, которые могут привести к гибели птиц. То, что для человека является развлечением, для птицы вопрос выживания. В вашем лице она видит потенциального хищника, который хочет её съесть. Пристальное внимание воспринимается как подтверждение угрозы с соответствующим выбросом стрессовых гормонов. Поэтому так важно соблюдать дистанцию, на которой птица чувствует себя в безопасности. Это касается также птичьих колоний и мест массового скопления.

Сильный стресс вызывает и длительное воспроизведение записи песни в гнездовой период. Обычно этим злоупотребляют фотографы, стремясь сделать хороший снимок. Самцы некоторых птиц, слыша песню и не находя соперника, доходят буквально до исступления.

Старайтесь передвигаться только по тропинкам и дорогам, чтобы случайно не наступить на кладку или слётков. Обнаружив гнездо, выводок или беспокоящуюся птицу с кормом в клюве, постарайтесь уйти как можно быстрее. Даже если птицы после вашего посещения не бросят яйца, их крики и беспокойство привлекут внимание хищников, которые не замедлят опустошить гнездо. Если всё-таки есть необходимость наблюдения за гнездом или колонией птиц, это следует делать из скрадка.

Никогда не забирайте из природы «выпавших из гнезда» птенцов, даже если вам кажется, что они брошены, их родители рядом и позаботятся о своих малышах.

При посещении национальных парков и заповедников уважайте установленные там правила.

11) Помогайте птицам. Помочь птицам можно разными способами: развешивая искусственные гнездовья, подкармливая их зимой, создавая поилки летом, выкладывая в гнездовое время стройматериалы: вату, пух, войлок.

12) Ведите личный список видов. Каждый уважающий себя птичник ведёт личный . Туда вносят все виды птиц, увиденных в жизни с указанием даты и места встречи. У некоторых западных любителей такие списки включают более 9000 видов! Есть люди, которые получают удовольствие, просто наблюдая птиц, но большинству хочется добавить в это дело немного азарта. Погоня за новыми видами даёт такую спортивную составляющую. В Западной Европе редкие залётные птицы из Сибири и Северной Америки вызывают настоящий ажиотаж, привлекая тысячи наблюдателей. У нас это тоже происходит, хотя и в меньшем масштабе. Многие люди проделали не одну сотню километров, чтобы посмотреть на ястребиную сову, зимовавшую под Рыбинском в 2012 году.


Некоторые любители, кроме общего списка, составляют списки птиц за год, месяц или встреченных в какой-либо местности. Эти данные могут оказаться очень полезны профессиональным орнитологам.

13) Путешествуйте. Родные леса и поля никогда не наскучат, но иногда, особенно в беспросветную зимнюю пору, хочется чего-то нового. Многие люди, серьёзно увлекающиеся орнитологией, совершают путешествия с целью наблюдения за птицами. В одиночку и компаниями они отправляются в отдалённые уголки России или за рубеж, чтобы увидеть больше интересных видов. Можно успешно совмещать и обычный пляжный отдых с посещением национальных парков и других птичьих мест. Подобные поездки расширяют кругозор и орнитологические навыки и особенно способствуют удлинению личного списка видов. Во многих странах для экотуристов работает целая индустрия: специальные птичьи отели, экскурсии, печатная продукция, сувениры. Особенно полезны гиды. Ведь за короткий срок пребывания трудно выявить лучшие места для наблюдения и выучить незнакомых птиц. С хорошим гидом вы сможете использовать своё время максимально эффективно. В поездке понадобится определитель птиц соответствующей страны. На русском языке их не существует. Лучше заранее купить англоязычную книгу через интернет, в местных книжных не всегда удаётся найти подходящую. При подготовке к поездке очень поможет чтение отчётов о поездках (Trip report). В сети их тысячи, но на иностранных языках. Коллекцию русскоязычных отчётов о поездках вы можете найти на нашем сайте в разделе .

Нина Александровна Волкова
Наблюдение за птицами зимой на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Волкова Н. А. Наблюдения за птицами на прогулке.

«Лесные гости» (ноябрь – декабрь).

1. Исследование «Синицы» – рассказ о синицах.

3. Наблюдение «Лесные гости» – ввести понятие кочующие птицы.

4. Исследование «Кто к нам в гости прилетел?» – рассказ о снегирях.

5. Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».

6. Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?» – рассказ о свиристелях

7. Наблюдение «Птичья столовая».

«Зимующие птицы» (январь).

8. Наблюдение «Птицы зимой» – ввести понятие зимующие птицы.

9. Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»

10. Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой»

11. Исследование «Что делают птицы вечером?»

12. Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»

13. Наблюдение «Зимующие птицы».

«Лесные гости»

ноябрь 2 неделя

Исследование «Синицы».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.

Ход исследования.

С грудкой жёлтой знаете птицу,

Называется синица.

Дайте, дети, мне ответ,

Синицы в городе или нет?

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: есть ли среди птиц синицы. Задание понятно? (ответы детей).

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Синицы прилетели (не прилетели) в город.

Рассказ педагога.

Сегодня я хочу рассказать вам о синице. Синица – красивая птица: жёлтые пёрышки её украшают, чёрная полоса внимание привлекает. Своё имя она получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь! Синь-синь!».

Синица – любопытная птица, всем интересуется, всюду суёт свой клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев.

Синица – лесная птица, лес от вредных насекомых очищает, растения защищает. Зимой в стайки синицы собираются, поближе к людям перебираются. Зимой синицы доброе дело продолжают, вредных насекомых истребляют.

Вы синицам зимой помогите, кормушки смастерите. Синицы жирную пищу предпочитают, от холода лучше она защищает. Несолёное сало, масло, семечки в кормушку положите, синичек зимой покормите.

Разговор–размышление «Почему люди празднуют Синичкин день»

Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации. Закреплять представления детей о птицах. Развивать интерес к народным приметам. Воспитывать желание заботиться о птицах зимой.

Беседа.

Есть такая пословица «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

12 ноября экологический праздник – Синичкин день. В этот день жители разных городов и сёл готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «синичкины лакомства»: несолёное сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки.

Зачем они это делают? (ответы детей)

Почему птиц зимой нужно подкармливать? (ответы детей)

Почему люди назвали праздник Синичкиным днём, а не Воробьиным, или Голубиным? (ответы детей)

Что мы можем с вами сделать в Синичкин день?

На участке детского сада вывешивают птичьи кормушки.

А вы знаете, что предусмотрительные синицы прячут про запас в щелки коры и развилки деревьев жучков, паучков и мошек. За один день синица может сделать около тысячи таких захоронок. Когда наступят холода, синица найдёт припасён-ного летом жучка и склюёт его. Делая запасы, эти птицы стараются не только для себя, но и для других птичек. Вот почему синицы внимательно обследуют, непрерывно обшаривают места, где их может ждать приготовленное кем-то угощение.

Запомните народные приметы.

Если птицы целыми стайками появились у дома, значит, вот-вот грянут морозы.

Если синица свистит – быть ясному дню, если пищит – быть ночному морозу.

Если собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Жёлтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

«Тинь-тень, тили-тень,

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо, что нам кормушки

Сделал добрый человек!

Юрий Синицын

декабрь 1 неделя

Наблюдение «Лесные гости».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой.

Беседа.

(ответы детей)

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Жёлтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

Юрий Синицын

Откуда прилетели к нам жёлтогрудые синицы? (ответы детей)

По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». К нам из зимнего леса прилетают синицы, снегири, свиристели, дятлы. Как вы думаете, почему эти птицы прилетают к нам в город из леса? (ответы детей)

Как мы можем помочь лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей)

Вот весёлые птички

Жёлтогрудые синички,

С ветки на ветку летали

Семена собирали. //

Красногрудые снегири

От зари и до зари

В парке летали,

Почки деревьев клевали. // Подпрыгивание на месте, взмахи руками (крыльями).

Свиристели прилетели,

Громко песенку запели, // Пружинка с поворотом вправо и влево.

Ягоды рябины собирали,

С места на место перелетали. // Наклон, выпрямиться.

Дятел в гости прилетел,

На дерево тихонько сел,

По стволу клювом застучал,

Короедов всех прогнал. // Ударяют кулачок о кулачок.

Рассказ педагога (в группе).

Поползень

Если вдруг, на глаза вам попалась серая птичка, которая совершенно не задумывается над тем, как передвигаться по дереву и ходит по стволу то вверх, то вниз, будто гуляя по земле – можно не сомневаться, это ещё один лесной гость, поползень. Спинка у поползня серо-голубая, брюшко – светлое. По бокам головы, от клюва и через глаза проходит чёрная полоска.

А вот прилетел к нам в город из хвойных лесов щур. У щура серо-малиновое оперение, толстый, короткий, чуть крючковатый клюв. Зимой щуры, соединяясь стайками, кочуют, спускаясь постепенно к югу и придерживаясь хвойных лесов. Питаются щуры семенами хвойных деревьев, ягодами рябины.

Щегол.

Щегол – очень подвижная птица. Он выделяется своей красно-чёрно-жёлтой окраской, его вряд ли можно спутать с какой-либо другой птицей.

Осенью и зимой стаи щеглов кочуют от поля к полю, по заброшенным лугам и полям, где собирают семена чертополоха, лопухов и других сорняков, или же ловко лазают по самым тонким веточкам берёзы и ольхи, доставая из маленьких шишек семена.

Исследование «Кто к нам в гости прилетел?»

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Ход исследования.

Положить корм в птичьи кормушки.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

Кто к нам в гости прилетает,

Кормушки наши посещает?

Задание: понаблюдать за кормушками. Выяснить: какие птицы прилетают к нашим кормушкам. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

Орнитологи приступайте к исследованиям.

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.

Рассказ педагога.

Я сегодня увидела снегиря. На голове у него – красивая чёрная шапочка. Такого же цвета и крылья. На спинке перья окрашены в серый цвет, а на боках головки и грудка– в красный. Прилетают к нам снегири с первыми заморозками из хвойных лесов. Осенью снегири собираются в стайки, вместе летают по лесам и паркам, клюют ягоды рябины, боярышника и шиповника.

Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к человеческому жилью, залетают в сады и огороды, отыскивают ягоды рябины, облепихи, барбариса. Они рассыпаются по кустам и мелодично посвистывают: «Рюм-рюм-рюм!» Если вам посчастливится увидеть этих красивых птиц, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть.

Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».

Задачи. Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать желание наблюдать за птицами.

Положить корм в птичьи кормушки.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Александр Яшин

Почему птиц зимой нужно кормить? (ответы детей).

А как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц? (ответы детей).

Сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?

Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

Во время прогулки обращать внимание детей на кормушки для птиц не только на территории детского сада, но и за забором (если они есть). Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Как вы думаете, почему так много кормушек? (ответы детей).

Вывод. Зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки. Птиц много, поэтому и кормушек надо много.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?»

Задачи.

Ход исследования.

Положить корм в птичьи кормушки.

Мы кормушки смастерили

Птичьи столовые открыли.

За поведением птиц понаблюдаем,

Характер птичек мы узнаем.

Задание: понаблюдать за поведением птиц. Выяснить: как птицы ведут себя возле кормушки. Как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке, ссорятся или нет, уступают ли друг другу. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами. (ответы детей).

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Птицы ведут себя на кормушках по-разному. Воробьи часто ссорятся, отбирают корм друг у друга. Снегири спокойные птицы. Синички любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке. Когда к кормушке подлетает крупная птица – ворона, сорока или голубь – маленькие птички отлетают в сторону.

Рассказ педагога.

Я сегодня увидела удивительных птиц. Это были крупные птицы, в нарядном оперении, с хохолком на голове. Они тихонько посвистывали, будто играли на свирелях: «Свири-свири-свир». А зовут этих удивительных птиц свиристелями. Свиристели любят спелые ягоды рябины. Стайками они перелетают с одного дерева на другое.

Свиристели.

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюём рябины кисти -

Лучше ягод не найдёшь!»

Шорыгина Т. А.

Наблюдение «Птичья столовая».

Задачи. Развивать желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Учить детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари.

3. Александрова

А какие птицы прилетали в нашу птичью столовую? (ответы детей)

По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». Какие птицы прилетели в город из леса? (ответы детей)

Как выдумаете, почему птицы перелетают зимой из леса в город? (ответы детей)

Как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму? (ответы детей)

В лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Поэтому таких птиц называют кочующие птицы.

Весёлые упражнения «Лесные гости».

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

«Зимующие птицы»

январь 4 неделя

Наблюдение «Птицы зимой».

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

…Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие, те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи…

К. Мухаммади

Что это за птицы, что не боятся мороза и вьюг? (ответы детей)

Воробьи и голуби, вороны и сороки – это зимующие птицы. Они не улетают на зиму в тёплые края, а остаются зимовать с нами, поэтому их и называют зимующие птицы. В город из леса прилетают лесные гости: синицы, дятлы, и кочующие птицы: снегири, свиристели.

По лесному календарю сейчас месяц «Лютого голода». Птицам зимой трудно найти корм под снегом, поэтому и наступает лютый голод. Лютый – значит очень сильный. Многие птицы не доживают до весны, умирают от голода.

Как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. //

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали //

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Исследование «Почему птицы зимой постоянно в движении?»

Задачи. Формировать представления детей о приспособлении птиц к среде обитания. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

Ход исследования.

Почему птицы прыгают, летают,

А в игры не играют?

Почему так много едят,

Наверно потолстеть они хотят?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: почему птицы зимой постоянно в движении, чем они заняты. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога.

Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и корма им нужно зимой намного больше, чем летом. «Сытому морозы не страшны» – говорят в народе. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом – поиском еды. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с восходом солнца, и целый день ищут себе корм. А уж кто не нашёл еды и остался голодным – пропадёт ночью, замерзнёт! Корм легче найти в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к людям, к теплу и еде. Люди делают кормушки, подкармливают птиц, чтобы помочь птицам выжить зимой.

Вывод. Птицы постоянно двигаются, чтобы найти корм и не замёрзнуть. Птицы много едят, потому что сытая птица не замёрзнет.

Целевая прогулка в сквер (парк) «Поведение птиц зимой».

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия.

Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.

Цель нашей прогулки: поведение птиц зимой. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят зимой птиц. Вспомним правила наблюдения за птицами.

В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.

Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей.

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Исследование «Что делают птицы вечером?»

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о поведение птиц зимой. Учить устанавливать причинно-следственные связи между временем суток и жизнью птиц. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Ход исследования.

Вечером птицы пропали!

Наверно их совы украли?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя вечером, когда на улице темно. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

На следующий день в группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Вывод. Вечером птицы спят, потому что на улице темно.

Рассказ педагога.

В тёмное время суток, птицы спят. Они собираются в стайки, прячутся в дуплах, в густых ёлках, тесно прижимаются друг к другу и спят до восхода солнышка. Ночь особенно опасна для птиц, ночи зимой длинные, морозные. Если птица легла спать голодная, она может, не проснутся утром.

Исследование «Как птицы ведут себя в морозные дни?»

Задачи. Формировать представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Расширять знания о зимующих птицах, о поведение птиц зимой. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать желание заботится о зимующих птицах.

Ход исследования.

Почему зимующие птицы не замерзают?

Как себя от морозов оберегают?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как птицы ведут себя в морозный день. Задание понятно? (ответы детей).

Вспомним правила наблюдения за птицами.

Правила наблюдения за птицами.

Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.

Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.

Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

Орнитологи приступайте к исследованиям.

В группе после прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

Рассказ педагога.

Птицы к зиме меняют оперение на более тёплое и густое зимнее оперение. В мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Когда птица сидит, между перьями у неё находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло.

В полёте к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птица мёрзнет на лету. А ещё в зимние морозы можно увидеть, как птицы стоят то на одной, то на другой ноге. Это они обогревает свои ножки в пёрышках, поднимая их с холодной земли. Зимующие птицы ночуют в дуплах, в густых ёлках, они тесно прижимаются друг к другу и прячут клювики под крылышки для тепла.

Вывод. В морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.

Наблюдение «Зимующие птицы».

Задачи. Обобщить знания детей о зимующих птицах. Формировать представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь птиц. Воспитывать желание заботится о птицах. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание.

Беседа.

Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)

… Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

Сергей Есенин

Какие птицы не боятся мороза и вьюг, а остаются с нами зимовать? (ответы детей)

Как называют этих птиц? (зимующие птицы)

Что мы с вами узнали о зимующих птицах? (ответы детей)

Для того чтобы выжить птицам надо много корма;

Птицы постоянно в движении, в поисках корма;

Вечером птицы спят, потому что на улице темно;

В морозные дни птицы сидят, нахохлившись, чтобы сохранить тепло.

Как мы помогаем птицам выжить в морозные зимние дни? (ответы детей)

Весёлые упражнения «Зимующие птицы».

Воробьи и голуби

В гости прилетели, // Бег по кругу, взмахи руками (крыльями).

Грустные, нахохлившись,

На берёзу сели. // Присесть, встать

Лапки поднимали,

Пёрышками согревали. // Встать на одну ногу, постоять

Зёрнышки искали,

Ничего не увидали // Наклон, выпрямиться, пожать плечами.

Мы кормушки смастерили,

Птичек в гости пригласили. // Ударяют кулачок о кулачок.

Зимующим птицам рады мы,

Мы насыплем им еды. // Имитация, рассыпают корм.

Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

В группе попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.

Меня давно привлекали эти маленькие и юркие птички, которые так звонко поют на дереве возле моего дома. И вот я решил изучить их по ближе, узнать как они переносят суровые условия нашего сибирского климата, как они общаются между собой и чем питаются.

Синицевые- семейство певчих птиц, отряда воробьиных. Это мелкие птицы длиной 7,6- 20 см. оперение густое, легкое, крылья сравнительно короткие. Клюв прямой, конусообразный, иногда очень острый; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклевывать хвойные шишки. Ноздри прикрыты щетинками. Ноги длинные и крепкие, хорошо приспособленные к лазанью по веткам. Обыкновенное место их жизни и охоты – лес. Голос их неприятен и походит на писк мышей; питаются насекомыми, семенами. А некоторые исключительно личинками и яичками; по этой-то причине синицы столь полезны для процветания наших садовых деревьев. Это живая, веселая, неутомимая, любопытная и драчливая птица. Насколько возможно, синица держится на ветках деревьев; она весьма редко спускается на землю, а также неохотно пролетает большие расстояния, так как полет ее довольно тяжелый и неуклюжий.

Будучи необщительной, синица враждебно относится к более слабым, чем она созданиям; чрезвычайно труслива перед хищными птицами. К неволе привыкает с большим трудом.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ СИНИЦ

Было начало зимы. На улице было очень морозно. По утрам хоть и вставало солнце, но почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо было похоже на застывший серый ледок. На дворе я мог увидеть только летающих птиц, которые пытались разыскать хоть немного корма. Они быстро прыгали по земле, были нахохлившиеся и почему-то молчали. В это суровое время года им трудно найти себе корм. Целый день птицы перелетали с места на место, прыгали по забору, по ветвям стоящего возле дома дерева, но корма так и не нашли. Я посмотрел на этих маленьких птичек и решил им помочь – смастерить зимнюю столовую.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРМУШКИ

Изучив некоторый материал по данному вопросу, я узнал то что кормушки для птиц бывают самые разные (из дощечек, полиэтиленовых бутылок, банки из-под молока). Так же мне стало известно что укреплять кормушку на дереве нужно очень осторожно, не обламывая ветки, не повреждая ствол дерева. Необходимо следи, чтобы корм в кормушках был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм. Следить, чтобы в кормушке не было снега. Не класть в кормушку куски хлеба, макароны, корочки апельсинов и прочее. Необходимо помнить о том, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбузов, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.

Я изготовил несколько кормушек различной формы.

Насыпал крошек, семечек и положил кусочки сала. В первый день птицы боялись попробовать моего угощения. Весь день летали и кружились над ней. Но на следующий день появилась, самая проворная, схватила семечку и тотчас с ней улетела, чтобы насладиться в стороне, в тишине, в дали от завистников и забияк. Возвращаясь, синица схватила уже кусочек хлеба и уселась рядом на веточку, хлеб примостила между лапок и спокойно поклевывала. С каждым днем посетителей становилось все больше.

Если внимательно приглядеться к синицам, можно подметить много неожиданного и иногда сделать для себя интересные выводы.

КАКИЕ ЖЕ ОНИ РАЗНЫЕ

Вот эта синица достаточно ловкая, обладает мгновенной реакцией. Эта синица смелая, залетела в глубь кормушки и остается там на некоторое время, когда другие, боятся. Смелость хорошее качество.

Со временем среди этой компании особенно отличалась одна синица. У неё был строптивый характер, постоянно взъерошенный вид. Перья постоянно стояли дыбом.

При моем появлении синицы устраивают переполох, и вся стая мгновенно срывается с места и улетает.

Птичья жизнь кипит вокруг столовой. Она никогда не пустует, кто-нибудь да находится в ней.

В течение нескольких дней, я наблюдал за количеством скапливающихся птиц на кормушке (в ясный и пасмурные дни). В ходе наблюдений я составил таблицы. Наблюдения я проводил в разное время суток (утро, день, вечер).

ТАБЛИЦА №1

Наблюдение за птицами в ясный день

Утро 4 синицы 3 синицы 6 синиц 4 синицы 2 синицы

Обед 2 синицы 1 синица 4 синицы 1 синица 4 воробья

2 воробья 3 синицы

Вечер 2 синицы 3 синицы 1 синица 2 воробья 2 воробья

ТАБЛИЦА №2

Наблюдение за птицами в непогожий день

Время суток Количество прилетаемых птиц в день

Утро 1 синица 2 синицы - 1 синица 2 синицы

1 воробей

Обед 2 синицы 3 синицы 1 синица 2 синицы 2 синицы

1 воробей 2 воробья 2 воробья

Вечер - 1 воробей 1 синица - 1воробей

Как видно из таблицы чаще других кормушку посещали синицы. Особенно много их налетало по утрам. В обед же и под вечер визиты становились реже- в этот час им больше нравилось проводить время на деревьях и кустах. В ясные и погожие дни птиц на кормушке была намного больше, чем в пасмурные, ненастные дни.

Вот и нам узнать дано,

Как зима стучит в окно,

А в окно синица ломится,

Хочет сала поклевать

И мечтает познакомится,

С кем ей нынче зимовать.

В. Д. Берестов

«Стук в окно»

Для птиц я запасал различные корма: семечки, хлебные крошки, сало, рис. В моей птичьей столовой порой весь корм склевывают более проворные птахи. Особенно любит синица семечки и несоленое сало. Насыплешь в кормушку семечек и положишь сало, думаешь, теперь хватит на целый день. Да не тут- то было. Налетят синицы и за небольшой промежуток времени, корма как не бывало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя много времени за наблюдением и за кормлением птиц, я для себя сделал вывод. Мы люди бываем часто очень не внимательны к братьям нашим меньшим, приносим им много вреда нарушая экологический баланс в природе. Не стоит ли нам присмотреться по ближе хоть к самой маленькой птахе, которая живет рядом с нами и хоть чем то помочь ей.

Я приготовил памятку:

Как сделать кормушку и подкармливать птиц.

1. Кормушки для птиц бывают самые разные (из дощечек, полиэтиленовых бутылок, банки из-под молока).

2. Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

3. Следи, чтобы корм в кормушках был постоянно.

4. Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.

5. Следи, чтобы в кормушке не было снега.

6. Не клади в кормушку куски хлеба, макароны, корочки апельсинов и прочее. Помни, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбузов, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.