Первый раз на сноуборде: что нужно знать новичкам. Сноуборд

Представляем вам уроки сноубординга от «Траектории». Для начала - азы: как надеть сноуборд, как научиться скользить на нижнем и верхнем канте, как тормозить и как безопасно падать.

Как встегиваться в крепления

Большинство начинающих сноубордистов надевают доску, сидя на снегу.

А я вам расскажу, как пристёгиваться, не садясь на снег. Для начала, нам нужно найти плоское пространство, но если его нет, можно сделать очень простую вещь – вырыть небольшую яму. После того как мы это сделали, встаем немного на доску одной ногой, вторую ногу пристёгиваем.

После того, как мы пристегнули одну ногу, снег еще чуть подбиваем. Чувствуем опору и пристегиваем вторую ногу. Вот и все! Этот простой урок поможет не намочить ваши балахоны и чувствовать себя сухо и комфортно в течение всего дня. Всем пока!

Елочка, перекантовка

Есть три способа научиться кататься.

  1. Один из них - взять инструктора, но это не всегда дёшево.
  2. Второй способ - это воспользоваться помощью своих друзей, но друзья не всегда могут правильно и качественно научить вас кататься.
  3. Третий способ – это учиться самому, с помощью каких-либо советов и видео-уроков.

Самое первое упражнение, которое нужно научиться делать – это так называемая «езда ёлочкой». Езда ёлочкой - это когда вы едете сначала слева направо либо справа налево на заднем канте - это упражнение позволяет вам учиться балансу и правильно держаться на заднем канте.

Следующее упражнение - это ёлочка на переднем канте: все то же самое, только вы делаете на переднем канте. То есть это езда на переднем канте спиной вперед слева направо, а потом справа налево.

После того как вы овладели в совершенстве упражнением елочка, вам нужно научиться разворачиваться на сноуборде с заднего канта на передней и наоборот, с переднего на задний. Все делается супер просто. При повороте с заднего на передний кант, поворачивается сначала голова, за головой идут плечи, а дальше вы с заднего канта медленно переносите свой вес на передней и соответственно перекантовываетесь дальше и едете на переднем канте.

При перекантовке с переднего канта на задний, всё точно так же - сначала идет голова, за головой идут плечи, дальше идет перекантовка с переднего канта на задний. Не забывайте, что кататься на прямых ногах нельзя, всегда ноги должны быть согнуты. При езде в какую-либо сторону у вас должна быть сильнее согнута передняя нога, вы должны поджимать на неё, чтобы ускоряться или замедляться.При катании на сноуборде центр тяжести держится либо на передней ноге, либо ровно посередине доски. Не выпячивайте попу при катании, а держите ее ровно над сноубордом и все у вас будет получаться.

Очень важно при катании на сноуборде, что за каждым движением головы должно идти движение плечами и, соответственно, в конце должны идти ноги. То есть сначала идет поворот головы, дальше плечи, дальше ноги.

Торможение, безопасные падения

Сегодня мы вам расскажем о правильной технике падения и торможения на сноуборде.

Итак, начнем мы с падения, первый способ - это преднамеренное падение, соответственно вы падаете специально и исполняя какой-либо кувырок или что-нибудь типа того, просто для веселья, ну и соответственно подготовить себя к кому-то другому падению.

Следующий способ падения - это когда вы падаете на спину, когда ловите заднего канта. Когда вы падаете, ни в коем случае не ставьте руки себе под зад, так сказать, все время собирайте руки спереди, и вы исключите травмы кисти, локтей, плеч и так далее. Ну и конечно же, когда вы падаете на спину, вы можете прокатившись небольшое расстояние просто кувыркнулся, как будто бы все так было и задумано, чтобы не упасть в глазах девушек, которые смотрят на вас.

Падение вперед лицом, когда вы ловите переднего канта. Проще всего, конечно же, подставить плечо, но в таком случае вы можете повредить или ключицу или какую-нибудь ещё нежелательную травму получить. Правильная техника падения при том, что вы словили передний кант, заключается в том, что вам нужно немножко выпрыгнуть вперед и выпрямить руки. Чуть-чуть самортизировав падение, вы их убираете и катитесь вперед пингвинчиком на животе, пока не остановитесь. Вот и все!

Сейчас мы расскажем вам про торможение. После того как вы в совершенстве овладели елочкой на переднем и заднем канте, очень важно научиться правильно тормозить. При торможении через задний кант вы, вместо того чтобы опираться на переднюю ногу, выталкиваете заднюю ногу вперед, и ловите баланс на заднем канте, усиливая давление на него соответственно.

Как в упражнении на елочке, при торможении через передний кант вы должны сделать то же самое, только наоборот. То есть вы едете на переднем канте, выталкиваете заднюю ногу вперед, и ловите баланс на переднем канте, все сильнее и сильнее нажимая на него. Чем сильнее нажмешь на передний кант, тем, соответственно, быстрее остановитесь.

Увидимся на склоне!

Сноубординг – это красивый, увлекательный и молодежный спорт. Но, как и всякий вид спорта, он требует некоторой подготовки. Скольжение на доске по склону – не совсем обычное состояние для человеческого тела. Во время катания напрягаются все мышцы вашего тела. Встав на доску в первый раз, вы, скорее всего, даже не поймете, как на этом вообще можно ехать.

Чтобы облегчить себе задачу и сделать первый шаг, выполните простое упражнение.

Первый шаг — встать на доску у себя дома.

Итак, если у вас есть свой сноуборд с креплениями и ботинками, то надевайте их и вставайте на доску на полу в своем доме. Это очень важный момент – почувствуйте, как сидят на вас ботинки, не жмут ли или, наоборот, не велики ли. Обратите внимание, что ботинки должны быть зашнурованы плотно, чтобы нога не болталась в голенище. Но не переусердствуйте – если вы затянете шнуровку слишком сильно, ноги очень быстро устанут и начнут болеть.

Постарайтесь понять, в каком положении находится ваше тело. Если вам удобно, поделайте небольшие раскачивания вперед-назад, попробуйте слегка присесть.

Читателям сайт стоит учесть еще один важный момент – определение ведущей ноги. Обычно сноубордисты всегда «рулят» только одной ногой, вторая – помогает. Понять, как будет удобнее вам, очень просто: попросите кого-нибудь легонько толкнуть вас в грудь. Вы сделаете шаг назад, и та нога, на которую вы обопретесь, скорее всего, и есть ведущая. Зачем это делать? Дома куда проще отрегулировать крепления именно под вас.

Шаг второй — скользим на заднем канте.

С этого начинают учиться кататься абсолютно все сноубордисты. Просто пристегнитесь к доске на ровном участке и попробуйте встать – вполне возможно, что в первый раз это будет непросто. Поймайте равновесие, почувствуйте вес доски, покрутитесь, подпрыгните на месте. Пораскачивайтесь на снегу вперед-назад так же, как вы это делали дома.

Теперь вам нужно найти участок горы с небольшим уклоном. Пристегнитесь и встаньте, вес тела перенесите на пятки, а доску немного вдавите задним кантом в склон. Очень важно на этом этапе прочувствовать баланс. Как только вы почувствуете себя уверенно, можете начать скользить вниз по склону. Для этого нужно легонько надавить носками на передний кант. Делайте все плавно и медленно, колени слегка согните, а руки выставьте вперед. Чтобы доска равномерно скользила вперед на заднем канте, держите кант ровно – не откидывайтесь сильно назад и не наклоняйтесь вперед. Важно найти золотую середину. Если вы чувствуете, что скорость возрастает, нагрузите задний кант сильнее – таким образом вы сбросите скорость или остановитесь.

Ваша задача на этом этапе – плавно ехать вниз по склону только на заднем канте, уверенно регулировать скорость и тормозить. Когда вы поймете, что это уже дается вам легко, самое время переходить к третьему шагу.

Шаг третий — передний кант.

Теперь вам нужно делать все то же самое, что и при скольжении на заднем канте, с той лишь разницей, что ехать придется спиной вперед. Пристегнитесь, встаньте, начните движение на заднем канте, а потом в прыжке разверните себя на 180 градусов, чтобы повернуться к спуску спиной. Дальше все идет по отработанной схеме: согните ноги в коленях, руки вытяните вперед, поймайте равновесие. Вес нужно переносить на носки, податься вперед всем телом, чтобы передний кант врезался в склон. Теперь немного отпустите передний кант, чтобы доска заскользила вниз. Делайте все плавно, без резких движений. Чтобы сбросить скорость, надавите на передний кант сильнее. Иногда оглядывайтесь через плечо, чтобы видеть, куда вы едете и регулировать направление движения.

ТОРМОЖЕНИЕ НА СНОУБОРДЕ

Научиться резко тормозить на большой скорости – очень важно. Это умение может уберечь от травм не только вас, но и ваших соседей по склону. Поэтому уделите отработке навыка некоторое время. Для начала начните скольжение на заднем канте, постепенно перенося вес на ведущую ногу. Доска окажется параллельна склону, а скорость возрастет. Теперь вам нужно присесть, резко перенести вес на пятки, а плечи развернуть поперек склона. Так вы опять начнете скользить на заднем канте, что для вас уже привычно. С передним кантом – аналогично. Начните движение, разверните себя вдоль склона, а потом резко перенесите вес на носки и наклонитесь вперед. Так вы вернетесь к обычному скольжению на переднем канте.


ПОВОРОТЫ НА СНОУБОРДЕ

Все, что вы делали до этого – важные и необходимые шаги, без которых не обойтись. Но настоящее удовольствие приходит, когда вы начинаете кататься. А для этого нужно научиться поворачивать. Все просто: начните движение вниз по склону на заднем канте, наберите среднюю скорость, и немного наклонитесь в сторону поворота: направьте туда корпус, поведите плечами, загрузите переднюю ногу. Перенесёте вес влево – повернёте налево. Так вы окажетесь почти поперек склона, но следите за тем, чтобы не повернуться к склону боком – к этому вы еще не готовы. Тормозите задним кантом. После того, как остановитесь, переносите вес в правую сторону, и вы начнете скользить вправо. Хочу предупредить читателей сайт: старайтесь не разгоняться и не переносите вес на носки – передний кант уткнется в снег, и вы упадете. Скользите только на заднем канте. Ваша траектория будет напоминать траекторию падающего с дерева листа.

Когда освоитесь, плавно, по широкой дуге переносите вес на передний кант – таким образом вы постепенно развернетесь на 180 градусов и окажетесь к слону спиной. Продолжайте движение и перенесите вес снова на задний кант. Все делайте медленно и аккуратно – так будет легче научиться кататься, скорость придет позже. Эта техника называется «Плоские повороты». А вот дальше начнется самое интересное. Когда вы освоите плоские повороты, вам нужно научиться делать повороты резаные. Главное в этой технике – баланс.

Итак, начните движение вниз по склону, развернитесь к склону боком (но не параллельно, а под небольшим углом) ведущей ногой и перенесите вес на передний кант, слегка утопив его в склоне. Держите доску именно под таким углом, не меняйте его без крайней необходимости. Чтобы притормозить, перенесите вес на задний кант и наклоните корпус в противоположную от склона сторону. Это надо делать быстро – доска не должна ехать «плашмя», вы всегда должны стоять на одном из кантов. Помните: колени согнуты всегда, кататься с выпрямленными ногами не получится. Чувствуйте баланс, управляйте своим центром тяжести. Ваша задача – понять, когда и как сильно наклониться вперед, а когда назад. Парадокс: чем выше скорость, тем проще скользить таким образом. При медленной скорости управлять сноубордом практически невозможно. Этот способ требует долгих тренировок, но именно так катаются все опытные сноубордисты.

Помните, сноуборд – это просто . Немного терпения и усилий – и вот вы уже несетесь вниз по заснеженному склону, наслаждаясь скоростью, морозным воздухом и силой собственного тела.

28 января 2013, 17:49

Чтобы понять за сколько времени можно научиться кататься на сноуборде, сначала нужно определиться с целью.

Если ваша цель - узнать конкретное количество часов, а в запасе всего несколько минут - переходите сразу к . Если хотите глубже понять нашу мысль - читайте с начала

Определяем цель катания и обучения

Научиться кататься на сноуборде может каждый, однако представление о «катании» у каждого своё. Для одних «научиться кататься» - это не падать. Для других - прыгнуть с трамплина или выиграть соревнования. Одни хотят изучить как можно больше техник. Другие - кататься в весёлой компании и не отставать. Кто-то ищет адреналин на крутых трассах и «научится кататься» только когда покорит северные склоны Чегета и прокатится по «Харакири» в Майрхофене. У всех разные цели.

Время обучения зависит от цели. Когда вы поймёте для чего хотите кататься, то сможете примерно представить сколько времени займёт обучение сноуборду. Какие навыки нужно будет освоить сразу, а какие отложить до лучших времён. Если хочется «просто кататься», то хватит пары занятий с инструктором, чтобы начать получать удовольствие. Если хочется досконально во всём разобраться, то времени на обучение уйдёт больше.

Лучшие цели те, которые заставляют развиваться вглубь. Тот, кто гонится за окружением: новыми склонами, ГЛК, странами - рано или поздно побывает везде и заскучает. Тот, кто использует только одно движение - потеряет остроту ощущений и перестанет кататься. Поэтому бОльших успехов добиваются те, кому нравится сам процесс. Не компания, джакузи и глинтвейн в отеле, а процесс. Когда вы развиваетесь вглубь, то можете расти на любом склоне. Вас не смущают холода, люди, качество подготовки трасс. У вас всегда есть новые идеи, которые хочется реализовать. И это даёт результат.


Петя хотел поехать с друзьями в Шерегеш через 10 дней.

Они - опытные сноубордисты, а он вставал «c нуля».

На момент съёмки видео его стаж - 1 сезон: ~12ч обучения+80ч «наката»

Наш опыт и прогноз времени

В начале обучения прогресс идёт быстро. Обычно, первые повороты осваиваются за 3-5 часов занятий с инструктором. Их нельзя назвать идеальными, но они уже позволяют ехать по зелёной трассе, контролировать скорость и направление. Вчера вы видели сноуборд только на картинке, сегодня - умеете тормозить и объезжать людей на склоне. Вчера подсмотрели новый трюк - сегодня сделали первые удачные попытки.

Понять принцип легче, чем довести движение до автоматизма. Все новые движения будут сырыми, угловатыми, резкими, но позволят делать что-то необычное и внесут новизну в ощущения. Вначале сноубордист походит на танцора-новичка, который вроде делает правильные вещи, но не попадает в такт, излишне напряжён, пытается контролировать все части тела сразу. Но если есть желание развиваться, то с набором опыта растёт уровень мастерства: развивается чувство ритма, движения становятся размеренными и чёткими, появляется расслабленность.

Соединить «змейку» на учебной трассе - 3-5 ч

Поехать по синей трассе - 30ч

Большая часть работы над техникой - это самостоятельный труд. Сколько времени потратите на тренировку, такой результат и получите. Если вам хватает первых поворотов и зелёных трасс - поздравляем! Вы стали сноубордистом! Но е сли хочется большего - продолжайте оттачивать движения, контролировать стойку, снимать себя на видео. Беритесь за н овые элементы только после исправления ошибок и « наката» , иначе лишние движения потом будут мешать, а исправить их будет гораздо сложнее.

Миша начал кататься в новогодние праздники. На видео мы в первый раз пробуем

карвинговые повороты с разгрузкой вниз и они ещё«сырые» .

Его стаж на тот момент - 3 месяца: ~16ч обучения+30ч «наката».

Понимаем ограничения и особенности обучения

Время обучения зависит от физической и психологической подготовки. Мы все разные и отличаемся: структурой тела, количеством мышц, мыслями в голове. Ускорить прогресс поможет опыт в любых видах спорта, где тренируется координация и баланс: батут, танцы, ушу. Тот, кто занимался лёгкой атлетикой или прыгал на батуте поедет быстрее, того, кто копил жирок и давил диван. Но если особых успехов в спорте не было, то поможет упорство и желание кататься.

Методичность и упорство важнее силы ног и отсутствия страхов. Нередко тот, кто испытывает трудности, осваивает техники лучше того, кто «схватывает на лету». Мы встречались с теми, кому было трудно вставать, страшно разгоняться или упасть, но если они тренировались и получали удовольствие от катания, то мышцы привыкали, уверенность появлялась, техника совершенствовалась. Обратная ситуация случалась с теми, кто связал первые повороты за 2 часа и перестал за собой следить и узнавать новое. У них разрушалась стойка, терялся контроль в поворотах, смешивались разные техники.

Проехать на время без выездов за флаги - 10ч

Выиграть олимпиаду - 10 000ч

На время обучения влияет то, как мы учимся и на чём учимся. Шершавая доска без парафина прилипнет к снегу и не даст ехать, слишком жёсткая или длинная потребует много сил для управления. Если ботинки давят, или наоборот - плохо завязаны, то время уйдёт на борьбу с неудобствами, а не на катание. Учиться можно самому, с друзьями или инструктором и это существенно влияет на время обучения сноуборду, но если кататься по два часа в сезон - прогресса не будет.

Если учиться самому

Научиться кататься на сноуборде самостоятельно - реально. Для этого нужно изучать теорию, практиковаться и контролировать себя. Самостоятельное обучение незаменимо, когда нужно отточить известные элементы, но требует дополнительного времени и сил при изучении новых. Часто у новичков в голове крутится мысль: «все катаются - значит легко». Они ищут ближайший прокат и бегут на склон, где громко кричат от восторга. Бывает, в первый и последний раз. Если до этого не узнали что делать и больно приложились.

Достоинства:

Во время самостоятельного обучения сноуборду вы научитесь разбираться в теории и тренироваться. Научитесь исследовать и испытывать себя на прочность. Чувствовать себя и доску. Теперь вместо любимого сериала вы сидите и читаете форумы сноубордистов: разбираетесь, чем повороты с разгрузкой вверх отличаются от поворотов по буграм и как освоить карвинг на мягкой доске. За завтраком сравниваете свои проезды с райдерами в инстаграм и ютуб.

Недостатки:

Требуется много сил и терпения, чтобы самому разобраться во всех тонкостях. Самостоятельное обучение без теории сродни длительному подъёму в гору при плохой погоде, когда неизвестно, сколько ещё идти и куда придёшь в итоге. Если нет желания её изучать, то базовые навыки останутся неосвоенными, а наблюдение за опытными сноубордистами только запутает. Собственные ощущения, особенно на начальном этапе, не всегда совпадают с тем, что есть на самом деле. Поэтому придётся записывать себя на видео и постоянно сравнивать с «эталоном».


Мы с другом не читали теорию перед тем, как пойти кататься в первый раз.

В результате 5 часов гоняли на заднем канте и падали на переднем.

С нашей подготовкой и упорством за это время можно было освоить первые повороты

и выучить пару трюков на склоне. Не повторяйте наших ошибок =))

Если учиться с друзьями

Учиться у друзей легче, чем разбираться и искать информацию самому. Они уже обладают опытом и подскажут, что учить в первую очередь, а что во вторую. С ними обучение будет более безопасным. Вы быстро достигните общего уровня и начнёте кататься с одних и тех же склонов. При условии, что вас не бросят посреди горы или леса потому что хотят покататься. Уточните условия перед поездкой.

Достоинства:

С друзьями легче понять свои ошибки и исследовать новое. Если они катаются, а вы только начинаете, то друзья поделятся адресом проката, укажут на огрехи, расскажут на каких досках катались и какую лучше выбрать. Поделятся историями о том, как учились в первый раз. Если вы вместе начнёте с нуля, то общими усилиями придёте к результату быстрее. Потом будете вспоминать, как приложились на копчик и все болело на следующий день.

Недостатки:

Качество и время обучения будет зависеть от опыта и желания друзей. Нужно учитывать, что не все могут или хотят объяснять. Бывает, что на словах говорят одно, а на деле показывают другое. Замечают только самые явные ошибки. Часто мы наблюдаем, как родители кричат на детей, которые не понимают объяснений. А молодые люди психуют, пытаясь что-то объяснить своим леди. К тому же нельзя рассчитывать на 100% заботу о себе. Следует помнить, друзья тоже хотят покататься, а не ползать по учебной трассе.

Если учиться с инструктором

Быстрее всего «научит кататься на сноуборде» инструктор. Если не хочется разбираться в теории самостоятельно, а друзей, которые катаются, не нашлось, обращайтесь к инструктору. Он пригодится тем, кто хочет сразу учиться правильно или исправить ошибки. Тому, кто переживает за свою безопасность или боится скорости. Купил билеты в горы, а на доске ещё ни разу не стоял.

Достоинства:

Инструктор упростит получение и усвоение знаний. Он знает упражнения для коррекции ошибок и использует методику, которая приводит к нужному результату: сложные элементы дробятся на части, крутизна склонов меняется постепенно. Инструктор не потащит вас на вершину горы, пока не убедится, что вы к этому готовы. Он даёт теорию и смотрит, всё ли получилось так, как надо. Когда инструктор показывает элемент в голове закрепляется «зрительный слепок правильности», а его комментарии дают понять насколько похоже было сделано движение. Поэтому учиться с ним быстрее, чем самому или с друзьями.

Недостатки:

Инструктор - не волшебник. Он «проводник» и «вдохновитель», но не сможет делать упражнения за вас. Если один раз взять занятие, а потом« просто кататься» , особого прогресса не будет. К тому же есть вероятность, что за деньги вас будет учить «самоучка» или новичок, которому самому неплохо бы поправить технику. На начальном этапе вы не сможете понять уровень и квалификацию инструктора. Но если вас устраивает подача материала почему бы не позаниматься?

Лайфхак: запоминайте упражнения, а потом практикуйте самостоятельно, так прогресс будет идти быстрее. На следующем занятии вместо«наката» и набора опыта просто подкорректируете ошибки.

Антон едет поворотами с переносом веса по зелёной трассе.

Его стаж - 4 часа.

Дерево навыков сноубордиста

Чтобы вы смогли сориентироваться мы составили дерево навыков сноубордиста. За основу взяли среднюю физическую подготовку и отсутствие панических страхов скорости и высоты. Это примерная схема. Для каждого она будет индивидуальной, но по ней можно прикинуть, сколько времени потребуется, чтобы« научиться кататься на сноуборде».

Дерево навыков для сноубордиста со средней физической подготовкой, без панических страхов скорости и высоты

Базовые навыки

- Тренируем внимательность на склоне

Понять, что подниматься нужно по краю трассы - 1ч

Сидеть, где безопасно, не на середине - 3ч

Смотреть наверх перед стартом - 15ч

Видеть все опасные места и людей, отрастить глаза на затылке - 500ч

Для зелёных трасс. Можно больше ничего не учить

Соединить «змейку» на учебной трассе - 3-5ч

Кататься по зелёным трассам - 10-15ч

Перестать бояться синих трасс - 30ч

Ехать по красной трассе и поворачивать, а не соскальзывать вниз на заднем канте - 150ч

Цепляемся за бугель. В мороз мёрзнем

Понять как подниматься - ~1 км или 3 «учебки» Уктуса,

Объехать колею - ~5 км или 15 подъёмов

Размяться или поговорить по телефону -~ 10 км или 30 подъёмов

Отстегнуть две ноги и подняться, как на ледянке -~100 км или 300 подъёмов

Фристайл на склоне

Прыгаем с носа и хвоста. Используем упругость доски

Прыгнуть на месте - 20 мин

Прыгнуть в движении - 30 мин

Перепрыгнуть через снежок и оставить его целым - 5ч

Перескочить через заградительную сетку - 20ч

Отрываем сноуборд от земли, ловим баланс

Поднять нос над землёй на месте - 10 мин

Удержать нос над землёй в движении три секунды - 30мин

Правильно зайти на трюк и выйти из него - 3ч

Проехать 500 метров лёжа на хвосте - 10ч

Карвинг

Используем центробежную силу, зависаем над снегом

Режем на одном канте, на другом - проскальзываем - 2ч

Катаемся с остановками по зелёным трассам - 5ч

Катаемся без остановок по зелёным трассам - 15ч

Катаемся по синим трассам, увеличиваем угол наклона к снегу - 30ч

Ставим трассу, покупаем секундомер

Примерно понять как ехать - 5ч

Проехать без выездов за флаги - 10ч

Поучаствовать в любительских соревнованиях, чтоб не стыдно - 500ч

Выиграть олимпиаду - 10000ч

Проскальзывание:

Контролируем скорость на синих, красных трассах

Осознать, что ноги гнутся - 1ч

Связать первые повороты - 5 ч

Почувствовать, как гасится скорость на синей трассе - 30 ч

Ехать по красной трассе шириной 4м и поворачивать - 100 ч

Несёмся по буграм, каше, свежему снегу

Как по этому вообще ездить??? - 4ч

Вылетать или утыкаться в бугры - 6ч

Поворачивать между бугров и деревьев - 10ч

Катиться по буграм по чёрной трассе без дребезга доски и срывов - 300ч

-Взрываем пухляк, кайфуем на весенней каше

Связать первые повороты на подготовленной трассе - 5 ч

Слишком сильно грузить переднюю ногу, падать в свежем снегу - 8ч

Понять, что лучше притормозить или наоборот - разогнаться, чем заново выбираться из снега - 10ч

Кантоваться на красных трассах, кайфовать по весенней «каше» - 80ч

Статьи

  • - разбираемся с деревом навыков сноубордиста. Рассказываем, где какие повороты применять и что выучить до прыжков с трамплинов
  • Р азбираемся как учиться, чтобы не потерять интерес и как прогрессировать независимо от того, какой поворот или трюк хочется выучить

В этой статье вы узнаете, как кататься на сноуборде новичкам: какие упражнения и техники езды нужно освоить, какие типичные ошибки могут совершать неопытные райдеры и как сделать процесс обучения максимально быстрым и комфортным.

Ведущая нога

Первое с чего надо начать – это определиться с вашей стойкой . Всего их две – регуляр (правая нога впереди) и гуфи (левая нога впереди). Понять какая нога у вас ведущая достаточно просто – попросите, чтобы вас кто-нибудь толкнул сзади, а какой ногой вы шагнете, та и будет первой. Наверняка, эту технику применяли с вами в магазине сноубордов . Иногда бывает, что с первого раза не понять какая ваша стойка, в этом случае вы поймете, как вам удобно кататься во время учения. Если вы уже достаточно долго учитесь и все-равно падаете, попробуйте поменять ведущую ногу.

Учимся чувствовать доску

Упражнение выполняется на ровной поверхности. Зафиксируйте крепления на передней ноге: сначала отрегулируйте верхний стреп, затем - нижний. Наверняка сначала такое положение покажется вам некомфортным - это скоро пройдет. Попробуйте медленно проехать на плоской доске , отталкиваясь свободной ногой. Потренировавшись, усложните задачу: свободную ногу после толчка ставьте на сноуборд и в таком положении удерживайте равновесие. С непривычки сделать это будет непросто, но уже через полчаса стараний - результат станет заметен. Сложно ли кататься на сноуборде? Нет, но привыкнуть к нему нужно.

Правильная стойка

Перед тем, как научиться кататься на сноуборде, научитесь принимать правильную стойку сноубордиста . Итак:
- смотреть надо всегда вперед (не в бок): голова, плечи и тело направлены по ходу движения доски;

Ноги слегка согнуты в коленях;

Руки используйте как балансир, но обязательно держите их спереди, чтобы их видели глаза. Как только ваши руки уйдут назад, вы упадете;

Нагрузка на ноги должна быть одинаковая. По крайней мере пока вы учитесь на укатанном склоне.

Первый спуск

Найдите пологий склон (обычно такие есть на курорта). Выполните предыдущее упражнение, но в этот раз едьте дальше и уже под наклоном. Вес равномерно распределите на обе ноги, а затем попробуйте немного сместить центр тяжести на пристегнутую ногу. Главная задача - добиться правильного положения на сноуборде и, удерживая равновесие, съехать без падений.

Когда начнет получаться (примерно, через полчаса), постарайтесь во время спуска наклониться немного вбок, при этом вес переместив на пятки или носки ног - доска начнет плавно разворачиваться в нужном направлении . Попробуйте прочувствовать как работают канты когда вы их загружаете. Очень часто сложно научиться кантоваться на пологом склоне, для перекантовок нужна некоторая скорость, имейте это ввиду и не задерживайтесь на пологих склонах для детишек.

Как вставать на ноги с пристегнутой доской?

Перед тем, как научиться ездить на сноуборде, нужно научиться на него вставать. В теории кажется, что ничего сложного, на практике - проблематичнее. Варианта всего два:

1. Сядьте лицом к спуску. Пристегните обе ноги к доске. Одной рукой тяните доску к себе (ноги при этом сгибаете в коленях), и при помощи опоры на вторую руку стараетесь резко встать. Получится не сразу.

2. Этот вариант более удобный для новичков. Встегнитесь в сноуборд, ноги с доской поднимаете вверх, затем переворачиваетесь на живот и медленно из позиции "раком" принимаете нормальную позу сноубордиста. Несколько унизительно, но ничего страшного все мы с чего-то начинали.

Учимся ездить на одном канте

Консультируя по вопросу как правильно кататься на сноуборде, любой инструктор первое, о чем скажет, что нужно ехать на одном канте ! Т.е. либо на переднем, либо заднем, забудьте про езду на плоской доске, она будет не управляемой.

Первое что делают для того чтобы прочувствовать канты – это езда «елочкой» . Т.е. находите приличный, но комфортный уклон, поворачиваетесь к спуску задом и шкрябая спускайтесь вниз из стороны в сторону. Когда будете чувствовать себя комфортно на переднем канте, тренируетесь этим упражнением, но лицом к низу склона. Обратите внимание, что это упражнение надо делать на хорошем склоне, пологий не пойдет. Оно призвано научить боковому скольжению и в будущем вы будете часто пользоваться им когда надо затормозить или спуститься с крутого склона.

Первая перекантовка

После того, как вы будете уверенно ездить елочкой, переходите на полноценное катание на кантах. Примите правильную позу лицом к склону, наберите не большую, но и не маленькую скорость. Приподнимите пятки и доска встанет на передний кант и поедет вправо. Соответственно, при поднятии носков, доска поедет в другую сторону. Здесь главное контролировать скорость и наклон носков/пяток. Важно это делать аккуратно и дозировано. Покатайтесь, почувствуйте доску, как она реагирует на движение ног и ощутите радость от первого контролируемого поворота. И да, падать вы будете много.

О падениях

Чтобы уяснить, как правильно ездить на сноуборде, важно затронуть и тему падений. Их не надо бояться, но стоит знать о том, как правильно падать. Уязвимые места сноубордистов это голова (шлем поможет обезопасить себя) и попа (есть специальные защитные шорты).

Т.к. падать вы будете много, вот несколько базовых рекомендаций как это делать правильно:
- Очень часто при падении страдают пальцы, поэтому, важно – не оттопыривайте пальцы! Кстати, можно купить специальные перчатки с защитой, но они не обязательны.

Самое частое падение на пятую точку, поэтому просто купите защитные шорты и насладитесь их мягкостью при приземлении. Как-то по другому обезопасить себя в этом нельзя.

Если у вас серьезное падение-калабаха, скоординируйтесь, сожмите руки в кулак и прижмите к туловищу.

Часто новички падают ловя переднего канта, если такое с вами случилось, как уже говорилось выше – вытяните руки вперед на встречу приближающейся земле, но не оттопыривайте пальцы, чтобы не сломать их. Следите чтобы доска сзади на согнутых коленях не прилетела в голову (упражнение скорпион).

Уверенное катание

Итак, вы уже знаете, как правильно стоять на сноуборде, имеете представление о технике спуска и попробовали маневрировать доской на склоне. Можно усложнить задачу. Попробуйте освоить завершенные повороты:
- упор на переднюю ногу, доска начинает катиться вниз;

Кантуетесь передним кантом, пятки приподняты; убедитесь, что заняли правильную стойку;

Пятки медленно опустите (не до конца) - доска снова едет вниз;

Наберите скорость, вес в этой позиции должен распределяться 50 на 50 на обе ноги;

Немного отклонитесь назад, упор - на задний кант, сноуборд поворачивает;

Снова уменьшите давление на пятки и катитесь вниз;

Решив зайти на очередную дугу, загрузите передний кант, приподняв пятки.

Это упражнение поможет вам освоить правильное катание на сноуборде. В этой технике катания на сноуборде важно медленно уменьшить скорость и ловко маневрировать доской.

А теперь шкрябанные повороты : этот метод спуска используют все новички, это когда вы при перекантовке шкрябаете склон задней ногой. Он поможет сбросить скорость и, собственно, поворачивать, но с технической точки зрения он не верный и от такого катания ваши ноги быстро устанут. Итак:
- ноги согнуты в коленях (чем ближе вы к доске, тем легче ею управлять);

Едите прямо, не заваливая корпус назад;

Переведите упор на переднюю ногу, а задней постарайтесь увести доску за спину (как бы закрутить ее в спираль);

Тот же упор на переднюю ногу, но заднюю отводим в другую сторону.

И немного о прыжках

Если вы уже настолько круты, что готовы прыгать на всяких там кочках и лично построенных трамплинах, то первое что мы вам рекомендуем – не делать этого. Прыгайте только на трамплинах, построенных шейперами.

Итак, рассчитайте свою скорость – так, чтобы вы прилетали ровно на приземление, это важно, поверьте =)
В момент отхода от трамплина нужно равномерно оттолкнуться от кикера обоими ногами.
Приземляться надо всегда на обе ноги или, если в этом есть необходимость, на заднюю.
Оторвавшись от трамплина, ноги выпрямите, при соприкосновении со снегом - согните в коленях (так легче будет управлять доской и удерживать равновесие).

Напутственное слово

Вот и все. Теперь вы знаете как правильно встать на сноуборд, как нагружать канты, как ехать по прямой и заходить на дуги, вообще, как научиться кататься на сноуборде. Коррективы в полученные знания внесет уже практика. Так, что осваивайте и наслаждайтесь этим видом спорта в полную силу!

У нас есть еще очень полезные статьи для новичков.

Ура! Вот он, счастливый день, когда ты с друзьями или без них первый раз попадаешь на склон. В прокате тебе дают модную доску, настраивают крепления, ты одеваешь мягкие и удобные сноубордные ботинки. Потом ты идешь на склон, где все лихо рассекают снег, пристегиваешь доску и пытаешься ехать. 100% начинающих падают в первые же 30 секунд. Чем же тебе заняться, пока твои друзья унеслись вниз, и как понять, где же он, кайф от катания?

Как научиться кататься на сноуборде

Можно сразу тебя расстроить. В первый раз ты точно не поедешь, как они. И во второй тоже. Причина очень проста: твое тело еще никогда не катало на сноуборде, поэтому понятия не имеет, что ему нужно делать. Более того, кроме при катании на доске задействованы такие мышцы, о наличии которых ты и не подозреваешь. Ты почувствуешь это на следующий день после катания, встав с кровати в состоянии "перееханный танком". Поэтому этим мышцам нужно дать возможность развиться, а телу осознать и запомнить новые ощущения, а на это потребуется время.

Хорошая новость состоит в том, что при большом желании и правильном подходу кататься на сноуборде можно уже с третьего-четвертого выхода на склон. Естественно, до красоты и скорости будет еще далеко, но само передвижение и уменьшение числа падений будет налицо. Кроме того, все когда-то начинали, поэтому при желании и некоторой доли настойчивости на доску встанет каждый. Поэтому не стоит расстраиваться и быстрее приступить к обучению катанию на сноуборде.

С чего начать?

Вариант 1. Взять инструктора.

Хорошо, когда начинающий бордер осознает, что катать не так просто, как кажется, и берет себе инструктора. Это замечательно и правильно, однако есть несколько но. Во-первых, это дорого. Не все готовы выложить дневной бюджет катания за час индивидуальных занятий. Во-вторых, первый раз вставая на доску, заниматься нужно именно индивидуально, потому что тебе понадобится максимум профессионального внимания. В-третьих, неудачный инструктор (как с точки зрения профессионализма, так и с точки зрения общения) может навсегда отбить желание кататься на сноуборде. Порой инструкторы слишком много внимания уделяют технике и ошибкам, забывая показать все радости нахождения на склоне. Катания должно приносить радость с первого же раза, тогда у тебя будет мотивация продолжать совершенствоваться и прийти к скорости и драйву. Удовлетворение приносят первые успехи, поэтому хороший инструктор будет давать такие упражнения, которые ты в силах выполнить, и концентрировать твое внимание именно на успехах.

Как итог: да, инструктор - это самое грамотное решение. Однако выбирать его стоит тщательно, а если ты понимаешь, что не чувствуешь радости на склоне, смело меняй инструктора, потому что дальше будет только хуже.

Вариант 2. Попросить друга.

Многие начинающие бордеры по тем или иным причинам не берут занятия у инструкторов, а просят друзей научить их кататься на сноуборде. Это очень распространенный вариант, и его эффективность зависит именно от друга, в первый раз поставившего тебя на сноуборд. Если друг хорошо катается на сноуборде, это совсем не значит, что он может научить этому тебя. Многие опытные райдеры давно забыли свои первые ощущения на склоне, когда мозг не может сообразить, как нужно расположить тело, а непривыкшее тело не хочет слушаться команд мозга. Поэтому, если супер-райдер-друг удивляется, почему ты не можешь сделать такую простую вещь, как перейти с заднего канта на передний, и вообще постоянно падаешь, лучше сказать ему "спасибо" и отпустить гонять по красным склонам.

Если друг действительно основательно взялся за твое обучение, он должен понимать, что самому ему покатать в этот раз не удастся, и спокойно проведет целый день вместе с тобой на учебном склоне, водя тебя за руки, поддерживая, терпеливо перенося все твои падения, недопонимание и жалобы. Если обучающий правда хочет научить, а обучаемый действительно готов учиться, то все получится. Если обучающий еще и знаком с нужными упражнениями, дело пойдет еще быстрее. Поэтому выбирайте правильного друга и вперед на склон.

Вариант 3. Учиться самостоятельно.

Как же быть тем, кто решил научиться кататься на сноуборде самостоятельно? Техника катания на сноуборде для начинающих сноубордистов начинается с несложных упражнений, которые под силу каждому. Найдите учебную горку и начинайте выполнять упражнения, который предназначены специально для тех, кто встает на сноуборд в первый раз.

Они не сложные, поэтому тихо мирно отрабатывайте движения, отмечайте успехи и переходите к следующему упражнению.

10 правил начинающего сноубордиста

  1. Без падений кататься никто еще не научился. Не избегайте падений. Одевайте защиту и падайте до тех пор, пока тело само перестанет падать.
  2. Кататься на сноуборде - это не так просто, как кажется на первый взгляд. Для того, чтобы преодолеть все трудности, найдите себе сильную мотивацию , которая не даст вам все бросить. Например, хочу в горы или хочу быть на склоне не случайным человеком. Главное, чтобы вы знали, зачем вам все это нужно.
  3. Прогресс идет постепенно . Поэтому не ожидайте от себя слишком многого сразу и не расстраивайтесь. Концентрируйте внимание на успехах.
  4. После первого раза тело будет очень (ОЧЕНЬ) сильно болеть . Это не страшно, потому что болят те мышцы, которые не работают в повседневной жизни. Обязательно разомните тело зарядкой.
  5. Обучение требует регулярности . Поэтому старайтесь выбираться на склон хотя бы раз в неделю.
  6. Если у вас еще остались болевые ощущения от прошлого раза, не стоит выходить на склон до тех пор, пока они пройдут. Если вы получили травму и не распознали ее, преждевременное катание грозит вам плохими последствиями.
  7. Пока едете на подъемнике, обращайте внимание на проезжающих сноубордистов. Отмечайте плюсы и минусы их техники. Мозг запоминает увиденное, и обучение идет быстрее.
  8. Не нужно ездить на бугельном подъемнике, если есть кресельные .
  9. Не нужно ездить на кресельном подъемнике с пристегнутом к одной ноге сноубордом. Снимите его совсем и возьмите на колени.
  10. Не лезьте на большой склон, пока не будете уметь перекантовываться. И свои ноги повредите длительной нагрузкой при езде плугом, и остальному народу опасность создадите.
  11. Дополнительное правило: обязательно прочитайте статьи про травмы и как их избежать . Для начинающих сноубордистов эта информация бесценна, ведь предупредить беду всегда проще, чем потом устранять последствия.

Упражнения для обучения катанию на сноуборде

Упражнение 1.

Цель : На сноуборде катаются боком, то есть впереди ставится либо правая (гуфи), либо левая (регуляр) нога. Нужно выяснить, на какую ногу тебе будет удобнее кататься. Общее правило: правши катают правой ногой вперед, а левши - левой, но оно работает не всегда. Если ты вдруг не можешь определиться, придерживайся общего правила. Не страшно, если ты ошибешься - в будущем тебе будет намного легче кататься на свою ногу. Продвинутые райдеры должны одинаково хорошо кататься на обе ноги.

Что делать : Попроси кого-нибудь внезапно толкнуть тебя в спину. Какую ногу ты выставил вперед? Ту ногу и считай передней. Способ второй: вспомни, какой ногой вперед ты катался по льду с разбегу в детстве? Та будет передней. Способ третий, сноубордный: найди самый пологий склон и пристегни обе ноги к доске. Теперь попробуй ехать вправо и влево. Куда удобнее? Если одинаково удобно или одинаково неудобно, воспользуйся общим правилом: правша - вперед идет правая нога, левша - левая.

Упражнение 2.

Цель : привыкнуть, что теперь твои ноги связаны. Перебороть чувство дискомфорта от связанных ног.

Что делать : на ровной поверхности пристегни сноуборд. Почувствуй, что теперь твои ноги связаны доской. Сначала это будет неприятно, потом придет недоумение, как так можно ездить, потом ноги и мозг привыкнет к этой мысли. Когда ты понимаешь, что другого выхода нет, и нужно как-то выкручиваться, попробуй как угодно поперемещаться на сноуборде (на ровной поверхности). Задача состоит именно в том, чтобы заставить мозг понять, что в пристегнутых ногах нет ничего страшного, и он начнет сам подсказывать тебе способы перемещения новым для него образом.

Упражнение 3.

Цель : почувствовать правильную стойку сноубордиста.

Что делать : на ровной поверхности пристегни обе ноги к сноуборду. Разверни корпус по направлению к передней ноге, плечи должны смотеть вперед, вдоль сноуборда. Перенеси 70% веса на переднюю ногу, 30% оставь на задней ноге. Запомни эти ощущения, в будущем именно они должны у тебя быть в процессе движения по склону.

Запомнил? Хорошо. Теперь залезаем на учебную горку и переходим непосредственно к движению. Первое время не стоит обращать внимание на стойку, потому что будет совсем не до нее. А вот в будущем придется вспомнить упражнение 3 и внедрять в свое катание правильную стойку.

Упражнение 4.

Цель : почувствовать снег и то, что ты сноубордист.

Что делать : на пологом склоне попробовать двигаться вниз. Неважно, как ты будешь это делать, главное, медленно но верно двигаться вниз. Падения не страшны. Попробуй держать баланс тела, чтобы падений стало меньше. Почувствуй сопротивление снега, как он тебя держит, как его проходит твоя доска. Почувствуй, что доска - это продолжение тебя, что ей можно управлять. Обычно все едут на пятках, то есть на заднем канте. Почувствуй, какое усилие нужно приложить, чтобы, с одной стороны, доска ехала вниз, а с другой стороны - передний кант не зарывался в снег. Почувствуй, что ты на улице, на свежем воздухе, среди веселых ярких людей. Ты занимаешься спортом, причем каким! Ты встаешь на сноуборд и скоро будешь гонять по горам. А ради этого можно немного попадать, ведь на тебе защита, поэтому падать совсем не больно.

Упражнение 5.

Цель : встать после падения.

Что делать : во время выполнения предыдущего упражнения ты, скорее всего, будешь падать. Значит, нужно тебе рассказать два способа, как встать и продолжить движение.

Первый способ : развернуться лицом к склону, оттолкнуться сзади рукой, при этом передней рукой держась за передний край сноуборда. Этот способ неудобен на пологих склонах и дает сильную нагрузку на колени.

Второй способ : перевернуться на живот, встать на четвереньки спиной к склону и встать, придерживаясь руками за снег. Этот способ не так эстетичен, но намного безвреднее.

Упражнение 6.

Цель : научиться ездить самым универсальным образом, который является спасением всех бордеров в сложных ситуациях - освоить плуг. Почувствовать задний кант и его возможности.

Что делать : твоя задача - съехать вниз по прямой только на заднем канте. Встань на пятки. Как только ты начнешь слегка опускать носки, то доска начнет съезжать вниз по склону. Делать это нужно медленно. Представь себе, что ты намазываешь своим сноубордом масло на хлеб, и постарайся сделать это аккуратно. После тебя должен остаться прямой ровный след шириной в твой сноуборд. Не должно быть выраженных ступеней, движение должно быть равномерным. Это называется плуг.

Важно, чтобы носок не опустился слишком сильно вниз, иначе передний кант зароется в снег, и ты упадешь "рыбкой" вперед и вниз по склону. Это очень неприятное падение, называется "поймать кант".

Плуг как способ передвижения еще не раз тебе пригодится. Дело в том, что сноуборд становится вездеходным именно благодаря такому плугу. Лыжи не могут управляемо ехать только вперед, а сноуборд может. Плуг хорошо держит на самом крутом склоне, позволяет протиснуться в самых узких местах и пройти неудобный участок на самой минимальной скорости.

Чтобы затормозить, сильнее надави на задний кант (пятки). Он врежется в снег, трение увеличится, и доска остановится.

Здорово, если первое время выполнять это упражнение, держась двумя руками за руки обучающего. С виду это напоминает пару для вальса. На практике ты будешь держаться за кого-то, страха упасть будет меньше, обучение пойдет быстрее.

Упражнение 7.

Цель : научиться ездить плугом на переднем канте (на носках), почувствовать возможности переднего канта, побороть страх ехать спиной к склону.

Что делать : то же самое, что и в прошлом упражнении, но на переднем канте (на носках). Нужно ехать спиной склону, аккуратно "намазывая" снег передним кантом. Сразу хочу предупредить, что это значительно сложнее. Сделайте это упражнение столько раз, сколько будет необходимо, чтобы страх упасть на спину прошел, ты почувствовал уверенность, что снег тебя держит, и оставил после себя ровный прямой широкий след.

Также хорошо, когда первое время кто-то будет поддерживать тебя за руки и помогать не потерять равновесие. Потом нужно начинать выполнять падающий лист на переднем канте без посторонней помощи.

Упражнение 8.

Цель : научиться азам управления сноубордом, а именно заставлять доску ехать вправо и влево. Это упражнение часто называют "падающий лист".

Что делать : нужно ехать плугом на заднем канте, но, в отличие от упражнения 3, где ты ехал прямо вниз, теперь нужно заставить доску сначала ехать вниз и вправо, а потом вниз и влево. Делается это так: если тебе нужно ехать вправо, то сильнее надави на пятку правой ноги, и сноуборд поедет в сторону. Проехав 3-4 метра, остановись и начинай давить на пятку левой ноги. Перенеси вес на нее, и ты почувствуешь, как борд едет влево. После 3-4 метров снова поменяй направление.

Таким образом, ты заставляешь ехадь сноуборд в сторону, если сильнее загружаешь соответствующую ногу. В теории твой вес должен быть распределен так: 70% веса на переднюю ногу, 30% - на заднюю. Важно привыкать к такому распределению, потому что болезнь всех новичков - переносить вес назад, от чего случаются падения. БОльшая часть веса всегда приходится на переднюю ногу.

После тебя должен остаться след, похожий на траекторию падающего листа. Старайся, чтобы эта траектория была ровной и симметричной.

Первое время приветствуется посторонняя помощь. Хорошо иллюстрирует то, что тебе нужно воспроизвести, следующая картина:

Упражнение 9.

Цель : продолжать учиться азам управления сноубордом. Заставить доску ехать в сторону на переднем канте.

Что делать : переходим к сложному. Теперь тебе нужно встать на передний кант (на носки) спиной к склону и повторить прошлое упражнение, но на носках. Стоя на носках, нужно заставить доску поехать вправо, надавив на правую ногу, а потом влево, надавив на левую ногу. Траектория движения должна быть такой же, как и в предыдущем упражнении.

Это упражнение дается значительно труднее, но, когда ты его освоишь, прогресс пойдет гораздо быстрее. Также приветствуется посторонняя помощь первые несколько раз.

Помни, что по склону сноубордист всегда едет на одном канте, либо на переднем, либо на заднем. Как только ты переходишь на скользяк и едешь по склону всей поверхностью сноуборда, доска становится неуправляемой, очень быстро растет скорость, и велика вероятность, что ты затормозишь только путем столкновения с каким-либо предметом. И совсем не обязательно, что он будет мягким.

Итог

Вот и закончена твоя программа на первый и второй раз катания. Поверь, пока этого вполне достаточно. Ты поймешь, что передвигаться на сноуборде вполне реально и даже удобно, перестанешь бояться склона, поймешь, как хорошо тебя держит снег. У тебя проявится некий прогресс, ты сможешь достигать в плуге какой-то скорости и почувствуешь себя сноубордистом, частью этого веселого мира, а не просто зрителем.

А если ты решись продолжить улучшать свою технику, то добро пожаловать на следующий этап, который называется