Понятие о ведущей деятельности. Это полезно знать… Ведущая деятельность

Ведущая деятельность

Термин, выдвинутый А. Н. Леонтьевым для обозначения деятельности , с которой связано возникновение важнейших психических новообразований. Понятие «В. д.» в дальнейшем использовалось Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики , основанной на поочередной смене В. д., в одном возрастном периоде (см. ), обеспечивающих преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе - развитие операционально-технической сферы. При этом предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная для него В. д.:

2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства;

4)

5) интимно-личностное общение подростков;

6) профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Считается, что В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а возникновение новой В. д. не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Критическое рассмотрение представлений о роли В. д. в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-либо одной В. д., априорно выделенной в каждом возрастном этапе (А. В. Петровский). В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня (см. ) и состава (учащиеся, военные, несовершеннолетние правонарушители и т. п.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя . При этом предлагается различить В. д., которая призвана формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме В. д.), и В. д., которая реально формирует эти новообразования (психологический подход).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций.

Специфика.

Деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.

Виды:

Непосредственное общение младенца со взрослыми;

Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

Сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

Учебная деятельность школьников;

Профессионально-учебная деятельность юности.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(англ. leading activity ) - деятельность , выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности . Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А . Н . Леонтьев , Д . Б . Эльконин ). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.

Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. ). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая , характерная для дошкольного возраста ; 4) младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В . В . Давыдов ), ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. (см. ).

На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. .

Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии , причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса - развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. (см. , Деятельность как методологическая проблема психологии , ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Ведущая деятельность

   ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (с. 102) - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л.С.Выготским были заложены основы представлений о ведущей деятельности в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте (научная статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 г. и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944-45 гг. А.Н.Леонтьевым, получила развитие в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, ведущая деятельность - критерий периодизации психического развития, показатель психологического возраста ребенка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности. Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими становятся следующие виды деятельности: эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность подростков, профессионально-учебная деятельность в ранней юности. Смена ведущей деятельности связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые характеризуют новую ведущую деятельность, предполагающую изменение положения ребенка в системе его отношений с другими людьми.

В работах С.Л.Рубинштейна, Н.С.Лейтеса, А.В.Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчеркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребенка, для каждого возраста не может быть указана фиксированная ведущая деятельность. В зависимости от характера и уровня развития групп, в которые включен ребенок, в качестве ведущих могут складываться различные типы деятельности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Смотреть что такое "ведущая деятельность" в других словарях:

    Ведущая Деятельность - теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей… … Психологический словарь

    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, выполнение к рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой… … Российская педагогическая энциклопедия

    Ведущая деятельность - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития его личности. Гипотеза о ведущем типе деятельности была высказана в начале 1940 х гг. А.Н.… … Педагогический терминологический словарь

    Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности … Словарь-справочник по педагогической психологии

    ведущая деятельность - деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче ских новообразований человека на определенной ступени его развития … Психомоторика: cловарь-справочник

    ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований … Словарь по профориентации и психологической поддержке

Ведущая деятельность - деятельность ребенка, которую он осуществляет в пределах социальной ситуации развития. Выполнение ее будет определять появление и развитие у субъекта основных психологических новообразований на определенной ступени развития в онтогенезе.

На каждом этапе формируется особая социальная ситуация развития, которая, в свою очередь, способствует тому, что проявляется соответствующая ведущая деятельность. Это и является признаком перехода на более высокий уровень психики.

Ведущая деятельность способна определить возникновение нового этапа развития, выступая базовым критерием при его диагностике. Она проявляется не сразу, а должна пройти формирование в рамках социальной ситуации. Более того, новая деятельность не будет отменять предшествующий тип.

Следовательно, ведущая деятельность является фактором, который обусловливает проявление основных изменений и новообразований в психическом уровне развития на определенных этапах онтогенеза.

Как это происходит? В ее рамках развиваются и тренируются все функции ребенка. Это, в конечном счете, приведет к появлению качественных изменений. Растущие возможности подрастающего человека станут источником для проявления противоречий в системе «ребенок - взрослый», которые «выльются» в несоответствие возникших его возможностей устаревшей форме взаимоотношений со средой. Именно тогда начинается особый кризис развития, способствующий переходу на более высокий уровень онтогенеза.

Рассмотрим более подробно протекание этого процесса, опираясь на данные современных исследований.

В (от рождения до года) социальная ситуация будет определяться тем, что маленький ребенок не может обходиться без взрослого. Он ему необходим не только для обеспечения физических потребностей, но также и для коммуникации. Поэтому ведущий тип деятельности - непосредственное эмоциональное общение ребенка - сформирует необходимость и потребность в общении с людьми.

На этапе раннего детства (от года до трех) малыш получает свободу, которая связана с тем, что он уже способен самостоятельно передвигаться. Помимо этого, активно развивается речь, а родители теперь выступают в качестве посредника между ним и окружающим миром. Именно взрослые становятся проводниками, а предметно-манипулятивная деятельность - ведущей. Благодаря ей развиваются и совершенствуются двигательные и речевые умения и навыки.

В период (от трех до семи лет) ребенок входит в мир взрослых при помощи сюжетно-ролевой игры. В ее рамках он имеет возможность повторить то, что видит в окружающем мире. Именно поэтому появляются игры в доктора, продавца, разбойников, войну, семью и так далее.

В (от семи до одиннадцати лет) ведущий существенно изменяется: основной становится учебная. Все усилия ребенка должны быть направлены на то, чтобы усвоить основы наук и стать субъектом деятельности. В социальной ситуации развития появляется новый взрослый - учитель, который теперь определяет особенности его развития, оценивая усилия и способности ученика.

Начиная с подросткового возраста (от одиннадцати до пятнадцати лет) ведущим типом деятельности становится общение со сверстниками, которое проявляется в разных социальных сферах (учебной, художественной, спортивной, личной и так далее). Именно оно теперь является определяющим для психического развития отрока, а влияние взрослых «отходит» на второй план.

По мере же взросления и социализации человека основной становится способствуя формированию его профессионализма.

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Для того, чтобы описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико.

Возникновение различных видов деятельности связано с общественно-историческим развитием человека. Фундаментальными видами деятельности, в которые включается человек в процессе своего индивидуального развития, являются общение, игра, учеба, труд.

  • * общение -- взаимодействие двух или более людей в процессе обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера;
  • * игра -- вид деятельности в условных ситуациях, имитирующих реальные, в которых усваивается общественный опыт;
  • * учение -- процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности;
  • * труд -- деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющая материальные и духовные потребности людей.

Общение -- вид деятельности, состоящий в обмене информацией между людьми. В зависимости от возрастного этапа развития человека, специфики деятельности изменяется характер общения. Каждому возрастному этапу свойственен специфический тип общения. В младенчестве взрослый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, помогает ориентироваться в окружающем мире. В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком осуществляется в связи с предметным манипулированием, активно осваиваются свойства предметов, формируется речь ребенка. В дошкольный период детства сюжетно-ролевая игра развивает навыки межличностного общения со сверстниками. Младший школьник занят учебной деятельностью, соответственно и общение включено в данный процесс. В юношеском возрасте кроме общения много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности. Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер общения, манеру поведения и речь. Общение в профессиональной деятельности не только организует, но и обогащает ее, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.

Игра -- вид деятельности, результатом которой не является производство какого-либо материального продукта. Она -- ведущая деятельность дошкольника, поскольку через нее он принимает нормы общества, учится межличностному общению со сверстниками. Среди разновидностей игр можно выделить индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Игры имеют большое значение в жизни людей: для детей они преимущественно носят развивающий характер, для взрослых являются средством общения, отдыха.

Учение -- вид деятельности, его цель состоит в приобретении знаний, умений, навыков. В процессе исторического развития накапливались знания в различных областях науки и практики, поэтому для освоения этих знаний учение выделилось в специальный вид деятельности. Учение влияет на психическое развитие индивида. Оно состоит из усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания), правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Труд исторически является одним из первых видов человеческой деятельности. Предмет психологического изучения -- не сам труд в целом, а его психологические компоненты. Обычно труд характеризуется как сознательная деятельность, которая направлена на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд выполняет важную формирующую функцию в развитии личности, поскольку влияет на становление ее способностей и характера.

Отношение к труду закладывается в раннем детстве, знания и навыки формируются в процессе обучения, специальной подготовки, опыта работы. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. Труд в определенной сфере деятельности человека связывают с профессией.

Таким образом, каждый из рассмотренных выше видов деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития личности. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения.

В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную.

Практическая деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества).

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия.

Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

По сферам общественной жизни - экономическая, социальная, политическая и духовная.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • § социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • § экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • § политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • § духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Важно понять, что люди одновременно находятся в различных отношениях между собой, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества -- это не геометрические пространства, где обитают разные люди, но отношения одних и тех же людей в связи с различными сторонами их жизни.

Социальная сфера -- это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.

Экономическая сфера -- это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера -- область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества.

Политическая сфера -- это отношения людей, связанные с властью, которые обеспечивают совместную безопасность.

Элементы политической сферы можно представить таким образом:

Духовная сфера -- это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.


Включённость общества - массовая, коллективная, индивидуальная.

В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность. Коллективная, массовая, индивидуальная формы деятельности обусловлены сущностью действующего субъекта (человек, группа людей, общественная организация и т. п.). В зависимости с общественными формами объединения людей в целях исполнения деятельности устанавливают индивидуальную (пример: управление регионом или страной), коллективную (судовые системы управление, работа в кллективе), массовую (примером массовой информации является смерть Майкла Джексона).

Зависимость от социальных норм - моральная, аморальная, законная, незаконная.


Обусловленности от соответствия деятельности существующим общекультурным традициям, общественным нормам дифференцируют законную и незаконную, а так же моральную и аморальную деятельность. Незаконная деятельность - это все что запрещается законом, конституцией. Взять, например изготовление и производство оружия, взрывчатых веществ, распространение наркотиков, все это является незаконной деятельностью. Естественно многие стараются придерживаться моральной деятельности, то есть учиться на совесть, быть вежливым, ценить родных, помогать старым и бездомным. Есть ярким пример моральной деятельности - вся жизнь матери Терезы.

Потенциал нового в деятельности - инновационная, изобретательская, творческая, рутинная.

Когда деятельность человека затрагивает исторический ход событий, с общественным ростом, то распределяют прогрессивную или реакционную, а еще созидательную и разрушительную деятельности. Например: Прогрессивная роль промышленной деятельности Петра 1 или же прогрессивная деятельность Петра Аркадьевича Столыпина.

В зависимости от отсутствия или же наличия каких-либо целей, успехов деятельности и путей ее совершения раскрывают однообразную, монотонную, шаблонную деятельность, которая в свою очередь протекает строго по определенным требованиям, а новое чаще всего не дается (Изготовление какого-либо продукта, вещества по схеме на заводе или фабрике). А вот деятельность творческая, изобретательная наоборот, она несет за собой характер оригинальности нового, прежде неведомого. Она отличается специфичностью, исключительностью, неповторимостью. А элементы творчества могут применяться в любой из деятельностей. В пример можно привести танцы, музыка, живопись, здесь нет правил или инструкций, здесь воплощение фантазии, и ее реализации.

Виды познавательной деятельности человека

Учение или познавательная деятельность относится к духовным сферам жизни человека и общества. Существует четыре вида познавательной деятельности:

  • · обыденная - заключается в обмене опытом и теми образами, которые люди носят в себе и делятся с окружающим миром;
  • · научная - характеризуется изучением и использованием различных законов и закономерностей. Главная цель научной познавательной деятельности - создать идеальную систему материального мира;
  • · художественная познавательная деятельность заключается в попытке творцов и художников дать оценку окружающей действительности и найти в ней оттенки прекрасного и безобразного;
  • · религиозная. Её предметом является сам человек. Его поступки оцениваются с точки зрения угодности Богу. Сюда же относятся и нормы морали и нравственные стороны поступков. Учитывая, что из поступков состоит вся жизнь человека, немаловажную роль в их формировании играет духовная деятельность.

Виды духовной деятельности человека

Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды деятельности, как религиозная, научная и творческая. Зная о сущности научной и религиозной деятельности, стоит подробнее рассмотреть виды творческой деятельности человека. Сюда относятся художественное или музыкальное направление, литература и архитектура, режиссура и актерское мастерство. Задатки творчества есть у каждого человека, однако чтобы раскрыть их необходимо долго и упорно трудиться.

Виды трудовой деятельности человека

В процессе труда развивается мировоззрение человека и его жизненные принципы. Трудовая деятельность требует от личности планирования и дисциплины. Виды трудовой деятельности бывают как умственные, так и физические. В обществе сложился стереотип, что физический труд намного сложнее умственного. Хотя внешне работа интеллекта не проявляется, на самом деле эти виды трудовой деятельности почти равны. Лишний раз этот факт доказывает разнообразие существующих на сегодняшний день профессий.

Виды профессиональной деятельности человека

В широком смысле понятие профессия означает разнообразную форму деятельности, совершаемую на благо общества. Проще говоря, суть профессиональной деятельности сводится к тому, что люди работают для людей и на благо всего общества. Существует 5 видов профессиональной деятельности.

  • 1. Человек-природа. Суть этой деятельности во взаимодействии с живыми существами: растениями, животными и микроорганизмами.
  • 2. Человек-человек. К этому типу относятся профессии так или иначе связанные со взаимодействием с людьми. Деятельность здесь заключается в воспитании, руководстве людьми, и их информационным, торговым и бытовым обслуживанием.
  • 3. Человек-техника. Тип деятельности, характеризующийся взаимодействием человека и технических сооружений и механизмов. Сюда относится все, что связано с автоматическими и механическими системами, материалами и видами энергии.
  • 4. Человек - знаковые системы. Деятельность этого типа заключается во взаимодействии с цифрами, знаками, естественными и искусственными языками.
  • 5. Человек - художественный образ. К этому типу относятся все творческие профессии, связанные с музыкой, литературой, актерским мастерством, и изобразительной деятельностью.

Виды хозяйственной деятельности людей

Хозяйственная деятельность человека в последнее время жестко оспаривается защитниками природы, поскольку она основана на природных запасах, которые в скором времени исчерпают себя. К видам хозяйственной деятельности человека относятся добыча полезных ископаемых, таких как нефть, металлы, камни и все, что может принести выгоду человеку и нанести ущерб не только природе, но и всей планете.

Виды информационной деятельности человека

Неотъемлемой частью взаимодействия человека с окружающим миром является информация. К видам информационной деятельности относятся получение, использование, распространение и хранение информации. Информационная деятельность нередко становится угрозой жизни, поскольку всегда есть люди, которым не угодно, чтобы третьи лица знали и разглашали какие-либо факты. Также этот вид деятельности может носить провокационный характер, а также являться средством манипуляций сознанием общества.

Виды психической деятельности человека

Психическая деятельность влияет на состояние личности и продуктивность его жизни. Самым простым видом психической деятельности является рефлекс. Это привычки и навыки, установившиеся путем постоянного повторения. Они почти незаметны, по сравнению с самым сложным видом психической деятельности - творчеством. Оно отличается постоянным разнообразием и неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому творческие люди так часто эмоционально нестабильны, а профессии связанные с творчеством считаются самыми трудными. Именно поэтому творческих людей называют талантами, способными преобразовать этот мир и привить обществу культурные навыки.

Культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека. Существует только два вида этой деятельности - созидание и разрушение. Второе, к сожалению, встречается чаще. Многие годы преобразовательной деятельности человека в природе привели к бедам и катастрофам.

На помощь здесь может прийти только созидание, а это значит как минимум, восстановление природных ресурсов.

Деятельность отличает нас от животных. Одни её виды приносят пользу развитию и становлению личности, другие носят разрушительный характер. Зная, какие качества в нас заложены, мы можем избежать плачевных последствий собственной деятельности. Это не только принесет пользу окружающему миру, но и позволит нам самим с чистой совестью заниматься любимыми делами и считать себя людьми с большой буквы.

Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается та деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии. Признаки ведущей деятельности : 1) Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре). 2) Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление). 3) Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка. Контуры ведущих типов деятельности и психологические новообразования . 1) младенчество (от рождения до одного года) – эмоциональное общение – ведущая деятельность ребенка; не только контакт (кормление, уход), но и общение (речь);

2) раннее детство (с года до трех лет) – ведущая деятельность предметно-манипулятивная: потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать;

3) дошкольный возраст (с трех до шести лет) – ведущая деятельность – игровая. Игра: 1)ориентация ребенка в функциях и социальных отношениях людей; 2)на основе игры возникновение и развитие воображения и символической функции;

4) младший школьный возраст (от шести до десяти лет) – ведущей становится учебная деятельность: 1)умениями учиться и способностью оперировать теоретическими понятиями; 2)отражение деятельности теоретически; 3)возникает произвольность психических процессов (внутренний план действий и рефлексия на собственные действия);

5) подростковый возраст (от десяти до шестнадцати лет) – новая система отношений: общение со сверстниками и со взрослыми в школе; разнообразные виды деятельности: учебно-образовательный труд; общественная работа; культурно-массовая; физкультурно-спортивная и т.д.; Игра продолжает занимать важное место, но уже привлекает не сам процесс игры, а борьба за первенство (поднять престиж в глазах других). Усложняется учебная деятельность: увеличение объема; множество учителей; новые формы обучения;

Смысл учебной деятельности для подростков: в самообразовании, самосовершенствовании. Учебная работа сама по себе не может удовлетворить потребности подростков. Но поскольку именно учебная деятельность занимает в жизни подростков основное место, необходимо постоянно подчеркивать социальную ценность содержания и смысла учебной деятельности.

Ведущей деятельностью является деятельность, имеющая социально признаваемый характер: регуляция самостоятельности; построение новых отношений с взрослыми;

6) старший школьный возраст. Ведущий вид деятельности – учебная деятельность, активно сочетание с разнообразным трудом, что имеет большее значение для выбора: элементы исследования; определенная направленность (поиск места в жизни);

Основное психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализаций.

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности:

1. названные типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке (учебную деятельность нельзя формировать до игровой деятельности).

2. психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Единство этого процесса психического развития растущего человека обеспечивается закономерной сменой ведущих типов деятельности, их преемственностью при переходе от одних возрастных периодов к другим. При этом все типы ведущей деятельности делятся на две группы:

1 группа – те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми; развивается потребностно-мотивационная сфера;

2 группа – типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры; развиваются познавательные способности;

Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка.

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности: 1 . Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.2 . Предметно - манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).3 . Игровая деятельность или сюжетно - ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста(от 3 до 6 лет). 4 . Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет. 5 . Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Возрастная периодизация по Эльконину.

Д.Б. Эльконин отмечает, что ребенок не пассивно приспосабливается к окружающему его миру человечес­ких предметов, а активно «присваивает себе все достижения чело­вечества, овладевает ими». Конкретными же носителями всего того, чем должен овладеть ребенок в жизни, являются «воспитывающие и обучающие его взрослые». Деятельность ребенка по отношению к предметной действительности всегда опосредована отношениями ре­бенка и взрослых. Так в психологию вошла категория «деятельность».

Эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Эти типы деятельностей сменяют друг друга.

Рассмотрим периодизацию психического развития Д.Б. Эльконина.

В таблице представлены три эпохи: раннее детство, детство. Каждая эпоха состоит из двух периодов, в основе которых лежит тот или иной тип ведущей деятельности. Эти периоды закономерно связаны между собой и взаимно подготавливают друг друга. Сначала – это эмоциональное общение с взрослыми, потом предметная деятельность, наконец, сюжетно-ролевая игра. Каждый новый вид деятельности зарождается внутри предыдущего в виде отдельных действий.

Идея ведущей деятельности принадлежит А. Н. Леонтьеву, который считал, что на различных стадиях психического развития ребенка отдельные деятельности, им выполняемые, играют в этом развитии неодинаковую роль: одни – большую, другие – меньшую. Ведущей является не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся в данном периоде психического развития ребенка. Под ведущей деятельностью в психологии понимается "такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии" , деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

Ведущую деятельность характеризуют следующие признаки:

  • 1) в форме этой деятельности возникают и внутри нее дифференцируются новые виды деятельности (например, учение возникает в игре);
  • 2) в ней формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – воображение, в учении – отвлеченное мышление). Однако из этого не следует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются не непосредственно в самой ведущей деятельности, но в других видах деятельности, генетически с ней связанных;
  • 3) от этой деятельности зависят основные психологические изменения каждого периода развития ребенка (дошкольник, например, в игре осваивает главные общественные функции и нормы поведения людей).

Вследствие этого специальная организация ведущего типа деятельности выступает тем основным условием, благодаря которому можно целенаправленно влиять на личность ребенка, формирование у него в процессе этой деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей, так как именно здесь аккумулируются возможности становления личности растущего человека. Изучение закономерностей смены на разных возрастных этапах ведущих типов деятельности, имеющих различные функции и различное воспитательное значение, позволило отечественным психологам разработать периодизацию психического развития современного ребенка как психологическую основу целостного воспитательного процесса на уровне требований современного общества с учетом особенностей детей. Реальной стала задача расширить и углубить понимание всей сложности процесса развития деятельности и личности в онтогенезе. На смену выдвинутой в свое время триады "игра, учеба, труд" пришли эмоциональное общение, предметная манипуляция, игра, учение, труд .

В дальнейшем была разработана стройная схема периодизации психического развития ребенка, в основе которой лежал принцип ведущей деятельности. В соответствии с данным принципом ведущие деятельности можно разделить на две группы. В первую входят деятельности, в которых происходит развитие преимущественно мотивационно-потребностной сферы личности в системе "ребенок – взрослый", ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение им норм отношений между людьми. Во вторую группу включаются деятельности, в которых усваиваются общественно выработанные способы действия с предметами в системе "ребенок – общественный предмет".

Периодизации психического развития

Согласно Д. Б. Эльконину, с рождения и примерно до года ведущей деятельностью является "непосредственно-эмоциональное общение" ребенка со взрослым . Известно, что дети, лишенные по каким-либо причинам такого общения, даже при наличии тщательного ухода за ними (например, в домах ребенка во время войны, когда не хватало времени на "простое" агуканье с ребенком, игры с ним) обнаруживали резкое отставание в психическом и даже физическом развитии.

На рубеже первого и второго года жизни картина меняется: ведущей деятельностью становится "предметно-манипулятивная" . В этом возрасте взрослый сам по себе как бы "теряет смысл" для ребенка: он становится только источником новых, интересных для ребенка общений с предметами. Именно в этом возрасте ребенок должен "освоить" ряд черт предметного мира, "сопротивляемость" вещей, их соотношение друг с другом, да мало ли что еще! Именно в этом возрасте ребенок может часами экспериментировать, бросая игрушку на пол, прислушиваясь к звукам, которые она при этом издаст.

На рубеже третьего и четвертого годов жизни – при переходе от раннего к дошкольному возрасту – ведущей деятельностью вплоть до начала школьного обучения является игра, причем не просто игра с предметами, а ролевая игра. В этом возрасте дети приобретают ориентацию в сложной системе отношений с другими детьми, с взрослыми, знакомятся с общественными функциями людей (они играют "в семью", "во врача" и т.п.). Многочисленные исследования доказывают, что при неразвитости ролевой игры психическое развитие детей также искажается.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей становится развитая игровая деятельность. Именно в ролевой, сюжетно-развитой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Во-первых, игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, фундаментальных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка возникают и развиваются воображение и символическая функция.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе ее дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением научных понятий в тех или иных сферах знания, создавая у детей основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становлении этой деятельности у детей 7–10 лет возникают необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания. В то же время игровая деятельность теперь отступает на второй план. Так, предложение учительницы "поиграть" на уроке ребенок принимает в штыки: как же, ведь он уже не маленький! К сожалению, при столкновении со школьной действительностью желание учиться часто пропадает.

Дети подросткового возраста (от 10–11 до 15–16 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается. Игра тоже продолжает занимать в этом возрасте важное место, но подростка захватывает уже не столько сам процесс игры, сколько возможность поднять с ее помощью свой престиж в глазах сверстников. Основное по объему место в жизни подростка занимает учебная деятельность, ибо подросток в современных условиях – всегда школьник, но эта деятельность, сохраняя актуальность и значение, уже не является ведущей в подростковом возрасте: по психологической роли она лишь одна из форм.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (16–17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни. Основное психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания. Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественноориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно-профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением внутренней позиции старшеклассника (осознание своего "Я" в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.

Наконец, у взрослого человека ведущей деятельностью может становиться деятельность из довольно широкого набора: у одних это будет трудовая деятельность, у других – возможно, семейная, у третьих – "нетрудовая".

  • Леонтьев, А. Н. Проблема развития психики. – М., 1972. – С. 312.
  • См.: Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности. – М., 2005. – С. 63.
  • См.: Эльконин, Д. В. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4.