Презентация на тему " синтаксис и пунктуация сложного предложения". На месте каких цифр должны быть поставлены запятые? Подумайте, актуальны ли для вас, выпускников школы, эти строки

09.10.2016 - 17:24

Вариант 1

Его не страшили нехоженые тропы () и не пугала встреча с дикими животными.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запя-тую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго терпеливо учил его основам писательского мастерства.

3) С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актёры и художники.

4) В саду росли пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя-тые?

Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты

2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты

3) 1,3,4 — выделяются два причастных оборота

4) 1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложениях должны стоять запятые?

Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была (1) в сущности (2) беспощадной схваткой с глупостью и подлостью. Многие писатели вам ничего не расскажут (3) о сущности (4) творческого процесса, как, очевидно, не сможет рассказать птица, как она поет.

1) 1,2,4 2) 1 3)1,2 4)1,2,3,4

5 Укажите предложение, в котором нет тире. (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Все вещи диваны, столы и стулья были сделаны из светлого дерева, блестели от времени и пахли кипарисом.

2) Так впервые я убедился в том, что главное для писателя это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи тем самым выразить своё время и свой народ,

3) Почему я не замечал этот родной пейзаж раньше? спрашивал я себя.

4) Я бродил в своих воспоминаниях по лесам, потом по берегам Невы или по голубым от льна холмам суровой псковской земли

6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

По Каме около устья тянулись такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предло-жения.

2) Третья часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первых двух частях.

3) Третья часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в предыдущих частях.

4) Третья часть сложного предложения указывает на основе, причину того, о чем говорится в предыдущих частях.

7. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении?

Поля (1) вдоль которых мы проезжали (2) когда возвращались домой (3) уже покрылись изумрудной зеленью.

1) 1,2,3 2)2 3)2.3 4) 1,2

8. В какой варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

В одном из своих писем Куприн писал о том (I) что (2) когда он вышел из полка (3) самое тяжёлое было то (4) что у него не было никаких знаний — ни научных, ни житейских.

1) 1,2,3,4 2) 1,3,4 3) 1,4 4) 1,2,4

9. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нель-зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Море, которое бушевало всю ночь, утром было уже безмятежным и спокойным.

2) Горничная была сирота, которая, спасаясь от голодной смерти, должна была поступить в услужение.

3) Небо всё было в звёздах, которые излучали ровный тихий свет.

4) Весёлый вечер, который начался без нас, был в самом разгаре.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.

2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3) в музеях хранится множество уникальных документов.

4) архивы играют огромную роль.

(По В. Ткаченко)

11 класс

Вариант 2

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

В лесу только иволги кричат () да кукушки наперебой отсчиты-вают кому-то непрожитые годы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая нуж-на.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая не нужна.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Зна-ки препинания не расставлены.)

1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнём то сжима-лась в непроглядную тьму.

2) Я незаметно ушёл и долго старался не думать об Анфисе и маль-чике.

3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и ге-роическим звучанием и выразить живописно и точно.

4) Эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драго-ценных камней и вызывают у нас чувство таинственности и необъ-яснимой красоты.

3. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя-тые?
Отдельные камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3 — выделяется причастный оборот

2) 1,2,3 — выделяются два причастных оборота

3) 4 — выделяется деепричастный оборот

4) 1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный обороты

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Снег падал медленно и очень важно, и хлопья его были такие большие, что (1) казалось (2) будто с неба слетают на город легкие белые цветы. Удивительная и (3) как мне показалось (4) душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

1)1,2 2)3,4 3)2,3,4 4) 2,4

5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья.

2) На выставке была представлена не только живопись, но и графика.

3) Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.

4) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.

6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

Я не был уверен (1) хватит ли у меня сил добраться до вершины горы (2) и подойдет ли к тому времени отряд (3) и собирался уже повернуть назад.

1) 1,3 2) 1 3) 1,2 4)3

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко-торых в предложении должны стоять запятые?

Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно ис-числить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описа-ние их было бы бесконечно.

1)1,4 2)2,3,4,5 3)1,3,4 4)1,2,4,5

9. 1. В каком сложноподчинённом предложении придаточную часть нель-зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Помню, я открыл книгу, стоя около киоска, где я её купил.

2) У нас были и есть писатели, которые сумели ввести науку в свои повести и романы как необходимейшее качество прозы.

3) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.

4) Рассказы Грина пьянили, как душистый воздух, который сбивает нас с ног после чада душных городов.

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

1) лицо его выражало полное разочарование.

2) мне показалось странным это молчание.

3) она попросила впредь предупреждать о приезде.

4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

11. Спишите текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

Калеча кр..соту пр..роды мы и себя самих и своих п..томков обкрад..ваем. Если бы всегда все и каждый относились к пр..роде вн..мательно и серьёзно с пон..манием её места и значения в нашей жизни мы бы может многого горя изб..жали.

Сколько как п..думаешь тв..рит..ся на земле зла из-за ч..л..веческой глупости и бе..памятства! Кто к пр..меру п..ручит..ся что всплеск жестокости накипь зла в иной пустой (не) зрячей душ..нке (не) начались с бе..смысле..о разорё..ого птич..его гнезда или безобраз..ого к..стрища в лесу осквернившего его царстве..ую красу?

Всё в этом мире теснейше взаимосвяза..о обижа..ш.. безответную пр..роду а губ..ш.. свою бе..смертную душу...

(По В. Ткаченко)

Ответы

Вариант 1

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

/Русский язык. Урок-практикум. 10 класс/

Цели:

Образовательные :

    учить применять ранее изученные пунктуационные правила;

    учить анализировать предложенный текст.

Развивающие:

    развивать умение вдумчиво расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, аргументировать свои ответы;

    развивать память, речевую активность учащихся;

    создавать презентации на заданную тему;

    высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

    прививать интерес к родному языку, развивать желание изучать родное слово;

    на примере текста учить понимать и оценивать человеческие поступки.

Задачи: повторить правила, регламентирующие правописание и постановку знаков препинания; продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование урока:

Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - М.: Просвещение.

    Компьютер

    Экран, мультимедийный проектор

    Тестовые задания на распечатанных листах. Работа с текстом.

Ход урока

I. Графический диктант.

Составьте схемы данных предложений.

1. Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми.

2. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности.

3. Поступок выражает позицию человека, его отношение к жизни.

II. Обобщение знаний по теме «Сложное предложение».

Фронтальный опрос – беседа.

1. Расскажите об особенностях строения сложного предложения. (Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение нескольких грамматических основ, аналогичных простому предложению.)

2. Какие типы сложных предложений вы знаете? (Части сложного предложения соединены посредством интонации, а также интонации и союзов (союзных слов). На этой основе сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. Союзные предложения, в зависимости от типа союзов и внутренних взаимоотношений между частями, делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.)

3. Какими признаками обладает сложносочинённое предложение? (Сложносочинённое предложение – сложное предложение, части которого равноправны, независимы друг от друга и соединены при помощи сочинительных союзов.)

4. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении для разделения частей? (В сложносочинённом предложении для разделения частей применяются запятая, точка с запятой, тире.) Назовите условия постановки этих знаков.

5. Какими признаками обладает сложноподчинённое предложение? (Сложноподчинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами (союзными словами), а также одна часть подчинена другой.)

6. Какие типы придаточных вы знаете? (Определительные придаточные, изъяснительные придаточные, определительные придаточные.)

7. Какими знаками препинания может отделяться придаточная часть от главной? (Придаточная часть от главной может быть отделена запятой, при помощи двоеточия, тире.)

8. Какие знаки разделяют части бессоюзного предложения? (Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятой, точкой с запятой, двоеточием.)

III. Составление схемы классификации видов сложных предложений.

VI. Выборочный диктант.

Заполните таблицу, указывая номер предложения (знаки препинания не расставлены).

1. Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать но насущной необходимостью . (А. И. Куприн)

2. Язык которым Российская держава великой части света повелевает по его могуществу имеет природное изобилие красоту и сил, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сомнения чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов

4. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

В. Солоухин

5. Уже я с трудом различал отдельные предметы поле неясно белело вокруг за ним с каждым мгновеньем надвигаясь громадными клубами вздымался угрюмый мрак.

И. Тургенев

6. Вдруг вспыхнула близко молния и осветила застывшие на миг столбы валуны полегшие травы и низкие лохматые тучки.

7. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

8. Несмотря на тёплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

М. Пришвин

Виды предложений

Сложносочинённые

Сложноподчинённые

Бессоюзные

V. Анализ предложений.

1. Сравнить схемы двух предложений. Привести примеры предложений, соответствующих данным схемам.

2. Дать характеристику предложения (без его предварительной записи). Составить схему.

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

3. Дать характеристику предложеня, составить его схему. Перестройте его дважды таким образом, чтобы изменилась его характеристика. Дайте общую характеристику получившимся предложениям.

Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

(В.Шукшин).

А) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, переданный нам нашими дедами и отцами.

(Простое, осложнённое).

Б) Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте

великий русский язык, который передан нам нашими дедами и отцами.

(Сложноподчинённое с придаточным определительным)

4. Из двух простых предложений (Гроза надвигалась. Огромная лиловая туча медленно выплывала из-за леса.) составить сложносочинённое. Записать полученное предложение, добавив в первую его часть определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого существительного; во вторую – обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Объяснить графически пунктуацию предложения. (Например: Гроза, грохочущая вдали, надвигалась, и огромная лиловая туча, набирая силу, медленно выплывала из-за леса.)

V I . Подведение итогов.

Тест № 1

1.1. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Через низкие ворота города мы вошли в поле (1) и (2) пройдя шагов сто вдоль каменной ограды (3) остановились перед узенькой калиткой .

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.2. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Я поскакал (1) сломя голову (2) и застал отца в живых (3) но уже при последнем издыхании .

1) 1, 2, 3;
2) 1, 3;
3) 2, 3;
4) 3.

1.3. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Мы вместе с Гагиным переправлялись через Рейн (1) и (2) проходя мимо любимого моего ясеня со статуйкой мадонны (3) присели на скамью .

1) 1, 2, 3;
2) 1;
3) 2, 3;
4) 1, 3.

1.4. На месте каких цифр должны быть поставлены запятые?

Плюшкин (1) севши в кресло (2) и (3) взявши в руки перо (4) долго еще ворочал на все стороны четверку .

1) 1, 2, 3, 4;
2) 1, 3, 4;
3) 1, 4;
4) 2.

ОТВЕТЫ на тест № 1:

1.1 – 3,
1.2 – 4,
1.3 – 3,
1.4 – 3,

Домашнее задание.

Синтаксис простого и сложного предложения.

Пунктуация простого осложнённого и сложного предложения.

Словосочетание.

Повторите следующие темы.

1.Словосочетание. Виды словосочетаний.

2. Способы связи слов в словосочетании

согласование

управление

примыкание.

3. Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

1. Чем отличается словосочетание от слова и предложения?

2. Из каких компонентов состоит словосочетание?

3. Как связаны данные компоненты?

6. Укажите именное словосочетание.

1) писать мелом 2) туфли из замши 3) обучать грамоте 4) хорошо дома

7. Среди данных предложений найдите односоставное.

1) Льёт дождь. 2) Что же мы предпримем? 3) Мне нездоровится. 4) Мороз разукрасил окна.

8. Определите тип предложения: Из-за морозов прогулки не было.

1) определённо-личное 2) неопределённо-личное 3) безличное 4) обобщённо-личное

9. Укажите пример, в котором есть неполное предложение.

2) Папа читал газету, а сын – журнал. 3) Сыро, прохладно, свежо.

4) Пахнет дымком. Где-то жгут листву.

10. Укажите номер предложения, в состав которого входит безличное предложение.

1) Он приехал туда, где провёл своё детство. 2) Вечерело, с полей веяло тёплой сыростью.

3) Базаров привёз с собой микроскоп и целыми днями с ним возился.

4) Вдохновение – это состояние душевного подъёма и в то же время строгое рабочее состояние.

11. Какое предложение соответствует характеристике: простое, повествовательное, невосклицательное, односоставное, безличное.

1) Во дворе лепят снеговика. 2) Что-то мне нездоровиться.

3) На краю поля – лес. 4) Мягкий серебристый свет струился сквозь шторы.

Осложнённое простое предложение.

Повторите следующие темы.

1.Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающем слове.

2. Обособленные члены предложения: обособленные определения, обособленные приложения, обособленные дополнения, обособленные обстоятельства. Уточнение, пояснение, присоединение. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

3. Вводные слова и предложения, вставные конструкции. Обращение. Знаки препинания при конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения.

Найдите ответы на следующие вопросы.

1. Какими союзами могут соединяться однородные члены предложения?

2. Какой оборот называется обособленным?

3.Какие слова и конструкции грамматически не связаны с предложением?

1. Объясните знаки препинания.

Иван Сергеевич Тургенев – один из талантливейших писателей-романистов, классиков русской литературы . Родился он в городе Орле, славящемся своими живописными окрестностями.

Отец Тургенева до женитьбы был полковником-керасиром. Женился он на немолодой, некрасивой, но очень богатой помещице Варваре Николаевне Лутовиновой по расчёту. Когда Тургеневы поселились в имении, помещик-самодур дал волю своему крутому необузданному нраву. Много горя и тяжких переживаний доставил он окружающим: и жене, и детям, и крепостной дворне.

Мать Ивана Сергеевича, женщина грубая и властная, едва ли многим уступала своему мужу в жестокости и вспыльчивости. Постоянные окрики, наказания розгами, надругательства над крепостной прислугой – вот что неоднократно приходилось наблюдать будущему писателю в детстве.

Домашнее воспитание детей шло исключительно под руководством гувернёров-иностранцев: французов, немцев, швейцарцев. Всё русское, по помещичьему обычаю, с презрением изгоняли, считая такое воспитанием для кого из детей не подходящим. К счастью, один крепостной (память о нём всегда будет жить в истории литературы) сумел вовремя внушить мальчику любовь к русским писателям. Сам начётчик, он говорил Тургеневу: «Разве можно, милый Ваня, на каком-нибудь языке писать так сильно, как пишут на русском Державин и Херасков?»

Дальнейшее образование Тургенев получил сначала в пансионе, потом в университете. Увлекался он преимущественно гуманитарными науками : историей и философией, древними языками и литературой. В Берлине Тургенев близко сошёлся с виднейшими представителями русской общественной мысли того времени: Грановским, Бакуниным, Станкевичем – и под их влиянием стал западником. Течение это, как известно, противопоставляло себя славянофильству, или славянолюбству, и было более либеральным, а следовательно, более свободным от крайностей крепостничества.

2. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор двух предложений.

1) Сбросив котомку с плеч Лёнька положил на неё голову и немного посмотрев в небо сквозь листву над его лицом крепко заснул укрытый от взглядов тенью плетня. 2) Мы вставали в пять часов утра не успев ещё выспаться и тупые и равнодушные в шесть садились за стол делать крендели из теста. 3) Сотни снарядов и мин со свистом и воем вспарывая воздух летели из-за высот рвались возле самых окопов вздымая брызжущие осколками чёрные фонтаны земли и дыма вдоль и поперёк перепахивая и без того сплошь усеянную воронками извилистую линию обороны. 4) Старинные туристические справочники или как их называли путеводители усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле. 5) Возвратясь он велел подавать свою карету и несмотря на усиленные просьбы Кириллы Петровича остаться ночевать уехал тотчас после чаю.

6) Это был посёлок за городом на голом без деревца без кустика низком месте.

3. Подумайте, где должны стоять знаки препинания в схемах к предложениям с однородными членами.

1) или O или O или 2) O но O 3) и O и O и O и O 4) O O O или O

5) © : O O O и O 6) и O и O и O - © 7) O а именно O O O и O

Сложное предложение.

Повторите следующие темы.

1.Типы сложных предложений: союзные и бессоюзные сложные предложения.

2. Союзные предложения: сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

3. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

4. Сложноподчинённое предложение: типы придаточных (придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Виды обстоятельственных придаточных. Сложносочинённое предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

5. Бессоюзное предложение. Смысловые отношения между простыми в бессоюзном предложении. Выбор знака в бессоюзном предложении.

6. Сложные предложения с разными видами связи. Пунктуация в таких предложениях.

7. Прямая и косвенная речь. Диалог. Знаки препинания в предложении с прямой речью и при диалоге.

Найдите ответы на следующие вопросы.

1. Чем отличается сложное предложение от простого?

2. Что является средством связи простых предложений в сложных союзных и в бессоюзном предложениях?

3. Чем отличаются между собой сложносочинённые и сложноподчинённые предложения?

4. Каковы различия подчинительных союзов и союзных слов?

5. По какому признаку делятся придаточные предложения на придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные? Что общего между классификацией придаточных предложений и классификацией второстепенных членов предложения?

Выполните следующие упражнения.

1. Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных предложений в сложноподчинённых предложениях.

1) Слышно было как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха и трещал один дальний кузнечик не дождавшись темноты. 2) Покуда русский я душою забуду ль о счастливом дне когда приятельской рукою пожал Давыдов руку мне. 3) На чистых прудах находилась наша библиотека наш тир наш клубе без стен где решались наши пионерские дела и наш райвоенкомат откуда в сорок первом мы уходили на войну. 4) Лёлька так увлеклась работой что не замечает как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. 5) За чаем матушка сказала что ночью был сильный мороз в сенях замёрзла вода в кадке и когда пойдут гулять то Никите надо надеть башлык. 6) В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам и я привыкла к нему так что когда он долго не приезжал мне казалось неловко жить одной и я сердилась на него и находила что он дурно поступает оставляя меня. 7) На ярмарке случилось странное происшествие всё наполнилось слухом что между возов появилась красная свитка. 8) Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагёз летит развевая гриву.

2.Выполните синтаксический разбор указанного предложения.

Поэт может быть тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам кажется, будто это чувствуют и говорят они сами.

3. Выберите цифры, на месте которых вы бы поставили знаки препинания. Дополнительно обозначьте цифры, соответствующие а) двоеточию, б) тире.

Сколько не езжу я по нашим степям(1) как ни темны бывают иногда безлунные ночи(2) мне ни разу ещё не доводилось сбиться с дороги(3) и испытать положение (4) заблудившегося человека(5) но зото я испытал другое несчастье(6) меня застиг в степи буран(7) и я познакомился со всеми его ужасами.

Но ничего (8) ужаснее этого степного страшилища(9) от которого не всякий может уйти невредимым(10) так как он душит всё(11) что ни попадётся ему на пути. Сердце падает у самого неробкого человека(12) привыкшего ко всяким невзгодам(13) кровь невольно (14) останавливается в жилах(14) и не мороз(15) а страх вызывает такое состояние(16) потому(17) что стужа во время буранов никогда не бывает очень велика.

В самом деле(18) как ни смел путник(19) а страшно ему становится(20)когда начинает неистовствовать(21)рассвирепевший(22)неудержимый ветер(23)когда снег слепит глаза(24)когда всё кругом на необъятном просторе оденется белым мраком(25) сквозь который ничего не видно(26)и(27)когда нет дороги ни вперёд(28)ни назад(29)потому(30)что всё занесено снежной порошей. А кругом ничего(31) ни души(32) ни звука человеческого голоса.

4. Определите, к какому типу сложных предложений относится каждая из схем. Выполните задание на сопоставление.

1) , . 2) ,и . 3) , (, и : . 5) , (), и .

6) - , (), ().

а) сложносочинённое предложение б) сложноподчинённое предложение

в) сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью

г) бессоюзное сложное предложение д) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью ж) сложное с подчинительной и сочинительной связью.

Выполните ряд тестовых заданий.

1. На месте каких цифр должны в предложении стоять запятые?

Писарев(1) написавший свою знаменитую статью о Пушкине(2) выражал(3) взгляд известной части русского народа.

1) 1,2,3,2 4) 2,3

2. Укажите предложение без пунктуационной ошибки.

1) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь – можно назвать геологическими деятелями.

2) Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

3) Все явления природы: солнечное тепло, ветер, дождь можно назвать геологическими деятелями.

4) Все явления природы – солнечное тепло, ветер, дождь – можно назвать геологическими деятелями.

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Мальчики схватились за руки(1) и (2) поминутно спотыкаясь(3) и (4) набивая себе синяки(5) бросились бежать под защиту огромного дуба(6) стоявшего на берегу.

1) 2,3,5 2) 1,2,5, 3) 2,3,4,5 4) 2,5,6

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то Тургенева.

2) Вся мебель: диваны, столы, стулья – была сделана из красного дерева.

3) В наших лесах встречаются и лоси, и олени.

4) Мальчики обычно мечтают стать лётчиками, или моряками.

5, На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Откуда-то из-за Волги нашли тучи(1) и (2) хотя они не предвещали ничего хорошего(3) путники всё же двинулись дальше.

1) 2,3 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4

Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3)не сразу понял (4) кто звонит (5) и зачем. 1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)1,3,5 4)2,3

6. В каком предложении не ставится тире?(Знаки препинания не расставлены.)

1) В траве в кустах кизила и дикого шиповника в виноградниках и деревьях повсюду заливались цикады.

2) Стало светать можно было рассмотреть отдельные предметы.

3) Молодость как песня жаворонка на заре.

4) Моё сказал Евгений грозно.

7. Выполните упражнение на соотношение. (Знаки препинания не расставлены.)

2) Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне тело и щёки.

А) Предложение простое с однородными членами, соединёнными попарно, запятая перед союзом И не ставится.

Б) Предложение сложносочинённое с парами однородных членов, запятая ставится только перед вторым И, соединяющим два самостоятельных предложения.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Способы подчинения зависимого слова главному: согласование, управление, примыкание.

Предложение как единица речевого общения. Типы предложений. Выразительные возможности синтаксиса: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция.

Синтаксис - основа русской пунктуации. Пунктуация как совокупность правил об употреблении знаков препинания.

Должны знать : основные единицы синтаксиса, главные и второстепенные члены предложения, типы предложений, употребление знаков препинания.

Должны уметь : различать предложения, обособляемые обороты, прямую речь, цитаты, пользоваться синтаксическими средствами при создании собственных текстов.

Практические упражнения

Синтаксический разбор, стилистический анализ синтаксических структур в тексте, синтаксические ошибки и их исправление.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Кроме морфологии, в грамматику русского языка входит синтаксис . Синтаксис изучает правила построения и отдельные разновидности словосочетаний и предложений.

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически: студенческое собрание, статья по менеджменту, человек среднего роста, читать вслух.

Другой основной синтаксической единицей является предложение.

Предложение - наименьшая частица речевого общения, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово) и выражающая интонационно завершённое сообщение, вопрос или побуждение: Наступил вечер. Тишина. От реки повеяло прохладой.

В предложении различаются два основных типа синтаксической связи - сочинение и подчинение .

При сочинении в связь вступают р а в н о п р а в н ы е, независимые друг от друга элементы (члены предложения): книга и тетрадь лежат на столе; читаю книги, газеты, журналы.

При подчинении в связь вступают н е р а в н о п р а в н ы е члены предложения (один зависит от другого): читать книгу, совет друга, последние минуты.

Подчинение имеет три разновидности синтаксических связей: согласование, управление и примыкание.

Согласование - это такая подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: темной ночью (согласование в роде, числе, падеже), отметки выставлены (согласование в числе).

При согласовании главным словом бывает имя существительное и другие слова с предметным значением, а зависимым словом - прилагательное, местоимение, порядковое числительное, причастие.

Управление - это такая подчинительная связь, при которой главное слово "управляет" падежной формой зависимого, т.е. "требует" постановки зависимого в определенный падеж: читать (что?) письмо, способный (к чему?) к рисованию, писать (чем?) пером, посоветовал (кому?) брату.

При управлении главным словом чаще всего является глагол, а в роли зависимого - существительное: посадил цветы, отодвинул рукой, нарушил тишину.

Управление может быть беспредложным (сеять рожь, помогать бедным) и предложным (помогать в беде, любовь к родине).

Примыкание - это подчинительная связь, при которой зависимость одного слова от другого передается порядком слов и интонацией подчинения. При примыкании главным словом обычно бывает глагол, а зависимым - неизменяемые слова или формы слов: наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, сравнительная степень прилагательного: приехать издалека (наречие примыкает к глаголу), приказ наступать (неопределенная форма глагола примыкает к существительному), говорить улыбаясь (деепричастие примыкает к глаголу).

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные . Каждое из этих предложений может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

По структурным особенностям выделяются предложения:

- односоставные (имеют один главный член: Смеркается. Тишина) и двусоставные (имеют два главных члена: подлежащее и сказуемое: Теплая ночь опустилась на землю);

- нераспространенные (имеют только главные члены: Зажглись звезды, Взошла луна. ) и распространенные (кроме главных членов, имеют и второстепенные: На небе зажглись яркие звезды. В середине ночи взошла желтая луна );

- полные (налицо все необходимые члены данного предложения) и неполные (устранение из предложения какого-либо члена без ущерба для структуры: Солдат стрелял из карабина (полное). Офицер - из пистолета (неполное).

Простые (имеют один грамматический состав; Утро было свежее и прекрасное. Прошло несколько лет) и сложные (состоят из нескольких частей, каждая из которых является предложением: Становилось жарко, и я поспешил домой. Когда мы вернулись, было уже темно).

В синтаксисе заключены большие стилистические возможности. Богатая синонимия словосочетаний, типы простого предложения, различные варианты связей слов в предложении, параллельные синтаксические конструкции - всё это условия для широкого выбора языковых средств.

Экспрессивную роль играет повторение одинаковых слов, перерыв речи, вызванный внутренним состоянием говорящего, всевозможные вставные конструкции, периодическая речь. Помимо всего этого, для усиления образности и выразительности речи используются особые синтаксические построения - стилистические фигуры: инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др.,

Инверсия - это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок для усиления выразительности речи.

Не всякий обратный порядок слов является инверсией: о ней можно говорить только тогда, когда с ее использованием ставятся стилистические задачи - повышение экспрессивности речи. Инверсия усиливает смысловую нагрузку и переводит высказывание из нейтрального плана в план экспрессивно - эмоциональный: Вывели лошадей. Не понравились они мне (Тург.); Ведь он друг был мне (Л.Толст); Руку мне подач на прощанье (Чех).

Многосоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном использовании повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения, что усиливает выразительность речи: Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Кор.).

Бессоюзие - стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями: Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магнаты, люди, балконы, львы на воротах...(Пушк.).

Парцелляции - экспрессивный синтаксический приём, когда предложение интонационно делится па самостоятельные оттенки, графически выделенные как самостоятельные предложения: И снова. Гулливер. Стоит. Ссутулясь (Антокольский).

Прием парцелляции может с успехом применяться в рекламе.

Правильное оформление письменной речи связано с умением показывать графическими средствами деление её на предложения, а предложения - на части.

Собрание правил постановки знаков препинания называется пунктуацией . Пунктуация в русском языке строится в основном на синтаксической основе. Существует прямая связь пунктуационных правил с синтаксисом.

В русской пунктуации употребляются десять знаков: точка, точки с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки .

Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две занятые, два тире, скобки, кавычки).

ОБЗОР УПОТРЕБЛЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

1. Точка ставится:

В конце повествовательного предложения;

В конце побудительного предложения при спокойном тоне речи.

2. Восклицательный знак ставится:

В конце восклицательного предложения;

После обращений;

После междометий.

3. Вопросительный знак ставится: в конце вопросительного предложения.

4. Многоточие ставится:

При незаконченных высказываниях, при перерывах в речи;

В цитатах для указания на то, что цитата приводится не полностью.

5. Запятая ставится:

Между однородными членами предложения;

При обособлении второстепенных членов;

При обращении;

При вводных словах и предложениях;

При словах-предложениях, при вопросительно-восклицательных словах;

В сложносочиненных предложениях;

В сложноподчиненных предложениях;

При прямой речи.

6. Точка с запятой ставится:

Между распространенными однородными членами;

Между распространенными однородными придаточными предложениями;

В бессоюзных сложных предложениях.

7. Двоеточие ставится:

При однородных членах предложения после обобщающего слова;

В бессоюзных сложных предложениях;

При прямой речи;

При цитатах.

8. Тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым;

При однородных членах предложения перед обобщающим словом;

При обособленных приложениях;

При вводных предложениях;

В бессоюзных сложных предложениях;

При прямой речи;

При диалоге.

9. Скобки ставятся:

При вводных предложениях.

10. Кавычки ставятся:

При прямой речи;