Расчет резерва по сомнительным долгам. Резерв по сомнительным долгам

Резервный запас по просроченным выплатам позволяет уменьшить сумму налога на не полученную прибыль. Ведь непогашенный долг образуется в результате того, что партнер не оплатил отгруженный товар или оказанные услуги в договорные сроки, и это сумма, ничем не обеспечена: залогом, банковской гарантией или поручительством.

Не оплачивать лишние расходы по налогообложению неполученной прибыли дает возможность только созданный резервный запас по просроченным выплатам.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Сумма прибыли, в которой отсутствуют образовавшиеся неоплаченные доходы на дату бухгалтерского отчета, является полученным реальным доходом предприятия. С него и нужно рассчитать размер, и уплачивать налог.

Отличия бухгалтерского РПСД от налогового

Особенно хочется акцентировать внимание на том, что создание РПСД – это обязанность предприятия согласно п. 70 ПБУ в РФ №34н. НК РФ, в отличие от ПБУ РФ, не обязывает, а дает право предпринимателю на создание такого запасного счета. Жизненный опыт показывает, что предпринимателю лучше организовать такой РПСД, чтобы не возникало проблем с законным налогообложением дохода организации.

Многие предприятия и сами создают такой РПСД, учитывая, что он может быть включен в налоговые расходы. Ниже более подробно описано, как создать и использовать резервный запас по просроченным выплатам в БУ и НУ производителей.

Создание РПСД

Условия создания резервного запаса по просроченным выплатам необходимо учитывать согласно правилам, описанных в ст. 266 и 313 НК РФ.

Создавать РСД имеют право только те налогоплательщики, кто методом начисления учитывают доходы и расходы для расчета налога. Если организация использует кассовую методику расчета прибыли, РСД не создают.

В резервный запас могут входить только неоплаченные задолженности дебиторов. Это отсутствие полученных денег за товары, выполненные работы, оказанные услуги, которые в течение неопределенного времени могут быть возвращены или за них будут получены деньги.

При создании РПСД не берется во внимание подтверждение существования такой задолженности от контрагента. Отсутствие акта сверки не является нарушением создания резервного запаса по просроченным выплатам. Можно создавать его, даже имея взаимозависимые долги с контрагентом.

Для налогообложения не являются сомнительными долгами следующие платежные обстоятельства:

  • если оплачена предоплата, но товар не получен;
  • неоплаченный штраф за нарушение договорных обязательств;
  • долг по договору коммерческого кредитования;
  • долг по договору займа и уступки права требования;

Что касается невыполненных платежных обязательств по лизинговым и арендным соглашениям, то резервный запас по просроченным выплатам можно создать только при условии, что основной уставной вид оказываемых услуг заключается в предоставлении аренды имущества предприятия и оказывается регулярно.

Сроки создания РСД

Налоговый кодекс не указывает в какой именно отчетный период предприятие может создать РСД без указания об его учете.

Поэтому, все, что касается сроков, когда можно создавать РСД мнение чиновников и судей вызывает разногласие. По мнению судебных инстанций, резервный запас по просроченным выплатам можно создавать в любое время, в конце отчетного периода, даже в четвертом квартале на день составления бухгалтерского отчета.

При этом не играет роли ранее он не был утвержден в проведении бухгалтерского учета предприятия.

Поэтому судами признается создание РПСД в любое время и его использование без утверждения в политике БУ своего предприятия.

Чиновники отстаивают свое утверждение, что РПСД обязательно включают в учетную политику налогообложения. Только внесение изменения в учетную политику даст возможность сформировать его с нового отчетного года.

Для внесения изменений с целью основания РПСД руководителю необходимо утвердить соответствующий приказ.

Проводки для БУ

Зарезервированные запасы по таким долговым обязательствам контрагентов в БУ и НУ необходимо вести по разным критериям. Для этого они формируются по разным методам расчета затрат по просроченным долговым обязательствам контрагентов.

Бухгалтерский учет предполагает самостоятельное установление порядка расчета резервного запаса по просроченным выплатам.

В Правилах бухгалтерского учета говориться, что его сумма по неоплаченным деньгам формируется одним из способов:

  • долг контрагентов определяет сумму денежных затрат, которая не будет оплачена подлежит включению в запас задерживаемых долгов на основе расчета прошлых периодов;
  • определяется удельный вес непогашенной суммы долга за просроченные прошедшие года;
  • каждая сумма рассчитывается пропорционально просроченному времени;

В приказе об учетной политике указывается вид расчета, выбранный для учета РПСД.

При выборе использования экспертной оценки указывают четко, по каким критериям вносить зависшие суммы в резерв. В двух последних способах определения неоплаченных сумм нужно обязательно установить процентные значения согласно периодам, пропущенных для оплаты сроков.

Чтобы в отчете показать РПСД в «красивом виде», то необходимо чтобы его сумма была сведена к минимуму. В этом случае и законные обязанности будут выполнены и инвестиционные компании не будут затронуты.

В БУ суммы запаса отражают в статье 63 «РПСД» по каждому контрагенту, имеющему просроченное долговое обязательство. В ст. 91 «Прочих затратах» показывают отчисления в запас по неоплаченным деньгам.

То же самое необходимо выполнить при использовании методов расчетов в НУ.

Налоговые проводки

Налоговые проводки по РСД описаны в статье 266 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщики могут проводить отчисления по любым задолженностям за основную деятельность, Исключение составляют проценты по кредитным обязательствам. Создание РСД возможно только после проведения инвентаризации денежных затрат на конец отчетного периода. Проводить инвентаризацию необходимо после возникновения налоговых обязательств.

В учетной политике показывают создание запаса, либо отказ от него. Руководителю сделать это необходимо пред началом нового отчетного года. Инвентаризация проводится с целью определения сроков задолженности.

Основываясь на полученных расчетах, предприятие определяет сумму неоплаченного долга, а затем заносит ее в безнадежную или сомнительную. Если должник ликвидирован, то сумму списывают за счет РПСД. Невозвратные средства просто включают в резерв.

Средства этого фонда могут быть использованы только в случае покрытия затрат от возникших сумм плохих должников.

Возникнуть сомнительный долг для резервного запаса по просроченным выплатам в НУ может при четко указанных обстоятельствах. Это должно быть связано только с теми обстоятельствами, когда контрагент в срок не перечислил деньги для оплаты товара или оказанных ему услуг. И эти суммы не обеспечены никакими долговыми поручительствами, залогами или банковскими гарантиями.

Если налогоплательщик осуществляет оплату налогов на прибыль в авансовом виде, то выполняется расчет запаса в конце каждого месячного периода. Другие налоги можно рассчитывать на конец квартала в течение всего года.

Период просрочки является определяющим фактором для отчисления размера сомнительного долгового обязательства в резервный запас по задержанным долгам.

Процентные отчисления зависят от срока, когда возникли долговые обязательства у контрагента и размера неоплаченной суммы:

  • более 90 календарных дней в резерв заносят 100% сумму должника;
  • от 45 до 90 (включая последнюю) -50%;
  • меньше 45 дней не заносят в резерв;

Налогоплательщик не должен создавать резервный запас по просроченным выплатам более 10% от размера суммы выручки за весь период неоплаты. В размер выручки не следует включать НДС.

Списание долга после истечения искового срока давности проводиться в период, когда истекло время подачи заявления в суд на возврат задолженности, а не по окончании инвентаризации.

Можно создавать сумму РСД меньше 10% выручки отчетного налогового периода. Это может быть очень важно в той ситуации, когда отчисления резервных сумм по общему правилу приведут к убыткам или получению нулевой прибыли (Примером может быть большая выручка с низким доходом). Норматив обязательно отражают в учетной политике по налогообложению.

Учет РСД (списание, начисление, восстановление)

  1. Суммы РСД при создании показывают по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «РСД».
  2. Списание долгового обязательства контрагента, ранее занесенного в РПСД по неоплаченным деньгам, проводят по счетам так: показывают в дебете счета 63 «РПСД» в корреспонденции со счетом 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» или счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  3. Безнадежно зависшее долговое обязательство списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», если оно превышает размер запаса.
  4. Списанный размер зависшего долга вносят на забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Это сумма, которая была утрачена из-за окончания срока исковой давности. На протяжении пятилетия она наблюдается при возможности возникновения востребования ее с должника, если вдруг измениться его финансовое положение.
  5. В случае погашения долга, из суммы запаса его необходимо восстановить. Для этого в БУ оплаченная сумма отражается по дебету счета 63 «РСД» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие расходы».

Резервы по сомнительным долгам. Расчет и учет

Разберемся, как формировать и использовать резервы по сомнительным долгам. Расчет и учет рассмотрим на примерах. Резервы нужны для равномерного учета расходов от списания безнадежных долгов.

Налоговые резервы по сомнительным долгам: расчет и учет

В налоговом учете резерв могут создавать только те организации, которые определяют доходы и расходы по методу начисления (подп. 7 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Положение о порядке формирования резерва, по мнению финансистов, необходимо включить в учетную политику (письмо Минфина России от 21 октября 2008 г. № 03-03-06/1/594). Вместе с тем суды приходят к выводу, что не является нарушением норм налогового законодательства создание резерва без указания на это в учетной политике (постановления ФАС Северо-Западного округа от 3 июля 2008 г. № А56-12980/2007 , ФАС Уральского округа от 22 декабря 2005 г. № Ф09-5913/05-С7).

Сумма резерва

Сумму резерва определяют по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Исчисляют ее исходя из выявленной сомнительной задолженности. Ею признается любая задолженность перед организацией, возникшая в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией ().

Какую сумму задолженности можно направить в резерв , зависит того, насколько просрочен платеж (см. таблицу ниже).

Какую часть долга включать в резерв

Задолженность со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полностью. Если срок возникновения такой задолженности от 45 до 90 календарных дней, то в резерв относится 50 процентов ее суммы. Сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Максимальная сумма резерва в 2016 году не может превышать 10 процентов выручки от реализации (п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ). Берется выручка с учетом налога на добавленную стоимость. Такое мнение высказали финансисты в письме Минфина России от 11 июня 2013 г. № 03-03-06/1/21726 .

Не учитывается при его определении задолженность по предоплате, если поставщик не отгрузил товар (письма Минфина России от 8 декабря 2011 г. № 03-03-06/1/816 , от 30 июня 2011 г. № 07-02-06/115). Такой позиции придерживаются и судьи (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 августа 2007 г. № Ф04-5218/2007(36844-А67-37)).

Не учитываются при расчете резерва задолженность:

  • по договорам займа и договорам уступки права требования (письмо Минфина России от 4 августа 2009 г. № 03-03-04/3);
  • по штрафным санкциям за нарушение условий договора (письмо Минфина России от 23 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/612);
  • по договорам коммерческого кредита (письмо Минфина России от 6 мая 2011 г. № 03-03-06/1/283).

Использование резерва

Чиновники разрешают списывать за счет резерва любую задолженность, которая признана безнадежной, даже если она не участвовала в его формировании (письмо Минфина России от 17 июля 2012 г. № 03-03-06/2/78). Безнадежными признаются долги, по которым истек установленный срок исковой давности (п. 2 ст. 266 Налогового кодекса РФ).

Безнадежными также признаются долги:

  • по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации;
  • невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства;
  • в случае, когда предприятию возвращен исполнительный лист по причине невозможности установления местонахождения должника, его имущества. А также если у него нет имущества, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию этого имущества оказались безрезультатными.

Для признания долга безнадежным достаточно наличия одного из указанных выше оснований. Например, если истек срок исковой давности, не нужно ждать ликвидации должника или признания его банкротом (письмо Минфина России от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/725). Если есть несколько оснований для признания долга безнадежным, он признается таковым в периоде возникновения первого из таких оснований (письма Минфина России от 22 июня 2011 г. № 03-03-06/1/373 , от 28 марта 2008 г. № 03-03-06/4/18).

А вот если размер списываемых безнадежных долгов превысит сумму резерва, то они (в части превышения) относятся напрямую в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ. На это указывают и налоговики в письме ФНС России от 20 января 2014 г. № ГД-4-3/526@ .

Если после покрытия всех убытков от списания безнадежных долгов в счет резерва его часть осталась неиспользованной, ее можно перенести на следующий отчетный (налоговый) период (п. 5 ст. 266 Налогового кодекса РФ). При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на эту сумму. Если вновь создаваемый резерв меньше, чем перенесенная сумма, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов организации в текущем периоде.

Бухгалтерские резервы по сомнительным долгам: расчет и учет

Размер резерва по сомнительным долгам в бухучете может отличаться от его суммы в налоговом учете. Для целей бухгалтерского учета не имеет значения, каким образом и в результате чего сформировалась сомнительная дебиторская задолженность. Необходимым и достаточным основанием для признания задолженности сомнительной является выполнение двух условий (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н):

  • она просрочена или с большой степенью вероятности будет просрочена;
  • задолженность не обеспечена гарантиями.

Она не ограничивается по сумме, как в налоговом учете. Кроме того, в бухучете при определении размера резерва по сомнительным долгам принимают во внимание любую сомнительную задолженность.
А не только задолженность от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ).

В случае признания дебиторской задолженности сомнительной резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете предприятие обязано создать исходя из требования осмотрительности (п. 6 ПБУ 1/2008, п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Сумма резерва по сомнительным долгам является оценочным значением и определяется организацией самостоятельно по каждому отдельному сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 3 ПБУ 21/2008).

Платежеспособность должника

Чтобыопределить платежеспособность должника, вероятность погашения дебиторской задолженности, соберите и проанализируйте доступную информацию о деятельности и имуществе дебитора. Необходимо знать о ликвидации дебитора. Ведь тогда риски того, что договоренности будут не выполнены, могут существенно возрасти. Получить эту информацию можно, запросив выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Далее можно проанализировать финансовое положение дебитора - его операционную рентабельность, зависимость от заемных средств, ликвидность активов, объем и состав его кредиторской задолженности. Все эти показатели можно определить на основании открытых данных в бухгалтерской отчетности. То есть из Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах. Запросить отчетность можно у самого контрагента или же в территориальном отделении Росстата. И даже заказать на портале госуслуг. Подробно порядок получения отчетности из статистики прописан в Регламенте, который утвержден приказом Росстата от 20 мая 2013 г. № 183.

На основании полученных сведений примите решение о создании резерва и его величине.
Прежде чем создавать резервы, нужно соблюсти одну формальность. Закрепите в учетной политике для целей бухучета конкретные признаки неплатежеспособности дебиторов, при наличии которых будете формировать резервы по сомнительным долгам. Это следует из пунктов 6, 7 ПБУ 1/2008.

Критерии сомнительных долгов

Критерии неплатежеспообности должников нужно закрепить в учетной политике (образец - ниже).

Образец формулировки о резерве по сомнительным долгам в бухучете

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа»

ПРИКАЗ № 56
об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

30. Отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежеквартально*.

Основание: пункт 70 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 6 и 7 ПБУ 1/2008.

31. При оценке дебиторской задолженности на предмет необходимости создания резерва по сомнительным долгам учитываются следующие обстоятельства:
а) нарушение должником сроков исполнения обязательства;
б) отсутствие обеспечения долга (залогом, задатком, поручительством, банковской гарантией и т. п.);
в) возбуждение процедуры банкротства в отношении должника.

32. В зависимости от наличия обстоятельств, перечисленных в п. 31 учетной политики, резервы по сомнительным долгам создаются в следующих размерах.

В случае наличия информации, подтверждающей отсутствие возможности исполнения обязательства должником, резерв по сомнительным долгам создается в размере 100% независимо от периода просрочки и иных обстоятельств. Решение о создании резерва в таком случае утверждается руководителем.

* Другие варианты формулировок:

  • отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся ежемесячно. Основание: пункт 70 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункты 3 и 4 ПБУ 21/2008, часть 5 статьи 13 и часть 4 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ;
  • отчисления в резерв по сомнительным долгам производятся по результатам инвентаризации, осуществляемой в порядке и сроки, установленные настоящей учетной политикой. Основание: абзац 3 пункта 27, пункт 70 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункт 3.54 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, письмо Минфина от 17 июля 2008 г. № 03-03-06/2/84.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам

Оопределите объем каждой отдельной сомнительной задолженности с учетом оценки финансового состояния должника и вероятности погашения обязательств полностью или частично. Включать в резерв всю сумму сомнительного долга не обязательно.

Если контрагент вовремя не заплатил 1 000 000 руб. и у вас нет никаких гарантий, что этот долг будет погашен, резерв будет максимальным (1 000 000 руб.), если известно о начале процедуры банкротства. Сумма может быть меньше, когда известно, что дебитор ведет переговоры для реструктуризации других долгов и его платежеспособность может восстановиться. Если есть информация, что в итоге должник сможет вернуть 600 000 руб., то резерв создайте на 400 000 руб.

Проводки по резерву

Отчисления в резерв по сомнительным долгам признаются прочими расходами организации (п. 11 ПБУ 10/99). Формирование этого резерва отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).


- создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.

Контрагент может погасить задолженность, по которой ранее создали резерв, полностью или частично. Тогда восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности:

Дебет 51 (50) Кредит 62 (71, 73, 76...)
- погашена задолженность контрагента;

Дебет 63 Кредит субсчет «Прочие доходы»
- восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

Если в бухучете организация создает резерв по сомнительным долгам, то безнадежную задолженность списывайте только за счет этого источника. Списание дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам отразите проводкой:

Дебет 63 Кредит 62 (71, 73, 76...)
- списана безнадежная дебиторская задолженность за счет созданного резерва.

Использовать резерв можно только в пределах зарезервированных сумм. Если в течение года сумма расходов на списание безнадежной задолженности превысит размер созданного резерва, разницу отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При списании разницы сделайте проводку:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 62 (71, 73, 76...)
- списана безнадежная дебиторская задолженность, не покрытая резервом.

Списание безнадежного долга не является аннулированием задолженности. Поэтому в течение пяти лет с момента списания отражайте ее за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (Инструкция к плану счетов):
Дебет 007
- отражена списанная дебиторская задолженность.

В течение этого периода следите за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должника (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Пример Как формировать резервы по сомнительным долгам (расчет и учет)
ООО «Альфа» ежеквартально проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете. Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам за I квартал 2017 года составил 45 400 руб.
По результатам инвентаризации на 30 июня 2017 года в учете организации числилась:

  • сомнительная дебиторская задолженность ООО «Торговая фирма "Гермес"» - 170 700 руб. Срок погашения задолженности - 9 апреля 2017 года, срок задержки составил 82 дня;
  • безнадежная задолженность ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в размере 45 400 руб. Во II квартале задолженность «Мастера» была признана безнадежной в связи с ликвидацией организации-должника (подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ). На 30 июня 2017 года срок задержки по задолженности составлял 379 дней. Ранее сумма задолженности была полностью учтена при формировании резерва.

По результатам инвентаризации на 30 июня 2017 года бухгалтер «Альфы» включил в резерв по сомнительным долгам долг «Гермеса» в сумме 170 700 руб. Безнадежный долг «Мастера» был полностью списан за счет резерва.

В бухучете «Альфы» резерв был сформирован в размере 170 700 руб. С учетом остатка резерва на 31 марта 2017 года и списанного безнадежного долга «Мастера» дополнительная сумма расходов на формирование резерва во II квартале 2017 года составила:
45 400 руб. + 170 700 руб. - 45 400 руб. = 170 700 руб.

30 июня 2017 года бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:
Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 63
- 170 700 руб. - отражены затраты на формирование резерва по сомнительным долгам;

Дебет 63 Кредит 62
- 45 400 руб. - списана безнадежная дебиторская задолженность за счет резерва.

Если до конца года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, резерв не будет использован, то неизрасходованные суммы включите в состав прочих доходов. В бухучете сделайте проводку:
Дебет 63 Кредит 91 субсчет «Прочие доходы»
- восстановлен неизрасходованный резерв по сомнительным долгам.

Долг перед компанией, возникший в связи с реализацией товаров, либо в результате оказания работ и услуг, вероятность погашения которого очень низкая считается сомнительным. В статье расскажем про создание резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете проводки, дадим примеры расчета.

Определить является ли долг сомнительным можно:

  • в том случае, если организация – должник нарушает сроки оплаты, установленные договором;
  • если известна информация о финансовых проблемах компании – должника.

Резерв по сомнительным долгам

В качестве сомнительного долга могут признаваться как дебиторская задолженность по счетам 60, 62, 76, так и задолженность по выданному вашей компанией займу, субсчет 58-3. Если срок возникновения заложенности составляет 45-90 календарных дней, то такой долг включается в резерв в размере 50%. А 100% долга можно отнести в резерв только в том случае, если срок возникновения задолженности составил более 90 календарных дней.

С 2017 года в формировании резерва произошли некоторые изменения. Так, например, если задолженность компании носит встречный характер, то есть когда определенный дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед этим дебитором, то сомнительной признается та часть долга, которая превышает обязательство.

До 2017 года компании имели право включать в резерв всю сумму долга. В настоящее время это четко регламентируется п.1ст.266 НК РФ. При этом, нужно учитывать, что впервые применить данное нововведение компании имеют право только по итогам 1-го квартала 2017 года. А резервы 2016 используются по требованиям НК РФ в прежней редакции.

Существует ряд причин для того, чтобы создавать резерв по сомнительным долгам на предприятии. Резерв позволяет увидеть конкретные обязательства дебиторов, реальный финансовый результат в бухгалтерской отчетности, а также позволяет компаниям оценить возможные убытки, возникшие из-за долга. Поэтому, когда в компании возникают сомнительные долги обязательно нужно создать резерв всем компаниям, даже тем, которые ведут бухгалтерский учет в упрощенном виде.

Как рассчитать предельную величину резерва

До 2017 года лимит резерва составлял 10% выручки отчетного периода. В настоящее время предельно допустимая величина резерва рассчитывается следующим образом:

  • когда резерв формируется по итогам года, лимит составляет 10% от выручки этого года;
  • когда резерв формируется по итогам отчетного периода, за лимит принимается наибольшая величина: либо 10% от выручки предыдущего года, либо 10% от выручки этого периода.

Пример расчета предельной величины резерва по правилам 2017 года

  • На балансе ООО «Континент» числится дебиторская задолженность в размере 1,2млн.руб.
  • На 31.12.2016г. срок возникновения задолженности составляет 50 дней. За 1016г выручка от реализации ООО «Континент» составила 20млн.руб.
  • По итогам 2016 года сформирован резерв по сомнительным долгам 600тыс.руб.
  • Лимит резерва составляет 2млн.руб, то есть 10% от 20млн.руб. То есть величина резерва лимит не превышает.
  • На 31.12.2017г задолженность так и не погашена и в безнадежные не переведена. Срок ее возникновения уже превышает 90 дней.
  • За 1-й квартал 2017 выручка от реализации составила 5млн.руб. В резерв включили сумму в 1,2млн.руб., то есть в 100% размере.

Предельную величину определяем сравнением двух сумм: 2млн.руб. и 500тыс.руб. (10% от 5млн.руб.). Таким образом, за лимит принимаем большую величину, равную 2млн.руб., а значит сумма резерва за 1-й квартал не превышает лимит и остается равной 1,2млн.руб.

Способы создания резервов по сомнительным долгам

Каким образом в компании происходит создание резерва должно быть определено в учетной политике. Рекомендуются следующие способы:

  • Интервальный. При таком способе создания и использования резерва размер отчислений рассчитывается каждый месяц (либо каждый квартал) в процентах от суммы долга, в зависимости от длительности просрочки;
  • Экспертный. При таком способе резерв создают по каждому долгу на сумму, которая не будет погашена.
  • Статистический. При статистическом способе создания резерва, отчисления определяются исходя из данных организации за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторской задолженности конкретного вида.

В тех случаях, когда в компании применяются первый или второй способ, если тот долг под который создали резерв признан безнадежным, его списывают за счет этого резерва.

Когда суммы резерва недостаточно для списания долга, то оставшаяся его часть списывается в прочие расходы. Либо, если долг все таки гасится, то резерв восстанавливается.

Как создать резерв по сомнительным долгам

Процесс создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете состоит из нескольких этапов:

  1. Для начала нужно определить насколько должник платежеспособен. То есть собрать всю возможную информацию о должнике, провести анализ этой информации самостоятельно принять решение о платежеспособности должника.
  2. Затем нужно определить критерии неплатежеспособности и прописать их в учетной политике. Например таким образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженность, а также сумму долга».
  3. Затем непосредственно формируется резерв, руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, П.3. Читайте также статью: → « ».
  4. Формирование резерва отражается проводками.
  5. Списывается безнадежная задолженность, руководствуясь Положением по ведению бухгалтерского учета п.77
  6. Факт создания резерва оформляется приказом.

Бухгалтерские проводки по созданию резерва

Для учета резерва в Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрен 63 счет «Резервы по сомнительным долгам». Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по формированию и использованию резерва.

Хозяйственная операция Дебет Кредит
На дату формирования
Резерв по сомнительным долгам создан 91 63
На дату списания
Списан безнадежный долг за счет резерва 63 62(60,76,58-3)
На дату восстановления в части погашенного долга
Резерв восстановлен 63 91

При погашении контрагентом задолженности проводка формируется такая же, как если проводилась обычная оплата от покупателя, то есть Д50 (51) К62(76).

Пример создания резерва по сомнительному долгу

Рассмотрим как создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете на конкретном примере. В учетной политике ООО «Континент» прописано, что резервы по сомнительным долгам должны формироваться на основании данных отдела продаж, применяя экспертный способ.

Контрагент Сумма долга, млн.руб. Срок оплаты Вероятность оплаты
На конец 2-го квартала
Контрагент-1 15 20.07 100%
Контрагент-2 25 15.06 20%
Итого: 40
На конец 3-го квартала
Контрагент-1 20 20.10 100%
Контрагент-2 25 15.06
Контрагент-3 12 28.09 75%
Итого: 57
На конец года
Контрагент-1 5 15.01 100%
Контрагент-2 Долг списан
Контрагент-3 8 20.01 100%
Итого: 13

Долг Контрагента-2 признан безнадежным и списан, выглядит это так:

  • На конец 2-го квартала, ООО «Континент» создало резерв по сомнительному долгу Контрагента-2 на сумму 20млн.руб. (25х(100%-20%)).
  • В конце 3-го квартала ООО «Континент» увеличила резерв Контрагента-2 на 5млн.руб. (25х100% – 20), теперь резерв равен 25млн.руб. На эту же дату создается резерв по долгу Контрагента-3 в размере 3млн.руб.(12х(100%-75%)).
  • На конец 4-го квартала ООО «Континент» списывает долг Контрагента-2 за счет резерва. Контрагент-3 долг оплатил, соответственно по его долгу восстанавливается.
  • На конец года резервы по сомнительным долгам не создаются.

Проводки, при этом, будут выглядеть следующим образом:

На конец 2-го квартала: Д91 К63 – Резерв по сомнительному долгу Контрагента-2 создан;

На конец 3-го квартала: Д91 К63 – Резерв по сомнительному Контрагента-2 увеличен;

Сомнительный долг - это дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой вероятностью не будет погашена в установленные договором сроки и не обеспечена соответствующими гарантиями. По сомнительным долгам организация должна создавать резерв ().

Как создание резерва по сомнительным долгам отражается в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Определяем величину «сомнительного» резерва

Размер резерва нужно определять отдельно по каждому сомнительному долгу по результатам проведенной инвентаризации расчетов. Величина резерва будет зависеть от финансового состояния должника и оценки вероятности, что долг будет погашен полностью или частично (п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).

Конкретный порядок определения величины резерва устанавливается .

Для сближения бухгалтерского и налогового учета организация при создании резерва по сомнительным долгам может воспользоваться .

Бухучет резерва по сомнительным долгам

Создаваемый резерв по сомнительным долгам относится на финансовые результаты организации в составе прочих расходов, т. е. относится в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 70 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н , Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

При создании и использовании резерва по сомнительным долгам проводки будут такие.

Этот материал посвящён тому, как организациям вести учет резервов по сомнительным долгам. Так называют любые задолженности перед компанией, возвращение которых под вопросом. Если предприятие поставило контрагенту продукцию авансом, а у него возникли финансовые трудности, есть риск образования сомнительного долга. Это обязательно нужно должным образом отразить в бухгалтерской документации и создать фонд.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерии

Сомнительным называется любой долг, погашение которого под вопросом. Это очень общее определение, которое не даёт достаточного понимания, как именно задолженность признают сомнительной. Признаков может быть несколько (подробнее в разделе «Условия формирования»), кроме того каждая организация вправе установить собственные критерии сомнительной задолженности.

Для признания достаточно 1-2 признаков. От банкротства и финансовых проблем не застрахована ни одна организация, поэтому законодательство требует от экономических субъектов начисление резерва по сомнительному долгу, то есть создания резервного фонда (РФ). Цель - покрытие убытков от безнадёжных долгов. Проводить любое другое расходование заложенных на это направление денег до списания просрочек запрещается.

Создавать резерв по сомнительным долгам обязаны все организации

Обзор законодательства

Главным нормативным актом, регулирующим начисление РФ организациями является приказ министерства финансов от 29 июля 1998 года №34Н. Это базовый документ, положения которого необходимы для корректного БУ. Информацию по таким долгам нужно искать в разделе «Капитал и резервы».

Здесь закрепляется понятие сомнительного долга и в самых общих чертах описываются его признаки. Перечислим ключевые нюансы, которые нужно запомнить. Организации обязаны создавать резервы без каких-либо исключений. Сумма резерва по сомнительным долгам определяется для каждого отдельного случая, то есть для каждого договора, каждой поставки и т. д, по которым возникли риски. Объединять, суммировать, плюсовать создаваемые резервы нельзя.

Помимо этого приказа Минфина нужно ориентироваться на положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 4/99, Приказ Минфина от 13 июня 1995 года № 49 и Положение по бухгалтерскому учету 21/2008.

Бухгалтерский и налоговый учет резервов

РФ по сомнительным задолженностям создаются в бухгалтерском и налоговом учёте, но при этом довольно значительно отличаются. У них разные цели и разный порядок начисления. Так в БУ:

  • создание резерва обязательно для любой просрочки для любых экономических субъектов;
  • РФ нужно создавать даже тогда, когда возвращение денег ещё только рискует стать сомнительным, то есть демонстрирует 1-2 признака или появилась информация о финансовых проблемах контрагента;
  • разрешается составить свои критерии оценки сомнительности и даже собственные правила расчёта объёма РФ.

В налоговом учёте цель создания РФ - уменьшить налогооблагаемую базу прибыли для расчёта налога. Закон ограничивает создание такого фонда в НУ только долгами покупателей, при этом возврат уже должен быть просрочен на 45 дней.

В бухгалтерском учёте - это обязанность, в налоговом учёте - это право. Зато в БУ можно создать свой порядок расчёта, что для НУ категорически запрещается.

Условия формирования

Рассмотрим порядок формирования РФ и проводки «начислить резерв по сомнительным долгам». Для начала нужно выявить, возникло ли обязательство создавать фонд. Задолженность признаётся сомнительной, когда выполняется 1 или одновременно несколько условий:

  • товары или услуги поставлены авансом, без предоплаты или оплачены только частично (для товаров, которые не поставлены организацией из-за неоплаты контрагентом, всё названное не действует, то есть компания обязательно должна уже понести определенные убытки);
  • поставка не обеспечена залогом, банковской гарантией или поручителем;
  • известно о финансовых проблемах/банкротстве контрагента;
  • срок погашения истекает или уже нарушен.

Помимо этих критериев, каждая организация с учётом специфики своей деятельности может установить дополнительные признаки. Любые основания считать, что контрагент не сможет заплатить вовремя, могут говорить о необходимости создавать РФ. Впрочем, на практике это почти не встречается. Все положения нужно зафиксировать внутренними нормативными актами, равно как и порядок расчёта, выбранный метод и индивидуальные критерии.

Бухгалтерский учёт резервов по сомнительным долгам - это обязанность, налоговый учёт - право

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Работа по созданию РФ начинается с выявления оснований, то есть определения у конкретных долгов признаков сомнительности. Как это происходит? Основания выявляются по итогам инвентаризации дебиторских задолженностей в конце отчётных периодов. Это регулярная работа, которая помогает своевременно провести деньги в фонд.

Сроки формирования зависят от продолжительности задолженности:

  • до 45 дней - не формируется;
  • от 45 до 90 дней - 50% долга;
  • свыше 90 дней - полная сумма долга.
  1. Интервальный - размер отчислений в фонд определяется как процент от долга. При этом процент организация назначает сама, на основе данных о платежеспособности контрагента, срока просрочки и её объёма.
  2. Статистический - ежеквартально или ежемесячно вычисляется доля непогашенных долгов, процент от которой вносится в РФ.
  3. Экспертный - отчислением является сумма каждого сомнительного долга каждого контрагента отдельно.

Списание резерва по сомнительному долгу, если его средства оказались невостребованными, происходит в конце календарного года.

Основные проводки с примерами

Проводки создание резерва по сомнительному долгу - Д91, К63. Когда долг признан безнадёжным и его надо списать через РФ - Д63, К60, 62, 76. Если должник погасил задолженность - Д63, К91.

Для наглядности изучите пример расчета. Организация поставила партии товаров контрагентам на суммы:

  • ООО «1» - 30 000 рублей, просрочка 46 дней;
  • ООО «2» - 115 000 рублей, просрочка 50 дней;
  • ООО «3» - 200 000 рублей, 95 дней.

Итак, у всех компаний просрочка больше 45 дней, значит начисляем резерв пропорционально давности долга и делаем проводки:

Заключение

Создание резервного фонда по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте - обязанность всех организаций. Существуют общепризнанные критерии определения сомнительности просрочки, а также компании вправе разработать и утвердить в учётной политике собственные. Начисления в фонд зависят от объёма и срока задолженности. В материале мы на конкретных примерах рассмотрели типовые проводки.