Социальный проект «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною. Все равно он будет мой! Три разные сестрицы

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Конкурсный проект акции «Покормите птиц зимой»

в номинации «Птичье кафе»

тема

«Видовой состав птиц,

посещающих кормушку

в течение всего холодного периода»

Руководитель проекта:

учитель биологии МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» Беляева Наталья Александровна

2015-16 уч.г.

Введение

I .Этапы реализации проекта:

-теоретический этап

-основной (практический) этап

II

III .

IV . Приложение

Фото птиц и кормушек

Введение

Актуальность данного проекта состоит в том, что большое количество пернатых погибает в зимнее холодное время года. Некоторые из них остаются у нас зимовать. Птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.

А человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность. К тому же покормить птиц – несложный и приятный способ проявить человечность и стать добрее.Вот почему так важна зимняя подкормка птиц! Она помогает сохранить как обычные, так и редкие виды птиц, ведь многие из них остаются на зимовку в нашем регионе. Следовательно, нужно решить проблему с подкормкой и сделать доброй традицией развешивание кормушек в садах, возле домов в нашем селе Борки.

Гипотеза: помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они, запоминая места кормления, возвращаются к нам весной и оберегают наши сады.

Цель проекта:

Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности,

Оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей и видового разнообразия птиц Суджанского района,

Развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи проекта:

    Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.

    Ознакомиться с биологическими основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.

    Изготовить и разместить кормушки на пришкольном участке.

    До конца зимы ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

Основные методы:

Визуальное наблюдение за живыми объектами,

Анализ статистических данных,

Работа с разнообразными источниками информации,

Практическая работа по изготовлению кормушек, подкормке птиц.

Тип проекта: практико - ориентированный.

Продолжительность проекта: январь – март 2016 г.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта : фотоаппарат, компьютер, принтер, материалы для изготовления кормушек, разные виды корма, учебники, методические пособия, справочный материал, интернет-ресурсы.

Результатом нашего труда должна быть помощь зимующим птицам и сбор информации о них. Работая над проектом, мы так же хотели, быть примером для всех жителей села и других учеников нашей школы.

Этапы реализации проекта

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Задачи: расширить знания о жизни зимующих и кочующих птиц в условиях сельской местности, об их приспособленности, особенностях поведения и питания.

Объект наблюдения: видовое разнообразие птиц с. Борки Суджанского района.

По нашим наблюдениям, в нашей сельской местности зимой можно увидеть следующих птиц: голубя, воробья, ворону, снегиря, синицу, дятла, дрозда-рябинника, ворону и сороку.

Согласно нашим наблюдениям, мы составили таблицу местообитания, особенности питания и хозяйственного значения этих птиц.

Место обитания, зимовка

Значение

Питание

Си́зый го́лубь (Columba livia )

Обитает в населенных пунктах, рядом с человеческим жильем(чердаки, заброшенные сараи)

Благодаря скорости и способности к ориентации, одомашненные голуби издавна использовались как средство связи;

Уничтожают также семена сорных трав. В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.)

Воробей домовый (Passer domesticus )

Обычно в городах и поселках. Птица оседлая, но чувствительная к холоду (зимует обычно в теплых спальных гнездах)

уничтожает насекомых

Питается в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.

В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов,хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. При отсутствии поблизости полей вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает семена дикорастущих трав и насекомых.

Больша́я сини́ца , или больша́к (Parus major )

Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Оседлая птица.

Наш незаменимый помощник в борьбе с вредителями садов и огородов.

Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу природе.

Уничтожает множество вредных насекомых. В период размножения питается мелкими беспозвоночными и их личинками. Её рацион составляют гусеницы бабочек, пауки, долгоносики и другие жуки, двукрылые (мухи,комары, мошки) и полужесткокрылые (клопы, тли и т. п.). Также тараканов, прямокрылых(кузнечиков, сверчков), мелких стрекоз, сетчатокрылых, уховёрток, муравьёв, пчёл (предварительно удалив жало),двупароногих многоножек, клещей и др. Весной может охотиться на нетопырей-карликов, Птенцов выкармливает главным образом гусеницами бабочек, длина которых не превышает 1 см. Кормится на полях бросовым зерном ржи, кукурузы, пшеницы, овса, плоды и семена:сосны, ели, липы, клёна, берёзы, сирени, конского щавеля, лопуха, пикульников,красной бузины, рябины, ирги, черники, подсолнечника и конопли.

Снеги́рь , или обыкновенный снегирь (Pyrrhula pyrrhula )

Живет в лесах, парках, садах (избегает только чистые сосняки с густым подлеском). Оседлая и кочующая птица.

Красивые певчие птицы. Они украшают нашу жизнь.

Питается снегирь семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами (в частности, рябиной). Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть. Птенцов выкармливает в основном растительными кормами, добавляя насекомых и ягоды.

Серая ворона (Corvus cornix )

Предпочтение отдает населенным пунктам. Зимой частично откочевывает к югу, где собирается огромными стаями, кормясь на свалках.

В большинстве мест она приносит пользу земледелию истреблением вредных грызунов, саранчи, жуков и озимого червя - вредителя озимых посевов.

Всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; растительной пищей - семенами различных растений, как и самими растениями, а также пищевыми отбросами.

Пёстрый дятел (Dendrocopos )

Гнездятся в дуплах, выбирая мёртвые либо больные деревья.

Дятлы иногда используют в качестве барабана пустые консервные банки и куски железа для того, чтобы их барабанная дробь звучала достаточно далеко: так они призывают к себе других дятлов, чтобы вместе «лечить» деревья.

Это мелкие и среднего размера птицы, ведущие преимущественно древесный образ жизни. Питаются насекомыми, которых с помощью клюва добывают из-под коры стволов деревьев.

Свиристели (лат. Bombycilla )

Свиристели не являются перелётными птицами, они кочуют на небольшие расстояния вне брачного сезона, перемещаясь зимой несколько южнее своего летнего ареала.

Очень красивая птица. она украшает наш мир. Ей даже посвящены стихи…

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

(поэт-футурист Велимир Хлебников )

…..Я тень, я свиристель, убитый влет

Подложной синью, взятой в переплет

(Первые строки поэмы Владимира Набокова « Бледное пламя »)

Птицы питаются летом насекомыми, зимой ягодами и фруктами.

Дрозд - ряби́нник (Turdus pilaris )

Гнездится повсеместно в Европе, начиная от северной границы лесной растительности до северной границы степной полосы, а также в Сибири - до водораздела между Енисеем и Леной. Встречается как залётная, зимующая птица, хотя при значительном урожае лесных ягод зимует также в средней Европе. Они любят селиться в парковых насаждениях и в перелесках, по опушкам лесов, поближе к влажным лугам.

Особое предпочтение в зимнее время эти дрозды отдают рябине. Недаром же их так назвали. При обильном урожае птицы могут надолго задержаться в одном месте, пока не объедят все ягоды. Дрозд рябинник – основной распространитель семян этих растений. Побывав в желудочно-кишечном тракте птицы, семена всхожести не теряют.

Птица всеядная. Рябинник питается как животной, так и растительной пищей. Зимой стаи рябинников слетаются полакомиться зрелой рябиной и другими ягодами (например, облепихой).

Весной и летом питается преимущественно насекомыми, червями, улитками, зимой и осенью – ягодами, плодами, семенами. Кормиться может как на деревьях, так и на земле.

Результаты наблюдений:

1. За время наблюдения из всех видов, зимующих птиц кормушки в основном посещали воробьи, синицы.

2. Во время наблюдения были выявлены кормовые предпочтения. Кормушки, где дополнительно к основным кормам были закреплены кусочки несолёного сала, чаще посещались птицами, особенно синицами. Сосчитать сколько раз прилетали синицы к кормушке очень сложно, потому что нельзя узнать эти синицы вернулись или прилетели новые. Предпочтение синицы отдавали и нежареным семечкам подсолнечника, тыквы, овсяным хлопьям.

3. Традиционное пшено, овёс, крошки белого хлеба в большей степени привлекали воробьёв. Если что-то просыпалось на снег, то воробьи, тут как тут, охотно собирали крошки хлеба, различные семена, прямо со снега.

Основной (практический) этап

Изготовление и размещение кормушек.

Материалы для строительства

Кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант.

Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают.

Кормушки-сетки - Эффективны потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток.

Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому мы решили делать кормушки из дерева (запаслись деревянными рейками и фанерой). Металл использовать для кормушек нельзя. Это "холодный" материал, птицам он не понравится. Даже для крыши кормушки – и то не стоит его применять: птицы ведь наверняка будут использовать крышу в качестве "аэродрома".

Правила развешивания кормушек.

Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день. Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.

Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.

Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала размещаем в кормушку в виде подноса, которая защищена от дождя.

В подвесные кормушки можно мы кладем орешки и семена подсолнечника. Эти два типа кормушек должны располагаться на открытых местах, чтобы в них не могли залезть кошки и другие хищники.

Во время непогоды: сильного дождя, снега, мороза, когда количество кормных мест резко сокращается, значение кормушек резко возрастает. Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма.

Другое время, когда птицам необходима подкормка, это конец зимы – начало весны, когда у птиц сокращаются источники корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, когда подходит первая зелень.

Кормушку расположите в месте, закрытом от ветра и недоступном для хищников (в первую очередь котов). Пусть кормушка будет выставлена на открытом месте в 4-5 метрах от дерева или кустов. На таком расстоянии птицы заметят приближающегося хищника.

«Помогаю птицам я»

Как - то, на уроке раз, попросил учитель нас:

Вы попробуйте детишки, смастерить для птиц «домишки».

Дружно все мы согласились, к папам, к мамам обратились.

И построили «домишки» - из вторичного сырья.

Было много удивленья, шуток, смеха и веселья.

Почему? Скажу вам я - это конкурс мастерства.

Один домик для пернатых был похожий на дворец,

Но мальчишки как «мужчины», кормушки делали из древесины

У девчонок домик проще, но поверьте, он не тощий.

Не промокнет он от снега, и не страшен будет дождь,

Потому что, пластик прочный, защитит пернатых - ВОТ!

Все мы вместе собрались, чтоб пернатых подкормить

Новоселье было сразу, угощенье каждый день.

Понимаем, Мы в ответе за прирученных друзей.

Так летим же в школьный сад,

Ведь кормушки там висят.

Их, поверьте, там немало.

Есть на них зерно и сало,

Крошки хлеба и пшено!

Синичка:

Ах, какой чудесный пир!

Я теперь люблю весь мир!

Был жестоким день обычный,

Оказалось, не со зла.

Людям я не безразлична!

Я нужна им! Ну, дела!

Да, в саду я убедился:

До весны я доживу!

А весной мы дружно вместе

Будем петь вам, люди, песни,

Защищать от злой беды

Огороды и сады.

Ведь на сытый-то желудок

Нам, пернатым, ерунда

И любое время суток,

И снега, и холода!

Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко.

На нем малиновый берет и пестрая спецовка.

Спинкою зеленовата, брюшком желтовата,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Чернокрылый, красногрудый он везде найдёт приют.

Не боится он простуды - с первым снегом тут как тут.

Опять осеннею порой к нам в гости прилетели

И сели дружною семьей на ветках свиристели.

Дрозды- рябинники летят сквозь ветры, дождь и град.

Рябины красные огни, наверно, их манят.

К их перышкам взъерошенным не пристают снежинки,

Они и под порошами резвятся для разминки.

(К. Мухаммади)

Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки,

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

Спасибо вам великое!”

II .Результаты реализации и практическая значимость проекта

Результаты реализации проекта

    Мы ознакомились с видовым составом орнитофауны с.Борки Суджанского района.

    Изучили биологические основы организации зимней подкормки птиц: правила изготовления и размещения кормушек, способы подкормки и возможные корма.

    Учащиеся школы изготовили и представили на конкурс кормушки для птиц. Лучшие кормушки были размещены на пришкольном участке.

    Ведется наблюдение за птицами, еженедельно пополняется корм в кормушках. Организован сбор кормов для птиц.

Выводы по проекту

1 . В зимний период большинство птиц живет в стаях. В селе птиц встречалось больше, чем в лесной зоне.

2. Бедность видового состава, низкая численность и неравномерность распределения птиц по территории - это основные особенности состояния зимней орнитофауны.

3. Подкормка птиц в кормушках имеет большое значение для пернатых. Это подтверждает анализ их поведения.

4. Концентрация особенно ощущается после снегопадов, когда птицам становится трудно добывать корм из-под снега. Вблизи же человеческого жилья они всегда могут найти, чем поживиться.

5. При регулярной и длительной подкормке численность птиц увеличивается.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

IV. Список используемой литературы

    Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.

    Ж.-л.Биология №5, изд. «Первое сентября» стр. 14-16, 2009г.

    «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).

    В союзе с природой. Л.И.Грехова, М.,1999 г.

    Благосклонов К.Н. «Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве» (энциклопедия) стр. 224, М. 1949г.

    Поисковая система Интернета.

ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ Цель проекта: Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными. Задачи проекта: Привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам; Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период; Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами; Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

ВОРОНА Опустели гнёзда и кроны, на юг улетели стаи, И замарашки-вороны снова заметными стали. Занятное очень обличье, осмысленное выраженье. И что-то совсем не птичье в некоторых движеньях. То чинно шагает по тропкам, как ходят солидные люди, То скачет нелепым галопом, как бедуин на верблюде. Всю зиму живём бок о бок и рады уже, как другу: Не испугалась сугробов, не улетела к югу. А когда прогорланит в марте: «Кар-кар, прошла зима!- Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам. И каждый день по сто друзей в окно моё стучится. Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры – Стучаться дружно по утрам в окно моей квартиры. Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек! Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

КОРМ ДЛЯ ЗИМУЮЩИХ ПТИЦ. Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми шишками. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью. Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе- сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают все растения и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины- любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливают лучше после заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало- превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сало подвешивают на ниточках.

Разнообразие корма – праздник для птиц.

Какое вкусное сало, даже не оторваться!

Викторина «Узнай птицу» Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись

Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета

У этой птицы красивое пёстрое оперение: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.

Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова. Горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое

Эта птица славится своими зимними кладовками. Величиной она поменьше галки, слегка похожа на скворца: такой же тёмной окраски, с многочисленными светлыми пестрянками по всему туловищу. В конце августа слетаются эти птички в кедровые леса. Наберёт она полон рот орехов, а потом, подобно сойке, засунет куда-нибудь: в земляную щёлку или мох. Забытые птицами такие кладовки со временем прорастают. Поэтому птичку называют сеятель леса

Занимательная страничка. Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи собирает.

«Тук-тук-тук!» - поутру носом он долбит кору. Сколько пользы этот нос нашим яблоням принёс! Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок, Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло. Много времени потратил на своё жилище…

Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик. Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки. Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь? Я не трону, не робей, эй, пугливый…

Вот опять гнездо себе смастерит в печной трубе. И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому. Натаскает ваты, пуха- хорошо птенцам и сухо. И в колодец- дымоход ни за что не влезет кот! Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?..

Народные приметы: Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению. Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению. Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза. Если ворона купается ранней весной – к теплу. Если грачи прилетели до 14марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано. Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало. Увидел скворца – знай: весна у крыльца. Летом ворона купается – к дождю. Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью. Синица пищит – зиму вещает.

С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво Раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени Наступит иная пора – И станет для птичьего племени Милее ещё детвора?! Порадуют снова пернатые Руладами сердце и слух, И крепче подружат с юннатами От неба до мира подводного Давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородную

Педагогический проект в средней группе на тему: «Покормите птиц зимой»

Данный проект будет полезен для воспитателей детей дошкольного возраста, педагогов дополнительного образования, студентов педагогического профиля.
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Автор : воспитатель средней группы детского сада «Октябрьский детский сад» Василькова Татьяна Леонидовна.
Продолжительность проекта : краткосрочный 2 недели с 11 ноября по 28 ноября.
Тип проекта : познавательно, информационно, продуктивный.
Участники проекта : дети, родители, педагоги.
Возраст детей : 3-5 лет.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края.В нашем случае Калужской области. У детей не сформировано знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том как они сами могут помочь птицам.
Актуальность проекта : 2017 год, указом нашего президента В.В.Путина объявлен годом Экологии в России. В стремительно развивающимся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно остро и актуально. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе,научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.
Также в холодное время года для птиц становиться всё меньше и меньше корма, в результате они могут доже погибнуть, что допустить нельзя! Задача взрослых (педагогов, родителей) воспитывать интерес, заботу, желание узнавать новые факты их жизни, испытывать радость от осознания того,что они сами могут, делясь крохами, спасти птиц от гибели.
Цель проекта : Формировать представление детей о зимующих птицах,об их образе жизни,о том чем их кормить. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Задачи проекта:
Образовательные
:
Дать представление детям о зимующих птицах родного края (Калужской области).
Расширять и углублять знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой»
Активизировать словарь детей терминами из темы проекта.
Развивающие:
Развивать мышление, память, мелкую моторику рук, связную речь.
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности.
Развивать любознательность и интерес к живой природе.
Воспитывающие:
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в трудных холодных условиях.
Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.
Способствовать формированию интереса к окружающему миру.
Для педагога:
А. Дать детям знания о зимующих птицах Калужской области.
Б. Развивать любознательность, «живой» интерес.
В. Расширять знания детей живой природе, о среде обитания зимующих птиц и их образе жизни.
Г. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат :
А.Совершенствовать уровень знаний детей о окружающем мире,о зимующих птицах.
Б.Формирование у детей заботливого отношения к живой природе.
В.Повышение уровня знаний родителей.
Г.Изготовление родителями кормушек для птиц.
Д.Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах,желании им помогать в зимний период.
Продукт проектной деятельности :

Б. Рисование гуашью: «Снегирёк»
В. Презентация «Перелётные и зимующие птицы»
Г. Папка-передвижка «12 ноября Синичкин день»
Д. Пластилинография «Снегирь на веточке рябины»
Е. Изготовление кормушки из втулки от туалетной бумаги.
Ё.Разукрашивание шаблонов снегиря,синички,воробья.
Ж.Аппликация снегирь.
3.Изготовление родителями кормушек для птиц.
И.Лепка воробья.
Реализация проекта:
Подготовительный этап
:
А. Определить тему проекта.
Б. Сформулировать цели и задачи проекта.
В. Составить план реализации проекта.
Г.Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
Д. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Основной этап .
А. Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Птицы родного края»
В. Проведение НОД по окружающему миру: «12 ноября Синичкин день»
(в результате проведённого занятия детьми были сделаны мини-кормушки из бросового материала)
Г. Проведение НОД по ХЭР аппликация тема: «Снегирь»
Д. Проведение НОД АО ХЭР рисование гуашью: «Снегирёк»
Е. Проведение НОД по музыке с прослушиванием и разучиванием песни «Воробей»
Ж.Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»
З. Разучивание стихотворение: Е.Евсеевой«Синица,синица,что тебе сниться?»
И.Проведение пальчиковой гимнастики: «Сел на ветку снегирёк..» , «Я по дереву стучу…»
К.Консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку»
Л.Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек: «Покормите птиц зимой»
М.Проведение НОД по ХЭР пластилинография «Снегирёк на веточке рябины.
Завершающий этап.
А. Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (Рисование ладошкой,ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки)красками: «Птичья столовая»
Б. Проведение НОД по окружающему миру: «Чем мы можем помочь зимующим птицам?»
В. Подведение итогов конкурса кормушек.
Г. Развешивание кормушек. Одну кормушку мы повесили за окно нашей группы.
Д. Проведение наблюдения за птицами в кормушках.
Результат.
В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе.Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.





















Актуальность проекта:

В стремительно развивающемся современном мире проблема экологического воспитания современных дошкольников становиться особенно острой и актуальной. Ведь именно в этом сенситивном периоде у дошкольников происходит становление их личности, и важно именно в этот период успеть сформировать любовь и заботу к живой природе, научиться беречь окружающий мир. Приобретённые в дошкольном детстве знания о окружающем мире, вызывает у детей глубокий, искренний интерес к нему, расширяет знания, способствует формирования характера и любовь к живой природе.

В холодное время года зимующие птицы страдают не столько от холода, сколько от голода. Доступной пищи становится все меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому некоторые птицы не могут пережить зиму и погибают.

Анализ проведенных с детьми бесед показал, уровень знаний детей о зимующих птицах и оказании помощи птицам зимой недостаточный.

Очень важно научить детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению желания помогать птицам зимой.

Проблема:

Формирование у детей элементарных представлений о зимующих птицах родного края. У детей не сформированы знания о названиях птиц, о зимующих и перелётных птицах. Дети владеют небольшим запасом знаний о среде обитания птиц, о том, зачем заботиться о них в зимний период, и о том, как они сами могут помочь птицам.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживой и живой природы и роли человека в жизни птиц.

Расширить представление детей о зимующих птицах.

Обобщить знания детей о повадках птиц.

Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.

Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Способствовать развитию познавательной активности, любознательности

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Привлечь внимание детей и родителей к проблемам сохранения природы.

Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.

Ожидаемый результат:

- Уучастников проекта систематизировались и расширились знания о внешнем виде птиц, их названиях и образе жизни, о способах приспособления к жизни в зимний период; сформировалось желание и проекта помогать птицам; расширился словарного запас; родители приобщились к совместной деятельности.

Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей, кормушек сделанные родителями с детьми.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

Определить тему проекта.

Сформулировать цели и задачи проекта.

Составить план реализации проекта.

Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.

Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной, организационно-практический

Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.

Беседа «Птицы зимой»

Продуктивная деятельность

  • Аппликации «Птичка-синичка», «Снегирь».
  • Рисование «Воробьи» (нетрадиционная техника: рисование ладошками).
  • Лепка «Грозди рябины».

Просмотр презентации: «Перелётные и зимующие птицы»

Проведение пальчиковой гимнастики «Птицы», «Сел на ветку снегирёк».

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Игра-диалог «Чем питаются зимующие птицы?»

Подвижная игра «Филин и пташки.

Подвижная игра «Перелёт птиц».

Подвижная игра «Совушка».

Подвижная игра «Воробьи и кот».

Чтение. Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко».

Чтение и разучивание стихотворения З. Александровой «Новая столовая».

Наблюдение за птицами у кормушки, птичьи следы.

Проведение конкурса для семей воспитанников по изготовлению кормушек «Покормите птиц зимой».

3 этап – заключительный

Подведение итогов конкурса кормушек.

Развешивание кормушек на участке.

Проведение наблюдения за птицами в кормушках.

Результат.

В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.