У каменных голов острова пасхи есть туловища. Смотреть что такое "Моаи" в других словарях

На раннем этапе развития цивилизации для людей по всему миру было характерным устанавливать мегалитические сооружения. Вспомним хотя бы Стоунхендж в Великобритании, многочисленные дольмены или фаллосоподобные глыбы. Но из этого ряда древних мегалитов выделяются те, которыми славится остров Пасхи. Статуи, установленные там, с самого начала поразили европейцев. И продолжают изумлять до сих пор. Ведь их тайна так и не разгадана до конца. Кроме того, не раскрыт вопрос о том, откуда прибыли на этот маленький клочок суши, затерянный посреди Тихого океана в трех тысячах километров от материка, первые люди. В этой статье мы коротко расскажем о секретах острова Пасхи. Ведь эта земля просто переполнена достопримечательностями.

Где расположен остров Пасхи

Статуи «моаи» были первыми, кто встретил в 1722 году европейских мореплавателей. Корабль под руководством капитана Якоба Роггевена причалил к неведомым берегам в Страстную Неделю, поэтому было решено назвать остров в честь наступающего праздника. Сами же туземцы именовали свою землю Те-Пито-о-Те-Хенуа, Рапа-Нуи и Мата-Ки-Те-Ранге. Но слово Пасха (Pascua) было более привычным для уха европейцев, и на всех картах мира остров значится именно так. Расположен он в восточном уголке Тихого океана и представляет собой треугольник суши с длиной грани не более двадцати четырех километров. Остров имеет вулканическое происхождение, поэтому он горист. Наивысшая точка - 539 метров над уровнем моря. Административно земля эта принадлежит Чили, хотя и удалена от ближайшего города Вальпараисо на три тысячи шестьсот километров. Остров Пасхи имеет чудесный климат, располагающий к размеренному отдыху. Воды у его берегов круглый год прогреты до + 24 градусов, а пляжи усыпаны интересным розоватым песком. Но главная достопримечательность, привлекающая многочисленных туристов на остров Пасхи, - статуи.

История открытия исчезнувшей цивилизации

Голландский мореплаватель Я. Роггевен первый высказал предположение, что истуканы, высящиеся по всему берегу Рапа-Нуи, не могли быть сделаны аборигенами, которых он застал. Люди, населявшие остров в начале восемнадцатого века, достигли уровня развития первобытного общества. У них были примитивные орудия труда, и возникало сомнение, что они могли выполнить такие скульптуры и доставить их из каменоломен на берег. Роггевен пробыл на острове всего день, но он успел понаблюдать, как аборигены садились вокруг идола, разжигали костер и пели ритуальные песни. Вторая экспедиция под руководством Фелипе Гонсалеса прибыла в 1770 году. Испанцы высказали предположение, что каменных идолов привезли сюда с материка. Но кто и откуда доставил на остров Пасхи статуи? Раскопки, произведенные в ХХ веке, помогли установить, что моаи имеют местное происхождение. Нашлась и камнеломня. Она располагалась в кратере потухшего вулкана Рано Рараку.

Таинственный народ

Статуи острова Пасхи, фото которых являются визитной карточкой этой чилийской провинции, - не единственная загадка сих мест. Еще первые мореплаватели описывали, что обнаружили среди аборигенов представителей трех рас. Тут были и темнокожие, и азиаты и люди с совершенно белой кожей. Дж. Кук догадался привезти с собой на остров полинезийца, который худо-бедно сумел пообщаться с местными жителями. Они рассказали, что двадцать два поколения тому назад их предводитель Хоту Матуа прибыл сюда. Но откуда - они не смогли толком сказать. Аборигены также объяснили, что каменные статуи на острове Пасхи - это изображения не богов, а их бывших правителей, души которых продолжают заботиться о потомках. Откуда же приплыли на затерянный островок его первые обитатели? В научном мире выдвигалось немало гипотез. Высказывались мнения, что аборигены - выходцы из Египта, Индии, Скандинавии, Кавказа и даже исчезнувшей Атлантиды. Тур Хейердал предпринял удачную попытку доплыть до островов Полинезии от берегов Перу на примитивном плоту, но это еще не доказывает ацтекского происхождения жителей Рапа-Нуи.

Остров Пасхи: статуи

Моаи не зря вызвали ажиотаж среди исследователей и породили столько научных гипотез. Ведь не само наличие мегалитических скульптур было странным, а то, что существующее примитивное общество никак не могло их создать. Прежде всего, впечатляют размеры каменных истуканов. Высота большинства из них - около десяти метров, а вес составляет в среднем пятнадцать тонн. Самая огромная статуя достигает параметров в 21 метр и 90 тонн. Как могли люди, занимающиеся охотой и собирательством, высечь их из твердой горной породы и доставить к месту назначения? Все это породило эзотерическую гипотезу, что на остров Пасхи статуи привезли пришельцы из космоса. Не менее интересен и внешний вид моаи. Длинноухие, с плоскими скулами - они не похожи ни на одну из человеческих рас. Некоторые истуканы украшены имитацией татуировок или ожерелий. У других на голове красуется странный головной убор из камня.

Что показали раскопки

Некоторую ясность в вопрос о происхождении моаи внесли современные исследования. Оказалось, что истуканы не принадлежат к цивилизации, существовавшей тысячи и даже миллионы лет назад. Устанавливали их с Х по XVI столетие. А высекались они в кратере потухшего вулкана Рано Рараку. И большая часть статуй так и осталась в каменоломне. Еще некоторое количество разбилось при перевозке. Транспортировались изваяния с помощью канатов и платформ с вращающимися роликами. Начинались работы с лица и головного убора. Глазницы истуканов были заполнены белым кораллом и черным обсидианом. А вот туловища статуй с острова Пасхи были более стилизованными.

Загадочные таблички

Современные археологи обнаружили также то, что, в отличие от истуканов, не было видно всякому, да еще и издали. Это были деревянные дощечки, испещренные письменами. И эти артефакты, скорее всего, были привезены. Поскольку на острове нет ни единого дерева. К сожалению, упомянутые тексты еще не расшифрованы. Что написано на дощечках - до сих пор тайна. В основном складывается впечатление, что в Х веке на остров Пасхи прибыли представители более развитой цивилизации. Постепенно общество, вследствие чрезвычайной изолированности, деградировало. Жители забыли письменность и перестали создавать новых моаи.

Другие достопримечательности

Чем еще способен удивить путешественника остров Пасхи? Статуи (раскопки обнаружили еще около 300 штук, присыпанных вулканическим аллювием) - не единственная достопримечательность этого затерянного кусочка суши. Взять хотя бы постаменты, на которых установлены эти каменные идолы. Считается, что это могильные плиты, на которые ритуально водружались от одной до нескольких статуй. В административном центре Ханга-Роа можно ознакомиться с историей острова Пасхи. Также рекомендуется посетить крепость Ау Тахаи. Современный остров Пасхи - это райский уголок, уставленный роскошными отелями.

Остров Пасхи, принадлежащий Республике Чили, расположился в юго-восточной части Тихого океана. Площадь его составляет 165 кв. км, расстояние до ближайшего материка – более 3500 км.

Свое название остров получил из-за того, что европейцами он был открыт в Пасхальное воскресенье в 1722 году. Но туземцы называют место своего обитания Рапануи, что в переводе с полинезийского означает «Большой Рапа».

Главным достоянием Рапануи, привлекающим сюда туристов со всего света, являются огромные разбросанные по всей береговой линии исполины с большими головами и бесформенным телом – моаи.

Жители Рапануи верят, что в скульптурах моаи заключена духовная сила острова – мана, помогающая добиться успеха в любви, победы на войне и выздоровления после болезни; концентрация маны способствует установлению хорошей погоды и сбору богатого урожая.

Кроме того, эта сверхъестественная сила в древние времена оживляла статуи моаи, поэтому они приходили к месту установки сами – об этом рапануйцы с уверенностью заявляют и в наши дни.

Якоб Роггевен

Якоб Роггевен – голландский мореплаватель, считающийся первооткрывателем острова, пробыв там всего один день, рассказывал о рапануйцах следующее: живут они в небольших хижинах из камыша, вечерами молятся огромным статуям, вместо матраца используют циновки, а роль подушек отводят камням. Роггевен никак не мог поверить в то, что туземцы с их первобытным образом жизни построили огромные скульптуры из камня, поэтому решил, что фигуры слеплены из глины и обсыпаны сверху камнями.

В 1774 году на острове побывал Джеймс Кук. Исследователь был поражен: как древние рапануйцы, лишенные всякого рода современных технологий, установили гигантские статуи на каменные постаменты? Он также отметил, что некоторые скульптуры во время его пребывания на Рапануи были повалены.

Из чего сделаны истуканы?

Подавляющее большинство моаи (95%) выполнено в крупноблочном хорошо поддающимся обработке вулканическом туфе. Материалом для изготовления остальных 5% исполинов служат трахит, красная базальтовая вулканическая пемза или базальт. Одна из статуй – особо почитаемая рапануйцами Хоа-Хака-Нана-Иа – вырублена из муджиерита вулкана Рано Као.

Многие моаи были изготовлены в каменоломне, находящейся на территории вулкана Рано Рараку. Исследователи допускают, что некоторые статуи вырубались из месторождений других вулканов, расположенных ближе к месту их последующей установки.

Размер и вес исполинов

Средний вес большинства истуканов – около 5 тонн при росте 3-5 метров и ширине основания чуть больше полутора метров. Статуи повыше (около 10-12 метров) и весом более 10 тонн встречаются на острове реже. В основном они размещены на внешнем склоне вулкана Рано Рараку.

Самая крупная статуя размером более 20 метров и весом около 145 тонн не отделена от основания и до сих пор находится в каменоломне.

Расположение на острове

Самые древние моаи устанавливались на аху – длинных (от 10 до 160 метров) каменных церемониальных платформах прямоугольной формы. На таких постаментах размещали от одной небольшой статуи до целого ряда гигантских исполинов. Часть идолов на таких площадках снабжена красными цилиндрами пукао.

Самая большая из платформ – аху Тонгарики – вмещает 15 моаи различного размера.
Половина скульптур по непонятным причинам так и осталась в Рано Рараку. Некоторые из них не вырублены полностью, по крайней мере, выглядят незавершенными, словно ваятели вынуждены были внезапно покинуть свои рабочие места. Но быть может, такова была задумка авторов.

Тайна моаи

Европейцы долго не могли понять, кто являлся автором моаи, какие для изготовления использовались инструменты, как гигантские исполины перемещались по острову от каменоломни до места назначения, находящееся в 18 километрах, с помощью каких приспособлений огромные скульптуры были установлены на каменные платформы? Последние десятилетия исследователи спорят друг с другом, пытаясь найти ответы на эти вопросы.

«Длинноухие» ваятели

В 50-х годах прошлого столетия на остров высадился Тур Хейердал – норвежский путешественник, организовавший археологическую экспедицию на Рапануи с целью проведения эксперимента по высеканию, перемещению и последующей установке моаи.

В ходе подготовки к эксперименту выяснилось, что создателем огромных голов было племя, внешне отличающееся от основного населения острова удлиненными под тяжестью украшений мочками ушей – отсюда они и получили свое название: «длинноухие».

Это вымирающее племя долгие века хранило секрет от всех остальных «короткоухих» жителей острова, окруживших моаи различными суевериями и длительное время вводивших в заблуждение европейских исследователей.

Тур Хейердал попросил предводителя «длинноухих» воспроизвести весь процесс высекания, перемещения по острову и установления одной статуи. Лидер клана Педро Атан ответил, что последние поколения вымирающего племени изготовлением статуй уже не занимались, но в теории знают, как это сделать, поскольку эти знания передавались им по наследству.

Во время эксперимента племя высекало моаи каменными молоточками частыми ударами по вулканической породе; молотки при этом постоянно разрушались, поэтому «длинноухим» приходилось часто менять их на новые.

Вытесанную 12-тонную статую большая группа людей перемещала к месту установки в положении лежа, волоком. Устанавливали статую на «ноги» путем подкладывания под ее основание камней и используя брёвна в качестве рычагов.

Оставался лишь один вопрос: почему по легенде моаи приходили к месту установки сами в вертикальном положении? Спустя тридцать лет чешский экспериментальный археолог Павел Павел совместно с Хейердалом провел еще один тест, в ходе которого 17 туземцев, вооружившись веревками, в короткие сроки переместили 10-тонную статую моаи в стоячем положении.

Моаи привели остров к коллапсу?

Популярный американский биолог-эволюционист и биогеограф Джаред Даймонд, основываясь на данных, полученных британским исследователем Джоном Фленли, в своей книге «Коллапс» выразил уверенность в том, что каменные исполины привели остров к обезлесению, что спровоцировало продовольственный кризис, голод и сокращение численности населения.

Ученый предположил: каменные гиганты изготавливались двумя враждующими друг с другом племенами, которые словно соревновались в том, кому под силу установить великана большего размера. Для вождей этих племен статуи моаи были единственным способом продемонстрировать соседу свою мощь, возможность удовлетворить жажду первенства.

По мнению Даймонда, перемещение статуй по острову до места назначения осуществлялось с помощью деревянных саней, передвигающихся по бревенчатым рельсам (такой способ перемещения моаи тоже был успешно протестирован).

Для этого требовалось много древесины, что со временем привело к истощению ее запасов. Разозлившись на моаи, жители острова стали сбрасывать их с платформ, поэтому к началу 19 века почти все статуи были повалены.

К слову, растительность на острове и впрямь довольно скудная: трава, осока, папоротники. Местность выглядит опустошенной: не видно ни деревьев, ни кустов. Но ученые расходятся во мнениях, что привело территорию острова к обезлесению.

Ошибочно обвиненные моаи?

Археологи Терри Хант и Карл Липо с Даймондом категорически не согласны. Они считают, что древние рапануйцы были миролюбивыми скульпторами и умелыми земледельцами, а не амбициозными враждующими друг с другом истребителями леса.

После раскопок на пляже Анакена они заявили: первые жители на острове появились не раньше 1200 года, полностью извести леса за 500 лет они просто не могли. По мнению Канта и Липо, причиной гибели леса стали полинезийские крысы, поедающие семена деревьев – это подтверждается найденными археологами плодами вымершей гигантской пальмы, на которой заметны небольшие вмятины от зубов.

Эти же исследователи выдвинули гипотезу о том, что статуи моаи передвигались по острову вертикально при помощи небольшой группы человек, которым не нужны были приспособления из древесины. С данной теорией согласилось большинство ученых, она также подкрепляется устным народным творчеством и большим количеством древних рисунков.

Бывший губернатор острова Рапануи однажды поведал археологам о том, что сама форма статуй делала их «прямоходящими»: выпуклые животы статуй клонили фигуру вперед, а форма основания давала возможность раскачивать их из стороны в сторону.

Хант и Липо решили протестировать данный способ перемещения. Эксперимент доказал: при наличии трех прочных веревок 18 человек, приноровившись, могут с легкостью передвинуть 5-тонную статую на сотни метров.

Конечно, некоторые скульптуры, перемещаемые древними рапануйцами, были гораздо больше участвующей в эксперименте, да и путь им предстоял более сложный: десятки километров по холмистой местности. Видимо, в связи со всеми этими трудностями десятки истуканов так и не добравшись до места назначения, остались лежать вдоль дороги, ведущей от каменоломни.

Статуи моаи в наши дни

Как было сказано выше, Джеймс Кук во время своего визита на остров заметил, что некоторые моаи опрокинуты лицом вниз – до него никто из путешественников не замечал подобного.

Многие ученые связывают падение статуй в начале 70-х годов 18 века (т. е. незадолго до приезда Кука) с началом гражданской войны между «длинноухими» и «короткоухими» жителями острова. Другие исследователи заявляют, что виной всему землетрясения и цунами.

В последний раз стоящие статуи застала французская эскадра, зашедшая на остров Пасхи в 1830 году. С тех самых пор никто из европейцев не видел статуй моаи, установленных непосредственно древними рапануйцами. Все существующие сегодня на острове скульптуры были восстановлены в 20 веке. Не так давно – в 90-е годы прошлого столетия – прошла последняя их реставрация.

Кстати, чтобы увидеть моаи, вовсе необязательно отправляться за тридевять земель (а расстояние от Москвы до острова Пасхи почти 16 тыс. км): со скульптурой Хоа-Хака-Нана-Иа, например, можно ознакомиться в Британском музее, куда ее доставили еще в 1868 году.

Но лучше все же побывать на острове, тем более что для проживания и развлечения туристов на Рапануи сегодня есть все условия: организованы экскурсии, дают представления театры, работают музеи, магазины, рестораны, клубы.

Но главное, там есть возможность окунуться в историю, испытать целую гамму эмоций при виде мощных исполинов, проникнуться духом древних рапануйцев, а может быть, даже зарядиться священной силой острова – маной – на долгие годы вперед. Остров Пасхи всегда ждет своих путешественников!

Моаи острова Пасхи

Моаи (статуя, истукан, рапануйский идол) - каменные монолитные статуи.

Эти каменные истуканы самых разных размеров - от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн. С этих каменных статуй началась слава острова Пасха (Пасхи).

Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами? По версии участников экспедиции под руководством профессора Э. Мулдашева на остров Пасхи, его в своё время населяли 1 200 000 каменных истуканов, которые умели ходить. Эрнст Мулдашев считает, что у них была особая миссия на этой земле.

Гипотеза о том, что истуканы острова Пасхи являются своеобразными каменными Чипами Смерти, возникла у нас на основании изучения тибетской медицины. Дело в том, что у истуканов как бы нивелированы многие части тела (нет ног, почти нет черепа, отсутствуют контуры спины, лишь намёком показаны руки и т. д.), зато выпячены и подчёркнуты глаза, нос, уши и рот, которые в тибетской медицине считаются органами смерти, поскольку именно через них последняя и входит в организм человека.

Следует отметить, что в клетках организма недавно обнаружен так называемый ген апоптоза, или «ген смерти». Смерть как бы заложена в генетической программе клетки. Однако методы воздействия на «ген смерти» пока ещё не разработаны.

Если предположить, что истуканы острова Пасхи и в самом деле являются «чипами смерти», то как эти каменные статуи могли воздействовать на живые организмы?

Я уже говорил, что во многих преданиях и мифах мира камень считается живым существом, способным, видимо, не только обладать памятью (как чипы в электронике), но и излучать энергию информационного порядка. А если принять во внимание легенды о том, что истуканы ходили, удерживались в вертикальном положении и т. п. за счёт «каменной энергии» Мана , исходящей из подземного мира, то почему бы не выдвинуть гипотезу, что подземная Шамбала через истуканов острова Пасхи воздействовала на течение жизни в наземном мире, регулируя её через Смерть. Вполне понятно, что регуляция течения жизни должна осуществляться через «ген смерти» путём изменения его характеристик в программе жизни клетки. Такое воздействие может быть оказано волновым путём, так как 90–98% генома клетки, по последним научным данным (П. П. Гаряев и др.), составляет волновой компонент.

Вы хотите сказать, что истуканы острова Пасхи навели смертную жизнь на Земле? - Именно так. Если проанализировать древние религии, то можно понять, что телесная жизнь первоначально была заложена как бессмертная. Люди умели менять своё постаревшее тело на новое и молодое, о чём, кстати, свидетельствуют некоторые древние статуи в Латинской Америке. Это было во времена Лемурии, когда на Земле жили 10-метровые гиганты. Но даже эти прекрасные люди не избежали, как описывается, греха посчитать себя всемогущими и стали использовать технологии заклинаний со злыми целями. Наказание пришло в виде апокалипсиса, во время которого утонула основная часть Лемурии. После этого, около 4 000 000 лет тому назад, боги решили сделать земную жизнь смертной, чтобы люди не могли менять свои тела. Для этого, наверное, и были созданы истуканы острова Пасхи, которые постепенно вводили «ген смерти» в тела людей и всего живого.

Тур Хейердал пытался путём раскопок достичь основания одного из истуканов, но это ему не удалось. Основание уходило невесть куда под землю. Что вы думаете об этом?

Насчитывается несколько десятков таких истуканов в районе вулкана Рано-Рараку. Когда мы определяли направление их «взгляда», то оказалось, что все они смотрят только на запад, охватывая угол в 180 градусов, с разницей направления «взгляда» каждого истукана в 15 градусов. Это показалось нам любопытным. Дело в том, что в тибетской медицине считается, что запад - это закат, или смерть, а восток - это восход, или жизнь. Тибетская медицина исходит из принципа «микрокосм макрокосма», по которому считается, что Земля является клеточкой разумного Космоса, а человек - клеточкой Земли. Поэтому понятия «запад» и «восток» проецируются и на человека. И вполне можно допустить, что стационарные истуканы, торчащие из-под земли, являлись как бы «антеннами Шамбалы», которые управляли работой «мобильных истуканов», направляя их смертельное излучение в тот или иной сектор именно Западного полушария, как положено по принципу «микрокосм макрокосма» для регуляции жизни.

Статуи имеют чрезвычайно странный вид - у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб - кто они?

В 1722 году голландское судно во главе с Якобом Роггевеном прибыло на остров, находящийся в трех тысячах километрах западнее берега Южной Америки. В этот день праздновалась Пасха, поэтому остров было решено назвать островом Пасхи. Сейчас этот остров известен всему миру. Главное его достояние - моаи, статуи, разбросанные по всему острову и уникальные во всей человеческой культуре.

По описанию Роггевена местные жители вечерами разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитвы. При этом образ жизни жителей соответствовал первобытному. Жили они в маленьких хижинах из камыша, спали на циновках, вместо подушек использовали камни. Еду они готовили на раскаленных камнях. Увидев их образ жизни, голландцы не могли поверить, что эти люди могли построить каменных исполинов. Ими даже было сделано предложение, что моаи сделаны не из камня, а из глины, обсыпанной камнями. Роггевен провел на острове всего сутки, поэтому качественного исследования проведено не было.

В следующий раз европейцы заглянули сюда в 1770 году. Испанская экспедиция Фелипе Гонсалеса сразу же определила остров во владения Испании. Экспедиция увидела, что статуи сделаны все же из камня. Они даже выразили сомнения, что моаи сделаны именно на этом острове, а не доставлены с материка.

Далее последовали экспедиции Кука и Лаперуза. Кук отметил высокий уровень мастерства древних инженеров. Кука удивило, как древние люди без серьезных технологий смогли установить такие гиганты на каменные постаменты. Также он заметил, что некоторые из статуй были опрокинуты лицом вниз, причем было заметно, что причиной этому стало не естественные разрушение.

Вместе с Куком на остров высадился полинезиец, понимающий язык жителей острова Пасхи. Им было выяснено, что эти статуи устанавливались не в честь богов, а для представителей местной власти далеких времен. К тому же мнению приходят и современные исследователи.

Исследования нашей эпохи

Европейские открытия не прошли бесследно для обитателей острова. Начался вывоз предметов и ценностей аборигенов в музеи по всему миру. Большая часть этого наследия была уничтожена. Поэтому перед исследователями XX века стояло много вопросов, а на их разрешение давались лишь крупицы истории. Задача стояла не из легких.

Первое серьезное исследование моаев на острове Пасхи было проведено в 1914-1915 годах англичанкой Кэтри Рутледж. Ей была составлена карта острова с нанесенными вулканом Рано Рараку, где были высечены большая часть колоссов, тропы от вулкана к платформам с установленными статуями, около 400 статуй.

Очередное развитие событий связано с именем Тура Хейердала. Перед научным обществом была определена широта проблемы. Проблем и вопросов стояло многие, ответы на некоторые из них не нашли и по сей день.

Тайны и цифры

Моаи острова Пасхи устанавливались с X по XVI век. Создание огромных мегалитических статуй было распространено по всему миру на ранних этапах развития цивилизаций, поэтому не удивляет сам факт, что идея создания моаев могла зародиться именно здесь.

Всего было обнаружено около 1000 останков статуй, изготовленных в кратере вулкана Рано Рараку. Большая часть из них так и осталась лежать здесь. Здесь же лежит и самая большая из них - 19 метровый исполин. Одновременно производилось сразу несколько статуй, поэтому среди оставленных работ можно проследить все этапы изготовления моаев.

Работы начинались с лица. Далее обработка перетекала на бока, уши, руки на животе. Фигуры делались без ног, подобно длинному бюсту. При освобождении спины от породы рабочие начинали доставку идола к подножию. На этом пути было найдено очень много разрушенных статуй, не перенесших дорогу.

У подножия статуи устанавливались в вертикальном положении, и происходила их доработка и украшение. После этого этапа их ждала еще одна транспортировка.

За пределы вулкана удалось выбраться 383 статуям. Здесь они устанавливались на платформы от двух до 15 штук зараз. Высота находящихся здесь статуй достигает 8 метров. В былые времена головы идолов были покрыты пукао, имитирующих рыжие волосы. Первые посетители из Европы еще их застали стоящими в пукао. Последний великан был опрокинут в 1840 году.

Разрешенным оказался вопрос и по способу доставки. Так буксировка мегалитов в других народах осуществлялась людской силой при помощи канатов и саней с вращающимися роликами. Такие ролики были найдены и на острове Пасхи, что еще раз подтвердило это предположение.

В настоящий момент большинство памятников вновь установлено на платформы и продолжают глядеть на океан. Моаи действительно являются уникальным сооружением во всем мире, продолжают радовать и удивлять посетителей острова.

Место нахождения: Чили, остров Пасхи
Изготовлены: между 1250 - 1500 годами
Координаты: 27°07"33.7"S 109°16"37.2"W

Остров Пасхи затерян в тихоокеанских просторах на расстоянии 4000 км от Чили . Ближайшие соседи — жители острова Питкэрн — проживают за 2000 км отсюда.

Своё необычное название остров Пасхи получил неслучайно: он был открыт голландским мореплавателем в Пасхальное воскресенье утром 5 апреля 1722 года. Пейзажи острова составляют потухшие вулканы, горы, холмы и луга. Здесь нет рек, основной источник пресной водыдождевая вода, скапливающаяся в кратерах вулканов. Пасхальцы называют свой остров «Пупом Земли» (Те-Пито-те-хенуа). Этот уединённый и изолированный от остальной части мира уголок манит к себе учёных, мистиков, любителей тайн и загадок.

В первую очередь, остров Пасхи знаменит гигантскими каменными статуями в виде человеческой головы, их называют «моаи». Безмолвные истуканы весом до 200 тонн и высотой до 12 метров стоят спиной к океану. Всего на острове Пасхи обнаружено 997 статуй . Все моаи монолитные. Мастера вырезали их из мягкого вулканического туфа (пемзы) в каменоломне на склонах вулкана Рано-Рораку. Некоторые статуи передвинуты на ритуальную площадку («аху») и дополнены шапкой из красного камня (пукау). По предположениям учёных, когда-то моаи имели глаза: белки выкладывались из коралла, а зрачки — из сверкающих кусочков вулканического стекла.

Очевидно, установка статуй требовала огромных затрат труда. По легенде, истуканы шли сами. Однако гипотезы, подтверждённые научными экспериментами, доказывают, что моаи передвигали жители острова и никто другой, но пока не определено каким именно способом они это делали. В 1956 году норвежский путешественник Тур Хейердал поставил эксперимент с перемещением статуи моаи, наняв бригаду туземцев острова Пасхи, которая успешно воспроизвела все этапы изготовления и установки моаи.

Вооружившись каменными топорами, туземцы вытесали 12-тонную статую, и, ухватившись за канаты, начали тянуть её по земле. А чтобы не повредить хрупкого исполина, островитяне изготовили деревянные салазки, предотвращающие его трение о землю. С помощью деревянных рычагов и камней, подкладываемых под основание статуи, её водрузили на платформу-постамент.

В 1986 году чешский исследователь П. Павел вместе с Туром Хейердалом организовал дополнительное испытание, в котором группа из 17 туземцев довольно быстро установила 20-тонную статую в вертикальное положение, используя канаты .

«Окаменевший мир со своими окаменевшими жителями»

Заселение острова Пасхи началось в 300 — 400 годах выходцами из Восточной Полинезии. По другой версии, предложенной Туром Хейердалом, первыми жителями острова являлись переселенцы из Древнего Перу . Переплыв Тихий океан от берегов Южной Америки до Полинезии на деревянном плоту «Кон-Тики», норвежский учёный доказал, что даже в условиях древней цивилизации американские индейцы могли преодолевать большие водные пространства.

Коренное население острова Пасхи принадлежало к двум племенам — «длинноухим», которые и создали моаи, и «короткоухим». «Длинноухие» получили своё название потому, что они носили в ушах тяжёлые украшения, иногда такого размера, что мочки оттягивались до плеч. Пасхальцы верили, что в каменных изваяниях заключена сверхъестественная сила их клана, называемая «маной». Вначале длинноухие и короткоухие жили в мире и согласии друг с другом, но их поздняя история отмечена чередой жестоких войн, вызванных нехваткой продовольствия.

Из-за засухи снижались урожаи, не хватало деревьев на изготовление лодок, с которых можно было ловить рыбу. Теперь моаи отождествлялись с образом врага, и статуи уничтожались племенами-соперниками. Существует множество теорий относительно назначения моаи. Возможно, это были островные боги, запечатлённые в камне, или портреты вождей, правивших островом. По мнению Тура Хейердала, статуи изображают белых индейцев, прибывших на остров из Латинской Америки . В эпоху культурного расцвета (XVI—XVII вв.) на острове Пасхи проживало до 20 тысяч человек.

После прибытия европейцев численность населения сократилась, многие пасхальцы были вывезены в Перу для каторжных работ. Сегодня остров населяют около 4000 человек. Условия жизни островитян значительно улучшились, построен аэропорт, туристы приносят небольшой доход. Но остров Пасхи по-прежнему кажется безлюдным, как во времена исследований Тура Хейердала, когда норвежцу виделся «какой-то окаменевший мир со своими окаменевшими жителями».