Либеральное движение в России в эпоху Александра II. Особенности становления российского капитализма

ПРИЧИНЫ ПОДЪЁМА ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ 1)Сохранение старой социально – политической системы. 2)Нерешённость аграрного вопроса. 3)Половинчатость реформ ых гг. 4)Колебания правительственного курса. 5)Социальные противоречия.






КОНСЕРВАТОРЫ Основная цель: оградить правительство от влияния либералов, сохранить привилегии дворянства, сохранить самодержавие. Основные идеи: Продолжали развивать идеи теории официальной народности. Считали реформы вредными для страны, т.к. они вели к разрыву между интеллигенцией и народом, росту революционного движения. Утверждали, что самодержавная форма правления является наиболее подходящей для России. Отстаивали идею о том, что только самодержавный монарх, стоящий над всеми сословиями, является истинным выразителем интересов народа.


КОНСЕРВАТОРЫ Основные деятели: 1. Михаил Никифорович Катков – журналист, издатель газеты «Московские ведомости» 2. Константин Петрович Победоносцев - профессор права Московского университета, воспитатель царских детей, обер-прокурор Синода (с 1880 г.). 3. Петр Андреевич Шувалов – шеф корпуса жандармов и начальник III отделения



ЛИБЕРАЛЫ Истоки: взгляды западников и славянофилов. Основная цель: поддерживать проведение правительством либеральных реформ, склонить к проведению конституционной реформы. Основные идеи: Численность либералов незначительна, социальная база слабая (часть интеллигенции и дворянства). Некоторый подъем либерального движения в 70-е годы связан с деятельностью земств. Не смогли выработать общую программу действий и выступать совместно. Некоторые считали, что Россия еще не доросла до народного представительства (конституции) Репутации либералов мешали «заигрывания» с социалистами (попытка договориться с Герценом, предложения революционерам-народникам)




НАРОДНИКИ (РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ) Истоки: взгляды русских революционных демократов, прежде всего А.И. Герцена. Основные идеи: в основе - теория общинного социализма А.И. Герцена; большое влияние оказали идеи Н.Г. Чернышевского Основные деятели: Александр Иванович Герцен, Николай Гаврилович Чернышевский



НАРОДНИКИ (РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ) Теория общинного социализма: Крестьянская община содержит в себе «зародыш социализма»: коллективное владение землей, уравнительное землепользование, периодические переделы земли, круговая порука (коллективная ответственность) за выплату налогов и повинностей. Россия сможет перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития Социалистические настроения у русских крестьян носят бессознательный характер, поэтому революционеры должны создать свою организацию и подготовить крестьян к революции. Причины нового подъема революционного движения: 1) Радикально настроенная интеллигенция была недовольна умеренным характером реформ Сохранением помещичьего землевладения Введением временнообязанного состояния Тяжелыми для большинства крестьян условиями выкупной операции 2) Медлительность и непоследовательность правительства при осуществлении реформ




БУНТАРСКОЕ Идеолог: Михаил Александрович Бакунин Задачи: русское крестьянство готово к революции, интеллигенция должна только подтолкнуть народ к выступлению Тактика: поднять бунт, стихийное крестьянское восстание, которое уничтожит государство – главное орудие угнетения




ЗАГОВОРЩИЧЕСКОЕ Идеолог: Пётр Никитич Ткачёв Задачи: крестьянство вообще невозможно поднять на революцию. Власть должна захватить хорошо организованная группа революционеров Тактика: создать революционную партию, расшатать государство при помощи террористических актов и захватить власть; сохранить сильное государство (революционная диктатура) для проведения социалистических преобразований


НАРОДНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 60 – НАЧАЛА 70-Х ГГ. Кружок Н. Ишутина – ставил задачу подготовки революционного переворота. Группа «Ад» образовалась в 1865 г и стала готовить цареубийство. 4 апреля 1866 г. член группы Д. Каракозов пытался убить Александра II в центре Петербурга, у выхода из Летнего сада. Последствия каракозовского дела: Каракозов повешен по приговору суда; Члены Ишутинского кружка наказаны тюремным заключением и ссылкой на каторжные работы; Навсегда закрыты журналы «Современник» и «Русское слово»; Значительно усилена власть губернаторов; Урезаны права земства.


НАРОДНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 60 – НАЧАЛА 70-Х ГГ г. – С. Нечаев образовал общество «Народная расправа». С. Нечаев организовал убийство одного из руководителей "Народной расправы" студента И. Иванова, подвергшего критике некоторые его высказывания. После этого полиция раскрыла организацию. Нечаев бежал за границу, был выдан России как уголовный преступник и закончил свои дни в Петропавловской крепости. Большинство народников осудило "нечаевщину" г. - начало деятельности кружка «чайковцев» (назван по фамилии одного из руководителей Н. Чайковского). «Чайковцы» смогли создать сеть своих групп в разных городах г. – создан кружок А. Долгушина, в который вошли сторонники идей Бакунина.


«ХОЖДЕНИЕ В НАРОД» Крестьяне не понимали и не принимали революционную пропаганду и часто сами доносили на агитаторов полиции. Крестьяне ждали улучшения своей жизни не от революционеров, а «сверху» – от царя. Эта и следующие попытка «хождения в народ» окончились провалом, привели лишь к массовым арестам среди революционеров и ужесточению политики правительства. Однако эти неудачи не остановили роста революционного движения.


«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» 1876 г. – в Петербурге создана народническая организация «Земля и воля» Создатели: М. Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов и др. Цели: Передать всю землю крестьянам Переустроить жизнь общества на принципах общинного самоуправления Решение национального вопроса Методы: Считали, что достижение цели возможно только насильственным путем Необходимо вести пропаганду среди крестьян и рабочих (организаторские действия) – «оседлая» пропаганда. Для ослабления действующего правительства использовать террор (дезорганизаторские действия) Действия: Новая волна «хождения в народ» 6 декабря 1876 г. – антиправительственная демонстрация у Казанского собора в Петербурге Март 1878 г. – организация стачек на Новой бумагопрядильне в Петербурге и ряде других предприятий



РАСКОЛ «ЗЕМЛИ И ВОЛИ» Неудача пропаганды в народе вызвала разочарование многих народников. Одновременно был проведен ряд громких актов террора: Январь 1878 г. – В Засулич ранила петербургского градоначальника Трепова. Август 1878 г. – убит шеф жандармов Мезенцев Февраль 1879 г. – убит харьковский генерал-губернатор Кропоткин 2 апреля 1879 г. – народник А. Соловьев пытался убить царя на Дворцовой пл. в Петербурге Власти ответили усилением репрессий. Среди народников нарастали противоречия между сторонниками пропаганды («деревенщиками») и последователями заговорщической тактики («политиками»)


РАСКОЛ «ЗЕМЛИ И ВОЛИ» «Земля и воля» раскололась на две организации: 1. Чёрный передел (г.г.) Идеолог: Г.В. Плеханов 2. Народная воля (г.г.) Идеолог: Исполнительный комитет 1880 г. - «Черный передел» прекратил свое существование. Его участники эмигрировали за границу. «Народная воля» действовала до 1884 г.


РАСКОЛ «ЗЕМЛИ И ВОЛИ» Планы народовольцев: Созыв учредительного собрания на основе всеобщего избирательного права; Передача земли крестьянам; Замена самодержавия народной республикой. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес Александру II смертный приговор. Началась «охота на царя».


«ОХОТА НА ЦАРЯ» Ноябрь 1879 г. – третья попытка взорвать царский поезд Февраль 1880 г. – взрыв в Зимнем дворце После очередного покушения Александр II создал Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым, которому были даны фактически диктаторские полномочия.



«ДИКТАТУРА СЕРДЦА» М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВА Борьба против революционеров: Ликвидировал III отделение; Подчинил политическую полицию министру внутренних дел; Переориентировал политическую полицию с массовых арестов на хорошо подготовленные точечные удары (Желябов, Михайлов, Клеточников)


1 МАРТА 1881 Г. Оставшиеся на свободе члены «Народной воли» во главе с С. Перовской разработали несколько новых вариантов покушения на царя. 1 марта 1881 г. император Александр II был смертельно ранен бомбой на Екатерининском канале в Петербурге и скончался в Зимнем дворце. Одобренный накануне трагедии проект Лорис-Меликова был отклонен новым императором Александром III. Народ был потрясен гибелью царя-освободителя. Крестьянская революция не началась, а «Народная воля» была разгромлена.



В 60-х годах XIX века формируется новое течение революционного движения под названием народники. В нее входят передовая молодежь и представители разночинской интеллигенции. Им была присуща вера в самобытное развитие России, поскольку она ближайшая, по их мнению, к социалистическому обществу. Основу нового общества они видели в сельской общине.

Известны три этапа народнического движения:
1. (1859-1861 гг.) - Проходил под лозунгом "хождения в народ";
2. (1870-е годы) - пропагандистская работа среди населения, массовое "хождение в народ" (с 1874 г.)
3. (1880-е годы) - политическая борьба с элементами террора.

В рамках народнического движения существовали два основных течения - умеренное (либеральное ) и радикальное (революционное ). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского , стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма .

Общие принципы:

1) Вера в народ. Она была характерна для сознания образованных слоев русского общества. Народ рассматривался как носитель некоего идеала. Но идеал воспринимался по-разному.

Консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи.

Леворадикальная интеллигенция видела в народе носителя идеи социальной справедливости.

Эта убежденность являлась результатом отрыва от народа, смутного сознания того, что собой являет действительно крестьянство.

2) Для народников было характерно крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России. Они считали капитализм строем плохим, а в России еще и искусственным. Они полагали, что капитализм в России насаждается исключительно сверху государством, не имеет никаких корней.

3) Для народников было характерно приоритетное внимание к проблемам социального характера. Они казались более существенными, чем проблемы политического характера. Проблемы политические казались производными, вторичными от социальных.

4) Для народников был характерен исторический индивидуализм. Они считали, что при надлежащей энергии можно повернуть ход общественного развития.

Наиболее крупной революционной организацией этого периода являлась «Земля и воля» (1861 - 1864). В 1879 г. с связи с усилением радикального крыла организации, требовавшего насильственных методов борьбы с царским режимом, «Земля и воля» распалась на две организации – «Народную волю», ставшую на путь террора и прямого захвата власти, и «Чёрный передел», сохранивший прежние методы революционной пропаганды.

После убийства Александра 2 в 1881г. членами организации «Народная воля» (В.Фигнер, С.Перовская, А.Ульянов, И.И. Гриневицкий).

После убийства народовольцами Александра II (1881), организация была разгромлена полицией, и к концу 1880-х гг. прекратила свою деятельность. В начале 1880-х гг. распался «Чёрный передел».

В 60-х годах XIX века формируется новое течение революционного движения под названием народники. В нее входят передовая молодежь и представители разночинской интеллигенции. Им была присуща вера в самобытное развитие России, поскольку она ближайшая, по их мнению, к социалистическому обществу. Основу нового общества они видели в сельской общине.

Известны три этапа народнического движения:
1. (1859-1861 гг.) - Проходил под лозунгом "хождения в народ";
2. (1870-е годы) - пропагандистская работа среди населения, массовое "хождение в народ" (с 1874 г.)
3. (1880-е годы) - политическая борьба с элементами террора.

В рамках народнического движения существовали два основных течения - умеренное (либеральное ) и радикальное (революционное ). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского , стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма .

Общие принципы:

1) Вера в народ. Она была характерна для сознания образованных слоев русского общества. Народ рассматривался как носитель некоего идеала. Но идеал воспринимался по-разному.

Консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи.

Леворадикальная интеллигенция видела в народе носителя идеи социальной справедливости.

Эта убежденность являлась результатом отрыва от народа, смутного сознания того, что собой являет действительно крестьянство.

2) Для народников было характерно крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России. Они считали капитализм строем плохим, а в России еще и искусственным. Они полагали, что капитализм в России насаждается исключительно сверху государством, не имеет никаких корней.

3) Для народников было характерно приоритетное внимание к проблемам социального характера. Они казались более существенными, чем проблемы политического характера. Проблемы политические казались производными, вторичными от социальных.

4) Для народников был характерен исторический индивидуализм. Они считали, что при надлежащей энергии можно повернуть ход общественного развития.

Наиболее крупной революционной организацией этого периода являлась «Земля и воля» (1861 - 1864). В 1879 г. с связи с усилением радикального крыла организации, требовавшего насильственных методов борьбы с царским режимом, «Земля и воля» распалась на две организации – «Народную волю», ставшую на путь террора и прямого захвата власти, и «Чёрный передел», сохранивший прежние методы революционной пропаганды.

После убийства Александра 2 в 1881г. членами организации «Народная воля» (В.Фигнер, С.Перовская, А.Ульянов, И.И. Гриневицкий).

После убийства народовольцами Александра II (1881), организация была разгромлена полицией, и к концу 1880-х гг. прекратила свою деятельность. В начале 1880-х гг. распался «Чёрный передел».

Либерализм в Российской империи зародился ещё в XVIII в. Но особую значимость и остроту он приобрёл при правления императора Александра II в 1860-1880 гг. после проведения так называемых либеральных реформ. Многие прогрессивные дворяне и либералы были недовольны половинчатостью крестьянской реформы и требовали от властей её продолжения. Кроме того, в России также возникло движение «земский конституционализм», основным требованием которого являлось предоставление гражданских прав. Обо всём этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Слово «либерализм» появилось в Европе в XVIII в. Оно является производным от слова liberalis, что означает свободный. Вообще, либералы - это люди, главной целью политической борьбы которых является обеспечение прав и свобод человека.

В России первой половины XIX в. слово «либерал» было практически ругательным. Дело в том, что Николай I в начале своего правления был серьёзно напуган декабристами, а все революции в Европе в середине XIX в. проходили под лозунгами либерализма. Поэтому власти относились враждебно к либералам.

Крестьянская реформа 1861 г. своей половинчатостью вызвала недовольство не только у крестьян, но и у значительной части прогрессивно настроенных дворян. Многие дворяне стали обращаться к царю или выступать на местных губернских собраниях с просьбой об изменении порядка проведения реформы. Самой известной акцией такого плана стало выступление в декабре 1864 г. тверских дворян во главе с бывшим предводителем дворянства А.М. Унковским (Рис. 2). За это ему запретили заниматься крестьянскими вопросами, а также отстранили от должности. 112 тверских дворян представили императору Александру II документ, который назывался «Верноподданический адрес». Однако положения этого документа были почти что революционными. Дворяне сами настаивали на том, чтобы создать систему, абсолютно равную для всех сословий, отменить сословные привилегии дворянства, создать независимый суд и даже наделить крестьян землёй.

Рис. 2. А.М. Унковский - предводитель российского дворянства, общественный деятель ()

Александр II, который казался либеральным императором и сторонником прогресса, приказал репрессировать этих дворян. 13 человек были помещены на два года в Петропавловскую крепость, а Унковский был даже сослан в Вятку за свои радикальные идеи. Другие либералы, увидев подобную реакцию со стороны властей, побоялись открыто выступать против правительства даже с самыми благими намерениями. Они стали группироваться вокруг немногочисленных журналов, которые стали выходить в 1860-е гг.

Своеобразным центром политической борьбы и рупором либералов стал журнал «Вестник Европы» (Рис. 3). Издание с таким названием уже выходило в России с 1802 по 1830 гг., но было закрыто по требованию Николая I, боявшегося любых проявлений оппозиционности. «Вестник Европы» с 1866 г. выходил под редакцией известнейшего общественного деятеля и историка М.М. Стасюлевича (Рис. 4). Журнал публиковал острые политические материалы. Там выступали такие известные учёные, как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев; публиковались произведения Л.Н. Толстого, А.Н. Островского, И.А. Гончарова, а в 1880-е гг. даже произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина - одного из самых острых и едких сатириков.

Рис. 3. Журнал «Вестник Европы» ()

Рис. 4. М.М. Стасюлевич - редактор журнала «Вестник Европы» ()

Самым влиятельным изданием можно считать газету «Голос» (Рис. 5), которая выходила в России на протяжении двадцати лет и объединяла также сторонников либеральной идеи. Она ненадолго объединила даже славянофилов и западников - представителей двух противоположных течений, которые враждовали друг с другом ещё с 1830-х гг.

Одним из проводников либеральной идеи стал известный славянофил Ю.Ф. Самарин (Рис. 6). В 1870-е гг. московское земство пригласило его поучаствовать в разработке проекта налоговой реформы, в чём он активно принял участие. Согласно его проекту налоговыми, или податными, должны были стать все сословия Российской империи, то есть налоговое бремя ложилось не только на крестьян и мещан, но и на дворян и духовенство. Для Александра II всё это было слишком радикальным. Самарина не тронули только потому, что он уехал за рубеж и там вскоре скончался.

Рис. 6. Ю.Ф. Самарин - славянофил, проводник идей либерализма в России ()

Славянофилы продолжали считать Россию самобытной цивилизацией, но они видели, что те изменения, происходившие в стране, явно вели к лучшему её положению. С их точки зрения, возможно, России и следовало бы использовать опыт западных стран при условии, что он бы приводил к хорошим результатам.

В конце 1870-х гг. усилились либеральные настроения и среди земств. В либерализме возникло течение «земский конституционализм». Представители этого направления требовали от Александра II продолжения реформ. Они считали, что права земств, то есть органов местного самоуправления, стоит расширить. Основным их требованием было «увенчание здания земской реформы», под чем подразумевалось создание какого-то общегосударственного выборного органа (как бы венчающего здание региональных выборных органов - земских собраний). Сначала это должен был быть совещательный, но в перспективе (это понималось всеми, хотя и не всегда проговаривалось) - законодательный орган, то есть - орган парламентского типа, ограничивающего власть монарха. А это и есть конституционализм - отсюда и название движения. Земские конституционалисты требовали равного положения для всех сословий, а некоторые их представители - даже принятия Конституции Российской империи. Ключевым пунктом политической программы земских конституционалистов было требование о предоставлении гражданских свобод: слова, печати, собраний. Однако Александр II, несмотря на либеральный запал в начале его правления, был не готов пойти на столь серьёзные послабления. Этому весьма препятствовала и революционная деятельность, которая в это время велась в России.

Особенностью земских конституционалистов была надежда на сотрудничество с императором Александром II. В самом конце правления императора у них появилась некоторая надежда. Дело в том, что правой рукой Александра стал М.Т. Лорис-Меликов (Рис. 7), которого считали приверженцем идей либерализма. Но надежды либералов не оправдались и Конституция Лорис-Меликова так и не была принята в Российской империи.

Рис. 7. М.Т. Лорис-Меликов - российский государственный деятель, ближайший соратник Александра II ()

Либералы пытались убедить императора и его приближённых в том, что проще произвести в стране постепенные преобразования, чем дожидаться всплеска революционных настроений. Некоторые представители либеральных кругов даже вступали в контакт с народниками, убеждая их прекратить террористические акты, тем самым вынуждая власть к сотрудничеству. Но все усилия либералов оказались бесполезными.

Некоторые либералы хотели возрождения хотя бы Земского собора, через который можно было бы пытаться влиять на императора. Но такая мысль даже Александру II казалась уже слишком радикальной.

Таким образом, можно сказать, что либеральное движение 1860-х - 1870-х гг. в России не выполнило тех задач, которые оно перед собой ставило. В немалой степени неудачи русского либерализма были связаны с давлением на власть другого политического течения - консерватизма.

Домашнее задание

  1. Что такое либерализм? Как зародилось либеральное движение в России и что ему способствовало?
  2. Охарактеризуйте либералов-дворян с социально-политической точки зрения. Почему прогрессивные дворяне взяли за основу либеральное движение?
  3. Какие причины способствовали зарождению земского конституционализма и что он из себя представлял? Охарактеризуйте политическую программу земских конституционалистов.
  1. Интернет-сайт Sochineniye.ru ()
  2. Интернет-сайт Examen.ru ()
  3. Интернет-сайт School.xvatit.com ()
  4. Интернет-сайт Scepsis.net ()

Список литературы

  1. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. М.: «Вентана-Граф», 2013.
  2. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. М.: «Дрофа», 2012.
  3. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914). М.: Русский путь, 1995.
  4. Либерализм в России / РАН. Ин-т философии. Отв. ред.: В.Ф. Пустарнаков, И.Ф. Худушина. М., 1996.
  5. Татищев С.С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. В 2 томах. М.: Чарли, 1996.

На вопрос народное движение при александре 2 заданный автором Европейский лучший ответ это Крестьянская реформа 1861 г. стала «звездным часом» для деятелей из либерального лагеря, как западников, так и славянофилов, кото­рые получили возможность воплотить в жизнь свои идеи.
■Либераль­ное движение в 1860-1870-е гг., возглавляемое университетскими профессорами К. Д. Кавелиным и Б. Н. Чичериным, выдвигало в це­лом довольно умеренную программу, не выступало с требованиями созыва парламента, полагало его несвоевременным и возлагало все надежды на продолжение и развитие либеральных реформ «сверху», по воле императора. Либералы активно участвовали в осуществлении земской, городской и судебной реформы, в деятельности нового суда и новых органов местного самоуправления.
■1861 г. - возникает первая революционная организация «Земля и воля» во главе с редактором журнала «Современник» Н. Г. Черны­шевским. В названии организации были заключены ее главные идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей земли и ликвидация самодержавия, замена его демократической республикой. Лидеры «Земли и воли» были быстро арестованы (Чернышевский - в 1862 г.), не успев развернуть активную деятельность, и к 1864 г. организация прекратила существование.
■1866 г. - член кружка ишутинцев Д. В. Каракозов совершает не­удачное покушение на царя в знак протеста против «обманной» крестьянской реформы. Каракозов был повешен, его покушение привело к ужесточению политического режима.
■1874 г. - начало «хождения в народ» и формирование народниче­ского течения среди революционеров. Народники, основываясь на идеях А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, были убеждены в том, что основой социализма в России является крестьянская община.
Многие из них отправлялись жить и работать в деревню, устраива­ясь земскими учителями и врачами. Среди народников выделилось три направления:
пропагандистское (П. Л. Лавров) - считали, что необходимо идти в народ для пропаганды социалистических идей, что рево­люция требует долгой подготовки;
бунтарское, или анархическое (М. А. Бакунин), - считали, что крестьяне в любой момент готовы к бунту, а задача революци­онной интеллигенции - помочь им организовать восстание;
заговорщическое (П. Н. Ткачев) - по их мнению, наиболее дей­ственным способом революции являлся захват власти органи­зованной революционной партией, которая, придя к власти, осуществит все необходимые народу преобразования.
■В среде на­родников родилась мысль о необходимости создания централизо­ванной, единой, общероссийской организации. 1876 г. - возникает партия «Земля и воля». Ее лидеры - В. Н. Фиг­нер, Н. А. Морозов, А. Д. Михайлов. Землевольцы попытались перей­ти к налаживанию систематической пропаганды в деревне, а также начали устанавливать связи с городскими рабочими. На преследова­ния полиции они стали отвечать террористическими актами.
■1879 г. - раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел». Чернопередельцы (Г. В. Плеханов) выступали за продол­жение старой тактики работы в деревне и агитации за «черный пе­редел», то есть раздел помещичьей земли между крестьянами. На­родовольцы (А. И. Желябов, С. Л. Перовская) были сторонниками террора и выдвижения политических задач - унич­тожения самодержавия и установления политических свобод. «На­родная воля» превратилась в сильную, законспирированную организацию, имевшую связи в среде интеллигенции, рабочих, офицерства, своих агентов в рядах полиции. Народоволь­цы предприняли ряд покушений на высших чиновников и самого императора.
Еще больше на сайте ссылка