Аюттайя — как проходит экскурсия в древнюю столицу Тайланда? Аюттайя в тайланде.

Аюттайя (Аюттхая или по-тайски Аютия) — древняя столица Сиама. Так раньше назывался Тайланд. В 1767 году Аюттайя была разрушена бирманской армией. С 1991 года считается объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Аюттхая находится в 70 км к северу от Бангкока. Мы приехали в этот город на 1 день, чтобы посмотреть достопримечательности.

Аюттайя, храм Ват Махатхат

Что посмотреть в Аюттайе

Основные достопримечательности Аюттайи — храмы и пагоды, которых здесь более 300 шт. Одного дня хватит вполне, чтобы посмотреть достопримечательности Аюттайи. Так как все храмы примерно одинаковые, можно ограничиться лишь основными. Мы приехали около 13 часов дня и сразу заселились в отель. Гестахус выбрали в 5 минутах от древнего города, поэтому не стали брать никакой транспорт. Быстренько переоделись и отправились смотреть храмы. Пасмурная погода и температура всего +30С способствовали пешим прогулкам. Первый храм, в который мы зашли, Ват Ратчабурана, находился всего в 200 метрах от отеля.

Храм Wat Ratcha Burana Ayutthaya

В самых крупных храмах вход платный, 50 бат (1,5$) с туристов, 10 бат с тайцев. Оплатили билеты и иронично подметили, что если бы этот храм находился в Паттайе, вход сделали бы 500 бат.




Аюттайя фото

Поднялись в этот храм. Там есть небольшое тесное помещение внутри, из окон открывается вид на территорию комплекса.



Внутри ничего особенного

Храм Wat Maha That и голова Будды

Следующий храм находится по соседству, буквально через дорогу. Ват Махатхат — один из самых популярных храмов Аюттайи, так как на его территории можно увидеть знаменитую голову Будды, вросшую в дерево.

Голова Будды находится справа от входа в храм Ват Махатхат возле забора. На карте отмечена, как «Buddha head embedded in a Banyan tree». Точные координаты головы: 14.356634, 100.568425

С головой Будды нельзя фотографироваться стоя, запрещается быть выше Будды.

Затем мы прогулялись по развалинам храма. Площадь Ват Махатхат больше предыдущего, да и развалины здесь интереснее.







Вход в храм Махатхат тоже платный — 50 бат. Скажу по секрету, как в первый, так и во второй храм можно пройти бесплатно, если перемахнуть через 1,5 метровую стену сзади или по бокам. Никто не следит за этим и вам никто не помешает, кроме своей совести и стыда перед другими туристами.

По пути заметили небольшую покосившуюся пагоду, которая возвышается прямо посреди лужайки. Карта Гугл подсказала название — Wat Langkhakhao.


Wat Langkhakhao

Только вышли на асфальтированную дорогу, как увидели змею на обочине. Метра полтора длинной и шириной с колбасу! Вот такие красотки живут в этом парке, нужно всегда смотреть под ноги.

Храм Wat Thammikarat

Через 5 минут подошли к храму Ват Тамикарат. Он не самый популярный, но тем не менее вход все равно платный — 20 бат.

Храм совсем небольшой, территория облагороженная, много зелени. Мы присели отдохнуть в уютной беседке в тени зарослей.

В этом храме почитают петухов. Боевых петухов. Тут сотни статуэток петухов всевозможных размеров.


А еще в храме видели голову Будды в чаше в форме лотоса.

Rama Public Park

Продолжаем смотреть достопримечательности Аюттайи. Следующий храм в нашей программе - Wat Phra Ram, который находится в 500 метрах. Но только мы направились к нему, как увидели стаю агрессивных собак впереди, 10-15 штук, не меньше, которые прогоняли других собак со своей территории. Мы решили, что безопаснее будет обойти их стороной, чтобы не попасть под раздачу. Прошли в обход по мостикам через Парк Рамы.

Видели этот парк на карте, но заходить не собирались, так как в Аюттхае столько храмов, что на парк время тратить не хотелось. Но парк нам понравился, зелено, чисто, симпатичные мостики через водоём, а также пара второстепенных достопримечательностей.

Храмы Аюттхаи: Wat Phra Ram

Храм оказался закрыт. Время 5 вечера, странно. Ну да ладно, его и с дороги можно разглядеть и сфотографироваться. К тому же, мы уже немного утомились.





Viharn Phra Mongkhol Bophit

Следующий храм - Ват Пхра Монгкол Бопхит. Он не древний, просто самый большой в Аюттайе. Видимо, в связи с этим здесь также очень много народу, причем, не только туристов, но и местных. У нас уже силы были на исходе, поэтому дальнейший осмотр храмов Аютии был очень поверхностный. Просто фотографировали снаружи и проходили дальше.

Wat Phra Si Sanphet

Ват Пхра Си Санпхет - соседний древний храм, в котором до наших времен дожили только 3 большие ступы. Вход 50 бат.



Wat Phra Si Sanphet

Световой день близится к завершению, а мы еще хотели посмотреть большого лежащего Будду. Обходим Ват Пхра Монгкол Бопхит с левой стороны и идём через рынок для местных. Рыночек напомнил Вьетнам, низкая крыша, чем-то воняет и местные ездят на мопедах.

Проходим через речку по деревянному мостику. До лежачего Будды идём еще 5 минут по узкой улочке.

Wat Lokkayasutharam

Лежащий Будда в Ват Ват Локаясутхарам нас не впечатлил особо. Ну Будда, ну тряпкой накрыли. Что такого? Наверное, утомились уже и даже немного пожалели, что дошли до него.


Wat Lokkayasutharam

Пожалуй, на этом мы закончим осмотр достопримечательностей Аюттайи на сегодня. Окультурились так, что на месяц вперёд хватит. Да и желудок просит кушать. Надо ловить тук-тук и двигаться в сторону центра. Возле Будды не было ни одного таксиста, даже мотобайкеров, потому пришлось вернуться к предыдущему храму и там уже мы сторговались на 80 бат до центра.

Такси и тук-туки в Аюттхае

Вот такие смешные крохотные трехколесные мото-такси ездят в Аюттае. В Тайланде такие тук-туки мы еще нигде не видели. Обязательно прокатитесь!


Где покушать в Аюттайе

Где поесть в Аюттайе? В центральной части города множество кафешек и ресторанов. Вечером на улице Ho Rattanachai, которая напротив храма Ват Махатхат, разбивают ночной рынок, где можно перекусить шашлычками по 10 бат или заказать что-нибудь из тайской кухни и сытно поужинать на 100-200 бат. Проблем с питанием в Аюттхае точно не возникнет. Также во многих отелях есть собственный ресторан, в том числе и в нашем.

Ужинать в отеле или есть в духоте на рынке не хотелось, тело требовало релакса. Мы выбрали уютный ресторанчик Coffee Old City напротив Ват Махатхат. Просто по внешнему виду понравился, да и внутри были другие посетители. Не прогадали, очень вкусно покушали. Ужин с тремя блюдами и напитками обошелся в 500 бат. Так что, рекомендуем. Вкусно и недорого.


Где поесть в Аюттайе? Можем порекомендовать кафешку Coffee Old City

Отели в Аюттайе

Отели в Аюттайе имеют особенности. Во-первых, отели дорогие. Дороже, чем в среднем по Тайланду. А во-вторых, отели в Аюттхае старые. Номера в отелях также имеют какие-то недочеты, где-то удобства на этаже, в другом отеле полотенца платные, а в нашем отеле, например, не было ни мыла, ни бесплатной воды в номере. Но для ночевки сойдет. Вот несколько недорогих отелей в центре города:

Ayothaya Hotel
Phrakhun House Ayutthaya
Baan one love Ayutthaya
The Sixty at Ayutthaya

История города

Аюттхая была столицей королевства Сиам в 1350-1767 гг. Гости с Запада восторженно описывали ее как «прекраснейший из городов, которые когда-либо приходилось видеть». В XI в. кхмеры к северо-востоку от нынешнего вокзала по соседству с ватом Кхуди-Дау основали небольшой город - форпост своей империи. В XIII в. лежавшую в долине Чаупхраи страну захватили и освоили тайцы, и Аюттхая и Лопбури вошли в состав княжества Утхонг, вассала Сукхот-хая. После страшной чумы 1347 г., сократившей численность населения более чем наполовину, князь был вынужден покинуть город Утхонг. Своей новой столицей он сделал омываемую реками Аюттхаю, основная часть которой была расположена в удобном для обороны месте к югу от Чаупхраи. В очередной раз королевство Сиам распалось на несколько княжеств после смерти Рамы Камхенга, что стало поводом и для Утхонга сбросить с себя вассальную зависимость от Сукхотхая. В 1350 г. князь объявил свое владение самостоятельным государством, а себя - королем под именем Сомдет Пхра Рама Тхибоди I (иногда его называют королем Утхонгом). Новое государство получило название по своей столице - Аюттхае. Рама Тхибоди I объявил себя реинкарнацией бога Вишну, а также возродившимся героем индийского эпоса «Рамаяна». Эти претензии на божественное происхождение во время коронации подтвердили восемь брахманов из священного индийского города Варанаси.

История Аюттхаи насчитывает 33 короля. Город стал крупным процветающим культурным и торговым центром, где многие европейские торговые дома имели свои представительства. И по сей день можно видеть фундамент голландского товарного склада и отреставрированную французскую церковь Св. Иосифа. Из четырех таможен самая большая располагалась к югу от города на восточном берегу Чаупхраи. Военные корабли и королевские суда бросали якорь у северного берега реки Лопбури около вата Тин-Тха напротив королевского дворца. Король У Тхонг обнес город земляным валом и частоколом, и только в 1549 г. его сменила сплошная кирпичная стена. В 1580 г. северная крепостная стена была перенесена ближе к реке - остатки первоначальных стен до сих пор видны на улице Pa Maphrao Road. Из шести больших фортов сохранились лишь остатки форта Пхомпхет у впадения Пасака в Чаупхраю. После разрушения Аюттхаи кирпичи остальных башен и укреплений были использованы для сооружения городских стен Бангкока.

Разрушение Аюттхаи в 1767 г. означало временный упадок сиамской монархии. Члены королевской семьи боролись за власть. Король Экатот, последний и самый слабый правитель аюттхайской династии, не смог их примирить. Когда войска бирманцев в очередной раз стояли у городских ворот, соперники короля впустили врагов в город, способствовав разрушению и последовавшей за ним 15-летней бирманской оккупации бывшей столицы.

Бирманцы повели себя в Аюттхае, как вандалы в Древнем Риме. Разрушенные Они не пощадили ни одного храма и сровняли с землей древний храмы, королевский дворец Ванглуанг. Символом окончательного за- оскверненные хвата Аюттхаи стало разрушение тысяч скульптур Будды: окку- статуи Будды панты лишали фигуры «души», отрубая им головы, что с точки зрения верующих является особым кощунством. Некоторые из этих оскверненных статуй сохранились до наших дней.

Аюттхая сегодня

Сегодня Аюттхая представляет собой огромное скопление руин Всемирное дворцов и храмов. С 1956 г. начались последовательные раскопки культурное фундаментов нескольких храмовых комплексов. Департамент наследие изящных искусств признал около ста построек и развалин национальными памятниками, другие получили такой же статус по мере раскопок или реставрации. ЮНЕСКО в 1991 г. включила развалины Аюттхаи в Список всемирного культурного наследия.

На одном только острове, центре древней Аюттхаи, стояли три королевских дворца, триста семьдесят пять храмов и двадцать девять фортов, а городских ворот - девяносто четыре! Тому, кто хочет получить представление о прежнем величии и красоте Аюттхаи, рекомендуем экскурсию, начинающуюся на Мосту принца Дамронга, неподалеку от вокзала. На этот маршрут, проходящий мимо десяти храмов, двух музеев и двух дворцов, нужно запланировать полдня, а если есть желание осмотреть музеи, то и больше. Можно также взять такси и попросить водителя останавливаться у достопримечательностей.

Достопримечательности

Ват Суван-Дарарам

По Мосту принца Дамронга маршрут ведет на кольцевую улицу U Thong Road, по которой следует пройти налево около 700 м. Там в окружении трех небольших озер лежит ват Суван-Дурарам, построенный около 1700 г., а при королях династии Чакри расширенный, отреставрированный и украшенный многочисленными картинами. Святилище, основание которого понижается к центру, - единственное на острове Аюттхаи, где и ныне живут монахи. Интересен большой бот с передним залом, резьба по дереву на фронтонах, внутри - фрески бангкокского периода, а также прекрасный кессонный потолок и статуя Будды в стиле Аюттхаи. Вихан был построен Рамой II (1809-1824), а в 1931 г. украшен стенными росписями на сюжеты из истории Таиланда.

Форт Пхомпхет

По выходе из квартала храмов напротив, на берегу Чаупхраи, видны остатки единственного сохранившегося форта Пхомпхет. Теперь нужно снова идти налево по U Thong Road, а затем свернуть с нее у форта Пхомпратучакрайной на север, к развалинам вата Борома-Пхуттха-Рам.

Ват Борома-Пхуттха-Рам

Ват Борома-Пхуттха-Рам, от которого сохранились только стены, был построен в 1683 г. при короле Нарае. Три двери, ведущие в бот, были в 1740 г. украшены инкрустированными перламутром деревянными панелями. После разрушения Аюттхаи эти великолепные изделия попали в Бангкок. По одной двери установлено в Бангкоке в храме Бенчамабопхит (Мраморный храм) и в храме Пхракэу (Большой дворец). Из третьей двери сделали книжный шкаф, который выставлен в Национальном музее в Бангкоке.

Музей Чаусампхрая

Время работы:
ср.-вс.
9.00 – 12.00
14.00 – 17.00
Вход платный

Пройдя здание местной администрации Аюттхаи, попадаешь к основанному королем Пумипоном в 1961 г. Национальному музею Чаусампхрая. В нем - множество интересных экспо-натов в стиле Лопбури, Утхонг и Аюттхая, а также Дваравати и Сукхотхай. Здесь можно посмотреть на археологические находки из Аюттхаи, бронзовые и каменные скульптуры, керамику, резьбу по дереву, лаковые изделия, вотивные таблички, а также усыпанные драгоценными камнями золотые украшения. В разделе древностей особенно примечательны сидящий Будда (стиль Дваравати, XI-XII вв.) и колоссальная голова Будды (стиль Утхонг).

Аюттхайский центр исторических исследований

Время работы:
ср.-вс.
9.00 – 16.00

Хорошим дополнением к осмотру Национального музея Чаусампхрая может стать посещение Аюттхайского центра исторических исследований. Здесь зарубежные ученые могут изучать историю бывшей столицы. Здание было построено по совместному проекту тайских и японских архитекторов, внутри диорамы и витрины; трехмерные реконструкции храмовой и светской архитектуры иллюстрируют жизнь и быт древней Аюттхаи.

Вихан Пхра-Монгкхонболит

Если, выйдя из Национального музея, повернуть налево, оказываешься на площади Санамлуанг (Sanaam Luang, она же Пхра-мане, Phra Mane Ground), на западном углу которой находится вихан Пхра-Монгкхонбопхит, восстановленый в 1956 г. по указу премьер-министра Пхибунсонгкхрама в стиле сгоревшего при разрушении Аюттхаи первоначального здания. Благодаря этому весьма почитаемая и высокохудожественная бронзовая статуя Будды, одна из самых больших в Таиланде, снова вернулась на место, где стояла с 1603 г.

О ее прежней судьбе известно мало. Формальные признаки, приметы стилей Утхонга и Сукхотхай, заставляют предполагать, что фигура была отлита при короле Бороме Трайлоканате (1448-1488). При нем для скульптур Будды и в архитектуре чеди стали применять стиль Сукхотхай, сменивший кхмерский стиль. Статую неоднократно реставрировали, однако ее внешний вид практически не менялся. Несколько лет назад внутри скульптуры обнаружили несколько сотен мелких фигурок. Украшения пьедестала изготовлены в 1931 г. и отличаются от старых меньшим мастерством исполнения.

Ват Пхра-Рам

Большое впечатление производят Слоновые ворота расположенного неподалеку, среди прудов вата Пхра-Рам, заложенного в 1369 г. королем Рамесуаном и расширявшегося и перестраивавшегося в течение столетий. На просторной террасе выставлены наги, гаруды и полуразрушенные статуи Будды.

Дом Кхун Пхэна

Неподалеку, окруженный рвами с водой, стоит дом Кхун Пхэна в традиционном тайском стиле. Раньше здесь помещалась тюрьма. Дом - одна из немногих сохранившихся построек в этом стиле - был собран в 1940 г. из фрагментов других домов (наподобие домов Джима Томпсона в Бангкоке (см.: Знаменитости).

Ват Пхра-Сисанхет

Если идти по улице Si Sanphet Road до Naresuan Road, приходишь к вату Пхра-Сисанпхет, самому красивому и значительному храму древней Аюттхаи. Его три больших чеди на длинной террасе - один из самых запоминающихся образов города руин. Постройка в западной части террасы некогда также была увенчана чеди. Она имеет много входов с небольшими прангами, которые, как и небольшие чеди и часовни вокруг, хранили, вероятно, прах членов королевской семьи.

Королевские дворцы

По выходе из королевского храма (напротив стоит памятник королю Раме Тхибоди I) нужно идти налево, чтобы попасть к королевскому дворцу Ванглуанг, который называют также Старым дворцом в отличие от построенного позже дворца Чандракасем.

От третьего дворца - Клангсуан-луанга - у западной городской стены не сохранилось ничего. Стены Ванглуанга тянутся до самого берега реки Лопбури, но, кроме этих стен и хорошо реконструированных фундаментов, смотреть там практически больше нечего. В этой части города бирманцы особенно свирепствовали, так что от старинных тайских зданий ничего не осталось.

Зато получаешь представление о размерах дворцового комплекса, включавшего в себя и ват Сисанпхет. В целом он напоминает комплекс Большого дворца в Бангкоке, поскольку последний строился в подражание постройкам древней столицы Аюттхаи, хотя и в стиле другой эпохи.

Ванглуанг (Старый дворец)

Самое старое здание в Ванглуанге было построено королем Рамой Тибоди I в 1350 г., когда он объявил Аюттхаю столицей своих владений. В 1448 г. королем Бороморачей II к нему был добавлен расположенный напротив дворец Санпхетпрасат, высокие пилоны которого стоят до сих пор. Вихан Сомдет был построен в 1643 г. при короле Прасат Тхонге. Согласно преданию, дворец имел спереди и сзади по большой башне, а по бокам - две башни поменьше и был первым зданием в Аюттхае, украшенным золотыми пластинами, за что и был прозван Золотым дворцом. Из здания Чакраватпхайчайон, построенного в 1632 г., король Прасат Тхонг принимал военные парады и торжественные шествия. Банйонгратанат, построенный в 1688 г. при сыне Прасат Тхонга короле Нарае, находится в западной части комплекса на искусственном острове. Это была жилая резиденция короля (1688-1702).

Король Чулалонгкорн выстроил в 1907 г. новое здание - Тримук, открытый павильон на просторной террасе, где многие короли, в том числе и ныне царствующий Пумипон, устраивали церемонии в память почивших правителей Аюттхаи. Король Нарай Великий в XVII в. выстроил дворец Суриятамарин, от которого сохранилась только одна стена значительной высоты. Рядом находились стойла королевских белых слонов.

Ват На-Пхра-Мен

Мимо заполоненных дикой растительностью руин огромного храма Тхаммикарат (сохранились лишь остатки террасы, пилоны переднего зала и чеди с конусообразным шпилем) снова выходим на U Thong Road, откуда по небольшому мосту через Лопбури попадаем к вату На-Пхра-Мен. Это один из немногих храмов, уцелевших почти полностью при нашествия бирманцев. Время его постройки неизвестно. В хрониках упоминается, что он был построен при короле Боромакоте (1732-1758) и отреставрирован в начале Бангкокской эпохи. Его бот представляет собой большое величественное здание с изящной деревянной резьбой на фронтоне и дверных панелях. Трехъярусная крыша и большой портик, фланкированный двумя маленькими изящными пристройками, - свидетельство мастерства тайских зодчих.

Высота помещения подчеркнута двумя рядами восьмиугольных колонн, под держивающих покрытый искусной резьбой потолок. Маленький, изящных пропорций вихан содержит статую Будды, сидящего на европейский манер, - одну из немногих хорошо сохранившихся скульптур эпохи Дваравати (VI-X/XI вв.). Согласно надписи в вихане, статуя происходит из вата Пхра-Махатхат в Аюттхае. Однако выяснилось, что она стояла в храме Пхра-Мен в Накхонпатхоме, где обнаружилось богато орнаментированное каменное основание, служившее ей постаментом. Часть этого постамента можно увидеть в Национальном музее в Бангкоке.

Ват Яна-Сен

Если вернуться по мосту на остров Аюттхая и снова повернуть налево, то по улице, идущей вдоль Лопбури, через 800 м попадаешь к вату Яна-Сен. Высокий чеди этого храма прорезан нишами; его изящное, уравновешенное членение характерно для стиля Аюттхаи. От вата Яна-Сен уже видны развалины двух значительнейших храмов Аюттхаи: ватов Ратчабурана и Пхра-Махатхат.

Ват Ратчабурана

Ват Ратчабурана был построен королем Бороморачей II (1424-1448) в память о двух старших братьях Ай и Йи, убивших друг друга на поединке за трон. Перед виханом сохранились колонны, стены и развалины нескольких чеди, окружавших пранг, а также части внешней стены с несколькими воротами в форме наконечника копья. Прекрасно сохранился большой пранг с великолепной сюжетной лепниной (битва гаруд с нагами). Стены двух крипт в нижней части пранга покрыты интересными росписями.

По всей вероятности, они выполнены китайскими художниками, осевшими в Аюттхае и умевшими объединять такие различные с гили, как кхмерский, бирманский, Лопбури и Сукхотхай в поразительно гармоническое единство. Кроме того, во время археологических раскопок пранга в 1956 и 1958 гг. обнаружились более ста тысяч вотивных табличек, которые были проданы. Вырученные деньги пошли на строительство Национального музея Чау-сампхрая. Такие таблички делались из глины и привозились в храмы паломниками. На них изображались особо почитаемые места паломничества или просто фигура Будды. Кроме того, в пранге были найдены ремесленные изделия искусной работы, например широкие браслеты с геммами, головные украшения из золотой филиграни, а также из массивного золота с драгоценными камнями, сервиз из пяти предметов для бетеля, а также две чаши-плевательницы и золотые монеты с арабскими надписями (большинство находок выставлено в Национальном музее Чандракасем).

Пранг вата Ратчабурана представляет собой соединение цейлонского стиля с бирманским, породившее новую архитектоническую форму. Лепнина в верхней части сохранилась довольно хорошо. В каждом углу квадратной платформы когда-то стояло по маленькому чеди. Еще два чеди на перекрестке улиц хранили прах королевских братьев, а третий напоминает о королеве Си Сурийотхай, которая в 1550 г., переодетая мужчиной, сражалась с бирманцами верхом на слоне, спасла жизнь своему мужу, но сама при этом погибла. Рядом с этим чеди у полностью разрушенного вата Локая-Сутха можно взглянуть на огромную статую лежащего Будды.

Ват Пхра-Махатхат

Ват Пхра-Махатхат стоит через улицу от вата Ратчабурана. Согласно преданию, он воздвигнут в 1384 г. королем Рамесуаном, который велел соорудить центральный пранг для реликвий Будды. По другим источникам, первые здания этого храмового комплекса (в том числе и вышеупомянутый центральный пранг) были построены королем Бороморачей I (1370-1388). Пранг высотой 46 м - одно из самых величественных сооружений Аютт-хаи. В 1625 г. верхняя часть обвалилась, а в 1633 г. была отстроена заново, удлинившись при этом еще на 4 м. Но и это здание в свое время обрушилось, остались лишь углы, которые стоят и по сей день. А в 1956 г. в развалинах обнаружили потайную камеру, где хранились золотые украшения, золотой ящичек с реликвией Будды и парадная посуда искусной работы. На территории храма немало руин разнообразных пран-гов и чеди. Обращает на себя внимание восьмиугольный чеди с тупым навер-шием в цейлонском стиле.

Если вернуться на улицу U Thong Road и идти по ней вдоль Лоп-бури, попадаешь к музею Чандракасем, заслуживающему продолжительного осмотра. Здесь есть статуи Будды и бодхисаттв, золотые изделия и украшения, резьба по дереву, фронтоны, посуда и культовые принадлежности XIII-XIV вв. Музей размещен во дворце, заново отстроенном королем Монгкутом (Рамой IV) для наследного принца. Позже дворец служил резиденцией королей во время их пребывания в Аюттхае. Экспонаты музея дают лишь слабое представление о роскоши, царившей при дворе древних тайских королей, однако позволяют хорошо представить себе жизнь обитателей Аюттхаи. Мимо форта Пхоммахачей попадаешь к причалам, а оттуда по U Thong Road - к исходному пункту экскурсии.

Прочие достопримечательности

Церковь Св. иосифа

Тем, кто задерживается в Аюттхае на более продолжительное время и интересуется историей города, можно рекомендовать знакомство с расположенной на другом берегу Чаупхраи церковью Св. Иосифа. Она была построена в XVIII в. и отреставрирована в 1985 г. - память о значительной французской колонии, проживавшей в свое время в Таиланде.

Ват Яй-Чай-Монгкхон

На восточной окраине города (двигаться по дороге па Бангкок, пересечь реку Пасак и железнодорожные пути и через 300 м повернуть направо) расположен впечатляющий ват Яй-Чай-Монгкхон с мощным чеди на квадратном основании, по углам которого стоят четыре чеди поменьше. Ват был построен в 1357 г. при короле Раме Тхибоди I и передан в распоряжение монашеского ордена цейлонского происхождения, отличавшегося особенно строгими правилами аскезы. Члены этого ордена живут здесь и по сию пору. От чеди сохранились опорные столбы, на которых покоилась крыша старого храма. Вокруг чеди идет галерея с многочисленными фигурами Будды.

Расположенный в 3 км к северу от города загон для слонов был построен при короле Раме I и служил для ловли, приручения и показа слонов. Это единственное сохранившееся сооружение такого рода но всем мире.

Примерно в 70 километрах от Бангкока находится маленький провинциальный городок с населением около 60 тысяч человек, и называется он Аюттайя́ (с ударением на поселдний слог, как и во многих других тайских названиях, например: Краби́ , Паттайя́, Самуи́, Ламаи́) .

Но хотя сейчас этот населенный пункт совсем крошечный, и существует он в основном за счёт туризма, в 18-м столетии город Аюттайя являлся самым громадным мегаполисом на планете с рекордным на тот момент количеством населения… На территории Аюттайи проживал 1 миллион человек! По нынешним меркам, вроде немного, но ведь у них не было небоскребов, метро и даже мотобайков, ага! 😉

Но что же произошло с городом Аюттайя? Почему из столицы Сиама он превратился в глухую провинцию? И каким образом Бангкок из пригорода с названием «оливковая деревня» (именно так переводится слово «Бангкок») превратился в 15-миллионную столицу 67-миллионного Таиланда?

Об этом, и о том, как попасть в Аюттайю из Бангкока, читайте ниже, а для начала фотография того, что ежегодно приводит в древнюю столицу Сиама десятки тысяч туристов…


Ayutthaya — сегодня древняя столица Сиама выглядит так

Как видите, сегодня в Аютайя привлекает множество туристов (нас в том числе) своими необычайными развалинами.

Как попасть из Бангкока в Аюттайю

Есть три основных способа, как добраться из Бангкока в Аюттайю:

1. Простой — через турагентство. Буквально на каждом углу в Бангкоке вы можете встретить контору с вывеской «турист информэйшн». Загляните в турагентство за день-два до планируемой поездки, и вас свозят в Аюттайю и вернут обратно в полной сохранности. Минусы: цена услуги будет немного выше, и вы будете привязаны по времени к маршруту агентства.

2. Самостоятельный — на маршрутке, стартующей от станции метро «Victory Monument» или на автобусе через Северный автовокзал (Northern Bus Terminal), расположенный недалеко от станции метро «Mo Chit».

3. Самый дешевый — на поезде (+небольшая переправа через речку). Очень хотелось выбрать именно этот способ передвижения, тем более что мы еще ни разу на тайском поезде не катались! 🙂 «Электрички» (третий класс) по направлению «Бангкок — Аюттайя» стартует с вокзала Hua Lamphong в 6:40, 8:20, 10:05, 11:20… утра. Время часто меняется, поэтому лучше уточнить на месте, тем более, что есть еще много проходящих поездов. Обратно в Бангкок можно уехать даже после 19 часов, так что можно смело ехать на целый день, если не устанете там исследовать громадную территорию. Добраться к вокзалу Hua Lamphong довольно легко. В Бангкоке почти все жители знают английский, и все охотно подсказывают (но лучше уточнять еще и у водителей, потому как тайцы подсказывают всегда, даже когда они чего-то не знают. Говорить «не знаю» — не в их правилах))). Также обычно можно загуглить, какой автобус куда идет.

Наш путь от Каосан Роад до Аюттайи

Чересчур самостоятельные путешественники, вроде нас, лёгких путей не ищут, так что, мы думали поехать на ж/д вокзал с самого утра. Впрочем, сильно рано проснуться не получилось, а электричка — не самый скоростной вариант. В итоге, с Каосан Роад мы на 59м автобусе доехали до станции метро Phaya Thai.

В специальном окошке возле входа в метро можно разменять купюры на монеты, а затем нужно через такой вот аппарат купить жетон для проезда. Возле монетоприемника висит специальная карта. На ней видно, что мы находимся на станции Phaya Thai (обозначено желтым кружочком). Далее указаны цены — проехать одну остановку стоит 15 бат, уехать на конечную станцию Mo Chit (возле северного вокзала) — 30 бат, а в противоположную сторону на конечную остановку Bearing — целых 55 бат. Довольно дорого, если сравнивать с киевским метро, конечно. С другой стороны, справедливо, что цена отличается в зависимости от расстояния.

Кстати, прикол. На выходе из метро нас встретили тайские студенты, снимавшие видео о спасении мира. Они агитировали прохожих использовать меньше воды. У нас взяли короткое интервью и предложили сняться в одном из видеороликов — мы не отказались. В конце нам выдали наклейки на экологическую тематику, и мы сфотографировались с их весёлой компанией. 🙂


Тайские студенты и украинские туристы — дружба народов, современная версия))

Больше всех порадовала тайская девочка в рваных джинсах — по английскому ставим ей 5+. 🙂

Итак, за 15 бат мы попали на Victory Monument (монумент победы), который был возведен в честь победы в короткой Франко-тайской войне в 1941 году. Сейчас этот монумент совершенно утратил свой смысл, и многие тайцы считают его пережитками дискредитировавшего себя режима, но это не мешает памятнику быть одним из самых узнаваемых мест в Бангкоке. 🙂


Возле этого монумента на большом кольце мы нашли нужную нам остановку с маршрутками до Аюттайи (нашли быстро — люди подсказали))) Стоимость проезда в микроавтобусе от Victory Monument в Бангкоке до автовокзала в Аюттайе — 60 бат.


Ровно через час мы были в Аюттайе.

Что мы видели в Аюттайе

Прибыв на вокзал, мы поняли, что совершенно не знаем в какую сторону нам нужно ехать, и сколько это стоит. Времени на изучение вопроса заранее не было, решились на поездку спонтанно, так что нужно было импровизировать.

Таксист на тук-туке сразу же предложил нам свои услуги, показав нам карту и объяснив, что он уж точно знает, куда нам надо.))) В этом мы не сомневались, и мы уже были готовы поехать вместе с ним за 50 бат. Но затем я спросил, продается ли там по-близости еда. «Нет,» — как ни странно ответил тук-тукер. Странно это потому что тайцы кушают всегда и везде, и совершенно невозможно себе представить туристическое место без еды. Впрочем, городок в целом выглядел очень провинциально. Все закатано в бетон и асфальт, растительности мало, дома маленькие и заплесневелые, улицы широкие, но все выглядит как-то бестолково… Мы даже начали сомневаться, такой ли этот городок туристический, как мы того ожидали. Поверив таксисту, что еда возле развалин — дефицит, мы пошли на соседний рынок, где нас ждала холодная вода, готовый рис, курица, мангостины и рамбутаны. Продавец фруктов угостила Леночку мандаринками — видимо она ей понравилась.)))

Потом мы прыгнули в первое попавшееся такси, настояв на том, что цена 50 бат — это единственный устраивающий нас вариант. Водитель долго не сопротивлялся, хотя пытался. 🙂

Тук-туки в Аюттайе выглядят по-особенному — какие-то они смешные, неуклюжие и трогательные.


Ехать было совсем недалеко, а тем временем жара всё усиливалась! Виды полуразрушенной древней архитектуры начинали нас впечатлять, и здесь, конечно же, лучше было бы покататься не на такси, а на арендованном велосипеде или же скутере, но, с другой стороны, по 45-градусной жаре уже ничего не в кайф!

Итак нас привезли к табличке «Tourist information», где по идее можно бесплатно взять карту, но киоск был закрыт.

Мы осмотрелись по сторонам: впереди была аллея, справа — руины старого города (как оказалось, там и был спрятан вход в главную достопримечательность), слева — рынок с едой и сувенирами, а дальше за деревьями и водоемами виднелись слоны и дорога.

Мы решили пойти прямо к храму.


В храме было много верующих и большой золотой Будда. Почему-то я рассчитывал увидеть там побольше всего — внешне храм выглядит более впечатляюще. В общем, можно было не заходить и не обжигать ноги (заходят в буддистские храмы босиком, а плитка при входе довольно горячая и, кстати, пыльная).

Затем мы обошли храм вокруг и увидели дорожку, по которой почти никто не ходил. Было очень жарко, идти нужно было по солнцепеку, и вообще непонятно было куда идти.

Вскоре мы встретили немцев на велосипедах — они нам дали сфотографировать свою «Ayutthaya map», и рассказали о том, что велосипеды они взяли у себя в гостинице, но сориентироваться на местности это нам не сильно помогло. Карта оказалась нелогичной и очень схематичной!

Аюттайя карта — очень схематичная

Пройдя около километра по самому солнцепеку вдоль одной из стен древнего города, мы поняли, что без велосипеда здесь гулять очень сложно, но транспорт было взять негде.


Длинная дорога без тени вдоль стены — Аюттайя Тайланд

Скоро мы нашли калитку на территорию города, но табличка на ней указывала на то, что вход запрещен.


Вход запрещён, но люди внутри ходят…

Мы подумали, что наверное там идут какие-то работы (кое-где виднелись груды новых кирпичей). Тогда мы присели в тени гигантского дерева, покушали, отдохнули и набрались сил. Все-таки нашелся тенёк в этой полупустыне! Фу-у-ух…

Недалеко от нас отдыхали собаки. Самой сообразительной (= самой голодной?) достались куриные косточки!

Позже мы вернулись к табличке «NO ENTRY», и решили, что раз все там гуляют, то и нам можно. Только на выходе до нас дошло, что это «чёрный вход». Табличка «вход запрещен» висит там лишь потому, что с «правильной» стороны возле храма находится касса, и вход на территорию этого комплекса платный (50 бат).

На выходе меня, кстати, «наругали», что я гуляю без футболки. Нет, чтобы ругать туристов, которые ходят по хрупким городским стенам… Ну, хотя про футболки нигде ничего написано не было, но, раз не положено, значит не положено.

Что произошло с Аюттайей, почему от неё остались «рожки да ножки»?

С 1350 по 1767 года Аюттая (или Аюттхая) была столицей государства Сиам, которое предшествовало современному Таиланду. Король Аюттайи победил и взял под свой контроль северное государство Сукхотай. На тот момент это были разные государственные образования, но по сути тайцы считают своей первой столицей Сукхотай, второй — Аюттайю, а третей — Бангкок, хотя это не совсем так.

Аюттайю называли «блистательной столицей» и «священным городом». У аюттайцев было очень развито искусство, архитектура, торговля; среди населения существенную часть (по азиатским меркам того времени) составляли европейцы. Путешественники, попадавшие в этот город, описывали ее самыми лестными словами, и многие оставались там жить (визовые вопросы тогда решались проще))) . По тем временам это был не только самый большой город в мире с миллионным населением, тремя богатейшими королевскими дворцами и сотнями блистательных храмов. Это был по-настоящему выдающийся город, которому наверное не было равных на планете по красоте и уровню развития.

Однако же в 18 столетии началась борьба за королевский престол, которая переросла в гражданскую войну и поставила под угрозу будущее и независимость страны. Этим попытались воспользоваться давние враги сиамского государства — бирманцы. Собрав могущественное войско, они напали на Аюттайю, которая была ослаблена внутренними распрями. На протяжении двух лет жителям города удавалось сдерживать наступление бирманцев, но в 1767 году Аютая пала. Её разграбили и полностью стёрли с лица Земли. Некоторые мирные жители бежали в соседние земли, в том числе в соседнюю деревню под названием Бангкок.

К 1772 году, когда страсти улеглись, сиамский король Таксин принял решение не восстанавливать уничтоженный город, перенеся столицу в соседний Тхонбури. Именно этот город являлся важным форпостом сиамцев во время войны с Бирмой. Впрочем, спустя 10 лет король Таксин был свергнут Рамой I, который сделал новой столицей Сиама маленькое поселение, находившееся по другую сторону реки от Тхонбури. Так Бангкок превратился из рыбацкой деревни в важнейший город в стране. Сегодня Тхонбури является одним из округов столицы, а до Аюттайи, как мы проверили, можно добраться всего за час. 🙂 Кроме того, историческая часть города Аюттайя сегодня является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Итак, выкладываю последние фотографии, а то уже и так очень много букв. 🙂



Возле древних пагод ведутся некоторые восстановительные работы — повсюду новые кирпичи, а рабочие как раз обедали на лужайке под деревьями
Во время захвата Аюттайи бирманцы отрубали головы статуям Будды Кроме билетов и аудиотуров здесь также можно приобрести сувениры и открытки Слонов в Аюттайе очень много! На них катаются тоже в основном китайцы))

После поездки в Аюттайю могу дать несколько советов, которые вам помогут качественнее провести время в этом удивительном месте:

1. Приезжайте в Аюттайю с самого утра, а еще лучше на пару дней, чтобы не гулять по развалинам в самую жару, и чтобы увидеть руины Аюттайи в красивых лучах заходящего солнца и с подсветкой в ночи.

2. Найдите место аренды велосипедов или мопедов — пешком по обширной территории разрушенного города сильно не находишься. А транспорт поможет вам увидеть гораздо больше, чем успели посмотреть мы.

3. Еду продают везде, в том числе недалеко от входа в основную часть разрушенного города, поэтому пищей заранее можно не запасаться.

Всем желаем удачных путешествий!

Часть тайского города Аютхая является историческим парком – здесь с 1350 по 1767 год располагалась Аюттайя́, древняя столица Сиама. За несколько столетий сиамские правители выстроили в столице три дворца, 29 фортов, церкви, собор и 375 храмов. Город был очень развит – в столице государства, имевшего торговые отношения со многими странами, проживало более 1 млн. человек, в том числе иностранцы. В почете были люди творческих профессий и архитекторы. Многие здания, особенно храмы, строились по индивидуальным проектам, некоторые из них до сих пор служат примерами архитектурных шедевров.

Хотя город Аюттайя был разрушен в 1767 году бирманскими войсками, часть зданий сохранилась до наших дней. Благодаря значимости исторического города и необходимости его сохранения для потомков, с 1991 года ЮНЕСКО взяло Аюттайю под свою защиту. Достопримечательности поддерживаются в хорошем состоянии, многие из них реставрируются, зарубежные волонтеры следят за чистотой и растительностью на территории исторического парка. Для осмотра доступно довольно много объектов, но те, кто хочет уложиться в однодневную экскурсию, выбирают для посещения 3–4 храма и 1–2 дворца.

Храмы Аюттайи

В Таиланде с древних времен большое значение уделяется религии. Так, и в Аюттайе строилось очень много храмов, или ватов. В буддийской религии ваты – это монастыри или храмовые комплексы, обнесенные стеной или высокой оградой. Внутри вата располагались сами храмы, их хозяйственные постройки, памятники, библиотеки, жилые помещения для монахов, больницы, школы. В наше время в Таиланде насчитывается более 30 тыс. ватов, при некоторых из них оборудуют хосписы для смертельно больных людей или центры реабилитации наркоманов. Вход в действующие храмы бесплатный. Одежда должна обязательно прикрывать ноги и плечи, а обувь все снимают перед входом.

Храм Ват Махатхат

Самым известным на сегодня храмом Аюттайи стал Ват Махатхат – королевский монастырь, уже в разрушенном виде прославившийся благодаря статуе, вернее, каменной голове Будды. Построен Ват Махатхат был в 1370-х–1390-х годах. После разрушения города бирманцами Ват Махатхат стал заброшенным, разбитые статуи засыпались землей, территория комплекса зарастала деревьями. Одно из деревьев, в корнях которого оказалась отколовшаяся от статуи голова Будды, по мере своего роста выбросило корни наружу и явило миру эту голову. Именно она стала объектом, рядом с которым стараются сфотографироваться все туристы, приезжающие в Ват Махатхат. Вход платный.

Ват Пхра Си Санпхет

Этот храм немного моложе комплекса Ват Махатхат, его построили в 1448 году. Предназначался ват Пхра Си Санпхет для проведений царских церемоний и принадлежал правящей семье – монахи здесь не обитали, посторонние люди свободного входа в храм не имели. Объектом почитания являлась статуя Будды высотой в 16 м, покрытая золотом.

При храме цари выстроили три больших че́ди для упокоения праха своих отцов–предшественников на троне. Остальные члены царской семьи после смерти удостаивались маленьких чеди. Такие чеди называют еще пагодами или ступами, а строят их в виде колокола или пирамиды. После разрушения 1767 года статую Будды, согласно царскому указу, перенесли из вата Пхра Си Санпхет в Бангкок. В XX веке храм частично отреставрировали, три его чеди, стоящие на платформе, – главные достопримечательности комплекса, доступные для осмотра. Вход платный.

Храм Ват Локаясуттхарам (Wat Lokayasutharam) разрушен, но достоин посещения благодаря необычной скульптуре Будды. Чаще всего Будда изображается в сидячем положении, а в этом монастыре скульптор изобразил Будду лежачим, опирающемся на локоть. Размеры статуи впечатляют – ее длина 38 м, высота 8 м, поэтому она считается второй по размерам после статуи лежачего Будды из Бангкока. К статуе, находящейся в Аюттайе под открытым небом, люди несут цветы и свечи. Вход бесплатный.

Крепость Пхет Фортресс

Изначально построенная из дерева, но в XV веке перестроенная из кирпича крепость служила городу главным оборонительным сооружением. От разрушенной бирманцами крепости остались лишь руины, осмотра достоин лишь участок стены длиной в 20 м. Вход бесплатный.

Музеи Аюттайи

Нет таких исторических городов, где бы не было нескольких музеев, рассказывающих об истории и современной жизни этого города. Так, и Аюттайя открывает туристам двери своих музеев:

  • Музей Лодок, где представлены тайские лодки, как древние, так и современные. Небольшие традиционные лодки соседствуют здесь с макетами больших барж и лайнеров.
  • Музей Чаосам Пхрайя, в котором хранятся найденные в Аюттайе артефакты: статуи, ювелирные украшения, каменные, керамические и бронзовые изделия.
  • Национальный музей Чантхаракасем, выставки которого знакомят с историей, архитектурой, древним оружием разрушенного города и буддийскими святынями.

Дворец Банг Паин

Достопримечательности Аюттайи – это не только здания, входящие в периметр исторического города. Дворец Банг Паин лежит за пределами города, примерно в 15 км от него в сторону Бангкока, но входит в список мест, рекомендуемых для посещения при поездке в город Аюттайя.

Летний царский дворец Банг Паин был построен в 1632 году для отдыха семьи правителя Сиама. Бирманцы его не пощадили, но никаких руин тут нет – дворец начали восстанавливать в 1850 году для Рамы V и до сих пор постоянно ремонтируют и обновляют. Раму V, правителя Сиама в 1868–1910 годах, считают величайшим политиком и мудрым реформатором. Он стал внедрять в сиамскую культуру европейские черты, отменил рабство, строил железные дороги, развивал торговлю с другими странами. Так, и дворец Банг Паин имеет европейский вид, а на его территории даже был выстроен католический комплекс. Сюда приезжали послы и правители иностранных держав по приглашению короля.

Сегодня во дворец едут не любители раскопок и старинных зданий, а ценители фонтанов и парков, утопающих в зелени. На территории, примыкающей к дворцу, можно прогуляться вокруг озера. Вход платный.

Поселения

Южнее Аюттайи имеются тематические парки, на территории которых в былые времена располагались деревни. В них замкнутыми колониями проживали японцы, португальцы и датчане. Эти поселения-музеи изучаются, реставрируются и поддерживаются в хорошем состоянии совместными усилиями тайских властей и волонтеров из этих стран.

Как попасть в Аюттайю

Древняя Аюттайя находится в 85 км к северу от столицы Таиланда- Бангкока. Небольшой город находится на острове, отделенном от основной территории тремя реками. Вдоль острова проходит внутренняя окружная дорога, а с севера на юг – улица, разделяющая остров на две половины. Западная часть – это сам исторический парк Аюттайя, а восточная – современный город с новыми зданиями и отелями.

Туристы добираются до города самостоятельно, а также с индивидуальным гидом или в составе групповой экскурсии. Транспорт можно задействовать следующий: поезд, такси, автобус, экскурсионный мини-бас, речные трамвайчики. Внутри острова можно арендовать для группы 4–6-местный тук-тук, а для индивидуального осмотра – мотоцикл или велосипед.

Многие достопримечательности Аюттайи доступны для бесплатного осмотра, но за входной билет в самые интересные храмы и дворцы потребуется заплатить небольшую сумму, около 20–50 бат, а в музеи 100–150 бат. Однако с внешней стороны все можно фотографировать совершенно бесплатно. Приехав на экскурсию в Аюттайю, многие туристы посещают как сувенирные магазины, так и местный рынок.

Поездка в Аюттайю была довольно странной. Из самых ярких воспоминаний — как я валялся в душном гесте с высокой температурой в полузабытьи, а отнюдь не храмы. Но и их я успел посмотреть и знаменитую голову Будды тоже, так что ни о чем не жалею, место интересное. Однако, обо всем по порядку.

Насладившись , я решил поехать в Бангкок через Аютайю. Весь транспорт все равно через нее проходит. Купил билет Чиангмай — Бангкок на ночной автобус, объяснил водителю, что мне нужна не конечная точка, а Аюттайя и отправился в путь.

Рано утром еще затемно ссадили меня прямо на трассе, а не у автовокзала. Навигатор подсказал, что до города отсюда около 5 километров. У места высадки стояли мотосаи и такси. Таксит захотел 200 бат, хотя там ехать-то ерунда, а цену на мотосай я само собой не узнавал, куда мне с моим походным рюкзаком. Перейдя по пешеходному мосту на другую сторону (опять же по навигатору глянул, что нужно перейти трассу), спросил у тайца, как добраться. Он ответил, что отсюда ходит сонгтео по 7 бат. Буквально через 10 минут я уже ехал в маршрутке. Не хилая разница, 7 бат или 200?

Сонгтео привез меня прямо к бас стейшену, тут удобно селиться: минивены на Бангкок уходят каждый час, есть аренда байков по 200-250 бат, несколько гестахаусов на выбор, рынок, и до самой древней столицы совсем недалеко. Поэтому я даже не выбирал какое-то определенное место или района, а сразу нашел гест и заселился. Про , читайте по ссылке. Полный список отелей в Аюттайе можно увидеть на сервисе поиска RoomGuru , и там же забронировать. В сезон лучше делать это заранее, а то мало ли номеров не будет, у меня почти так и получилось, взял последний и ждал еще долго пока освободится.

Аюттайя — древняя столица Сиама

Когда-то давно, с 14 по 18 век, Аюттайя была столицей. Говорят, это был большой красивый город с миллионным населением, но потом началась война гражданская и бирманцы его захватили, сожгли и разрушили. После чего столицу перенесли в Бангкок. Сейчас Аютайя — это маленький провинциальный городок с кучей развалин, которые в 1991 году были внесены в список ЮНЕСКО.

Лично мне нравится больше , так как он более душевный, более заброшенный и таинственный, чем Аютайя, поэтому я обычно всем советую именно туда ехать. С другой стороны в Аюттайю можно приехать всего на одним днем, ибо Бангкок очень близко (), всего 60 км.

Несмотря на толпы туристов, здесь не плохо так можно побродить, посидеть подумать, и насладиться видами на древние руины. Территория древней столицы большая, есть, где укрыться от глаз, достаточно просто уйти от основных храмов, и тогда там никого не будет.

Всего я посмотрел 4 храма, хотя на карте в гесте мне обвели 5 штук из must see. Но храмов тут гораздо больше, десятки, если не сотни. Просто многие из них представляют из себя кучку камней или похожи друг на друга, поэтому не вызывают никакого интереса. Но это не значит, что ничего больше смотреть не надо. Вход платный (50 бат) только в основные храмы, остальные бесплатно.

Каждый храм имеет территорию свою, и эти территории иногда прилегают друг к другу, а иногда нет. Между этими территориями перемещаешься по асфальтовым дорогам, например, на (200-300 бат/день) или велосипеде (40 бат/день), но на саму территорию можно только пешком. Храмы разделены прудами, мостиками, дорожками, красиво. Надо только помнить, что по сильной жаре (а там очень жарко, как правило), много на велосипеде не наездишь, мне и на байке было порой жарковато. Тем более, что велосипеды там так себе, обычные городские.

Один из самых популярных храмов, ибо все приезжают посмотреть на голову Будды, оплетенную корнями дерева, которая стала уже символом Аюттайи. Насколько я понял, когда храм был разрушен бирманцами, статуи были разбиты и повалены в землю. И так как храм простоял около 100 лет заброшенным, то там выросли деревья, и одно из них вытащило своими корнями эту голову наружу. Кроме головы, тут только развалины, мало что сохранилось.

Вход 50 бат.

На гугл картах он обозначен, как Wat Rat Praditthan, но это ошибка. Мне он запомнился тем, что можно было зайти внутрь в пранг. Обычно они, или закрыты, или там нет пустот. В Wat Ratchaburana есть внутри небольшой зал, из которого вниз уходит крутая узкая лестница. Я, конечно же, спустился, но там тупик.

Вход 50 бат.

Конструктор — собери Будду

Wat Phra Si Sanphet

Самый крупный храм в Аюттайя и здесь больше всего людей. Известен своими тремя чеди, стоящими в ряд. Они были сильно разрушены, а сейчас мы их видим отреставрированными. Вокруг полно безформенных развалин, можно представить, как это все выглядело еще не так давно.

Вход 50 бат.

Wat Phra Si Sanphet — старые ступы

Wat Lokkayasutharam

Все, что осталось от этого храма — это статуя Лежачего Будды. Больше тут ничего нет, ни ступ, ни других строений. Ну, точнее за статуей площадка есть кирпичная и «кукурузка» небольшая, но это не в счет. Заметил, как тут тайцы бизнес делают — продают цветки лотоса, а как только поклонившийся Будде уезжает, забирают цветки обратно к себе в ларек.

Вход свободный.

Wat Lokkayasutharam — Лежащий Будда

Бизнес по-тайски — уносит лотосы обратно себе на прилавок

Изначально я сюда приехал посмотреть вживую на знаменитую голову Будды, оплетенную корнями. Ее фотография что-то запала в душу. И в принципе, кроме выше описанных храмов тут можно ничего больше и не смотреть. Так что на все про все вам точно хватит одного дня. А если воспользоваться транспорттом, то еще больше можно успеть. С другой стороны, к чему лишняя спешка, можно все растянуть на несколько дней, проникаясь местом.

У меня, к сожалению, не было выбора. Я сюда приехал уже приболевший, и в первый день, когда по дороге к очередному храму я понял, что мир плывет перед глазами, то сразу ретировался в гестхаус, где провалялся следующие два дня, почти не вставая. Только за водой ходил. Кстати, в очередной раз проверил, что , довольно быстро ставит на ноги, гораздо быстрее, чем пить лекарства.

Аютайя на карте Тайланда