Голосовой аппарат человека. Речевой аппарат человека

с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука

Анатомическое строение и физиология деятельности голосового аппарата человека. Взаимосвязь голосового аппарата с органом слуха. Синхронизация звуковосприятия и воспроизведения. Значение единой функциональной системы голоса и слуха для коммуникации людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,

мышцы брюшной полости.

В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.

Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.

Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата. У глухого ребенка слуховых восприятий и, как следствие их, раздражений речедвигательных центров нет, и поэтому голосовой аппарат не функционирует.

Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

При формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозможен без контроля ощущений слуховых, мышечных, резонаторных. Слух является основным регулятором голоса.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею.

Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами.

Внутренняя поверхность гортани, как и всех полостных органов нашего гела, выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани - щитовидный - определяет величину гортани.

Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань, имеет овальную форму, образуется спереди подвижным гортанным хрящом надгортанником.

При дыхании вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. Во время пения вход в гортань суживается и прикрывается надгортанником. Это явление имеет большое значение для образования художественно ценных качеств певческого звука, для певческой опоры.

Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболочки находящиеся один над другим. Между ними имеются небольшие симметричные углубления - морганиевые желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а нижние - голосовыми складками.

Ложные сладки такого же цвета, как и вся слизистая оболочка гортани. Они состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в стенках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет. Эта функция особенно важна при певческом голосообразовании.

Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью . При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью перламутровой окраски. Внутри них находятся внешние и внутренние щито-черпаловые мышцы. Вторые, внутренние, называются вокальными мышцами.

Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство красок певческого звука.

Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы. Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мьшщы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование (являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани соединяют ее с лежащей выше, под нижней челюстью, подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразования.

Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или трахею (рис. 3).

Трахея представляет собой трубку, состоящую из хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки между собой соединены связками и переплетены циркулярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при сокращении укорачивают ее.

Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно разветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи -бронхиолы, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен.

Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему сознанию не подчинены, работают автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования.

Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких - правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке.

Грудная клетка имеет форму усеченного конуса. Она впереди образована грудной костью, сзади - грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами.

Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые принимают участие в дыхании. Одни участвуют во вдохе - вдыхатели (поднимают и раздвигают, расширяют полость грудной клетки). Другие грудные мышцы опускают ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыхательными.

Основание грудной клетки составляет диафрагма или грудобрюшная преграда. Это мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно.

Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы.

Верхняя часть этой трубы - носовая полость (7). Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой).

В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболевании эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями (разрощениями слизистой оболочки), что отрицательно отражается на качестве певческого звука.

Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.

Под носовой полостью располагается ротовая полость . Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии). В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым нёбом, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской.

Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посередине имеет выступ - маленький язычок (он есть только у человека).

Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками; передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью.

Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительным нервам. Находящиеся в толще неба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его.

Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами составляют небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого голоса.

Сзади ротовая полость широким отверстием - зевом - открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков - небными дужками и снизу - спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба.

При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке.

Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев.

Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками.

Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса.

Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства.

Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе.

В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.

При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия.

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху.



Строение голосового аппарата. Голос.

"Человеческий голос является результатом координированной работы всего голосового аппарата", - писал Мануэль Гарсиа - крупнейший педагог 19 века (1805-1908 гг).
Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.
Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Ларинтологи установили, что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких (однако у Карузо - тенора были связки баса).
Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т.д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.

Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.

Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов.
Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.
Резонатор - прежде всего усилитель звука.
Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.
В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше мы говорили о головном резонаторе.
Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.
Немецкий педагог Ю.Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".
Важную роль играет дыхание певца.
Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.
В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.
Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воздушное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти считал "необходимым условием пения умение сознательно управлять дыханием".
Справка. Умберто Мазетти был одним из ведущих вокальных педагогов (профессоров) Московской консерватории начала 20 века, который дал России целую плеяду замечательных певцов и педагогов (среди них А.Нежданова и Н.Обухова).

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.
Научиться красиво и правильно петь очень не просто. У певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организма, и певец слышит себя не так, как окружающие. При обучении и резонаторные и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Поэтому певцу необходимо многое знать, понимать.

"Пение - сознательный процесс, а не стихийный, как многие полагают" - Е.В.Образцова.
Певческие голоса как у женщин, так и у мужчин бывают трех родов: высокие, средние и низкие.
Высокие голоса - это сопрано у женщин и тенор у мужчин, средние - соответственно меццо-сопрано и баритон, низкие - контральто и бас.
Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подразделения: сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драматическое (спинто), драматическое; меццо-сопрано и контральто сами по себе являются разновидностями; тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца); баритон-лирический и драматический; бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (профундо).

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко выраженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения относительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) бывает трудно сразу определить характер голоса.

Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов наиболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокальных ощущений.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

Наличие хорошей (надежной и перспективной) вокальной техники при¬водит к тому, что акустические показатели голоса (звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и др. улучшаются в результате "настройки" голоса в процессе пения.
Умберто Мазетти считал, что "маленький диапозон и небольшая сила голоса не являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором". Он полагал, что от правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в диапазоне.

Некоторые технические приёмы пения.

Италия - первая страна, в которой сформировалась национальная оперная школа, положившая начало оперному композиторскому и исполнительскому искусству, и где впервые четко определились основные черты национальной вокальной школы.

Первая консерватория открылась в 1537 году в Неаполе, а первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году.
Русский театр сразу же, с момента своего зарождения, стал непременно использовать в сценических представлениях музыку.

С открытием Петровского театра в Москве (1780 г.) совпадает по времени появление первых национальных русских опер. В 1730 году в Петербург была приглашена итальянская труппа, и при дворе начинают ставиться итальянские оперы. Несомненно, деятельность итальянских музыкантов-певцов, композиторов - на сцене придворного театра способствовала развитию музыкальной культуры в России.
Первые книги о вокальной педагогике были изданы в Санкт-Петербурге 1837 г. Автором их был Г.Ломакин, дирижер хора, вокальный педагог, композитор, общественный деятель - основатель (совместно с М. Балакиревым) бесплатной музыкальной школы.
Фундамент русской классической вокальной педагогики заложили А.Варламов, М.Глинка и Г.Ломакин.
С именем М.Глинки связано восхождение русской вокальной школы на классический уровень.
М. Глинка глубоко изучал особенности итальянского пения.

"У нас много сходного, это одна техника - техника правильного пения", - считает и наша современница, Е.В.Образцова.

Значительную роль в истории русской вокальной педагогики сыграли "вокально-педагогические сочинения М.Глинки". Русская вокальная школа, не исключая виртуозного пения, требует от певцов-исполнителей художественной правды, умения раскрывать содержание и основную идею произведения, глубокого психологизма, простоты и непосредственности в передаче чувств.
"Главное для певца - вокальная техника, умение владеть голосом в любом состоянии" - Е.Е.Нестеренко.
В совершенстве владеющие своими голосами певцы всех школ поют одинаково, разница лишь в стилистических особенностях исполнения, язы-ка и национального темперамента.
Под термином "вокальная техника" мы понимаем работу всех частей голосообразующего аппарата певца и их взаимодействие в процессе пения.

Голос редко бывает весь "на поверхности". Чаще его ресурсы скрыты из-за неумелого пользования вокальным аппаратом, его неразвитости, и только в процессе занятий, когда голос развивается, нам становится ясным его достоинства, богатство и красота тембра.

Научные исследования.

О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена. Лишь после изобретения ларингоскопа (1840 г.) и классических работ М.Гарсиа (1805-1908 гг.) стало известно, что звук голоса есть результат периодического вибрирования краев голосовых связок, происходящего под действием воздушной дыхательной струи. В качестве активной действующей силы в этом процессе (вибрирования: смыкания и размыкания голосовых связок) выступает напор воздушной струи. Это "миоэластическая теория" М.Гарсиа.

Ученый Рауль Юссон в 1960 году выдвинул новую, так называемую "нейромоторную теорию", сущность которой состоит в следующем: голосовые связки (складки) человека колеблются не пассивно под воздействием проходящего тока воздуха, а как и все мышцы человеческого тела, сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Частота импульсов находится в большой зависимости от эмоционального состояния человека и от деятельности желез внутренней секреции (у женщин голос на целую октаву выше, чем у мужчин). Если человек начинает петь, то по данным Юссона, регулирования высоты основного тона начинает осуществляться "корой головного мозга".

Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. И поэтому обе эти теории являются ценными.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: чем чаще колеблются молекулы - тем звук выше, а чем амплитуда их колебаний больше - тем звук сильнее. Звуковые колебания в воздухе распространяются. со скоростью 340 м в секунду. Голосовой аппарат - это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики.

Органы слуха человека ощущают только такие механические колебания, частота которых находится в пределах так называемого звукового диапазона, т.е. примерно от 15-20 гц до 15-16 кгц. Частота колебаний человеческого голоса от 80-1000 гц.
Тон - синусоидальное звуковое колебание. Высота тона определяется числом колебаний в секунду. С увеличением числа колебаний растет высота тона.

Октава - это такой частотный интервал, который соответствует увеличению частоты звуковых колебаний ровно в два раза. (Так до - 131, до1 - 262, до2 - 524, до3 - 1048).

Звук - это энергия. За 1 сек звук может совершить большую или меньшую работу. Поэтому звук или источник этого звука могут характеризоваться большей или меньшей мощностью, измеряемой в ваттах. Мощность обычного разговорного голоса около 10 мквт. При усилении голоса мощность звука возрастает до сотен мквт, а у певцов доходит даже до сотен тысяч мквт.

Но калорий в голосе очень мало. Однако в технике созданы установки для получения сверхмощных звуков. Стакан чая под действием такого звука вскипает почти мгновенно, спички воспламеняются. Сверхзвуки даже дробят камень. Акустики для характеристики уровня звукового давления пользуются децибелами.
0 дб - очень слабый звук;
20 дб - тиканье часов;
40 дб - шепот;
60 дб - речь вполголоса;
80 дб - громкая речь, тихое пение;
100 дб - обычное forte (громкое пение);
120 дб - наисильнейший голос;
140 дб - шум реактивного самолета, болевой порог;
160 дб - шум ракетного двигателя, разрушительная сила звука.

Диапазон силы звуков воспринимаемых нашим ухом очень велик. Это свойство нашего уха, как выяснили физиологи, обеспечивается явлениями адаптации слуха т.е. приспособлением к восприятию звуков различной силы. Адаптация слуха проявляется в том, что слух как бы автоматически меняет свою чувствительность в зависимости от того какой громкости звуки ему предстоит слушать.
Опытные композиторы (да и певцы тоже), учитывая эту особенность слуха к адаптации, нередко применяют в музыке метод звукового контраста, всегда производящий сильное впечатление на слушателей.

Однако. "Сила звука" и "громкость" - понятия совершенно разные. Сила звука - это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука, в то время как громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т.е. понятие субъективное.

Слух воспринимает от 16 до 15000-20000 гц; низкие - инфразвуки и более высокие - ультразвуки ухо не воспринимает. Максимальная чувствительность слуха 2000-3000 гц. Вот где таится разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы. В области 2000-3000 гц лежит зона максимальной чувствительности слуха, максимальной остроты, а по краям ее - зоны пониженной остроты. Звук частотой 100 гц и силой 60 дб звучит для нашего уха ничуть не громче, чем тон частотой 1000 гц, но силой всего лишь 40 дб. Для слуха важна не только сила, но и частота звуковых колебаний. Сложный звук (звук человеческого голоса) состоит из суммы простых колебаний - обертонов. Если в сложном звуке будут преобладать высокие обертоны, частота которых будет соответствовать максимальной чувствительности слуха (1000-3000 гц), то этот звук даже при одинаковой силе со звуком, в котором преобладают низкие обертоны (например 100-300 гц), будет восприниматься как громкий. В голосе хорошего певца звуковая энергия фокусируется главным образом в области высокой певческой форманты, т.е. в области максимальной чувствительности нашего слуха.

Чем сильнее выражена высокая певческая форманта в голосе певца, тем больше его звонкость и серебристый тембр. Звуки, богатые высокими обертонами, обладают значительно большей помехоустойчивостью и полетностью. На полетность влияет также высота звука (высокие звуки более полетны, чем низкие), характер гласной (Э, И более полетны, чем О, У), а также вибрато (голос с вибрато более полетен, чем без вибрато) и акустические свойства помещения.

Практическое применение.

"Человек, умеющий петь, знает наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон", - писал И.М.Сеченов.

В практике вокальные педагоги обычно пользуются эмпирическим методом обучения. Огромное, поражающее разнообразие вокальных терминов адресовано главным образом к эмоциональной сфере человека. Известно, что многие вокальные педагоги при помощи таких эмоционально-образных рекомендаций, или, как они их сами называют в шутку, "рыбных слов", добивались и добиваются довольно неплохих результатов.

Важные рекомендации известных педагогов, ученых, певцов. "Как хороший охотник делает прицел перед тем, как выстрелить, так и певец должен сначала мысленно сформировать звук", ибо "голосовой аппарат может выполнить только то, что хорошо воспринято слухом".
"Голосовая мускулатура может быть настолько подчинена слуху, что достаточно одного лишь звукового представления для ее мгновенного и правильного действия", поэтому "необходимо обучаться мысленному пению".

Многие опытные мастера вокального искусства в своих высказываниях говорят о необходимости скорее неощущения, чем ощущения голосовых связок и мышц гортани во время пения, подобно тому как не ощущаем мы, например, работу сердца.
Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Процесс дыхания состоит из вдоха, задержания и расходования воздуха во время пения. Гандольфи придерживался того мнения, что дыхание должно быть взято соразмерно той музыкальной фразе, которую предстоит исполнить.
Справка. Профессор Г.П.Гандольфи (итальянский певец) вошел в историю русского вокального искусства как замечательный педагог (приехал в Россию в 1907 г.).
"В пении нас интересует только то дыхание, которое хорошо превращается в звук", - говорил маэстро Барра.
Справка. У маэстро Барра проходили стажировку многие наши молодые певцы в Центре усовершенствования оперных артистов при театре "Ла Скала" (Италия).
Карузо неоднократно подчеркивал необходимость "обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха".

"Качества голоса поющего и, прежде всего, его динамические и интонациональные характеристики находятся в прямой зависимости. от организации фонационного выдоха (пения)".
"Для развития динамических возможностей голоса, необходимо воспитывать. смешанный, т.е. грудобрюшный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в регуляции фонационного выдоха". С ее деятельностью связаны громкостные изменения голоса.
Итак. Певцу важно дыхание, связанное с пением. Профессиональное пение - это прежде всего пение на хорошей певческой опоре. Певческая опора объективно характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время пения. Именно певческая опора придает голосу присущий ему певческий тембр, большую силу, полетность, а главное - неутомимость.

И еще очень важное указание: "Певцу следует по окончании музыкальной фразы сбрасывать остаток воздуха. Это способствует естественному расслаблению мышц, снятию лишних напряжений".

Список используемой литературы.

1. «Вопросы вокальной педагогики». Выпуск 7 - 1984 г.
2. Иванов А.П. Об искусстве пения, 1963.
3. Лемешев С.Я. Путь к искусству.
4. Тоти Даль Монте. Голос над миром.
5. Морозов В.П. Тайны вокальной речи.
6. Нестеренко Е.Е. Размышления о професии.
7. Обухова Н.А. Воспоминания. Статьи. Материалы. - М.: ВТО,1970.
8. Смирнова Э. Русская музыкальная литература.
9. Рена Шейко. Елена Образцова. Записки в пути. Диалоги.
10. Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы.

Строение голосового аппарата

Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука..

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани. Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе.

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань, а две - верхнюю (larings) и нижнюю (sirings). Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие - отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха[.
Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса].
Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока].
Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса].

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока].
Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм.

Го лосовой аппарат человека:

Ротовая и носовая полости с придаточными полостями,
глотка,
гортань с голосовыми связками,
трахея,
бронхи,
лёгкие,
грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой,
мышцы брюшной полости,
нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами.
Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.
Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея.

Ротовая и носовая полости

Рот - телесное отверстие у животных, через которое принимается пища и, во многих случаях, осуществляется дыхание. У многих позвоночных во рту расположены зубы и язык. Внешне рот может иметь различную форму. У человека он обрамлён губами, у птиц он имеет форму клюва. Рот принимает участие не только в процессах пищеварительного характера, но и в процессе дыхания. Ротовые движения осуществляются за счет мускулатуры, которая позволяет осуществлять все важные функции ротовой полости.

Ротовая пол ость:
1. верхняя губа,
2. десна,
3. твёрдое нёбо,
4. мягкое нёбо,
5. язычок,
6. нёбная миндалина,
7. перешеек зева,
8. большие коренные зубы,
9. малые коренные зубы,
10. клык(и),
11. резцы,
12. язык,
Носовая по лость - полость, в которой у позвоночных расположены органы обоняния. У наземных позвоночных и человека также является начальным (верхним) отделом дыхательных путей. Носовая полость проходит напрямую к ушным каналам.
Строение
Полость носа разделена перегородкой на две половины и сзади переходит посредством хоан в верхний отдел полости глотки - носоглотку.
Различают три стенки полости носа:
Верхняя сформирована частично лобной костью, решётчатой пластинкой решётчатой кости, клиновидной костью. Через отверстия решётчатой пластинки проходят обонятельные нервы.

Латеральная образована носовой костью, лобным отростком и носовой поверхностью верхней челюсти, слёзной костью, медиальной пластинкой крыловидного отростка клиновидной кости. На этой стенке имеются три носовые раковины, ограничивающие три носовых хода: верхний, средний и нижний. Нижний ход идёт под нижней раковиной, средний - между нижней и средней раковиной, верхний - между верхней и средней раковинами.

Нижняя образована нёбным отростком верхней челюсти и горизонтальной пластинкой нёбной кости.
Добавочными полостями носа являются пазухи - лобная, верхнечелюстная (Гайморова) и клиновидная, а также ячейки лабиринта решётчатой кости.

В носовой полости воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздушная струя вследствие извилистости носовых ходов образует завихрения и совершает дугообразный путь. Поэтому-то через нос воздух проходит медленнее, чем через рот. В результате давления струи воздуха на слизистую оболочку полости носа происходит возбуждение дыхательного рефлекса, и грудная клетка расширяется больше, чем при вдохе через рот.

Защитную функцию полости носа осуществляют очищением, согреванием, увлажнением и стерилизацией вдыхаемого воздуха.
Движение воздуха в носовой полости обеспечивает также обонятельное восприятие.
Кроме того, носовая полость наряду с околоносовыми пазухами, глоткой и полостью рта служит резонатором для голоса. Нарушение носового дыхания отражается на состоянии всего организма.


Глотка

Носоглотка, ротоглотка, гортаноглотка

Гло́тка - воронкообразный канал длиной 11-12 см, обращённый кверху широким концом и сплющенный в переднезаднем направлении. Верхняя стенка сращена с основанием черепа. Сзади глотка прикрепляется к глоточному бугорку базилярной части затылочной кости, по бокам - к пирамидам височных костей, затем к медиальной пластинке крыловидного отростка. На уровне VI шейного позвонка глотка, суживаясь, переходит в пищевод.

Глотка представляет ту часть пищеварительной трубки и дыхательных путей, которая является соединительным звеном между полостью носа и рта, с одной стороны, и пищеводом и гортанью - с другой. Полости глотки: верхняя - носовая, средняя - ротовая, нижняя - гортанная. Носовая часть (носоглотка) сообщается с полостью носа через хоаны, ротовая часть с полостью рта сообщается через зев, гортанная часть через вход в гортань сообщается с гортанью.

Функции глотки: продвижение пищевого комка из полости рта в пищевод, проведение воздуха из полости носа (или рта) в гортань. Таким образом, в глотке перекрещиваются дыхательные и пищеварительные пути.


Глотка человека


Сагитальный разрез носовой и ротовой полостей, глотки и гортани. Рисунок из Анатомии Грея

У человека глотка протягивается от основания черепа до 6-7-х шейных позвонков. Внутреннее пространство глотки составляет полость глотки. Глотка расположена позади носовой и ротовой полостей и гортани, впереди от основной части затылочной кости и верхних шести шейных позвонков. Соответственно органам, расположенным спереди от глотки, она может быть разделена на три части: носоглотка, ротовая часть и нижний отдел глотки.

Носоглотку составляют верхнюю часть глотки и полость носа. Именно там вырабатывается большая часть муконазального секрета, туда выходят Евстахиевы трубы и каналы из придаточных пазух носа (Гайморовы пазухи).
Констрикторы и подниматели глотки
Сжатие глотки осуществляется мышцами - констрикторами (сжимателями) глотки. Имеются верхний констриктор, средний констриктор и нижний констриктор глотки.
Мышцы - подниматели глотки: шилоглоточная мышца и трубно-глоточная мышца.
Горта́нь - участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4-7 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу - с трахеей.

Хрящевой скелет

Каркас гортани (хрящевой скелет) образован несколькими подвижно соединёнными между собой гиалиновыми хрящами. Хрящи соединены между собой связками, мембранами и относительно подвижными суставами.
Гортань состоит из непарных (больших) хрящей: перстневидный, щитовидный, надгортанный, а также парных (малых) хрящей: черпаловидный, рожковидный и клиновидный.

Наибольший из них - непарный щитовидный хрящ, у которого различают две соединённые между собой под почти прямым (у мужчин) или тупым (120° у женщин) углом четырёхугольные пластинки. От задних краёв пластинок отходит две пары рожек (верхние и нижние). Основу гортани составляет перстневидный хрящ, его дуга обращена вперёд, а пластинка - назад. Перстнетрахеальная связка совмещает нижний край хряща с первым хрящевым кольцом трахеи. Перстневидный хрящ соединяется с щитовидным и черпаловидными хрящами двумя парами суставов.

Рожковидный хрящ - маленький, конической формы, его основа располагается на верхушке черпаловидного. Клиновидный хрящ больший, удлинённый, непостоянной формы и величины, часто рудиментарный. Сверху гортань покрыта надгортанником, который соединён с щитовидным хрящом и подъязычной костью щитонадгортанной и подязычно-надгортанной связками, соответственно.

Суставы гортани, звукообразование

Основу гортани составляет гиалиновый перстневидный хрящ (дуга, обращённая кпереди, четырёхугольная пластинка сзади). Подвижность хрящей гортани обеспечивается связками и двумя суставами:
1. Перстнещитовидный сустав парный, образован суставными поверхностями на нижнем роге щитовидного хряща и на передней стороне перстневидного хряща. Движения в перстнещитовидных суставах - вокруг фронтальной оси, при этом щитовидный хрящ при сокращении мышц наклоняется вперёд и возвращается в исходное положение.
2. Перстнечерпаловидный парный, образован суставными поверхностями на основании черпаловидного и на пластинке перстневидного хряща. Движение в суставе - вокруг вертикальной оси, при этом голосовые отростки вместе с прикреплёнными к ним голосовыми связками сближаются или расходятся в стороны, что приводит к сужению, расширению голосовой щели.
Важнейшими (функционально) в гортани являются черпаловидные хрящи, от основы которых вперёд отходит голосовой отросток, а назад - мышечный.

Голосовые связки крепятся к черпаловидным хрящам и к щитовидным хрящам. При сокращении внутренних мышц гортани меняется степень натяжения голосовых связок и форма голосовой щели. При выдохе голосовые связки вибрируют и образуют звук, таким образом получаются гласные звуки. Большинство согласных образуются при помощи языка, нёба и губ, но и гортань может является местом формирования согласных (глоттальные согласные). Большинство звуков человек произносит на выдохе, в отличие от остальных приматов, которые производят звуки на вдохе. Возможно, это одна из причин, по которым нельзя научить приматов говорить.


Голосовые складки


Голосовая складка, складка слизистой оболочки гортани, выступающая в её полость, содержащая голосовую связку и голосовую мышцу. Голосовые складки начинаются от голосовых отростков черпаловидных хрящей и прикрепляются на внутренней поверхности щитовидного хряща. Над голосовыми складками, параллельно им располагаются складки преддверия (ложные голосовые складки).

В профессиональной лексике (и в старых пособиях по логопедии) логопеды часто используют термин «голосовые связки» или «связки» вместо «складки».
Анатомия
Различают два вида голосовых складок.
Истинные голосовые складки

Две симметрично расположенные складки слизистой оболочки гортани, выступающие в её полость, содержащие голосовую связку и голосовую мышцу. Истинные голосовые складки имеют особое мышечное строение, отличное от строения других мышц: пучки продолговатых волокон идут здесь в разных взаимно противоположных направлениях, начинаются у края мышцы и оканчиваются в её глубине, вследствие чего истинные голосовые складки могут колебаться как всей своей массой, так и одной какой-либо частью, например, половиной, третью, краями и так далее.

Ложные голосовые складки

Также называют вестибулярные складки или складки преддверия - две складки слизистой оболочки, которые покрывают подслизистую ткань и небольшой мышечный пучок; в норме ложные голосовые складки принимают некоторое участие при смыкании и размыкании голосовой щели, но они двигаются вяло и не подходят вплотную друг к другу. Ложные голосовые складки приобретают своё значение при выработке ложносвязочного голоса и гортанного пениия.

Ложная голосовая щель (вестибулярная щель, щель преддверия) - пространство между преддверием гортани и её средней частью, ограниченное преддверными складками.


Трахея

Трахея «шероховатое (дыхательное горло)») - орган, являющийся частью воздухоносных путей.


У позвоночных

Дыхательные пути человека. Трахея и главные бронхи окрашены зелёным.
У позвоночных животных и человека трахея расположена между гортанью и бронхами.

У некоторых хвостатых амфибий трахея имеется в виде довольно длинной трубки; обычно стенки трубки укрепляются неравномерно разбросанными небольшими хрящами, которые иногда соединены между собой по бокам. Эти хрящи обнаруживают известную связь с гортанными хрящами, и поэтому им приписывают такое же висцеральное происхождение (предположительно за счет пятой жаберной дуги), как и последним. У земноводных трахея не разделяется на бронхи, (лёгкие начинаются от трахеи) и не у всех обособлена от гортани (у бесхвостых земноводных трахея отсутствует; лёгкие начинаются от гортани). У хвостатых земноводных трахея обычно длинная, с парными хрящиками, которые иногда срастаются.

У пресмыкающихся, птиц и млекопитающих трахея хорошо обособлена от гортани и делится на бронхи. Длина трахеи прямо пропорциональна длине шеи и обратно пропорциональна длине бронхов.

У пресмыкающихся скелет трахеи состоит из полных или неполных хрящевых колец, у птиц - обычно из цельных окостеневающих колец, образуя у некоторых из них многочисленные извивы и расширения, играющие роль резонаторов. У многих птиц нижние кольца участвуют в образовании так называемой нижней гортани. Скелет трахеи млекопитающих образован хрящевыми полукольцами (замкнутые кольца есть у бобра, агути, шерстокрыла, лемуров) .

Спинная сторона трахеи обычно перепончатая; к ней прилегает пищевод. У китообразных и сиренхрящи трахеи частично сливаются между собой, образуя подобие спирали. Трахея обычно разделяется на 2 бронха в грудной полости; у некоторых животных от трахеи отходит добавочный бронх (зубатые киты, жвачные, свиньи).

Трахея человека - дыхательное горло, непосредственное продолжение гортани. Имеет вид трубки длиной 11-13 см, состоящей из 16-20 хрящевых полуколец, соединённых плотной волокнистой соединительной тканью. Задняя стенка трахеи, освобожденная от хрящевой ткани, создана из соединительной ткани, в которой находятся гладкие мышечные волокна. Такое строение помогает прохождению пищи по пищеводу, который находится сзади трахеи. Трахея выстлана слизистой оболочкой. В подслизистом слое много смешанных слизистых желез.

Травмы трахеи

Переломы трахеи могут возникать в результате ушиба или внезапного сильного вдоха, резко повышающего внутритрахеальное давление воздуха. В первом случае возникают продольные переломы нескольких хрящей по средней линии их дужек, во втором случае происходит разрыв межкольцевой связки. Быстро развиваются гематома и эмфизема средостения, а также нередко - асфиксия. Оказание экстренной помощи в таких случаях заключается в интубации трахеи или нижней трахеотомии.


Бронхи

Вид спереди на трахею и бронхи (фрактальная структура)
Бронхи («дыхательное горло, трахея») - ветви дыхательного горла у высших позвоночных (в том числе человека).
Бронхи, бронхиальное дерево, лёгкие
У человека деление трахеи на два главных бронха происходит на уровне четвёртого - пятого грудных позвонков. Правый главный бронх толще, короче, более вертикальный, чем левый.
Каждый из главных бронхов затем делится на:
внелёгочные долевые бронхи (бронхи первого порядка),
сегментарные внелёгочные бронхи (бронхи второго порядка), 11 в правом лёгком и 10 в левом,
внутрилёгочные субсегментарные бронхи (бронхи третьего - пятого порядков), (диаметр 2-5 мм),
долевые (1-2 мм),
бронхиолы, переходящие в альвеолы лёгких.

Стенки бронхов образованы гиалиновыми хрящевыми кольцами, препятствующими спадению бронхов, и гладкими мышцами; изнутри бронхи выстланы слизистой оболочкой. По ходу разветвлений бронхов расположены многочисленные лимфатические узлы, принимающие лимфу из тканей лёгкого. Кровоснабжение бронхов осуществляется бронхиальными артериями, отходящими от грудной аорты, иннервация - ветвями блуждающих, симпатических и спинальных нервов.


Лёгкие


Лёгкие человека в разрезе. Воздушные входы и выходы из лёгких через проходы хрящевых трубок - бронхи и бронхиолы. На этом рисунке ткань лёгких рассечена, чтобы раскрыть бронхиолы.
Лёгкие - органы воздушного дыхания у человека, всехмлекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб (двоякодышащих, кистепёрых и многопёров).
Лёгкими называют также органы дыхания у некоторых беспозвоночных животных (у некоторых моллюсков, голотурий, паукообразных).
В лёгких осуществляется газообмен между воздухом, находящимся в паренхиме лёгких, и кровью, протекающей по лёгочным капиллярам.


Грудная клетка

Кости грудной клетки человека

Грудная клетка, грудь - одна из частей туловища. Образуется грудиной, рёбрами, позвоночником, а также мышцами. Грудная клетка содержит в себе грудную полость (Cavum thoracis), а также из-за изогнутости диафрагмы верхнюю часть брюшной полости. Укреплённая внутри и снаружи на грудной клетке дыхательная мускулатура обеспечивает дыхание у сухопутных позвоночных.

Грудная клетка по форме является конусом. Имеет два отверстия (апертуры) - верхнее и нижнее. Верхнее отверстие ограничено сзади телом I грудного позвонка, с боков - первыми ребрами, спереди рукояткой грудины. Через него в область шеи выступает верхушка легкого, а также проходят пищевод, трахея, сосуды и нервы. Нижнее отверстие больше верхнего, оно ограничено телом XII грудного позвонка, XI и XII ребрами и реберными дугами, мечевидным отростком и закрывается диафрагмой.

Строение и функции гортани

Гортань состоит из нескольких хрящей. В её основании находится перстневидный хрящ. Дугообразно спереди и с боков над ним возвышается щитовидный хрящ, а сзади находятся 2 черпаловидных хряща. Концы голосовых связок прикрепляются к щитовидному и черпаловидным хрящам.

К внутренней поверхности щитовидного хряща прикреплён надгортанник. Во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод.

При разговоре или пении голосовые связки смыкаются благодаря поворотам черпаловидных хрящей, высота тона зависит от щитовидного хряща, который может перемещаться вперёд и назад. Сами голосовые связки — очень тонкие мышечные образования.

При покое голосовые связки разведены, между ними образуется треугольный просвет, через который и проходит воздух. При глубоком дыхании связки максимально раздвинуты, при спокойном дыхании они занимают среднее положение.

Обычно у детей щитовидный хрящ закручен назад и не выступает вперёд. В период полового созревания анатомия его меняется, он распрямляется и у мужчин становится хорошо заметным.

Развитие гортани

Строение гортани у мальчиков и девочек ясельного возраста примерно одинаково, и их голоса в это время трудно различать. Вследствие небольшой подвижности щитовидного хряща голос детей не может изменяться в большом диапазоне. Поэтому их попытки, подражая взрослым, брать высокие и низкие ноты могут привести к срыву голоса.

У людей при пении и разговоре большую роль играют ротовая, носовая, а также фронтальные и гайморовые полости. Они выполняют функции резонаторов. Опытный певец добивается громкого звучания не путём усиленного выдоха, а умелым использованием этих резонаторов.

Голосовой аппарат у подростков очень раним в период полового созревания, когда осуществляется мутация голоса. У мальчиков она происходит более болезненно, чем у девочек. Заниматься пением, да и вообще напрягать голосовые связки во время мутации голоса нельзя, так как это может вызвать повреждения голосового аппарата, которые могут остаться на всю жизнь. После мутации голос приобретает специфический тембр, который остаётся у человека практически до конца жизни.

Воспроизведение звуков в гортани называют фонацией. Однако этого недостаточно для членораздельной речи. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, зубов, челюстей. В том, что это так, легко убедиться, если произносить какой-либо гласный звук, а затем изменить положение губ, скажем, свернуть их в трубочку, — звук сразу станет другим.

Работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука, называется артикуляцией (от лат. articulo — расчленение). Она появляется не сразу. У детей младшего возраста артикуляция часто бывает несовершенной, чтобы её выправить, ребёнок прежде всего должен слышать правильную речь.

Ведь процесс слушания не пассивен. Он имеет рефлекторную природу, которая заключается в том, что мы мысленно проговариваем то, что слышим, и наше понимание фраз во многом определяется тем, насколько точно мы способны воспроизвести услышанное.

Поэтому если при разговоре с ребёнком пытаться шепелявить, подстраиваться под его неверное произнесение звуков, то развитие нормальной речи у него будет задерживаться. Более того, неправильные звуки будут закрепляться, и выправить потом недостатки произношения малыша будет чрезвычайно трудно.