Конспект нод по ознакомлению с художественной литературой стихотворение И. Мазнина «Осень

НОД для детей подготовительной группы по ознакомлению с художественной литературой «Знатоки литературы»

Цель: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.
Задачи:
1. Закреплять знания о названиях детских произведений, их героях, авторах и художниках - иллюстраторах.
2. Развивать умения детей различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ).
3. Развивать умение выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности.
4. Продолжать воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений.
5. Развивать образное и логическое мышление играми – головоломками (пазлами).

Дети заходят в зал, в котором на полках стоят книги.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, музыкальный зал и вдруг книги стоят на полках?
Дети: В библиотеку.
Воспитатель: Да, мы попали в ту страну, где живут книги. А где живут книги?
Дети: В книжных магазинах, дома на полках, в библиотеках.
Воспитатель: Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с книгами. (Приглашает пройти к полкам с книгами). На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?
Дети: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.
Воспитатель: Из книг мы узнаём много нового о животных, о том, как люди живут в других странах, знакомимся с интересными произведениями. Книги очень важны и нужны. А знаете ли вы, что все книги можно назвать одним словом, литература.
Даже наш президент, В.В. Путин объявил 2015 год годом литературы. Он говорил о том, как важна литература для жителей нашей многонациональной страны. В этот год будет проходить много литературных мероприятий, конкурсов, выставок. И для детских садов тоже объявлен конкурс «Знатоки литературы». И нам, как жителям России нельзя оставаться в стороне. Ребята, как же нам быть? (дети предлагают принять участие в конкурсе).
Во все детские сады отправлены конкурсные задания, и в наш сад тоже пришли такие задания (показывает конверт и достаёт из него задания). Задания очень сложные, но мы не должны подвести детский сад, вы готовы участвовать в конкурсе? Итак, первое конкурсное задание, внимательно его послушайте.

Задание 1: Узнай героя литературного произведения.
Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт и в дороге слёзы льёт.
Дети: Это Федора из сказки «Федорино горе» (воспитатель прикрепляет на мольберт иллюстрацию из сказки).

В каком рассказе слонёнок хотел узнать, что у крокодила на обед.
Дети: В рассказе «Слонёнок».

В каком произведении у мальчика была такая мечта: если б моя сестрёнка тонула, то я бы её спас, если б на няню волки напали, я бы их застрелил, если бы Трезор в колодец упал, я бы его вытащил.
Дети: Это мечтал мальчик Юрик в рассказе «Хорошее», автор Валентина Осеева.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята, справились с первым заданием, переходим ко второму заданию.

Задание 2. В каждой сказке есть волшебные предметы, которые помогают героям сказки, нужно выбрать эти предметы. Чтобы не было обидно, выбирать предметы будем по порядку.
1. Волшебные предметы, исполняющие любые желания (ребёнок подходит к столу и выбирает волшебную палочку, лепесток). В каких сказках встречается волшебная палочка и лепесток?
Дети: Волшебная палочка встречается в сказке «Золушка», а лепесток в сказке «Цветик семицветик».

2. Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (ребёнок выбирает зеркало, волшебное блюдечко). Из какого произведения волшебное блюдечко?
Дети: Из сказки «Аленький цветочек».

3. Предметы, выполняющие работу за героя (ребёнок выбирает скатерть - самобранку, дудочку). В каком произведении нам встречалась дудочка? Какую помощь она оказала?
Дети: Дудочка из сказки «Дудочка и кувшинчик», она помогла девочке набрать много ягод.

4. Предметы, показывающие дорогу (ребёнок показывает на камень, клубочек).

5.Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (дети выбирают сапоги-скороходы). В какой сказке встречаются сапоги – скороходы?
Дети: В сказке «Мальчик с пальчик».
Воспитатель: Со вторым конкурсным заданием вы тоже справились.

Задание 3. Конверт с секретом. Нужно узнать, из какого произведения отрывок.
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
Дети: Это отрывок из рассказа «Волшебное слово», автор Валентина Осеева.
Воспитатель: Чему нас учит это произведение?
Дети: Это произведение учит нас быть вежливыми, уважать взрослых и пожилых людей.

Воспитатель: теперь нужно узнать произведение по иллюстрации (воспитатель вывешивает на мольберт иллюстрации к рассказу «Фантазёры» и сказке про Бармалея).
Воспитатель: Внимание, перед вами иллюстрации знакомых литературных произведений. Из каких произведений эти иллюстрации?
Дети: Это иллюстрации к рассказу «Фантазёры» и к сказке про Бармалея.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вы отвечали на вопросы, узнавали произведения по иллюстрации, а теперь нужно показать ваше театральное мастерство, т.е. обыграть литературное произведение. Чтобы никому не было обидно, мы выберем артистов жеребьёвкой. Те, кто вытянет красные жетоны, будут исполнять роли, а кто вытянет синие, те зрители.

Театральное мастерство. (Приготовить ширму, два стола с разрезными картинками, мешочек, блоки Дьенеша).
Часть детей обыгрывает произведение, а остальные дети называют автора и название произведения. (Рассказ Осеевой «Просто старушка»).

А пока ребята готовятся, вам нужно сложить картинку и назвать, к какой она сказке.(два стола, на них лежат разрезные картинки с изображением сказок).
Воспитатель: Какое произведение показывали нам ребята? А чему учит нас это произведение?
Дети: Произведение учит нас уважать старших и помогать людям в трудной ситуации.
Воспитатель: Вы узнавали литературное произведение по чтению отрывка, по иллюстрации, по театральному мастерству. Мы убедились в том, что каждое произведение нас чему – то учит: одно учит доброте, вежливости, другое учит тому, что нужно помогать старшим, уважительно относиться к пожилым людям, и, конечно же, оказывать помощь в трудной ситуации.

Задание 4. Назови жанр произведения (стихотворение, сказка, рассказ).
Воспитатель: в следующем задании конкурса «Знатоки литературы» предлагается назвать жанры литературных произведений. Назовите жанры литературных произведений. Я приглашаю вас встать в круг. Если я зачитываю стихотворение, значит, вы должны хлопать, если я зачитываю сказку, то вы должны топать, если я читаю рассказ, вы начинаете кружиться. (Почему вы решили, что это сказка? и т.д.)
Задание 5. Какие бывают сказки?
Воспитатель: Ребята, скажите, если сказки пишет народ, то они какие?
Дети: Если сказки пишет народ, то они народные.
Воспитатель: А ещё какие бывают сказки?
Дети: Авторские, их пишет один автор.
Воспитатель: Назовите авторов сказок.
Дети: Александр Сергеевич Пушкин, Корней Чуковский, Братья Гримм, Шарль Перро, Андерсен.
Воспитатель: А кто рисует красивые иллюстрации в книгах?
Дети: Иллюстрации рисует художники - иллюстраторы.
Воспитатель: Назовите знакомых вам художников.
Дети: Владимир Сутеев, Юрий Васнецов.
Рефлексия: ребята, в каком конкурсе мы приняли участие? Что особенно вам понравилось? Что вызвало трудности? Ребята, я видела, что вы старались, у вас было большое желание победить, и вы с этим справились. Спасибо вам за работу! Я хочу наградить вас медалями.

Цель: развитие у детей интереса к детской художественной литературе через решение задач из образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи.

Образовательные:

  • формировать первоначальные представления о профессии врача-ветеринара на примере литературного героя доктора Айболита;
  • закрепить знания о диких и домашних животных;
  • обогатить лексический запас детей словами: излечит, исцелит, хромой;
  • акцентировать внимание детей на том, как с помощью изменения высоты, темпа, и силы голоса можно передать эмоциональное состояние: боль, горе, радость;
  • учить понимать и показывать особенности поведения животных в игре-драматизации;
  • познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов В. Сутеева, М.Соловьёва.

Развивающие:

  • развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  • развивать умение передавать эмоциональное состояние персонажей сказки мимикой, жестами, движениями при драматизации отрывка из сказки «Доктор Айболит»;
  • развивать внимание, память, воображение;
  • развивать умение сопереживать.

Воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость, сострадание;
  • воспитывать уважение к профессии врача-ветеринара.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе «Чтение и драматизация отрывка из сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»

Ход НОД

В группе появляются кошка, зайчик и щенок с перебинтованными лапами.

Игрушки: Здравствуйте ребята! Помогите нам, мы не знаем, к кому нам обратиться за помощью!

Воспитатель: Что с вами случилось?

Игрушки: Мы бегали, играли и поранились.

Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь малышам! (Ответы детей) А как мы можем им помочь? (ответы детей) К кому им нужно обратиться? (Ответы детей). Ребята, а вы знаете, как называется врач, который лечит животных? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель называет сам). Доктор, который лечит животных, называется ветеринар (просит детей повторить).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете самого знаменитого ветеринара, который лечил зверей, подсказкой вам послужит эта картинка. (Вывешиваю на мольберт иллюстрации В. И М, Соловьёва к сказке «Доктор Айболит») (Ответы детей).

Воспитатель: Кого вы видите на картинке? Назовите зверей, которых лечил доктор Айболит? Как по-другому можно назвать доктора Айболита? Какие действий выполняет доктор Айболит? Как по картинке можно догадаться, что животному очень больно? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята и вы наши гости, сейчас я вам напомню отрывок из этой сказки.

(Читаем отрывок из сказки от слов «Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит» до слов «И смеётся она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!»)

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Попробуем показать доктора Айболита и зверей, которые приходили к нему лечиться (Распределяем роли).

Воспитатель: Только все слова нужно проговаривать внятно и выразительно.

Обговариваем с детьми как могли прийти и сказать свои слова лиса, барбос, зайчиха, как осматривал животных доктор Айболит, какие действия при этом он выполнял, какие действия могли совершать животные.

Происходит инсценировка отрывка. Повторяем 2-3 раза.

Воспитатель после каждого сыгранного отрывка отмечает успехи детей.

Воспитатель: Дети у кого из вас есть домашние питомцы? (Ответы детей)

Воспитатель: Болели ли ваши питомцы? Водили вы их к ветеринару? Знаете ли вы, как называется больница для животных? (Ответы детей, если дети затрудняются, подсказываю)

Воспитатель, обращаясь к игрушкам – зайчику и щенку: Теперь вы поняли, к кому и куда вам нужно обратиться, чтобы вылечить лапы?

Прощаемся с игрушками.

После окончания НОД можно предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Ветеринарная клиника» с игрушками, которые приходили в гости.

Воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» Богатова Елена Евгеньевна

НОД по ознакомлению с художественной литературой

Возрастная группа: подготовительная

Тема: Владимир Иванович Даль «Старик –годовик»

Форма работы: групповая

Виды детской деятельности в НОД: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Предварительная работа:

Загадки про времена года;

Чтение рассказа К. Д. Ушинского "Четыре желания";

Беседы по временам года: зима, весна, лето, осень;

Работа в уголке природы по временам года, месяцам;

Рассматривание иллюстрации.

Оборудование:

Карточки-12 штук;

Макет комбайна;

Проектор, доска.

Цель : знакомство с новым литературным жанром сказка-загадка.

Дать понятие о новом литературном жанре сказка-загадка;

Обогатить словарь детей новыми словами: душно, знойно, жать, серп;

Развивать умение различать литературные жанры: сказка, загадка;

Закреплять умение сравнивать, обобщать и делать выводы;

Систематизировать знания детей о годовом цикле, о принадлежности месяцев к определенному сезону, о количестве недель в месяце, о днях составляющих неделю;

Развивать умение работать в группах.

1. Мотивация детей к деятельности

Дидактическая игра «Узнай что это? »(знакомая детям игра)

В руках карточки с изображением треугольника- это загадка, круг- сказка. Я прочитаю текст, а вы покажете соответствующую карточку.

1. Гладишь-ласкается

Дразнишь-кусается.

На цепи сидит, дом сторожит.

2. Козлятушки, ребятушки!

Отворитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла- молочка принесла!

Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку.

Из копытечка во сыру землю.

3. Шубка –иголки,

Свернется- он колкий,

Рукой не возьмешь.

4. Была у одной вдовы дочь, была у неё еще и падчерица. Падчерица прилежная, красивая, а дочка и лицом нехороша, и лентяйка страшная. Дочку свою вдова очень любила и всё ей прощала, а падчерицу заставляла много работать и кормила очень плохо.

Поиграем ещё в одну игру «Доскажи словечко»

Мы сегодня с вами

Отгадали все (загадки)

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше (сказки)

2. Целеполагание Ребята, я прочту вам произведение, написанное Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад.

У меня возникла такая проблема: не могу разобраться к какому жанру литературного произведения оно относится.

Может вместе разберемся, поможете?

Наглядный мультимедиа (презентация)

Показ презентации В. И Даль «Старик-годовик»

Даль очень любил и уважал русский язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых.

Чтение произведения.

3. Совместная работа по нахождению способов деятельности Словесный (беседа, вопросы к детям, пояснение)

Как вы думаете к какому жанру относится это произведение?

Верно, ребята.Вы правы, это произведение действительно является и сказкой, и загадкой.

Так здесь есть и вымысел- волшебные птицы, старик-годовик. Загадкой является, так как надо узнать названия непростых птиц. Я вам открою секрет, оказывается есть такой жанр как сказка-загадка. Произведение Владимир Ивановича Даля с которым мы с вами познакомились тоже является сказкой -загадкой.Спасибо, что помогли разобраться.

(Беседа по прочитанному)

Кто такой старик-годовик?

Какой он?

(Волшебник, который управляет временами года, месяцами, следит за их очередностью.

Мудрый, добрый, серьёзный. А иногда и веселый, у него много забот и он все успевает)

А что за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (месяцы)

Кто скажет сколько месяцев в году?

Первая тройка птиц к какому относится времени года?

Как догадались, что речь идет о зиме (повеял холод, мороз)

Назовите зимние месяцы?

Это первая загадка, которую вы разгадали.

Какие ещё три птицы полетели? Назовите месяцы?

Кто был внимательным? Какие признаки весны в тексте? (снег стал таять, на полянке показались цветы)

Это вторая загадка, которую разгадали.

Следующие три птицы назовите? (летние месяцы)

Словарная работа

Что означают слова жарко? (жаркая, горячая погода)

Знойно? (сильная жара от нагретого солнцем воздуха)

Душно? (горячий, жаркий, спертый для дыхания воздух, стесняющий дыхание)

Как вы понимаете выражение жать рожь? (срезать под корень стебли растений)

Как вы думаете, а когда же, в какой месяц начинали крестьяне жать рожь? (в августе)

Кто из вас знает, чем жали рожь раньше? (показать серп)

А что используют сейчас во время жатвы? (показать макет комбайна)

Физминутка «Прогулка»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

По тропинкам побежим,

До полянки добежим.

На полянке, на полянке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем!

И домой пешком пойдем.

Давайте присядем, у нас ещё остались неразгаданные загадки старика-годовика.

Какая же последняя тройка вылетела из рукава Старика-годовика? (осенние месяцы)

Назовите эти месяцы?

Сколько всего птиц выпустил Старик-годовик? (12 птиц – месяцев)

Почему именно 12 птиц?

Верно, так как в каждом времени года по три месяца.

Какое время года любите вы? Почему именно это время года (показ слайдов времен года)

Да, все времена года хороши по- своему.

Что за четыре крыла у каждой птицы? (4 недели)

Какие семь перьев в каждом крыле? (дни недели)

Назовите их?

И ещё одна загадка есть в этом произведении, что значит, что у каждого пера одна половина белая, другая черная? (смена дня и ночи)

Так к какому жанру относится это произведение? Верно, это сказка-загадка, оказывается есть такой жанр. На свете есть много сказок-загадок, вы сними познакомитесь ещё.

Как вы думаете, для чего Даль написал такую сказку-загадку?

Чему он хотел научить нас?

Верно, нужно знать названия месяцев, времен года, дней недели, уметь пользоваться календарем. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придет следующее, ещё лучше прежнего.

3. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Игровой (загадывание и отгадывание загадок, рисование предметов)

Словесный (придумывание сказки)

Игра «Нарисуй предмет»

4. Рефлексия (подведение итогов) -Что нового и интересного узнали сегодня?

Что понравилось?

Теперь подумайте и скажите, кто сегодня хорошо работал?

О чем сможете рассказать друзьям, родителям.

Конспект по ознакомлению

с художественной литературой

Чтение рассказа Н. Н. Носова «Огурцы».

Цель:

Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;

Совершенствовать умение давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы по содержанию текста;

Акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков;

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.

Материал:

оформленные текс писем;

иллюстрации к рассказам «Живая шляпа» , «На горке» , « Мишкина каша»

портрет Н. Н. Носова;

аудиозапись рассказа «Огурцы»;

иллюстрации к рассказу Н.Н. Носова «Огурцы».

Предварительная работа:

чтение рассказов Н. Н. Носова «Живая шляпа», «На горке», «Мишкина каша» рассматривание иллюстраций к рассказам, беседы по содержанию рассказов.

1.Игровое упражнение «От кого письмо?»

Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила письмо, а вот кто его отправил, не знаю. Помогите мне, пожалуйста, узнать от кого они.

Дело в том, что в письме написан текст, а вот кто его написал неизвестно.

Воспитатель читает текст письма, задаёт вопросы детям.

Ребята, как вы думаете, из какого рассказа эти слова?

«Давай наберём картошки и будем в неё картошкой стрелять…… Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»(Вовка и Вадик)

Дети: Вадик из рассказа «Живая шляпа».

Воспитатель:« Когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

  О, говорит,   хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку – бух носом!

  Ого!   говорит.   Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» – думает.

Думал, думал – и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё»

Дети: А это Котька из рассказа «На горке».

«- Ну, Мишка, - говорю, - ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

- Давай кашу, - говорит Мишка. - Кашу проще всего.

- Ну что ж, кашу так кашу.

Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

- Сыпь побольше. Есть очень хочется!»

Дети: «Мишкина каша»

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали названия всех

Дети: Николай Николаевич Носов.

2.Рассматривание иллюстраций (слайды)

Воспитатель помещает на доску портрет Н. Н. Носова.

Показ слайдов произведений Н.Носова


Подробный конспект образовательного мероприятияОрганизационная информация
Мероприятие, область применения. Непосредственная образовательная деятельность. Ознакомление с художественной литературой
Возрастная группа,
количество человек Подготовительная группа, 12 детей
Продолжительность мероприятия 30 минут
Методическая информация
Тема занятия/мероприятия
Ознакомление со сказкой В.В. Бианки «Теремок»
Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное) обучающее
Цели занятия/ мероприятия
Познакомить детей со сказкой «Теремок» В.В. Бианки. Воспитывать интерес к литературе.
Задачи занятия/ мероприятия
- Активизировать речь детей;
- Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением;
- Закреплять названия лесных диких животных;
- Воспитывать у детей познавательный интерес к природе и природным объектам;
- Воспитывать любовь к сказкам.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят
дети в ходе занятия/ мероприятия Развитие:
- грамматического строя речи;
- словарного запаса;
- внимания, памяти;
- любви и уважения к природе.
Предварительная работа
- Знакомство с биографией В.В. Бианки;
- Чтение сказки В.В. Бианки «Сова;
- Дидактическая игра «Кто где живет»;
- Знакомство детей с сычем и куницей;
- Разучивание загадок о лесных диких животных.
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).
Сказка В.В. Бианки «Теремок» http://www.skazayka.ru/teremok-2/Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия Магнитная доска, магниты, столы, стулья по количеству детей, книга со сказкой В.В Бианки «Теремок»
Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.
Портрет писателя (Приложение 1)


Картинка сыча (Приложение 4)




Этапы занятия/мероприятия Время, продолжительность
этапа Подробное описание АМО по установленной схеме:
- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода
Действия воспитателя, инструкции ЗУНы и качества, которые формируются у детей на этом этапе
Инициация
(приветствие)
Вхождение в тему
Интерактивная лекция (инпут)
Проработка содержания темы
Разминка
Подведение итогов (рефлексия)
2 мин.
3 мин.
8 мин.
9 мин.
3 мин.
5 мин. АМО игра «Сигнал»
Цель:

Материалы не предусмотрены.
Технология проведения:
Воспитатель собирает детей в круг.
АМО «Отгадай загадку»
Цель: Отгадать загадку, связав ответ с темой занятия.
Материалы: Портрет В.В. Бианки
Техника проведения: Воспитатель читает детям загадку о теремке, и сообщает, что сегодня они познакомятся со сказкой В.В. Бианки «Теремок».
Цель: Сообщение новой информации; поддержка внимания к информации.
Материалы: Сказка В.В. Бианки «Теремок»
Техника проведения: Воспитатель читает детям сказку В.В. Бианки «Теремок».
АМО Вспоминание сюжета сказки с помощью мнемо-таблиц.
Цель: Закрепить знания детей об услышанном новом материале.
Материалы:
Магнитная доска, магниты
Картинка дятла (Приложение 2)
Картинка скворца (Приложение 3)
Картинка сыча (Приложение 4)
Картинка белки (Приложение 5)
Картинка куницы (Приложение 6)
Картинка пчелы (Приложение 7)
Картинка медведя (Приложение 8)
Техника проведения: Воспитатель развешивает на магнитной доске картинки с животными сказки, и предлагает вспомнить сюжет сказки.
АМО Физкультминутка «Кто где живет»
Цель: Снять психоэмоциональное напряжение, размяться
Создать положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировать внимание.
Материалы не предусмотрены.
Технология проведения: Дети выходят на середину зала в свободном порядке. Воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения.
АМО «Понравилось – не понравилось»
Цель: Выяснить впечатления от занятия.
Материалы Магнитная доска, портрет В.В. Бианки, стикеры.
Технология проведения: Воспитатель вешает на магнитную доску портрет В.В. Бианки и просит детей приклеить стикеры согласно инструкции.

Дети стоят по кругу, держась за руки. Воспитатель передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока
«сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас. Тоже повторяется в другую сторону.
Воспитатель показывает портрет Бианки В.В.
− Ребята, вы помните кто это? (Бианки)
− А какую сказку В.В. Бианки вы знаете? (Сова)
А сейчас я прочитаю вам еще одну его сказку, а как она называется вы узнаете отгадав загадку.
Невелик собою дом,
Но зато вместителен.
Уместиться можно в нём
Самым разным жителям.
Но висит на нём замок.
Этот домик - …(Теремок)
Воспитатель читает детям сказку В.В. Бианки «Теремок».
− Ребята, как называется сказка, которую вы услышали? А сказка эта народная или авторская? А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек. Так как же зовут автора «Теремок»?
− Давайте вспомним, что же происходило в этой сказке? Где был сделан теремок? (В дупле толстого старого дуба).
Беседа по содержанию прочитанного произведения.
(Детям предлагаются иллюстрации с животными сказки, глядя на которые они вспоминают последовательность событий).
Кто поселился первым в теремке? (Первым в теремке поселился Дятел). Кто занял теремок после дятла? (Вторым жильцом стал Скворец – первый в роще певец). Кто прилетел потом? (Затем прилетел Сыч). Кто выгнал сыча из теремка? (Сыча прогнала Белка – по веткам скакалка, по дуплам сиделка). Кто прогнал белку? (Белку прогнала Куница). Кого испугалась куница? (Куница испугалась пчелиного роя). Кто пришел последним? (Последним явился Медведь-мишка «вашему теремку крышка»).
Что он сделал? (Медведь развалил теремок).
− Что происходило с дуплом? (Оно увеличивалось.)
− Какую русскую народную сказку напоминает сюжет сказки В.В. Бианки «Теремок»? («Теремок»)
− Что же объединяет эти сказки?
Сюжет сказки. Сказочное действие располагается между моментом возникновения и разрушения теремка. В обеих этих сказках главные герои – животные. Все герои стремятся попасть внутрь теремка. В сказке В.В. Бианки конец такой же, как в русской народной сказке: пришел медведь и развалил теремок.
− Чем же отличаются эти сказки?
Одна сказка авторская, другая народная. В сказке «Теремок» представлены разные виды жилища: терем и дупло. В его народной сказке в теремке звери живут дружно, а в сказке В.В. Бианки прогоняют друг друга.
Воробей живёт (машем руками «крылья»)
под крышей. (соединили руки над головой – «домик»)
В тёплой норке (сложили ладони «гнёздышком»)
домик мыши. («домик» и изображаем «ушки» мыши)
У лягушки (присели, колени раздвинули, ладони врозь)
дом в пруду, («домик» и круг руками перед собой – «пруд»)
Домик пеночки («домик» и помахать «крыльями»)
в саду. (руки вверх – «деревья»)
-Эй, цыплёнок, (правую руку вперёд – «эй» и пальцы в «яичко» - «цыплёнок»)где твой дом? (руки развести, плечи поднять и «домик»)
- Он у мамы под крылом (помахать «крыльями»).
− Ребята, с какой сказкой вы сегодня познакомились? (Со сказкой «Теремок») Кто написал эту сказку? (В.В. Бианки) О чем эта сказка? (о жизни лесных жителей) Ребята, вам понравилась сказка? Если вам понравилось занятие, и вы хотели бы узнать другие сказки В.В. Бианки, то приклейте стикер на магнитной доске рядом с портретом В.В. Бианки, а если вам не понравилось занятие, то приклейте стикер в низу магнитной доски. Возникновение близости и позитивной внутренней обстановки.
Настрой на занятие.
Развитие внимания и интереса к сказке.
Развитие мышления. Умения детей отвечать полным предложением на поставленный вопрос. Умение вспоминать содержание сказки с помощью опорных картинок.
Снятие напряжения. Закрепление умения выполнять различные движения по тексту.
Умение делать выводы из услышанного материала.