Садовый пруд в японском стиле. Японский ландшафтный дизайн, фото

















В статье пойдет речь о том, как можно на собственном приусадебном участке создать сад в японском стиле, какую тематическую концепцию для этого лучше всего использовать, на какие принципы опираться при реализации выбранного стилистического направления. Фото подборка наглядно проиллюстрирует основные положения, видео раскроет секреты создания отдельных элементов восточного ландшафтного дизайна.

Немного истории

Цель любого направления ландшафтного дизайна – максимально искусно и естественно одновременно сочетать человеческое влияние и буйство природных стихий. Наиболее полно подобную гармонию отражает сад, оформленный в традициях Страны восходящего солнца. Принципы его создания оттачивались столетиями, поэтому, сегодня есть целое учение, которое берут за основу современные дизайнеры и создают великолепные рукотворные парки.

Впервые слово «сад» в японских манускриптах появилось в восьмом веке нашей эры. Изначально при помощи него обозначалось отдельное пространство, которое не имело каких-либо искусственных ограждений. Внутри него стали появляться объекты, которые позволяли человеку передвигаться по местности и любоваться красотами природы. Это были каменные дорожки, малые архитектурные формы, сложенные из них – места отдыха.

К ним были представлены слуги, которые следили за чистотой. Постепенно они стали облагораживать вверенные им объекты. В период правления Хэйан процветала наука и живопись. Она была настолько популярна, что даже садовники пытались рисовать картины при помощи растений. Они создавали такие потрясающие шедевры, что ими восхищались все без исключения. Такая концепция ландшафтного дизайна японского сада доминировала в период расцвета школы ямато-э. Когда к правлению пришли самураи, пышность и излишняя декоративность уступила место монохромности и лаконичности. Пришла эра «сухого» пейзажа. Ее идея определила основные принципы современного направления.

Правила создания стиля

Японские парковые комплексы базируются на трех основных постулатах:

    Непременное сочетание камня и воды – символов мужского и женского начала.

    Асимметричность основного зонирования с акцентом на одну часть дизайна.

    Использование естественных для данной местности растений и традиционного декоративного оформления.

Если есть желание создать дачный сад в японском стиле, нужно обязательно использовать и дополнительные структуры: открытые площадки, сдержанные, но очень гармонично сочетающиеся друг с другом цвета и их оттенки.

Разные виды концепций

Сегодня существуют четыре темы, которые можно брать за основу оформления приусадебного участка:

    Цубо .

    Сад камней .

    Сад деревьев .

    Чайный сад .

Цубо

Цубо – направление, которое формировалось как часть городской структуры раннего Средневековья. В переводе с японского слово «цубо» обозначается участок маленького размера, площадь которого составляет 3,3 квадратных метра. Такой сад разбивался в крохотных дворах под открытым небом и даже внутри отдельных помещений. При его создании перед садовником ставилась одна задача – впустить в маленький уголок города свет и природу.

Для реализации такой цели выбирались растения, которые могли бы хорошо себя чувствовать в скованных спартанских условиях. Так как таком саду плохо растет трава и цветы, которые любят солнце, их отсутствие компенсировалось пушистым мхом. Весь периметр земли укрывался каменными валунами, для насаждений оставлялся небольшой клочок в центре каменной композиции. На нем высаживались кустарники, соответствующие стилю здания. Недостаток света компенсируется искусственным освещением, стилизованными лампами и галереей зеркал. Они станут последним штрихом, которые позволят зрительно увеличить объем пространства. Создать такой сад в японским стиле на даче проще простого: нужно сделать дорожки из камней, повесить большой фонарь цукубаи и гармонично распределить между ними зелень.

Сад камней

Это чистый продукт японской философии. Он – интерпретация древнего мотива, который символизирует вечный поиск бессмертия. Хотя сегодня мало, кто проповедует такие учения, сама концепция пользуется большой популярностью у любителей строгого минимализма.

На нашем сайте Вы можете ознакомиться с самыми . В фильтрах можно выставить желаемое направление, наличие газа, воды, электричества и прочих коммуникаций.

Сами японцы никогда не использовали камни, как строительный материал. Для них они являлись посредниками между человеком и богом. Им поклонялись, с ними до сих пор разговаривают жители Страны восходящего солнца, передают им свои переживания и просят о помощи. Поэтому в ландшафтном дизайне японского стиля камни – объекты поклонения и восхищения.

Отголоски культового отношения чувствуются в методе расстановки валунов. Это только на первый взгляд кажется, что камни расставлены хаотично, на самом деле существует строгий принцип, которого обязательно нужно придерживаться при создании реплики.

В центре площадки нужно ставить самый большой валун. Он – символ далекой вершины горы Хорай. На небольшом возвышении или возле водоема нужно формировать композицию, состоящую из трех валунов. Они символизируют гору Сюми. Острова журавля и черепахи – при помощи камней выкладываются фигуры, по форме напоминающие этих представителей фауны. Выбор подходящих камней – задача первостепенная. Поскольку каждый валун должен помочь сформировать панцирь черепахи или крылья журавля, придется потратить время на поиски подходящего материала. Поэтому специалисты рекомендуют не покупать его в большом количестве в одном источнике. Лучше поискать их на развалах или возле речных водоемов.

Техника создания

Для реализации поставленных целей нужны не только камни нужной формы, но и другой необходимый материал: гравий, крупная речная галька, геотекстиль. Специалисты рекомендуют приобрести заранее для посадки низкорослые растения (тимьян, кемнеломка, вереск), а также вечнозеленые кустарники (самшит, пиерис, камелия). Если таких растений нет в представленном регионе, их можно заменить вечнозелеными рододендронами или лапчаткой. Для работы понадобится лопата, грабли, лом и нож.

Для начала нужно найти подходящее место для сада камней. Оно хорошо должно просматриваться из входной точки дома. Выбранная площадка предварительно разравнивается, с нее удаляется верхний пласт земли на глубину гравийной засыпки. На дно подготовленного котлована выстилается геотекстиль. Он не позволит сорнякам прорастать сквозь каменную подушку.

Это может быть интересно! В статье по следующей ссылке читайте о том, .

На геотекстиль высыпается слой гравия. Он разравнивается граблями. Для создания особого эстетического эффекта лучше приобретать мелкофракционный рассыпчатый материал. В центре площадки ставим самый высокий валун. Слева от него формируется композиция из камня, напоминающая журавля, справа собирается черепаха. Связующим элементом должны выступить растения, высаженные на заднем плане сада.

Для панциря черепахи стоит выбрать и укладывать один большой плоский камень. У него должна быть почти квадратная форма. Его для лучшего эффекта размещать на небольшой возвышенности. Сформировать ее можно при помощи увеличения слоя гравия. Затем нужно устанавливать голову. Для него подходит продолговатый камень с небольшим уклоном. По форме он должен напоминать мордашку рептилии, чуть поднятую вверх. Для ног подходят камни с боковыми наклонными поверхностями. Устанавливая их, нужно камни слегка отодвинуть от панциря. Для хвоста выбирается валун меньшего размера.

Острова «Журавля» формируются немного по-другому. Начинать нужно с установления крыльев. В качестве них должны выступить большие камни треугольной формы. Они размещаются на одной горизонтальной линии на расстоянии тридцати сантиметров друг от друга. Между крыльями укладывается камень-шея – длинный низкий плоский валун. Между крыльями, чуть ниже их возможной точки соприкосновения ляжет камень-туловище. Он по высоте должен быть на треть выше крыльев. К нему примыкает небольшой камень-хвост. В завершении укладывается камень-голова. Он должен быть небольшим по размеру и треугольным по форме. Если голову и хвост слегка отодвинуть в сторону от основной композиции, острова «Журавля» приобретут правильное очертание.

Нет необходимости проявлять стремление к достижению совершенства композиции, и ее реалистичности. Сад в японском стиле – продукт символизма. Созерцание общей картинки должно вызывать полет фантазии и заставлять человека размышлять.

Остров «Журавля» не нужно засаживать растениями, камни должны остаться в полном одиночестве. А вот остров «Черепахи» декорировать дополнительно можно. Для этого специалисты используют низкорослые засухоустойчивые растения. В конечном итоге должно получиться что-то подобное тому, что представлено на фото.

Сад камней будет еще более эффектно выглядеть на фоне зеленого газона. Или кустарников в высоту в полтора метра. По преданиям японцев такое сочетание приносит в дом гармонию и покой. Конечно, можно отходить от традиционных канонов и создавать миниатюрные композиции, согласно своему паллету фантазии. Но при этом не стоит расставлять глыбы строго по восходящим или нисходящим линиям: японцы не терпят искусственной симметрии. Никогда не объединяются в одной композиции горные и морские камни. Этот еще один основополагающий принцип.

Если используются огромные валуны, техника создания сада немного меняется. Сначала камни устанавливаются и прикапываются в землю, потом между ними выстилается геотекстиль, и только после этого создается гравийная подсыпка. Для скрытия дефектов и сколов используются растения. Лучше всего для этих целей подходит японская трава в ландшафтном дизайне она используется очень аккуратно, фрагментарно. Она имеет мягкие длинные листья, их линейная форма напоминает стебли бамбука. Вырастая, она становится похожей на пушистый шарик.

Его высота не превышает 50 см. Трава растет медленно, периодически выбрасывает отростки, которые самостоятельно укореняются. Кусты хаконехлоа разрастается в одном направлении. В итоге получается зеленый каскад. Он хорошо смотрится в других видах японских садов. Высаживая такое растение в каменном, нужно следить за тем, чтобы трава не разрасталась.

Видео описание

В видео показано, как растет в саду японская трава:

Сад деревьев

Такой объект более привычный для понимания европейцев. Он создается вокруг открытой площадки, по которой течет ручей. По берегам высаживается масса зеленых растений. В тенистых уголках хорошо приживаются вечнозеленые и лиственные деревья. Их удачно дополняют ровно остриженные кустарники самшита или кизильника. Они прекрасно маскируют на участке мусорные контейнеры, заборы, неприглядные стены хозяйственных построек.

Видео описание

В видео можно увидеть японский сад на дачном участке:

Большое внимание в саду деревьев уделяется декоративным элементам. Здесь их много. В качестве них выступают изгороди, ворота, мосты, фонари. Если ограждение используется внутри парка, оно делается легким, воздушным, создается, преимущественного из бамбука или штакетника. Внешние ограждения делаются монументальными и возводятся из камней. Дополнительно декорируются черепицей.

За основу общего построения такого сада специалисты рекомендуют брать теорию Янь-Инь. Она позволяет создавать гармоничные композиции. В их центре может появиться искусственно созданный водоем.

Видео описание

Как сделать водоем на холмистой местности покажет следующее видео:

Отталкиваясь от него, несложно чередовать плоскости и растительные массы, сочетать плавные линии берегов и отвесные обрывы холмов-гор, рядом с крупными растениями высаживать мелкие, создавать баланс контрастов во всем. Тогда все получится вполне естественно.

Чайный сад

При его создании дизайнеры преследуют одну цель: они создают атмосферу полного покоя, в которой можно любоваться природой и наслаждаться ее умиротворенностью. На маленьком участке формируется уголок гористой местности. Именно там обычно в Японии селились мудрецы и философы. В глубине такого сада должна стоять беседка для чайной церемонии. Она называется в Стране восходящего солнца «Тясицу». Ее внешний облик должен напоминать жилье мудрецов. Те предпочитали существовать в атмосфере строго аскетизма. Считается, что именно она способна открыть человеку возможность настроиться на созерцание красот природы.

Чайный сад оформляется в очень сдержанном стиле. Все должно напоминать нетронутые гористые пейзажи. Для освещения территории используются фонари, издающие приглушенный свет. До недавнего времени они использовались именно для воссоздания описываемой концепции, но сегодня японские фонари – визитная карточка всего стиля в целом. Поэтому сегодня можно увидеть, как подобные элементы декора украшают лаконичные каменные сады.

Как правило, устанавливается всего один источник света. Но он непременно водворяется на большой каменный пьедестал – татигата. Световой поток направляется вниз. Еще один непременный атрибут чайного сада – мостик. Если есть на участке ручей или речка, он обязательно должен соединять два берега. Если нет воды, мостик способен соединять два ската расщелины или просто обозначать воображаемое препятствие, которое он способен помочь преодолеть.

Иногда такой объект вообще не предназначен для ходьбы, он выступает в качестве дорогого украшения. Чрезвычайно декоративно смотрится мост яцухаси, сложенный из камней или широких досок. Детали таких конструкций часто укладываются зигзагом, поэтому пройти по ним невозможно. Но они органично вписываются в общую стилистику сада, и очень ценятся за высокую декоративность.

Видео описание

Как можно на собственном участке создать уголок миниатюрной Японии, продемонстрирует следующее видео:

Цветы для японского сада

Описываемые объекты трудно представить себе без цветущих рододендров. Но увлекаться такими яркими акцентами не нужно. Клумба в японском стиле сильно отличается от традиционного европейского цветника. Как отдельного элемента ее просто не существует. Но часто современные дизайнеры используют декоративный прием и создают композиции из цветов, несущие образ болотца, пустоши, горного склона или сухого ручья. При этом хаотично высаживаются группа растений одного вида и одного сорта, которые после того, как разрастутся, сформируют один красочный ковер.

Обобщение по теме

Правильно разбитый сад в японском стиле, способен многое рассказать жителям Страны восходящего солнца о его владельце. Для европейцев подобные объекты – лишь великолепные уголки, способные продемонстрировать искусное сочетание света, зелени, воды и камня. Изучая принципы построения такого ландшафтного дизайна, многие открывают для себя дверь в мир познания восточной культуры и философии.

Время чтения ≈ 4 минут

Экзотический сад в японском стиле будет отличаться от привычных нашему глазу более высокой степенью продуманности. В силу ограниченности территорий в Японии традиционно каждый метр несет определенную стилевую нагрузку. Поэтому компактность и многообразие — основные черты японских садов. Здесь нет клумб , цветников и прямых дорожек. На первом месте обязательно бросаются в глаза камни и гравий, извилистые ручьи и водопады, карликовые деревья.

Японские сады загадочны, они воздействуют на смотрящего совершенством форм и красотой, переливами зеленого цвета и лаконизмом художественных приемов. Суть ландшафта Страны Восходящего Солнца в гармонии 3 стихий — воды, камня и растений. Структуру ландшафту задают камни, очень важно постичь искусство их расстановки. Мелкие россыпи гальки, камни и валуны должны лежать асимметрично, а если они обрастут со временем мхом, это сделает композицию еще более естественной.

Композиционное построение сада в японском стиле

Если вы решили построить сад в японском стиле своими руками, то начать нужно с композиции. Сад может быть плоским или с холмами. Холмистый участок позволяет создавать более фактурные композиции. Если у вас относительно ровный участок, можно сделать искусственные холмы. Существует 2 вида композиции, которые вы можете посмотреть на фото в статье — это:

  • одинокая композиция, где в качестве главного элемента может выступать скала, фонарь, статуя, миниатюрная пагода или водопад ;
  • групповая, где присутствует множество равноценных элементов.

Композиция должна быть такой, чтобы сад раскрывался в своей красоте с любой точки обзора. В нем не должно быть слепых некрасивых зон. Еще одна особенность компоновки — он не должен раскрываться полностью. С каждым шагом должна открываться какая-то миниатюрная новая композиция: за поворотом — ручей , за деревом — фонарь.

Воплощение

Итак, вы решили сделать дизайн сада в японском стиле. Вполне осуществима закладка сада в японском стиле на маленьком участке — например, всего на пресловутых 6 сотках . Обязательными элементами присутствующими на участке должны быть камни и вода. Продумайте, как вы это реализуете. Водоемы могут быть реализованы по-разному. Это может быть умиротворенная река, залив с островками или водопадик. Можно сделать сухой ручей , в котором вода изображается при помощи гальки и песка. Тогда по галечному потоку граблями наносятся волнистые линии.

Тропинки не должны вести прямо в дом или еще куда-то. В саду должны быть прогулочные тропы, извилистые, проходящие по периферии сада. Дорожки выкладывают из каменных разнофактурных плит или из деревянного покрытия. Середина сада должна быть свободной от тропинок.

Оформление сада в японском стиле, как на фото, предполагает присутствует деревянных скамеек и мостиков , традиционных каменных фонарей. Традиционно в японском саду стоит тсукубаи - каменная чаша в форме бочки наполненная водой, высотой от 20 до 60 см. В этой чаше японцы традиционно моют руки перед участием в чайной церемонии.

Растения в японском саду

Пришло время выбора растений для сада в японском стиле. Доминирует здесь зеленый цвет. В нашем климате основные посадки — вечнозеленые растения: хвойные и кустарники. Основное растение — сосна, символизирующая вечность, слива является наиболее частым выбором для цветущих растений, из кустарников пальму первенства держит уверенно рододендрон. Японские растения в нашем климате навряд ли приживутся, поэтому будет уместным сакуру заменить, например, иргой, у которой не менее прекрасное весеннее цветение.

Цветущие многолетники и летники здесь почти отсутствуют. Яркие пятна должны быть сезонными, кратковременными и немногочисленными — пионы и ирисы, рододендроны в цвету, весеннее цветение кустарников, осенние клены. Периоды цветения и образования плодов внесут ритм в спокойную жизнь сада.

Если вы решили создать сад в японском стиле на даче, то его необходимо прикрыть от посторонних глаз. Камерность — одна из особенностей этого места, потому что изначально оно было создано для медитаций. Калитки, изгороди, живая изгородь из спиреи острой и блестящего кизильника — обязательные элементы.

Конечно, создание японского садика потребует много времени и приложенных сил, но результат будет стоить того. Ведь это идеальное место для спокойного умиротворенного времяпровождения.

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

Спокойствие и неторопливый бег времени в окружении камней и шума воды - таким может стать пространство в вашем саду. Японский садик на даче своими руками сделать несложно. Как? Читайте в нашей статье!

Услышав краем любопытного уха фразу «японский сад», многие представляют себе лишь яркие бумажные фонарики, статую пузатого невозмутимого Будды или ярких проворных рыбок в пруду. Между тем сад в японском стиле очень многолик, и довольно часто в нем присутствует лишь один солирующий элемент.

Как вы уже поняли, в нашей сегодняшней статье мы расскажем, как создать сад в японском стиле на вашем маленьком участке или хотя бы попытаться организовать там атмосферный восточный уголок.

Концепция

Сад в японском стиле - это всегда четкая расстановка деталей и акцентов. Не стоит думать, что там может что-то расти само по себе: выбор растений для этого пространства глубоко символичен, а их расположение должно создавать общую картину, которую вы сможете оценить не только находясь в самом саду, но и смотря на него издалека.

Как правило, элементы сада располагаются согласно приему визуальной отдаленности: начиная от самых крупных на переднем плане и заканчивая маленькими вдалеке. Таким образом, даже если вы создадите японский садик на метровом клочке земли позади дома, вы все равно получите плавные переходы и общую целостность картины.

Что касается общего цветового сочетания, то основным цветом японского сада является зеленый. Его оттенки могут варьироваться от темно-изумрудного до светло-салатового, создавая тем самым ощущение постоянной динамики и неслышной «беседы» в саду.

При выборе растений отдавайте предпочтение вечнозеленым кустарникам и не забывайте о символизме: например, сосна означает долголетие, а дерево сливы - духовную красоту. Что для вас предпочтительнее? Может быть, клен - символ мудрости и знаний?

Сад камней

Японский сад - это единственная разновидность сада, который может полностью состоять из одних лишь камней. Да-да, вообще никаких цветов. Только камни - древние валуны, поросшие мхом, угловатые булыжники и мелкая блестящая галька.

В японской традиции камни имеют очень многогранное значение, начиная от долголетия и заканчивая бесконечностью времени и связью с предками. Мы не призываем вас пытаться выстроить на своих 6 сотках каменное царство, а вот сухие ручьи из камней будут весьма уместны и даже помогут вам зонировать пространство.

Беседка и пруд

Прекрасно, если два этих элемента будут сочетаться в вашем японском саду, потому что отдых в нем обычно предполагает созерцание воды. Совершенно необязательно устраивать вокруг дома крепостной ров, заполненный водой, и разводить там редкую живность - достаточно будет небольшого водоема, окруженного изгибистыми деревьями или кустарниками.

Что касается беседки, то не вздумайте организовывать там барбекю или что-нибудь в этом роде. Беседка в японском саду предполагает неспешный, даже немного отрешенный отдых и должна представлять собой открытое пространство, где можно ненадолго присесть и выпить чаю. Обычно она исполняется в форме пагоды; хорошей идеей будет также оснастить дорожку к ней небольшими фонариками - так вы сможете без труда пробираться туда вечерами, не рискуя упасть в пруд к рыбкам.

Царство мха

Мох в японской традиции символизирует материнскую защиту, а также бесконечный ход времени. Возможно, именно поэтому, когда мы оказываемся в лесу в окружении пространства из мха, время как будто замирает. Кто знает, может быть в этот момент у нас появляется крохотная возможность управлять им?

Если ваша дача расположена в лесу или вы просто знаете, что такое постоянные дожди и сырой климат, то создать царство мха в своем саду для вас не составит особого труда: мох очень неприхотлив и прекрасно «расползается» по участку сам по себе.

Разумеется, мы не призываем вас окутать им все, начиная от дома и заканчивая удивленным котом, которые задремал всего каких-то пару часов назад. Но если вы хотите создать в своем саду волшебную сказку, наполненную тайнами и тихим полушепотом, то мох станет прекрасной идеей для этого. Кроме того, разве не приятно постоянно ощущать бесконечный ход времени, прогуливаясь по нему босыми ногами?

Фото: animeblog.ru, landscape-expert.com, remontbp.com, artrea.ru

Японский сад на даче

Если вам близки восточные мотивы в оформлении сада, что наверняка вас не оставит равнодушным японский сад. Если вы осмелитесь организовать его на своем участке, то у вас появится приют спокойствия и умиротворения, где вы всегда сможете укрыться от городской суеты.

Японский садик на даче

Однако, ради справедливости признаю, что создание настоящего японского сада — довольно дорогое удовольствие. Потому не стоит замахиваться на большие территории, можно просто организовать небольшой уголок, не больше 4-6 квадратных метров, в своем саду.

Японский сад на даче — дорожки

Садоводы разделяют два вида японских садов — холмистый и равнинный. Вы можете сделать выбор между ними в пользу того направления, который наиболее подходит вам по ландшафту участка.

Японский сад на даче — ступени

Равнинный японский сад, находится на ровном участке, вся его композиция просматривается с любой точки сада. А вот холмистый сад может открываться по-разному с разных точек зрения, в нем холмы формируют основную часть ландшафта.

Обычно в японском саду устраивают пять холмов, один из которых выше окружающих. Он символизирует собой гору Фудзияму, которую японцы считают священной.

Фонарик в японском садике

Пять принципов дизайна японского сада

Используйте при организации сада пять основополагающих принципов, которые сделают его по-настоящему японским.

Первый принцип — асимметричность ландшафтного дизайна. Это базис окружающей нас природы, из которой японцы стараются брать все свои дизайнерские идеи.

Пруд в японском саду

Второй принцип — отсутствие случайных деталей, которые будут вносить сумятицу в организацию сада. Любой элемент участка должен быть размещен осмысленно и нести определенный символизм.

Сосна в японском саду

Третий принцип — растения и камни, выбираемые для сада, должны быть неброскими по своему цвету, но выразительны. Выбирать их следует согласно форме, обычно элементы японского сада имеют четкую правильную и слегка округлую структуру. Расположение растений и камней должно настраивать на созерцательный лад.

Четвертый принцип — обычно землю вокруг растений либо утрамбовывают, либо засыпают мелким гравием. В последние годы стали сажать газонную траву, причем японцы стараются избегать больших зеленых лужаек. У них всегда что-то воткнуто посреди зеленого ковра — куст, каменная композиция и т. п.

Пятый принцип — старайтесь не уплотнять посадки, оставляйте между всеми элементами немного свободного места. Останавливайте себя от желания сделать много клумб, цветников и посадить много деревьев.

Деревья в японском саду

Подбор растений для японского сада

Особенно важно для японского сада правильный подбор деревьев и кустарников. В Японии своеобразный климат и многие растения у нас просто не выращивают. Но есть адаптированный под Среднюю полосу России , которые можно посадить в японском саду.

К примеру, всем известную своим красивым цветением японскую вишню — сакуру можно заменить декоративным сортом сливы, степным миндалем или войлочной вишней.

Холодостойкие сорта также способны украсить ваш японский сад. Японский клен к сожалению не совсем подходит для нашего климата, но вместо него можно посадить бузину черную с красивыми листьями и формой кроны.

Бонсай в японском садике

Немного о деревьях бонсай. Готовый бонсай стоит недешево, но его можно вырастить самому, например из сосны. Достаточно ежегодно прищипывать побеги сосны и через 5-7 лет у вас получится изящное деревце.

Самое главное — когда перед вами будет стоять выбор растений, помните, что лучше меньше — да лучше. Оставьте в саду побольше свободного пространства для того, чтобы подчеркнуть лаконичность пейзажа.

Пространство японского садика

Видео из японского сада

Недавно мы побывали в настоящем японском саду. В Ботаническом саду Праги, в Чехии, есть уголок Японии. Там очень красиво и созерцательно. Предлагаю вам прогуляться с нами!