Судьбе покорны: как правильно гадать? Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера».

Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2019 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!

Святки в 2019 году

Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.

  • Даты в 2019 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2020 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2021 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2022 году: с 7 по 17 января.

Что такое святки?

С чем у нас ассоциируются святки ? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?

Сколько лет святкам?

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки на Руси. О традиции празднования святок

Хулиганство, освященное традицией

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь , духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 14 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Святки

Святые вечера. Страшные вечера.

Святочные гадания

Вся древняя славянская культура насыщена массовыми народными праздниками, магическими обрядами, приметами, гаданиями, интенсивным общением с богами.

Праздники славян были связаны с движением Солнца по годовому кругу.

Святки – особенный праздник в календарном году, граница между старым и новым годом, один из самых любимых праздников на Руси, наряду с масленицей и Купало.

По древней дохристианской традиции Святки начинаются 21 декабря , в астрономический день зимнего солнцеворота, в самую длинную ночь в году. С этого дня день начинает прибывать, Свет побеждает Тьму. Продолжаются Святки две недели до 5 января.

Раньше день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день в году) приходился на 24 декабря. Но из-за смещения движения Солнца (прецессии) эта дата в настоящее время астрономически сдвинулась и приходится на 21 декабря. Как и праздник Купало переместился с 24 июня на 21 июня.

Святки и Купало привязаны к движению Солнца, поэтому и праздновать их нужно по астрономическому календарю, то есть 21 декабря и 21 июня.

Чтобы научиться понимать суть древних праздников, нужно ориентироваться не на дату, а на смысл, который стоит за этой датой.

В Православном и католическом христианстве не учитывают древнюю славянскую традицию и празднуют Святки в другие дни:

В католическом христианстве Святки празднуют с 25 декабря до 6 января (это ближе к истинному празднику).

Христианское Рождество когда-то приходилось точно на день зимнего солнцестояния. Первоначально это был праздник рождения Солнца . Как известно, большинство христианских праздников были наложены на славянские праздники (для того, чтобы народ принял новую религию).

С давних времен люди полагали, что в это время открыты небеса, в это время на землю с того света приходят души умерших, и при установлении контакта можно получить нужную для себя информацию и помощь предков.

Присутствие духов среди людей давало возможность заглянуть в будущее, поэтому именно в это время проводили святочные гадания .

Первую неделю Святок называли Святыми вечерами . Вторую половину(после 1 января) – Страшными вечерами, потому что это время связано с особенно активным разгулом нечистой силы. Гадали в основном в Страшные вечера, во второй половине Святок.

Святки праздновали все – и молодые и старые. Но в основном это был праздник молодых людей. Святочные игры, забавы, песни, хороводы, хождение по домам, посиделки, гадания создавали атмосферу настоящего праздничного веселья.

На Святки колядовали – толпой ходили по домам с поздравлениями и песнями.

Колядование – это обряд хождения от дома к дому с песнями. Заходили в дома, где горел огонь, и пели колядки – песни, в которых славили хозяина и его семейство, за это получали в награду угощение.

Святочные гадания

Святочные гадания были и развлечением и возможностью узнать о своем будущем.

Во время гадания нужно было выполнить некоторые условия: гадать без креста, без пояса и не благословясь (по языческой традиции).

В христианский период считали, что то, о чем гадали на Рождество, в Рождественский сочельник, должно было сбыться в начале лета. Гадания на Васильев день (с 13 на 14 января или на старый Новый Год) сбываются в середине июля. А крещенские гадания – в конце августа.

В основном гадали на вероятность свадьбы в текущем году, выйдет девушка замуж или нет.

Гадание на полотенце

Нужно повесить ночью белое полотенце перед окном, говоря: "Суженый, ряженый, приди, утрись!" – и ждать. Скоро полотенце засыреет – быть девице в этот же год замужем. Намокнет к утру – долго жениха ждать. Снимется сухим – век одной куковать.

Гадание по шапке

На ночь на столе оставляют три мужские шапки . На одну из них загадывают суженого. Если шапка утром окажется не на своем месте – значит, суженый приходил за ней, быть девке замужем в этом году.

Гадание на корыто

Под Новый Год ставили девушки во дворе корыто и шли к нему спиной. Кто упадет в корыто – та и выйдет замуж.

Катание по полу

В конце 19 века было такое гадание. Девушки ложились на пол и катились от стены по направлению к двери. Кто прикатится лицом к двери – та скоро выйдет замуж. Если прикатится спиной к двери – еще в девках сидеть.

Гадание с какой стороны жених или невеста будут

Для того, чтобы узнать с какой стороны будет жених или невеста, шли на перекресток. Там вертелись до тех пор, пока не падали. В какую сторону упал головой – туда и замуж выйдешь или невеста с той стороны будет.

Рождественское гадание на воске

Человек, который хочет узнать о своем будущем, должен взять восковую или парафиновую свечу , положить в металлическую посуду, расплавить и сразу же вылить в широкую емкость с холодной водой. Образовавшаяся при этом фигура предсказывает его будущее на следующий год . Все время, пока человек выполняет ритуал, он должен думать о своем возможном будущем.

Гадание по тени

Человек, который хочет узнать о своем будущем, берет газету или лист бумаги , и хорошо мнет его в руках. Все это время он думает о своем будущем. (Но не скатывать лист плотно). Он кладет смятую бумагу на большую тарелку или поднос и поджигает.

Когда бумага полностью прогорит, он ставит рядом с тарелкой свечу и смотрит на тень , которую сгоревшая бумага отбрасывает на стену. Старается увидеть какие-то образы и толкует их.

Гадание на воде

Наливают в таз или большую миску воду. По краям таза прикрепляют полоски бумаги, на которых написаны события, например свадьба, знакомство, поездка, получение денег, новая работа, карьера, рождение ребенка и т. д

Или вместо записок по краям (по секторам) раскладывают символы (сахар, монетку, крупную купюру, ключ и др.)

Берут половинку скорлупы грецкого ореха и закрепляют в ней кусочек свечи. Свечу зажигают и ставят кораблик в середине таза. Или берут обычную спичку. Воду можно раскрутить указательным пальцем по часовой стрелке. Раскручивает тот, кто гадает.

Куда кораблик или спичка подплывут, то и сбудется. Иногда бумага (записка) при контакте с "корабликом" загорается от свечи.

Гадают все по очереди.

Другой вариант гадания на воде

Пишут имена всех присутствующих, желающих узнать свое будущее и закрепляют по краям таза. Загадывается событие – знакомство, свадьба и т.д. – одно на всех. К чьему имени приплывет кораблик (спичка) – у того и сбудется.

Гадание на имя суженого

В полночь выйти из дома и у первого встреченного мужчины спросить, как его зовут.

Это имя и будет имя суженого.

Гадание на зеркалах

Берут два зеркала , которые ставят друг против друга. По бокам поставить две свечи и зажечь их. Таким образом образуется коридор из зажженных свечей . Нужно сесть на стул перед зеркалом и внимательно вглядываться в этот коридор. Если зеркала поставлены правильно, то постепенно, через какое-то время, появится образ суженого или суженой.

Крещенские гадания

В крещенский вечер девушки кидали обувь , чтобы узнать: выйдут они замуж в текущем году или нет.

Если обувь падала далеко – будущий муж будет издалека,

Если обувь падала близко – муж недалеко живет,

Если обувь падала носком в сторону гадающей девушки – муж будет жить у нее в доме,

Если обувь падала носком вверх – девушка не выйдет замуж в этом году,

Если обувь падала носком от девушки – вместе с мужем будут строить дом.

Вопрос:

Можно ли верить сну на Святки? На эти Святки в ночь на 10.01.2013 мне приснилось, что мужчина в деловом костюме (лица не видела) дарит обручальное кольцо (помолвочное, которое обычно дарят на помолвку в Европе, с камнем), и на мой вопросительный взгляд говорит "да, ты все верно поняла" и одевает это кольцо мне на безымянный палец левой руки. Вообще мне много раз говорили, и также у меня есть это в гороскопе рождения, что я выйду замуж за иностранца.

Ответ:

В любые позитивные сны можно и нужно верить. Это дает веру и надежду, согревает душу. Кроме этого, это самопрограммирование человека на счастливую судьбу. Поэтому верить нужно.

Олег и Валентина Световид

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

Святки. Древний славянский праздник. Святые вечера. Страшные вечера. Святочные гадания.

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Святки. Святые вечера. Страшные вечера. Святочные гадания

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

Святки - основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.

Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.
Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.

Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки.

Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» - умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник - канун Рождества - выпекали из теста «козульки» («коровки») - печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.

Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.

Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.

Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду - скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.

Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.

Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.

Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется

Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.

«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»

Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

. Они называются и св. вечерами , может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен.

М. К. Маковский «Святочные гадания»

Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года.


Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение С. заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 — 34). См. прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной католической восточной церкви» (т. 1, СПб., 1882).

Другие названия

Рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.) ; белор. калядныя святкi ; полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество ; польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory ; чеш. Vánoce, Koleda, Gody ; словацк. Vianoce, Hody, sviatky .
В Западной Белоруссии Святки обозначались выражением мiж каляд , помiж каляд "между колядами"; либо калядныя святкi , калядныя нядзелi .

Языческое наследие

Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями , прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

* * *

Святками называют две недели зимних праздников в период с 6 января по 19 января , то есть с Рождественского сочельника до Крещения . Из всего календарного года Святки выделяются большим количеством проводимых в это время обрядов и гаданий, а также связанными с этим периодом приметами, обычаями и запретами. Это можно объяснить двумя факторами. Во-первых, эти праздники приходятся на период зимнего солнцестояния и считаются как бы пограничным периодом между новым и старым годом. Во-вторых, издавна считалось, что в это время на землю приходят души умерших, и разгуливает нечистая сила. Именно это позволяло людям заглянуть в будущее и узнать, что их ждет.

Любое гадание – это своеобразный ритуал, который направлен на становление контакта с потусторонними силами для того, чтобы узнать будущее. Иногда гадание сопровождается пением, а иногда проводится в полнейшей тишине. Одним из самых существенных предметов гадания всегда был суженый. Только во время Святок можно было гадать в его присутствии.

Молодые женщины добровольно становились свахами. Старые женщины и няни ходили по домам и сзывали всех на Святки в один богатый дом, назначаемый сборным местом. При приглашении нянюшки приговаривали: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Он всегда был в числе суженых. Ближе к вечеру появлялась бабка-позыватка, которая высматривала невест. Именно поэтому ее угощали и чествовали усерднее остальных. Эти бабки получали от девиц подарки, отдавая которые каждая повторяла: «Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье». Бабка, принимая подарок, должна была ответить: «Вестимо, мать моя, благодарствуем». Затем она уходила с поклонами.

Во всех местах приглашения получались по-разному: где-то за несколько дней, где-то в тот же вечер. Порой, на Святки съезжалось до ста человек званых гостей и гуляния растягивались на несколько дней, а девичьи посиделки могли превратиться в многодневный пир.

* * *

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Святки – это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением.


Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января – «страшными вечерами».

По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали, судили по приметам о погоде. Обо всех этих увлекательных, интересных, и порой, смешных, русских поверьях рассказывает книга замечательного русского историка и этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа».

«Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния.

А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Господь выпускает из ада и рая души покойников, радуясь рождению Сына. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой».

Снизойдя на землю, души предков приходят в свои бывшие дома, к родственникам, а после Крещения снова возвращаются в загробный мир. По поверьям, если во время святочного ужина посмотреть из сеней в дом через дверную щель, можно увидеть последнего умершего родственника, который сидит за столом вместе с живыми. Не зря для пришедших духов готовили специальный хлеб, кутью, блины и оставляли все это на ночь.

Кстати, считалось, что именно из-за того, что души приходят в наш мир, святочные гадания верно показывают будущее.

Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка – худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться.

Боялись наши предки и ведьм , которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу.

Опасались жители деревень и так называемого огненного змея . Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться – на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе.

Только в темные святочные вечера могли появляться святочницы – уродливые существа, покрытые волосами, с огромными ногтями. Они обитают в нежилых помещениях и могут напасть на человека и изранить его своими длинными острыми ногтями. «Откупиться» от них можно только украшениями, это их слабость, противостоять которой святочницы не в силах.

В святочные вечера может встретиться и Бука , безобразное существо, которое пристает с хитрым вопросом. Если отгадал, злой дух исчезнет, а если нет, всю жизнь придется мучиться, думая над ответом.

Особенно опасными в «страшные вечера» становятся и лешие . Важно следить за речью, чтобы случайно не сказать: «Чтоб его леший унес!». Нечистая сила ждать себя не заставит и мигом исполнит в сердцах произнесенные слова, и потом уже нигде не найдешь невиноватого человека.

Не дремлют святочными ночами и привидения . Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.

В канун Крещения проводился обряд «проводов святок» : во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».


Веселых Вам святочных вечеров!

По материалам Википедии

psm 08/01/12 #01 02/10/13
#21 09/01/15

См. также

. Они называются и св. вечерами , может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен.

М. К. Маковский «Святочные гадания»

Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года.


Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение С. заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 — 34). См. прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной католической восточной церкви» (т. 1, СПб., 1882).

Другие названия

Рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.) ; белор. калядныя святкi ; полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество ; польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory ; чеш. Vánoce, Koleda, Gody ; словацк. Vianoce, Hody, sviatky .
В Западной Белоруссии Святки обозначались выражением мiж каляд , помiж каляд "между колядами"; либо калядныя святкi , калядныя нядзелi .

Языческое наследие

Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями , прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

* * *

Святками называют две недели зимних праздников в период с 6 января по 19 января , то есть с Рождественского сочельника до Крещения . Из всего календарного года Святки выделяются большим количеством проводимых в это время обрядов и гаданий, а также связанными с этим периодом приметами, обычаями и запретами. Это можно объяснить двумя факторами. Во-первых, эти праздники приходятся на период зимнего солнцестояния и считаются как бы пограничным периодом между новым и старым годом. Во-вторых, издавна считалось, что в это время на землю приходят души умерших, и разгуливает нечистая сила. Именно это позволяло людям заглянуть в будущее и узнать, что их ждет.

Любое гадание – это своеобразный ритуал, который направлен на становление контакта с потусторонними силами для того, чтобы узнать будущее. Иногда гадание сопровождается пением, а иногда проводится в полнейшей тишине. Одним из самых существенных предметов гадания всегда был суженый. Только во время Святок можно было гадать в его присутствии.

Молодые женщины добровольно становились свахами. Старые женщины и няни ходили по домам и сзывали всех на Святки в один богатый дом, назначаемый сборным местом. При приглашении нянюшки приговаривали: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Он всегда был в числе суженых. Ближе к вечеру появлялась бабка-позыватка, которая высматривала невест. Именно поэтому ее угощали и чествовали усерднее остальных. Эти бабки получали от девиц подарки, отдавая которые каждая повторяла: «Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье». Бабка, принимая подарок, должна была ответить: «Вестимо, мать моя, благодарствуем». Затем она уходила с поклонами.

Во всех местах приглашения получались по-разному: где-то за несколько дней, где-то в тот же вечер. Порой, на Святки съезжалось до ста человек званых гостей и гуляния растягивались на несколько дней, а девичьи посиделки могли превратиться в многодневный пир.

* * *

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Святки – это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением.


Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января – «страшными вечерами».

По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали, судили по приметам о погоде. Обо всех этих увлекательных, интересных, и порой, смешных, русских поверьях рассказывает книга замечательного русского историка и этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа».

«Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния.

А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Господь выпускает из ада и рая души покойников, радуясь рождению Сына. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой».

Снизойдя на землю, души предков приходят в свои бывшие дома, к родственникам, а после Крещения снова возвращаются в загробный мир. По поверьям, если во время святочного ужина посмотреть из сеней в дом через дверную щель, можно увидеть последнего умершего родственника, который сидит за столом вместе с живыми. Не зря для пришедших духов готовили специальный хлеб, кутью, блины и оставляли все это на ночь.

Кстати, считалось, что именно из-за того, что души приходят в наш мир, святочные гадания верно показывают будущее.

Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка – худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться.

Боялись наши предки и ведьм , которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу.

Опасались жители деревень и так называемого огненного змея . Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться – на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе.

Только в темные святочные вечера могли появляться святочницы – уродливые существа, покрытые волосами, с огромными ногтями. Они обитают в нежилых помещениях и могут напасть на человека и изранить его своими длинными острыми ногтями. «Откупиться» от них можно только украшениями, это их слабость, противостоять которой святочницы не в силах.

В святочные вечера может встретиться и Бука , безобразное существо, которое пристает с хитрым вопросом. Если отгадал, злой дух исчезнет, а если нет, всю жизнь придется мучиться, думая над ответом.

Особенно опасными в «страшные вечера» становятся и лешие . Важно следить за речью, чтобы случайно не сказать: «Чтоб его леший унес!». Нечистая сила ждать себя не заставит и мигом исполнит в сердцах произнесенные слова, и потом уже нигде не найдешь невиноватого человека.

Не дремлют святочными ночами и привидения . Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.

В канун Крещения проводился обряд «проводов святок» : во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».


Веселых Вам святочных вечеров!

По материалам Википедии

psm 08/01/12 #01 02/10/13
#21 09/01/15

См. также