Условные значения на карте. Картографические условные знаки


География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "условные знаки" в других словарях:

    Символические, штриховые и фоновые обозначения объектов местности, боевой и метеорологической обстановки, применяемые на топографических и других географических картах, а также на графических документах. В зависимости от предназначения различают… … Морской словарь

    Условные знаки - Условные знаки … Географический атлас

    Графические, буквенные и цифровые обозначения объектов и элементов местности, оперативно тактической и метеорологической обстановки, применяемые на топографической и др. географических картах, а также на графических документах. В зависимости от… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Условные знаки - графические условные обозначения и стандартные сокращения пояснительных надписей к ним, применяемые в военно оперативных документах, на схемах, картах, отчетных карточках и т. п. для обозначения положения войск, тыловых частей (подразделений)… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    условные знаки - sutartiniai ženklai statusas T sritis Gynyba apibrėžtis Vietovės objektų, kovinės ir meteorologinės situacijos žymėjimo žemėlapiuose ir kt. koviniuose grafiniuose dokumentuose ženklai. Pagal paskirtį jie būna taktiniai, topografiniai ir… … Artilerijos terminų žodynas

    условные знаки - sutartiniai ženklai statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Grafiniai simboliai, kuriais žemėlapiuose reiškiamas jų turinys. Simboliais vaizduojami fiziniai Žemės paviršiaus objektai (jų padėtis, kiekybiniai ir kokybiniai… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas

    Условные знаки - знаки, используемые при составлении планов и схем места происшествия и иных мест производства следственных действий. Представляют собой совокупность стандартных топографических знаков и обозначений объектов, встречающихся в следственной… … Криминалистическая энциклопедия

    Условные знаки - символические штриховые и фоновые обозначения объектов местности, боевой и метеорологической обстановки, применяемые на географических картах и графических документах. Различаются топографические, тактические и метеорологические У. з. Они могут… … Словарь военных терминов

    УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ - ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИКАХ Название материка Площадь в тыс. кв. км Координаты крайних точек Наибольшая высота над уровнем моря Наименьшая высота от уровня моря Евразия 54 870 сев. м. Челюскин 77º43′ с.ш. 104º18′ в.д. юж. м.… … Географический атлас

    Картографические условные знаки система символических графических обозначений, применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки, используемые на карте,… … Википедия

Книги

  • , Условные знаки для топографических планов. Масштабов 1: 5000, 1: 2000, 1: 1000 и 1: 500 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1973 года (издательство`Недра`).… Категория: Сельхозмашины Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Условные знаки для топографических планов , Главное управление геодезии и картографии при Сове , Показаны условные знаки геодезических пунктов, строений, зданий и их частей, железных дорог и сооружений при них, автомобильных и грунтовых дорог, гидрографии, мостов, путепроводов и… Категория: Сельхозмашины Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра геодезии

ИЗБРАННЫЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

Методические указания

Для выполнения расчетно-графических работы студентами обучающихся по направлению «Строительство».

Казань-2012

Составители: В.С.Боровских., М.Г.Ишмухаметова

Избранные условные знаки. Методические указания для выполнения расчетно-графических работ студентами 1-ого курса дневного обучения по направлению «Строительство». Методические указания соответствуют Государственному общеобразовательному стандарту.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет.

Сост.: В.С.Боровских, М.Г.Ишмухаметова

Казань, 2012 – 17 с.

Илл. 90, табл.1

Рецензент: СНС, доцент, кфмн кафедры астрономии Казанского государственного университета М.И.Шпекин

С Казанский государственный архитектурно-строительный университет

В «Избранных условных знаках для топографических планов масштабов 1:500 и 1:1000" » приведены условные знаки наиболее часто встречающихся контуров и предметов местности. Их необходимо выучить и знать студентам, обучающихся в университете. Используются «Избранные условные знаки» при выполнении расчетно-графических работ и во время летней геодезической практики для вычерчивания планов теодолитной, тахеометрической съемок, нивелирования по квадратам.

Для вычерчивания топографических планов и карт более мелких масштабов используются условные знаки, как правило, похожие по виду на условные знаки для масштабов 1:500 – 1:1000.

В «Избранных условных знаках» в первой колонке приведены порядковые номера. Условные знаки выбраны из в официального издания «Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500»- М.: Недра, 2002 г., утвержденные ГУГК России. Во второй колонке приводятся названия условных знаков и пояснения к ним, а в третьей – изображение различных знаков и размеры их. При вычерчивании планов размеры условных знаков нужно соблюдать, но не показывать.

При вычерчивании внемасштабных условных знаков изображения объектов следует располагать перпендикулярно южной рамке плана.

Положению объекта на местности должны соответствовать на плане следующие точки внемасштабного знака:

а) для знаков правильной формы (круг, квадрат и т.д.) – центр знака;

б) для знаков с прямым углом в основании – вершина угла;

в) для знаков в виде перспективного изображения объекта – середина основания знака.

Для вычерчивания условных знаков на планах и картах используют тушь и акварельные краски разных цветов. Цвета показаны в пояснениях к условным знакам. Если таких пояснений нет, условные знаки изображаются черной тушью.

ИЗБРАННЫЕ УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

для топографических планов

масштабов 1: 1000, 1: 500

Название и характеристика топографического объекта

Условный знак топографического объекта

Пункты государственной геодезической сети

Пункты государственной геодезической сети на курганах

Пункты государственной геодезической сети на зданиях

Пункты геодезических сетей сгущения и их номера

Нивелирные реперы и их номера

Нивелирные реперы и марки стенные

Нивелирные реперы грунтовые строительные долговременные

Нивелирные реперы временные

Пересечения координатных линий (зеленым цветом)

Строения :

Жилые огнестойкие: (кирпичные, каменные,бетонные)

1) одножтажные;

2) выше одного этажа

Строения нежилые огнестойкие: (кирпичные, каменные,бетонные)

1) одножтажные;

2) выше одного этажа

Строения жилые неогнестойкие: (деревянные, глинобитные и др.)

1) одножтажные;

2) выше одного этажа

Строения нежилые неогнестойкие (деревянные, глинобитные и др.)

1) одножтажные;

2) выше одного этажа

Здания строящиеся

Здания разрушенные и полуразрушенные

Отметка высоты пола первого этажа (внутри контура);

Отметка земли на углу дома

1) каменные с разновысотными куполами;

2) деревянные с одним куполом

1) каменные;

2) деревянные

1)2)

Малые строения:

1) гаражи индивидуальные;

2) туалеты

Откосы:

Неукрепленные (цифра 2,5 – высота откоса в метрах)

Откосы неукрепленные (цифра 102,5 – высота откоса в метрах)

Откосы укрепленные (цифра 102,5 – высота откоса в метрах; надпись – способ укрепления)

Открытые разработки твердых полезных ископаемых (карьеры и др. (цифра – глубина в метрах)

Бензоколонки

Электрические подстанции, трансформаторные будки, и их номера

Колодцы и скважины, совмещен-ные с водонапорными башнями

Фонари электрические на столбах

Колодцы смотровые (люки) подземных коммуникаций:

1) без назначения;

2) на водопроводных сетях;

3) на канализационных сетях;

4) на теплосетях;

5) на газопроводах

Линии электропередачи (ЛЭП)

на незастроенной территории

(цифры – высоты ферм в метрах, напряжение в кВ, число проводов или кабелей):

1) ЛЭП высокого напряжения на железобетонных фермах;

2) ЛЭП высокого напряжения на металлических фермах;

3) кабельная воздушная ЛЭП высокого напряжения на железобетонных и деревянных столбах;

4) ЛЭП низкого напряжения на металлических и деревянных столбах

1)

2)

3)

4)

Линии электропередачи (ЛЭП)

на застроенной территории:

1) ЛЭП высокого напряжения на деревянных фермах;

2) ЛЭП высокого напряжения на столбах;

3) кабельная воздушная ЛЭП высокого напряжения на столбах;

4) ЛЭП низкого напряжения на деревянных столбах

Трубопроводы:

Наземные (Г – газопровод, В – водопровод, К – канализация, Н – нефтепроводы; материал труб - бет ., ст . и др.; цифры – диаметр труб в миллиметрах):

1) наземные на грунте;

2) на опорах (цифры – высота опор в метрах)

Трубопроводы подземные:

1) трубопроводы с колодцами смотровыми (цифры – номера и высотные отметки колодцев; гл. 1,2 - глубина заложения труб);

2) трубопроводы, проложенные рядом в одной траншее (цифры – число прокладок);

Решетки сточные

Трубопроводы надводные на опорах (отмывка зеленым цветом)

Трубопроводы на поверхности дна (отмывка зеленым цветом)

Линии связи и технические средства управления воздушные проводные (телефон, радио, телевиз. и др.)

Мачты, вышки, ретрансляторы радио и телевизионные (цифры – их высоты в метрах)

1:1000 1:500

Свалка (штриховые линии коричневым цветом)

Площадки строительные

Дороги:

1) автомагистрали (материал покрытия – бетон);

кюветы зеленым цветом.

2) автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (асфальт); кюветы зеленым цветом.

Проезжие части улиц и тротуары:

Отмывка розовым цветом ;

1) проезжие части улиц при наличие бортового камня;

2) проезжие части улиц без бортового камня;

3) тротуары с твердым покрытием;

4) тротуары без покрытия

Дороги без покрытия:

1) улучшенные грунтовые дороги; кюветы зеленым цветом.

2) грунтовые дороги (полевые, лесные, проселочные);

3)

Дороги в выемках (цифры – глубины выемок в метрах); кюветы зеленым цветом.

Железные дороги

Железные дороги узкоколейные (назначение и ширина колеи в миллиметрах)

Железные дороги по насыпям (цифры – высота насыпей в метрах)

Пути станционные

1:1000

Мосты пешеходные над железными дорогами (буквы – материал моста)

Горизонтали (коричневым цветом) :

1) утолщенные (через данный интервал высоты сечения);

2) основные;

3) полу-горизонтали (в половину высоты сечения);

4) четверть-горизонтали (в 1/4 высоты сечения)

1)

2)

3)

4)

Указатели направления ската (бергштрихи)

Отметки высот

Обрывы земляные (коричневым цветом) :

(цифры – глубина в метрах)

Ямы (цифры – глубина в метрах)

Курганы (цифры – высота в метрах)

Водотоки, береговые линии и отметки урезов воды (высота и дата измерения), Граница суши и воды зеленым цветом, отмывка голубым цветом .

Ручьи (ширина не выражается в масштабе плана) голубым цветом.

Характеристики водотоков:

2) ширина в метрах (числитель), глубина в метрах и грунт дна (знаменатель)

Мосты :

1) на общем пролетном строении (мет. – металлические, кам. –каменные, ЖБ – железобетонные, цифры – грузоподъемность в тоннах);

2) малые деревянные;

Растительность :

Контуры растительности, сельскохозяйственных угодий, грунтов и др.

Характеристики лесных древо-стоев по составу:

1) лиственные;

2) хвойные;

3) смешанные;

по качественным данным:

4) средняя высота деревьев в метрах (числитель), средняя толщина стволов в метрах (знаменатель), среднее расстоя-ние между деревьями в метрах (цифра справа), порода деревьев

Леса естественные высокие

Лесопосадки молодые (цифра – средняя высота в метрах)

Участки леса вырубленные

Кустарники отдельные группы

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.

Туристы-пешеходы очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт — это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в которые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади.

. Шоссейные и грунтовые дороги

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архангельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в прошлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, укрепленных в фунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.

В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мостовых (мостовая — это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем — мелко битым камнем. Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходимость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием. Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.

Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием делается всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны. По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька — мелкий речной камень). Это так называемые обочины. А за обочинами прорываются с обеих сторон канавы (или — кюветы), куда стекает вода.

Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета; параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной и 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.

Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).

Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе — ведь от этого многое зависит. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери-

стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон — буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе ), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета (рис. 4).

Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.

Мы, туристы-пешеходы, редко ходим по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а, главное, — неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе наши маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому нам надо знать знак шоссе.

Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги, это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (щАж — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.

Все фунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно — УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутка между штрихами — около одного миллиметра (рис. 5).

Проселочная дорога — это тоже дорога фунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая фунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топофафических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 6).

Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают фавием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 7).

Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это может происходить?

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.

Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пруду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешественникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.

Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами — чуть меньше миллиметра (рис. 5).

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 8 а), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 8 б).

. Железные дороги

Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.

Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.

Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпут-ные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, фунты (песок, гравий, щебень) и др.

Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 9 а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию (рис. 9 б). Ее толщина достигает 0,6 мм.

Но читателям топофафической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать — электрифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 9).

Два коротких шфиха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).

. Мосты

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные.


Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 10). Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.

Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, — дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 — это высота моста над; поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра, 24, — длина моста в метрах, вторая цифра, 5, — его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: — ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто подниматься вверх по склонам. Но насыпь перегородит овраг, и когда весной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озеро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится,

разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересекают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. И). Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами. На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 12).

Топографическая карта, на которой графически при помощи условных тактических знаков с необходимыми пояснительными надписями отображается тактическая или специальная обстановка со всеми ее изменениями в ходе боевых действий, называется рабочей картой командира.

Процесс отображения на карте или ином графическом документе тактической или специальной обстановки называется "нанесением обстановки". Совокупность условных тактических знаков называется "тактическая обстановка" или сокращенно "обстановка".

Полнота нанесения обстановки:

1. О противнике:

  • расположение средств оружия массового поражения с подробностью до отдельного орудия, ракетной установки;
  • пехотные, мотопехотные, танковые, артиллерийские подразделения с подробностью до взвода, орудия;
  • радиационная обстановка в объеме необходимом для работы.

2.О своих войсках:

  • положение подразделений с подробностью на две ступени ниже своего уровня (например, командир полка наносит знаки батальонов и рот).
  • задачи поставленные старшим начальником.

Применяемые топографические карты:

  • 1:25000 - командиры вводов и рот;
  • 1:50000 - командиры батальонов;
  • 1:100000 - командиры полков, дивизий, корпусов;
  • 1:200000 - командующие армиями, фронтами;
  • 1:500000 - обзорные карты фронтов, главного командования.

Для нанесения обстановки используются следующие цвета:

  1. Основные - красный, синий, черный;
  2. Вспомогательные - коричневый, зеленый, желтый.

Применение иных цветов, а также оттенков основных или вспомогательных цветов не допускается.

  • КРАСНЫЙ применяется при обозначении для наших войск положения, задач, действий, оружия и техники мотострелковых, воздушно-десантных, танковых, авиационных, морских подразделений. Этим же цветом обозначаются зоны пожаров, вне зависимости от того, кем эти зоны созданы.
  • СИНИЙ применяется при обозначении для войск противника положения, задач, действий, оружия и техники всех родов войск. Также этим цветом наносятся все надписи, относящиеся к противнику. Этим же цветом обозначаются зоны затопления, независимо от того, кем эти зоны созданы.
  • ЧЕРНЫЙ применяется при обозначении для наших войск положения, задач, действий, оружия и техники ракетных войск, артиллерии, зенитных войск, инженерных войск, химических войск, радиотехнических войск, войск связи, железнодорожных и иных специальных войск. Также этим цветом выполняются все надписи, относящиеся ко всем родам наших войск.
  • КОРИЧНЕВЫЙ применяется для нанесения дорог, маршрутов, колоных путей наших войск, заполнения зон применения бактериологического (биологического) оружия, обозначения внешней границы зоны радиоактивного заражения В.
  • ЗЕЛЕНЫЙ применяется для обозначения внешней границы зоны радиоактивного заражения Б.
  • ЖЕЛТЫЙ применяется для заполнения зоны химического заражения.

Все надписи выполняются прямым или наклонным стандартным чертежным шрифтом. Прямой шрифт применяется для заголовка карты и подписей должностных лиц. В остальных случаях применяется наклонный шрифт (угол наклона 75 градусов). Заглавные буквы наклонного шрифта применяются для служебных заголовков и подписей, а также в начале предложения и для сокращенных обозначений. Строчные буквы применяются для написания легенд, пояснительных надписей и большого количества сокращенных обозначений. Все надписи выполняются только горизонтально. Вертикальные или наклонные надписи не допускаются.

Размер надписей должен быть пропорционален масштабу карты и соразмерен значимости подразделения.В таблице приведены размеры надписей в зависимости от масштаба карты и подразделения (размер шоифта в натуральную величину). Размер шрифта для обозначения более мелких подразделений, отдельных объектов, пояснительных надписей не может быть больше размеров шрифта для взвода.

Рисунки тактических знаков наших войск всегда направляются в сторону противника и наоборот. Исключение составляют зенитные средства, которые всегда направлены к верхнему обрезу карты.

Если тактический знак явно больше по размеру истинного размера объекта в масштабе карты, то местом положения объекта на местности считается центр тактического знака (для флажков нижняя часть штока флажка, для стрелок -передний конец стрелки).

Пункты управления и средства связи

Пункт управления полка на месте. Надпись КП обозначает - командный пункт, ТПУ - тыловой пункт управления. Надпись внутри флажка -номер полка.

Пункт управления батальона. Надпись 1/10 мсп означает 1 батальон 10 мотострелкового полка.

То же в движении.

1- Командно-наблюдательный пункт командира роты на месте. 2- БМП командира роты (соответственно обозначается БТР, танк командира роты. Ставится такт. знак данного типа техники и две черточки. У командира взвода одна черточка.

Наблюдательный пункт 10 мотострелкового полка. Если внутри знака буква, то это означатет что НП специализированный (А-артилерийский, И-инженерный, Х-химический, В-воздушного наблюдения, Т- технический). В артиллерии, спец.войсках знак черный.

Пост регулирования движения (Р-регулировщик, КПП-контрольно-пропускной пункт, КТП-контрольно-технический пункт.

Узел связи. 1- полевой подвижный. 2- стационарный

Радиоприемник. 305- марка приемника.

Радиостанция. 1-подвижная, 2- носимая. 3- танковая

Подвижная радиорелейная станция

Радолокационная станция разведки. 1- воздушных целей. 2-наземных целей.

Радиосеть носимых станций.

Радионаправление подвижных станций.

Марш, разведка и охранение

1-Пешая колонна войск. Полк с обозначением номера, батальон три черточки, рота две черточки, взвод с одной черточкой, отделение без черточек.

2. Колонна войск на технике. Здесь 2 мср на БМП. если танковая колонна, то значек танка, если колона БТР, то значек БТР, и т.п.

1- Колонна специальных войск. Здесь пятый инженерно-саперный батальон.

2-Колонна артиллерийского дивизиона (батарея - две черточки, взвод - одна черточка, отдельное орудие на марше - стрелка короче и без черточек

Головная походная застава в составе первой мотострелковой роты на БМП, усиленная первым взводом второй танковой роты (БПЗ- боковая походная застава, ТПЗ - тыловая.

Подвижный отряд заграждений десятого мотострелкового полка.

Колонна взвода тылового обеспечения (воб), если роты мат. обеспечения то надпись - рмоб, батальона обмоб

Колонна технического замыкания батальона (П- полка).

Разведывательный отряд.

Дозорное отделение на БМП

Боевой разведывательный дозор 2 танкового батальона к 9.00 15 ноября. (ОРД-отдельн. развед.дозор, РД - развед.дозор, ОФРД -офицерский разв.дозор, ИРД-инженерный равзв. дозор, ХРД - хим.развед.дозор), Цвет знака по роду войск.

Пеший дозор.

Пеший патруль 7 танковой роты и маршрут его патрулирования

1 взвод развед.роты 10 мотострелкового полка в поиске (налете)

1 взвод 9 танковой роты в засаде.

Расположение и действия подразделений

Район (участок местности), занимаемый подразделением. Здесь 3 мотострелковым батальоном. Надпись, указывющая подразделение обязательна, тактический знак техники подразделения необязателен. Знак масштабный, на карте охватывает весь район, занятый подразделением. Прерывистая линия указывает на то, что этот район намечен к занятию данным подразделением. Буква "Л", указывает, что это ложный район.

Район, занимаемый подразделенеим, чьим тактическим цветом является черный. Здесь район 5 инженерно-саперного батальона.

Направление наступления подразделения.

Ближайшая задача подразделения. Здесь 1 -общий знак -батальона (на что указывают три черточки на стрелке), 2- батальона на БМП. Если батальон или рота, или взвод танковый, то значки танков, если на БТР, то значки БТР, если батальон пеший, то применяется знак № 1. Знак масштабный!

Последующая задача. Здесь 1- общий знак батальона, 2- знак танкового батальона. Знак масштабный!

Положение (рубеж) достигнутый подразделением к определенному времени. Знак масштабный.

Пулеметный взвод в боевом порядке.Ниже общий знак батальона и роты на БМП. Знак масштабный.

Рубеж вероятной встречи с противником.

Исходный рубеж (рубеж регулирования, рубеж ввода в боя второго эшелона и т.п. рубежи

Фронт (рубеж) занимаемый подразделениями. Линия соприкосновения с противником

Рубеж развертывания в батальонные колонны (рота- две черточки, взвод - одна черточка)

Рубеж перехода в атаку. 1-общий знак, 2- мотострелковых подразделений.

Рубеж спешивания мотострелковых подразделений

Огневой рубеж танкового подразделения. Здесь третий огневой рубеж третьего танкового батальона.

Рубеж развертывания противотанкового подразделения

Рубеж минирования.

Район высадки тактического воздушного десанта. Здесь второй батальон третьего мотострелкового полка. высадка предполагается в 9.00 10 июля. Если факт высадки свершился, то линия сплошная.

Посадочная полщадка вертолетов.

Участок и пункты высадки морского десанта.

Подразделение остановлено на этом рубеже.

Отход подразделения с занимаемого рубежа.

Разграничительная линия между полками

разграничительная линия между батальонами.

Рубеж (позиция) не занятая подразделениями.

Расположение подразделения в обороне.

1- общий знак, 2- мотострелкового подразделения.

Место захвата пленного. Здесь солдат второго батальона 26 пехотного полка 19 мех.дивизии захвачен в 5.00 12 августа.

Место изъятия документов убитого.

Оружие массового поражения и защита от него

Планируемый нами ядерный удар. 015- номер цели, 1/5 ордн - первая батарея пятого рак.дивизиона. -40 -мощность боеприпасса 40 килотон, В- взрыв воздушный. "Ч+1.10 - время взрыва.

Рубеж безопасного удаления (выступы в сторону взрыва).

Район разрушений от взрыва противника. Внутреннее кольцо -зона сплошных разрушений, далее - зона сплошных завалов, слабых разрушений; внешнее кольцо зона нейтронного воздействия на открыто расположенный личный состав.

Район пожара и направление распространения огня.

Место ядерного взрыва произведенного противником с указанием типа взрыва, мощности и времени и зоны радиоактивного заражения. Направление и размеры зон масштабные

Точка замера уровня радиации с указанием уровня. времени и даты заражения.

Ядерная мина противника с указанием мощности заряда, глубины заложения и времени обнаружения.

Поле химических фугасов.

Участок, зараженный отравляющими веществами и направление смещения облака ОВ.

Участок заражения биологическим оружием.

Стрелковое оружие и артиллерия

Ручной пулемет

Станковый пулемет

Ручной противотанковый гранатомет

Автоматический гранатомет

Зенитно-ракетный носимый комплекс.

Зенитная пулеметная установка

Станковый противотанковый гранатомет

Носимые противотанковые ракетные комплексы (ПТУР). Здесь 1- ПТУР противотанково-пулеметного взвода, 2- ПТУР противотанкового взвода.

Огнеметы. Здесь 1-реактивный легкий, 2-реактивный тяжелый.

Противотанковая пушка. 1-общее обозначение, 2- до 85 мм, 3-до 100мм, 4- более 100мм.

Пушка. 1- общее обозначение, 2- до 100мм, 3- до 152 мм, 4-более 152 мм.

Гаубица. 1- общее обозначение, 2-до 122мм., 3-до 155 мм., 4- более 155мм.

Гаубица калибром свыше 155мм., стреляющая ядерными боеприпасами.

Самоходная гаубица. Здесь калибра до 122 мм.

Боевая машина реактивной артиллерии. 1-общее обозначение. 2- среднего калибра.

Миномет. 1- общее обозначение, 2-малого калибра, 3- среднего калибра, 4-крупного калибра.

Зенитная пушка. 1-общее обозначение. 2-малого калибра, 3-среднего калибра.

Зенитная самоходная установка. 1- без РЛС, 2- имеющая РЛС.

Боевая машина зенитно-ракетного комплекса. Начертание знака зависит от типа базовой машины, значок внутри зависит от типа ракеты.

Пусковая установка зенитной ракеты. 1-ближнего действия. 2-малой дальности, 3- средней дальности. Знак в кружке - батарея Зен.ПУ.

Район огневых позиций арт.дивизиона. Здесь первы дивизион 12 артиллерийского полка. Знаки батарей внемасштабный, района масштабный.

Огневая позиция батареи 100мм. пушек.

Огневая позиция минометной батареи

Отдельная цель. 28- номер цели. Синий знак внутри кружка - местоположение огневого средства противника.

Участки сосредоточения огня. Числа - номера СО. Знаки масштабные.

Одинарный неподвижный заградительный огонь с указанием его условного наименования.

Глубокий неподвижный заградительный огонь на трех рубежах с указанием условного наименования Со и номеров рубежей.

Одинарный подвижный заградительный огонь с указанием его условного наименования и номеров рубежей.

Двойной подвижный заградительный огонь

Последовательное сосредоточение огня с указанием условных наименований рубежей и номеров целей (сплошными линиями - рубежи, по которым планируется вести огонь одновременно; при двойном ПСО сплошными линиями соединяются цели на двух рубежах, при тройном на трех. рубежи и участки целей масштабные.

Массированный огонь с указанием его условного наименования и номеров участков.

Огневой вал с указанием усл.наименований рубежей, участков для дивизионов и их номеров, и номеров промежуточных рубежей.

Граничная линия сектора обстрела

Граничная линия дополнительного сектора обстрела.

Сосредоточенный огонь мотострелковой роты (СО-1 - номер участка, 1,2,3 - номера участков взводов.

Рубеж заградительного огня гранатометного взвода с уазанием его номера и участков огней отделений.

Бронетехника, автомобили и вертолеты

Танк. 1- общее обозначение, 2- танк командира батальона, 3- плавающий танк, 4- огнеметный танк

Танк с комплексом противотанковых средств.

Танк и БМП с минным тралом

Танк с БТУ

Танк с СТУ

Боевая разведывательная машина и боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ)

Автомобиль и автомобиль с прицепом

1-танковый тягач, 2-гусеничный тягач, 3-автомобильный тягач

Мотоцикл

Санитарный автомобиль

Вертолет. 1- общее обозначение, 2-боевой, 3- транспортный.

Инженерная техника и сооружения

Танковый мостоукладчик

Гусеничный плавающий транспортер

Гусеничный самоходный паром (паромно-мостовая машина).

Инженерная техника на колесной базе (Здесь тяжелый механизированный мост ТММ)

Инженерная техника на гусеничной базе(Здесь БАТ).

Понтонно-мостовой парк с уазанием его типа.

Окоп мотострелкового подразделения с перекрытой щелью

Траншея с ходом сообщения.

Орудие в окопе. Цвет знака окопа по роду войск. (такой же знак для всех подвижных огневых средств)

Сооружение для наблюдения открытого типа (закрытого типа с черным закрашенным треугольником.

Укрытие для техники (значок техники по ее типу)

Убежище с указанием степени защиты и вместимости

Открытая щель

Перекрытая щель

Эскарп (контрэскарп) с указанием протяженности.

Малозаметное проволочное заграждение (спираль, сеть на низких столбиках.

Противотанковый ров с указанием протяженности.

Надолбы с указанием типа, числа рядов и протяженности.

Минированный завал с указанием протяженности.

Проволочное заграждение (число штрихов -число рядов).

участок заграждений из ежей с указанием числа рядов и протяженности

Противотанковое минное поле

Противопехотное минное поле (смешанное минное поле обозначается чередованием закрашенных и незакрашенных кружочков)

Минные поля, установленные средствами дистанционного минирования.

1-неуправляемый фугас, 2- радиоуправляемый фугас, 3-фугас, управляемый по проводам.

Проход в заграждениях с указанием номера и ширины.

Мост, разрушенный противником

Участок дороги, разрушенный противником с указанием протяженности разрушений.

Десантная переправа с указанием количества и типа переправочно-десантных средств.

Переправа танков под водой с указанием 3-глубины, 180-ширины реки, 40-ширины трассы, П-характера дна, 0,8- скорости течения.

Паромная переправа с указанием числа паромов, их грузоподъемности и типа парка

Паромная переправа из трех паромов ГСП и 3 паромов по 40 тонн ииз машин ПММ.

Мост на жестких опорах. Н-низководный длиной 120м, шириной 4м. и грузоподьемностью 60 тонн.

Понтонный мост длиной 120м, грузоподьемностью 60 тонн из парка ПМП

Брод глубиной 0.8м., ширина реки 120м, дно твердое, скорость течения 0.5 м.в сек.

Ледяная переправа номер пять под грузы 60 тонн.

Подразделения технического обеспечения и тыла, и их объекты

Сборный пункт поврежденных машин. П-полковой, 1- его номер, бт- для бронетанковой техники

Ремонтно-эвакуационная группа на БТР. П-полковая, бт - для бронетанковой техники.

Полковой склад. Г- горючего, 10тп - десятого танкового полка.

Медицинский пункт полка.

Мед.пункт батальона.

Мед.пост роты

Стрелок-санитар.

Пост санитарного транспорта

Пункт заправки ГСМ батальона

Пункт боепитания батальона

Пункт боепитания роты

Пункт обслуживания на маршруте. Г-ГСМ.

Общевойсковые части и подразделения

  • Мотострелк. полк, батальон, рота, взвод, отделение - мсп, мсб, мcр, мсв, мсо
  • Танковый полк, батальон, рота, взвод- тп, тб, тр, тв
  • Пулеметно-артиллерийский батальон, рота- пулаб, пулар
  • Парашютно-десантный батальон, рота, взвод- пдб, пдр, пдв
  • Десантно-штурмовой батальон, рота, взвод- дшб, дшр, дшв
  • Разведывательная рота, взвод, отделе-ние- рр, рв, ро
  • Пулеметная рота, взвод, отделение- пулр, пулв, пуло
  • Противотанковый взвод- птв
  • Гранатометный взвод, отделение- гв, го
  • Противотанково-пулеметный взвод- птпулв

Артиллерийские части и подразделения

  • Артиллерийский полк, дивизион, батарея- ап, адн, батр
  • Самоходно-артиллерийский дивизион, батарея- садн, сабатр
  • Батарея противотанковых управляемых ракет- батр ПТУР
  • Минометная батарея, взвод- минбатр, минв
  • Взвод управления- ву

Части и подразделения ПВО

  • Зенитная ракетная батарея, взвод, отделение - зрбатр, зрв, зро
  • Зенитная артиллерийская батарея, взвод, отделение - забатр, зав, зо
  • Зенитная ракетно-артиллерийская батарея- зрабатр
  • Батарея, взвод зенитных самоходных установок-батр ЗСУ, взв. ЗСУ

Подразделения специальных войск

  • Инженерно-саперная рота, взвод, отделение- иср, исв, исо
  • Инженерно-штурмовая рота, взвод, отделение- ишр, ишв, ишо
  • Переправочно-десантная рота-пдеср
  • Понтонная рота, взвод-понр, понв
  • Взвод, отделение гусеничных плавающих транспортеров-взв. ГПТ, отд. ГПТ
  • Взвод, отделение гусеничных самоходных паромов- взв. ГСП, отд. ГСП
  • Отделение мостоукладчиков- отд. МТУ
  • Рота, взвод химической защиты- рхз, вхз
  • Взвод, отделение радиационной и химической разведки- врхр, орхр
  • Взвод, отделение специальной обработки- всо, осо
  • Огнеметный взвод, отделение- ов, оо
  • Рота, взвод, отделение связи-рс, вс, ос
  • Комендантская рота, взвод- кр, кв

Подразделения технического обеспечения и тыла

  • Отдельный батальон, рота материального обеспечения- обмо, рмо
  • Автомобильная рота, взвод, отделение- автр, автв, авто
  • Ремонтная рота- ремр
  • Хозяйственный взвод, отделение-хозв, хозо
  • Взвод обеспечения, взвод снабжения-воб, всн
  • Отделение технического обслуживания-ото

Пункты управления

  • Командный пункт-КП
  • Тыловой пункт управления-ТПУ
  • Командно-наблюдательный пункт-КНП
  • Запасной командный пункт пункт-ЗКП
  • Наблюдательный пункт-НП
  • Пост воздушного наблюдения-ПВН
  • Артиллерийский наблюдательный пункт-АНП
  • Пункт технического наблюдения-ПТН
  • Инженерный наблюдательный пост-ИНП

Терминология общего назначения

  • Авангард (арьергард)-Ав (Ар)
  • Бактериологическое (биологическое) оружие-БО
  • Бактериологическое (биологическое) заражение-БЗ
  • Батальонный заправочный пункт-БЗП
  • Боевая машина-БМ
  • Боевая машина пехоты- БМП
  • Боевая разведывательная машина-БРМ
  • Боевая разведывательная дозорная машина-БРДМ
  • Боковая походная застава-БПЗ
  • Бронетранспортер-БТР
  • Боевой комплект-бк .
  • Взрывчатые вещества-ВВ
  • Высота-выс.
  • Головная походная застава-ГПЗ
  • Головной дозор- ГД
  • Дизельное топливо-ДТ
  • Долговременное огневое сооружение(долговременное фортификационное сооружение) -ДОС (ДФС)
  • Зажигательное оружие (зажигательные средства)-ЗЖО (ЗЖС)
  • Заправка- запр.
  • Защита от оружия массового поражения-ЗОМП
  • Зона радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения- ЗРЗ, 3Х3, ЗБЗ
  • Зенитная самоходная установка-ЗСУ
  • Исходный рубеж (исходный пункт)-исх. р-ж, (исх.п.)
  • Килотонна-кт
  • Командно-штабная машина-КШМ
  • Комплект-компл.
  • Командир 1-го мотострелкового, 2-го танкового батальона-кмсб-1, ктб-2
  • Командир 1-й мотострелковой, 2-й танковой роты-кмср-1, ктр-2
  • Командир 1-го мотострелкового, 2-го танкового взвода-кмсв-1, ктв-2
  • Минно-взрывное заграждение- МВЗ
  • Медицинский пункт полка-МПП
  • Медицинский пункт батальона-МПБ
  • Медицинский пост роты-МПР
  • Неприкосновенный запас-НЗ
  • Неснижаемый запас-НСЗ
  • Огневая позиция-ОП
  • Окраина-окр.
  • Отравляющие вещества (стойкие отравляющие вещества, нестойкие отрав ляющие вещества) -0В (СОВ, НОВ)
  • Отметка-отм.
  • Отдельный-отд.
  • Передовой отряд-ПО
  • Подвижный отряд заграждений-ПОЗ
  • Полевой заправочный пункт-ПЗП
  • Последовательное сосредоточение огня-ПСО
  • Противник-пр-к
  • Противовоздушная оборона (противотанковая оборона) - ПВО (ПТО)
  • Противопехотное минное поле-ППМП
  • Противотанковое минное поле-ПТМП
  • Противотанковый резерв-ПТрез.
  • Радиоактивное заражение-РЗ
  • Радиоактивные вещества-РВ
  • Радиационная и химическая разведка-РХР
  • Разведывательный отряд-РО
  • Разграничительная линия-разгранлиния
  • Радиосеть (радионаправление) -р/с (р/н)
  • Район-р-н
  • Ремонтно-эвакуационная группа (ремонтная группа) - РЭГ (Рем. Г)
  • Рубеж регулирования (пункт регулир вания) -р-ж per. (п. per.)
  • Сборный пункт поврежденных машин-СППМ
  • Сторожевой отряд (сторожевая застава, сторожевой пост) -Ст.О (Ст.З, Ст.П)
  • Севернее, южнее, восточнее, западнее-сев., южн., вост., зап.
  • Северо-западнее, северо-восточнее, западнее, юго-восточнее юго-западнее-сев.-зап., сев.-вост., юго-вост, юго-зап.
  • Сосредоточенный огонь-СО
  • Суточная дача-с/д
  • Тактический воздушный десант-Такт. ВД
  • Танковый мостоукладчик-МТУ
  • Тыльная походная застава -ТПЗ
  • Узел связи-ус
  • Укрепленный район-УР
  • Химический наблюдательный пост-ХНП
  • Химическое заражение-ХЗ
  • Химическое оружие-ХО
  • Химический фугас-ХФ
  • Ядерное оружие-ЯО
  • Ядерная мина-
  • ЯМ Ядерно-минное заграждение-ЯМЗ

Отдельные местные предметы



Заводы, фабрики и мельницы с трубами, выражающиеся (1) или не выражающиеся (2) в масштабе карты





Капитальные сооружения башенного типа

Вышки легкого типа

Электростанции

Будки трансформаторные

Пункты государственной геодезической сети

Аэродромы и гидроаэродромы

Водяные мельницы и лесопильни

Ветряные мельницы

Ветряные двигатели

Заводы, фабрики и мельницы без труб: 1) выражающиеся в масштабе карты; 2) не выражающиеся в масштабе карты.

Радиостанции и телевизионные центры

Радиомачты и телевизионные мачты

Склады горючего и газгольдеры

Отдельно стоящие деревья, имеющие значение ориентиров: 1) хвойные; 2) лиственные

Отдельные рощи имеющие значение ориентиров

Узкие полосы леса и защитные лесонасождения

Узкие полосы кустарников и живые изгороди

Отдельные кусты

Линии связи

Курганы, высота в метрах

Скалы-останцы

Линии электропередачи на металлических или железобетонных опорах

Ямы, глубина в метрах

Скопления камней

Линии электропередачи на деревянных опорах

Метеорологические станции

Отдельно лежащие камни, высота в метрах

Нефтепроводы наземные и станции перекачки

Места добычи полезных ископаемых открытым способом

Торфоразработки

Нефтепроводы подземные

Церкви

Памятники, монументы, братские могилы

Каменные, кирпичные стены

Дамбы и искуственные валы

Дома лесников

Дороги


Трехпутные железные дороги, семафоры и светофоры, поворотные круги

Шоссе: 5-ширина покрытой части, 8-ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах, Б-материал покрытия

Двухпутные железные дороги и станции

Улучшенные грунтовые дороги (8-ширина проезжей части в метрах)

Однопутные железные дороги, разъезды, платформы и остановочные пункты

Грунтовые дороги

Электрифицированные железные дороги: 1) трехпутные; 2) двухпутные; 3) однопутные

Полевые и лесные дороги

Узкоколейные железные дороги и станции на них

Пешеходные тропы

Автострады, насыпи

Фашинные участки дорог, гати и гребли

Усовершенствованные шоссе, выемки

Переезды: 1) под железной дорогой; 2) над железной дорогой; 3) на одном уровне

Гидрография


Небольшие реки и ручьи

Берега обрывистые: 1) без пляжа; 2) с пляжем, не обрывающимся в масштабе карты

Каналы и канавы

Озера: 1) пресные; 2) соленые; 3) горько-соленые

Мосты деревянные
Мосты металлические
Мосты каменные и железобетонные

Характеристика мостов:
К-материал постройки (К-каменный, М-металлический, ЖБ-железобетонный, Д-деревянный);
8-высота над уровнем воды (на судоходных реках);
370-длина моста,
10-ширина проезжей части в метрах;
60-грузоподъемность в тонна

Отметки урезов воды
Стрелки, показывающие направление течения рек (0,2-скорость течения в м/сек.)

Характеристика рек и каналов: 170-ширина, 1,7-глубина в метрах, П-характер грунта дна
Пристани
Броды: 1,2-глубина, 180-длина в метрах, Т-характер грунта, 0,5-скорость течения в м/сек.

Плотины: К-материал сооружения, 250-длина, 8-ширина плотины по верху в метрах; в числителе-отметка верхнего уровня воды, в знаменателе-нижнего

Шлюзы
Паромы: 195-ширина реки, 4x3-размеры парома в метрах, 8-грузоподъемность в метрах

Водопроводы наземные

Колодцы

Водопроводы подземные

Источники (ключи, родники)

Система базовых условных знаков, применяемых в графических документах мирного и военного времени тактического уровня Часть 4 «Мотострелковый батальон» -

Порядок формирования боевого графического документа. Карточка огня мотострелкового отделения при планировании наступательных действий. Условия обстановки: БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид боевых действий - НАСТУПЛЕНИЕ -

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ ДЛЯ ТОПОГРАФИЧЕСКИХ ПЛАНОВ -

В целом при охоте тоже нужна определенная тактика похожая на ту которая в этой статье описана будет. И для охоты не нужно покупать огнестрельное оружие, достаточно взять просто арбалеты пистолетного типа и начать охоту. В целом это удобнее и приятнее. Так же, такого рода арбалет, можно использовать для обычных спортивных целей - стрельбы по мишеням.

Рамки карты и координатные линии. Листы топографических карт имеют три рамки: внутреннюю, минутную и внешнюю. Внутреннюю рамку образуют отрезки параллелей, ограничивающих площадь карты с севера и юга, и отрезки меридианов, ограничивающих её с запада и востока. Значения широт и долгот на линиях внутренней рамки связаны с номенклатурой карты и написаны в каждом её углу.

Между внутренней и внешней рамками помещена минутная рамка, на которой нанесены деления, соответствующие одной минуте широты (слева и справа) и долготы (наверху и внизу). Точками на рамке отмечены десятки секунд.

Система прямоугольных координат на карте представлена километровой сеткой, образованной проведенными через 1 км координатными линиями x и y . Значения x и y , выраженные в километрах, надписаны на выходах линий за внутреннюю рамку карты.

Планы масштабов 1:5000-1:500 с прямоугольной разграфкой имеют только сетку прямоугольных координат. Ее линии проведены через 10 см.

Условные знаки. На планах и картах объекты местности изображают условными знаками.

Условные знаки различают контурные, внемасштабные и линейные.

Контурными условными знаками изображают объекты, форма и размеры которых могут быть переданы в масштабе плана (карты). К ним относятся земельные угодья (леса, сады, пашни, луга), водоёмы, а для более крупных масштабов - здания, сооружения. Очертания объектов (контуры) на плане показывают точечным пунктиром или линиями определённой толщины и цвета. Внутри контура помещают знаки, указывающие характер объекта.

Внемасштабными условными знаками изображают объекты, которые необходимо нанести на план, но невозможно изобразить в масштабе (бензоколонки, колодцы, пункты геодезической сети и др.).

Линейными условными знаками изображают объекты, длина которых выражается в масштабе плана, а ширина не выражается (линии электропередач и связи, трубопроводы, ограды, тропы).

Для отражения характеристик изображаемых объектов многие условные знаки сопровождаются пояснительными подписями. Так, при изображении железной дороги указывают высоту насыпи и глубину выемки, ширину колеи на узкоколейной дороге. При изображении шоссе указывают его ширину и материал покрытия; при изображении линий связи – число проводов и их назначение; при изображении лесов – породу деревьев, среднюю высоту, толщину стволов и расстояние между деревьями.

Изображение рельефа. На картах и планах рельеф изображают с помощью горизонталей, высотных отметок и условных знаков.

Горизонтали - линии сечения земной поверхности равноотстоящими уровенными поверхностями. Иными словами, горизонтали - это линии равных высот. Горизонтали, подобно другим точкам местности, проецируют на уровенную поверхность Q и наносят на план (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Горизонтали: h – высота сечения рельефа; d – заложение

Разность h высот смежных горизонталей, равная расстоянию между секущими поверхностями, называется высотой сечения рельефа . Значение высоты сечения подписывают у нижней рамки плана.

Горизонтальное расстояние между соседними горизонталями называется заложением . Минимальным в данном месте является заложение, перпендикулярное к горизонталям, – заложение ската . Чем меньше заложение ската, тем круче скат.

Направление ската указывают бергштрихами - короткими штрихами у некоторых горизонталей, направленными в сторону спуска. На отдельных горизонталях в их разрывах пишут их высоту так, чтобы верх цифр указывал в сторону подъёма.

Горизонтали с круглыми значениями высот делают утолщёнными, а для отражения деталей рельефа используют полугоризонтали – штриховые линии, соответствующие половине высоты сечения рельефа, а также вспомогательные горизонтали с короткими штрихами, проводимые на произвольной высоте.

Изображение рельефа горизонталями дополняется вписыванием на план отметок высот около характерных точек рельефа и специальными условными знаками, изображающими обрывы, скалы, овраги и т. п.

Основными формами рельефа являются гора, котловина, хребет, лощина и седловина (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Основные формы рельефа: а – гора; б – котловина; в – хребет; г – лощина; д – седловина; 1 – водораздельная линия; 2 – водосливная линия.

Гора (возвышенность, холм, курган, сопка) изображается замкнутыми горизонталями с бергштрихами, обращёнными наружу (рис. 4.4, а ). Характерными точками горы являются её вершина и точки у подошвы.

Котловина (впадина) тоже изображается замкнутыми горизонталями, но с бергштрихами, обращёнными внутрь (рис. 4.4, б ). Характерными точками котловины являются точки на её дне и вдоль бровки.

Хребет - вытянутая возвышенность. Изображается огибающими гребень хребта и идущими по его скатам вытянутыми горизонталями (рис. 4.4, в ). Бергштрихи, как и у горы, обращены наружу. Характерной линией хребта является проходящая вдоль его гребня водораздельная линия .

Лощина (долина, ущелье, овраг, балка) – вытянутое в одном направлении углубление. Изображается вытянутыми, горизонталями с бергшрихами, обращёнными внутрь (рис. 4.4, г ). Характерной линией лощины является водосливная линия (тальвег) - линия, по которой сбегает вода.

Седловина (перевал) – понижение между двумя возвышенностями (рис. 4.4, д ). По обе стороны к седловине примыкают лощины. Седловина – это место пересечения водораздельной и водосливной линий.