Индия. Ворота Ганга - Харидвар

«Врата в царство Господа «, так с санскрита переводится Харидвар , название самого северного из . Будучи одним из старейших в мире городов, Харидвар упоминался в древних индуистских писаниях и эпосах. Город издавна был обителью мудрецов, служил центром развития искусства, науки и культуры. Местных жителей здесь несопоставимо меньше, чем паломников. Здесь долина встречает священную Гангу, спускающуюся с гор; здесь отпечатались следы божественных ног Вишну; здесь индуистские пилигримы стремятся духовно очиститься, прежде чем тронуться в путь к другим священным местам Гималаев, «обители богов» — и , и . Каждые шесть лет здесь проводится Праздник Кувшинов — Кумбха Мела , самый большой индуистский фестиваль мира.

Даже в стране, где массовые мероприятия являются обыденным явлением, размах этого религиозного празднества поражает. В нем принимают десятки миллионов паломников со всей Индии. Второе по размаху религиозное собрание в мире — паломничество в священный для всех мусульман город в Саудовской Аравии — привлекает около трех миллионов человек ежегодно. Сравнительные цифры красноречиво говорят сами за себя.

Из других необычных религиозных праздников также стоит отметить также проводимый в Индии праздник и широко отмечаемый индуистской диаспорой Малайзии праздник .

Праздник Кумбха Мела, история происхождения

Каждые шесть лет миллионы паломников приходят к берегу Матери-Ганги, чтобы, омыв в ее водах тела, очистить души. Главное божество в Харидваре — Ганга — очищает, исцеляет и тело и душу. В это свято верят индуисты. Паломники стекаются на празднование десятками миллионов в переполненных поездах, зафрахтованных самолетах, автобусах, велосипедах, верхом и пешком, чтобы окунуться в священной реке Ганга. В эти дни в Харидваре невозможно снять номера в отелях и гостиницах, хотя девяносто пять процентов прибывших паломников не могут это себе позволить в любом случае. Большинство приезжих устраиваются на улицах, под сенью деревьев или в палаточных лагерях, обустроенных местными властями. На момент проведения праздника Харидвар переполнен садху и браминами (индуистские священники), паломниками и нищими, бизнесменами и политиками, простыми смертными и знаменитостями.

Основным событием праздника Кумбха Мела, этой культурной , служит ритуальное омовение. Индусы свято верят, что окунание в относительно незагрязненной в Харидваре реке очистит их самих и их предков от грехов. Дату купания определяют группы астрологов, которые указывают на самый благоприятный момент начала массового купания. Говорят, что окунувшись в реке Ганга во время Кумбха Мела, верующий индус достигнет мокши , то есть освобождение от вечного цикла рождений и смерти, страданий материального мира. Вода в эти дни превращается в нектар, очищая все грехи человеческой жизни. Считается, что верующий в эти дни может смыть любые грехи.

По преданию, река Ганга текла изначально в небесах по Млечному пути, но легендарный в индуистской мифологии царь Сагары Бхагиратха, желая спасти души своих предков, упросил Вишну спустить Гангу с небес, так как знал — над кем эта река протечет, тому будут прощены все грехи. С тех пор индуисты бросают прах умерших в Священные воды реки. Обряд этот называется . На самом деле, в нем заключен глубокий смысл. Ганга не просто священная река, берущая начало на небе. Согласно индийской мифологии, она объединяет своими водами всю землю, сливая души в космическое единство. Символически Ганга — река жизни, совершающая мировой круговорот. Практически и в духовном смысле — это уникальная река, содержащая такое количество серебра, что она в буквальном смысле дезинфицирует тело от всех накопившихся при жизни грехов.

В ту же глубокую древность уходят корни празднования Кумбха Мела. Ведические предания связывают Праздник Кувшинов с битвой богов-суров и демонов-асуров за кувшин (кумбха) амриты — напитка, делающего богов бессмертными. Считается, что когда божественная птица Гаруда устремилась в небеса, несколько капель амриты упали на землю в четырёх местах, где ныне и проводится праздник Кумбха Мела - в Нашике , Праяге (Аллахабаде) , и Харидваре . Первое описание Кумбха Мела оставил китайский паломник, некий Сюаньцзан, еще в VII столетии.

Харидвар является первым городом, в котором река Ганга окончательно покидает Гималаи и начинает свое долгое путешествие по северной Индии в Бенгальском заливе. Именно поэтому вода здесь довольно прохладная и относительно чистая. Почтение, с которым индийцы относятся к священной Ганге, не имеет себе равных. Индийцы пьют из нее воду, молятся ей, купаются в ней, используют воду для приготовления пищи, стирают белье, хоронят в ней своих мертвых, используют ее как транспортную артерию, воздают ей пожертвования, сбрасывают в нее отходы промышленных и коммунальных предприятий. Купаясь в священных водах реки, индусы очищаются от грехов и получают освобождение от вечного цикла жизни, смерти и возрождения. Только в один, наиболее благоприятный с точки зрения астрологов день, в реке купаются несколько миллионов верующих, а в течение 12 недель (Кумбха Мела длится три месяца) в воду окунаются десятки миллионов индусов.

Достопримечательности Харидвара

Хари Ки Паури гхат — главнейшая священная купальня в Харидваре. Хар-ки-паури буквально переводится «ноги Бога». Существует поверье, что Вишну пролил здесь небесный нектар, и оставил отпечаток от своей ступни. По преданию, этот гхат построен при императоре Викрамадитье, еще 57 году до н.э. Ежевечерне сотни людей собираются здесь на красочную церемонию Арати. Когда сплетённые из трав и наполненные лепестками цветов сосуды с зажжёнными внутри светильниками под многоголосую молитву опускают в воды Матери-Ганги. Это приношение божеству и благодарность за тот свет, что дарится людям в течение всего дня.

Здесь также совершается — незабываемо красивый обряд очищения души и поминовения предков. Обряд выглядит как подношение божеству Ганге различных даров. Некоторые дары обязательны: благовония, цветы,сандаловая паста, пища и огонь. Благовония — элемент воздуха, цветы — элемент пространства, горящий светильник символизирует свет — огонь, пища — воду, сандаловая паста — землю. Осознанно предлагая эти дары, человек соединяет энергию тела и сознания с источником божественного. И таким образом очищается.

Храмы Манса Деви и Чанда Деви

Храм Манса Деви — богини, исполняющей желания,- связывает с городом канатная дорога. С высокого холма, где находится храм, открывается городская панорама. В той же стороне расположен известный университет Гурукул Кангри – центр ведических знаний. В нем студентов обучают в традиционном устном стиле. Напротив Манса Дэви через Харидвар — храм Чанда Деви.

Храм Майядеви

Древнейшим из храмов Харидвара является посвященный Богине-матери храм Майядэви. Согласно индуистской мифологии, Богиня-Мать-Дэви рождает силу всех богов.

А над городом гордо возвышается величественная статуя бога Шивы, покровителя Харидвара.

«Аскеты-воины» Харидвара

Садху являются неотъемлемой частью фестиваля Кумбха Мела. Отказавшись от искушений материального мира в пользу аскетичной жизни, садху стремятся достичь «мокши», то есть освобождение от вечного цикла рождения и смерти, постоянно медитируя и размышляя о бессмертии, неизменности, бесконечности, имманентности и трансцендентной реальности.

Многие садху покинули свои семьи, избавившись от бремени семейных обязанностей. Отсутствие элементарных предметов необходимости является основой их образа жизни. Одни живут общинами в ашрамах, другие в одиночку в пещерах, третьи исповедуют вечное скитание.

Жить на случайные пожертвования часто означает жить в постоянной нищете и голоде. Тем не менее, в современной Индии насчитывается четыре или пять миллионов садху.

Уединенные по своей природе, эти отшельники тысячами приезжают в Харидвар и организовываются в группы, представляющие различные ашкара или секты.

Кумбха Мела служит единственным общественным мероприятием в их отшельническом существовании. Верующие индусы считают их земными посланниками богов за их самопожертвование и отказ от благ материального мира.

Садху принадлежат ко многим различным сектам или орденам. Вступая в секту, ученик-садху должен пройти ритуал инициации, который рассматривается как символическая смерть — и рождение заново.

Он умирает для своей прошлой, суетной жизни, и возрождается для жизни божественной. Видимый символ этого возрождения — бритая голова начинающего, лысая как у младенца.

После инициации любые разговоры или размышления о прежней жизни являются препятствием; они теперь не имеют никакого значения, и возраст отсчитывается с момента нового рождения.


Теперь всецело важна связь с гуру. Он «рассеиватель тьмы», проводник, пронзающий Покров Иллюзии. Гуру это отец, мать и учитель — и ученик почитает своего гуру как инкарнацию бога; он будет угождать ему любым способом, каким сможет (во всяком случае в идеале).

Большинство из сект довольно умеренны в своих практиках, но некоторые могут быть довольно экстремальными, как, например, «безумные святые» агхори. одержимы богом и подражают наиболее темным качествам Шивы.


Больше всех выделяются , которых уважительно зовут «баба» (отец, уважаемый человек), их легко отличить по обнаженному телу и длинным спутанным волосам.

Их глаза налиты кровью от постоянного употребления наркотиков.

Именно нага садху возглавляют церемонию купания в самый благоприятный, определенный астрологами день.

Нага (обнаженные) садху, или «аскеты-воины» — крупная шиваистская секта, существующая с незапамятных времен. Хотя в целом садху можно охарактеризовать как миролюбивых, Нага были чрезвычайно воинственными, сражаясь с соперничающими сектами, мусульманами, а позднее даже с британцами. Они были превосходными бойцами, потому что не боялись смерти.


Секта Нага подразделяется на акхары, то есть «полки», как в армии. Их воинственное прошлое видно из их демонстрации оружия — палок, копий, мечей и особенно трезубцев — но в наши дни это в основном несет символическую функцию. Нага садху представляют первоначальный, идеальный образ садху, как он был создан тысячи лет назад.

Харидвар (Haridwar) - священный город в индийском штате Уттаракханд, находящийся на том месте, где Ганга, стремительным потоком стекая с гор, выходит на равнину.

Харидвар в переводе с санскрита означает "Божественные врата". Это отправная точка паломничества к четырём Гималайским Святыням: Ганготри, Ямунотри, Бадринатху и Кедарнатху.
Толпы паломников стекаются в этот город, чтобы принять омовение в быстротекущей Ганге.

Вокруг Харидвара располагаются впечатляющие храмы (как древние, так и современные), дхармасалы (места отдыха для паломников), ашрамы.

Харидвар оживает в период с апреля по ноябрь. Но особенно многолюдно здесь бывает во время ежегодной Магх Мелы, выпадающей на январь или февраль, Ардх Магх Мелы, проходящей раз в 6 лет и Кумбха Мелы, проводимой раз в 12 лет.

Последние изменения: 24.02.2010

Достопримечательности

Хар-ки-Пэйри (означает «след бога») - является одним из самых священных гхатов Индии. Говорится, что в стародавние времена бог Вишну, пролив здесь несколько капель амриты - небесного нектара, собранного после пахтания океана богами и асурами, оставил в этом месте отпечаток своей стопы. Гхат расположен на западном берегу Ганги, и каждый вечер тысячи людей собираются здесь на Ганга-арати (церемония почитания священной реки).

Храм Манаса Деви - находится на вершине холма Билва Парват, откуда открывается прекрасный вид на Харидвар. До него можно добраться пешком или с помощью канатной дороги. Этот храм посвящён Манаса Деви, супруге царя нагов.

Храм Чанди Деви - построенный в 1929 году кашмирским раджой Сукхет Сингхом, расположен на холме Нил Парват.

Сапта Риши ашрам - по легенде, в этом месте семь мудрецов пребывали в глубокой медитации. Ганга, не желавшая потревожить их, разделилась здесь на семь ручьёв.

Храм Дакша Праджапати - древний храм, находится в 4 км от Харидвара, в местечке Канкхал. Является одним из пяти священных мест Харидвара.

Храм Майя Деви - датируемый XI в., один из немногих древних храмов Харидвара.

Это Бадринатх - цель нашего путешевствия.

Но сначала сделаю некое отступление…
Индия привлекательна тем, что сюда может приехать каждый, с любым бюджетом. Не важно, богаты вы или у вас ограниченное количество финансов. В этой стране можно путешествовать по-разному: на самолетах, вертолетах, комфортабельных машинах, недорогих машинах, на поезде (с кондиционером – АС класс или спальные – слиппер класс), автобусах или авто-стопом.

Это я путешевствую автостопом по Гималаям 3 года назад.

Я живу в Индии 4 года. За это время испробовала всевозможные способы передвижения (кроме вертолета). Как-то в течение двух месяца я ездила автостопом по Гималаям,даже на огромных грузовиках. Но самая запоминающаяся часть поездки была, когда нас с подругой подвозили на полицейской машине. Но это отдельная история!

Проживание в отелях Индии тоже разное – от люксовских номеров, есть даже номера называемые ‘для махараджей’ и ‘для махарани’ – царские номера, есть обычные гест-хаузы, дхармашалы, а также в горах можно жить в палатке. Мы платили за номера от 600 рупий до 2600 рупий в сутки.

Питание в Индии совершенно разнообразное - от дорогих ресторанов до кафешек на улицах, где тоже готовят очень вкусно. Т.е. на любой кошелек можно здесь питатьcя без всяких проблем.

Мой большой опыт научил меня, что нужно ездить в такие поездки ‘на легке’, т.е. брать с собой минимум вещей. Все необходимое можно купить на месте. Поэтому не обременяйте себя лишним весом.

Последняя поездка по Гималаям была очень комфортабельная. 13 дней мы жили в хороших гостиницах и ездили на нанятом авто с водителем. Обошлась нам эта услуга 50000 рупий, о чем я заблаговременно позаботилась в Дели. Вот как выглядела наша машина:

Заранее гостиницы я не бронировала. Везде договаривалась за цену на месте и сбавляла ее в два раза, что явилось хорошей экономией!

Наше паломничество началось с Харидвара. Этот город является одним из 7 основных священных городов индуизма. В переводе с хинди означает "ворота к Богу" (хари означает "Бог" и двар - "ворота").

Согласно священным писаниям Харидвар является одним из четырех мест в Индии, куда упали капли переносимого Гарудой нектара бессмертия, амриты, полученного полубогами при пахтании молочного океана. С тех пор в этих четырех местах (Харидвар, Удджайн, Нашик и Аллахабад) раз в 12 лет проводится крупнейший индуистский фестиваль Кумбха-мела.

Центральное место здесь занимает сама река Ганга. Главное для паломников – омовение в этой священной реке. Ганга именуется как "дживан дайни" - дающая жизнь или "мокша прадайни" - дающая освобождение. Сначала Ганга течет по горам, где она очень бурная. Когда она спускается в Харидвар, далее течет по равнине.

Поселились мы в гостинице “The Grand Basant”. Это замечательное место с хорошим обслуживанием, в котором я не первый раз останавливаюсь. За один номер в нем мы платили 2100 рупий.

Больше всего мне в Харидваре нравится ресторан "Big Ben" – очень уж вкустно там готовят, но цены для Индии достаточно высоки.

А теперь о святых местах в Харидваре, куда стремятся паломники принести свое почтение:

Один из важнейших храмов – Дакшешвара Махадев. Этот храм находится в месте под названием Канкал, в 5 км от Харидвара. Здесь проходило жертвоприношение, устроенное Дакшой (одним из прородителей человечества). Дакша произвел на свет много замечательных существ, и одним из них была Сати. Сати является Шакти – внутренней энергией Господа, его втораой половинкой, которая стала женой самого Господа Шивы. Историю про жертвоприношение, устроенное Дакшей, можно прочитать в Шраимад-Бхагаватам.

В общем, это храм Шивы в честь этого жертвоприношения. Сюда приезжают паломники, чтобы попросить об избавлении их от гордыни. Гордыня заставляет нас оскорблять, а оскорбления приводят нас к нашему падению; мы лишаемся всего того, что у нас есть – богатства, силы, долгой жизни, как показал пример с Дакшей.

Шива извлек из пепла тело Сати (что изображенно на статуи перед входом) и стал горевать. Он начал танцевать танец, разрушающий Вселенную. Чтобы остановить Шиву, Господь Вишну с помощью своего диска разрубил тело Сати на кусочки и разбросал их по Индии, Непалу и Шри-Ланке. Эти места нынче известны как Шакти Питхи – места женской силы.

Неподалеку от храма Дакшешвара Махадева находится самадхи Анандамаи Ма, нашей современницы, которая была необыкновенной женщиной. Она была совершенно удивительной личностью, родившись уже святой. До сих пор гадают, что же за удивительная личность и кто родился в ее виде. С самого детства она могла разговаривать с животными и растениями, иногда она впадала в транс и несколько дней находилась в нем. До сих пор возле ее храма горит огонь, зажженный ею перед ее уходом. Его никто не поддерживает, но он сам мистическим образом продолжает гореть.

Считается, что усыпальницы великих святых настраивают людей на нужный лад. Если правильным образом настроиться на ту энергию, которую эти святые несли, тогда она может передаться нам.
Почитать о ней можно на сайте http://www.anandamayi.org/ (на английском языке).

Тем, кому посчастливилось побывать в Харидваре, обязательно должны пойти на Брахма-кунду и принять там омовение в Ганге. В народе это место называют Хар Ки Паури, что означает ‘ноги Вишну’. Считается, что отпечатки ступней Бога до сих пор сохранились на стене гхата (место омовения) ниже уровня воды и именно в этом месте упала капля нектара бессмертия. Этот гхат является основным местом для омовения и считается особенно благоприятным. Здесь каждый день проводится пуджа Ганге. Также считается, что каждый день сам Нараяна омывается в этом месте.

Дело в том, что сейчас на месте гхата находится вырытый канал. Он был вырыт относительно недавно, при англичанах, чтобы Ганга снова текла около основного гхата. Ганга раньше текла по этому руслу, но позже случилась очень интерессная история и Ганга изменила свое русло и сейчас она течет на другой стороне.

Для женщин там есть специальная раздевалка, где мы переоделись. Приняв омовение в достаточно прохладной воде, мы ощутили необыкновенную энергию и силу.

Два наиболее популярных храма в Харидваре – Манаси деви и Чанди деви.

На вершине вы видете храм Манаси деви.

В эти храмы можно попасть по канатной дороге, окуда открывается необыкновенный вид на Харидвар.

В храме Манаси деви почти всегда много людей, т.к. это храм Богини, исполняющей желания. Тут есть особое дерево и считается, что если человек задумал желание, повяжет на дерево красную веревочку, то это желание обязательно сбудется. Манаси деви – это Богиня Ума. Иначе говоря, все то, что у меня в уме, любое желание, которое всплывает в моем уме, она может исполнить. Но завязывая веревочку, есть одно условие, чтобы все было правильно: когда желания исполнится, нужно прийти и развязать ниточку (любую, не важно твою или чужую, так как их там очень много).

Манаси деви – это форма Шакти или Парвати, она явиласть в виде сестры главного змея (нага). Это место может избавить от страха укуса змей, т.к. Манаси деви была матерью великого мудреца Астики Муни. Говорится, что если вспомнить об Астики Муни, произнести его имя и змея тебя не укусит – это научно доказанный факт.

К храму Чанди деви можно добраться на бесплатном автобусе. Этот храм находится на противоположном холме от Манаси деви. Cчитается, что Манаси и Чанди деви - это две формы Парвати, которые всегда находятся близко друг к другу.
Храм посвящен Богине Чанди (Дурги), само Божество было установлено в VIII столетии Шанкарачарьей, одним из величайших филлософов Индии.

Это детская площадка воле храма.

Также здесь находится храм Анджаны, матери Ханумана и храм самому Хануману.
Поклоняясь матери, Чанди помогает нам избавиться от тирании наших мыслей. Мы учимся контролировать баланс между мыслями ‘слишком’ и ‘недостаточно’, отказаться от нашего заносчивого эго и как пройти через эгоизм сасмо-представления и самоосуждения.

Один из самых древних и важных храмов в Харидваре – храм Мая деви.

Этот храм принадлежит постройке XI столетия и до сих пор сохранился в целости. Есть поверие, что сердце и пупок богини Сати упали в месте, где сейчас находится храм. Поэтому это место также называется Шакти Питха – место поклонения Сати. Также это место является Сиддха Питха – место поклонения, в котором исполняются желания.

В центре алтаря находится божество в виде трехголовой и четырехрукой Маи, Кали – слева и Камакхья (Кали) – справа.

Но мой любимый храм – Билкешвар Махадев, т.к. этот храм находится в уединении и окружен лесом.

Это место, где Парвати, вечная супруга Господа Шивы, совершала аскезу, чтобы получить себе в мужья Шиву.

Неподалеку от храма находится колодец, вода которого обладает необыкновенными свойствами: она может вылечивать от болезней, в особенности от женских заболеваний.
Говорят, что если женщина, которая не может иметь детей, выпьет воды из этого колодца, она сможет забеременеть.
В этом красивом месте также иногда можно увидеть диких слонов, которые спускаются с гор. Обычно в этом храме не так много людей, т.к. о нем знают далеко не многие.

И, конечно же, нужно обязательно побывать на церемонии Ганга-пуджи.

Она проходит на Брахма Кунде каждый день. Это очень красивое мероприятие, сопровождаемое чтением мантр брахманами с предложением огня, цветов и благовоний матери Ганге. Каждый день люди прибывают из разных городов и стран, чтобы выразить свое почтение священной реке. Поэтому людей здесь всегда собирается очень много. Кто первый – занимает места поближе. Но есть еще одна возможность: так называемые VIP-места, которые находятся на небольших столиках и за небольшую плату, 30 рупий с человека, мы заняли именно эти места.

Харидвар является одним из древнейших городов планеты и одним из самых почитаемых паломнических мест для индуистов. Буквально в переводе с языка хинди название города звучит как «врата к Богу» (где «хари» - Бог, «двар» - врата). Харидвар входит в семёрку священных городов Индии и является одним из самых посещаемых мест не только паломниками, но и туристами со всего мира. За пределами страны Харидвар, прежде всего, известен своими неимоверными паломническими собраниями индуистов во время празднования Кумбха Мела, которое происходит каждые 12 лет. Так, к примеру, в 2007 году на это фантастическое действо собралось более 70 млн. человек!!! Для сравнения - второе по величине религиозное собрание в знаменитой Мекке собирает «всего» около трёх миллионов мусульман. Помимо самого Харидвара, Кумбха Мела проводится ещё в трёх индийских городах - Праяге-Аллахабаде, Насике и Удджайне.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Центр одноимённого административного округа город Харидвар расположен на самом берегу реки Ганги в предгорьях Гималаев на севере индийского штата Уттаракханд. Всего в 24 км от Харидвара располагается ещё один известный среди всех почитателей йоги город - Ришикеш.
История основания Харидвара, который входит в число древнейших городов планеты, тесно связано с легендами и эпосами.
Харидвар расположен в месте, где русло священной реки Ганга спускается с Гималайских вершин на просторы Индо-Гангской равнины. Согласно с древними индийскими преданиями, в этом месте Боги спустили Гангу с небес на землю, дабы приоткрыть всем смертным врата в мир вечности. Само же празднование Кумхи-Мела связано ещё с одним древним преданием, которое повествует о битве богов с демонами за кувшин с нектаром бессмертия. Во время сражения кувшин наклонился и четыре капли этой волшебной жидкости были пролиты на землю - Харидвар одно из этих священных мест. Индуисты свято верят, что в определённый момент, вычисляемый по звёздному календарю, воды Ганги наполняет нектар бессмертия, способный не только подарить крепкое здоровье, избавиться всех земных грехов, но и обрести мокшу - то есть освободиться от непрекращающегося цикла реиркарнации. Процесс омовения в водах Ганги во время длящегося три месяца празднования Кумбхи-Мелы, совершают десятки миллионов индусов, аскетов и отшельников.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, ЭКСКУРСИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ХАРИДВАР
Даже если вы не смогли попасть на празднование впечатляющего религиозного праздника Кумбха-Мела, посещение Харидвара обещает быть очень познавательным и интересным. Несмотря на то, что, конечно же, главной достопримечательностью Харидвара является священная Ганга и её многочисленные гхаты (Хар-ки-Пэйри гхат – наиболее священная из них), в самом городе и его окрестностях туристам предлагается посетить множество храмов, ашрамов, мечетей и других древних построек.
Наиболее известные храмы Харидвара - это Чанда Деви и Манса Деви, которые расположены на самой вершине холма. Попасть к этим уникальным памятникам архитектуры возможно лишь по канатной дороге. Со смотровых площадок храмов туристы смогут полюбоваться захватывающими дух восхитительными пейзажами города и окружающей его местности. Рядом с храмами располагается один из самых древних на планете ведических университетов - Гурукул Кангри, а также Храм Анджани, посвящённый матери царя обезьян. Одна из самых древних построек Харидвара - Храм Майядеви (XI век), служащий обителью для трёх почитаемых индуистских божеств: Камакхья, Майя и Кали. Ещё один культовый центр паломничества для индуистов, который мы рекомендуем посетить туристам в Харидваре - Храм Шанти Кундж, внутри которого расположено двадцать четыре изображения Гаятри. Во время прогулок по городу туристам повстречаются десятки ашрамов, красочно разрисованных сценами из «Махабхараты» и «Рамаяны».
Любители шопинга смогут посетить в Харидваре множество колоритных рынков и базаров, сувенирных магазинов и торговых лавок, где в огромном разнообразии представлены разнообразные экзотичные товары, предметы прикладного искусства, жемчуг, золотые и серебряные украшения.
Полюбоваться богатством животного мира и природными красотами гости города смогут в Национальном парке Раджаджи, который располагается всего в 10 км от города. Во время экскурсии по парку вам повстречаются индийские слоны, леопарды, тигры, дикие кабаны, олени и множество других редких животных.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СОВЕТЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ В ХАРИДВАР
Харидвар является священным городом, который ежегодно принимает миллионы верующих со всех уголков планеты, и туристы должны знать о некоторых особенностях и правилах, которые существуют в городе. В кафе и ресторанах Харидвара кухня исключительно вегетарианская, к тому же здесь запрещено употребление крепких алкогольных напитков. Несмотря на отсутствие мясных блюд, вы сможете вкусно и сытно пообедать экзотическими блюдами южноиндийской и китайской кухни в многочисленных ресторанах города: «Бестек», «Хошияр Пури», «Чотивала» и других. А один из ресторанов - «Непал Ашрам» даже раздаёт ежедневные бесплатные обеды для всех прибывших паломников (в 17.00).
В городе имеется огромное количество гостиниц и отелей различного уровня комфортности, но, не смотря на это, если вы наметили поездку в Харидвар в период проведения Кумбха-Мелы, о бронировании жилья необходимо позаботиться задолго до приезда. Также во время проведения празднования в связи с неимоверным наплывом туристов и паломников необходимо соблюдать определённые меры предосторожности, которые помогут избежать риска стать жертвами мошенников или оказаться в стихийной давке. Наиболее уязвимые места - это узкие мосты и переходы.

КАК ДОБРАТЬСЯ
Харидвар - это один из крупнейших туристических центров Индии, который имеет отличную железнодорожную и автомобильную развязку, соединяющих город с Дели (215 км), Агрой (385 км), Дехрадуном (52 км) и другими крупными городами Индии. На расстоянии в 41 км располагается аэропорт Джолли Грант, совершающий регулярные рейсы внутри страны.
Средняя стоимость проезда на автобусе из Дели в Харидвар - 150 рупий.

Харидвар

(Haridwar/Mayapuri, 214 км к северо-востоку от Дели, 54 км к югу от Дерадуна)

Телефонный код (STD) – 1334

Харидвар (букв. «Врата бога Вишну») – один из семи священных городов Индии. Здесь река Ганга начинает длинный путь по равнинам Северной Индии к Бенгальскому заливу. Гхат Хар-ки-Паури (Har ki Pauri, букв. «Порог Бога») отмечает точное место, где река покидает горы.

Офис Департамента туризма штата Уттаранчал

(Uttaranchal Tourism Office)

Rahi Motel, Station Road,

тел. 22 86 86,

пн-сб 10.00–17.00, 2-ю сб каждого месяца закр.

Офис корпорации GMVN

(GMVN Tourist Office)

напротив Latta Rao Bridge, Upper Road, Haridwar,

тел. 22 42 40,

пн-сб 10.00–17.00.

Как добраться

Самолет

Ближайший аэропорт – Jolly Grant в Дерадуне

(45 км, 1 ч, такси – Rs 600–800).

Рейсы в Дели.

Железная дорога

Харидвар: Дели, 2 раза в день, 5–7 ч; Агра, Мумбаи, Уджджайна и Варанаси.

Автобус

Харидвар: Дели, Ришикеш, Дерадун.

Автомобиль

Дерадун: автострада NH72 до Райвалы (Raiwala), далее по NH58 до Харидвара.

Достопримечательности

Наряду с Нашиком, Уджджайном и самым священным из всех – Прайягом (Аллахабадом), Харидвар считается одной из святых тиртх, где раз в 12 лет проходит фестиваль Маха Кумбх Мела (Maha Kumbh Mela). В это время миллионы паломников собираются здесь для совершения омовения в Ганге. Следующая Кумбх Мела состоится в Харидваре в 2010 г.

Хар-ки-Паури

Upper Road, в северо-восточной части города.

Хар-ки-Паури – букв. «Стопы бога Вишну». К северу от Харидвара Ганга разделена плотиной и протекает через город по большому каналу (Ganga Canal). К востоку от него проходит естественное русло реки. Набережная канала, вдоль которой расположены гхаты и ашрамы, создает атмосферу речного побережья. Главные гхаты и религиозная деятельность сосредоточены вокруг Хар-ки-Паури. Мосты и переходы связывают отдельные островки. В воде и на спусках можно увидеть металлические цепи, позволяющие верующим, совершающим омовение, удержаться в быстром потоке воды.

Ежедневно на закате проводится церемония поклонения реке – Ганга аарти, привлекающая к островам и мостам Хар-ки-Паури множество верующих.

Маха Кумбх Мела проводится раз в 12 лет именно на Хар-ки-Паури. Раз в 6 лет устраивается Ардх Мела (Ardh Mela), также привлекающая толпы паломников.

Святилище Чанди Деви

(Chandi Devi Mandir, 3 км к югу от Хар-ки-Паури, на горе Нил Парват (Neel Parvat), левый берег Ганги)

ежедн. 5.00–20.00.

Подъем на фуникулере Udan Khatola – Rs 70, Rs 144, включая билет на автобус для посещения святилища Манса Деви нояб. – март 9.00–17.30, апр. – окт. 8.30–19.30.

Это святилище богини Дурги (Чанди – букв. «Свирепая») расположено на вершине горы, к которой ведет трехкилометровая тропа.

Святилище Манса Деви

(Mansa Devi Mandir, 1 км к северу от Хар-ки-Паури, на горе Бхилкешвар (Bhilkeshvar), правый берег Ганги)

ежедн. 5.00–20.00.

Подъем на фуникулере Udan Khatola, Rs 31 – в один конец, Rs 48 – туда и обратно,

нояб. – март 8.00–18.00,

апр. – окт. 7.00–20.00.

Внимание! Фотографировать в святилище запрещено.

К вершине горы, где расположено это святилище богини Дурги, ведет крутой 1,5-километровый подъем. Отсюда открывается прекрасный вид на реку. Верховное божество святилища – трехголовая Манса Деви.