О молитвенном правиле в дни празднования святой пасхи. Сильные молитвы на Пасху — Христос Воскрес, на здоровье, удачу, любовь, замужество, богатство, против вредных привычек

Каждое воскресенье, следующее за Пасхой, по-своему важно, но центральное место среди них занимает Антипасха. Этот день имеет значение не только потому, что он подытоживает Светлую седмицу (неделю после Великого Воскресенья), но и потому, что это праздник, напрямую касающийся каждого из нас. Несмотря на странное название «Антипасха», которое может вызывать у незнающих людей настороженное отношение, частица «анти» значит не что иное, как «напротив». То есть, в переводе это воскресенье можно назвать, как «напротив Пасхи». А вот глубинное значение Антипасхи, которое соотносит этот день с каждым верующим человеком, следует искать в библейских сказаниях. Именно там можно найти разъяснение, почему этот день называется Фоминой неделей.

Апостол Фома не видел воскресшего Христа, когда тот явился к своим ученикам. Он упорствовал в своем неверии, требуя доказательств того, что Иисус действительно воскрес. И вот на восьмой день после воскрешения Спаситель вновь посетил своих апостолов и даже позволил Фоме дотронуться до своего тела, чтобы усмирить его недоверие. Глубинное значение этого явления касается каждого из нас: нас призывают верить в произошедшее две тысячи лет назад, даже несмотря на то, что воочию мы не видели чудо воскрешения. У многих православных людей возникают вопросы, касающиеся подготовки к причастию на Антипасху. Действительно, у этого ритуала есть свои особенности, которые мы рассмотрим подробнее.

Во время празднования Фомина дня люди здороваются фразой, которой они приветствовали друг друга и в Светлое Воскресенье. Приветствием «Христос воскрес − воистину воскрес» следует здороваться со знакомыми на протяжении всей Светлой седмицы (семи дней). Есть особенности отмечания Фоминой недели (то есть первого воскресенья после Пасхи) и в православных храмах. Все дни в этот период остаются открытыми центральные врата алтаря, которые в остальное время закрыты. Этот является символом того, что Царствие Небесное близко, и оно доступно всем мирянам. На протяжении всей недели возле алтаря и его открытых врат на специальном столике лежит артос (особый дрожжевой хлеб).

В дни Светлой недели над храмами раздаются колокольные перезвоны. И это тот период, когда с позволения настоятеля церкви прихожанам разрешается подняться на колокольню, чтобы ударить в колокол. В субботу, накануне Антипасхи, по окончанию литургии священник благословляет артос – ритуальный хлеб. Он разламывается на части, которыми благословляют мирян. Эти кусочки раздают страждущим и больным, которые съедают их с благодарственной фразой «Христос воскресе!».

Почему возникает вопрос о том, как готовиться к причастию именно на Антипасху? Чем данный процесс отличается в этот день? Неразбериха возникает из-за того, что после Пасхи и во время Светлой седмицы отменен пост. А люди привыкли, что к причастию нужно подходить попостившись.

Традиционно подготовка перед причастием включает в себя следующие действия:

  • пост;
  • молитва;
  • покаяние.

Согласно правилам, перед причастием человек должен выдержать шестичасовый литургический пост. С 24:00 накануне запланированного ритуала причащения наступает период строго поста. В это время до похода в храм нужно отказаться не только от еды, но и от питья. Кроме того, запрет распространяется на табакокурение.

Но священнослужители единодушны во мнении, что неправильно налагать на себя дополнительный пост перед Антипасхой, если вы честно выдержали Великий пост. Любое самоуправство в этом вопросе в православной церкви встречается резко отрицательно. Поэтому поститься перед празднованием Фомина дня не следует.

Более того, традиционно на Руси на Антипасху устраивались семейные ужины, накрывались богатые столы. Перечень блюд, конечно же, уступает пасхальному столу, но все равно голодным с праздника никто не уходил. Но важно соблюдать умеренность в питании и не впадать в грех чревоугодия. Как ни крути, а даже в период Светлой недели, когда можно порадовать себя скоромной пищей, неуместно безудержно объедаться перед причащением на Антипасху. Все должно быть в меру.

Священнослужители отдельно подчеркивают тот факт, что к причастию на Антипасху следует приступать тем людям, которые честно выдержали Великий пост. Те же, кто не понесли этот духовный и физический труд, но решили причаститься на Антипасху, когда нет никаких запретов на еду, идут на хитрость, унижающую достоинство верующего человека.

Важность молитв и исповеди

Еще один ключевой момент причастия на Антипасху включает в себя чтения определенных текстов. Всю Светлую неделю следует ежедневно произносить такие молитвы:

Всё это можно легко отыскать в молитвословах и произносить их каждый день вместо традиционной утренней и вечерней молитвы. Отличие заключается в том, что в течение всего года во время утренних и вечерних молений мы просим у Бога простить наши грехи, каемся и испрашиваем помощь в решении насущных проблем. А на Антипасху и в дни накануне следует произносить молитвы, которые прославляют победу Спасителя нашего над смертью.

Наконец, главная часть причастия на Антипасху касается исповеди. Человек, который хочет причаститься, должен исповедаться Богу в своих грехах, рассказав о них священнослужителю. Это делает до или после богослужения. Накануне исповеди важно попросить прощения у всех обиженных вами и помириться с вашими обидчиками. Во время исповеди нужно постараться без утайки поведать священнику о своих грехах и наполниться намерением исправиться в скором времени.

У православной церкви нет жесткого требования непременно исповедоваться на Антипасху, чтобы причаститься. Если вы уже успели исповедоваться в один из дней Страстной недели и за прошедшее с тех пор время еще не успели снова нагрешить, то можно не исповедоваться в Фомину неделю. Впрочем, этот момент лучше всего решить со своим духовником в индивидуальном порядке накануне причастия.

Существует мнение, что следует причащаться ежедневно в течение всей Светлой седмицы, а не только в день празднования Антипасхи. Но этот момент также решается индивидуально. Если вы регулярно посещаете один и тот же храм, то посоветуйтесь об этом с настоятелем. Также обращайтесь внутрь себя, оцените стремление вашей души к частому причастию. Ведь важно, чтобы это процесс был продиктован не общепринятыми правилами, а внутренним, искренним желанием человека.

Праздник с древней традицией, уходящей своими корнями в библейскую историю, Антипасха призвана для того, чтобы верующие люди снова порадовались воскрешению Иисуса Христа. Важно подойти к празднованию Фоминой недели с чистыми помыслами и благостным чувством в душе. Причастие после праздничной литургии поможет наполниться верующему человеку благодатью и верой в лучшее будущее и нашего Спасителя.

Конечно же, подготовка к Антипасхе требует соблюдения определенных традиций и ритуалов, но самое главное − это очистить душу молитвами, прославляющими чудо Иисуса Христа. В эти дни важно отставить на второй план свои бытовые неурядицы и проникнуться чудесными событиями, произошедшими на заре нашей эры.

Пасха является самым важным праздником в христианской религии, который олицетворяет собой спасение, обновление и перерождение. С этим днем связано много различных традиций и примет. Энергия этого дня огромна, поэтому считается, что пасхальные обладают особой силой. Они заменяют традиционные утренние и вечерние обращения, которые в период Светлой Седмицы называются Пасхальными часами.

Какие молитвы читать в Пасхальную седмицу?

В этот великий праздник можно читать разные молитвы, например, об исцелении, на здоровье, деньги, удачу и т.д. Считается, что все искренние обращения будут непременно услышаны Высшими силами. Молиться можно как в храме, так и дома. Большое значение имеет уединение во время произношения обращений, поскольку ничего не должно мешать. Поставьте перед собой икону, а также емкость со святой водой. Еще рекомендуется зажечь рядом три свечи. Смотря на пламя, освободитесь от посторонних мыслей и сконцентрируйтесь только на молитве.

Молитва на Пасху о здравии

Если кто-то в семье часто болеет, то рекомендуется провести простой ритуал и обратиться за помощью к Высшим силам. Возьмите небольшую бутылку и налейте туда святую воду, которую нужно принести из церкви. Нательный крестик больного человека опустите в бутылку, а затем, три раза прочитайте такую молитву:

«В царствии небесном есть родник чудесный. Кто до воды дотронется, кто водой умоется, с того недуги смоются. Той воды я набрала, рабу Божьему (имя) отдала. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

После этого крестик необходимо достать и надеть на владельца. Заряженной водой следует три раза окропить лоб больного человека. Рекомендуется проводить процесс орошения три раза в день на протяжении всей седмицы. Емкость со святой водой должна постоянно находиться возле иконы.

Пасхальная молитва-оберег от ссор

Если в семье часто возникают конфликты или же отношения изменились в худшую сторону, тогда можно воспользоваться молитвой, которую стоит читать на третий день после Пасхи. Предложенную молитву произносят ровно 12 раз, а звучит, она так:

«Господи, помоги, Господи, благослови светлой Пасхой,

Чистыми днями, радостными слезами.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Иоанн Поститель, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель,

Иоанн многострадальный, Иоанн безглавый,

Архангел Михаил, Архангел Гавриил, Георгий Победоносец,

Николай Чудотворец, Варвара Великомученица,

Вера, Надежда, Любовь и мать их София,

Молитесь об общем пути рабов Божьих (имена враждующих).

Уймите их злобу, укротите их гнев, утолите их ярость.

Ратью своей святой,

Силой неспобедимой, неукротимой ведите их к согласию.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Молитва на пасхальной неделе дома от бед

Есть мощная молитва, которая создает некий щит и он будет на протяжении года отталкивать все проблемы и различный негатив от человека. В результате получается, что своими словами можно создать сильный оберег. Для этого на протяжении недели читайте следующую молитву:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мать Мария Христа носила, Родила, крестила, кормила, поила, Молитвам учила, спасала, оберегала, А потом у Креста рыдала, слезы лила, причитала, Вместе со своим милым Сыном страдала. Иисус Христос в воскресенье воскрес, Отныне слава Его от земли до небес. Ныне он сам нас, своих рабов, опекает, Милостиво наши молитвы принимает. Господи, услышь меня, спаси меня, защити меня От всяких бед отныне и навеки. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Будет интересно знать не только, какие молитвы читать дома на пасхальной неделе, но и какие поверья связаны с этим временем:

Молитвы в пасхальный период. Часы Пасхи

Часы святой Пасхи при богослужении в Храме

Часы, отделяющие пасхальную Заутреню от Литургии, проходят для многих незамеченными, потому что не читаются, как обычно, а поются, и состоят не из псалмов (составляющих их основу), а из избранных пасхальных песнопений, легко узнаваемых на слух.
Равным образом и другие богослужения Пасхи и всей Светлой седмицы (т. е. до следующего воскресенья) состоят почти исключительно из пения (за исключением чтения Апостола и Евангелия, иерейских возгласов и дьяконских ектений). Вообще же чтение Псалтири, сборника древнееврейских религиозных гимнов и молитв, упраздняется на всю Светлую неделю потому, что «сень ветхозаветная не имеет уже места при лучезарном сиянии новозаветной благодати».

Келейные молитвы в пасхальный период

По давней традиции обычные утренние и вечерние молитвы заменяются в Светлую Седмицу пасхальными часами. Все часы: 1-ый, 3-ий, 6-ой, 9-ый - совершенно одинаковые и читаются одинаково. Это последование Пасхальных Часов содержит основные пасхальные песнопения. Начинается, конечно, «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», «Воскресение Христово видевше…» трижды поется, затем поются ипакои, экзапостиларий и так далее. Это последование по времени прочтения гораздо короче, чем обычное утреннее и вечернее правило. Обычные молитвы, которые содержат и покаянного характера молитвы, и другого рода, все заменяются пасхальными песнопениями, которые выражают нашу радость от этого великого события.

Часы пасхальные

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

Центром годичного круга церковных праздников являются Страстная и Светлая седмицы. В жизни церкви и мирян это время, которому предшествует серьёзная длительная подготовка, прежде всего духовная. Участие верующих в богослужениях этих дней, отправление молитвенных правил являются не просто формальным следованием богословским идеям и данью традициям. Все чтения в эти дни направлены на то, чтобы вспоминаемые и празднуемые церковью события были пережиты православными с полной глубиной искренней веры.

Ежедневное чтение молитвенного правила - один из важных аспектов духовной жизни каждого христианина. Утренние и вечерние молитвы, которые верующие читают в течение года, исполнены чувствами покаяния, просьбами о прощении грехов и ниспослании сил для борьбы с искушениями. С наступлением Светлого Воскресения на первый план выступает другая эмоциональная составляющая - прославление победы Христа над смертью.

Согласно церковному уставу, читать в Пасхальную седмицу вместо традиционного молитвенного правила нужно Часы Пасхи - особое последование песнопений, исполняемое по цветной триоди. Так каждый верующий сможет выразить радость и благоговение перед святым праздником, понимание основных библейских событий, последовавших за ним. Часы Пасхи включают в себя все главные праздничные славословия:

  • троекратно читаемое «Христос воскресе»;
  • трижды возглашаемое «Воскресение Христово»;
  • ипакои 8-го гласа «Предварившая утро»;
  • кондак также на глас 8-й «Аще и в гроб снизошёл»;
  • тропари гласа 8-го.

Такое последование, более краткое, чем обычно, следует читать в пасхальную неделю ежедневно, на 1-й, 3-й и 6-й часы. По окончании чтения, как и полагается в большие праздники, молитва «Достойно есть» заменяется на задостойник. Ему в Светлую седмицу соответствует ирмос 9-й песни Пасхального канона «Светися, светися новый Иерусалиме». При особом желании верующий, выполняя дома утреннее молитвенное правило, может пропеть торжественный Пасхальный канон.

Во время Светлой седмицы повечерие и полунощница также заменяются Часами Пасхи. Любые другие домашние славословия - каноны, акафисты - предваряют троекратным чтением тропаря Пасхи. Вместо обычных молитв до и после принятия пищи троекратно произносят «Христос Воскресе», задостойник Пасхи.

К обычному порядку выполнения молитвенного правила возвращаются вечером первой субботы после Светлого Воскресения.

Какие главы Евангелия читают перед Пасхой

Весь духовный смысл Страстной недели, предшествующей Светлому празднику, раскрывается в церковных богослужениях. Содержание их построено таким образом, что песнопения, описывающие буквально каждый шаг Спасителя в последние дни Его земной жизни, максимально приближают верующих к Нему. Если не представляется возможным посещение служб, следует всю Страстную неделю читать перед Пасхой соответствующие главы Нового Завета. Особенностями богослужений первых трёх дней является то, что на утрене, в окончание шестопсалмия и «Аллилуйя», поётся тропарь «Се Жених грядет», а после канона - «Чертог Твой вижду».

День недели О чем читают накануне Пасхи
В понедельник Вспоминают о прообразе страдающего Христа - Иосифе, проданном в рабство в Египет, а также притчу о смоковнице иссушенной, олицетворяющей душу, не приносящую плодов добродетельных.
Вторник Посвящён чтению о Христе, обличающем фарисеев и книжников, притч о дани римскому императору, воскрешении мёртвых и о десяти девах.
Среда Этому дню отводятся размышления о двух жизненных путях - бывшей блудницы Марии Магдалины и предателя Иуды.
Четверг День воспоминаний об омовении Иисусом ног апостолов, Тайной вечере, молитве в Гефсиманском саду и предательстве Иуды.
В пятницу Вспоминают о суде, крестных муках, снятии Господа с распятия и положении во гроб.
Суббота День, посвящённый воспоминаниям о погребении Христа, схождении Господа в ад, чтобы освободить души верующих.

Домашнее чтение глав Евангелия, повествующих о страстях Христовых, обычно предваряют соответствующим акафистом «Взбранный Воеводо и Господи Небесе». Помощью в духовной подготовке к созерцанию таинства искупления станет изучение святоотеческих комментариев. Расширить ежедневное молитвенное правило рекомендуют текстами богослужебного устава Страстной недели: пением Псалтири (до Великого четверга), великопостными молитвословиями - ко Господу Иисусу распятому, Покаянным каноном, молитвой Ефрема Сирина. В домашние требы можно включать те главы Евангелия, которые посвящены данному дню Страстной седмицы.

Страстная и Светлая недели неотделимы друг от друга: эти 14 дней верующие, сопереживая Христу и апостолам, мысленно проходят путь от принесения Господом искупительной жертвы до Его Воскресения. Молитвословия в этот период - не только духовная опора: они говорят о смысле веры, надежде на жизнь вечную и со всей очевидностью указывают тот путь, которым христианин может войти в царство небесное.

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), насельник Спасо-Преображенского монастыря г. Саратова

Что такое артос и как его следует употреблять?

Артос — это особым образом приготовленный церковный хлеб, внешне похожий на большую просфору. Значение этого хлеба для христиан определяется самим чином его освящения. По окончании ночной Пасхальной службы перед царскими вратами полагается артос, совершается каждение, священник читает особую молитву на освящение артоса и окропляет его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Артос не просто посвящается Господу, но знаменует собой невидимое присутствие среди молящихся Самого Христа. Этот обычай сохраняется в Церкви от апостольских времен, когда после Вознесения Иисуса Христа апостолы, собираясь на общую трапезу, оставляли центральное место незанятым и полагали перед ним хлеб, ясно выражая веру в слова Спасителя: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Также в молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недугов, о даровании здравия вкушающим святой артос. В течение всей Светлой Седмицы артос пребывает напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на Пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу, а также в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Антипасха, после литургии артос раздробляют и раздают верующим.

Употребление артоса, который является символом самого насущного для нас хлеба — Христа Спасителя, должно быть для христианина правилом благочестия. Артос — святыня, и наряду с крещенской водой — агиасмой, является благодатной помощью во время телесных и душевных недугов. Принеся артос домой, нужно хранить его с благоговением так же, как и просфоры: подсушив, положить в коробочку или банку, поставить под иконами или в чистом месте и вкушать по необходимости натощак, запивая святой водой.

Надо только помнить о том, что самое главное в жизни христианина — причащение Святых Христовых Тайн — ни артос, ни крещенская вода заменить не могут.

Правда ли, что на Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы (и когда следует снова их читать)? Как на Светлой готовиться ко Причастию? Можно ли причащаться ежедневно?

Светлая седмица — совершенно особое время в богослужебной жизни Церкви, а также в обыденной жизни христиан. Многократное повторение на службах слов о победе Христа над смертью как бы погружает человека в состояние радостного возбуждения, которое в каком-то смысле даже мешает сосредоточиться на чем-либо другом. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь восстание Христово, в немже утверждается»,— это тропарь Пасхального канона, который каждый вечер поется в течение Светлой седмицы.

Читаемые христианами в течение всего года утренние и вечерние молитвы наполнены более покаянными чувствами, прошениями о прощении грехов и ниспослании сил для ежедневной борьбы со страстями и искушениями. Эти чувства, обычные для тех, кто старается жить духовной жизнью, на Пасху никуда не исчезают, но свет Воскресения Христова заполняет собой все — «и небо, и землю, и преисподнюю». Поэтому-то Церковь отлагает на время эти покаянные молитвословия и предлагает христианам и в домашней молитве совершать прославление Христовой победы над смертью.

Начиная с понедельника Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно вместо вечерних и утренних молитв читаются «Часы Пасхи», а вместо правила ко причастию — Пасхальный канон и стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию). Если же человек хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

Что касается поста перед причащением на Светлой седмице, то, несмотря на уставные указания о его отмене, общепринятая практика все же рекомендует поститься один день. Это не является нарушением устава, но необходимой подготовительной аскетической мерой, особенно для тех, кто причащается нерегулярно.

Относительно ежедневного причащения на Светлой седмице, каждый должен решить этот вопрос со своим духовником. Это зависит от степени воцерковленности человека, образа его жизни и многих других причин. Причаститься на Светлой седмице за литургией, совершаемой по пасхальному чину, было бы полезно для теснейшего приобщения к Пасхальной радости.

Почему после Пасхи не читаются молитвы «Царю Небесный» и «Достойно есть»? И какие молитвы надо читать перед едой?

Светлая седмица вносит изменения во внешние правила благочестия, не умаляя их, но как бы давая нам возможность хоть немного прочувствовать слова Христа: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Например, отменяются вообще все земные поклоны, как в храме, так и во время домашней молитвы. Это вовсе не означает, что мы не готовы приклониться перед Господом, но напоминает нам о том, к какому общению с Ним мы призваны.

В начале всех молитвословий в период до отдания Пасхи молитва «Царю Небесный» заменяется на троектратное «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Это связано с тем, что, начиная со Страстной седмицы, мы следуем за евангельским повествованием и сопереживаем апостолам, ученикам Христовым. По Воскресении Он многократно являлся ученикам, беседовал с ними и давал наставления, одно из которых звучит так: надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 46-49) . Здесь Господь говорит о грядущем сошествии Духа Святого на апостолов и рождении Церкви Христовой. Поэтому в период до Троицы мы, вместе с апостолами, не призываем Духа Святого: «прииди и вселися в ны»,— но находимся, по слову Господа, в ожидании «облечения силою свыше».

По окончании всех молитв, как и положено в большие праздники, вместо «Достойно есть» читается или поется задостойник, который на Пасху является ирмосом девятой песни пасхального канона: «Светися, светися новый Иерусалиме…». Также и обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи соответственно.