Предпосылки и этапы формирования тоталитарного политического режима в ссср. Установление тоталитарного режима Установление тоталитарных просоветских режимов дата

Нижегородский филиал

Университета Российской Академии Образования

Реферат по предмету историческая психология, на тему:

Психология тоталитарного режима

Нижний Новгород 2009


1. Причины установления тоталитарного режима

2. Тоталитарное воздействие на личность

3. Психика А.Гитлера


Причины установления тоталитарного режима

Причиной установления тоталитарного режима является уникальность и сила тоталитарного лидера на массы, вызванная психологическими особенностями лидера. Эти особенности сыграли свою роль для того, чтобы народ поверил своему лидеру и следовал его мысли. Но здесь важно посмотреть, неужели только личные качества лидера, помогли достичь контроля над людьми, и их веры в его слова? Рассмотрим Германию, и ее самого заметного авторитарного лидера Адольфа Гитлера. Что-то должно было подтолкнуть народ, поверить словам Гитлера. Поколение людей в Германии родившееся в начале 20 века пережили массу неблагоприятных психологических последствий исторических событий. Это и первая мировая война, это значит, что многие выросли в неполных семьях, и революция 1918-1919гг. в Германии, и сложное экономическое положение, за ним следует голод. Первая мировая война, послевоенное испытание этого поколения оказали решающее травматическое влияние на формирование личности молодых немцев, способствовало формированию у будущих нацистов таких психологических качеств, как слабая индивидуальность, повышенная агрессивность, гневливость, что, в конечном счете, обусловило подчинение тоталитарному лидеру.

Исторические события необходимо учитывать, так как поколение, которое выросло в ту или иную эпоху будет иметь свой индивидуальный взгляд на жизнь, и характер, обусловленный влиянием исторических событий, экономических, и культурных условий.

Для поколения немцев выросших в этих исторических, культурных и экономических условиях свойственны такие «психические отклонения»:

· кризис идентичности;

· потребность идентификации с отцом, доходящая до навязчивых состояний;

· расстройство временной перспективы;

· отождествление мужской силы с военными занятиями;

· комплекс псевдомужской роли, характеризующий отношение к женщинам с позиции ненормального аскетизма и повышенного сексуального контроля над собой, выработка чувств превосходства над ними. (Г. Гимлер, П. Левенберг)

Тоталитарное воздействие на личность

Абсолютная власть групп людей, партий, в индустриальных обществах 20 века получила название тоталитаризм. У всех тоталитарных режимов есть общие черты:

· культ народных вождей;

· разрастание аппарата репрессий;

· централизованное стягивание ресурсов нации, для державных задач и планов;

· контроль над частной жизнью человека, замена последней общественно-политическими целями режима.

При авторитарном режиме верховный правитель считается с корпорациями и сословиями, это орган власти. Корпортивно-сословная личность, тесно включена в свою среду и мало общается за ее пределами. Тоталитаризм центрирует власть, он последовательно ломает и подчиняет себе микросоциальную среду личности. По его правилам ничто не должно заслонить человека от власти: коллеги, знакомые, родственники должны стать пропагандистами или соглядателями режима.

Тоталитарный режим идет к цели совершенного человеческого устройства. Этой цели должно быть подчинено все, и частная жизнь граждан страны.

При тоталитарных правителях большую часть средств и времени отводят на постройку концлагерей, фабрики уничтожения людей, снаряжение и улучшение состояния армии, и военной промышленности. Это правительство хочет подстроить весь народ под себя, что бы все думали и делали, так как хотят «наверху». Этот плачевный пример постиг не только Германию с ее правителем А. Гитлером, но и Советский Союз при правлении Сталина.

Свою власть и свою идею вносят тоталитарные правители в каждую семью своей страны. В каждой доме висят портреты первых лиц государства, печатаются газеты со статьями о политике правителей, производятся прижизненные памятники вождя, и вся эта массовая пропаганда доходит до самых отдаленных населенных пунктов страны. И народ убеждается, что политика правительства на самом деле правильная и полезная для государства. А те, кто не принимал действующую власть и не соглашался с ней, обычно отправляли в концлагеря, выселяли из страны, или еще хуже убивали. Убийство политических противников приносит тоталитарным правителям удовольствие, так как убийство позволяет им почувствовать себя властелинами над высшей ценностью – человеческой жизнью. А это полная для них власть.

Да, именно таким жестоким и некритичным к себе является тоталитарное правительство. Это идея одного психически больного человека, массово заражала всю страну, это не означает, что народ становился больным, просто сильная и успешная пропаганда делала свое дело, и люди верили. Конечно, мнение людей здесь не учитывалось, здесь имеет место навязчивая идея лишь одного человека, который хочет власти над всем и вся.

Психика А. Гитлера

В психике фашистского вождя центральное господствующее положение занимает непреодолимое всепоглощающее чувственное побуждение – стремление к наибольшему объему власти над людьми, желание захватить все, во что бы то ни стало, под любым предлогом и любой ценой. Это патологический эмоциональный сдвиг, означающий расстройство эмоциональной сферы. Это расстройство связано с неуемлимым желанием власти, но ее полностью и сейчас невозможно утолить, и это расшатывает психику и приводит не только к эмоциональным, но и другим расстройствам. Чрезмерное возбуждение одной определенной эмоции – влечение к власти, это и есть эмоциональное расстройство.

Есть еще и проблема психопатии у фашистского вождя, он нетерпим к чужому мнению, подсознательно стремиться к конфликтам, неспособность к дружбе из-за того, что они не способны проникаться мыслями и чувствами других людей, сопереживать. Стремление к конфликтам, в которых он сбрасывает патологическое нервное возбуждение.

Паранойя, это еще одна черта Гитлера, т.е. все его планы, несут в себе внешние правдоподобие.

Эмоциональную сферу психики А. Гитлера ослабили травмы, нанесенные в детстве: пренебрежительное отношение к нему отца, ранняя потеря родителей и перенесенная болезнь. Друзей у Гитлера никогда не было, он просто не умел адекватно общаться, так как начитался националистических брошюр и наслушался расистских бредней. Гитлер платил соратникам по партии деньгами, постами, привилегиями и частью власти, все это делалось, что бы никто и не подумал сдвинуть его с поста власти.

Неумение слушать, это следствие недостаточной воспитанности, чувство ярости, когда собеседник не соглашался с мнением Гитлера, он просто теряет самообладание и орет.

Гитлер любил, когда им восхищаются, в этом тоже обозначается стремление к власти.

После захвата власти фашистским вождем, все государство превращается в сумасшедший дом, где даже психически нормальные люди должны вести себя как психопаты регулярно выражая любовь к вождю.

Гитлер требовал от других к себе безоговорочного согласия, послушания, восхищения.

Гитлер играл роль объединителя всего германского народа, всех его классов и слоев вокруг идей в борьбе за интересы Германии, в то время, как его настоящей целью была власть и одна только власть над Германией, над Европой, и над всем миром.

Как и положено психопату, Гитлер полностью выдумал угрозу, якобы грозящую Германии со стороны ее соседей и зачислил их в «смертельные враги», не потому, что они были их врагами, а потому, что он хотел их видеть их врагами.


Вывод

По моему реферату можно сделать вывод, что не учитывать исторические, культурные и экономические события, при рассмотрении народа, или отдельно взятого человека это большая ошибка. Ведь именно в этом и храниться то зерно, от которого вырастает личность и целая эпоха.

Тоталитарный режим, столько горя принес всему человечеству. Но, к сожалению, смотря на современное поколение, понимаешь, что авторитарных людей тяготеющих к власти, становится только больше и кто знает, что нас ждет в будущем. У многих людей из нашего поколения складывается впечатление, что только при наличии власти в любом ее проявлении, можно добиться всего что хочешь. У нас, как и в начале 20 века идет пропаганда по всем средствам массовой информации. Только в прошлом веке пропаганду вели вожди в пользу своих убеждений и их были единицы, а сейчас нам вбивают в головы, что власть приведет к спеху, к красивой жизни, и это уже не единичный случай, а массовость. Все стремятся подняться по карьерной лестнице, любыми путями, не взирая не на какие преграды, даже на людей. Забываются такие понятия как дружба, преданность, над этим возвышается предательство.

Но и к этому привели исторические события. У нас в стране во времена перестройки, тоже была тяжелая экономическая ситуация. Людям было тяжело и физически и психологически. Родители беспокоились о будущем своих детей. И у многих людей сработал инстинкт самосохранения и наживы, кто наворовал, тот лучше живет. С тех пор и повелось. Так что на все события, есть своя психологическая история.


Литература

1. Шкуратов В.А. « Историческая психология». Москва, 1997 г.

2. Самойлов Э.В. « Общая теория фашизма»

3. П. Левенберг - Каталог психических отклонений поколений.

4. К. Маннгейм - Психологические предпосылки нацистского режима Германии.

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

  • Вводный урок бесплатно ;
  • Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных);
  • Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50);
  • Более 10 000 довольных клиентов.
  • Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем - от 600 рублей , с носителем языка - от 1500 рублей

Тоталитарный режим - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества, используя при этом принудительные средства воздействия.

Тоталитаризм возник в XX веке и был исследован в трудах Ханны Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951), Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Фридрих и Бжезинский выделили 6 признаков тоталитаризма:

1) одна единственно верная идеология (в случае СССР - коммунизм);

2) одна партия во главе с харизматическим лидером;

3) партийный контроль над СМИ;

4) партийный контроль над вооруженными силами;

5) массовый террор;

6) централизованное бюрократическое управление экономикой.

Предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР.

В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные. Экономические:

1) исторически сложилось так, что значительная часть экономики принадлежит государству, велика доля государственного капитализма. Из этого вытекает широкое вмешательство государства в экономику и жесткий контроль сверху. Отсутствовало фритредерство;

2) форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы.

Политические:

1) отсутствие демократических традиций. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал особый тип политической культуры – подданнический тип. Пренебрежительное отношение к закону сочетается с покорностью населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти;

2) изменения в составе партии (наплыв в нее мелкобуржуазных элементов и низкий образовательный уровень коммунистов);

3) усиление органов исполнительной власти и укрепление силовых структур государства.

Социокультурные:

1) революция произошла в среднеразвитой стране, где большинство населения составляло крестьянство. Пополнение рабочего класса шло за счет выходцев из крестьян. Таким рабочим была свойственна мелкобуржуазная идеология, «тоска» по сильной личности;

2) низкий уровень общеобразовательной и политической культуры населения, а также материального благосостояния общества;

3) СССР долгое время развивался в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться «образ врага». В этой обстановке требовалась крайняя мобилизация, что исключало какие-либо демократические начала;

4) Развитие коммуникаций, а именно связи – усовершенствование телефонной связи, радио, появление телевидения - способствовали «насаждению» идеологии;

5) личные качества И.Сталина.

1) Октябрь 1917-1929 - предтоталитарный режим, складывается тоталитарная система, накопление опыта террора.

2) 1929-1953. апогей - 2 пол. 30-х, потом перерыв на войну и пик; январь 1934 г. – XVII съезд ВКП (б) – «съезд победителей», 1929 г. – формирование культа личности, связано с юбилеем Сталина, мощный репрессивный аппарат – показатель зрелости тоталитаризма.

3) 1953-1991 - стагнация и крушение.

Периодизация и этапы становления (кто-то 3, кто-то 4) – 4:

1. 17/21 – накопление элементов тоталитарного режима, его становление;

2. 1-ая пол. 30-х гг. – утверждение тоталитарного режима;

3. 2-ая пол. 30-х гг. – апогей

4. с 1945 – развитие по нисходящей – кризисы.

К нач. 20-х гг. – 1 партийная система. («из партии сделать орден Меченосцев» - Сталин). Передача властных функций от советов (орган высшей госвласти – съезд советов по конституции, де-факто выполняет совещательно-хозяйственные функции) к партийным органам – подминают под себя госаппарат. В марте 1921 на Х съезде – резолюция о единстве партии, запрет фракц+й – партия должна быть едина и монолитна. С 1923 – платформа 46, 1925/26 новая оппозиция – Каменев, Зиновьев, Крупская, Сокольников (нарком финансов) – вопрос о снятии Сталина с поста генсека. Затем августовский блок, кот-ый объединил все оппозиционные силы (Троцкий + Зиновьев) – проект платформы большевиков-ленинцев: Положение в партии: нарушение партийной демократии, коллективного рук-ва и демократического централизма: Полбюро ЦК отправляет свои доклады и решения нижестоящим органам + отсутствие в партии дискуссий(раньше журнал «Известия ЦК») + верхушка захватывает власть – Сталин – система централизма. + Троцкий в работе «Новый курс» - назвал его термидором с бюрократическим центризмом и выступил против НЭПа, развития кооперации, за усление позиции рабочего класса и приоритет тяжелой промышленности.

В окт. 1927 Троцкого с Зиновьевым исключили из ЦК, затем из партии. ХV съезд партии (нояб. 1927.) – оппозиция – отдельным вопросом, как меньшевистская. Из партии 100 человек, Троцкий в Алма-Ату, оппозиционеры каялись, но были и упорные (Христиан Раковский) – считались левыми за определенный максимализм. В их разгроме прняли деятельное участие Бухарин, Рыков (глава СНК), Томский (глава профсоюзов), НО Сталин не хотел иметь рядом с собой сильные фигуры и встав на левые позиции обозвал их всех «правой оппозицией». В 1929 году из политбюро исключен Бухарин + не редактор Правды, в 30-ые гг. правые каялись и просились обратно на ответственные посты, в партию их вернули но по мелочи, затем станут жертвами репрессий

С осени 1929 года партия стала единой, оставались лишь подпольные группы.

Формирование идеологии чрез монополию в печати – Труды Ленина (3 собрания сочинений) + Сталин, спецучреждения для создания идеологии - Истпарт, Красная профессура (Бухарин), Политпросвет (Крупская) – пропаганда + институт Марксизма-Ленинизма, НО только в армии и в городе. Нет тотального господства марксизма.

Партия едина – нужен вождь – в 1926 году Дзержинский в письме к Куйбышеву – Сталин «похорнщик революции», но во второй половине 20-х не обладает всей полнотой власти. Впервые назван вождем на свое 50-летие 21 декабря 1929 года. В 20-ые гг. большое кол-во общественных организаций (во второй половине 20-х около 5 тыс.) комсомол, профсоюзы + общества долой неграмотность, борьбы с алкоголизмом и др.

В плане террора – в годы ГВ формирование институтов тоталитаризма: диктатуры пролетариата + репрессивные органы, однако в годы НЭПа некое смягчение и упорядочивание, создание ОГПУ, к ним относятся ряд лагерей (СЛОН – у нас на Вишере - филиал). Репрессии с 27 года на хлебозаготовках, против белогвардейцев – после убийства полпреда Волкова (или Войкова?) и Шахтинское дело (Донбасс) – 53 человека, 5 приговорены к расстрелу. Постепенно – складывание социалистической экономики, НО деревня единоличная и сохранение частного сектора.

В ЦЕЛОМ – к концу 20-х гг. складывается только ряд элементов тоталитаризма, других еще нет или в зачаточном состоянии.

Установление тоталитарного режима в России

Российская революция 1917 - 1921 гг. стала началом революционной волны, рожденной первой мировой войной. Большевики, пришедшие к власти в России, отвергли национализм правого крыла социал-демократии. Считая себя авангардом пролетариата, они выступили за создание нового, рабочего государства. Большевики провозглашали в качестве конечной цели построение свободного общества самоуправления, но разделяли социал-демократические представления о пути к нему через централизованное государство, которое должно было работать как монополия, служащая интересам всего общества. При этом они действовали жестко авторитарными методами принуждения "несознательных и колеблющихся" масс, полагая, что строительство социализма возможно только под руководством революционной власти. В. И. Ленин считал, что "не только у нас, в одной из самых отсталых капиталистических стран, но и во всех других капиталистических странах пролетариат все еще так раздроблен, так принижен, так подкуплен кое-где..., что поголовная организация пролетариата диктатуры его осуществить непосредственно не может. Диктатуру может осуществлять только тот авангард, который вобрал в себя революционную энергию класса". Отрицая, что большинство трудящихся способно в рамках старого общества "выработать в себе полную ясность социалистического сознания", он утверждал, что "только после того. как авангард пролетариата... свергнет эксплуататоров, подавит их, освободит эксплуатируемых от их рабского положения", возможны "просвещение, воспитание, организация" масс, "превращение их в... союз свободных работников".

Большевики разделяли общий для большинства социал-демократов начала ХХ века индустриалистско-технократический взгляд на общество. По словам немецкого левого коммуниста О.Рюле, "в Ленине с большой ясностью проявилось господство машинного века в политике; он был "техником". "изобретателем" революции, представителем всемогущей руководящей воли... Он никогда не научился понимать предпосылки освобождения трудящихся. Авторитет, руководство, сила, с одной стороны, и организация, кадры, подчинение, с другой, - таков был ход его мыслей". Немецкий революционер оценивал большевизм как "механистический метод", который "стремится в качестве цели социального порядка к автоматической координации технически обеспеченной приспособляемости и к наиболее эффективному тоталитаризму"38. Авторитарность большевизма не только продолжала определенные традиции европейской социал-демократии, но и отражала некоторые специфические черты российской действительности. Общество России оставалось еще в значительной мере докапиталистическим. Общинная структура деревни, в которой жило подавляющее большинство населения, и традиционно-коллективистская психология в условиях самодержавного царского режима "восточно-деспотического" типа совмещали в себе черты как солидарности, социальной автономии и взаимной помощи, так и авторитарности, иерархии и безусловного подчинения "низов" - "верхам", а индивидуального, личного - целому.

Само революционное движение в России несло в себе сильный авторитарный заряд в виде представления об интеллигентском руководстве, сознающем общие интересы и действующим на общее благо. В отделении себя от народа сочетались две стороны, как подметил бывший "легальный марксист" С. Булгаков: "В своем отношении к народу, служение которому своею задачею ставит интеллигенция, она постоянно и неизбежно колеблется между двумя крайностями, - народопоклонничества и духовного аристократизма. Потребность народопоклонничества в той или другой форме (в виде ли старого народничества..., или в новейшей, марксистской форме...) вытекает из самых основ интеллигентской веры. Но из нее же с необходимостью вытекает и противоположное, - высокомерное отношение к народу, как к объекту спасительного воздействия, как к несовершеннолетнему, нуждающемуся в няньке для воспитания к "сознательности", непросвещенному в интеллигентском смысле слова".

Большевистская партия объявляла себя "рабочей", но в действительности была инструментом той части революционно настроенных интеллигенции и средних слоев, которая считала себя элитарным авангардом общественного прогресса и была недовольна "старческим склерозом" царской империи. Ее роль и стремления точно охарактеризовал участник русской революции анархист П.Аршинов: "Этот элемент всегда зарождался и вырастал на почве распада старого строя, старой системы государственности, производимого постоянным движением к свободе порабощенных масс. Благодаря своим классовым особенностям, своим претензиям на власть в государстве он в отношении отмирающего политического режима занимал революционную позицию, легко становился вождем порабощенного труда, вождем революционных движений масс. Но, организуя революцию, ведя ее под флагом кровных интересов рабочих и крестьян, этот элемент всегда преследовал свои узкогрупповые или сословные интересы и всю революцию стремился использовать в целях утверждения своего господского положения в стране".

Западные левые коммунисты отмечали не случайное сходство стремлений этой социальной группы в России и части технократии и интеллигенции в Западной Европе 20-х - 30-х гг. Огромное влияние на мироощущение российских большевиков оказали и условия подполья, в которых им пришлось действовать при царском режиме. Такое настроение образно описал Ленин в брошюре "Что делать?": "Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки. Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем". Чтобы эффективнее бороться с деспотическими механизмами самодержавия, последователи Ленина создали - наряду с массовыми партийными организациями - жестко централизованные, кадровые структуры, состоящие из профессиональных революционеров-руководителей, и тем самым как бы заимствовали у противника его оружие. Эта позиция отразилась в построении и самопонимании большевистской партии, в ее представлении о пути к социализму в России, которую она считала отсталой.

До апреля 1917 г. в партии господствовало убеждение, что социализм в России станет возможен только после дальнейшего развития капитализма, путь которому должна была открыть буржуазно-демократическая революция. Большинство лидеров не сразу поддержало мнение В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого о возможности непосредственного "перерастания" такой революции в социалистическую. Но и после этого большевистская теория была не в состоянии убедительно объяснить, как от решения непосредственных задач перейти к осуществлению долгосрочных социалистических целей. С одной стороны, Ленин в брошюре "Государство и революция" описал "диктатуру пролетариата" как постепенное развитие органов территориального и производственного самоуправления при отмирании государства. С другой, он вел речь о власти революционной партии при государственно-капиталистической экономической системе, вдохновленной военным хозяйством кайзеровской Германии - "военным социализмом", который, как показывают ленинские статьи 1917 г., произвел на большевиков огромное впечатление как полная "материальная подготовка социализма".

Столкнувшись с неспособностью русского царизма и капитала осуществить широкомасштабную индустриализацию страны, которая, по мысли большевиков, только и создавала основу для социализма в России, Ленин фактически предложил партии взять на себя эту роль. Он исходил из того, что "российская революция, "коммунистическая" по своим целям, будет "буржуазной", с точки зрения материальных потребностей исторической ситуации. Большевистско-коммунистической партии предстояло взамен слабой русской буржуазии... создать механизмы государственного принуждения, с помощью которых Российская империя превратилась бы в гигантскую многонациональную индустриальную стройку...".44 Иными словами, "пролетарской диктатуре" пришлось бы решать, в первую очередь, задачи буржуазной модернизации. Большевики, будучи субъективно социалистами, объективно открывали путь индустриально-капиталистическим отношениям.

Социальная революция в России 1917 - 1921 гг. представляла собой мощный подъем движении трудящихся и их самоорганизацию в различных формах (Советов, фабрично-заводских комитетов, профессиональных объединений, коммун, крестьянских комитетов, кооперативов и т. д.), к захвату фабрик, заводов и земли, к социализации производства и другим преобразованиям снизу. После свержения буржуазного Временного правительства в октябре 1917 г. в стране на несколько месяцев установилось своеобразное равновесие сил между трудовыми массами и новой властью. С одной стороны, действовали органы самоуправления трудящихся, требовавших социализма. С другой, существовало большевистское правительство. Его программа вначале "не предусматривала непосредственной экспроприации капиталистов", предложенные им меры (всеобщее введение рабочего контроля при сохранении частной собственности, национализация банков и земли, постепенное огосударствление монополизированных отраслей при сохранении смешанной экономики) "не означали качественного переворота в социальной структуре российской экономики". Но бурное развитие революционной инициативы трудящихся заставило считаться с собой новые власти, которые под их давлением шли в проведении преобразований дальше, нежели полагали вначале. Часто "верхам" приходилось просто санкционировать экспроприации, уже осуществленные "снизу". В то же время, пролетарским и крестьянским организациям, несмотря на размах революционного движения, не удавалось наладить между собой прямые взаимосвязи, независимые от государства. Самоуправляющиеся фабрики и заводы работали нескоординировано, без капиталистов, но по-старому. Развитых революционно-синдикалистских структур, которые могли бы подготовить трудящихся к управлению производством и сразу после свержения буржуазной власти организовать его на социалистических началах, не существовало. Немецкий анархо-синдикалист А. Сухи, посетивший Россию в 1920 г., отмечал: "Контроль над промышленностью, которого добивались рабочие в октябре 1917 года, в конце концов окреп настолько, что превратился во власть на предприятиях. Но захват предприятий рабочими - это только негативная сторона дела, позитивная сторона - это управление.

Отсутствие... каких-либо предназначенных для этого (негосударственных, - В.Д.) организаций привело к тому, что рабочие, которые... были знакомы только с капиталистическим способом хозяйствования, сохранили его идею и продолжали вести хозяйство в капиталистическом духе. Поскольку они взяли фабрики в свои руки, то сами встали на место частных собственников... Отныне они просто делили полученную прибыль между собой". Сохранение конкуренции между предприятиями, отсутствие механизмов удовлетворения потребностей через самоорганизацию снизу, работа каждого завода на свой страх и риск усиливали экономическую неразбериху, что, в свою очередь, давали большевистской власти повод ликвидировать самоуправление в промышленности и огосударствить ее.

Решительные шаги в этом направлении были предприняты в условиях гражданской войны, когда правительство постепенно осуществило такие меры, как широкая национализация при одновременном введении единоначалия в управлении хозяйством, внедрение системы назначенства, установление трудовой повинности, восстановление сверхурочного труда (отмененного раннее декретом о восьмичасовом рабочем дне), отмена эгалитарной оплаты труда, введение сдельщины и иерархической шкалы 27 зарплатных категорий, а также жестких наказаний за опоздание на работу, полное подчинение профсоюзов государству, разгон потребительской кооперации и т. д. В условиях диктатуры и отсутствия гражданских свобод происходило "умирание" Советов. Шаг за шагом элементы нового, самоуправляющегося общества были уничтожены властью, а общественная, экономическая и политическая жизнь в значительной мере огосударствлена.47 Был установлен однопартийный режим. Правительству удалось подавить сопротивление авторитаризму, антиолигархические и антибюрократические выступления за "третью революцию" (махновское движение, кронштадтскую коммуну 1921 г. и др.).

Режим "военного коммунизма" был введен как система чрезвычайных мер в ситуации гражданской войны. "Нужно, однако, признать, - оговаривался Троцкий, - что, по первоначальному замыслу, он преследовал более широкие цели. Советское правительство надеялось и стремилось непосредственно развить методы регламентации в систему планового хозяйства, в области распределения, так и в сфере производства. Другими словами: от "военного коммунизма" оно рассчитывало постепенно... придти к подлинному коммунизму".

По справедливому замечанию современного российского историка С.А.Павлюченкова, "в действительности военный коммунизм был оригинальной российской моделью немецкого военного социализма или госкапитализма... Как система экономических отношений он был аналогичен немецкому госкапитализму, лишь с той существенной разницей, что большевикам удалось провести ее железом и кровью, "варварскими средствами", при этом плотно окутав пеленой коммунистической идеологии... Сравнительный анализ исторического опыта двух стран подтверждает общую закономерность возникновения системы военного коммунизма". Если в Германии государственная диктатура осуществлялась в рамках компромисса с различными социальными слоями, то в России "сложилось так, что внедрить государственную диктатуру оказалось труднее, и для этого естественным течением вещей к делу были призваны иные, радикальные политические силы". Поэтому "здесь была предпринята попытка использовать ее более масштабно, как инструмент перехода к новому общественному строю".

В социальном отношении это была диктатура верхушки революционной интеллигенции, считавшей себя авангардом общества - режим, по своему положению сравнимый с якобинской диктатурой в период Великой Французской революции или с господством управленческой технократии в ХХ веке. По оценке Ленина, получалась "самая настоящая "олигархия". Ни один важный политический и организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии".50 В то же время, большевистская власть в этот период еще утверждала, что она является временной, своего рода "воспитательной диктатурой"51, которая отомрет, как только будет преодолена "историческая отсталость" и массы окажутся достаточно зрелыми и способными для коммунистического самоуправления. Конечно, это время отодвигалась в неопределенную даль, но все это еще придавало режиму некую двойственность. Многие общественные сферы (например, культура, частично - духовная жизнь) оставались вне непосредственного государственного диктата. В самой большевистской партии сохранялись различия во мнениях и практика широких дискуссий. Но дух самоорганизации и независимой социальной инициативы снизу удушался. Как замечал О.Рюле, "когда Ленин после успеха революции, совершенной Советами, рассеял это движение (Советов, - В.Д.), вместе с ним исчезло все то, что было пролетарским в российской революции. Буржуазный характер революции выступил на первый план и нашел свое естественное завершение в сталинизме"52. Для управления громоздким государственным и хозяйственным механизмом потребовалась многочисленная иерархия профессиональных чиновников-управленцев. За время "военного коммунизма" бюрократия выросла в мощный, разветвленный, самовоспроизводящийся общественный слой, сросшийся с частью революционной верхушки; стали складываться функционально-корпоративные, ведомственные и региональные группировки. Именно с этой стороны "революционную олигархию" ожидал удар. Сбылось то, о чем предупреждал итальянский анархист Э. Малатеста, писавший в 1920 г. : "Ленин, Троцкий и их товарищи... готовят правительственные кадры, которые будут служить тем, кто придет позднее, чтобы присвоить революцию и удушить ее. Так повторяется история - диктатура Робеспьера отправляет на гильотину его самого и открывает дорогу Наполеону".

Введение в 1921 г. "новой экономической политики" привело к еще большему усилению бюрократизации. Государственный контроль над жизнью общества не ослаблялся, а видоизменялся. Сущность НЭПа состояла в сочетании государственного и частного капитализма в целях экономического восстановления при сохранении и даже ужесточении партийной диктатуры, подавлении внутрибольшевистской оппозиции, закреплении однопартийности, назначенства и единоначалия в экономике. Механизм коррупции и система личных связей сращивала аппаратчиков с нэповской буржуазией. С другой стороны, противоборствующие группы в партийной верхушке в борьбе за власть опирались на усилившиеся бюрократические структуры. В результате стал формироваться социальный слой номенклатуры со своим самосознанием. Количество освобожденных функционеров в РКП(б) увеличилось с 700 человек в 1919 г. до 15325 в августе 1922 г. (большинство из них было назначено через Секретариат ЦК во главе с генсеком И. Сталиным). Общее число служащих в партийном, государственном, профсоюзном, кооперативном и иных аппаратах в 1924 г. превысило полтора миллиона человек.

Большевистские представления о пути к социализму через усиление государства были для собственных притязаний бюрократии лишь маской. Развернувшийся "процесс состоял в бурном росте партийного и государственного аппарата власти и в его возрастающих претензиях на то, чтобы управлять страной. Он был вызван объективно теми преобразованиями в общественной структуре, которые проводил... сам Ленин, декретируя и осуществляя огосударствление и централизацию, создавая монополию одной - правящей - партии. Перед лицом этого процесса ленинская гвардия... вдруг оказалась хрупким плотом на гребне вздымавшейся волны. Это была волна рвавшихся к власти и выгодным постам нахрапистых карьеристов и мещан, наскоро перекрасившихся в коммунистов. Их напористая масса жаждала, вопреки представлениям Ленина, стать слоем "управляющих"", - пишет историк М. Восленский.

НЭП увеличил роль и функции бюрократических аппаратов. Новый общественный слой, поднявшийся в период революции и присвоивший себе ее плоды, стремился теперь к неограниченному господству и оттеснению от власти сторонников "воспитательной диктатуры". Здесь уместна параллель с термидорианским переворотом в Великой Французской революции. Разница была, однако, в том, что в России "термидор" растянулся на несколько лет. Внутри авторитарно-бюрократического режима продолжалась острая борьба за власть, одна верхушечная коалиция сменяла другую, но все более укреплялась та группировка, которая имела наибольшую опору в аппарате, - группа Сталина.

Социалистический потенциал российской революции не был реализован. Уже в 1924 г. британская левая коммунистка С Панкхерст отмечала: "...Рабочие остались наемными рабами, крайне бедными, работающими не по свободной воле, а под давлением экономической нужды. Они удерживаются в подчиненном положении принуждением то стороны государства". Новые правители страны - "пророки централизованной эффективности, трестирования, государственного контроля и дисциплинирования пролетариата в интересах роста производства".

Политика "расширенного НЭПа" позволила несколько поднять производство, частично успокоить массы благодаря появлению продуктов в магазинах и росту заработков. Если в 1922/1923 гг. реальные заработки российских рабочих в промышленности составляли 47,3% от уровня 1913 г., то в 1926/1927 гг. они были на 8,4%, а в 1928/1929 гг. на 15,6% выше, чем до войны, при том, что рабочее время было короче на 22,3%. За счет усиленного расслоения крестьянства были укреплены позиции имущих слоев в деревне (в 1925 г. по существу отменено важнейшее положение революционного Декрета о земле, которое запрещало использование наемного труда в сельском хозяйстве и сдачу земли в аренду). Но улучшения оказались неустойчивыми. По словам левого эсера И. Штейнберга, большевизм колебался между двумя полюсами: "Он знает или военный "коммунизм" периода войны или капиталистический нэповский "коммунизм" эпохи мира. Но он отказывается от третьего пути социалистической революции - демократической и социалистической самоуправляемой республики Советов".

К концу 20-х гг. кризис НЭПа проявился в диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством и между отдельными отраслями, в стагнации роста реальных заработков, увеличении инфляции, безработицы и обнищании широких слоев населения. Обострение социальной дифференциации вело к усилению недовольства в стране, к забастовкам. Задачи, которые ставил перед собой режим, нельзя было решить в рамках существовавшей политической и экономической модели: "социалистическое первоначальное накопление" (в действительности, первоначальное накопление капитала) было невозможно осуществить за счет внешних ресурсов. В странах Запада, заявлял Сталин, тяжелая промышленность создавалась "либо при помощи крупных займов, либо путем ограбления других стран... Партия знала, что эти пути закрыты для нашей страны... Она рассчитывала на то, что... опираясь на национализацию земли, промышленности, транспорта, банков, торговли, мы можем проводить строжайший режим экономии для того, чтобы накопить достаточные средства, необходимые для восстановления и развития тяжелой индустрии. Партия прямо говорила, что это дело потребует серьезных жертв и что мы должны пойти на эти жертвы открыто и сознательно...".

В условиях, когда в деревне сохранялась крестьянская община, а большая часть сельских жителей вела полунатуральное хозяйство, потребляя почти столько же, сколько производила, нельзя было ни выжать из большинства населения средства для индустриализации, ни обеспечить ее рабочими руками. Между тем, с созданием тяжелой промышленности связывались не только решение внутренних проблем, но независимость и мощь государства, а, значит, стабильность власти и привилегий правящего слоя. "Ты отстал, ты слаб - значит, ты неправ, стало быть, тебя можно бить и порабощать. Ты могуч - значит, ты прав, стало быть, тебя надо остерегаться. Вот почему нельзя нам больше отставать", - эту империалистическую логику исповедовал вождь номенклатуры.

Опираясь на поддержку бюрократии, Сталин осуществил в 1929 г. "великий перелом" и единолично захватил власть. За этим последовало установление тоталитарного режима. Сталинский "брюмер", явившийся как бы продолжением "термидора", произошел не в ходе какого-либо одномоментного акта и формально без разрыва преемственности, поскольку для поддержания легитимности собственного правления те, кто стоял у власти, продолжали ссылаться на авторитет Ленина, революцию 1917 года и большевистскую диктатуру. В отличие от фашистских режимов, выросших из массовых тоталитарных движений, сталинская диктатура была установлена "сверху" в результате эволюции большевиствской власти и затем приступила к созданию тоталитарных механизмов на основе перетряхивания и реорганизации уже существовавших авторитарных институтов большевизма - партии, огосударствленных профсоюзов, молодежных, женских и т. п. организаций. Все они превращались в элементы тоталитарной структуры, в приводные ремни сталинского государства. Иными словами, если фашизм вводил свое движение в государство, то сталинизм трансформировал партию и другие организации авторитарного режима в государственные институты. Относительной свободе внутрипартийных дискуссий, то есть легальному отстаиванию групповых интересов окончательно пришел конец.

В ходе коллективизации была уничтожена крестьянская община. На любые коллективы переносились деспотические, псевдообщинные принципы патернализма, круговой поруки и почти полного удушения какой-либо независимой индивидуальной или групповой инициативы. "Общественные" институты режима превратились в инстанции для решения всевозможных человеческих проблем, включая самые интимные. На этом обезличенном коллективизме строилась вся система воспитания. По меткому замечанию немецких исследователей, "социальные функции крупных советских предприятий были частично теми же, что у деревни и общины" - обеспечение жильем, снабжение продуктами, организация культурной жизни, отдыха и свободного времени.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

1. Кризис власти и первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма СССР (1945 – начало 60-х гг. XX в.) Период с 1945 по 1964 г. в истории Советского государства можно разделить на две части:– первое послевоенное десятилетие (с сентября 1945 по март 1953 г.),

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Кризис режима Одним из наиболее ярких проявлений кризисного состояния режима в последние годы жизни Сталина была усилившаяся борьба за власть между его ближайшими сотрудниками. После войны и в немалой степени в связи с болезнью Сталина Политбюро ЦК ВКП (б) фактически

Из книги Интеллигенция на пепелище родной страны автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Установление коммунистического режима в Румынии Сразу после событий 23 августа 1944 г. вопрос о приходе к власти компартии еще не стоял открыто на повестке дня. На своем пути к власти коммунистам с самого начала пришлось преодолеть три важных препятствия. Во-первых, у них

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЖИМА ГЕРЦОГА АЛЬБЫ Герцог АльбаДаже те небольшие уступки, которые сделала Маргарита Пармская оппозиционерам, показались испанскому королю излишними. А поэтому летом 1567 г. в Нидерланды вступили войска герцога Альбы.Фернандо Альварес де Толедо, герцог

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

16.3. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И.В. Сталина Борьба за власть среди лидеров большевистской партии началась еще в последние годы жизни В.И. Ленина. Ввиду болезни с конца 1922 г. он фактически отошел от руководства партией и

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§1. Установление российского оккупационного режима В результате осуществленной Советской Россией интервенции в феврале-марте 1921 годаправительствоДемократической республики Грузия было свергнуто и установлен российский оккупационный режим.Исходя из своих

Из книги Неудавшаяся империя: Советский Союз в холодной войне от Сталина до Горбачева автора Зубок Владислав Мартинович

Установление оккупационного режима Судя по документам, советские власти начали верстать планы по оккупации Германии в 1943 г., еще до того, как первый советский солдат ступил на землю Восточной Пруссии. Впрочем, по понятным причинам эти планы носили достаточно

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

1.3. Установление нового трудового режима В годы войны к выполнению как промышленных, так и военно-технических работ привлекалось практически все трудоспособное население страны. Принятый в феврале 1942 г. указ Верховного Совета СССР предусматривал мобилизацию мужчин от 16

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 9. КРАХ ТОТАЛИТАРНОГО КОММУНИСТИЧЕСКОГО РЕЖИМА § 1. Истоки «перестройки» М. С. ГорбачеваПоложение в стране в 70–80-е гг. В 70-е гг. советская экономика все больше отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню, показателям

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Установление оккупационного режима на территории Украины Будущее «освобожденных» территорий Востока постоянно дискутировалось в высших эшелонах гражданского управления оккупированными областями. Передача Галиции в состав Генерального Губернаторства вызвала

Из книги Черная книга коммунизма автора Бартошек Карел

Никарагуа: провал тоталитарного плана Никарагуа - маленькое государство в Центральной Америке, приютившееся между Сальвадором и Коста-Рикой, с устойчивыми традициями кровавых политических потрясений. В течение нескольких десятилетий власть в стране удерживало

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава IX ЗАХВАТ ФИЛИППИН СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ И УСТАНОВЛЕНИЕ КОЛОНИАЛЬНОГО РЕЖИМА (1899–1916) НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ВОЙНА 1899–1901 гг.День 4 февраля 1899 г. вошел в историю Филиппин как начало войны с Соединенными Штатами. Едва родившаяся Филиппинская республика вступила

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Глава 15. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД ГОСПОДСТВА ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА (1929-1938

Из книги Кровавый век автора Попович Мирослав Владимирович

Тоталитаризм - это политический режим, основанный на полном (тотальном) политическом, экономическом, идеологическом подчинении общества и человека власти, всеобъемлющем контроле государства над всеми сферами жизни общества.

Предрасположенность России к тоталитаризму коренилась в ее прошлом, в том, что процесс модернизации и связанный с нею революционный взрыв происходили в стране, где деспотический режим и централизованная бюрократия управляли системно не упорядоченным обществом.

Октябрьский переворот 1917 г. стал началом становления тоталитарного режима. Создание единого центра власти в виде господствующей партийной элиты явилось непременным условием тоталитаризма. Террор, пропаганда, манипуляция массами - главные инструменты, с помощью которых тоталитарный режим обеспечивает лояльность и подчинение. В центре тоталитарной организации - вождь, который отделяет себя от остальной политической элиты ближним кругом лиц, чьей задачей становится создание ауры таинственности, священнодействия и магии власти. Оформляется система - партия-государство. Власть в тоталитарном обществе покоится на тотальной мощи организаций и учреждений, главные из которых - карательные органы и партийно-идеологический аппарат.

Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР: а) низкий социально-экономический и культурный уровень масс. Свыше половины взрослого населения России было неграмотным. К 1936 г. среди рабочих было 4 млн человек неграмотных и 3 млн малограмотных. Малообразованные люди слабо интересовались политическими процессами и общественной жизнью; б) характер правящей партии и отсутствие оппозиции. Гражданская война привела к окончательному установлению однопартийной системы и господству единой марксистско-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы и классовой непримиримости; политическая оппозиция была уничтожена; в) бюрократизация государственного и партийного аппарата. Огосударствление экономики резко усилило роль и полномочия управленцев, которые превратились в распорядителей коллективной собственности; г) необходимость преодоления технико-экономической отсталости при отсутствии внешних источников накопления послужило одной из причин чрезвычайной мобилизации материальных сил и ресурсов. Атмосфера капиталистического окружения, нагнетание военной угрозы, жизнь в ожидании постоянной опасности и неотвратимости войны сказывалась на моральном состоянии общества. В этой ситуации люди готовили себя к лишениям, преодолению трудностей, самопожертвованию, они поддерживали политику партии, направленную против тех, кто мешал строить социализм.

Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов составили сущность политического режима 30-х гг., который приобрел форму

режима личной власти - культа личности. Пирамида высших руководителей ВКП(б) и советского государства замыкалась на Генеральном секретаре И.В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Сталинский режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы жизни общества. В ее основе лежал крайне упрощенный марксизм-ленинизм.

Массовые репрессии. Составной частью сталинского режима были террор и репрессии. Форсированная индустриализация и ускоренная коллективизация должны были опираться на внеэкономическое принуждение, выражавшееся в массовом терроре и создании политико-идеологической и социально-психологической атмосферы для всеобщего трудового энтузиазма. Массовые репрессии были обусловлены обшей репрессивной природой советского режима, стали одним из средств создания тоталитарного государства.

Целью организаторов политических процессов было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить народ в необходимости «закручивания гаек», установления полного (тотального) контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях возможно было развитие и укрепление диктатуры партии и ее вождя.

В начале 30-х гг. сталинской системе попытались противостоять немногочисленные и к тому времени уже не представлявшие серьезной угрозы режиму антисталинские группировки: 1930 г.- группа С.И. Сырцова и В.В. Ломинадзе; 1932 г.- группа А.П. Смирнова, Н.Б. Эйсмонта, В.Н. Толмачева, а также группа М.Н. Рютина. Сталин расправился со всеми, однако на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. он получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (оглашенные результаты были сфальсифицированы счетной комиссией). Позже 1108 человек из 1966 делегатов этого «съезда победителей» были репрессированы.

После убийства С.М. Кирова в декабре 1934 г. Сталин получил повод для развертывания широкомасштабных репрессий. В 1935 г. Зиновьев и Каменев были осуждены на 10 лет как нравственные пособники убийства Кирова. Они же стали главными обвиняемыми на открытом процессе летом 1936 г., где были приговорены к смертной казни. В годы «большого террора» продолжилась расправа над бывшими лидерами внутрипартийной оппозиции - Бухариным, Рыковым, Пятаковым, Радеком и другими. В январе 1937 г. и в марте 1938 г. были организованы соответственно Второй (Пятакова-Радека) и Третий (Рыкова-Бухарина) процессы.

В 1937-1938 гг. террор обрушился на Красную Армию. М. Тухачевский, И. Уборевич, И. Якир, В. Блюхер и другие крупные военачальники были обвинены в шпионаже, подрыве боевой мощи Красной Армии и казнены. Было расстреляно или брошено в лагеря, по разным оценкам, от 10 до 40 тыс. командиров. Сталин уничтожал старую гвардию, героев гражданской войны (и «героев» кровавого подавления восстаний кронштадтских моряков и тамбовских крестьян), потому что ему нужна была послушная его воли армия.

Репрессии затронули партийные, советские, хозяйственные кадры, представителей творческой интеллигенции практически всех республик. Террор нанес большой урон стране и обществу. Но Сталин построил социализм и создал партию, о которой он мечтал - «орден меченосцев». При этом массовый террор второй половины 30-х гг. шел под лозунгом расширения демократии. Завершение строительства социализма стало завершением строительства общества, которое принимало слова Вождя за реальность и отвергало реальность, живя в ней. Вторым советским гимном становится «Песня о Родине», в которой звучали слова - «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Все это ярко отражало противоречия тогдашней советской действительности.

Общественный строй, сложившийся в СССР к концу 30-х гг., имел следующие характерные черты: стирание границы между государством и обществом; контроль над обществом и личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; тенденция к распространению вовне советских идей и порядков.

1930-е годы годы установления тоталитарного режима в СССР.

4.1. Признаки тоталитарного режима:

- В политической сфере : полное господство одной партии, слияние партийного и государственного аппарата; культ национального вождя; главный метод управления – насилие, включая массовые репрессии; отсутствие реальных прав и свобод граждан; агрессивная внешняя политика.

- В экономической сфере : тенденция к установлению полного контроля государства за всеми отраслями экономики.

- В социальной сфере : создание массовых полудобровольных общест-венных организаций, охватывающих все возрастные группы и находящихся под полным государственным контролем.

- В духовно-культурной сфере : отсутствие гласности и свободы творчества; идеологизация всех сторон общественной жизни.

4.2. Особенности тоталитарного режима в СССР:

- Огромная роль идеологии и прежде всего идеи классовой борьбы, которая оправдывала репрессии по отношению к целым слоям населения.

- Возврат к идее сильной государственной власти (вместо идеи мировой революции) и имперской внешней политике (курс на восстановление границ бывшей Российской империи и на усиление ее влияния в мире).

- Особая массовость репрессий, причины : уничтожение потенциальных противников и их возможных сторонников; устранение населения; бюрократизация репрессий (стремление репрессивного аппарата доказать свою необходимость; отсюда выдумывание несуществующих заговоров); использование бесплатного труда заключенных во время форсированной индустриализации.

Хроника репрессий и наиболее известные политические процессы:

1929г . – «шахтинское дело» (обвинение инженеров-специалистов во вредительстве на шахтах Донбасса).

1934г. – убийство Кирова (на бытовой почве). Использовалось как повод для репрессий вначале против реальных конкурентов Сталина, а затем и против потенциальных противников режима.

Декабрь 1936г. принятие новой Конституции СССР (формально самая демократичная, но реально ее положения не действовали).

1936-1939гг. – массовые репрессии (пик приходится на 1937г.).

Август 1936г. – процесс Зиновьева-Каменева (левотроцкистский центр).

Январь 1937г . – процесс Пятакова-Радека.

Февраль-март 1937г. – Пленум ЦК ВКП(б) санкционирует упрощенный порядок судопроизводства по делам «врагов народа».

Лето 1937г. – первый Московский процесс о «военном заговоре» (Тухачевский, Егоров, Якир и др.).

Март 1938г. – процесс «правой оппозиции» (Бухарин, Рыков).

Лето 1938г. – второй Московский процесс о военном заговоре» (Блюхер и др.).

1938-1939гг. – массовые репрессии в армии: репрессировано около 40 тыс. офицеров (40%), из пяти маршалов трое; из пяти командармов 1-го ранга трое; из десяти командармов 2-го ранга десять; из 57 комкоров – пятьдесят; из 166 комдивов – 154; из 456 командиров полков – 401.

Общий итог репрессий : за годы правления Сталина пострадало до 4 млн. человек; установлен режим ничем неограниченной власти Генсека.

4.3. Особенности сложившейся в СССР системы власти:

- Идеологические отличия (в СССР господствовала теория классовой борьбы, а в Германии – теория национальной и расовой борьбы).

- Направленность репрессий (в СССР в основном против собственного населения (классовых врагов), в Германии – в основном против населения других стран и национальных меньшинств (евреи, цыгане, славяне).

- Роль государства в экономике (в СССР – полное огосударствление, в Германии – частичное).

- Во внешней политике (в германии – более агрессивная).

Формирование в СССР тоталитарного режима вписывалось в переживавшийся миром процесс быстрой структурной перестройки потребовавшей резкого усиления функций государства.