Виды контроля в образовательной организации. Контроль как функция внутришкольного управления

В целом управление многими такое же, как и управление несколькими.

Этот вопрос организации

Сунь-Цзы

Единой классификации видов внутришкольного контроля нет. В практике работы общеобразовательных учебных заведений наиболее распространенными являются следующие виды контроля:

По времени, осуществления:

1. Предварительный контроль - направлен на предупреждение возможных ошибок учителя в подготовке и проведении урока, воспитательного мероприятия, занятий кружка, изучении отдельных тем, разделов учебной программы.

Эта форма контроля используется в работе с молодыми и малоопытными учителями. Например, отдельным учителям трудно правильно спланировать урок (целесообразно выбрать тип урока, формы и методы работы с учениками, средства обучения и т.д.). Директор заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы проводят с такими учителями беседу, во время которой дают рекомендации по планированию урока.

Перед изучением сложной темы руководитель учебного заведения рекомендует молодым учителям или учителям, которые впервые выкладывают данную тему, предварительно поурочной разработать ее, подготовить работы контрольного характера и обсудить их с руководителем методического объединения. Это поможет избежать ошибок в работе учителей, положительно повлияет на результативность обучения.

2. Текущий, (оперативный) контроль - осуществляется непосредственно в процессе деятельности для предотвращения отклонений от установленных планов, нормативов, положений, программ, оперативного устранения недостатков. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения, сложившиеся в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится через определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги проделанной работы.

3. Заключительный контроль - осуществляется для обратной связи после окончания работы, например, в конце года. Объектом заключительного контроля результаты проделанной работы, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы предотвратить в будущем возможные ошибки.

По широте охвата объектов проверки:

1. Тематический контроль - это контроль за решением отдельных педагогических проблем. Он может преследовать разные цели: контроль за состоянием преподавания отдельных учебных предметов, за формированием национального сознания учащихся, развитием познавательной самостоятельности школьников, по организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке, осуществлением дифференцированного подхода к учащимся на уроках, за организацией проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, формирование у них интереса к учебе, за организацией учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня, за использованием межпредметных связей в процессе изучения учебных дисциплин и тому подобное.

Это могут быть такие, например, темы: "Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке", "Выполнение требований единого языкового режима", "Организация индивидуальной работы с учащимися», «Использование средств обучения и учебной техники в процессе изучения учебных дисциплин", " состояние преподавания информатики в школе "," О работе со способными и одаренными учащимися "," Организация кружковой работы в школе, работы факультативов, студий, секций "," Обеспечение преемственности в обучении и воспитании при переходе учащихся из начальной в неполную общеобразовательную школу "и др.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года и предусмотрен в годовом плане работы школы. Результаты этого контроля обсуждаются на педагогическом совете учреждения или обобщаются в приказах директора.

2. Фронтальный контроль используется для проверки в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей. Он включает проверку таких вопросов, как планирование учебного материала (календарное и поурочное), воспитательной работы с классом, работы кружка, проведение уроков, внеклассных мероприятий, участие в работе методического объединения учителей, в других формах методической работы, ведения школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, журналов работы групп продленного дня, кружка), организацию работы с родителями учащихся, оборудование класса кабинета.

Этот вид контроля проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, методическое объединение, службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Продолжительность фронтального контроля - 2-3 недели. Анализ его результатов может проводиться в виде беседы с учителем, рассматриваться на заседании предметного методического объединения учителей.

3. Смотровая контроль предусматривает ознакомление за короткий период с состоянием дел в учебном заведении (с профессиональным уровнем учителей, с работой над общеобразовательной проблемой и др.) Он используется в начале и в конце учебного года. Задача смотровой контроля состоит в выявлении нового, передового в практике работы учителей, а также тех трудностей, с которыми сталкиваются отдельные педагоги, и выработка мер по оказанию им практической помощи. Предметом проверки является состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебного оборудования.

По объектам контроля:

1. Персональный контроль применяется для оказания помощи отдельным педагогам, в частности молодым и малоопытным учителям, а также учителям, которые получили рекомендации по результатам аттестации.

Такой вид контроля позволяет выявить недостатки в работе учителя (например, в активизации познавательной деятельности учащихся, в организации индивидуальных занятий, воспитательной работы с учащимися, в соблюдении требований единого языкового режима, в использовании средств обучения и т.д.) и оказать ему необходимую методическую помощь.

Персональный контроль - это не одноразовое действие (проверил - оказал помощь). Руководитель учреждения указывает срок для исправления недостатков, осуществляет повторную проверку работы учителя.

2. Классно-обобщающий контроль предполагает изучение влияния различных учителей на учащихся одного класса. Руководитель учебного заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы в течение нескольких дней посещает все уроки в одном классе. Такой контроль, как правило, осуществляется в слабых классах. Цель его - изучить причины отставания учащихся в обучении, их низкой дисциплины. Такими причинами могут быть отсутствие единых требований со стороны учителей, преподающих учебные предметы в данном классе, перегрузки учащихся домашними заданиями, разрыв между теоретическими знаниями и формированием умений и навыков и др.

3. Предметно-обобщающий контроль применяется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллельных классах, или в целом по школе.

4. Тематически-обобщающий контроль используется для изучения работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Например: формирование основ экологической культуры на уроках естественнонаучного цикла; развитие познавательных интересов учащихся; использование технических средств обучения в процессе обучения и другие.

5. Комплексно-обобщающий контроль предусматривает получение информации об организации изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Эта форма контроля в основном является компонентом фронтального контроля.

Правильное использование руководством учебного заведения рассмотренных видов контроля позволяет получить разностороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса и на этой основе квалифицированно управлять педагогическим коллективом.

Формы внутришкольного контроля:

1. Коллективная. К контролю привлекают все степени управления: администрацию, руководителей кафедр, опытных учителей, учеников, родителей.

2. Взаимоконтроль. К контролю привлекают руководителей кафедр, опытных учителей и классных руководителей через наставничество, взаимопосещения учебных занятий и воспитательных мероприятий.

3. Самоконтроль. Делегируется опытным учителям и классным руководителям с обязательным периодическим отчетностью предложенным схемам.

4. Административный плановый контроль. Осуществляют директор, его заместители, руководители кафедр в соответствии с планом внутришкольного контроля.

5. Административный регулировочный (внеплановый) контроль. Осуществляют директор и его заместители в случае возникновения непредвиденных планом проблем.

Методы внутришкольного контроля:

I. Методы контроля результатов. Разнообразие методов оценки результатов обусловлена разнообразием процессов в учебном заведении, каждый из которых имеет свои результаты и методы измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга.

Результаты многих процессов прежде всего сложно обнаружить и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности, а именно полноты, прочности, обобщенности, системности, знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задачи, в том числе и тестовые. Значительно сложнее с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо.

Для оценки уровня интеллектуального развития используют тест умственного развития. Используют также экспертные оценки определения сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и тому подобное.

II. Методы контроля состояния процессов. Основными из них являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и т.п.), хронометраж, изучение документации. Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, нужно установить их причины. Здесь может быть использована и беседа с педагогом, и проверка документации и тетрадей учеников и классного журнала, и наблюдение за работой педагога на уроке.

1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и одновременное его анализ. Особенности непосредственного наблюдения состоит в том, что контролирующий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи по его коррекции перед самым педагогом. Методы наблюдения учебных и воспитательных занятий позволяет выявить состояние преподавания учителем учебного материала, правильность выбора типа урока, форм и методов работы на уроке, способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и т.д., умение организовать и провести воспитательные мероприятия, а также увидеть их влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычное наблюдение и анализ осуществляются главными результатами, фиксируются педагогом в качестве основной цели. Необходимыми результатами выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом учебного заведения, а также цели устранения недостатков, выявленных в процессе осуществления предварительного контроля.

Однако метод наблюдения не универсальный, далеко не все можно увидеть и услышать. В связи с этим он используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросам, изучением документации и хронометруванням процесса наблюдения.

2. Устная проверка. Это самый распространенный метод проверки знаний учащихся. В ходе ее является возможность выявить не только знания учеников по тому или иному предмету, темы, но и самостоятельность мышления, логику изложения материала, сформированность связной речи, особенности памяти и т.

Устная проверка знаний учащихся дает возможность сразу же увидеть качество усвоения учащимися учебного материала. Вместе с тем, она имеет и свои недостатки: 1) не способствует выявлению умений и навыков учащихся; 2) во время устного индивидуального опроса нет возможности выявить знания всех учащихся класса, а только отдельных (5-6 учеников). Поэтому устную проверку нужно сочетать с другими методами.

3. Метод письменного проверки дает возможность за один урок или часть урока проверить качество знаний, умений и навыков всех учеников класса. Этот метод более объективен по сравнению с устной проверкой, поскольку дает возможность видеть каждую неточность. Однако, письменная проверка имеет и свои недостатки: отсутствие живого контакта с учеником в процессе проверки, проверяя не могут проследить за развитием связной речи ученика, логикой рассуждения.

4. Метод изучения документации и планов. Это могут быть планы работы учебного заведения, его структурных подразделений, органов управления учреждением (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические и поурочные планы и тому подобное.

Реализация образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся; в отчетах педагогов, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и в личных делах учащихся, протоколах, решениях органов управления учебного заведения, в тетради замены больных педагогов и другой документации. Для фиксации других процессов также используются специальные документы: планы самообразования педагогов, тетради заявок и учета работы рабочих по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечного обслуживания учащихся, медицинские карты учащихся и т.

Метод изучения документации, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью в короткие сроки можно проверить значительный объем работы учебного заведения. Однако этот метод не позволяет установить, насколько зафиксированы в документах факты соответствуют действительности и установить возможные погрешности.

5. Социологические методы (интервью, беседа, анкетирование). Интервью состоит в том, что в этом разговоре присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного. Беседа в отличие от интервью предполагает, что две лица, принимающие в ней участие, находятся примерно в одинаковом положении - как тот, кто задает вопросы, так и тот, кто на них отвечает. Анкетирование - это письменный вид опроса, характеризуется удобством и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мыслей широкого круга респондентов, однако не дает основательной и детальной информации.

6. Тестирование - это метод психологической диагностики, основанный на использование тестов - системы стандартизированных задач, направленных на измерение уровня развития определенной психологической характеристики личности. К достоинствам тестирования отнесено возможность получения сопоставленных данных в больших массивах изучаемого материала. К недостаткам - невозможность выявить, как и за счет чего был достигнут полученных в процессе тестирования результатов.

Отчёт по организации внутришкольного контроля

в 2016-2017 учебном году

МБОУ «Бабушкинская средняя школа»

Основной задачей управленческой деятельности школы является осуществление внутришкольного контроля со стороны администрации.

Контроль осуществляется в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом;

Новой системой оплаты труда;

Законом РФ “Об образовании”;

Конвенцией о правах ребенка;

Типовым положением об образовательном учреждении;

Уставом школы;

Образовательной программой и Программой развития школы;

Положением о внутришкольном контроле;

Положением о мониторинге качества образования;

Положением об оценке индивидуальных достижений обучающихся (портфолио);

Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами работы школы.

Основные цели внутришкольного контроля :

1. Обеспечить управление деятельностью по эффективному внедрению ФГОС.

2. Обеспечить выявление и обобщение передового опыта по формированию новых компетенций учителя.

3. Организовать сбор и обработку информации о состоянии качества образования, учебных достижениях обучающихся, педагогов и деятельности школы.

Основные задачи внутришкольного контроля :

1. Периодическая проверка выполнения требований образовательных программ по предмету. Корректировка тематического планирования образовательных программ.

2. Систематический контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно-обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы.

3. Поэтапный контроль за процессом усвоения знаний обучающимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний.

4. Оказание помощи учителям в учебно-воспитательной работе и совершенствование ими своего педагогического мастерства.

5. Изучение и обобщение опыта работы учителей. Оказание помощи в подготовке материалов к аттестации педагогических работников.

6. Совершенствование организации образовательного процесса.

7. Анализ достижений в обучении и воспитании для прогнозирования перспектив развития школы.

8. Корректировка управленческой и педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты внутришкольного контроля:

Повышение мотивационного образовательного поля учащихся;

Создание условий для успешной социализации учащихся и выпускников школы;

Получение полной информации о результатах учебной деятельности учащихся;

Оперативная коррекция деятельности учителя с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности;

Достижения качества образования обучающихся, удовлетворяющее социальным запросам;

Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;

Создание творческого педагогического коллектива;

Субъекты и объекты педагогического мониторинга.

Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (учителя, ученики, родители и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Объектами мониторинга является образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Источниками информации для проведения ВШК являются: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, рабочая программа по предмету, контрольная работа, личные дела учащихся.

Способы сбора информации: посещение и анализ уроков, беседы, отчёты классных руководителей по классу, отчёты учителей по предмету, информационные карты педагогов, использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

Документация.

При осуществлении внутришкольного контроля имеется следующая документация:

План внутришкольного контроля;

Отчет о выполнении внутришкольного контроля;

Журнал контроля, справки, акты по проверке.

Основными направлениями контроля учебно-воспитательной работы являются:

Контроль за выполнением закона «Об образовании» и Устава школы;

Контроль за ведением документации;

Контроль работы педагогических кадров;

Контроль состояния знаний, умений и навыков учащихся;

Контроль состояния преподавания учебных дисциплин;

Контроль за методической работой и инновационной деятельностью учителей;

Контроль выполнения Федерального государственного образовательного стандарта;

Контроль подготовки к государственной итоговой аттестации;

Контроль материально-технической базы,

Контроль работы с учащимися и их родителями,

Контроль внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

Мониторинг учебных достижений обучающихся нашей школы включает в себя:

В плане ВШК используются следующие виды контроля знаний:
- текущий;
- тематический;
- персональный;
- классно-обобщающий;
- оперативный;
- итоговый.

Во время контроля используются различные методы:

Беседа;
- наблюдение;
- изучение документации;
- устные и письменные опросы;
- тестирование;
- анкетирование.

По всем направлениям контроля на каждый месяц были спланированы конкретные мероприятия и по результатам каждого контроля составлены отчеты, справки, информации и т.д. Вся вышеуказанная документация по мере завершения мероприятий по контролю составлялась и складывалась в отдельную накопительную папку «Внутришкольный контроль, 2016-2017 учебный год».

Так, по направлению контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся проверялась готовность учащихся к школе, адаптация 1-х, 5-х классов и социализация 10 класса к условиям школы, сформированность общеучебных умений и навыков у учащихся, работа с неуспевающими и слабоуспевающими детьми, изучалась эффективность применения разных форм и методов работы по развитию практических навыков учащихся, проверялось выполнение учебных программ, проверялась готовность материалов к промежуточной аттестации обучающихся и уровень подготовленности выпускников к сдаче ЕГЭ и к ГИА-9.

Анализируя выполненную работу можно отметить, что сформированность общеучебных умений и навыков находится на удовлетворительном уровне, анализ проведённых работ в рамках промежуточной аттестации показал, что большинство учащихся успешно усваивают школьный материал, учебные программы учителями выполнялись согласно календарно-тематическим планам, отклонении от планов произошли по причине выходных праздничных дней; выпускные 9-е и 11 класс выходят на ГИА, учебный процесс у них заканчивается на неделю раньше, чем в переводных классах.

При отсутствии бумажных классных журналов в 2016-2017 учебном году на контроль выносилось заполнение электронных журналов. Проверялась своевременная запись темы проведённых уроков, выставление отметок в текущей успеваемости, за четверти, полугодия, год и оценивание результатов промежуточной аттестации. При контроле ведения школьной документации проверялось качество заполнения журналов на начало учебного года и по итогам каждой четверти, проверка журналов факультативной и кружковой работы, качество ведения дневников учащихся, качество ведения рабочих и контрольных тетрадей по предметам, заполнение личных дел обучающихся. Необходимо отметить, что журналы учителями заполнялись своевременно, однако были и некоторые замечания в адрес отдельных педагогов. Те замечания, которые можно было устранить - своевременно устранялись. Рабочие и контрольные тетради учащимися ведутся в большинстве случаев аккуратно, выявленные замечания и пожелания по устранению отражены в справках по контролю. По проверке дневников обучающихся можно отметить несвоевременную заполняемость, не все текущие оценки выставляются в дневники. С электронными журналами научились работать все педагоги, но часто возникают проблемы технического плана: отсутствие интернета, малая скорость загрузки, закрыт вход на сайт из-за устранения неполадок.

По осуществлению контроля за состоянием преподавания учебных предметов администрацией школы было организовано посещение уроков учителей школы с целью проверки реализации ФГОС ОО, готовности участия обучающихся в предметных олимпиадах по учебным предметам, готовности выпускников к итоговой аттестации и мониторингу качества образования в начальной школе, прохождение промежуточной аттестации, в том числе, по форме самообразования. За 2016 - 2017 учебный год посетили:

Директор школы _______________ - 23 урока и 13 мероприятий, всего - 36

Заместитель директора по УВР ________________ - 62 урока и 37 мероприятий, всего - 99

Заместитель директора по УВР _________________ - 8 уроков и 75 мероприятий, всего - 83

Заместитель директора по НОО ___________________ - 44 уроков и 38 мероприятий, всего - 82

Общее количество посещённых уроков, занятий и мероприятий руководителями

МБОУ «_______________ средняя школа» за 2016 - 2017 учебный год - 300

По результатам этой формы контроля составлялся анализ уроков и результаты отражались в справке по итогам контроля. Необходимо отметить, что учителя проводят свои уроки методически грамотно, используют различные технологии и формы проведения уроков. По результатам пробных экзаменов, олимпиад школьного, муниципального и областного уровней, промежуточной аттестации имеются протоколы с результатами проверки.

При проведении контроля за работой педагогических кадров проверялись рабочие программы по предметам, тематические планы учителей, проверялась их работа внутри МО, проверялись материалы для промежуточной аттестации, составленные учителями. Осуществлялся контроль над эффективным использованием оборудования в кабинетах физики, химии и биологии, эффективным использованием ИКТ. Рабочие программы учителей соответствуют требованиям, материалы для промежуточной аттестации составлены грамотно.

При контроле за внеурочной и внеклассной работой проверялась кружковая работа в школе, проверялась работа по подготовке и проведению различных школьных мероприятий, в том числе проведение Всероссийской олимпиады школьников на уровне школы, района, области. По итогам необходимо отметить, что кружковая работа в школе велась в течение года на хорошем уровне: все кружковые занятия проводились согласно расписанию. Учащиеся исправно посещали кружковые занятия, журналы кружковых занятий заполнялись регулярно. Школьные мероприятия проводились интересно, оригинально, учащиеся и учителя активно участвовали. Вся необходимая документация заполнялась в срок.

По направлению «работа с учащимися и их родителями» ежедневно проверялась посещаемость учащимися учебных занятий, выполнение положения о внешнем виде. Контролировалось также проведение родительских собраний, классных часов и общешкольных мероприятий. В целом учащиеся исправно посещали школу, администрацией постоянно отслеживались опоздания на уроки, пропуски уроков, внешний вид обучающихся, замечания отражались в журнале дежурства, проводились индивидуальные беседы с нарушителями и вызовы на заседание Профилактического Совета. По данным вопросам администрация школы вела активную разъяснительную работу с учениками и родителями, в сложных ситуациях направляли ходатайства в комиссию при Администрации района.

В течение учебного года постоянно проверялась организация индивидуального обучения детей на дому, контроль за проведением промежуточной аттестации детей, осуществляющих освоение программ основного общего образования в форме семейного образования - замечаний нет. Кроме этого осуществлялся контроль за деятельностью МО, работой методического совета и проведением методической работы в школе.

Результаты ВШК обсуждались на совещаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг учебной и воспитательной деятельности обеспечивает администрацию школы необходимой объективной информацией, позволяет соотносить результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность, устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы, обеспечить дальнейшее совершенствование образовательного процесса в соответствии с задачами программы развития школы с учетом индивидуальных особенностей обучения учащихся, их интересов, образовательных возможностей, состояния здоровья.

В целом по итогам внутришкольного контроля за 2016-2017 учебный год справедливо отметить, что деятельность педагогического коллектива осуществлялась в соответствии с законом Российской Федерации «Об образований», Типовым положением об общеобразовательном учреждений, Уставом школы, положением о промежуточной и итоговой аттестации и локальными актами школы. Выявленные недостатки проанализированы и при составлении плана-графика внутришкольного контроля на будущий год будут обязательно учтены.

Заместитель директора по УВР _____________(ФИО)

Проблема классификации видов, форм и методов внутришколь­ного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в тео­рии и практике и продолжающимся поиском ее оптимального ре­шения. В книге М.Л.Портнова "Труд руководителя школы" выде­ляются три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Н.А.Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный, персо­нальный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.

Среди педагогов - теоретиков и практиков широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, пред­ложенная Т.И.Шамовой. Эта классификация структурно выдер­жана, логична, удобна в практическом использовании, и, главное, виды и формы контроля в полной мере отвечают природе цело­стного педагогического процесса. В ней выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или стар­шей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержа­ние тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глу­боко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объеди­нения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, боль­шого количества проверяющих при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении ат­тестации, изучаются все направления его работы - учебной, вос­питательной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспек­ты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, орга­низация образовательного процесса, работа с родителями, финан­сово-хозяйственная деятельность и др.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы.*

* См.: Внутришкольное управление. - С. 100 - 102.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельно­го учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов скла­дывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персо­нальный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающий контроль применим при изучении сово­купности факторов, влияющих на формирование классного кол­лектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предме­том изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуа­лизации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисци­плины и культуры поведения и др.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случа­ях, когда изучается состояние и качество преподавания отдель­ного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представителя как администрации, так и методических объеди­нений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. На­пример: использование краеведческого материала в процессе обу­чения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.

Комплексно-обобщающий контроль используется при осу­ществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В названии форм контроля повторяется термин "обобщающий". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управле­ния педагогическим процессом, обеспечивающей его досто­верной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического ана­лиза, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, бе­седы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагно­стические методы, т.е. такие методы, которые позволяют полу­чить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положе­ние дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается коли­чественная и качественная характеристика учебно-воспитательно­го процесса. К учебно-педагогической документации школы от­носятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела уча­щихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета бланков и выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и сереб­ряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и пе­дагогического совета, книга приказов по школе, книга учета пе­дагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт перечисления школьной документа­ции говорит о многообразии и богатстве информации, получае­мой в процессе ее использования. Школьная документация со­держит информацию за несколько лет, при необходимости мож­но обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный ана­лиз, особенно ценный для прогностической деятельности.

Устный и письменный контроль наиболее часто применяются в школьной практике. Однако при всей их доступности и легко­сти использования ограничиться только ими нельзя. В школьной практике применяются также социологические методы сбора ин­формации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюиро­вание, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позво­ляют быстро получить интересующую проверяющего информацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режи­ма работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, ско­рости чтения и др.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного кон­троля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование раз­нообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение пред­ставителей администрации, учителей, работников органов управ­ления образованием.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные компоненты управленческой культуры руко­водителя образовательного учреждения.

2. Каковы основные функциональные обязанности руководителей общеобразовательной школы? В каких документах определены обязан­ности должностных лиц?

3. В чем состоит роль и каково содержание педагогического анализа в управлении школой? Что является объектом педагогического анализа?

4. Проанализируйте различные виды планов работы школы. В чем заключается их взаимосвязь?

5. Во время лабораторных занятий в школе познакомьтесь с содер­жанием годового плана работы школы. Проанализируйте содержание основных разделов плана.

6. Каково основное содержание организаторской деятельности руко­водителей школы?

7. Дайте характеристику деятельности педагогического совета шко­лы, совещания при директоре школы, ученического комитета.

8. Как связан контроль и регулирование с другими функциями внутришкольного управления? Какие используются методы внутришкольного управления?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991.

Кобзарь Б.С. Управление школой продленного дня. - Киев, 1988.

Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. - М., 1986.

Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. - М., 1982.

Портнов М.Л. Труд руководителя школы. - М., 1984.

Раченко И.П. НОТ учителя. - М., 1989.

Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М.; 1979.

Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. - М., 1992.

Фролов П.Т. Школа молодого директора. - М., 1988.

Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности Педагогический коллектив школы Семья как специфическая педагогическая система Психолого-педагогические ос­новы установления контактов с семьей школьника Формы и методы ра­боты учителя, классного руководителя с родителями учащихся

1. Понятие о внутришкольном контроле. Контроль – важнейшая управленческая задача. Внутришкольный контроль - всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в школе в целях координации всей ее работы в соответствии со стоящими перед ней задачами, предупреждения возможных ошибок и оказания необходимой помощи педагогическому коллективу.

Контроль не пользуется любовью, но объединяет и контролирующих и контролируемых.

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Контролировать может только тот, кто знает, что должно быть, и своевременно делает это знание достоянием других.

Цель контроля: - не «поймать», «уличить», «схватить»; а в том, чтобы выработать желаемую линию поведения, определенный образ действии, т.е. контроль предполагает сравнение не только результатов с целью, но и самого процесса с желаемым его состоянием.

Контроль направлен на помощь, на выявление положительного, коррекцию настоящего в соответствии с (будущим) планируемым. При таком подходе исчезают страхи.

В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.

Различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактических достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Почему необходим контроль?

1. Наличие неопределенности в планах и организационных структурах (изменение законов, социальных ценностей, технологий, условий и пр. переменных дисциплин окружающей среды; человеческий фактор).

2. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций (возможность ошибок и недочетов при сборе информации, анализе, планировании и пр.).

3. Поддержание успеха.

4. Взаимосвязь контроля со всеми функциями управления.

Цель внутришкольного контроля - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям, что, в свою очередь, приведет к совершенствованию деятельности образовательного учреждения, повышение мастерства учителей, улучшение качества образования в школе.

Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремлённым. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении совета, методических объединений, кафедр, творческих групп и др.


2. Принципы внутришкольного контроля:

Предупредительный характер,

Планомерность,

Обоснованность,

Всесторонность,

- системность (если контроль будет эпизодическим, то продуктивность его резко снижается),

Теоретическая и методическая подготовленность.

В современной теории внутришкольного управления выделяют принципы эффективного внутришкольного контроля :

Стратегической направленности контроля;

Соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации);

Соответствия нормативам (например, требованиям ГОСО);

Контроля по критическим точкам;

Существенных отклонений;

Действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации);

Своевременности, простоты и экономичности контроля.

Кроме того можно выделить ряд принципов с позиций гуманистического подхода в управлении образованием:

принцип поиска позитивного. Если контролирующий будет настроен на получение позитивного результата контроля, будет отмечать успехи в работе педагога в первую очередь, то диалог между ним и контролируемым об устранении недостатков в работе станет более продуктивным;

принцип контроля за достижением цели. Бессмысленно осуществлять контроль за процессом функционирования, циклично повторяя формы и темы контроля. Контроль должен быть нацелен на получение информации о достижении цели и задач учреждения;

принцип активной позиции педагога к системе внутришкольного контроля: перевод внешнего контроля на внутренний уровень: взаимоконтроль и самоконтроль;

принцип гласности и открытости контрол я. Результаты контроля – как позитивные, так и негативные, должны стать известны всему коллективу. В этом случае каждый член коллектива может самостоятельно оценить себя или отметить свои ошибки по отношению к общим критериям.

3. Объекты, виды, формы внутришкольного контроля .

Объекты внутришкольного контроля:

Учебный процесс,

Воспитательный процесс,

Методическая работа,

Научная и экспериментальная деятельность,

Психологическое состояние детского и педагогического коллективов,

Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.

Виды внутришкольного контроля :

По признаку исполнителя контроля (коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, административный плановый и неплановый);

По охвату объектов контроля (классно-обобщающий - анализ работы учителей и учащихся в одном классе, фронтальный - глубокое изучение и анализ общего состояния дел по всем направлениям, тематический - глубокое и всестороннее изучение состояния учебно-воспитательного процесса по конкретному направлению, персональный - всесторонний анализ деятельности отдельных учителей, обзорный - анализ общего состояния дел в школе без их глубокого изучения); по месту в процессе управления (текущий, предварительный, промежуточный, итоговый).

Методы внутришкольного контроля:

Посещение и анализ уроков и воспитательных занятий,

Анализ школьной документации и работ учащихся, беседы с учителями, учащимися и их родителями;

Проведение административных контрольных работ и опросов учащихся по программному материалу;

Анкетирование, тестирование, хронометраж и др.

Формы контроля : обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный, классно-обобщающий.

Обзорный контроль – выявление общего состояния дел: профессиональный уровень педколлектива на начало года; работа над проблемной темой по истечению определенного срока; ознакомление вновь назначенного руководителя с работой общешкольного коллектива; человеческие, материальные и финансовые ресурсы и др.

Предварительный контроль используется в работе с начинающими или вновь прибывшими в педколлектив учителем. Цель контроля предупредить возможные ошибки в работе учителя, например, при изучении сложной темы. Контроль используется для оказания воздействия на эффективность труда учителя.

Персональный контроль позволяет руководителю длительно работать с отдельным учителем с целью повышения его педагогического мастерства. Целью ПК может стать достижение необходимой требовательности и систематичности в работе отдельного учителя.

Тематический контроль предусматривает проверку отдельных тем, выполнения учебно-воспитательных задач. Цель ТК – отработка и утверждение в практической деятельности каждого учителя современных требований к учебно-воспитательному процессу, внедрение эффективных форм и методов работы.

Фронтальный контроль - ознакомление с системой работы одного учителя, группой учителей или целого методического объединения (кафедры).

Классно-обобщающий контроль - форма, позволяющая руководителю выяснить воздействие разных учителей на учащихся одного класса и методом сравнения определить глубину этого воздействия.

Условия эффективности контроля:

1. Стратегическая направленность контроля.

2. Ориентация на результаты.

3. Своевременность контроля.

4. Экономичность контроля.

5. Достоверность информации о положении дел в школе.

6. Действенность контроля, оказание своевременной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение передового педагогического опыта.

7. Высокая культура проверяющих, их компетентность

Контроль за результатами.

1. Что было выполнено из задуманных задач, целей?

2. Насколько модель соотносится с реальностью?

3. Какие параметры не совпадают?

4. Почему? В чем причина?

5. Где произошел срыв? На каком этапе процессе? Каковы внутренние и внешние причиной? Какая дополнительная информация нужна?

6.Какие коррективы нужно внести в процесс?

7. Какие коррективы нужно внести в перспективный план?

8. Что нужно внести в текущее планирование?

Недостатки контроля руководителя:

Несформированность системного подхода к явлениям и процессам;

Недостаточная компетентность (эрудиция);

Неумение выделять проблемы и их решать.

Неумение работать с людьми:

Управленческий аспект;

Психологический аспект;

Какие выводы я должен сделать? 7 ошибок, вызывающих раздражение:

1. Контроль не должен ограничиваться инцидентами.

2. Тотальный контроль порождает небрежность.

3. Скрытый контроль вызывает только досаду.

4. Контролируйте не только любимый участок.

5. Контроль – не проформа.

6. Не контролируйте из недоверия.

7. Не держите своих выводов при себе.